Что такое доброта и жестокость вступление. Доброта и жестокость

Может ли человек стать добрее? Возможно ли развить, «увеличить» в себе доброту? Каким образом? На мой взгляд, не что-то, а кто-то может сделать человека добрее. И этот «кто-то» - сам человек. Если стараться отвечать на добро добром, не помнить обид, совершать поступки, в основе которых забота об окружающих, то можно стать добрее. Иными словами, в этом вопросе важно самовоспитание. За примерами обратимся к известным произведениям русских писателей.

Повесть В.Железникова «Чучело» - это непростая и очень жизненная история девочки Лены, взявшей на себя чужую вину. Подружившись с Димкой Сомовым, Лена видела в нём только хорошее: смелость, доброту к животным, заботливость. Но однажды Димка смалодушничал и выдал секрет одноклассников учительнице. Стремясь помочь другу, Лена объявляет, что это она рассказала Маргарите Ивановне о побеге в кино, и тогда класс объявляет ей бойкот. Начинаются страшные дни. Но мы видим, как в страданиях закаляется характер героини. Она начинает видеть в ином свете свои прежние поступки. Словно обнажается раненая душа: раньше она думала, что ребята весёлые – теперь понимает, что они злобно смеялись над ней и над её дедушкой. Ей стыдно: оказывается, она была со всеми заодно, предала дедушку, когда хохотала над прозвищем «Заплаточник». В финале повести уже не Лене, а Сомову объявляют бойкот, так как правда раскрылась. Но Ленка Бессольцева почему-то отказывается участвовать в возмездии. «Я была на костре», - говорит она. Выходит, испытания не озлобили её, а, напротив, сделали добрее - более отзывчивой, восприимчивой к чужой боли. Под влиянием Лены и Васильев решается не быть как все и отказывается участвовать в травле Сомова. Итак, стать добрее человек может сам или с помощью другого.

Об этом же говорит странник Лука из пьесы М.Горького «На дне». Он убеждён, что тюрьма и Сибирь не могут научить добру, а человек может. На страницах пьесы он представлен не в развитии, а как сформировавшаяся личность, но мы догадываемся, что в прошлом Луки было много испытаний и лишений. Не случайно он замечает о себе: «Мяли много, оттого и мягок». Перенесенные беды, однако, не ожесточили его, а научили сострадать, жалеть – иными словами, герой стал мягче, добрее к людям. В Сибири он пожалел воров, которые хотели залезть на дачу, и они, по его словам, оказались хорошими людьми. Каждому ночлежнику Лука находит слово утешения, даёт советы, позволяющие хотя бы на время отрешиться от жестокой реальности «дна». Он заявляет, что «и жуликов уважает», что вовремя человека пожалеть хорошо бывает. Эти истины он вынес, вероятно, из своего жизненного опыта, усвоил на практике. Таким образом, снова подтверждается мысль о том, что человек сам может сделать себя добрее.

Рассердившись на ближнего, обидев приятеля, не стоит ссылаться на жестокую действительность и тяжёлые времена. Человек может сохранить и взрастить в себе доброту! И мир станет добрее.

Доброта, как музыка, проникает в душу ближнего и делает его лучше и совершеннее. Прекрасным качеством доброго человека является умение прощать виноватых, отпускать грехи обидчикам, очищать любовью и милосердием тех, кто соприкоснулся с ней.

Если доброта - подарок, то жестокость - это наказание, проклятие, кандалы, которые волочатся за лишённым добрых чувств, жестоким человеком всю его жизнь, мешают свободно и легко идти по жизненной дороге.

Жестокие люди самые несчастные, потому что они не в состоянии любить никого, даже себя. Избегайте того, что может привести вас на эту дорогу, пусть ваше сердце светится добротой к людям и дарит всем вокруг любовь.

Понятия доброта и жестокость основаны на отношении человека к себе подобным и всему живому на на земле.

Доброта - это гуманное отношение ко всему живому, стремление ценить и беречь жизнь свою и других людей.

Жестокость же, напротив, проявляется в антигуманном отношении, желании причинять страдания и боль окружающим людям и порою даже самому себе.

Тема добра и жестокости - одна из вечных тем.

В жизни мы часто оказываемся перед нравственным выбором: встать на сторону добра, а порой это приходится делать в ущерб себе, или все же соблюсти свои интересы, но по отношению к другим совершить жестокий поступок. Еще чаще этот выбор стоит перед героями литературных произведений.

Поиск причин жестокости занимает писателей уже не одно столетие.

Думаю уместным будет привести слова американского писателя Кристиана Нестела Боуви:

Важно помнить, что выбор между добротой и жестокостью каждый человек делает сам и отвечать за последствия своего выбора тоже придется ему, но при этом могут пострадать и другие люди.

В сердце каждого человека есть струна, коснувшись которой лаской, добротой, теплом души, можно услышать отклик.

Доброта множит светлые и добрые чувства, она, как волшебная палочка, может превращать озлобленного, чёрствого или утратившего веру, разочаровавшегося, разуверившегося человека в чуткого и мягкого, позитивного и жизнерадостного.

Доброта противостоит в этом мире жестокости и злости, она сильна, потому что подавляющее большинство людей на свете готовы открывать ей все двери, с радостью встречая её и поддерживая.

К сожалению, есть причины, по которым в сердца людей может пробраться болезнь жестокости и равнодушия.

Итак, мы видим, что от каждого зависит, на чьей стороне будет победа: на стороне добра или на стороне жестокости. Поэтому любой свой поступок и каждую мысль обязательно нужно сверять с той струной в сердце, которая никогда не фальшивит.

Вступление

Данное направление устремляет простых людей на размышление о неких моральных основах и отношениях к людям и всему живому на нашей планете, и позволяет размышлять, о разных гуманистических устремлениях. Ведь в нашем мире постоянно проистекает каждодневное противоборство между злостью и добром. Добро в мире все облагораживает, а также делает наш мир красочнее и лучше, в то время как людская жестокость селит везде только беспорядок и хаос.

Важно в каждой ситуации стараться всегда оставаться самим собой, и оставаться очень хорошим человеком, а также творить только добро. Думаю, что жестокость – это просто отвратительное людское качество, также как и жадность, они разъединяют людей, и ведут наш мир к разрушению. Надо делайте только добро и всегда избегать делать жестокость и не только к близким людям, но и к животным.

Вступление.

Два нравственных полюса, между которыми помещается всё, что только можно сказать об отношении человека к себе подобным - это доброта и жестокость. За всё то время, которое существует человек, у него выработалось понимание того, что высшая истина на земле заключается в доброте, а жестокость отвращает, она порицается и вызывает отрицание.

Если хочешь оставаться человеком в любой жизненной ситуации, сверяй свои мысли, действия и слова с тем идеалом доброты, который есть в твоём сердце. Жестокость не должна победить человека в человеке, а для этого в первую очередь нужно полюбить жизнь и всё живое на земле.


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.

На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок»

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

В жизни и литературе чаще встречается другое сочетание: добро и зло. А что такое доброта? Я думаю, что это душевное, сердечное отношение к другим людям, к животным, ко всему окружающему миру. А жестокость – это одно из проявлений зла. И то, и другое вечно существуют в нашей жизни. Чего больше? На этот вопрос вряд ли можно ответить.

Проблема доброты и жестокости по отношению к «братьям нашим меньшим» всегда актуальна. Она рассматривается и в художественной литературе. Обратимся к примерам.

Есть у писателя Леонида Андреева замечательный рассказ, который называется «Кусака». В нём говорится о бездомной собаке, которая никогда ничего доброго от людей не видела, не знала, что такое любовь и ласка, никогда вдоволь не ела. В жизни чаще всего сталкивалась со злом и жестокостью. Но вот на старой даче появились новые жильцы. Дети их назвали собаку Кусакой. Когда её впервые в жизни приласкали, она дрожала от страха и незнакомых ощущений. В сердце животного зародились новые, незнакомые до сих пор чувства: нежность, привязанность, доверие. А потом того, кого приручили, то есть Кусаку, просто бросили на произвол судьбы. Закончился дачный сезон, люди уехали. Зачем им в городе беспородная бродячая дворняга? Была ли в их отношении к собаке доброта? Я думаю, что таких лучше назвать не добрыми, а добренькими. Покормили Кусаку, приласкали, дали детям поиграть с ней, а потом оставили, как ненужную вещь. Так что настоящей доброты здесь и не было. Жестокость? Одно из её проявлений – это душевное равнодушие. Поэтому и можно сказать, что люди поступили с собакой жестоко: равнодушно отнеслись к тому, кто их полюбил.

О доброте и жестокости говорится в известной повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Доброта живёт в сердцах и душах таких героев произведения, как Даша, мальчик Толик, Хрисан Андреевич и его сын Алёша. Это те люди, которые как могли помогали бедному Биму, переживали за него, относились к нему как к другу, попавшему в беду. Но рядом с добротой существует и зло, грубое, равнодушное. Его олицетворяют такие персонажи повести, как Тётка, которая преследует Бима, Серый, который снял с собаки ошейник для своей коллекции. Но мы говорим о другом: о жестокости. Жестоки по отношению к собаке, а значит, и ко всему живому, такие, как отец Толика, который вывез ночью Бима в лес, привязал там и оставил на голодную смерть или съедение волкам. Жесток Клим, который избивает собаку палкой. Казалось бы, разные и по образу жизни, и по воспитанию люди, а поступают одинаково. Если проследить за отношением к Биму разных людей на протяжении всей повести, получится, что доброты и зла, жестокости в повести примерно одинаково. Почему? Наверное, потому, что автор заставляет каждого из нас задуматься, каковы мы сами, как не стать равнодушными и жестокими, как сохранить в себе человеческое, доброе отношение к жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что легко быть добреньким, но трудно стать добрым, немногие из людей жестоки, но многие безразличны к себе подобным и ко всем живым существам. Но я думаю, что те, в ком живёт доброта, всё же счастливее остальных.

Сочинение по направлению "Доброта и жестокость"

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый человек всегда благожелателен по отношению к окружающим, обладает мягкостью характера. Проявляя милосердие и сострадание, он никогда не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.
Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова «Юшка», где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!» Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость - это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.