Как нарисовать бюст человека карандашом. Как правильно рисовать людей, не имея навыков? Смотри, как должны быть правильно нарисованы мужчина и женщина в разных позициях

В данной статье мы рассмотрим, как правильно рисовать людей, какими должны быть пропорции их тела и лица. Также рассмотрим несколько способов передачи на рисунке того или иного движения или же мимики. В конце отметим, как нужно наносить тени на рисунок и какие участки следует оставлять светлыми. Этот мини-урок позволит вам понять, как правильно рисовать людей в том или ином ракурсе, и поспособствует развитию

Очень часто люди, которые только-только начинают постигать все азы живописи, имеют привычку наносить рисунок на бумагу прерывистыми коротенькими линиями. Им кажется, что так изображение получится более точным, а после этого «эскиза» все можно будет навести и таким образом завершить работу. На самом деле подобная техника ошибочная, так как рисунок не только смотрится неэстетично, но еще и портится ваша способность как целостно. Поэтому, если вы хотите понять, как правильно научиться рисовать человека, то должны уяснить первым делом, что даже самый легкий эскиз наносится сплошными линиями, которые проводятся «от корочки до корочки». Это нужно для того, чтобы вы в первую очередь чувствовали тот объект (движение или который вы рисуете. И даже если карандаш пойдет не туда, исправить все можно очень быстро и просто.

Пропорция - основа основ

Теряясь в догадках о том, как правильно рисовать людей так, чтобы их тело получалось пропорциональным, руки не были слишком длинными или наоборот, слишком короткими, чтобы голова была «на своем месте», и вообще, были учтены все нюансы, важно в первую очередь выучить одно правило. Итак, все тело человека, вместе с его головой - это семь равных частей; легче всего наносить их в виде эллипсов, расположенных вертикально, так как в дальнейшем округлые формы будет проще преобразовать в нужные нам очертания. При этом самый верхний эллипс у нас будет выполнять роль головы. Средние три с половиной фигуры - это торс, а вся остальная нижняя часть, как вы уже поняли, станет ногами. Длина руки от плеча будет занимать в среднем три таких эллипса, при условии, что она будет выпрямленной вдоль туловища.

Работаем в пределах намеченной высоты

Теперь, чтобы понять, как правильно рисовать человека поэтапно, когда верхняя точка у нас имеется, а также есть некоторые контрольные отметки (поясница, ноги, голова, руки), приступаем к выполнению самого эскиза. Оставляем небольшое расстояние в области нижней части верхнего эллипса, а верхней части второго - после него, для того чтобы нарисовать там потом шею. Вверху прорисовываем более четко овал головы, нижние три с лишнем эллипса обводим в общий овал, который станет туловищем. Для дополнительного удобства при рисовании можно провести вертикальную ось, которая будет рассекать рисуемое вами тело пополам вдоль. Так изображение будет более сбалансированным и четким.

Отмечаем конечности на рисунке

Далее изучая, как правильно рисовать людей, переходим к тому, что отмечаем плечи и колени. Первые будут расположены на краях нашего туловища, соответственно сверху. Размер овалов, которые будут символизировать будущие плечи, может варьироваться в зависимости от того, кого именно вы рисуете. То есть, если это женщина, то они совсем маленькие, если мужчина, то, конечно же, большие. Колени у нас будут обозначены на уровне верха второго снизу овала (из тех, которые мы рисовали в самом начале). Затем наносим такие же эллипсы в месте локтей (середина туловища), а после - в области пяток. Только в последнем случае их нужно изобразить горизонтально относительно рисунка. В завершении этого этапа проводим две параллельные извилистые линии, которые начинаются у плеч и заканчиваются у коленей. Так мы условно определяем будущий

Более тщательная проработка деталей фигуры человека

Если вы еще не знаете, как правильно рисовать людей, обратите внимание на те эскизы, которые предлагаются профессиональными художниками. Вам это будет необходимо для того, чтобы правильно передать все рельефы и толщину конечностей, которые мы будет прорисовывать по уже существующим отметкам. В общем, соединяем между собой бедра и колени, колени и стопы, а после прорисовываем таким же образом руки. Не забываем о том, что нам надо также отметить шею и примерно набросать очертания той одежды, в которой должен быть изображен ваш человек на рисунке.

Лицо - насколько это важно в рисунке

Несомненно, понять, как правильно рисовать портрет человека, очень сложно, особенно на словах. В некоторых рисунках данная деталь вовсе упускается из виду, и лицо изображается в виде тонких приблизительных черт, которые свойственны любому человеку, без проработки деталей. Если же вы хотите изобразить человека в полный рост, да еще и с чертами лица, то стоит учитывать их пропорции. Для каждого человека характерным будет лишь то, что глаза, нос и рот располагаются больше в нижней части овала головы, а верхнюю занимают волосы. Все остальное - это исключительно индивидуальные параметры, которые измеряются в пропорциях.

Каждый из нас окружен тысячами людей. Казалось бы, мы до миллиметра выучили пропорции и особенности человеческого тела. Но вот парадокс - нарисовать человека куда сложнее, чем , который Тебе только приходилось видеть.

Иногда как нарисуешь кого-нибудь, диву даешься - не человек, а пришелец какой-то. Если у Тебя тоже не получается рисовать людей, как говорится, не проходи мимо - здесь Ты найдешь для себя много полезного и интересного.

И самое первое – вот этот видеоролик, который покажет, как нарисовать мальчика и девочку.

Еще древние художники, рисуя человека, пытались поделить его тело на равные части, да так, чтобы легко было правильно воссоздать пропорции фигуры. Ведь зная соотношение отдельных частей тела с фигурой в целом, можно без труда нарисовать человека. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что все люди имеют свои особенности.

Итак, рисуя человека, за единицу измерения берем размер головы .

Высота взрослого мужчины, или женщины равна 8-ми размерам головы, высота подростка - 7-ми, ученика - 6-ти, а младенца - всего 4-м размерам головы.

Пропорции людей разных возрастных групп

Перед тем как рисовать человека, запомни несколько важных нюансов :

  • руки должны заканчиваться у средины бедра,
  • локти находятся на уровне талии,
  • колени - строго посередине ноги.

А Ты знал, что высота человека равна длине разведенных в стороны рук, а в длине ног умещается четыре высоты головы?

Но что еще больше повергло меня в восторг, так это размер человеческой стопы. Оказывается, ее высота равна высоте носа, а длина - длине предплечья.

Смотри, как должны быть правильно нарисованы мужчина и женщина в разных позициях.

А сейчас я покажу Тебе, как рисовать людей поэтапно . Уверяю, с мастер-классом от Пустунчика это будет легко и просто.

Как нарисовать мальчика

Если Тебе нужно нарисовать мальчика, воспользуйся следующей схемой. А я подскажу, как и какие части тела нужно рисовать шаг за шагом.

1. Нарисуй овал - голову мальчика, затем маленькую шею и прямоугольник - туловище.

2. Снизу дорисуй еще один прямоугольник, раздели пополам. Это ноги. Нарисуй руки-прямоугольники. На верхнем большом прямоугольнике сделай закругления от шеи к рукам - это плечи.

3. Сотри лишние линии на плечах. Нарисуй горловину кофты, линии-швы (но не до конца), где рукава соединяются с основной частью кофты. Нарисуй ширинку и складки на штанах в виде рогатки. Теперь нарисуй ботинки и кисти рук. Детальную схему, показывающую, как нарисовать руки, смотри справа.

4. Беремся за рисование головы. Сначала нарисуй крестик - он укажет на середину головы и определит расположение глаз. Две дуги, две точечки и одна маленькая дужка внизу головы - это верх глаз, будущий нос и губы. На уровне носа и глаз будут располагаться уши.

5. Дорисуй глаза, на месте точек нарисуй маленькие кружочки - ноздри. Теперь переходи к бровям и волосам.

6. Сотри лишние линии и легкими движениями карандаша обозначь складки на одежде. Добавь детали. Поздравляю! Рисунок мальчика готов.

Как нарисовать малыша

Этот рисунок отлично подойдет для какого-нибудь комикса, а еще его можно нарисовать в детский сад или для ученика младших классов. Смешной карапуз станет находкой и для школьной выставки юных художников.

1. Нарисуй овал, обозначь глаза точками, двумя согнутыми дугами покажи нос и рот малыша.

2. Обозначь уголки губ, нарисуй ушки и волосы.

3. Внизу головы нарисуй трапецию - тело мальчишки. Не забудь прямой горизонтальной линией отделить кофточку от штанов, а вертикальной показать штаны.

4. Нарисуй рукава.

5. А теперь нарисуй ребенку ручки и ножки.

6. Пальцы на руках раздели линиями. Вот и все! Маленький озорник готов к шалостям:)

Рисуем девчонок

Сразу три красавицы на одном листе. Желаешь иметь таких модниц у себя в альбоме? Тогда скорее рисовать этих очаровашек!

1. Нарисуй эскизы подруг.

2. Придумай им прически и нарисуй одежду.

3. Добавь детали: ремень, кружевные рукава, гетры, сумочки и так далее.

4. Нарисуй девочкам лица, сделай складки на одежде, выдели аксессуары. Добавь уникальности туфлям каждой из подруг.

Отличная работа!

Подробно о том, как рисовать губы, нос, глаза девушки, Ты узнаешь из следующего видеоролика. Предупреждаю, мастер-класс не для новичков, так что будь внимателен, дабы не пропустить важные детали.

Рисуем лицо девушки. Часть 1


Рисуем лицо девушки. Часть 2


Как нарисовать парня

Каждая девушка хотя бы раз в жизни пыталась нарисовать парня своей мечты. Для всех он, конечно же, разный. Но сейчас давай просто нарисуем парня в очках и крутой футболке. Поехали?

1. Сделай шаблон человека.

2. С помощью вспомогательных линий нарисуй голову и руки.

3. Нарисуй прическу, нос, губы. Надень парню очки.

4. Обведи контуры тела парня. Нарисуй руки. Штриховыми линиями добавь теней. Обозначь горловину футболки.

5. Удали ненужные линии. Сделай контуры тела мужчины четче.

Ну вот! Мачо с серьезным взглядом и в крутых очках готов покорять сердца!

Мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица. Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.

В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом , а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.

1. Пропорции лица

Анфас:

В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:

— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.

— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.

— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.

Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.

Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.

Профиль:

Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.

Со стороны черепа:

— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).

Со стороны лица:

— Черты лица располагаются так же, как в анфас.

— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.

— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).

2. Черты лица

Глаза и Брови

Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации :

— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.

— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.

Детали Глаза

— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).

— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).

— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.

— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.

Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.

Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.

В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.

Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.

Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.

Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.

Губы

Советы по изображению рта и губ:

— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.

— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.

— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.

Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).

— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.

— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.

Уши

Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С . Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».

Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:

— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.

— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.

— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.

Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.

3. Ракурсы

Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».

Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.

Человек смотрит вниз

— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».

— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.

— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.

Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.

— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.

Человек смотрит вверх

— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.

— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.

— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.

— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.

Человек поворачивается

  1. Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
  2. Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
  3. Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.

Пора практиковаться

Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.

Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.

Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.

В уроке я попробую рассказать как нарисовать человека поэтапно карандашом в полный рост. Рисовать людей довольно сложная задача, но вам будет легче, если вы поймете и запомните принцип построения фигуры человека.

Как нарисовать человека поэтапно

Итак, возьмите простой карандаш, ластик и немного терпения – начнем урок как нарисовать человека поэтапно карандашом .

Не буду вам рассказывать о пропорциях человека, ведь это все можно прочитать в книгах по рисованию. Читать о пропорциях очень скучно, но поверьте, очень важно! Обязательно в свободное время почитайте о пропорциях человека.

Для начала построим что-то наподобие скелета. Кругами на рисунке обозначены суставы.

Когда вы построили скелет, перейдем к этапу обводки этого самого скелета. Внимательно посмотрите рисунок ниже, и постарайтесь обвести как на рисунке.

Там где находятся суставы нарисуйте круги. Они помогут позже правильно обводить фигуру в местах, где руки и ноги изогнуты и суставы выпирают. Только не давите сильно на карандаш, ведь эти все линии мы будем удалять!

У нас получилось подобие фигуры человека, только в виде куклы. И теперь нам нужно придать фигуре человеческий вид. Для этого все части тела покроем «плотью». Имеется в виду, что мышцам нужно придать более правдоподобную форму.

Обратите внимание, что все мышцы сужаются в месте прикрепления к сухожилиям и расширяются в середине.

В уроке как нарисовать человека поэтапно карандашом мы прошли три этапа. Далее нужно ластиком удалить все линии внутри фигуры. Должна получиться фигура человека — смотрите на рисунке ниже.

Остается только одеть ее, нарисовать лицо и волосы!

И опять же, ластиком удалить все лишние линии после того, как вы нарисовали одежду.

Для того чтобы закрепить знания, попробуйте нарисовать человека в разных позах или, например, с поднятой ногой или рукой.

Многие художники-аматоры убеждены, что в изобразительном искусстве нет ничего сложнее, чем нарисовать человека, особенно в жанре портрета, где мастерство для изображения пропорций лица должно быть филигранным. На самом деле, и эти премудрости можно постичь. Если, конечно, тщательно подойти к изучению теоретических рекомендаций, отрабатывая их на практике.

Инструменты и материалы

Чтобы работа спорилась, очень важно правильно к ней подготовиться. Если речь идёт о рисовании, то, безусловно, кроме терпения, потребуются некоторые материалы и инструменты.

Карандаш, ластик и линейка - это основа основ инструментария для рисования

  1. Листы бумаги. Удобнее всего использовать формат А4, так как на таком размере легче масштабировать изображение, что для соблюдения пропорциональности человеческого тела имеет ключевое значение. Для создания портретов, если уже есть определённые навыки, можно брать и формат А3: так все линии лица будут порисованы ярче и более чётко. Для рисунка в акварели рекомендуется использовать специальные листы, предназначенные для этого вида нанесения линий и раскрашивания. Их плотность поможет контурам остаться на месте, то есть не расплываться, к тому же бумага не будет «скатываться».
  2. Карандаши. В данном случае речь идёт о простых. И здесь важно уяснить: даже для новичков необходим комплект с тремя видами штриха. Твёрдый используется для наброска или построения опорной для рисунка конструкции, твёрдо-мягкий - для прорисовки линий эскиза, а мягкий - для наведения линий готового рисунка. Кроме того, все эти три вида пригодятся, если изображение планируется только карандашным.
  3. Линейка. Важный инструмент для прорисовки опорной фигуры, который позволяет соблюдать симметрию. Для изображения человека стоя без линейки не обойтись.
  4. Ластик. Непременный атрибут в рисовании. Им не только удаляются ненужные линии, но и растушёвываются некоторые теневые участки изображения, например, волосы.
  5. Маркер. Этот инструмент пригодится в том случае, если вы рисуете человека в технике аниме.
  6. Краски (гуашь, акриловые, акварель), цветные карандаши или ручки, фломастеры - выбор средств раскрашивания зависит от техники придания рисунку яркости.

Педагоги и психологи утверждают, что для полноценного развития навыка рисования у ребёнка у него должен быть доступ ко всем необходимым для изобразительного творчества материалам и инструментам

Полезные хитрости для новичков

Как уже отмечалось, изображение человека - один из самых сложных уровней освоения изобразительного искусства. Вот почему всем, кто только-только решил взяться за этот вид рисунка, пригодятся советы профессионалов.


Этапы работы

Процесс создания изображения человека можно разделить на три этапа.

Вспомогательная работа

На этом уровне мы разбираемся с пропорциями и делаем вспомогательную фигуру, которая станет основой рисунка. Без анатомических подробностей, конечно, не справиться.


Детализация

На этом этапе мы прорисовываем все части тела, причём начинаем с головы, так как её размеры являются определяющими для других частей рисунка. Для работы потребуется линейка и элементарные знания математики. Последний шаг на уровне детализации - удаление вспомогательных линий.

«Оживление»

Одеваем нашего человека либо, если рисовали портрет, выделяем акцентные части облика (глаза, рот, подбородок). Добавляем цветотени, чтобы фигура приобрела объёмность. И, если предполагается, раскрашиваем картинку.

Посмотрим, как действует эта схема на практике.

Рисуем человека в полный рост

Инструкция:

  1. Рисуем овал головы (около 2 см), измеряем её длину, откладываем 7 таких мерок.

    Начинать рисунок нужно со вспомогательных линий

  2. Приступаем к шее. Её размер будет равен где-то половине ширины овала головы.
  3. Делаем плечи. Они будут равны длине головы, немного наклонены вниз.

    Линия шеи переходит в плечи

  4. Следующий этап - талия. Она находится на уровне 2,5 длин головы. Если голова - 2 см, то точка талии - чуть ниже отметки 5 см. Проводим горизонтальную черту чуть шире ширины головы, но меньше длины плечевого пояса. Соединяем талию с линей плеч.

    Прорисовываем линию талии и соединяем её с плечевым поясом

  5. Берёмся за туловище. Уровень четвёртой отметки на вертикальном отрезке опорной фигуры - нижняя часть туловища, которая чуть шире талии, но уже плеч. Делаем горизонтальную линию и соединяем её с талией.

    Туловище также рисуется по установленным пропорциям

  6. Приступаем к ногам. Сначала отмечаем ниже пятой отметке колени, которые немного «отходят» от центральной линии. Обозначаем эту часть тела небольшими кругами.

    Суставы ног показываем кружочками

  7. Соединяем эти круги с горизонтальной линией таза и получаем бёдра.

    Соединяем колени с тазом

  8. Делаем кружочки поменьше на уровне ниже шестой, ближе к седьмой отметке. Это переход голеней в стопы. Эти линии присоединяем к коленям.

    Соединяем отметку голеней с коленями

  9. На седьмой отметке рисуем ступни в виде вытянутых овалов внизу.

    Ступни показываем овалами

  10. Рисуем руки. Для начала тоже кругами показываем локти, которые находятся на линии талии.
  11. Отмечаем небольшими кругами кисти рук, которые находятся чуть выше нижней границы торса.

    Руки обозначаем локтевыми суставами и кистями

  12. Соединяем круги между собой и с плечами изогнутыми линями. Прорисовываем кисти.

    Первоначально кисти также показываем овалами

  13. Обозначаем черты лица. Показываем уши, глаза, нос, брови и причёску.

    Приступаем к детализации лица

  14. Детализируем одежду, показывая складки и некоторые швы.

    Дорисовываем одежду

  15. По желанию раскрашиваем.

    Раскрасить рисунок можно карандашами, красками или фломастерами

Голова, лицо и руки

Считается, что эти части тела человека изобразить сложнее всего. Объяснение этому можно найти следующее: голова - основа пропорций всей фигуры, поэтому от того, насколько правильно она будет изображена, зависит качество всего рисунка. Черты лица и руки - это выражение эмоций человека, то, что делает рисунок «живым». И, безусловно, в изображении эти элементов также важна гармония. То, что Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением».

Это интересно. Соотношение пропорций фигуры и лица человека, названные Леонардо «золотым сечением», является своеобразным кодом красоты, который был описан итальянским математиком, основоположником бухгалтерии, Лукой Пачоли.

Видео: как быстро научиться рисовать голову

Видео: мастер-класс рисунка аниме головы

Видео: что учесть при создании рисунка лица

Фотогалерея: как нарисовать глаза

Фотогалерея: как нарисовать нос

Фотогалерея: как нарисовать ухо

Фотогалерея: как нарисовать женскую и мужскую бровь

Фотогалерея: как нарисовать губы

Рисуем руки

Чтобы правильно изобразить кисть руки, следует помнить, что она очень похожа на лопатку, которая состоит из пальцев и пясти.

Это интересно. Длина пальцев будет равна длине пясти.

Длина у кисти может быть изображена по-разному, так как у людей бывают и длинные, и короткие пальцы; и квадратной, и продолговатой формы

Создаём изображение пальцев

Гибкость пальцев обеспечивается суставами. При этом последующая фаланга более тонко построена, чем предыдущая.

Все пальчики, кроме большого, состоят из 4 суставов, и их длина определяется длиной до первой фаланги следующего пальца. Однако длина мизинца будет равна длине последней фаланги безымянного пальца.

Пропорции фаланг на изображении должны быть на расстоянии 2/3 от длины предыдущей

Это интересно. Чтобы убедиться, что все пропорции в изображении пальцев соблюдены, нужно провести над пальцами полуокружность, вершиной которой должен быть средний палец.

Выступы на внутренней стороне пальцев направлены от указательного пальца к мизинцу.

Начать изображение ладони можно со схемы в виде варежки

Рисуем кулак

Согнутые пальцы, как и разогнутые, образуют полуокружность, при этом на месте сгиба пальчик всегда будет толще, чем по длине отдельной фаланги.

В сжатом кулаке, под мизинцем с внешней стороны, есть складка, добавив которую показываем, что рука что-то сжимает

В профиль внешняя сторона будет плоской, выступать будут только костяшки, а вот внутренняя остаётся мягкой, с равномерно распределёнными выступами.

Красным цветом отображено, как закрепляется первая фаланга к пясти, зелёным цветом обозначаются перепонки, которые находятся между, их обычно считают началом первой фаланги

Этапы рисунка руки

Новичкам легче рисовать с натуры, причём в качестве модели использовать свои собственные руки.

Самая лучшая тренировка навыка изображения кисти - рисунок с натуры

Инструкция:

  1. Делаем набросок схемы кисти, выделяя большой палец и все остальные.
  2. Прорисовываем указательный, затем остальные.
  3. Детализируем пальцы, добавляя костяшки, ногтевые пластины, подушечки.
  4. Придаём пальцам объём с помощью штрихов.
  5. Добавляем цвет и тени под кистью.

Тонкости ракурса

Если ракурс расположения кисти сложный, то рекомендуется прорисовывать каждый палец отдельно. Когда одними линиями для изображения пальцев не обойтись, можно пользоваться геометрическими фигурами, например, цилиндром или параллелепипедом.

В любом случае стоит помнить, что пальцы и кисть взаимосвязаны: изменяя положение одних, нельзя не менять позу другой.

Меняя положение кисти, следует менять и положение пальцев

Как изобразить сидящего человека

Инструкция:

  1. Рисуем овал для головы, делим его пополам.

    Опорная фигура рисуется с учётом позы объекта

  2. Чёрточками показываем высоту головы для обозначения контрольных точек опорной фигуры.

    Контрольные точки определяют высоты головы

  3. Прорисовываем цилиндр шеи.
  4. Приступаем к туловищу. Середина груди - это уровень первого отрезка. Показываем линию спины, делая её слегка изогнутой.

    Намечаем шею

  5. Добавляем нижнюю часть туловища и таз. При этом попа сидящей фигуры слегка выдвинута вперёд.

    Туловище слегка изгибаем

  6. К тазу пририсовываем круг, диаметр которого чуть больше высоты головы.
  7. Кругом обозначаем также и колено на третьем уровне опорной фигуры.

    Таз чуть больше головы

  8. Соединяем круги в бёдра.

    Прорисовываем бёдра

  9. Добавляем контуры нижней части ноги к окружностям и убираем вспомогательные линии.
  10. Показываем небольшой окружностью голеностопный сустав.

    Дорисовываем нижнюю часть ноги

  11. Показываем линии голени и прорисовываем ступню, начиная с пятки, показывая все суставы. Рисуем носок.

    Детализируем носок

  12. Приступаем к левой ноге. Хоть она и закрыта правой, но все элементы прорисовываем по образцу, иначе нарушатся пропорции тела.

    Вторую ногу делаем по образцу первой

  13. Рисуем руки. Располагаем плечи под первой отметкой в виде круга ниже плеча.

    Небольшой окружностью показываем начало руки

  14. Локоть показываем ниже середины груди. Обращаем внимание на то, что длина от локтя до колена немного больше, чем от локтя до плеча. Добавляем кисть и предплечье.

    Делаем отметки локтевого сгиба и кисти

  15. Соединяем все части тела плавными линиями.

    Линии соединения должны быть плавными

  16. Дорисовываем стул для сидящей фигуры.
  17. Вторую руку, лежащую на спинке стула, рисуем так же, как и первую.
  18. Детализируем лицо. Намечаем линии уровня глаз, носа, рта.
  19. Добавляем объёмы груди, тазу и икроножной мышце.

    Объёмы делаем умеренными, реалистичными

  20. Рисуем элементы лица. Дополняем образ волосами. Убираем лишние линии.

    Удаляем вспомогательные линии, наводим контуры

  21. Добавляем детали лица, волосы, футболку, шорты и каблуки. По желанию раскрашиваем.

    Детализируем лицо, волосы, дорисовываем одежду

Рисунки для детей

Малышам иногда бывает сложно понять тонкости изобразительного искусства из-за сложных понятий «пропорция», «отрезок», «наклонные, перпендикулярные линии». Поэтому для них схемы лучше упрощать до названий геометрических фигур, которые известны ещё с детского сада.

Как изобразить ребёнка

Инструкция:

  1. Делаем овал для головы мальчика, соединяем его линями маленькой шеи с туловищем.
  2. Дорисовываем внизу ещё один прямоугольник. Закругляем переход от шеи к рукам, показывая так плечи.

    Овал головы соединяем с прямоугольником туловища шеей

  3. Добавляем ручки и ножки.

    Руки и ноги показываем прямыми линиями

  4. Убираем лишние линии на плечах, добавляем горловину кофточки, а также швы на ней в районе рукавов. Показываем в виде рогатки гульфик на брючках. Дорисовываем ботинки и детализируем кисти.

    Руки показываем схематично

  5. Детализируем голову. Крестиком показываем её центр, определяя расположение глаз. Делаем две дуги с двумя точками - это верх глаз. Дужка внизу головы - это нос и рот. Уши располагаем на уровне носа.

    Приступаем к прорисовке лица

  6. Добавляем детали глаз, детализируем ноздри. Показываем брови и волосы, обозначаем складки на одежде.

    Уточняем детали одежды и наводим контуры

  7. По желанию раскрашиваем.

Как нарисовать смешного карапуза

Детям очень нравится изображать себе подобных озорников-карапузов. Тем более что есть очень лёгкая схема, которая будет понятна даже без родительского участия.

Инструкция:

  1. Рисуем овал, в котором обозначаем точками глаза, а двумя изогнутыми линиями нос и рот.
  2. Прорисовываем уголки губ, показываем уши и волосы.

    Этот рисунок начинаем с мордашки

  3. От головы проводим трапецию - тело малыша. Проводим горизонтальную линию, которая отделяет кофту от штанишек карапуза.

    На туловище сразу показываем одежду

  4. Рисуем рукава.

    Для прорисовки рукавов можно пользоваться линейкой

  5. Добавляем персонажу руки и ноги.

    Руки пока показываем варежками

  6. Детализируем ручки, добавив линии пальчиков.

    Прорисовываем пальчики на руках

  7. Раскрашиваем по желанию.

Видео: как научить дошкольника рисовать человека

Создаём портрет

Рисование портрета - процесс очень тонкий, ведь в этом жанре художник показывает свои навыки владения техникой изображения головы, лица со всеми его чертами. Тем более что портрет предполагает рисунок с натуры. Так что, чтобы рационально распределить немалый фронт работ, стоит разбить его на шесть этапов.

Инструкция:

  1. Этап 1. Изучаем модель и определяем максимальную высоту и максимальную ширину лица, обозначив их мысленно точками. Рисуем овал, проводим центральную ось, изогнутую в три четверти, а также горизонтальные линии.
  2. Этап 2. Располагаем на лице глаза, нос, уши и рот. При этом важно следовать индивидуальным пропорциям модели. Зарисовываем кости и мышцы черепа.

    На первых этапах важно точно передать все линии черепа, а также черты лица

  3. Этап 3. Представляем голову в виде нескольких плоскостей, из которых она состоит. Это нужно для определения того, какие участки будут тёмными, а какие светлыми. Для получения объёмного изображения обводим и те и другие. Стараемся избегать прямых линий, чтобы избежать угловатости черт.

    После детализации лица и причёски приступаем к прорисовке теней

  4. Этап 5. Делаем полутона, выделяя самые значимые части: губы, глаза. Для этого меняем тон штриха карандаша, а также комбинируем нажим.
  5. Этап 6. Смягчаем и растушёвываем все линии. Если рисунок качественный, то после растушёвки вспомогательные линии вытирать не придётся - они просто рассредоточатся в общем тоне.

    Последний этап - это смягчение и растушевывание линий

Рисуем первобытного человека

Пытливый ум детей очень чутко воспринимает всю информацию, связанную с происхождением человека, первыми людьми на планете. Поэтому неудивительно, что образ первобытных предков занимает одно из ведущих мест среди желаемых объектов для творческого воплощения на бумаге.

Инструкция:

  1. Отмечаем крайние точки по горизонтали и вертикали листа - это границы рисунка. Проводим вертикальную линию, которая впоследствии превратится в палку мужчины. Рисуем очертания черепа мужчины, а также правой ноги и руки женщины.

    После нанесения отправных точек рисунка делаем набросок фигур

  2. Прорисовываем шевелюру мужчины, намечаем его ноги, руки и одежду. Женский образ уточняем копной волос, формой правой руки, ножом, а также правой ногой и деталями одежды.

    Рисуем детали внешнего мира: палку, нож, камень

  3. Дорисовываем лицо мужчины: рот, нос, глаза. Штриховыми линями делаем тени на подбородке, мех на одеяниях, показываем форму рук и ног. Рисуем видимые части рыбы, которую держит добытчик. Дорабатываем волосы женщины, нож, руки, ноги, а также добавляем на правую руку повязку. Штрихами прорисовываем почву под ногами персонажей.
  4. Делаем шевелюру мужчины более густой. Заштриховываем рыбий хвост. Рисуем стопу правой ножки хранительницы очага, детализируем штриховыми линями переднюю часть её наряда.

    Детали обстановки вписываются уже после того, как прорисованы люди

  5. Не стоит слишком усложнять изображение людей - сама краска не предполагает чёткого высчитывания пропорций.
  6. Чтобы сделать человека акцентным образом на рисунке, не боимся делать его ярким, добавив красок в одежду.
  7. Сочетание тёплых и холодных оттенков добавит картине непринуждённости.
  8. Акварелью легче нарисовать группу людей, чем отдельные персонажи.

    Рисовать портреты акварелью по силам даже не каждому профессионалу

  9. Границы фигуры при наличии общего контекста рисунка нужно размывать чистой кистью, чтобы человек вписывался в сюжет, а не выбивался из него.
  10. Новичкам удобно рисовать людей пятнами, которые затем парой мазков оформятся в человеческие фигуры.
  11. Не забываем про тени, они придают рисунку живость.
  12. Если планируется изображение нескольких героев, то они должны не просто соприкасаться между собой, а перекрываться и накладываться.

    Рисовать групповые картины акварелью проще, чем отдельных персонажей, так как не нужно слишком детализировать образы

  13. Раскрашивая одежду, некоторые детали стоит оставить белыми, ведь многие люди носят именно белый цвет.
  14. Не стоит слишком детализировать образы.

А вот пример простого рисунка людей акварелью.

Поделитесь с друзьями!