Как ответить на обзывания. Юридические советы

Добрый день, уважаемые читатели! Недавно один мой клиент задал следующий вопрос: что делать, если тебя оскорбляют. Мы часто сталкиваемся с неприятными людьми, которые ведут себя неподобающим образом. Но ведь свою голову мы им поставить не можем. От нас зависит только реакция и дальнейшее общение. Сегодня я хочу поговорить о том, что делать подростку, если он постоянно натыкается на оскорбления, как вести себя супругам и что делать с хамоватым коллегой.

Будучи подростками, мы сталкиваемся с невоспитанными одноклассниками, которые считают, что кто сильнее, тот и прав. Что можно запросто оскорбить человека, подраться, унизить и ничего за это не будет. А если на него пожалуются учителю, то он еще больше начнет приставать и вообще не даст жить спокойно.

Не только в школе люди живут по таким принципам. И во взрослой жизни мы сталкиваемся с подобными экземплярами. Один из самых распространенных примеров происходит каждый день на улицах всех городов нашей планеты. Водители только так оскорбляют друг друга. Кто-то подрезал, кто-то влез без очереди, чуть не столкнулись. Все это сопровождается огромным количеством оскорблений, злословия, а иногда даже угроз.

Я уже молчу про социальные сети. В интернете есть даже специальный термин для людей, которые ведут себя неподобающим образом - тролль. Быть за экраном смелым, не бояться ответного удара, писать все что в голову взбредет, может сегодня каждый. Избежать этого не получится.

Если в интернете ты можешь просто закрыть страничку, не отвечать, проигнорировать, то в реальной жизни все гораздо сложнее. Человек, который тебя оскорбляет, стоит прямо перед тобой. Вот он кричит, открывает свой рот, из которого сыпятся унизительные фразы.

Что делать ребенку в таком случае? Ответить тем же? Дать сдачи? Пожаловаться учителю? Рассказать родителям?

Напряженная рабочая обстановка

Бывает такое, что мы сталкиваемся с ужасным хамом на работе. Этим человеком может быть коллега, начальник, заказчик или исполнитель. И как себя вести в каждой из этих ситуаций? Ведь не будешь же начальнику объяснять, что он ужасный мерзкий человек, который не умеет себя вести.

В офисе существует субординация и высказать все что думаешь начальнику в лицо считается неприемлемым. Но если он постоянно унижает и оскорбляет вас, то терпеть это тоже нельзя. Вы можете попробовать поговорить, объяснить все ваши претензии и попытаться вместе найти выход.

Кроме того, вы можете постараться избегать общения с этим человеком. Свести ваше общение к минимуму или же передавать работу через третье лицо. Зачем вам лишний раз сталкиваться с негативом? Ведь он остается с вами и вы приносите его домой. Стоит ли ваша семейная жизнь этого?

На работе надо работать. Выполняйте все свои обязанности, не отвлекайтесь на выяснения отношений, соблюдайте субординацию, не отвечайте на хамство и унижения.

Лучше всего прекратить разговор с человеком, который ведет себя подобным образом. Ведь они обычно ждут твоей реакции, накала страстей, продолжения конфликта.

Победителем вы из этой ситуации можете выйти, если просто пресечете подобное общение в дальнейшем.

Дела семейные

Дома все немного по-другому. Нельзя просто встать и уйти.

Есть проблема - муж оскорбляет жену. Ее надо решать. Для начала вы можете попробовать справиться собственными силами. Необходим спокойный и рассудительный разговор. Супруги садятся и вместе решают что делать с этой проблемой.

Помните, что в семейной жизни очень важно уважение между супругами. Именно его отсутствие и приводит к подобным проблемам, когда жена постоянно унижает своего благоверного, пытаясь задеть его. Обязательно ознакомьтесь со статьей « ».

Если вы не можете справиться самостоятельно, то у вас всегда есть возможность обратиться за помощью к специалисту. Семейные психологи помогают добраться до истинной причины подобного поведения супругов, подсказывают необходимые шаги для изменения ситуации и направляют в нужное русло.

Семья - это наша крепость. Место. Где мы должны чувствовать себя в безопасности. Наш любимый человек не должен вызывать у нас негативных эмоций.

Конечно, мы все ругаемся, ссоримся, но все это не должно переходить границ. Унижения и оскорбления недопустимы в семейной жизни.

Можно ли с этим бороться?

Один мой клиент постоянно рассказывает, как его друзья подтрунивают над одним из парней. Иногда шутки совсем безобидные и даже милые, а иногда юмор скатывается в унизительные и оскорбительные замечания.

Друзьям можно и нужно говорить о своих чувствах. Если вас задевают их замечания, то непременно укажите на это. Попросите больше не поднимать тему, которая задевает вас, попросите у них помощи, если не знаете как справиться самостоятельно с проблемой. Помните, что друзья существует для поддержки и понимания.

Точно не стоит отвечать хамством на подобное поведение. Вы ведь взрослый разумный человек и понимаете, что подобной реакции от вас и ждут.

Оскорбления кидают в том случае, когда разговор уже потерял всяческий конструктив и перешел в иное русло. Вы можете попробовать закончить разговор, уйти, попросить прийти позже, положить телефон.

Помните, что у такого человека наверняка много внутренних проблем. Счастливый человек не выливает помои на окружающих. Он приветлив, общителен и спокоен. А когда есть нерешенные проблемы, тогда многие считают нормальным вывалить весь мусор на окружающих.

Помня об этом, вы будете по-другому относиться к таким людям.

Будьте счастливы!

Если вы узнаете, как справляться с издевательствами и оскорблениями, вам будет проще вести себя в таких неприятных социальных ситуациях. Чтобы защитить себя от издевок и оскорблений, оцените ситуацию, ответьте должным образом и обратитесь за помощью, если это необходимо.

Шаги

Оцените ситуацию

    Поймите, что дело не в вас. Люди, которые дразнят и оскорбляют других, сами не уверены в себе. Их издевательства часто обусловлены страхом, нарциссизмом и жаждой контролировать ситуацию. Издеваясь над другими, они чувствуют себя сильнее. Осознание того, что причина кроется в обидчике, а не в вас, поможет вам стать увереннее в сложившейся ситуации.

    Разберитесь, что движет вашим обидчиком. Если вы приложите усилия, чтобы понять, почему конкретный человек оскорбляет или дразнит вас, вы получите ключ к решению проблемы. Порой люди издеваются над другими, чтобы самоутвердиться, а иногда они делают это потому, что не понимают вас или ситуацию так хорошо, как могли бы. Или же они просто завидуют тому, что вы сделали или достигли.

    Разработайте план, чтобы избегать человека или такой ситуации, если это возможно. Если вы будете избегать обидчика, это может свести к минимуму количество оскорблений или издевательств, которым вы подвергаетесь. И хотя это не всегда возможно, придумайте способы, чтобы сократить количество времени, которое вы вынуждены проводить вместе с задирой, или вообще избегайте контакта с ним.

    • Если к вам пристают, когда вы возвращаетесь домой из школы, разработайте с родителями безопасный маршрут, который поможет избежать издевательств или оскорблений.
    • Если вас дразнят или оскорбляют в интернете, подумайте о том, чтобы удалить обидчика из своих социальных сетей или сократить количество времени, проводимое в определенных приложениях.
  1. Определите, являются ли издевательства нарушением закона. Иногда издевательства или оскорбления являются прямым нарушением одного из кодексов или Конституции Российской Федерации. Например, если на работе вы испытываете сексуальные домогательства со стороны коллеги (не обязательно физические, но и вербальные), это уже нарушение статьи 133 Уголовного кодекса, и вы должны немедленно заявить об этом.

    • Если вы учитесь в школе, у вас есть право на обучение в безопасной обстановке без отвлекающих факторов. Если кто-то издевается над вами до такой степени, что вы не чувствуете себя в безопасности, или это мешает вам учиться (например, отбивая у вас желание приходить в школу), вас следует обсудить это с родителями или учителем.

    Отвечайте на издевательства и оскорбления

    1. Подготовьтесь к ситуации. Если вы вынуждены проводить время с человеком, который постоянно оскорбляет или дразнит вас, разработайте план, как взять ситуацию под свой контроль. Например, будет полезно разыграть роли и продумать варианты ответной реакции.

      • Потренируйтесь разыгрывать роли с другом или членом семьи. Пусть друг (или подруга) вам скажет: “Алина, твоя прическа ужасна”. А вы можете ответить так: “Спасибо за твое мнение, но она мне нравится, и это самое главное”.
      • Если начальник оскорбляет вас, принижая ваши заслуги, придумайте план. Попробуйте сказать: “Антон Петрович, ваши замечания непрофессиональны, обидны и влияют на продуктивность моей работы. Если это не прекратится, я буду вынужден сообщить вышестоящему начальству”.
    2. Сохраняйте спокойствие. Когда вас дразнят или оскорбляют, важно сохранять спокойствие, даже если вам хочется разозлиться или заплакать. Люди, которые издеваются над другими и унижают их, часто ждут ответной реакции. Сохраняйте спокойствие и не теряйте голову.

      • Если вас кто-то оскорбляет, попробуйте сделать несколько глубоких вдохов прежде, чем ответить.
    3. Будьте настроены решительно. Уверенно и недвусмысленно дайте понять обидчику, как его оскорбления влияют на вас. Твердым, но в то же время спокойным тоном объясните, почему вам не нравятся эти издевательства.

      • Попробуйте сказать однокласснику, который дразнит вас из-за вашей обуви: “Меня злит, что ты издеваешься надо мной перед всем классом. Прекрати это делать”.
      • Если коллеги забрасывают вас сексистскими замечаниями, попробуйте сказать: “Ваши издевательства и оскорбления граничат с сексуальным домогательством. Если это снова повторится, я немедленно сообщу об этом нашему руководителю”.
    4. Игнорируйте оскорбления. Иногда лучшим ответом на оскорбление является игнорирование. Можете притвориться, что вы ничего не слышали, или сменить тему разговора на абсолютно противоположную. Если вместо того, чтобы реагировать на оскорбления и издевательства обидчика, вы не будете обращать внимания на них, вы избежите подливания масла в огонь.

      • Если вас оскорбляют или дразнят в интернете, не отвечайте.
      • Если вас оскорбляет член семьи, попробуйте проигнорировать его издевательства и выйти из комнаты.
    5. Реагируйте с юмором. Использование юмора в качестве реакции на оскорбления или издевательства - это очень эффективно. Юмор может снять напряжение, обезоружить обидчика и даже превратить его слова в пыль. Попробуйте отшутиться, когда кто-то оскорбляет или дразнит вас.

      • Если коллега грубо отзывается о плакате, который вы принесли на конференцию, попробуйте сказать: “Ты прав. Это ужасный плакат. Мне не стоило позволять своему пятилетнему сыну делать его за меня”.
      • Другим вариантом может быть наигранное удивление или ироничное замечание. Например, можно сказать: “Боже мой! Ты прав! Спасибо, что помог мне прозреть!”.
    6. Сообщите об оскорблениях и издевательствах в отношении вашего пола, расы, национальной принадлежности, религии или ограниченных возможностей. Важно немедленно заявили об этих видах агрессии, так как зачастую это является нарушением закона. Если вас оскорбляют или издеваются над вами подобным образом, идите прямо к начальнику.

      Поговорите со своим обидчиком. Например, если вас постоянно оскорбляет кто-то из родителей или членов семьи, возможно, пришло время сесть и поговорить о плохом обращении. Прямо объясните, что вы чувствуете из-за издевательств и как такие притеснения влияют на вашу жизнь.

      • Если мама постоянно критикует вашу внешность, попробуйте сказать: “Мам, мне больно, когда ты комментируешь мою одежду, прическу или макияж. Это ранит мои чувства. С этого момента, пожалуйста, прекрати делать подобные замечания”.
      • Даже если подшучивания не являются злонамеренными, вы все равно можете сказать человеку, что вам это не по душе. Например: "Мне нравится проводить время с тобой, и мы можем весело поддразнивать друг друга. Но некоторые темы (одежда, муж, дети и прочее) мы больше обсуждать не будем - это ранит мои чувства".

    Научитесь ценить себя

    1. Поработайте над своей самооценкой . Из-за заниженной самооценки вам может быть труднее справляться с подшучиваниями, как со злонамеренными, так и нет. Для повышения самооценки требуется время, но вы сможете это сделать при помощи простых действий, например:

      • Делайте себе комплименты. Попробуйте каждое утро смотреть в зеркало и говорить одну приятную вещь о своей внешности, например: “Мои глаза сегодня выглядят особенно яркими и прекрасными”.
      • Составьте список своих сильных сторон, достижений и вещей, которые вас в себе восхищают. Попробуйте перечислить, по крайней мере, по пять вещей в каждой колонке. Храните список и перечитывайте его ежедневно.
    2. Ухаживайте за собой. Забота о себе - это важная и хорошая стратегия, которая помогает справляться с оскорблениями или унижениями. Попробуйте долго принимать ванну, совершать спокойные прогулки или делать что-то приятное для себя, например педикюр. Эти способы заботы о себе помогут укрепить самооценку и улучшат ваше мнение о себе.

      Развивайте в себе стойкость . Если вы будете стойким человеком, вам будет легче восстанавливаться после оскорблений, унижений и других жизненных сложностей. Старайтесь поработать над этим качеством, чтобы повысить способность приходить в норму после издевательств и нападок. Вот некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы развить в себе стойкость:

Фрагмент книги Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012

Сколько можно мириться с грубостью? В транспорте, на работе, в гостях, дома, в сети, на улице - где угодно! Сколько можно исполнять роль жертвы? Терпеливо перенося любые неудобства, любые проявления хамства. Известный психотерапевт и мужественный человек, Дмитрий Ковпак решил, что с него хватит! Читайте его захватывающие истории и профессиональные советы по борьбе с грубостью и цинизмом. Доктор Ковпак готов изменять окружающий мир, не прогибаясь под него! А вы?

Основные стратегии преодоления грубости

Эффективное противодействие

Очевидно, существует три подхода в отношениях между людьми. Первый - считаться только с собой и подавлять других... Второй - всегда и во всем уступать другим... Третий подход - иметь в виду свои интересы, не пренебрегая интересами других.

Только мертвого невозможно задеть за живое. Каждый из нас попадал в ситуации, когда был уязвлен или психологически травмирован. Естественным образом возникает желание наказать или проучить обидчика либо свести к минимуму урон для реноме и оценок окружающих.

Что конкретно делать? Терпеть или ответить? Чем все это обернется? И целый сонм других вопросов неотступно крутятся в голове. Это случилось не впервые и не только с вами. Как на это отвечали раньше люди, уже столкнувшиеся с подобной проблемой?

Когда то Конфуцию задали вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?» На что он ответил: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью».

Бесспорно, если вы регулярно позволяете себя обижать, это может войти в привычку у ваших обидчиков. Желание сделать замечание или даже сорваться на вас у грубияна наступает раньше, чем возникает для этого повод.

Если вы будете помогать неуравновешенным людям, регулярно предоставляя им площадку для выплеска своего раздражения, эта тактика у них станет срабатывать автоматически. Им больше не надо будет гадать, кто же во всем виноват.

Так, перепутав терпение и благоразумие со страхом и ленью, вы можете превратиться в местного козла отпущения.

Человек в реальности не так миролюбив, как он это декларирует и даже как сам о себе думает. Поэтому ждать от ваших обидчиков, что они самостоятельно прозреют, признают ошибки и учиняемую несправедливость, может оказаться слишком трудоемкой и дорогостоящей стратегией. Помогите им осознать, что не на того нарвались.

Но отвечайте не на содержание речи противника, а на сам факт его вмешательства не в свое дело.

Есть ли победители в схватке с грубиянами, вопрос спорный и даже риторический. Однако если уж вы решились на единоборство, то вам не помешают некоторые навыки, технологии и полезная информация.

Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков:

  • оперативность поиска и воспроизведения информации;
  • остроумие, ироничность;
  • находчивость, хитрость, предприимчивость;
  • умение использовать логику и последовательное аргументирование;
  • мастерство риторики;
  • стрессоустойчивость и терпимость (толерантность);
  • помехоустойчивость.

Весьма часто люди, отстаивая свои интересы, ведут себя грубо и бесцеремонно, смешивая понятия агрессивного, пассивно-неуверенного и уверенного поведения. Различие в этих способах поведения заключается в том, что, действуя уверенно, человек не оскорбляет и не подавляет других, уважая права людей в той же мере, что и свои собственные.

Люди, умеющие должным образом постоять за себя, в значительно меньшей степени подвержены стрессовым состояниям в сложных жизненных ситуациях и чаще испытывают чувства удовлетворенности собой и самоуважения.

Люди, действующие в агрессивной манере, в действительности испытывают чувства вины, неполноценности или неуверенности в себе и своим агрессивным поведением пытаются маскировать эти подспудные переживания.

Ключ к уверенному поведению - это закрепление в регулярной практике новой модели отношения и поведения.

Запомните: то, что вы скажете грубияну, гораздо менее важно, чем то, как вы это скажете.

Чтобы успешно ставить на место хамов и агрессоров в любой ситуации, прежде всего надо четко осознать право на неприкосновенность своей личности и личной жизни.

Проявление грубости - это, в первую очередь, свидетельство отсутствия у человека достойных аргументов.

«Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ», - сказал Прометей раз гневавшемуся Юпитеру, который готов был бросить в него молнию, не найдя другого ответа.

Самый малоэффективный вариант реагирования на хама - эмоционально завестись и закричать в ответ всякие глупости. Таким образом вы становитесь братом-близнецом этого невоспитанного типа и скатываетесь до его уровня. А главное, ваши эмоции покажут, что его стрелы достигли цели и уязвили вас.

Но порой и это помогает сбросить напряжение. Цена такого сбрасывания варьирует в зависимости от ситуации и присутствующего в этот момент окружения, а также отсроченных последствий. Порой она непомерно высока.

Гораздо лучше помогает прием выплеска отрицательных эмоций в воду. Особенно когда ситуация уже в прошлом, а «махать кулаками» все еще хочется.

Откройте кран и просто прокричите все, что накипело, в струю воды. Заодно умойтесь прохладной водой и идите получать положительные эмоции. Конфликт исчерпан. Вы оказались умнее!

Представьте себе такую ситуацию: вас здорово разозлил начальник, жестко и грубо отчитавший вас за ситуацию, к которой вы на самом деле не имели никакого отношения. После его ухода вы ударяете кулаком по столу, ломаете два карандаша, ручку и превращаете целую стопку бумаг в бесформенную массу. Уменьшат ли эти действия ваш гнев? И избавят ли они вас от склонности в будущем сердиться на руководителя в подобных ситуациях?

Согласно хорошо известной теории катарсиса (очищения), ответ в обоих случаях будет положительным. Когда рассерженный человек выпускает пар посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых, уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Эти предположения восходят еще к трудам Аристотеля, считавшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими другими, в частности З. Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других.

Признавая реальность такого «очищения», Фрейд впоследствии был весьма пессимистично настроен относительно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его влияние малоэффективно и недолговечно. И действительно, просмотр фильмов или телевизионных программ со сценами насилия не приводит к снижению уровня агрессии - напротив, подобный опыт скорее усилит интенсивность агрессивных проявлений в будущем.

Уровень агрессии не уменьшается, если человек вымещает свой гнев на неодушевленных предметах.

Вспомните, как у нас любят пересказывать мифы о подвалах японских корпораций, где якобы сотрудники молотят чучела своих боссов и потом спокойные и довольные идут на рабочее место. Если предоставить людям возможность отдубасить надувные игрушки, закидать дротиками изображения ненавистных врагов или разнести вдребезги какие-нибудь предметы, совершенно не обязательно, что сила их стремления совершить агрессивные поступки по отношению к досаждающим им лицам уменьшится.

Уровень агрессии не уменьшается также и после серии вербальных атак - напротив, полученные данные свидетельствуют о том, что такие действия на самом деле усиливают агрессию оппонента.

Английский писатель Джон Рескин сказал: «Кроткий ответ удаляет злобу».

Это тоже определенная техника. Только она требует достаточной закалки и выдержки. Чтобы хватило терпения на злые оскорбления реагировать вежливо и не выходить при этом из себя не только внешне, но и внутренне. Для этого потребуется развить в себе немалую самодисциплину.

В крайнем случае можно сказать спокойно-нейтральную описательную фразу, например: «Как вы грубо сейчас высказались. Мне не подходит общение в такой форме/таком тоне». Иногда это останавливает обидчика или сбивает его на время. В любом случае вы получите паузу и сможете с гордо поднятой головой ретироваться с места словесного боя.

Так вы устраните причину для последующих возвратов к ситуации в воспоминаниях, что происходит при проглоченной безответной обиде, с прокруткой «победоносных сценариев» в фантазии - виртуального «махания кулаками» после вербального боя.

Главное - это сохранение внутренней уверенности в себе.

Будет уместна мысленно сказанная самому себе фраза Ганди: «Они не способны отнять наше самоуважение, если мы сами не отдадим им его». А выводы, сделанные на основе житейского опыта, о том, что мы зачастую чувствуем себя лучше (то есть менее возбужденными или напряженными), ответив людям, выводившим нас из себя, действительно имеют под собой основания, как заявляют весьма серьезные исследователи агрессии.

Если вы располагаете временем, позвольте собеседнику без очевидной агрессии договорить до конца, выслушайте его внимательно, правильно и аналитически.

Внимательно слушать - значит воспринимать слова, которые произносятся, не слишком отвлекаться на попутные мысли. Правильно - подавать сигналы обратной связи, показывающие, что вы понимаете собеседника (например, с помощью кивка).Аналитически - ухватить суть высказывания, одновременно воспринимая информацию, зашифрованную между слов. Уметь слушать - это настоящее искусство.

Но бывают ситуации, когда собеседник резко негативно о вас отзывается или лжет. В такой щекотливой ситуации следует отказаться от данного правила. Спокойно прерывайте разговор в тот момент, когда вы заметили, что была сказана ложь: просто вежливо и корректно поправьте собеседника. Но, пожалуйста, будьте кратки.

Например, во время переговоров за круглым столом или выступления на трибуне нужно реагировать сразу же - если не словами, то отрицающим покачиванием головой или жестами.

На негативное высказывание вы можете отреагировать позже, если это произошло во время диалога, но если присутствуют третье лицо или зрители, они будут ждать вашей реакции. А отсутствие реакции означает согласие!

Не бойтесь при необходимости нарушать правила и стереотипы. Умный человек выбирает тактику в зависимости от ситуации.

Техника вопроса - это королева диалектики. «Кто спрашивает, тот и управляет!» - так в виде лозунга сформулировано одно из ведущих правил искусства ведения беседы.

Вопросы часто являются инструментами давления для того, чтобы требовать информацию, углублять тему разговора, мотивировать собеседников или переводить беседу с материальной или технической плоскости в эмоциональную. Они служат также для того, чтобы требовать объяснения, настаивать на справедливости, взбадривать участников беседы или внушать им что-то, требовать приведения фактов или конкретизировать высказывания собеседника.

Поэтому помните о тактике задавания вопросов. Ими вы можете остановить агрессора и хама. Не бойтесь отвечать вопросом на вопрос. Это тоже сильный инструмент.

Клиент спрашивает:

  • А почему все риелторы отвечают вопросом на вопрос? Ответ риелтора:
  • А вы сами как думаете?

Если кто-либо указывает вам, как нужно поступать, делает некорректные замечания, пытается проверять ваши знания в какой-либо области или давать вам оценки, о которых вы не просили, можно дать отпор одним из следующих способов, описываемых В. Петровой.

Начальный, самый мягкий и вежливый прием самозащиты можно обозначить как «психологический заслон». Своими вежливыми и конкретными замечаниями мы можем отграничить наше личное пространство, недвусмысленно давая понять собеседнику, что он посягает на чужую территорию. Как правило, уже после первого этапа самозащиты большая часть агрессоров отступает.

Чаще всего этот метод применяется, когда незнакомые или малознакомые люди высказывают свои соображения, комментарии или дают нам советы, о которых мы не просили.

Вот примеры подобных ответов:

  • Спасибо за ваше внимание, вам не стоит об этом беспокоиться.
  • Пожалуйста, не беспокойтесь из-за наших дел, мы сможем разобраться сами.
  • Пожалуйста, не стоит уделять столько внимания...
  • Прошу вас, не утруждайте себя…
  • Простите, но разве это ваше дело? Не говорите: «Не ваше дело» - это звучит куда более грубо, а также избегайте формулировки «Это мое дело», поскольку она привлекает внимание к вашей персоне (переводит центр внимания окружающих на вашу персону), а не к поведению вашего оппонента.
  • Возможен вариант - напомнить нападающему о том, что судить имеет право только суд или Господь Бог и у агрессора нет никакого права давать другим людям оценки. Сила воздействия этих слов заключается в том, что каждый человек подспудно понимает, что сам он не идеален и не имеет морального права указывать окружающим. Любого критика и хама можно высмеять за присвоение им роли судьи: «А судьи кто?»
  • «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?» - такие ответы формализованны, но это помогает поддержать собственную уверенность ассоциацией с силой бюрократии и сбивают с толку разнузданных хамов, чаще оперирующих просторечием. Агрессивность такого ответа значительно приглушена, и его можно применять даже в разговорах с начальством в случае сильного давления.
  • «Это уж пусть Бог рассудит. Или вы хотите возложить на себя его функции?» Неважно, к кому вы обращаетесь - к атеисту или к религиозному фанатику, все равно сработает. Переадресация «к Богу» - эффективный прием, поскольку каждый понимает, что, давая оценку другому человеку, он явно превышает свои полномочия.

Необходимо различать грубость и объективную критику.

Всем людям свойственно ошибаться, и вам тоже. Если вас раскритиковали по делу (например, в своей точке зрения вы не учли какой-то факт, что-то не заметили, допустили какую-либо ошибку или оплошность) - поблагодарите критика, например, словами: «Да, действительно, я не учла/учел этого факта. Спасибо, буду иметь в виду», «Спасибо, я этого как раз не заметил», «Я подумаю, спасибо за замечание/информацию».

Целый ряд техник отпора грубиянам построен на принципе переводе внимания с вашей личности на личность нападающего.

Примером может служить фраза одного из персонажей фильма «Кин-дза-дза»: «Вам кто-то сказал, что вы умная, или вы сами так решили?»

Еще одним вариантом переключения внимания на личность грубияна является описание его действий. Любое действие собеседника можно представить в виде картины, только написанной не красками, а вашими словами.

Человек, который ведет себя недостойно, как правило, не отдает себе отчета в том, что неприглядность его поведения и мотивы, которые заставляют его поступать таким образом, прекрасно видны окружающим, или просто вытесняет понимание этого. Как это ни странно, агрессору кажется, что люди воспринимают только его слова, но его самого не видят (не оценивают). Поэтому, чтобы смутить противника, следует описать его поведение в виде наглядной картины, например: «Вы сами слышите, что говорите?» или «Вы понимаете, как сейчас выглядите?»

Людей, которые любят говорить за других, в частности вещать с позиции «высших ценностей», «норм морали и нравственности», тоже можно поставить на место.

Следует спросить у человека, который, например, обвинил вас, кому конкретно был нанесен вред вашими действиями. Если не ему лично, то вы не обязаны с ним разговаривать и тем более перед ним отчитываться. Отвечайте: «Об этом мы поговорим с тем человеком, интересы которого были затронуты, но не с вами».

Если же агрессор утверждает, что вы наносите ущерб сразу многим, скажите: «При желании вы имеете право обратиться в соответствующие инстанции» (например, к вашему начальству, в домоуправление, в милицию, в суд и т. п.). Но ни в коем случае не включайтесь в не нужный вам диспут. Не оправдывайтесь, не отчитывайтесь перед человеком, не являющимся должностным лицом, в чьи обязанности действительно входит правовая оценка ваших действий.

Разговаривать с людьми, настаивающими на том, что вы наносите вред каким-то третьим лицам, не стоит, даже если вы располагаете неопровержимыми доказательствами собственной невиновности. Приберегите эти доказательства на тот случай, если в дело вмешаются уполномоченные лица, перед которыми вы действительно обязаны отчитаться.

Сам факт того, что вы начали оправдываться перед посторонним человеком, свидетельствует о том, что у вас снижена уверенность в себе, у вас легко вызвать чувство вины и вы слишком много «должны» окружающим.

Каким бы самоуверенным и наглым ни казался вам хам, помните, что на свете существуют люди, с которыми он боится разговаривать так, как с вами.

Также грубиян не осмелился бы вести себя подобным образом, если бы ситуацию видели люди, которых он боится или мнением которых дорожит. Можно апеллировать к ним: «Почему бы вам не повторить то же самое такому-то (назвать имя начальника этого человека, родственника, которого он уважает или боится, и т. п.)?», «Ты ведь на работе так не разговариваешь!»

Еще одним вариантом является ссылка на виртуальных свидетелей: «Как вы полагаете, как поступил бы на вашем месте воспитанный человек?» (можно назвать имя конкретного человека, которого агрессор уважает), «Как вы полагаете, почему другие люди так не делают?»

Если недостойно ведет себя человек, который находится при исполнении служебных обязанностей, можно прокомментировать его поведение пожеланием, чтобы его слова услышал человек, которого чтят представители этой профессии.

Как-то раз учитель обозвал ученика бранным словом. Тот не растерялся и сказал: «Да услышат вас Макаренко и Сухомлинский».

Весьма эффективен так называемый метод Милтона Эриксона (известного гипнопсихотерапевта), который использовал метафоры и рассказы, в которых заключался намек или пример поведения человека, которому предназначалась история.

Метафора представляет собой вид косвенного внушения. Это слово состоит из двух греческих корней: мета - «через» и форе - «переносить». То есть метафора - это средство переноса. Что же переносит метафора? Она переносит смыслы, минуя сознательные контроли и барьеры.

Например, вот история о том, что не все является грубостью, каковой кажется на первый взгляд.

Однажды странник остановил прогуливающегося старца, чтобы узнать, далеко ли еще до города.

Ступай, - односложно ответил тот. Озадаченный странник продолжил путь, размышляя о грубости местных жителей. Но не прошел он и полусотни шагов, как услышал:

Постой! Старик стоял на дороге и кричал путнику:

До города тебе еще час пути.

Почему же ты не ответил сразу? - воскликнул странник.

Я должен был увидеть, каким шагом ты идешь, - пояснил старик.

Или история о поспешных выводах.

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По дороге он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах более стоять на ногах и держать меч.

И тогда из последних сил дракон спросил:

  • Рыцарь, а ты чего хотел-то?
  • Воды попить.
  • Ну так и пил бы...

А напоследок вспомните феерический фильм «Формула любви» и спокойную отповедь доктора проходимцу Калиостро с использованием наглядных примеров из жизни:

Да-да, - согласился Калиостро. - Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна для людей, носящих звание магистра... Начнем с самого детства. Родился я в Месопотамии, недалеко от слияния рек Тигр и Евфрат, две тысячи сто двадцать пять лет тому назад... - Калиостро оглядел собравшихся, как бы давая им возможность осознать услышанное. - Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?

Нет, не изумляет, - невозмутимо сказал доктор. - У нас писарь в уезде был, в пачпортах, где год рождения, одну цифирку только обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки.

© Ковпак Д.В. Не на тех напали! или Как бороться с грубостью? - М.: Питер, 2012
© Публикуется с разрешения издательства

Нередко в жизни приходится сталкиваться с хамством, грубостью, оскорблениями. Оскорбление словом иногда больнее, чем физическое воздействие.И подчас такая рана может заживать долгие годы.

Что делать? Отвечать тем же? Сделать вид, что ничего особенного не произошло? Можно и так. А можно проучить обидчика так, что в следующий раз он сто раз подумает, прежде чем решиться на очередной выпад в ваш адрес. Что нужно сделать для этого? Просто обратиться в суд с заявлением. Конечно, судебная тяжба предполагает определённые временные, моральные и, возможно, финансовые затраты. И только вам решать – хотите ли вы наказать хама и грубияна по закону или же будете молча сносить его дальнейшие выходки.

Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН провозгласила в статье 12 недопустимость произвольного

вмешательства в личную жизнь человека и посягательства на его честь. Понятие чести определяется несколькими критериями.

Честь – это следование человека всем правилам морального и профессионального долга. Это соединение моральных и этических качеств личности. Понятие чести идет обычно в связке с понятием «достоинство». Или же иное определение чести:

честь - комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

В российском законодательстве Уголовным кодексом РФ есть статья «Оскорбление» (ст.130 глава17). Относится оскорбление к преступлениям против свободы, чести и достоинства личности. И под оскорблением подразумевается унижение чести и достоинство человека, выраженное в неприличной форме. При этом не принимается во внимание, соответствует ли действительности произведённая таким образом оценка личности пострадавшего. Значение имеет только то, что эта оценка была высказана именно в неприличной для общественной морали форме.

Возбуждается уголовное дело об оскорблении только по заявлению пострадавшего (часть 2 ст.20 УПК РФ).

Наказанием для оскорбителя будет штраф в сорок тысяч рублей, если оскорбление было нанесено в приватной беседе или восемьдесят тысяч рублей, если оно было озвучено публично или опубликовано в средствах массовой информации или в каком-либо публично демонстрирующемся произведении. Помимо этого, российским законодательством предусмотрены исправительные работы на срок до шести месяцев в первом случае и на год во втором. На усмотрение суда могут быть назначены в качестве наказания исправительные работы.

Также следует знать о том, что с оскорбителя можно получить компенсацию морального вреда в результате распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Размер компенсации определяется в судебном порядке с учетом нравственных страданий перенесенных пострадавшим, а также с учетом степени вины причинителя вреда. Выплачивается компенсация в денежной форме.