Исследовательский проект "русская изба". Презентация по окружающему миру "жилища разных народов" Жилища народов Азии

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – Россию. С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях.

Историческая наука связана с научными знаниями, такими как топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика, этнография. Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории очень велика.

Наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселением, культурно-историческими взаимоотношениями занимается этнография.

Этнография – научная дисциплина, изучающая материальную и духовную культуру народов. При таком определении этнографии утверждение об однородности и исторической неизменности ее предмета не требует особых доказательств. Термин (от древне - греческого «этнос» - народ, «графо» - пишу) означает народоведение.

Описывая современную жизнь народов, этнография применяет главным образом метод непосредственного наблюдения, основывается на описаниях бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства и т. д. При этом этнография уделяет внимание и изучению пережитков, т. е. тех явлений, которые, возникнув в предыдущие эпохи, утратили в значительной степени свое первоначальное содержание. Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литературные источники о культуре и быте изучаемого ими народа, т. е. исследуют все те этнографические материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращаются этнографы и к материалам, собранным исследователями в смежных областях – фольклористике, истории, археологии, литературоведении, искусствоведении, географии и демографии.

Богата и колоритна этнографическая культура города Киселевска, Кемеровской области. Всё это даёт широкие возможности для исследовательской работы, а через краеведческое исследование – для воспитания гражданственности и патриотизма.

История Кузбасса – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины. Знать историю родного края - значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

Интерес к краеведческому исследованию всегда актуален и перспективен

Приходя в школьный комплексно-краеведческий музей имени Александра Федоровича Еремина МОУ СОШ № 5 города Киселевска Кемеровской области, и переводя свой взор с одного диковинного предмета на другой, мы не всегда отдаем себе отчет в том, зачем собраны в одном помещении многочисленные коробы, шкафы, утюги, пряхи. И уж менее того знаем, сколько труда и упорства требовали поиски этих вещей.

Я поставил перед собой цель: изучение материальной культуры и общественного быта крестьян на основе литературы, музейных экспонатов и рассказов моей бабушки. Моя задача: узнать о жизни русских крестьян, познакомиться с их предметами быта и орудиями труда.

Предмет исследования: быт русских крестьян.

Объект исследования: история этнографических ценностей.

Главная материальная потребность человека

Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения. С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

Зачем людям кров? Кров - это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защитить от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью полом) – с землей, а подклеть (погреб) с подземным миром. Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Из какого же материала строились крестьянские избы? Бабушка мне ответила так. Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось Вселенной, корни в землю – матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.

Дерево - постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный теплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу - резьбе по дереву.

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому, силы добра и света и защититься от злых сил. На крыше дома обязательно должен быть конь - охлупень. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

В украшении фронтона, «лица», использовались ромбы, точки - отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

Интерьер крестьянского дома

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок-небо, пол – земля, подпол - подземный мир, окна - свет. Потолок часто украшали символами солнца, стены – растительным орнаментом.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра - духовный и материальный.

В старину одноэтажные дома назывались избами. Изба – это теплая половина дома с печью. В крестьянском доме источником всего материального была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь – распространенный персонаж русских сказок. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения.

На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль. Она заботится о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный центр дома. Домашним хозяйством, приготовлением еды в доме занималась женщина. Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова «душа». Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами. Рядом стоял обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

От двери до боковой стены была устроена лавка - коник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня отсюда и название. Это место было мужской половиной. Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы - полати, на них спали. Полати - это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и, конечно, детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Детские колыбели делались висячие, всегда широкие и длинные для того, чтобы дитя могло свободно расти, а внутри их всегда привешивались иконы или крестики.

Небогато устройство простой крестьянской избы. Но даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.

А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, рубели, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью. За прялкой украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа, в нарядной посуде еда покажется вкуснее. Для небольшого количества пищи употреблялись горшки и чугунки. Чугунок – это сосуд, из чугуна изготовленный из углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту чугунок появился в начале ХХ века. Жарили на сковородах не только железных, но и на медных луженых, с рукоятями.

Для месива теста употреблялись деревянные корыта и большие чаны. Для стирки белья – корыта, ночвы, буки. Для носки воды – ведра, кумганы, корчаги, ендовы, кувшины. По окончании обеда у рачительных хозяев все сосуды вымывались и вытирались, потом опрокидывались вверх дном и ставились на полках в кухне или в чулане. В праздники, когда в доме все облекалось в нарядный вид, в поварню отпускалась посуда лучшей работы.

Ковши имели образы ладьи, коней, птиц, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание.

Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки вырезались из дерева в форме уточек, игрушечных кресел, украшенных тончайшей резьбой.

Хлебница служила приданным для дочери, и смысл росписи заключался в положении достатка и благополучия.

Вальки для выколачивания при стирке белья в реке - удобное приспособление с изогнутой поверхностью спереди - напоминают женскую фигуру в нарядной одежде.

Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку - подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.

Утварь крестьянского дома

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.

У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, рядом ступа с пестом и ручная мельница,

Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Ухват представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Ухват использовали также в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами печи и, выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха.

На Руси для глажения белья использовали «утюг» - рубель. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Это и был рубель. В XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времен. Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, переноса и хранения различных запасов – сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода. Корзины изготовляли из больших пластов коры или плели из коры, корны, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.

Решето, сито – хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна. Круглая коробка, состоящая из обода (обечайки) и сетчатого дна. Обод и дно соединены с помощью узкого обруча. Сетка выплеталась из лыка. Обод изготовлялся из согнутой пластинки дерева. Через решето отсеивалась мука более крупного помола. Решето также применялось для сортировки крупы, зерна, а также для очистки их от оставшегося после просеивания сора.

Безмен – весы. Они представляли собой металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком или чашей на другом. На стержне нанесена шкала веса, который определяют, передвигая по стержню, до равновесия товара с грузом. В ступе толкли зерно, очищая от шелухи, а с помощью мельницы переминали муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба. Помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него тесто будущего каравая.

Любопытно, что орудия приготовления хлеба - ступа, пест, помело и лопата, так же как и печь, нашли своё отражение в русских народных сказках. Баба - Яга в ступе летает, пестом погоняя, помелом след заметая, та же Баба - Яга, пытаясь поджарить в печи Иванушку, хотела посадить его на лопату, да молодец хитрее оказался, сам старуху в печь отправил.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - глиняный кувшин с двумя сливными носиками по бокам. Под ним стояла деревянная лохань, куда стекала грязная вода. Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки.

В бабьем куту на полках вдоль стен стояла нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Большей частью мастерил их сам хозяин дома, в основном, из дерева.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали. Ныне мы не видим разницы между лавкой и скамьёй, а для крестьянина она существовала, Если лавки были намертво прикреплены к стенам, то скамьи свободно передвигались но комнате. Их придвигали к столу, когда требовалось рассадить много народа.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась на обед вся крестьянская семья. Поэтому размеры стола определялись ее численностью. Хорошо знакомые нам шкафы, стулья, кровати появились в крестьянском быту только в 19 веке. Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На эти лавки клали постель, состоящую из трех частей: пуховика, или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья – нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клались три подушки. Постель покрывалась простынею из полотна или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом, входившим под подушки. Постели убирали понаряднее в праздники или на свадьбы, попроще в обычные дни. В нарядных постелях на изголовья и подушки надевались наволоки. Сами перины были набиты лебяжьим или чижовым пухом. Наволоки были на простых постелях тафтяные (тафта – гладкая шелковая ткань) белые или красные, подбитые крашениною (крашенный или лощеный холст). Простые одеяла подбивались заячьими мехами. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре или на матрасе. У людей среднего сословия обычной постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

Для хранения домашних вещей употреблялись скрыни (род комодцев с выд-вижными ящиками), сундуки, рундуки, погребцы, чемоданы. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро. Посуду ставили в поставцах: это были столбы, уставленные со всех сторон полками; книзу их делали шире, кверху уже, на нижних полках ставили более массивную посуду, на верхних мелкую. Разные женские украшения хранились в ларцах, которые сами по себе украшались великолепно, наводились яркими красками и золотом, расписывались узорами и окаймлялись металлическими кружевами; такие ларцы передавались из рода в род вместе с драгоценностями, какие там сохранялись.

Свою одежду крестьяне хранили в сундуках. Их количеством в доме измерялся достаток семьи. Мастерились сундуки из дерева, а обивались для прочности железными полосками. Сундуки нередко снабжались хитроумными врезными замками, так как в них хранилось то, чем дорожил крестьянин. Если в крестьянской семье росла девочка, то ей чуть ли не с малых лет в отдельный сундук начинали собирать приданое. Этот сундук она после свадьбы увозила с собой в дом мужа.

Столетиями складывался уклад народной жизни. Под этот уклад подлаживалось крестьянское жилище с его нехитрой утварью. Все здесь было устроено просто и практично. В то же время присущая народу любовь к красоте превращала даже самые обыденные вещи в художественно значимые.

Освещались дома восковыми и сальными свечами. Восковые употреблялись преимущественно у богачей только в праздничные дни и во время торжественных собраний; в самом царском дворце в XVI веке зажигали сальные свечи. Из сала одного быка можно было отлить около ста свечей. Свечи вставлялись в подсвечники, которые были стенные, прикрепленные к стенам, стоячие значительной величины, и малые, или ручные. Подсвечники назывались шандалами, делались из меди, а иногда из железа. В XVII веке у зажиточных людей были в домах так называемые струнные медные подсвечники, сделанные из натянутых и расположенных удобно медных проволок. Нередко в качестве подсвечника приспосабливали сырую брюкву или свеклу. Ночью, чтобы иметь огонь, использовались ночники. По случаю больших собраний освещали дома висячими паникадилами, которые в богатых и знатных домах были серебряные и делались с разными фигурами. Для домашнего обихода держались слюдяные фонари; с ними прислуга ходила в конюшни и кладовые. У простых поселян избы освещались лучинами. Вплоть до конца XIX века лучина была основным источником света в крестьянской избе. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи, его клали на чугун с кипящей водой, и только после того, как распарят, щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. А светцом называли подставку с железным зажимом. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года, со времени вхождения в быт Бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, сушеного мяса и разного мелкого товара: гвоздей, цепей, замков, топоров и других принадлежностей хозяйства. Сосудами для варения были котлы медные и железные; там, где пища приготовлялась на большое количество людей, котлы достигали больших размеров – в семь ведер, были и поменьше – в четыре ведра, в ведро или в полведра. Такие сосуды для варения назывались поваренными.

Для умывания употреблялись рукомойники и лохани; у богатых людей они были серебряные и позолачивались, у людей среднего состояния – медные или оловянные. Нередко рукомойник был оловянный, а лохань медная.

Обувь простого народа была лапти - это плетеная обувь из лыка или бересты. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, летом в страдную пору – и вовсе за три.

Кроме лаптей из коры, носили башмаки, сплетенные из прутьев лозы; некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Как крестьяне, так и крестьянки носили эту обувь. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки и ичетыги. Все эти виды делались из телячьей или конской кожи, из юфти, у богатых – из персидского и турецкого сафьяна. Сапоги носились до колен и служили вместо штанов для нижней части тела и для того подкладывались холстиною; их снабжали высокими железными подборами и подковами со множеством гвоздей по всей подошве; у царей и у знатных лиц эти гвозди были серебряные. Чеботы были полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носками. Башмаки были принадлежностью не только женщин, но и мужчин; при них носили ичетыги – это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные. При сапогах и чеботах носились чулки, шерстяные или шелковые, а зимою подбитые мехом. Женская обувь была почти такая же, что и мужская; башмаки были с такими высокими подборами, что перед ступни не касался земли, если стать на каблук. При них были шерстяные или шелковые чулки. Посадские жены носили также большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Сапоги, чеботы, башмаки, ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и желтые, иногда зеленые, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображениями единорогов, листьев, цветов и прочего, и унизывались жемчугом; особенно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяна. В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома, и для этого держали во дворе знающих холопов.

Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых – шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. В холщовых рубахах под мышками делали треугольные вставки из другого полотна, расшитого пряжею или шелком, или же из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками; у знатных и богатых вышивали также рукава и грудь, и поэтому оставляли рубаху открытою из-под платья. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. Но преимущественно обращали внимание на воротник рубахи, который выпускался из-под верхних одежд. Этот воротник назывался ожерельем. Его делали отдельно от рубахи и пристегивали к ней, когда было нужно, у богатых золотыми серебряными золочеными, у бедняков медными пуговицами. Такое ожерелье, кроме вышивки золотом и шелками в виде разных узоров, унизывалось жемчугом. Это-то ожерелье в старину называлось рубашкою, но в XVII веке называли его сорочкою, а рубашкою – одежду, к которой оно пристегивалось.

Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, цвета белого или красного: красные рубахи, как и у мужчин, считались нарядным бельем. К рукавам рубахи пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугами. Поверх рубашки надевался летник.

Заключение

За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. А ведь у каждой из этих привычных вещей своя история. Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить. Десятки, сотни современных вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только ее маленький отрезок.

Я познакомился с историей некоторых предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна. И лучше нам их знать. Хотя бы из уважения ко всем этим предметам, которые служат человеку верой и правдой. Из книг, прабабушкиных, бабушкиных рассказов я узнал много интересного и попытался рассказать в своей поисково-исследовательской работе на основе музейных экспонатов подаренных мною от имени своей бабушки.

А сколько я узнал пословиц, поговорок и загадок о старых вещах! Теперь я знаю, что исследовательская работа - это творчество, неожиданные открытия, познание нового, осознание своей причастности к большому миру науки.

Считаю, что поставленную цель и задачи я выполнил. Но работу по этнографии буду продолжать. Ведь я еще не познакомился с нравами и обрядами наших предков. Мы знаем, что без прошлого нет будущего.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКСЕНТИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка учебного занятия по изобразительному искусству

«
крестьянского дома.
Коллективная работа. ПРОЕКТ: «Проходите в избу»

5 класс

Выполнила: Полетуева Светлана Борисовна

учитель изобразительного искусства

Аксентис

2015 год

Уроки 6–7

Интерьер и внутреннее убранство
крестьянского дома.
Коллективная работа «Проходите в избу»

Цели:

1. Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

2. Развивать творческую и познавательную активность.

3. Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе).

4. Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.

5. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование и материалы:

1. Примеры интерьеров крестьянского жилища.

2. Иллюстрации к русским сказкам, былинам, загадкам.

3. Художественные материалы.

4. Схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».

План урока 6

1. Беседа об интерьере русской избы.

2. Знакомство с ее жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство.

3. Постановка художественной задачи.

4. Самостоятельный подбор иллюстративного материала для выполнения эскиза.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов и выбор эскизов для коллективной работы.

План урока 7

1. Формирование групп.

2. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка).

3. Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями.

4. Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живет?».

Ход урока

Беседа.

Учител ь. Давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство.

Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Интерьер крестьянской избы с печью

Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину.

В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

Ребята вспоминают: Емеля – «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси-лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.

Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Давайте вместе догадаемся, для чего они служили.

Тут нам опять помогут сказки или, может быть, ваши поездки к бабушке в деревню, где многие эти предметы используют и поныне.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов.

Почетное место в избе – «красный угол» – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».

Красный угол избы

Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.

В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.

В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. (Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.)

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи?

Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки.

Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Постановка задачи.

Учитель . А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли.

Используя их, придумайте свою композицию интерьера избы.

Работы учащихся

Работа над выбранной композицией.

На втором уроке учащиеся в заранее подготовленной для макета коробке (можно в коробке убрать 2-е стены и сделать угловую композицию), используя пластилин, создают макет внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда (следует напомнить о полотенце и прялке, найти им место в композиции).

Подведение итогов урока.

В конце урока каждая группа рассказывает, кто живет в этой избушке (Дед, Баба и курочка Ряба; Емеля; три медведя; Снегурочка и т. п.). В интерьер можно поместить принесенные игрушки, которые будут выполнять роль жильцов.

Тема: «Интерьер крестьянского дома»

Цель:

Образовательная:

 познакомить с понятием интерьер и особенностями в крестьянском

Жилище,

 способствовать формированию понятий: духовное и материальное.

Развивающая:

  1. Научить наблюдению и восприятию увиденного,
  2. Способствовать развитию кругозора по деревянному зодчеству и интерьеру крестьянской избы,
  3. Развивать интерес к познанию прекрасного,

Воспитывающая:

  1. Воспитывать любовь к прекрасному, памяти предков, к миру красоты.

Тип: урок – исследование и изучение нового учебного материала.

Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками и экспонатами музея)

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Интеграция: изобразительное искусство и краеведение.

Оборудование: ИКТ, презентация; наглядно-деманстрационный материал: предметы быта, музейные экспонаты, таблица символов в народном орнаменте; музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  1. Актуализация опорных знаний.

? По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

Зачем люди украшали свои жилища?

А что вы знаете о сибирской крестьянской избе, что можете рассказать?


Выбор леса : на постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было заготавливать заранее – поздней осенью или зимой, в полнолуние.

Время строительства жилья и выбор места : Нельзя располагать дом на перекрестке дорог – «с семьей не будет ладно, во дворе не будет водиться скотина». Подходящими считали лишь те места, которые хорошо освещались, на некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (в 5 утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом – рыли колодец, теплом – строили дом. Строили дом ранней весной, едва сойдет снег.

? Какие обычаи использовались?

Обычаи. При закладки дома приглашали священника для освящения строительства. Использовали и обычаи: в нижнем ряду бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и тряпье, чтобы скот водился и одежда была. Под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в воскресенье и понедельник, в церковные праздники.

? А знаете ли вы какие-нибудь приметы?


Переезд в новый дом : Переезд в новый дом сопровождался множеством примет. Удачным днем для переезда считалась суббота. В старом доме готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме. Переносили золу из загнета (место у русской печи) старой печи в загнет новой. На новоселье приглашали друзей, родственников. Празднующая процессия отправлялись из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь. Гостей приглашали в дом, скотину загоняли во двор. Первыми заходили хозяйка с хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький ребенок, или пускали через порог кошку.

Въезд в новый дом – в Древней Руси целое ритуальное действо. Безопасность нового жилища нужно было испытать: на первую ночь в новом доме закрывали кота с кошкой (они способны видеть и прогонять злобную нечисть); на вторую – петуха с курицей; на третью – поросёнка; на четвёртую – овцу; на пятую – корову; на шестую – лошадь. И только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать человек – и то лишь в том случае, если все животные наутро оставались живы, веселы и здоровы. Иначе – «хоть перекладывай избу», не то «жизни не будет».

Входя в первый раз в дом, хозяин непременно брал с собой хлеб или тесто в квашне. Они должны были выгнать из дома остатки зла (если оно там всё-таки затаилось) и, конечно, обеспечить новосёлам богатую и сытую жизнь.

Затем сквозь раскрытую дверь внутрь бросали клубок ниток. Держась за нитку, через порог переступал сам глава семьи, а потом за эту нитку «втаскивал» прочих новосёлов по старшинству. Смысл обычая таков: люди собираются осваивать новый, неизведанный, «иной» мир. А попасть в «мир иной» - небесный или подземный – можно лишь по Мировому Древу. Оно-то, как предполагают учёные, замещается нитью.

Вход в новый дом сопровождался обрядом переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали на новое место жительства: «Домовой! Домовой! Пойдём со мной!» Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате, с горшком каши, в старом лапте или валенке. В новом доме «дедушку-суседушку» уже ждало угощение: хлебец с солью, горшочек каши, чашка воды или медового напитка.

Старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось, что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые «символы обжитости»: домашние изваяния Богов (в христианскую эпоху – иконы), огонь очага, домовой сор и даже…лукошко навоза из хлева.

  1. Формирование новых знаний. (Презентация).

? А что такое «изба»?

Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.

В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.

В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени».

Давай поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нём хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

В низенькой светёлке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонёчек то совсем замрёт,

То дрожащим светом стены обольёт.

Новая светёлка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окон;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовском добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печёного теста.

Всё здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки – полавошники, протянувшиеся вдоль стен чуть ниже потолка, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо – золотистый цвет. Его природную красоту особо остро чувствовал крестьянин.

Внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Потолок часто украшали символами солнца, стены – растительным орнаментом.

Простой крестьянский дом состоял из большого помещения, условно поделённого на два основных центра – духовный и материальный.

? Что вы понимаете под словом материальный?

(Под материальным мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния).

В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни. Не случайно печь – распространённый персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

? Какие сказки вы знаете, где говорится о печи?

Печь заботится о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный центр дома.

(учебник, стр. 30)

Обрати внимание на форму печи и отдельные её детали.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки, а также деревянный ушат с водой. А в самом низу тёмным пятном обозначился вход в подпечье , где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлением крестьянина, было жилищем домового – покровителя семьи.

Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец . Часто его расписывали яркими красками, изображали на нём птиц, зверей.

Русская печь – удивительное изобретение. Каких только «профессий» она не знает.

Главная из них - давать людям тепло. Печь занимала почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток.

В старину избы топились по-чёрному – печь не имела трубы. Едкий дым уходил через отверстие в крыше или через окошки под потолком. «Горечи дымной не перетерпев, тепла не видать»,- говаривали в старину. Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров.

В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, овощи. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.

Хлеб в русской печи пекли отнюдь не каждый день, а лишь раз в неделю, ибо у крестьянки не было иной возможности. К тому же считалось, что свежевыпеченный хлеб "тяжел" и вреден для желудка.

На печи, самом тёплом месте избы, спали старики, а на пристроенном сбоку настиле – полатях – дети.

Если крестьянин не имел бани, то использовал как парилку русскую печь. После топки из неё удаляли угли, хорошенько выметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперёд и ложился на солому. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскалённый свод. Правда, обмываться приходилось в сенях.

Отсюда - уникальная конструкция традиционной русской печи. Фактически это было целое помещение с высоким сводом. Бедняки мылись таким образом и в XIX веке.

Бабий кут – женский угол

? А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме?

(женщина)

Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной .

Угол напротив устья печи был кухней и назывался "бабий кут" (кут - старинное название угла). Здесь располагалось все необходимое для приготовления пищи: кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, ступа с пестом и ручная мельница.
Кочергой женщина выгребала золу из печи. Ухватом отправляла в жар горшки с пищей. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Помелом хозяйка подметала днище печи, куда лопатой сажала хлебное тесто. В бабьем куту на полках находилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.

Красный угол

В переднем углу избы располагался красный угол. Его ещё называли в народе больщой, святой. Это было самое почётное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные тканым вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол.

Красный угол – почётное место в избе – находилось наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампадка.

Гость, входивший в избу, первым делом кланялся образам в красном углу. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.

Мужской угол

От дверей до боковой стены была устроена лавка – конник , на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной .

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати , на них спали.

Детский угол

Для новорождённого подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Внутреннее убранство дома

Значительное место в избе занимал деревянный

ткацкий стан –кросно, на нём женщины ткали. Его отдельные детали украшали розетками – знаками солнца, а также изображениями коней

Главным предметом мебели считался стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места.

Разница между лавкой и скамьёй достаточно принципиальная: лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, её передвигали.

Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью.

Вертикальная доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы – отсюда и название лавки «коник», на ней мужчины обычно занимались хозяйственными делами.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

Ларь использовался для хранения продуктов или зерна. Ставился чаще всего в сенях.

По полу тянулись радужные домотканые половики, или дорожки, которые и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и всё, что создавал талантливый русский народ.

  1. Закрепление знаний.

? Зачем люди украшали окружающие их предметы?

? Зачем людям красота?

  1. Практическая работа.

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами, используя предложенные схемы изображения внутреннего пространства.

  1. Анализ работ.

Оценка за работу.

  1. Домашнее задание.

1 уровень сложности.

Подобрать иллюстрации по теме «Предметы быта».

2 уровень сложности.

Побывать у бабушек и дедушек вашего села, собрать интересный материал о старинных бытовых предметах и их использовании.


Интерьер в русском стиле.

Изба, терем, усадьба -

интерьер старинного русского стиля в современной жизни.

Интерьер в стиле русской избы в полной мере можно воссоздать только в деревянном доме из сруба, рубленным из бревна. Интерьер в стиле терема, усадьбы уместен в любом деревянном доме из сруба. В других случаях, когда речь идет о кирпичном доме, например, или квартире в многоэтажном доме, можно говорить лишь о стилизации, о привнесении некоторых черт, присущих русской избе или терему.

Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. В печном углу управляла женщина. В женском углу и располанались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: "бабья дорога - от печи до порога". А еще посмеивались: "баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает" (со страху).

Мужчина же проводил больше времени в мужском углу, под полатями.

Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол - часть дома, где устанавливались иконы.

Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.

В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения.

Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.

В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. На подоконники ставили цветы в простых вазах: полевые цветочки в летние месяцы и садовые цветы в октябре. Ну и, конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри - это дерево, только дерево и почти ничего, кроме дерева.

Создание стиля русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома.

Для создания стиля русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома сначало нужно определиться со стилем эпохи... Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины ХХ века? А кому-то больше нравится пестрая и нарядная обстановка русских теремов, почти как из сказки или деревянных помещичьих домов прошлых веков, который иногда описывался в произведениях классиков, когда в типичный деревенский быт были занесены черты других стилей: классицизма, барокко, модерна. После выбора определенного направления можно подобрать и подходящюю мебель, предметы интерьера, текстиль и декор.

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска - матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком - темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может выполнять камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторки.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.



Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки - сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки - естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из стиля.

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки и т.п. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь - женщины на Руси всегда любили заниматься этим рукоделием. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, вышитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, - все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы - белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Также уместны будут светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол с выдвижными полками и шкафчиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью, пвх пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.


Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла, а пластик и вовсе будет неуместен. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами - они могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.


В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.


Создание стиля старинной деревянной усадьбы

У простой крестьянской избы и богатой старинной усадьбы много общего: это и преобладание дерева в интерьере, и наличие огромной печи (в усадьбе она всегда облицована изразцами), и красный угол с иконами и свечами, и текстиль изо льна и кружева.


Однако были и многочисленные отличия. Богатые активно заимствовали что-то новое из иностранных стилей. Это, например, яркая обивка мягкой мебели, фарфоровые тарелки и часы на стенах, изящная деревянная мебель в английском или французском стиле, абажуры и бра, картины на стенах. В интерьере в стиле русского терема будут весьма кстати витражи в качестве межкомнатных окон, перегородок или верандного остекления. Одним словом, здесь все достаточно просто, как в избе, но присутствует легкий налет роскоши.



Двор в русском стиле

И сам интерьер, и окна в нем, и «заоконное» пространство должны быть в гармонии. Для ограждения территории лучше заказать забор высотой примерно 180 см, собранный из заостренных бревен.


Как сейчас создают двор в русском стиле? Ответить однозначно невозможно, так как на Руси двор организовывался по-разному, в зависимости от местности. Однако дизайнеры нашли общие черты, которые и воссоздаются в ландшафтном дизайне. От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом. Нередко ее настилают доской. По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В старину крестьяне любой свободный участок земли отводили под грядки, но передний двор все же старались украсить цветочными клумбами.


Сейчас для заднего двора избы используют травы для газона. Этот участок затеняют высаженными по периметру соснами. Однако кусты смородины или малины тоже будут весьма в духе русского двора. Элементами ландшафтного дизайна в русском стиле являются различные предметы из дерева: беседка, деревянная детская горка, стационарный стол со скамьями, русские качели и т.п. Ну и, конечно, все постройки во дворе должны быть выполнены из дерева.


























Внутреннее убранство русской избы является неотъемлемой частью истории и культуры России. Именно она, старинная избенка, стала основной частью фольклора и даже героиней многих сказок и легенд. Вспомнить хотя бы избушку на курьих ножках - сказочное жилище Бабы-Яги, страшной колдуньи, которая пугает маленьких детей. Её же часто обводят вокруг пальца главные сказочные герои.

Так, Иван-Царевич обращается к ней за помощью, дабы избавить от страшной участи свою любимую, и не без хитрости получает дары старой колдуньи. Бабка-Ёжка - негативный персонаж, помогающий в сотворении злодеяний Кощею Бессмертному, Змею Горынычу и Коту Баюну. Но вместе с этим эта "героиня" является довольно весёлой, смешной и сатирической.

Об истоках

Слово "изба" на Руси имело множество интерпретаций в зависимости от места проживания людей, поэтому и называлась по-разному. Существуют такие синонимы, как: ызба, истьба, изьба, истопка и истобка. Эти слова часто употребляются в русских летописях, что, опять же, говорит о неотрывности и связанности жилья с жизнью человека. Такая фраза имеет прямую связь с такими русскими глаголами, как «топить» или «истопить». Это здание имело в первую очередь функциональную нагрузку, поскольку было призвано согревать в морозы и укрывать от природных условий.

Что представляла собой изба в общем

Внутреннее убранство русской избы сложно представить без печи, поскольку именно она была центром комнаты и излюбленной её частью. Известно, что у многих восточнославянских народов, украинцев, русских и белоруссов, сохранялся термин «истопка». Ну и, как говорилось раньше, он обозначал отапливаемое строение. Это были и кладовые для хранения запасов овощей, и жилое помещение разных размеров.

Чтобы знать, как нарисовать убранство русской избы, нужно понимать, что она значила для человека. Знаменательным событием было строительство дома для крестьянина. Мало было решить практическую задачу и обеспечить себе крышу над головой. В первую очередь дом являлся полноценным жилым пространством для всей семьи. Убранство избы должно было быть по мере возможности наполнено всеми необходимыми жизненными благами, обеспечивать жильцов теплом, давать им любовь и ощущение покоя. Такое жильё можно соорудить лишь по давним заветам предков, а традиции крестьяне всегда соблюдали очень тщательно.

О традициях

Особое значение при строительстве дома отводилось выбору места, чтобы строение впоследствии было светлым, сухим и высоким. Ритуальная ценность имела не меньшее значение.

Счастливое место - это то, которое прошло строгую проверку временем и было обжито ранее: стало благополучным для прежних хозяев, которые жили здесь. Неудачными считались територии около захоронений, бани, которые были построены там ранее, а также вблизи дороги. Считалось, что сам чёрт ходит по этому пути и может заглянуть в жилище.

О строительном материале

Материалы для строительства избы выбирали очень тщательно. Русские использовали для возведения брёвна сосны или лиственницы. Эти деревья имеют длинные и ровные стволы, ровно ложатся и плотно примыкают друг к другу. Они хорошо удерживают внутреннее тепло и долго не гниют. Выбор брёвен в лесу был довольно непростым занятием, веками от отцов к детям передавался свод правил, алгоритм подбора бревна. Иначе, если выберешь неправильный, негодный материал - дом будет приносить беды и несчастья.

Даже на внутренее убранство крестянской избы нельзя было рубить священные деревья. Они могли принести в дом тяжёлые хвори. Существовало поверье, которое говорило о том, что такие особые породы должны жить только в лесу и умереть своей смертью. Если нарушить запрет, они принесут смерть и горе в дом.

Сухая древесина также была непригодна к строительству. Место, где произрастали деревья, тоже имело важное значение. Дерево, которое росло на перекрёстке лесных дорог, является «буйным» и может принести в дом большое несчастье - разрушить сруб и тем самым убить хозяев дома.

Обряды

Без обрядов у славян не обходился и процесс возведения дома. В начале строительства совершалось жертвоприношение. Жертвой в таком случае считалась курица или баран. Такой процесс проводился при укладке первого венца избы. Под брёвна клали деньги, шерсть и зерно как символы богатства, процветания, любви, семейного тепла. Также туда клали ладан как знак святости дома, а также своеобразный оберег от нечистой силы. В конце работы (строительства) все участники процесса садились за стол и угощались вкуснейшими яствами.

Жертвоприношения проводился неспроста. Жертва должна была создать крепость дому и уберечь от напастей. Иногда в дар богам приносили человека, но это в редких случаях, дабы защитить всё племя от врагов. Чаще всего предавали страданиям крупный скот: быка или лошадь. Во время археологических раскопок на старых домах были найдены именно их скелеты, а также конские черепа.

Для обряда делалась специальная ямка, останки нужно было класть туда. Она находилась под красным уголком, где располагались иконы и другие обереги. Были и другие излюбленные животные для строительного жертвоприношения. Таким фаворитом для славян стал петух или курица. Об этом говорит и традиция размещения флюгеров в виде петушков, а также изображение или статуэтка этого животного на крыше дома.

Можно привести в пример бессмертное классическое произведение Н. В. Гоголя «Вий». Вся нечисть исчезала после крика петуха. Поэтому "крикун" призван охранять жилище от нечистой силы. Фото, убранство русской избы на которых показано во всей красе, представлены в этой статье.

Схема устройства крыши

Кровля также была сделана по особой схеме:

  • желоб;
  • охлупень;
  • стамик;
  • слега;
  • огниво;
  • князевая слега (кнес);
  • повальная слега;
  • самец;
  • повал;
  • причелина;
  • курица;
  • пропуск;
  • гнет.

Общий вид избы

Убранство русской избы снаружи, такое, каким представляли себе и строили наши прадеды, было особым. По старым традициям избы строили тысячи лет. Русское убранство избы зависело от того, где жил человек и к какому племени он принадлежал, поскольку у каждого племени были свои традиции и законы, по которым их можно различать.

И даже сейчас нельзя не различить избы на европейской территории России. Ведь на севере преобладали рубленные дома, поскольку леса там было вдоволь. На юге же были огромные запасы глины, поэтому и хаты-мазанки строили из неё. Так же оформлялось и внутреннее убранство русской избы. Фото явлются наглядным тому примером.

Как утверждают этнографы, ни одна народная мысль не была создана сразу же в первозданном виде, таком, как мы можем наблюдать сейчас. История, культура, а с ними и мысль людей, меняется и развивается, привнося во всё, что было создано, гармонию, красоту и великую силу любви. Это касается и жилища, которое формировалось и становилось всё более функциональным и удобным. Эти утверждения доказывает и масса проведённых археологических раскопок.

Русское убранство избы во многом зависело от климатических условий, в которых проживали люди, и от имеющегося строительного материала. Так, на севере была влажная почва и густые леса, полные брёвен, пригодных для возведения жилищ, а на юге преобладали и активно использовались другие изделия. Исходя из этого, в южных областях была распространена полуземлянка. Этот дум был с углублением на полтора метра в землю, соответственно, имел насыпной пол. Такой тип жилища на Руси просуществовал до 14-15-го веков.

После этого временного периода стали строить наземные постройки с деревянным полом, поскольку научились обрабатывать брёвна и делать из них доски. Также делались дома, приподнятые над землёй. Они были более многофункциональны, поскольку имели 2 этажа и предоставляли возможности для комфортной жизни, хранения овощных запасов, сена и жилья для скотины в одном доме.

На севере, с изобилием густых лесов и достаточно сырым холодным климатом, полуземлянки быстро превратились в наземные дома, быстрее, чем на юге. Славяне и их предки занимали достаточно большую территорию и отличались друг от друга вековыми традициями, в том числе и в построении жилья. Но каждое племя наилучшим образом подстраивалось под окружающие условия, поэтому нельзя сказать, что какие-то избы были хуже. Всему было своё место. Теперь можно понять, как нарисовать убранство русской избы.

Подробнее о строительстве

Ниже представлено фото. Убранство русской избы на нем продемонстрировано наиболее типичное для Ладоги, соответствующее временному периоду 9-11-го веков. Основание дома было квадратным, то есть ширина была равна длине, которая достигала 5 метров.

Строительство срубной избы требовало внимательного и тщательного подхода, поскольку венцы должны были совпадать, а брёвна - плотно прилегать друг к другу, иначё весь труд насмарку.

Брусья должны были прилегать как можно плотнее, дабы защитить жителей от холодных ветров и сквозняков. Поэтому делались углубления в срубе через одно бревно. В это отверстие укладывался выпуклым ребром другой брус. Пазы между ними утепляли болотным мхом, который нес не только теплоизоляционную ценность, но и антибактериальную. Сверху эту постройку промазывали глиной.

О нюансах строительства

Внутреннее убранство русской избы иногда предполагало который поливался водой и утрамбовывался, отчего становился твёрдым и гладким. Во время уборки слой грязи просто сметался метлой. Но чаще всего внутреннее убранство крестьянской избы предполагало пол деревянный и приподнятый над землёй на высоту в полтора метра. Это делалось для того, чтобы соорудить подполье. Из него в жилое помещение с печью вёл люк. В подполье сохранялись все овощные запасы.

Русское убранство избы у зажиточных людей предполагало ещё одну надстройку сверху. Снаружи этот дом был похож на трёхъярусный.

О пристройках

Внутренне убранство русской избы тоже имело несколько нюансов. Русские люди часто пристраивали к своему жилищу прихожую с большими широкими окнами. Она называлась сени. Так, при входе в дом нужно было сначала зайти в сени, а потом уже войти в горницу. Такая прихожая в ширину достигала 2 метров. Иногда сени соединяли с хлевом для скота, поэтому, соответственно, делали их больше.

Кроме того, у этой пристройки была масса и других предназначений. Там хранили добро и мастерили что-то нужное в непогоду, поскольку крестьянин без дела никогда не сидел. Летом там же можно уложить спать гостей после шумного праздника. Такому жилищу учёные-археологи дали название «двухкамерное», поскольку оно представляло собой 2 помещения.

Внутреннее убранство крестьянской избы не обходилось без клети. С начала 10-го века эта комната служит дополнительной спальней, которой пользовались только летом, поскольку она не отапливалась. Там же круглый год можно было хранить продукты. А зимой - даже скоропортящиеся блюда, ведь там всегда холодно.

Как строилась ковля

Крыша в избе изготавливалась по нескольким техникам: она могла быть деревянной, гонтовой, тесовой или из драни. С развитием истории, а с ней и умений народа, во временном периоде 16-17-го веков славяне выработали уникальную концепцию покрытия крыши берёзовой корой, которая защищала от протекания. Также она несла эстетическое предназначение, поскольку предавала пестроту постройки. На кровлю клали немного земли и дёрна. Это было старинной "смарт-технологией", защитой дома от пожара.

Землянки и полуземлянки окон, как правило, не имели. Внутренее убранство русской избы из-за этого выглядело, конечно, не так, как мы привыкли себе представлять. Были небольшие оконные отверстия, затянутые желудками крупного рогатого скота. Однако позже, когда изба «выросла» над землёй, стали делать большие застеклённые окна, которые не только пропускали свет, но и позволяли видеть, что происходит на улице. Внешнее убранство русской избы предполагало застеклённые которые вначале (10-й век) были только у зажиточных владельцев.

Туалет на Руси был назван «задок» и был расположен, как правило, в сенях. Это была дырка в полу, которая «смотрела» вниз, в сторону наземного яруса, где обычно держали скотину. Появился он в избах со времён 16-го века.

О строительстве окон

Русское убранство избы в позднее время не представлялось без окон. Обычно оконный проём представлял собой 2 смежных бревна, которые были разрублены до половины. Туда вставлялась прямоугольная рама, имеющая задвижку, которая "ходила" в горизонтальном направлении.

Внутреннее пространство избы

Внутреннее убранство русской избы представляло собой от одного до трёх жилых помещений. Вход в дом начинался с сеней. Помещение, предназначенное для жилья, всегда было очень тёплым и отапливалось печью. Внутреннее убранство избы (фото) прекрасно иллюстрирует жизнь простолюдинов тех времён.

Что касается зажиточных крестьян и людей, обладающих высоким чином, то в их жилище было место и дополнительной комнате, которая называлась горницей. В ней хозяева принимали гостей, и она также была очень тёплая, светлая и просторная. Отапливалась печью-голландкой.

Внутреннее убранство русской избы не представлялось без духовой печи, занимающей большую часть комнаты, которая была расположена у входа. Однако в южной части страны она располагалась в дальнем углу.

Внутреннее убранство русской избы отличалось особым, но вместе с этим достаточно простым, размещением предметов. Обеденный стол обычно стоял в углу, по диагонали от печи. Прямо над ним был "красный уголок" с иконами и прочими оберегами. Вдоль стен стояли лавки, над ними располагались полки, встроенные в стены. Такое внутренее убранство русской избы (фото) встречалось почти повсеместно.

Печь имела многофункциональную нагрузку, поскольку приносила не только тепло и вкусную еду, но и имела спальное место.

Внутренне убранство русской избы также демонстрирует, что существовало много общего с традициями восточнославянских народов, но были и различия. На севере Руси люди строили печи-камени. Своё название они получили потому, что были сложены из камня без использования какого-либо скрепляющего раствора.

В районах Старой Ладоги основание каменной топки равнялось полутора метрам в поперечнике. Убранство крестьянской избы в районе Изборска предполагало печь, сделанную из глины, но на каменном основании. В длину и ширину она достигала до 1 метра, так же как и в высоту.

В южных областях восточнославянских стран печь строилась более крупной и широкой, каменное основание ее закладывалось с приблизительным расчётом полтора метра в длину и 2 - в ширину. В высоту такие печи достигали 1,2 метра.