Человеческие ценности: история поколений. Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Избранное в Рунете

Максим Руднев

Руднев Максим Геннадьевич – кандидат социологических наук, научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ.


Рональд Инглхарт, своего рода «селебрити» в мире социальных наук, известен как создатель теории постматериалистического сдвига в современном обществе и организатор Всемирного исследования ценностей. Основная цель рецензируемой работы - оформление уже высказанных ранее идей и выводов, полученных на основе эмпирических исследований, в рамках теории «человеческого развития». Возможно, не все согласятся с идеями, изложенными в этой книге, но уж точно всех она спровоцирует на полезные размышления.

Рецензия на книгу: Ronald Inglehart, Christian Welzel. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge University Press, 2005 (Модернизация, культурные изменения и демократия / Инглхарт Р., Вельцель К. — М.: Новое издательство, 2011. — 464 с.)

<…> Рональд Инглхарт — сво­его рода «селебрити» в мире социальных наук. Известен он прежде всего тео­рией постматериалистического сдвига в западных индустриальных обще­ствах и организацией Всемирного исследования ценностей (World Values Survey). Кристиан Вельцель — давний соавтор Инглхарта и вице-президент Всемирного исследования. <…>

Свои исследования Инглхарт начал более 30 лет назад и на основе регу­лярных европейских опросов сделал вывод о «тихой» революции, которая происходит среди населения нескольких стран Западной Европы и заключа­ется в том, что ценности материализма постепенно вытесняются ценностя­ми постматериализма. Затем, в 1981 г., было организовано Европейское ис­следование ценностей (European Values Study), к которому в начале 1990-х присоединились десятки стран по всему миру и был проведён, пожалуй, самый масштабный соцопрос за всю историю — в его рамках были обсле­дованы репрезентивные выборки населения 97 стран мира. Такие опросы проводятся каждые пять лет, многие страны участвовали в них уже не раз, и это позволяет отслеживать изменения ценностей, установок и мнений, в некоторых случаях — в течение 30 лет. Приятной особенностью опроса яв­ляется то, что его данные открыты для всех желающих, их можно свободно скачивать с сайта www.worldvaluessurvey.org, делать собственный анализ и перепроверять результаты исследований Инглхарта.

В исследованиях Инглхарта прослеживается эволюция, в которой можно выделить три этапа. Первый заключался в разработке теории «тихой рево­люции» и выведении ценностного измерения материалистических и пост­материалистических ценностей , второй — в концепции модернизации — постмодернизации и третий — в развитии теории человеческого развития . Каждая из упомянутых работ является итогом и обобще­нием очередного этапа исследований, она во многом повторяет все предыдущие, описывая представ­ления Инглхарта и его соавторов о ценностных и демократических изменениях. Книга, о которой здесь пойдёт речь, — последняя на данный момент версия идей её авторов.

Теория модернизации и постмодернизации, или теория двух сдвигов, разработанная в предыдущих трудах Инглхарта, интуитивно очень понятна: она основывается на различии трёх поколений людей, выросших в традиционном, переходящем к индустриализации и индустриальном обществах. Те, кто вырос там, где проблематично получение основных благ (таких, как пища, жильё, безопасность), ста­новятся людьми с ценностями выживания. При этом если они живут в условиях индустриализации, развитие которой обещает им наличие этих благ, они становятся людьми с секулярно-рациональными ценностями, то есть высоко ценят авторитет, рациональность, порядок, безопасность. В отличие от поколения своих родителей, выросших в традиционном обществе, где получение блага связывалось с сохранением существующего и со сверхъестественными силами, эти люди демонстрируют сдвиг к секулярным и рациональным ценностям. Это Инглхарт назвал модернизационным (первым) сдвигом. Поколение детей таких людей, выросшее в условиях, в которых наличие еды, жилья и других основных благ казалось само собой разумеющимся, становится людьми с несколько более широким горизонтом, чем забота о выживании, порядке и уважении авторитетов, среди них приобретают популярность идеи толерантности, гражданского участия, защиты природы и самопознания. Такие ценности Инглхарт называет ценностями самовыражения, а их отличие от секулярно-рациональных ценностей предыду­щего поколения — постмодернизационным сдвигом. Последний закономерным образом приводит к появлению или повышению качества демократии в стране. Именно так, с большим количеством под­робностей и исключений (страны — экспортеры нефти, коммунистические страны и др.) и выглядели основные выводы Инглхарта в 1997 г. в его самой известной книге (Modernization and Postmodernization» («Модернизация и постмодернизация») .

Основная цель рецензируемой книги (и авторы этого не скрывают) — это оформление уже имеющихся идей и выводов, полученных на основе эмпирических исследований, в рамках солидной теории чело­веческого развития, разработанной в работах Амартии Сена (Amartya Sen). Суть этой теории состоит в том, что развитие — это усиление человеческого выбора (то есть — грубо — возможности выби­рать, как жить и что делать), поскольку «человеку по определению присуще стремление к свободе» [с. 21]. Теория включает в себя три компонента, обеспечивающих человеческий выбор: социально-экономическое развитие, рост эмансипирующих ценностей и работающую демократию. Социально-экономическое развитие (социальная мобильность, разделение труда и повышение благосостояния) даёт человеку индивидуальные ресурсы, которые являются объективными средствами для реализации свободного выбора. Эмансипирующие ценности (они же — ценности самовыражения) обеспечивают мотивацию выбора, то есть желание выбирать. Работающая демократия воплощает институционализацию человеческого выбора, обеспечивая его как на уровне норм, так и на уровне реальных действий. Первый компонент даёт возможность выбирать, второй — желание выбирать, третий — гарантирует право свободного выбора. Человеческое развитие обществ, по мнению авторов, означает расширение человеческого выбора на массовом уровне. В главе 6 приводятся различные доказательства того, что свобода выбора «укоренена в человеческой психологии», поскольку связана с субъективным благопо­лучием, и «обусловлена самой природой человека», так как многими другими исследователями были обнаружены взаимосвязи с измерениями коллективизма — индивидуализма.

Для лучшего понимания Инглхарт и Вельцель иллюстрируют свои идеи с помощью следующей схемы, показывающей, как, по мнению авторов книги, выглядит логика человеческого развития [с. 200]:

Экономические изменения (жизненная защищённость) —> Культурные изменения (ценности самовыражения) —> Политические изменения (демократические институты)

Доказательству правильности этой схемы собственно и посвящена большая часть книги. Первая часть книги отдана описанию изменения ценностей и доказательству того, что его причинами является эко­номическое развитие, вторая часть посвящена последствиям изменения ценностей, а точнее — опи­санию первичности ценностей над политическими изменениями и сопровождающими эти изменения процессами.

Причины изменения ценностей, как следует из схемы, — в экономическом развитии страны. Однако эти изменения происходят не как мгновенная реакция масс на состояние экономики, а через смену поколений. Ключевое значение здесь играет степень экономической защищённости в период форми­рования ценностей; предполагается, что в течение остальной жизни человека ценности существенно не меняются. Авторы демонстрируют взаимосвязь величины межпоколенческого ценностного разрыва со скоростью социально-экономического развития страны; удачными примерами являются Испания и Южная Корея. При этом позднее уточняется, что «объём изменений... зависит сразу от двух факторов: смены поколений и эффекта специфики периода» [с. 198].

Для изучения ценностей авторы вывели два индекса на основе факторного анализа: (1) традицион­ные — секулярно-рациональные ценности и (2) ценности выживания — самоутверждения. С раз­витием экономики в индустриальных странах усиливаются секулярно-рациональные и ослабевают традиционные ценности, в постиндустриальных странах — усиливаются ценности самовыражения и ослабевают ценности выживания. Рассматривая изменения в целом, авторы отмечают, что в более богатых странах ценности меняются значительно быстрее, чем в бедных, благодаря чему ценностный разрыв между этими странами усиливается с каждым годом.

Авторы демонстрируют настолько высокие корреляции с различными характеристиками стран, что решаются сделать предсказания значений по своим ценностным измерениям, в том числе для стран, не вошедших в выборку. Ценности предсказываются по значениям душевого ВВП, доли сектора услуг в экономике, количества лет, проведённых в коммунистическом режиме, и принадлежности к культур­ной зоне. Под культурной зоной подразумевается историческая принадлежность страны к религиозной конфессии (например, православие), либо к философским учениям (например, конфуцианство). Имен­но эти факторы и являются, по сути, ключевыми причинами возникновения тех или иных ценностей (а не только экономическое развитие, как было показано в схеме).

Во второй части книги выдвигается тезис о том, что распространение ценностей самовыражения свя­зано с усилением эмансипационных настроений, которые складываются из недоверия к авторитетам, увеличения равенства полов и возникновения действий, направленных против политической элиты (подписание петиций и участие в митингах). «Сами по себе эти ценности не создают демократические институты и не придают им эффективность. Однако. способствуют коллективным действиям, фор­мирующим и поддерживающим демократию» [с. 307].

Авторы обсуждают проблему причинно-следственной связи между демократией и распространением ценностей самовыражения (секулярно-рациональные ценности здесь не обсуждаются). Основная ги­потеза состоит в том, что «распространение ценностей самовыражения побуждает людей требовать создания институтов, позволяющих им действовать в соответствии с собственным выбором. Соот­ветственно, ценности самовыражения мотивируют людей к обретению гражданских и политических прав, лежащих в основе либеральной демократии» [с. 223]. В случае авторитарного режима элита мо­жет некоторое время сопротивляться, но при этом управление становится крайне неэффективным и затратным, и, в конце концов, она либо начинает реформы, либо свергается диссидентами. Коррупция сокращается как под давлением народа с эмансипационными ценностями, так и под влиянием той части элиты, которая сама имеет те же ценности. При этом институционализированные права сами по себе (то есть без экономической базы) не приводят к появлению эмансипационных ценностей (напри­мер, в Индии): «Авторитарный политический режим может в одночасье смениться демократическим, однако от нищеты к процветанию или от культуры, акцентирующей ценности выживания, к привер­женности ценностям самовыражения страны идут десятилетиями» [с. 308]. И наоборот, эмансипаци­онные ценности могут существовать и без демократии, без институционализации прав, как, например, в Чехословакии.

На основе высоких корреляций ценностей самовыражения с наличием и качеством демократии в раз­личных странах авторы отождествляют ценности самовыражения с «продемократической культурой», довольно убедительно доказывая, что эти ценности возникают до появления демократии (или до её улучшения). Для доказательства первичности ценностей самовыражения авторы книги выстраивают специальные модели причинно-следственных связей, а также дотошно анализируют и опровергают существующие на этот счёт противоречивые тезисы. Отдельные главы посвящены сравнению влияния на возникновение демократии массовых ценностей в противовес влиянию элит, внешних сил (напри­мер, СССР по отношению к Чехословакии), а также связи ценностей самовыражения с показателями гендерного равенства.

Нужно ли читать эту книгу? Безусловно. Среди социологических и политологических фундаменталь­ных работ на русском языке нечасто встретишь подобный образец в высшей степени тщательного ана­лиза. Книга представляет собой уникальное сочетание дотошного эмпирического исследования и не менее сильной проработки теоретической литературы (обычно заметен перевес либо эмпирики, либо спекулятивности). Каждый эмпирический вывод авторы встраивают в общую канву рассуждений, и, в то же время, всякое спекулятивное суждение стремятся подкрепить цифрами. Несколько тезисов, укладывающихся в трёх предложениях, авторы многократно проверяют и перепроверяют, убеждая чи­тателя в их истинности.

Важная функция этой книги в том, что она, не отрицая индивидуальности и специфики каждой страны, доходчиво и убедительно демонстрирует существование универсальных закономерностей развития. Хотя Россия не всякий раз оказывается в общемировом тренде взаимосвязи различных переменных, в большинстве случаев она всё-таки тоже подчиняется общим закономерностям.

Книгу завершает короткий текст, похожий на манифест человеческого развития, который оканчивается словами: «Прогресс и человеческое развитие... к этому следует стремиться» [с. 436]. Именно на этот аспект работы — стилистический — и направлен первый пункт нашей критики. Людям, привыкшим к академизму изложения, книга может показаться излишне дидактичной. При её чтении возникает ощу­щение, что авторы не столько выдвигают и проверяют гипотезы, рассуждают о вариантах интерпрета­ции данных, сколько пытаются убедить читателя в своей правоте, и цифры — лишь подтверждение их идей. Не случайно выше мы говорим о том, что авторы доказывают свои тезисы, а не проверяют свои гипотезы, — именно такое ощущение оставляет книга.

Большое количество своих тезисов авторы проверяют с помощью данных, строя многочисленные мо­дели и последовательно доказывая собственную правоту. Нужно быть невероятно педантичным, что­бы разобраться в этих моделях, поскольку за многими эмпирическими результатами стоит сложная и очень непоследовательно описанная методическая «кухня». Например, авторы убедительно показы­вают значимость и высокий уровень взаимосвязи между своим показателем ценностей самоутверж­дения и всевозможными характеристиками стран. Однако после главы 2, в которой описан факторный анализ, авторы ни разу не вспоминают, что в этом показателе скрыт ряд интересных индикаторов. Здесь возникает ловушка терминов: авторы книги дают название какому-то фактору и при дальнейших рассуждениях отказываются возвращаться к отдельным показателям, что довольно часто вводит в за­блуждение как читателя, так и, вероятно, самих исследователей.

В то же время индекс ценностей самоутверждения представляет из себя индивидуальные значения фактора, в котором наибольшие нагрузки получили пять индикаторов: субъективное ощущение сча­стья, толерантность к гомосексуализму, подписание петиций, доверие окружающим и индекс постма­териализма («давать людям право голоса» и «защищать свободу слова» минус «поддерживать порядок в стране» и «бороться с ростом цен»). Как видно, этот список включает довольно много разнородных индикаторов, поэтому понять на уровне показателей, что же такое ценности самовыражения, доволь­но трудно, также трудно увидеть достоинства и недостатки списка индикаторов. Строго говоря, то, что авторы называют ценностями, ценностями не является. Их ценностные показатели построены на вопросах, фиксирующих, преимущественно, то, что в литературе обычно называется установками. Стоит также отметить, что и наиболее употребляемые термины не очень устойчивы: ценности само­выражения иногда получают название эмансипационных ценностей, а иногда вдруг отождествляются с гражданской культурой. Никаких формальных или даже просто рабочих определений основных тер­минов (кроме демократии) в книге не даётся, даже смысл ценностей самовыражения чётко не разъяс­няется. Запомните всего 3 буквы - rox казино и играйте в любимые лицензионные слоты.

Из-за множественности и разнородности индикаторов в расчётах и рассуждениях авторов возникает проблема частичной эндогенности, при которой друг на друга накладываются похожие индикаторы. Например, много говорится о связи ценностей самовыражения с политическим действием, однако в са­мом индексе самовыражения уже заложено как минимум одно политическое действие — подписание петиций. Авторы не обсуждают эту и многие другие методологические проблемы. Всю эту путаницу дополняет отсутствие по указанному в книге адресу методического интернет-приложения, на которое авторы многократно ссылаются .

Вообще, главное достоинство, но и главная проблема этого исследования в том, что другого такого нет, Всемирное исследование ценностей пока что одно в мире. Это означает, что любая проверка внешней валидности этих данных крайне проблематична и в лучшем случае лишь частично осуществима. Здесь возникает более глобальная проблема эндогенности данных: выводы, сделанные на основе Всемирно­го исследования проверяются с помощью того же самого исследования. Авторы сами формулируют вопросы анкеты и сами же их проблематизируют. В результате в книге мы видим почти одни подтверж­дения гипотез, а вместо опровержений — оговорки о надёжности подтверждения.

Организаторам Всемирного исследования ценностей удалось собрать информацию в десятках стран, и само по себе это замечательно, но стоит иметь в виду, какой ценой достигнут такой охват стран. С точки зрения современных методологических стандартов, во многих странах опросы могли быть проведены довольно небрежно. Часто их осуществляют случайные структуры, просто потому что с ними удалось установить контакт (нигде не упоминается о централизованном контроле выборок, ко­торые остаются на усмотрение местных организаторов), что может отражаться на репрезентативности выборок. Один из примеров — Китай, репрезентативность любых опросов в котором всегда находится под большим вопросом .

Другая проблема, возникающая при работе со среднестрановыми показателями (а именно на них и построены все выводы книги), состоит в том, что выборка стран — не случайная, и это в большой сте­пени ограничивает (если не запрещает) экстраполяцию выводов на всю совокупность стран мира. Это общая проблема международных исследований, и Всемирное исследование от неё не свободно.

Повторюсь, авторы книги не обсуждают перечисленные проблемы. К счастью, неискушённому чи­тателю они не кажутся важными, что и гарантирует дальнейшее благополучное существование Все­мирного исследования ценностей. Кроме того, значимость этого исследования и сделанных авторами выводов многократно превосходит наши мелкие замечания.

Благодаря своей стилистике книга приемлема для достаточно широкого круга читателей — от узких специалистов — социологов, политологов и философов — до общественных деятелей и журналистов. Интересна книга будет и приверженцам эмпирических исследований и чистым теоретикам. Возможно, не все согласятся с идеями, изложенными в этой книге, но уж точно всех она спровоцирует на полез­ные размышления.

Примечания:

Поскольку это важное интернет-приложение, мы, успешно скачавшие его несколько лет назад, позволили себе разместить это приложение на другой странице; ссылка на него такова: URL: http://www.scribd.com/doc/50402860 (дата последнего обращения 10.03.2011). — Здесь и далее примеч. автора.

Опросы 1991-2004 годов в России проводились под руководством Елены Башкировой (РОМИР, Башкирова и партнёры).

Inglehart R. 1977. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Inglehart R. 1990. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Inglehart R. 1997. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Welzel C., Inglehart R., Klingemann H.-D. 2003. The Theory of Human Development: A Cross-Cultural Analysis. European Journal of Political Research. 42: 341-379.


Доступ в ценностный диапазон мироздания.

Расширение картины мироздания, раскрытие поля возможностей, создание проявленных творений – всё это происходит, рождается одномоментно.

Есть точки, в которых совершаются переходы и происходит усиление возможностей слияния с пространствами совершенства. Сегодня один из таких дней, который может активировать и начать новый, более совершенный виток сознательной реальности, если выберете и шагнёте в ЭТО.

ЭТО не касается тех человеческих предпочтений, которые делят на «хорошее и плохое», совершают выборы «боль или радость», «чёрное или белое».

ЭТО гармоничное течение и равновесие в более высоких сферах сотворения, доступ к которым негласно всегда существует, но может перейти и в сознательное русло.

ЭТО другие акценты течения гармонии, где не существует разницы и человеческих аспектов.

Соприкасаясь с данными мерностями в такое время сознательно, вы способны переключаться из того, что знали, кем были, как привыкли себя ощущать и с чем идентифицировать, в другое, более развёрнутое состояние. Можно сказать, что ЭТО возвышенное, расширенное пространство мироздания, в котором есть проявленность сотворения.

Каждый из вас может думать, что он что-то знает, достиг, постиг в этой жизни (это может быть, действительно, так). В сравнении же с тем, что несёте в своём потенциале, это совсем немного, возможно даже, мельчайшая капля. Но любая капля частоты, которая складывается из осознаний и достижений, важна – она разбавляет всё остальное.

Иногда вы увлекаетесь тем, что идёте за чьим-то зовом. Вам кажется, что это ваш собственный зов, и берёте одну из иллюзий и начинаете играть ею в большем или меньшем аспекте, ключе. Тогда это становится частью вашего пространства. Когда берёте всё из этого, оно растворяется и исчезает.

Всё, что появляется в вашем поле зрения, заслуживает вашего внимания – особенно то, что хотите отторгать, от чего хотите отказаться. За тем внешним, что привлекает или отталкивает, лежит другое – то, что является частью вас самих, к чему стремитесь.

Когда стремитесь к чему-то, как вам кажется, «светлому» и отталкиваетесь от чего-то «тёмного», может оказываться так, что, отталкиваясь от «тёмного», отталкиваетесь от того света, который стоит за ним. Просто «тёмное» - это тот буфер, как микроэкзамен, который важно пройти, чтобы достичь того, к чему стремишься.

Микроэкзамены – это проверка на степень зрелости, на прочность – её всегда устраивает Мироздание. Это способ показать, что тебе нужно, что это имеет для тебя ценность.

О ценности в этом мире.

Они сейчас сужены до ценностей в различных направлениях. Особенно проявлена ценность материальных благ. Как бы ни был человек в индивидуальном сознании отключен от данной ценности, он, в любом случае, будет зависим, запитан на эту ценность. Почему? Потому что это та узкая составляющая большого целого, которая проводит в ценностный диапазон Мироздания.

Очень часто многие люди совершают ошибку, будучи подталкиваемы теориями о том, что для них что-либо не нужно или не важно. Отключаясь от чего бы то ни было, в данный момент – от ценностной составляющей, которая в каких-то аспектах гипертрофирована и выражена искажённо, но в других является проводником в глубинную ценность того, что является связью с Мирозданием.

Есть ценности Мироздания. Они находятся как бы в сердцевине шара, сферы. На перифирии находится точка материальных ценнностей. Многие люди западают на эту точку и остаются в её ареоле, не сдвигаясь дальше. Другие немного больше охватывают, захватывая ещё ценность семьи, ценность памяти, знаний, навыков и умений.

Ценность Мироздания гораздо больше – это ценность постижения того, что стоит за гранью расшифровывания, возможностью расшифровывания в слова и фразы данного состояния.

Как только возникает возмущение чем-то или кем-то, происходит отдаление от ценности Мироздания. Именно возмущение отбрасывает от себя самого и от своей ценности.

Ценность свою можно ощутить как ценность всех окружающих и всего окружающего вокруг. Ценность к себе является тем, что показывает: человек, который рядом с тобой, ценен для тебя или нет. Если ты теряешь уважение к нему, если теряешь видение значимого в нём, это знак данному существу о том, что оно улетучивается, отделяется от своей глубинной ценности, теряет связь с Мирозданием.

В такие моменты растёт ценность материального, ценность обладания чем-то и своей собственной устойчивости, и происходит подмена. Эта подмена может стать чреватой, когда займёт внутреннее пространство, которое ей не принадлежит. Подмене сначала принадлежит только одна часть, одна точка, но постепенно, когда человек обесценивает то, что приходит из других или от другого, отбрасывает, обесценивает, отказывается, на место обесценивания становится другое – то, чем он обладает в плотном мире.

Так человек обкладывает кирпичик за кирпичиком себя в своём поле, в своём пространстве статичностью и устойчивостью. Ему кажется, что сила его растёт, но эта сила в какой-то момент начинает быть его грузом, потому что этот груз нужно кормить своей собственной энергией жизненной силы.

Именно так многое устроено в социальном мире ныне для того, чтобы люди испытывали перегрузки, болезни, чтобы укорачивался срок их жизни.

Каждый может повлиять на данную ситуацию очень просто: когда он может видеть в другом человеке ценность, когда он может то, что было статичными кирпичиками, превращать в течение, и таким образом соединять свою связь с ценностью Мироздания.

Что значит ценность Мироздания?

Это ядро своей соединённости с Общим. Когда его достигаешь, происходит постижение слияния со всеобщим, целостным Сознанием. Тогда у тебя происходит обратный процесс, когда целостное Сознание – та ценность Мироздания, начинает питать тебя и течёт, заполняет все те микроёмкости ценности, которые есть в твоём поле: в твоём бессознательном, в твоём сознании, в твоих многих уровнях.

Оно заполняет те пустоты, которые были образованы в детстве, в предыдущих воплощениях, образованы там, где ты не можешь восстановить свою связь с самим собой, где не можешь воспользоваться своим знанием и своими навыками, где не работает то, что, по твоим ощущениям, должно работать.

Тогда включаются совершенно другие законы, когда не нужно принудительно выстраивать автоматические цепочки. Ты начинаешь просто направлять своё внимание, и в том направлении течёт ценностный поток. А так как он соотносится с Мирозданием, и в нём самом – та самая ценность, формирующее зерно, тогда всё скапливается, структурируется, формируется и сотворяется.

Раньше мы говорили о поле эфира. Сейчас это поле эфира также продлевается, но из более ёмкого состояния – из Мироздания, из состояния задействования своей сердцевины, своего ценностного наполнителя.

Это Знание и способность воспринимать это Знание не для всех, потому что оно переложено на слова и достаточно непросто для восприятия человеческим осознанием. Помимо слов существует и энергия, которая течет в определённое время открытого портала.

Если нет восприятия на понятийном уровне, но есть внутренний отзыв того, что «что-то в этом есть» для вас, что «есть какое-то зерно», и вы можете допустить существование чего-то, что сейчас не расшифровываемо, непонятно или недоступно, тогда просто позволяете этому непознанному, но ценному, которое наполняет Мироздание, активироваться, встроиться и создать вашу собственную связь. Именно связь индивидуального, которая когда-то отделилась и вышла в выборы дуальности, со всеобщим Единым, которое готово, желает и жаждет проявлять себя через индивидуальное наиболее совершенным способом.

Этот наиболее совершенный способ может быть дарован вам.

В то же время не существует ни одного момента, который вы прожили напрасно. Не существует ни одного момента ваших взаимодействий, выборов, ваших ситуаций, которые были, есть или будут несовершенны и менее для вас подходящи.

То, что есть – это бо́льшая степень осознавания или разумности индивидуального существа. Проявляя разумность, вы перещёлкиваете и создаёте бо́льшую способность включения себя в общие процессы Мироздания. Вы не просто течёте, как былинка в потоке воды, а способны участвовать, способны своим сознанием взаимодействовать и передавать свои желания и восприятия, а также слышать желания, восприятия, возможности и ценности окружающего мира и участвовать.

Ещё раз: ценность всегда проистекает из ценности. Вы видите ценность того, кто с вами, того, что вокруг вас. Видя эту ценность, вы соединяетесь, сливаетесь, перетекаете и создаёте возможность.

Мир бесконечно многообразен.

В мире существует множество слоёв и подмиров, которые содержат в себе разные формы жизни, разные степени ситуации.

Многие из вас, оказываясь в каких-то, казалось бы, иллюзорных ситуациях, просто ныряют в определённые миры. В этих мирах через иллюзию (через мечту, фантазию, представление) проживают себя другим. Это может быть неведомо, в силу того, что в данном воплощении для них это не раскрыто.

Есть те, в ком есть бо́льшая способность к расширению, растяжению. Это те, кому это надо. Другие в ме́ньшей степени способны к растяжению. Они следуют чётко своему направлению и задачам. Всё это просто разные спектры жизни, разные спектры восприятия.

Вы можете не разочаровываться и не обижаться на тех, кто не воспринимает вас такими, какие вы есть, кто не способен услышать ваши ценности, кто не способен воспринять тот мир, который для вас является реальностью. Просто подарите ему возможность видения его, этого существа, ценным – тем и с тем, какой он есть.

Так начнёте приближаться больше и больше к своим ценностям.

Что же касается материальных ценностей – это тот самый первый шаг на пути к себе, к своим высшим ценностям, к которому можно относиться с почтением и вниманием, понимая, что это не то, на чём нужно останавливаться и фокусироваться, прикрепляясь к этому, но то, что даёт тебе возможность проводимости и следования дальше, чтобы раскрыть себя больше.

Состояние благодарности к ценностям любого плана также открывает возможности дальнейшего движения в пути.

Часто катаклизмы с ценностями материального мира могут быть тем, что человек очень прикрепляется и дорожит ими. Он начинает переводить ценности материального мира из инструмента в цели и достижения, и тогда сами по себе эти ценности, их сознание пытается встряхнуть человеческое существо для того, чтобы оно заняло верную, правильную позицию.

Здесь отсутствует гордость за то, что у тебя больше накоплено материальных ценностей. Они не принадлежат тебе. Они даны тебе как инструмент, чтобы ты был способен правильно их распределять в том диапазоне и в тех окружениях, которые находятся с тобой, а не для того, чтобы подминать, прятать и скапливать для себя.

Когда кто-то скапливает и пытается удерживать, видя всех остальных и мир как угрозу, то другие планы и другие уровни его начинают разрушаться, потому что он наступает на ценностный пласт себя самого в высшем диапазоне.

Напрямую человек не связывает привязанность к материальным ценностям и р

ФОТО Getty Images

Пытаясь заглянуть в будущее и представить себя лет через 10-20-30, мы постоянно совершаем одну и ту же ошибку. Нам кажется, что мы не изменимся. Нет-нет, мы прекрасно понимаем, что станем старше и утратим проворство. Быть может, наберем вес, хотя и постараемся этого не сделать. Поседеем – и будем гордиться сединами или тщательно их закрашивать. Но все это перемены внешние. Как и другие изменения, которые мы себе рисуем: картины достигнутых в карьере успехов или идиллической жизни на пенсии в домике у моря, взрослые дети… Однако на эту будущую жизнь мы смотрим сегодняшними глазами, забывая о главном: мы изменимся не только внешне, но и внутренне. И кто знает, насколько важны для нас, будущих, окажутся успехи в карьере, возможность жить у моря и даже отношения с детьми.

Наши ценности – то, во что мы верим и к чему стремимся – меняются с возрастом. В очередной раз и весьма наглядно эту истину доказала международная группа психологов. Они провели исследование 1 на впечатляющей выборке, включавшей 36 тысяч жителей Бразилии в возрасте от 12 до 65 лет. Мужчин и женщин в ней было примерно поровну, поскольку исследователи хотели заодно выяснить, по-разному ли меняются ценности в зависимости не только от возраста, но и от пола человека.

Мальчишки до седых волос

Ученые создали специальную методику опроса под названием «Анализ базовых ценностей». 18 основных понятий, отнесенных к базовым ценностям, были распределены на 6 групп. К ценностям эмоционального возбуждения были отнесены удовольствие, эмоции и сексуальность. В число ценностей социального роста вошли власть, престиж и успех. Привязанность, чувство принадлежности и поддержки составили ценности взаимоотношений. Нормативные ценности были представлены готовностью исполнять предписания, верностью традициям и религиозностью. Способность ценить красоту, знания и развитие психологи обозначили как ценности актуализации. И, наконец, базовые ценности существования были представлены здоровьем, стабильностью и возможностью выживания. Затем все участники масштабного исследования оценили важность каждого из представленных понятий лично для себя.

Обработка результатов показала, что различные группы ценностей ощутимо приобретают или теряют важность в зависимости от возраста. Так, ценности эмоционального возбуждения, как легко догадаться, выше всего ценят подростки. В дальнейшем их важность неуклонно снижалась, достигая минимальных значений у самых возрастных участников. Забегая вперед, нужно сказать, что лишь в этой категории была выявлена серьезная разница между мужчинами и женщинами. Их отношение к прочим ценностям с течением жизни менялось более-менее одинаково. Но вот эмоциональное возбуждение даже самые пожилые мужчины посчитали намного более важным, чем их ровесницы. Вероятно, этот результат может служить научным подтверждением расхожей мысли о том, что в душе мужчины до глубокой старости живет мальчишка.

Когда семья важнее карьеры

Любопытной оказалась динамика категории социального роста. Власть, престиж и успех представлялись одинаково важными людям совсем молодым и тем, кто перешагнул рубеж середины жизни. И неожиданно теряли важность для 30-40-летних. Психологи объясняют результат тем, что в этом возрасте на первый план обычно выходят интересы семьи и воспитания детей. К социальному и карьерному же успеху мы в наибольшей мере стремимся либо раньше – еще не успев обзавестись семьей, либо позже – когда дети уже понемногу встают на ноги и начинают самостоятельную жизнь.

Наименьшие изменения с течением жизни претерпевают ценности взаимоотношений. Их важность снижается, но не слишком значительно. И это едва ли удивляет или требует объяснений: привязанность и поддержка необходимы всем и абсолютно в любом возрасте. А вот нормативные ценности продемонстрировали самый высокий среди всех категорий рост. Чем старше были участники исследования, тем больше они ценили религиозность и верность традициям. Исследователи предполагают, что приверженность этим ценностям помогает пожилым людям наполнять свою жизнь смыслом. (Интересно, кстати, что пожилые женщины оказались несколько более активными сторонниками религии и традиций, чем пожилые мужчины.)

Чем дорожит старость

Ценности актуализации тоже набирают важность – но примерно до середины жизни. Затем их график выходит на плато, превращаясь в почти ровную линию, и дальнейший рост, хотя и имеется, не очень заметен. Причина, полагают исследователи, состоит в том, что к середине жизни большинство людей оказываются слишком поглощены вопросами скорее практическими. Говоря условно, отправиться в музей или библиотеку за не имеющими сиюминутной практической пользы красотой и знаниями – роскошь, позволительная лишь для тех, кому не нужно спешить в другие места и по делам более насущным.

И, наконец, очень красноречива динамика отношения к базовым ценностям существования. Они имеют огромную важность в подростковом возрасте и в молодости. Затем их важность заметно снижается. Понимая ценность здоровья и жизни, мы в то же время начинаем ясно осознавать, что сохранить их в неприкосновенности, увы, невозможно, – объясняют психологи. Но ближе к старости эта ценность вновь возрастает: приближаясь к последней черте, мы начинаем больше дорожить тем, что нам отпущено.

Стоит оговориться, что исследование не претендует на универсальность. Выявленные им закономерности могут в значительной мере объясняться спецификой культуры и образа жизни Бразилии. И не исключено, что в других странах и результаты оказались бы другими. И все же динамику изменения отношения к тем или иным базовым ценностям с течением жизни полезно иметь в виду, планируя свое будущее.

1 V. Gouveia et al. «Patterns of Value Change During the Life Span. Some Evidence From a Functional Approach to Values». Онлайн-публикация на сайте журнала Personality and Social Psychology Bulletin от 17 июля 2015 года.

admin

Взросление – неотъемлемый этап в жизни каждого человека, когда приходится учиться брать на себя ответственность за других людей и в одночасье становится исполнительным, попадая в стрессовую ситуацию. По окончании подобных событий мы нередко делаем философские выводы, не соответствующие с мировоззрением, которое сформировалось на подсознании в юношеские годы. Неудивительно, что вследствие внутреннего диалога возникает личностный конфликт, имеющий еще одно название – . Человек, столкнувшийся с несогласованностью собственных убеждений и суровой реальности, испытывает сильные духовные терзания, стараясь упорядочить свои мысли. В сложившейся ситуации некоторые люди подвергаются паническим атакам, предпочитая отстраниться от окружающих.

Удивительно, но именно , сопровождающееся уединением, способно разрешить появившуюся проблему. Оставшись «с глазу на глаз» с собственными думами, мы можем объективно оценить масштабы произошедшей ситуации, найдя оптимальное решение. Смирившись с изменениями, появляется умиротворение и спокойствие, которым сопутствует гармоничное сочетание моральных идеалов и внешних раздражителей. Переоценка ценностей – это способ совершенствования личностного облика, позволяющий человеку повзрослеть и набраться мудрости. Чтобы разобраться с терминологией подобного явления, важно ответить на следующие вопросы: Когда и почему она происходит? Какие сопутствующие факторы влияют на перезагрузку подсознания? Как ускорить такой процесс? Можно ли контролировать его? Почему мы испытываем необходимость в изменении своего мировоззрения? Существуют ли негативные стороны у этой процедуры?

Предпосылки к переоценке жизненных ценностей

Переоценка ценностей – это естественный процесс, характерный каждому человеку. С течением времени людям свойственно менять свои взгляды на жизнь, корректируя собственное мировоззрение. Подобное явление зачастую сопровождается совершенствованием личностного облика, из которого устраняются нежелательные качества. Неудивительно, что после перезагрузки своего подсознания у человека появляются новые знакомства, интересы и увлечения. Переоценка жизненных ценностей происходит у людей в разном возрасте. Объясняется подобное явление довольно просто – в судьбе человека присутствует множество внутренних и внешних факторов, ускоряющих или замедляющих процесс развития личности. К распространенным предпосылкам, оказывающим воздействие на формирование мировоззрения, традиционно относят следующие аспекты:

серьезное или неизлечимое заболевание, наблюдающееся у близкого человека;
встреча возлюбленного, образ которого не соответствует идеалам, воздвигнутым в детстве;
пребывание на грани между жизнью и смертью, сопровождающееся осознанием ценности человеческого бытия;
трагические события мировых масштабов, забравшие множество жизней;
сильная транспортная авария, лишающая человека полноценных функций (нарушения в работе опорно-двигательной системы и пр.);
рождение ребенка, сопровождающееся изменением привычного образа жизни;
финансовое банкротство или лишение денежных средств;
неожиданный успех, изменяющий социальное положение;
потеря любимого человека.

Учитывая приведенные выше факторы, человек начинает , расставив приоритеты под новым ракурсом. Неудивительно, что после переоценки ценностей некоторые люди отправляются в кругосветное путешествие, а другие покидают индустриальные центры, выбрав размеренные будни деревенского жителя. После перезагрузки личностного образа изменяется как духовная сторона, так и моральный облик человека. За короткий отрезок времени мы пересматриваем свое мировоззрение, складывающееся на подсознании в течение долгих лет.

Особенности эволюции личностного облика

Многогранность изменений поражает воображение, ведь в диалоге с верным другом можно не узнать человека, с которым вы знакомы с детства. Вы расходитесь во мнении на произошедшую ситуацию, не чувствуете моральной поддержки приятеля, слышите из его уст философские фразы, о которых раньше он и не задумывался. Причина подобного поведения только одно – вашему товарищу удалось , заложенные в юношестве. В период взросления у него получилось изменить мировоззрение согласно собственным предпочтениям, гармонично обустроив свой внутренний мир. Узнать человека, у которого произошла переоценка ценностей, можно по характерным признакам, свойственным в период становления новой личности:

Психосоматические и физиологические реакции, сопровождающиеся изменениями артериального давления и химической структуры крови, резкими перепадами температуры тела и появлением незначительных хронических заболеваний (подобные явления рекомендуется рассматривать, как путь к очищению – преображению собственного личностного облика).
Утрачивание прежних убеждений, занимающих в устаревшей модели мировоззрения приоритетные позиции. Стремление к пребыванию в полном одиночестве, позволяющем остаться наедине с собственными мыслями. Депрессивное состояние и отчужденность от социальных процессов, объясняемая поиском ответов на появляющиеся вопросы.
Кардинальное изменение мышления, сопровождающееся совершенствованием морального облика. Во внутреннем мире человека устанавливается гармония, помогающая ему сочетать личные убеждения со стандартами общества. Происходит осмысление уже совершенных поступков и переоценка важности близких людей, которые входят в когорту приближенных.
Ощущение духовной невесомости, когда пропадают из поля видимости прежние точки опоры, служившие на протяжении длительного времени оплотом для всех процессов жизнедеятельности. Неудивительно, что моральный облик и психический образ формируются с учетом видоизмененных приоритетов.

В результате перезагрузки собственного подсознания может измениться круг общения человека, ведь прежние знакомства и связи становятся кармически отработанными и бесполезными. После переоценки ценностей в жизни остаются исключительно близкие люди и родственники. Подобное явление психологи называют фильтрацией своего окружения – полезная процедура, которую периодически рекомендуется осуществлять каждому человеку.

Важно отметить, что может произойти не только полная, но и частичная переоценка ценностей, заключающаяся в изменении только 1–2 граней своего мировоззрения. Людям достаточно , чтобы обрести и спокойствие. С течением времени у сформировавшейся личности можно наблюдать исключительно несущественные «отклонения» – смена вкусовых предпочтений в еде или появление нового хобби. Моральный облик и реальный мир гармонично сосуществуют, поэтому необходимость в перезагрузке собственного сознания отсутствует.

Переоценка ценностей: распространенные варианты

В процессе совершенствования личностного образа человек может испытывать физическое недомогание и сильные духовные терзания. Однако ради результата, сопровождающегося улучшением морального облика, подобные мучения стоит стерпеть. Важно учитывать, что кризис среднего возраста или серьезная стрессовая ситуация становятся исключительно предпосылками к изменению мировоззрения. Подобная процедура не может быть мгновенной, человек обязательно постепенно подходит к внутреннему диалогу. Рассматривая сферы жизнедеятельности, которых касается переоценка ценностей, нельзя не отметить следующие направления:

С течением времени люди понимают, насколько важно вовремя признаться в любви и извиниться перед близким человеком. Жизнь настолько «хрупкая», что можно просто не успеть сказать важных слов родственнику или возлюбленному.
Мнение о незнакомых людях преимущественно ошибочно. Финансово обеспеченный человек может быть духовно нищим и несчастливым, а в бедствующих странах наблюдаются нередко улыбки на лицах малышей, которые ходят в пластиковых бутылках на ногах. В результате приходит осознание того, что внешняя оболочка – это не повод для оценивания собеседника, личные качества которого можно узнать только через определенный отрезок времени.

Нельзя достигать заветных целей и добиваться желаемых результатов, не прикладывая для этого никаких усилий. Подобное утверждение формируется на подсознании только у мудрого человека, который успел вкусить радость и горечь жизни.
Терпение – это способ насладиться уже имеющимися ресурсами, а не причина, позволяющая отстраненно наблюдать за происходящими вокруг событиями. Неудивительно, что с возрастом у людей появляется выдержка. Умный человек первостепенно ознакомиться с многогранностью ситуации, учитывая ошибки юношеского максимализма.
В мире не существует идеальных людей, поэтому нужно научиться принимать собственные , правильно преподнося личностный образ своему окружению. Мудрые люди гордятся «минусами», рационально используя их для совершенствования морального облика. Неудивительно, что общество воспринимает подобные «грехи» с другой стороны, отличающейся положительным оттенком.
Жизнь состоит из мелочей, поэтому им нужно уделять особое внимание. Наблюдательность становится неотъемлемой характеристикой внутреннего мира, ведь вокруг происходит множество событий, отличающихся поступками и «подтекстом».
Возможность наслаждаться сегодняшним днем – еще одна мудрость, приходящая в процессе переоценки ценностей. Невозможно заработать всех денег, нельзя пренебрегать чувствами близких людей и поступаться с собственными принципами. Подобное утверждение касается материальных и духовных реликвий.

В результате изменения мировоззрения у человека появляются новые , соответствующие его личным предпочтениям и моральным убеждениям. Духовное прозрение позволяет исправить ошибки прошлого, не допустив подобных эксцессов в будущем. Неудивительно, что сформировавшимся личностям характерна мудрость, отличающая мышление взрослого человека от максимализма подростка.

Расценивайте переоценку ценностей, как способ совершенствования внутреннего мира. После расставления приоритетов человеку удается , согласовав духовные эталоны с социальными мерилами. Главное, руководствоваться в выборе нового личностного образа индивидуальными предпочтениями, не опираясь на мнение общества и окружающих. Предстоящие изменения – это путь в светлое будущее, творцом которого становитесь вы сами.

24 марта 2014

Современный пожилой человек после выхода на пенсию проживает еще, как правило, почти четверть своего жизненного пути (в сравнении со средней продолжительностью жизни). Поэтому в наше время постепенно меняется отношение к старости, что отражается и на самоосознании пожилых людей. Окончание трудовой деятельности для большинства пенсионеров не означает завершения активной социальной жизни. Как правило, они начинают заниматься общественной работой.

Однако еще достаточно много пожилых людей, для которых прекращение любимой деятельности оборачивается так называемым "пенсионным стрессом", так как выход на пенсию создал для них условия вынужденной праздности, к которой не все люди могут привыкнуть. Такое состояние обостряется ощущением контраста между собственной пассивностью и деятельной жизнью общества. Некоторые пожилые люди воспринимают этот контраст как нечто унизительное. У других в психике происходит процесс вытеснения - защитный механизм психики, под действием которого из памяти человека выводятся из сознания в сферу

бессознательного сведения, вызывающие у пожилого человека неприятные эмоции, а иногда и стрессовый бред.

Ни один лентяй еще не достиг глубокой старости. Известно, что все долгожители ведут активный образ жизни. Великий французский философ XVI века Мишель де Монтень заявил: "Я хочу умереть за работой". В этом вполне искреннем заявлении содержится также желание человека продлить свою жизнь. Эксперименты и наблюдения доказывают, что люди, интенсивно работающие до глубокой старости, прибавляют себе годы земного бытия.

Люди, посвятившие свою сознательную жизнь труду на благо общества, заботам о своих близких, обычно мало думают о себе, о своем психическом и физическом здоровье. Поэтому внезапное переключение на самого себя может невольно вызвать у такого человека протест, возмущение. Ему это может показаться крайним эгоизмом, "скатыванием" в духовную пропасть. Нередко берет верх пессимизм, неверие в свои силы и возможности. "Теперь земля вылечит", - говорят они с горечью о своих недомоганиях. Некоторым престарелым людям порой, кажется, что смерть уже стоит у порога, что ничто им уже не поможет, а поэтому жизнь как бы кончилась. Подобные взгляды абсолютно неверны и вредны. Цель, которая обязательно должна стоять перед пожилыми людьми, - изменение жизненных ценностей в пользу активной старости, ориентированность на помощь окружающим, а не существование, вызывающее жалость, требующее помощи со стороны других.

Более подробно по данной теме см. в работе .

6. Психология старчества

6.1. Особенности памяти и мышления в старческом возрасте

В последние годы геронтопсихологические исследования

(геронтопсихология - отрасль возрастной психологии, изучающая процессы старения и психические проблемы, связанные с ними) несколько изменили взгляды на умственное состояние старых людей. Так, одни ученые считают, что развитие умственных способностей заканчивается рано, между 15-ю и 25-ю годами жизни. Хотя опыт и знания, используемые при разных обстоятельствах, человек приобретает и в последующие десятилетия жизни, однако его разум в некотором смысле будто бы деградирует. Другие ученые приходят к выводу, что в пожилом возрасте разумность не снижается, а лишь изменяется, становится иной, поэтому ее не стоит оценивать с помощью, например, тестов, применяемых для исследования разумности молодых людей.

Взрослея, а затем и старея, человек учится искусству общения, умению решать жизненные проблемы, учиться дипломатии, осторожности и т.п. Эта практическая мудрость в старости не исчезает, наоборот, по мере накопления опыта возрастает, приобретая иной характер. Правда, способность к прогнозированию и стремление к новым свершениям, как правило, слабеют. Человек начинает смотреть на мир и на жизнь как бы "с высоты птичьего полета", с некоторым равнодушием и снисходительностью наблюдая за хлопотами, устремлениями людей молодого возраста. Иногда даже появляется ощущение бренности бытия, появляются" мысли о смысле жизни, возрастает интерес к философским обобщениям.

Если ум юноши больше ориентирован на внешний мир, живо и быстро реагирует на жизненные явления, часто без их серьезного анализа, то ум старого человека менее "живой", хуже реагирует на внешние факторы, глубже анализирует жизненные явления, оценивает жизнь и ее проблемы спокойно, бесстрастно, с более широкой перспективой, в которой могут "потеряться" детали, зато более осмысленно "оттеняется" суть и взаимосвязь событий. Порыв к действию уступает место размышлениям и хладнокровной, спокойной оценке происходящего, возрастной компенсации. Позиция "невозмутимого мудреца", предопределяющая пожилому человеку роль наставника, руководителя и опекуна, возникает не только в связи с жизненным опытом, но и из-за "гормонального затишья", благодаря которому ум старого человека не терзают ни страсти, ни жажда новых впечатлений, ни стремление к поспешным и необдуманным поступкам.

Многие люди в старческом возрасте (особенно мужчины) тяжело переживают затухающую сексуальную потенцию, однако и в этом, безусловно, печальном факте можно найти нечто положительное. Ведь сексуальные страсти в молодости нередко бывают источниками многих осложнений и трагедий, часто мешают работе, "затемняют" трезвый взгляд на жизнь и ее проблемы. Сколько молодых людей жертвуют карьерой, губят свои возможности под напором "гормональной бури" и вожделений, толкающих их на ложный путь сомнительных приключений и даже на преступления! Более двух тысяч лет назад знаменитый римский оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106-43гг.до н.э.) видел большую ценность старости в свободе от натиска эротических инстинктов.

Можно с уверенностью сказать, что у большинства старых людей, не страдающих слабоумием, разум не менее светлый, чем у молодых, только с той разницей, что он в жизни ориентируется лучше. Его основные черты - жизненная мудрость, базирующаяся на опыте, умеренность, рассудительность, осторожность. Но поскольку жизненные силы и способность к адаптации в какой-то степени снижаются, то инициатива и стремление к деятельности чаще всего идут на убыль. Пожилые люди более осторожно относятся ко всему новому, к изменению ситуации, порой инстинктивно предчувствуя все трудности адаптации.

Конечно, умственные способности могут с годами ослабевать, хотя следует отметить, что это происходит далеко не всегда. Иногда впечатления об ослаблении умственных способностей старого человека бывают ошибочными. Например, время между заданным старику вопросом и его ответом может быть более продолжительным, в связи с чем порой кажется, что психические процессы у пожилого человека протекают медленнее и для оценки ситуации ему требуется больше времени. А на самом деле очень часто подобные явления возникают не столько из-за ослабления работоспособности ума, сколько из-за нарушения работы органов зрения или слуха. Дефекты органов чувств пожилые люди обычно стараются скрывать, что нередко приводит к различным конфузам, например, человек не узнает хорошо знакомых людей на улице, не отвечает на их приветствия или говорит невпопад, а это обычно расценивается как старческое слабоумие.

Некоторые изменения общего (физического) состояния и умственных способностей не мешают пожилым здоровым людям жить нормальной жизнью. Они, конечно, могут теряться во время разговора, требующего быстрой реакции, могут не понять некоторые остроумные выражения или шутки, но, как правило, весьма успешно справляются (благодаря опыту и сноровке) со своей профессиональной деятельностью и домашней работой. Чаще всего эти люди понимают, что постепенно их умственные способности слабеют, особенно ухудшается память, однако они стараются это тщательно скрывать.

В решении рассматриваемой проблемы многое зависит от умственных способностей того или иного человека в молодые годы, от того, как формировался и развивался его ум. Постоянная умственная деятельность, особенно творческая, тренирует мозг, поддерживает его в работоспособном состоянии до самого преклонного возраста. Поэтому люди интеллектуального труда, например ученые, писатели, артисты, художники, очень часто и в глубокой старости проявляют ясность ума. И наоборот, люди, которые свой мозг никогда не нагружали, чаще впадают в старческое слабоумие. А у умственно недоразвитых людей состояние, близкое к деперсонализации*, может появиться даже в среднем возрасте. Способность к профессиональной деятельности и повседневным занятиям может сохраняться у пожилого человека довольно долго, даже при некотором ослаблении мыслительных функций. Большую роль в любом труде играют опыт, приобретенные функциональные навыки, благодаря которым некоторые из элементов работы человек может выполнять автоматически. А виды работ, которые требуют особого внимания или быстрого движения, пожилой человек может также выполнять хорошо, но на это у него уйдет времени больше, чем у молодого работника. Важным преимуществом, которое помогает пожилым людям, является осторожность и нежелание рисковать. Поэтому, например, у пожилых водителей аварий бывает меньше. Естественно, пожилым людям не следует перегружать себя работой, требующей быстроты реакции, то есть деятельностью, в которой малейшая ошибка чревата катастрофическими последствиями.

Если работа не требует особого риска, а работник давно освоил ее и привык к ней, то и в пожилом возрасте он выполнит ее хорошо, а иногда даже лучше молодого специалиста, так как для него эта деятельность, возможно, представляет единственную радость и удовлетворение, оставшиеся в его жизни, поэтому он относится к своей работе с любовью и пристрастием.

____________________________________________________________________________

* Деперсионализация - обезличивание, временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность

Исследование психического старения собственно возрастных форм психических нарушений возможно только с привлечением концептуального и терминологического аппарата клинической медицины. Каждая из функциональных систем организма обладает собственным рядом внешних клинических проявлений старения, т.е. набором симптомов старения, свидетельствующих о местных и общих возрастных изменениях. Классификация этих симптомов (в рамках любой клинической геронтологии) может быть произведена только с использованием тех приемов, которые применяются в аналогичной области клинической медицины.

Одной из причин этого является то, что симптомы старения схожи с симптомами болезни. Применительно к психическому старению - это ошибки памяти, сублимация, ошибки восприятия (иллюзии и галлюцинации), возрастной внутриличностный конфликт, ошибки суждений (бред), состояние аффекта. Разграничение собственно симптомов старения и признаков болезней, не связанных с инволюцией, невозможно без врача-специалиста. Кроме того, отношение к симптомам старения, несущим в себе проявления различных недугов, может быть только медицинским. Медицинская терминология, методические приемы, разграничения болезненных проявлений в статике и динамике - это аппарат, без которого не обойтись при рассмотрении определенных признаков возрастных изменений высшей нервной деятельности и старости. Психическое старение более, чем какое-либо другое, применительно к любой системе, оно отражает старение человека как существа биосоциального и социального. Это положение свидетельствует о том, что одних медицинских приемов для исследования психического старения недостаточно и для этой цели необходимы приемы психологии и социологии. Исследование психического старения с позиции общих закономерностей инволюции можно рассматривать как самостоятельный прием, позволяющий не только подойти к определению места и содержания психических нарушений в старости, но и к уточнению механизмов формирования основных линий психической жизни в этот период.

Вопрос о возможности разграничения старения на физиологическое (нормальное) и патологическое можно отнести к любому органу или системе человеческого организма. Этот вопрос - часть общей проблемы, "великого вопроса" о том, что же представляет собой старение: естественно ли оно, физиологично (а следовательно, и нормально ли) или вызвано внешними и внутренними причинами и патологично по своей сути. Надо признать, что, несмотря на многочисленные успехи теоретической геронтологии, которые стали возможны в результате применения новых методов генетики, биологии, морфологии, вопрос о причинах старения нельзя считать решенным.

30 лет назад А.Комфорт писал, что ни одно из имеющихся предположений само по себе не в состоянии объяснить старение. Это заключение в полной мере справедливо и для настоящего времени.

Более подробно по данной теме см. в работах .