Что послужило причиной гибели главной героини пьесы.

Кто виноват в гибели Катерины?

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления.

Но Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений. И в этих условиях сформировались у Катерины естественные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Варваре: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно – я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Борису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе – равный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,

Поэтому неудивительно, что Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, - говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!»

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит вопреки воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью обрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все - равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура и не оставив ей другого способа освобождения, кроме освобождения смертью.

P.S. Сочинение в принципе дает верный ответ на вопрос темы. Основным его содержанием является анализ, близкий к пересказу основной сюжетной линии пьесы, событийной ее стороны.

I вариант

Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русско-го характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но, не-смотря на душевную силу и твердый характер, Катерина погибает. Почему?

С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтает о том, чтобы летать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не созда-на для жизни в «темном царстве».

Но, с другой стороны, онародилась, сформировалась втой же сре-де, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие. Рассказо жизни вдевиче- стве—один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мо-тив которого—все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле... что хочу, бывало, то и делаю», — рассказывает Катерина.

Весь круг ее жизни ее — домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с об-щим, что является душой патриархального мироощущения. Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под не-воли».

В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к ми-ру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновен-ное. Точно я снова жить начинаю или... уж и не знаю», — говорит она.

Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу своей религиозности, воспринимает как страшный, несмы-ваемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные запо-веди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгра-нична.

Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится. Уезжает Тихон — рушится надежда найти опору в люб-ви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Эти слова — предвестие гибели. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это сча-стье кончается.

Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсут-ствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», — говорит Катерина. Гибель Ка-терины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима, потому что ни ее само-сознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться нару-жу и расцвести ярко в «темном царстве».

II вариант

Появление «Грозы» было встречено ожесточенными спорами в литературной среде. Если Тургенев видел в драме Островского «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта», то другие (напри-мер, критик журнала «Наше время» Н. Ф. Павлов) объявили пьесу безнравственной, не удовлетворяющей «взыскательности просве-щенных требований». Точка зрения Тургенева представляется все же более отвечающей действительности.

Центральным персонажем драмы является Катерина, кото-рую Добролюбов справедливо окрестил «лучом света в темном царстве». Натура впечатлительная, чуткая, честная, она задыха-ется в атмосфере злости и ненависти, царящей в доме Кабанихи («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в моги-лу — все равно... что в могилу! В могиле лучше...»), в затхлой атмосфере целого города («Опять жить? Нет, нет, не надо... не-хорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»).

К этой невыносимой обстановке присоединяется.постоянная и беспросветная отчужденность по отношению к внешнему миру, которая так не свойственна ее душе, любящей и стремящейся к в°ле («Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иног-да кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет ететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...»), единственное, что является для нее глотком счастья, — это лю-бовь к Борису, да и ту она считает тяжким грехом, за которым, по ее представлениям, должна последовать жестокая кара.

Драма "Гроза" - это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и сообща с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В "Грозе" этим новым, отличным от других героем, "лучом света" становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но сообща с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в "царстве деспотов и самодуров" человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.

Катерина - леди с сильным характером, но между тем более того она не может противостоять "царству самодуров и деспотов".
Свекровь (Кабаниха) - натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: "Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел: стены-то более того противны". Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: "...душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас". Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее личность стремится к свободе любой ценой, она говорит, "что мне захочется, так и сделаю", "я уйду, да и была такова". С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и более того любовь к Борису не избавляет ее от тоски.

В этом "темном царстве" все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, безусловно, не способен не дать в обиду Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: "Мне жалостно его очень". Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга ("как бы я тебя любила"), - это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: "Не разберу я тебя, Катя!" Да уж куда ему "разобрать" ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: "Я не понимаю, что ты говоришь".

В "темном царстве" нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и более того Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во час отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает более того предупреждение Кудряша: "Вы ее совсем загубить хотите". На последнем свидании он говорит Катерине: "Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой", - ведь при первой встрече леди сказала ему: "Загубил, загубил, загубил".

Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да более того и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее личность - это дорогой булыжник, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, работать по принципу "лишь бы все было шито да крыто", не может существовать, храня в себе такую страшную тайну, и более того признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но более того если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, быть может, понимает и Борис и говорит, что "только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!" Одна из проблем Катерины в том, что "обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может". Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.

В переводе с греческого имя Екатерина означает "всегда чистая", и наша героиня, безусловно, постоянно стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, более того попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязища, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

Драма “Гроза” - это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина - женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) - натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “...душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), - это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, - ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа - это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

Произвол, с одной стороны, и не-

достаток сознания прав своей

личности - с другой; вот осно-

вания, на которых держится все

безобразие отношений, развивае-

мых в большей части комедии

Островского.

Н.Л. Добролюбов

Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести до

каждого читателя ее сущность. Так, например, в комедии «Горе от ума» Грибоедова и романе «Отцы и дети» Тургенева описывается противостояние «века минувшего» с «веком нынешним».

В драме Островского «Гроза» тоже прослеживается конфликт личности и общества. Остановимся на ней поближе.

К первому, к так называемому темному царству, относятся Кабаниха - вдова и Дикой - купец.

Марфа Игнатьевна Кабанова - вдова с двумя детьми: Варварой и Тихоном. Кабаниха во всем опирается на старинные обычаи и пытается привить их молодому поколению. Она груба, ее речь нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается порядков старины, которые она яростно защищает. Кабанова является одним из сложных героев. Ее продиктованные требования создаются не из-за прихоти, это лишь старинные устои, которые, по ее мнению, должны выполняться. Так, например, первое же ее появление сопровождается словами: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Кабанова не любит, когда кто-то противостоит ей. Она видит соперницу в Катерине, жене Тихона, и делает все, чтобы осрамить ее: «Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось».

В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого уже ничем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе расшатаны.

Он самый богатый и знатный человек в городе, но этот «воин» сам себе не рад, жертва собственного своеволия: «Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»

Деньги дают возможность Дикому унижать бедных и материально зависимых от него людей. «Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? - заявляет он Кулигину. - Так знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Кабаниху и Дикого связывают многие общие черты: невежество, лицемерие^ ханжество. Эти герои любят властвовать, но «границы их владений» не бесконечны. Существуют и те, кто противостоит им: Катерина, Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис...

Все они одинаково ощущают тиранство Дикого и Кабанихи, но по-разному выражают протест против этой силы.

Одной из таких жертв «темного царства» и является Борис, племянник Дикого, прибывший в Калинов по принуждению. Он отличается от всех, живущих в городе: одежду носит иностранную, «обычаев здешних не знает». Его широкие взгляды на жизнь тоже другие. Так, например, Борис говорит о Кулигине: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе - и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость». Племянник Дикого умен; понимает, что ему здесь ничего не добиться, это его мир. Именно так, я думаю, и объясняется пассивное восприятие зла у Бориса.

Другой жертвой «темного царства» является Варвара - дочь Кабанихи. Эта героиня в драме «Гроза» показана умной, хитрой и веселой. Она привыкла жить в доме Кабановой по своему принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара не желает переносить материнского тиранства. Она говорит о ней («про себя»): «Не уважишь тебя, как же».

У девушки вольнолюбивая душа, которую невозможно раздавить или растоптать. Безоглядная любовь Варвары к Кудряшу только делает ее сильнее против «темного царства».

Долгое время влюбленная пара не могла набраться храбрости, чтобы бежать, но поступок Катерины подтолкнул их на решительный шаг.

Я согласна с мнением А. А. Ревякина о том, что уход Варвары и Кудряша является открытым протестом против Калиновского строя: «При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашнего тиранства. Она бежала из дома своей матери».

Говоря об открытых протестах против «темного царства», нельзя не упомянуть о Тихоне - муже Катерины.

Кабанов Тихон Иванович - сын Кабанихи. С одной стороны, это добрый, любящий муж, который «уж и прикрикнуть на жену не может». С другой стороны, он тихий и не может защитить Катерину от напрасной клеветы матери. Тихону тяжел гнет Кабанихи, но он не может противостоять ей, а иногда даже обвиняет во всем свою жену (о матери): «То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого». А теперь поедом ест, проходу не дает - все за тебя (Катерине)».

Тихон любил выпить в компании с Диким, а когда уезжал по делам, отгуливался на весь год. Узнав его лучше, Катерина так и не смогла полюбить мужа.

В последнем действии, когда Катерина ушла из жизни, Тихон, обреченный на мучения, впервые открыто заявил о протесте против «темного царства»: «Маменька, вы ее погубили!!! Вы, вы, вы...»

В драме «Гроза» Островского «живет» герой, который выше и нравственно одареннее Варвары или Бориса, - Кулигин. Он является наблюдателем и не входит ни в какое из царств. Кулигин - необычный и диковинный человек. Он «мещанин, часовщик - самоучка, отыскивающий перпетуум-мобил». Кулигин - человек мечтательный, но его фантазии неосуществимы. Этот персонаж не является главным, и все же именно он жалеет Бориса, когда узнает о его прошлом, и Тихона, когда тот рассказывает об измене жены. В конце драмы именно Кулигин нашел тело Катерины со словами: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Я думаю, что эти слова являются выводом из множеств его «наблюдений».

И все же из всех персонажей «Грозы» на первом плане, несомненно, Катерина, «луч света», как называл ее Добролюбов.

Эта девушка всю жизнь росла среди любви и ласки. Она привыкла к такой обстановке: природа, церковь и свобода. На воле сформировался ее характер: добрая, ласковая, чистая, искренняя, честная, трудолюбивая. Она с детства привыкла ходить в церковь с матерью. И вот ее отдали замуж за неизвестного человека, такую молодую и такую свободную. Катерина оказалась одна среди жестокого мира. Героиня пытается полюбить мужа, но все напрасно. Именно тогда ей встречается человек, не похожий на калиновское общество, -Борис. Она влюбляется в него искренне, и если бы не его глупость, то в конце концов Катерина бы уехала с ним, а не умерла.

И все же я думаю, что Катерина своей смертью не проиграла, а наоборот, победила мир Диких и Кабаних. «Луч света» не погас, а остался светить.

Я полагаю, что «Гроза» является одним из доказательств высокого мастерства Островского как художника. Несмотря на всю сложность сюжета, Островский смог реалистически изобразить характеры героев. Даже в таком образе, как Дикой, есть маленькая положительная черта. Он смог признать свои ошибки. И все благодаря таланту Островского.

Конфликт «темного царства» с его «жертвами» в «Грозе» выражен четко и ярко. И «лучом света», по-моему, была не только Катерина. Каждая из «жертв»: и Варвара, и Кулигин, и Тихон, и Борис - блеснула над «темным царством» хоть немного.

Драма Островского построена таким образом, что противостояние общества и личности находится все время на переднем плане. И поэтому все поступки героев указывают на эту до сих пор существующую проблему.