Как защищают природу проект по окружающему миру. Презентация на тему "охрана природы"

Почему надо охранять природу?

Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?Беречь и охранять природу- главная задача всего человечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

" Почему нужно защищать природу?"

Научное общество начальных классов"Экологическая азбука"

4в класс

Руководитель проекта: Дубинина Л.А.

МБОУ СОШ №17

Проблема:

Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?

Актуальность:

В нашем мире огромное количество глобальных проблем, но главной из них является загрязнение окружающей среды. Как говорят биологи, природа создала нас, но без нее мы прожить попросту не сможем. Вывод прост - берегите природу.

К сожалению, окружающая нас среда становится грязнее с каждым днем. В реки сливаются отходы с различных заводом, леса уменьшаются, в городской черте деревьев и растений все меньше и меньше. Если в деревнях этот вопрос стоит не настолько серьезно, то в городах - это проблема промышленного масштаба. Постоянно растет количество заболевших различными заболеваниями, животные гибнут, как и растения. Виновата во все нынешняя экология.

Спросите своих бабушек и дедушек, как они жили в былые времена. Наверняка они расскажут вам, что тогда чувствовали себя во много раз лучше, поскольку воздух был прозрачным, реки - чистыми, а все продукты - только натуральными.

Если мы не будем беречь окружающую нас природу, то общая экология будет становится все хуже. Задумайтесь об этом.

Природу надо охранять!

  • Цель исследования:
  • Подумать вместе с одноклассниками, что может сделать каждый из нас для сохранения жизни на Земле.
  • Объяснить, что могут сделать люди, чтобы защитить природу.

Подготовительный этап:

Разработка наблюдений

Подбор худ.литературы

(рассказы,загадки,экологические сказки,стихи)

Подбор иллюстраций

Анкетирование среди 2-4-х классов

Подбор аудиозаписей звуков природы

Основной этап:

2- этап -ход проекта

Беседа"Что мы можем сделать для защиты природы?"

Изготовление аппликаций

Эссе-"Почему нужно защищать природу"

Конкурс рисунков

Чтение экологических сказок

Решение экологических задач

Составление памяток для уч-ся"Правила поведения в природе"

Теперь мы хотели бы ответить на основной вопрос:"А надо ли охранять природу?"-на такой вопрос нетрудно ответить. Конечно, природу охранять нужно, нужно ее беречь. Без этого жизнь на Земле будет тяжелее.Загрязнится воздух и человечество на земле будет больше болеть.Водоемы обмелеют,пересохнут,засорятся.Если не охранять землю,она покроется оврагами и поползнями,исчезнет верхний плодородный слой почвы и нельзябудет выращивать пищу.Неохраняемые леса вырубят,они погибнут от вредителей и пожаров.Не останется деревьев и кустарников,пополняющих запасы кислорода.

Мы узнали, что дает нам природа:

это-воздух, вода, пища, одежда, жилище, отдых.

Люби природу, паренек,

И девочка, люби,

От загрязнений защищай,

Ее ты не губи!

Не отравляй полей и рек.

Морей лесов и гор,

Ты в них отходы не сливай,

Вредителям - позор!

Люби,природу, человек,

Ее ты охраняй.

Картину выжженной земли

Живя, не оставляй!

Что же мы можем сделать для охраны природы?

Вот некоторые правила:

Не бросай мусор в лесу

Не рви цветы

Не ломай ветки деревьев и кустарников

Подкармливай птиц

Бережно используй воду

Сажай деревья и цветы

ЗАПОМНИ!

Каждый лично несет ответственность за сохранение природы.

Не причиняй зла живому.

Помоги любой жизни.

В ходе работы над нашим проектом мы узнали, что природу надо охранять. На уроках окружающего мира мы знакомились со значением природы в жизни людей. Поэтому решили провести опрос среди учащихся 2-4-х классов: «Отношение к природе ».

Мы хотели узнать,как учащиеся относятся к природе. В опроснике содержались такие вопросы:

Тебе на день рождения подарили котенка, хомячка или другое домашнее животное. Ты обрадуешься?







В результате анкетирования мы пришли к выводу, что ребята трепетно относятся к природе, о тношение к природе исключительно положительное, есть стремление к взаимодействию с природой .

Учащиеся 4в класса оформили памятки для учащихся :

"Правила охраны природы"

Не трогай птенцов и детенышей животных

Подкармливай птиц зимой

Не разоряй птичьи гнезда и муравейники

Не шуми в лесу

Не рви охапками цветы,траву

Не ломай кусты и деревья

Не разводи костры

Не оставляй в лесу мусор

Не загрязняй водоемы,

Устроили выставку рисунков, написали мини-сочинения о защите природы.

Заключительный этап:

3-й этап- заключительный

Оформление проекта(презентации)

Заочное путешествие по" Волшебным уголкам природы"

Вывод:

Все растения необходимы для жизни на планете. Беречь и охранять природу- главная задача всего человечества. Чтобы спасти нашу планету от опасности нужно любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться. Мы любим свою землю. Поэтому мы должны беречь ее. Охрана природы – не только обязанность государственных органов, но и как внутренняя потребность каждого человека. Следовательно, охрана природы, защита её от загрязнения –экологическая задача первостепенной важности. Спешите на помощь нашим рекам, речкам, озёрам, высыхающим по вине неразумных людей; защищайте леса, разводите парки, сажайте аллеи, берегите сокровища нашей Земли на радость всем, главное - любите её и преумножайте его богатства. Долг каждого беречь и охранять природу, животных и растения, особенно тех, которые находятся на грани исчезновения. Без природы человек станет беззащитным и бессильным. Главная задача человека- сохранять и умножать природные богатства. Ведь природа- наш большой друг. Без нее человек не сможет прожить.

Литература:

1.Окружающий мир. Учеб. для 4 кл.,Плешаков А.А.,Крючкова Е.А. изд.Просвещение.

2. www.priroda.perm.ru/mineral/ispmsr/vidytpi/

3. slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00060/79000.htm

4. www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy;

5. ©vmeste.opredelim.com 2000-2014
6.http://pillau-5.ucoz.ru/oop_mbou_sosh-5.doc


- Твой друг сломал ветку дерева. Ты укажешь на его неправильное действие?
- Воспитатель выбирает помощника для уборки на участке. Ты попросишь взять тебя в помощники?
- Ты любишь смотреть по телевизору передачи о животных или о природе?
- Тебе нравится слушать рассказы о природе и животных?
- Воспитатель предлагает тебе убираться в уголке природы или быть дежурным. Ты выберешь уборку в уголке природы?
- Ты считаешь неправильным бросать мусор там, где хочется?
- Тебе жалко бездомных собак и кошек?
- Ты хотел бы взять одного из таких животных себе домой?


Оценка результатов деятельности:
За каждый ответ ДА – 2 балла, за ответ НЕТ – 1 балл.

Высокий уровень (16 -18 баллов) * Ребенок осознанно отвечает на поставленные вопросы, на большинство из них отвечает положительно. Отношение к природе у ребенка исключительно положительное, объекты природы вызывают познавательную потребность. У ребенка есть стремление к взаимодействию с природой, не ставящее цели получить от природы что то «полезное».

Средний уровень (13 – 15 баллов)
* Ребенок не проявляет особого интереса к природе, восприимчив к чувственно - выразительным элементам природы. У ребенка нет потребности в действиях, связанных с уходом за природными объектами, не испытывает особой «любви» к животным и растениям.

Низкий уровень (9 - 12 баллов)
* Ребенка мало интересует происходящие перемены в природе, его больше занимают игровая, самостоятельная деятельность. Большее предпочтение отдает бытовой деятельности, а не природоохранной. На большинство вопросов ответил отрицательно.


Как защитить природу?

Помочь природе может каждый! Завтра будет поздно, поэтому именно сегодня, сейчас каждый из нас должен задаться вопросом, как помочь природе. Результат зависит от вклада каждого.

Есть много способов, которые мы собрали в этом разделе под названием «Защитим природу».

В основном это касается повседневно-бытовой жизнедеятельности.

1. Приобретать экологически-чистые товары

Рынок экологически чистых продуктов начал активно развиваться примерно два десятилетия назад. Постепенно экологически чистые продукты становятся все более популярной альтернативой потреблению экологически небезопасных, вредных продуктов. Экопроизводство активно поддерживается правительством разных стран, например, уже 32 страны имеют утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию, 9 стран занимаются внедрением стандартизации, а 15 – разработкой стандартов.

Основными принципами экологически-чистых продуктов является то, что они:
- не содержат генетически модифицированные ингредиенты.
- не содержат ингредиенты выращенные при использовании пестицидов, гербицидов, ядохимикатов и искусственных удобрений.
- не содержат искусственные консерванты, красители и вкусовые добавки.
- экологически чистые продукты обязаны иметь на упаковке специальные лицензионные символы «Органика».

Что можете сделать Вы?

Приобретая экотовары, вы улучшаете свое здоровье, повышаете иммунитет, а также помогает своей стране, так как экопроизводство, способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы.

2. Отказаться от пластиковых пакетов и бутылок

Пластик - один из таких материалов, которые со временем практически не разлагаются, а в процессе сжигания выделяют очень токсичные вещества, опасные для здоровья, которые в последствии из организма нельзя вывести. Поэтому переработка пластика получает не только в сфере охраны окружающей среды, но и вследствие дефицита полимерного сырья. В настоящий момент пластиковых предметов обихода стало такое количество и они так прочно вошли в нашу жизнь, что приходится задуматься, а безопасны ли они для здоровья и долголетия человека. Стоит ли отказаться от их использования, утилизировать их особенным образом или просто не задумываться о том, что происходит после того, как они отживают свой срок?

Что можете сделать Вы?

  • Сдавать пластиковую тару в специализированные автоматы и получать за это вознаграждение
  • Отказаться от использования пластиковых пакетов

3. Выбрасывать мусор раздельно

С помощью переработки отходов можно не только экономить, но и помочь природе. Всем известно, что стекло производится из песка, который добывают в карьерах.

Чтобы достать песок – с зеленого участка земли вырубают лес и сдирают почву. Вырубленный лес идет на создание бумаги по цене 1 дерево – 60 кг бумаги.

А после использования, все это мы не задумываясь выкидываем в мусорное ведро.

Что можете сделать Вы?

Cдавать вторсырье – замечательный способ помочь природе.
Что можно сдавать:

  • цветной металл;
  • стекло;
  • бумага;
  • ядовитые отходы;
  • жестяные банки.

4. Проявлять бережное отношение к лесу

Необходимость леса обуславливается такими его функциями, как:

  • регулирование баланса кислорода и углекислого газа в атмосфере,
  • регулирование водного режима занятой лесами и прилегающей территории,
  • обеспечение возможности сохранения большей части биологического и экосистемного разнообразия Земли,
  • сохранение ценных в эстетическом отношении природных ландшафтов, и многое другое.

Что можете сделать Вы?

  • Всегда убирать за собой мусор после пикников
  • Осторожно обращаться с огнем

5. Не лить воду напрасно

Существующая поговорка «Воды хватит на всех» уже давно устарела. Даже в многоводных районах Земли ощущается недостаток воды. Вода используется не только в хозяйственных нуждах, таких как мытье посуды, стирка, приготовление пищи, но и для изготовление тысячи предметов без которых человеку просто не обойтись. Все население России выпивают за сутки 11 млн. т или примерно столько же кубических метров воды.

Слайд 2

ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ

Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане.

В 2001 году был принят закон «Об охране окружающей среды».В нём сказано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия как в результате чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

Слайд 3

Что подлежит охране

Во-первых: земли, недра, почва.

Во-вторых: поверхностные и подземные воды.

В-третьих: атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

В-четвертых: леса и иная растительность, животные и другие организмы.

Слайд 4

Правила безопасности при обращении с ядовитыми и микроорганизмами;

Ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;

Правила охраны и использования недр;

Правила охраны рыбных запасов

За нарушение этих правил государство наказывает

виновников штрафом или может даже лишить

свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

Слайд 5

В 2002 году лесные пожары охватили обширные территории во многих районах нашей страны, уничтожая не только растительность, но и жилые дома и дачи, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнем. А причиной возгорания нередко были: брошенный кем-то в сухую траву окурок, непогашенный туристами костер и даже умышленный поджог.

Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнем, ставшее причиной лесного пожара, в виде штрафа или лишения свободы сроком до 2 лет, а за умышленный поджог до 8 лет.

Слайд 6

Заповедники в России

На настоящее время в России действует 101 государственный природный заповедник общей площадью около 340000 кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах Российской Федерации.

Слайд 7

Деятельность заповедников

Каждый из государственных заповедников строит свою деятельность в соответствии с индивидуальным "Положением о заповеднике", отражающем особенности функционирования и режима охраны территории конкретного заповедника (например, регламентация туризма на территории, выделение зон ограниченного природопользования для обеспечения функционирования кордонов и др.).

Слайд 8

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ГРАЖДАНИН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРИРОДЫ

Важнейшая обязанность гражданина по КРФ: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу - значит охранять родину.

Слайд 9

Гринпис

Гри́нпис (англ. Greenpeace - «зелёный мир») - международная общественная природоохранная организация, основанная в Канаде в 1971 году.

Слайд 10

Основная Цель

Основная цель - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

Слайд 11

Гринпис в России

Направления работ в Гринпис называются кампаниями. В российском отделении действуют 8 кампаний:

Антиядерная (против радиационного заражения окружающей среды)

Токсическая (против химического загрязнения)

Байкальская (за сохранение чистоты озера Байкал)

Морской проект (против браконьерства и нарушений правил лова в морях России)

Нефтяной проект (против загрязнения окружающей среды нефтью)

Проект по климату (предотвращение катастрофических изменений климата)

Всемирное наследие (подготовка номинаций особо ценных природных территорий в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО)

Слайд 12

Сделаем выводы

1. Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином.

2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов России.

3. Охраной природы занимается государство, которое издает законы, устанавливающие обязательные правила использования и сбережения природы, и наказывает тех, кто своими действиями наносит ей ущерб.

4. В охране природы участвуют добровольные общественные организации и граждане, которые заботятся о своей стране, о своем будущем. Охраняя природу, они охраняют Родину.

5. Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

6. Охрана окружающей среды требует объединения усилий всех стран. Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы.

Посмотреть все слайды

    Помоги с переработкой отходов. Программы по переработке становятся все более популярными и доступными. С их помощью можно очистить и переработать определенные виды отходов. Таким образом материалы можно заново использовать, а производителям нужно добывать меньше природных ресурсов. Помоги взрослым сортировать отходы и регулярно сдавать их на переработку. .

    • В разных районах существуют различные возможности для переработки отходов, поэтому выясни, что можно переработать в твоем районе, а что нет. Обычно по меньшей мере можно переработать бумагу, тонкий картон (например, пакеты из-под молока и сумки для покупок), тонкий металл (например, жестянки из-под газированных напитков) и стекло. В некоторых регионах возможно переработать плотный картон, пенопласт и другие материалы.
    • Организуй переработку. Убедись, что бутылки, стеклянные и жестяные банки достаточно чистые. Им не обязательно сиять чистотой, но в то же время они не должны быть наполовину полными. Затем рассортируй отходы по видам. Если у вас дома используются отдельные контейнеры для каждого вида отходов, тебе будет проще правильно рассортировать отходы для переработки. Даже если у вас дома таких контейнеров нет, все равно отходы можно сортировать, чтобы получить представление о том, какое количество материала каждого типа твоя семья использует каждый день.
    • Делай это регулярно. В зависимости от того, насколько большая у тебя семья, это может стать твоей еженедельной задачей, а возможно, тебе понадобится уделять этому немного времени каждый день.
      • Если специальная машина регулярно забирает отходы для переработки, не забудь заранее выставлять рассортированные отходы на улицу.
  1. Сократи потребление энергии. Энергия, которая используется в твоем доме для таких вещей, как горячая вода, кондиционер и электричество, производится на различных электростанциях, которые перерабатывают определенный вид топлива, чтобы превратить его в энергию. Некоторые виды топлива экологически чище, чем другие, например, гидроэлектроэнергия (энергия текущей воды) чище, чем энергия, получаемая при сжигании угля; но независимо от метода, извлечение энергии увеличивает нагрузку на окружающую среду. Внеси свой вклад в охрану огружающей среды, используя как можно меньше энергии.

    • Выключай свет и электронные приборы (например, телевизор и игровую приставку), когда ими больше не пользуешься. Однако, прежде чем выключить семейный компьютер, спроси родителей - иногда компьютер должен остаться включенным по различным причинам. В течение дня открывай шторы и жалюзи и используй естественный свет вместо электрического.
    • Поддерживай температуру в доме на умеренном уровне. Если у тебя дома есть кондиционер, попроси родителей установить его не ниже 22 градусов по Цельсию летом. Если у вас дома есть термостат, зимой не устанавливайте его выше 20 градусов (одеяла и теплая одежда не дадут вам замерзнуть, когда в доме прохладно.) Ночью поставьте термостат на 13 градусов в комнатах, в которых никто не спит.
      • Если вы живете в холодном регионе, не устанавливайте термостат ниже 13 градусов зимой, иначе трубы могут замерзнуть ночью.
    • Используй меньше воды. Принимай короткий душ вместо ванны, выключай кран, когда им не пользуешься, например, когда чистишь зубы. Даже такие мелочи идут в счет!
  2. Начни повторно использовать многие вещи. Попроси родителей купить 3-4 многоразовые сумки для покупок. Стоят они недорого, зато помогут сократить количество бумажных или пластиковых пакетов, которые вы приносите домой из продуктовых магазинов. Что касается твоих личных вещей, начни использовать в школе многоразовую коробку для ланча, если ты еще этого не делаешь. Она к тому же выглядят круче, чем бумажные пакеты. Попроси также многоразовую бутылку для напитков. Бутылка из металла или прочного пластика отлично подойдет.

    • Обязательно полоскай и стирай многоразовые сумки и пакеты для покупок примерно раз в неделю, чтобы они не стали грязными и сальными. Быстро потри их в раковине тряпкой или губкой и оставь на сушилке для посуды на пару часов.
    • Используй ненужные пластиковые пакеты в качестве пакетов для мусора в ванной или в своей комнате. Они прекрасно влезают в маленькие корзины для мусора, и таким образом отпадет необходимость покупать специальные пластиковые мешки для мусора.
    • Когда ты выбираешь пластиковую бутылку с водой, убедись, что она сделана без БФА (бисфенола А). Тогда ее можно будет использовать многократно. Бутылки из пластмассы с БФА небезопасно использовать в течение длительного времени.

    В саду

    1. Посади деревья. Поговори с родителями о пользе посадки деревьев. Лиственные деревья, посаженные рядом с окнами, обеспечивают прохладную тень летом, когда их листья зеленые; зимой их листья опадают, пропуская больше света в окна. В любом случае это поможет сократить расходы на электроэнергию. И любой сорт дерева прекрасно удаляет загрязнения, впитывая углекислый газ и перерабатывая его в свежий кислород, которым мы дышим.

      • Вместе с родителями посоветуйтесь со специалистом, чтобы подобрать деревья, которые вырастут до определенной высоты в вашей климатической зоне, не вызывая при этом проблем в саду. Практически для любой желаемой высоты и для любого климата существуют подходящие деревья.
      • Обязательно получи инструкции по уходу за деревом и регулярно поливай его после посадки. Заботься о саженце, и к тому времени, когда ты вырастешь, у тебя будет прекрасное крепкое дерево, которое выросло вместе с тобой.
    2. Реже подстригай газон. Некоторые взрослые очень сильно заботятся об имидже и не позволят тебе делать это на лужайке перед домом, но большинство из них не должны возражать насчет заднего двора. Выясни, как часто подстригают газон зимой и летом, и начни делать это примерно на неделю реже. Бензиновые газонокосилки очень сильно загрязняют воздух, поэтому чем меньше вы будете подстригать лужайку, тем меньше смога попадет в воздух. Это также поможет сэкономить на стоимости бензина.

      • Предложи подстричь газон в обмен на разрешение делать это реже. В любом случае это полезный навык: когда ты немного подрастешь, порой ты сможешь неплохо заработать, подстригая чужие газоны.
      • Если у вас дома механическая газонокосилка, не нужно волноваться о том, чтобы реже подстригать лужайку, поскольку они не производят загрязнений. Конечно, с ними гораздо труднее работать, чем с бензиновыми газонокосилками!
    3. Меньше поливай газон. Это может существенно сократить общее давление, которое твой город или населенный пункт оказывает на окружающую среду, особенно летом. В некоторых городах от домовладельцев даже требуется, чтобы они не поливали свои газоны в летние месяцы именно по этой причине. Конечно, недостаток такого подхода заключается в том, что к концу лета газон может стать коричневым и сухим. С другой стороны, у тебя есть прекрасное тому объяснение.

      • Зимой большинство лужаек вообще не нуждаются в поливе. Если твоя семья поливает газон круглый год, по крайней мере попроси их перестать это делать зимой.
    4. Используй экологически безопасные химические продукты. На рынке есть много удобрений, гербицидов (средств борьбы с сорняками) и пестицидов (средств борьбы с вредителями), которые помогают сохранить красоту сада; однако, при регулярном использовании в течение долгого времени некоторые из них опасны для окружающей среды. Постарайся выяснить, какие химикаты использует твоя семья, затем поищи в интернете «зеленые» альтернативы, которые не причиняют такого вреда окружающей среде. Покажи их родителям и попроси перейти на них.

      Запусти немного свой газон. Гербициды крайне часто используются на газоне, чтобы избавиться от неприглядных сорняков. Что бы ты предпочел: газон с парой одуванчиков или газон, покрытый химикатами? Укажи на это своим родителям и попроси их выбрать прополку, даже если газон в итоге будет выглядеть чуть менее безукоризненно.

      Выпалывай сорняки вместо того, чтобы распылять химикаты. Некоторые люди используют гербициды, чтобы избавиться от сорняков в саду или на клумбе. Поскольку земля там мягче, нет никакой необходимости в химикатах. Возьми садовые перчатки, тяпку и садовый совок, и выпалывай сорняки вручную каждые выходные. Это хорошая возможность провести время на свежем воздухе с семьей, и это гораздо чище и безопаснее, чем гербициды.

      Введи в свой сад полезных насекомых. Наряду с насекомыми-вредителями (как, например, тля), существуют и другие насекомые, которые лакомятся вредителями. В некоторых садоводческих магазинах можно заказать таких насекомых, например, златоглазок (которые любят есть тлю и к тому же красиво выглядят). Положись на природные средства защиты, и использовать пестициды придется гораздо реже.

      • Оставь полезных насекомых там, где ты их нашел. Во многих случаях в твоем саду уже есть насекомые-охранники. Например, садовые пауки едят всевозможных вредителей, и в то же время они абсолютно безопасны для твоих растений. Когда ты находишь таких насекомых, не избавляйся от них, пусть они тебе помогают.

    Семейные и школьные проекты

    1. Убери парк. Собери группу друзей или выбери день, когда вся твоя семья может пойти утром в близлежащий парк. Захватите несколько больших пакетов для мусора и садовые перчатки. Начните с парковки и пройдите вдоль каждой дорожки в парке, подбирая весь мусор, который найдете. Через пару часов ваш парк будет безукоризненно чистым!

      • Если ты видишь мусор не на дорожке, не надо колебаться – пойди и собери его. Если его трудно достать, найди ветку и подтяни его.
      • Когда ты это читаешь, возможно, это не выглядит как что-то захватывающее, но на самом деле это прекрасный опыт. Тебе даже может настолько понравиться, что ты захочешь делать это на регулярной основе и раз-два в год убирать парк снова.
    2. Присоединись к более масштабной операции по уборке. Если ты спросишь учителей и посмотришь местные новости, ты, вполне возможно, узнаешь, что существуют другие группы людей, которые проводят операции по уборке, подобные твоему проекту по уборке парка. В большинстве случаев эти люди рады, когда дети и семьи присоединяются к ним. Таким образом ты можешь поучаствовать в уборке пляжа, кемпинга или горной тропы. Быть частью большего движения очень вдохновляет.

    3. Присоединись к другим группам добровольцев. Любишь ли ты сажать деревья, расчищать тропы или просто распространять информацию об экологических изменениях в твоем родном городе, вполне возможно, существует местная группа, которая разделяет твои интересы. Обратись к ним и спроси, как ты можешь помочь. Если такой группы нет, почему бы не поговорить с родителями или школой о том, чтобы создать ее самостоятельно? В конце концов, невозможно быть слишком юным, чтобы изменить мир к лучшему.

      • Если твои друзья разделяют твои интересы, пусть они подпишут заявление, предназначенное директору школы. Если директор будет знать, что много людей заинтересованы в проекте, больше вероятность того, что он рассмотрит ваше предложение.
      • Одна из программ, которые многие школы могут использовать, но мало школ реально применяют, это программа изготовления компоста. Компост помогает сократить количество отходов. При компостировании отделяют пищевые отходы и садовый мусор, которые затем разлагаются и превращаются в почву. При достаточном интересе, программа изготовления компоста в твоей школе может иметь большой успех, так что начни распространять информацию и заручись поддержкой среди твоих одноклассников и их родителей.
    • Это руководство является лишь отправной точкой. Поспрашивай вокруг и поищи в интернете, что ты можешь сделать, чтобы помочь нам всем жить в более безопасном и здоровом мире.
    • Не забывай вознаграждать себя за всю твою тяжелую работу. Наслаждайся тем, что ты помог защитить: выходи на улицу, играй или исследуй природу при любой возможности. Если ты относишься к природе с уважением и заботой, ты сможешь ею насладиться в полной мере.

    Предупреждения

    • Всегда получай разрешение родителей, прежде чем предпринять что-либо новое. Последнее слово всегда остается за твоими родителями; если они не хотят, чтобы ты что-то делал, у них, вероятно, есть веские основания для этого. Уважай их; они тебя любят и всегда действуют в твоих лучших интересах, даже если иногда кажется, что это не так.

Защита проекта

Группа исследователей экологии Ставропольского края учащиеся из 4 Б класса:

    Ручкина Анна

    Лопарё Денис

    Агабекян Ангелина

    Кателевская Александра

Руководитель группы:

Классный руководитель Самарина Е.Я.

Тип проекта :

    информационный;

    творческий, практико-ориентированный;

    индивидуально-групповой;

Тема: «Сохраним красоту родного края»

Цель проекта:

Цели проекта :

Научить учащихся заниматься самостоятельными исследованиями, посвященными родному краю;

Привлечь внимание подрастающего поколения к истории своей малой родины

Познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;

Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, творческий процесс;

Учить представлять свой труд в виде презентации, реферата, рисунка, схемы;

Развивать интерес к изучению окружающего мира;

Воспитывать любовь к родному краю.

Изучить цветущие растения Ставропольского края, которые занесены в красную книгу;

Изучить экологические проблемы в необходимости охраны растений.

Задачи проекта:

    собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его (презентация);

    разработать памятку «бережное отношение к цветущим растениям, как к важному природному богатству»;

    развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний; формирование навыков исследовательской деятельности, умения взаимодействовать с другими участниками проекта;

    Способствовать осознанию неразрывной связи природы родного края с природой страны;

    Расширять знания о природе, растительном и животном мире Ставропольского края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

    Побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранение ее уникальности.

Тип проекта: исследовательский, информационный, межпредметный, недельный.

Предметные области: окружающий мир, ИЗО, ИКТ.

Продукт: презентация работы учащихся, праздник посвящённый охране природы, книжки – малышки, памятки интеллектуальная игра «клуба знатоков» «Хочу всё знать!»

Аннотация: цветущие растения- украшение нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге: вблизи населённых пунктов их становится всё меньше, а многие растения становятся попросту редкими.

Ожидаемые конечные результаты,

инновационного проекта

1.Познания учащимися истории, культуры своей малой родины и страны, оформленные в виде методических рекомендаций; выпуска фотоальбома; оформление выставки; проведением экскурсий по району, краю; посещение музеев и историко-культурных ценностей с детьми начальных классов.

2.Познания учащимися природы, растительного и животного мира края, оформленные в виде выпуска брошюр, которые будут служить дополнительными источниками для педагогов при изучении природы, растительного и животного мира Ставропольского края; выпуск фотоальбома; создание презентации к игре «Знаешь ли ты свой край»

Этапы работы

    Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.

    Планирование, определение источников информации.

    Подготовка сообщений «Что значит любить свой край», конкурс рисунков на тему «С чего начинается родина». Проведение классных часов.

    Проведение открытых уроков.

    Исследовательская работа: мой край на карте страны, какие клады скрывает земля ставропольская, растениеводство, животноводство.

    Творческие работы обучающихся (стихи, рисунки, фотографии, сочинения): главный город края, город Минеральные Воды – центр района, село моё – сердцу милый уголок.

    Социологическое исследование: «Влияние загрязнения природной среды на экологическую обстановку в крае»

    Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.

Сообщение ученицы 4 класса Б Ручкиной Анны.

Сегодня мы защищаем проект на тему «Защитим природу родного края». Почти месяц наш класс изучал Природные зоны России, расположение зон на карте, климатические условия, разновидности растений и животных, экологические проблемы каждой зоны. Наша группа тщательно изучила все эти разделы по нашему родному Ставропольскому краю. В течение месяца было проведено несколько мероприятий: открытый урок на тему «Природные зоны России», интеллектуальная игра клуба Знатоков «Хочу всё знать», подготовила праздник на экологическую тему «Мы защитники природы!» и сегодня мы представляем вашему вниманию наш проект «Сохраним красоту родного края!»

Проблема, которая натолкнула нас на эту работу:

Цветущие растения- украшение нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге: вблизи населённых пунктов их становится всё меньше, а многие растения становятся попросту редкими.

Наш край является частью нашей большой планеты:

Люблю тебя, мой край родной,

Люблю всей детскою душой

За разноцветные леса,

Поля, бескрайние просторы!

Здесь вод целебных чудеса,

И, словно воины, здесь горы…

Читаю о живой воде

Но нет живительной нигде

Воды целебнее кавказской!

Люблю тебя, мой край родной!

Единственной, живой планеты!

Дмитрий Онищенко 12 лет г. Лермонтов

Посмотрите как красив наш край:

Видео песни Д. Кабалевсого «Люблю тебя, мой край родной»

Географические координаты

Через город Ставрополь – административный центр края – проходит

45-я параллель Северного полушария. Край занимает площадь 66,3 тысячи квадратных километров, расположен в центральной части Предкавказья. Граничит на юге с Республикой Северная Осетия, Кабардино-Балкарской Республикой, Грузией. На юго-западе, западе и северо-западе – с Краснодарским краем. На севере – с Ростовской областью, на северо-востоке – с Республикой Калмыкией. На востоке – с Республикой Дагестан, на юго-востоке – с Чеченской и Ингушской Республиками.

Климатические границы

Ставропольский край раскинулся на юге умеренного континентального пояса. Здесь пролегает граница между Европой и Азией. На Ставропольской возвышенности, которая занимает значительную часть

края, можно провести своеобразные климатические границы между

восточными, центральными и западными районами. На западных склонах ветры сильнее, здесь выпадает больше осадков. В центральной части, где расположены Ставропольские и Прикалаусские высоты и возвышается гора Стрижамент, климат похож на климат предгорий.

Самый мягкий климат – на юге. А в Кисловодске, например, почти горный климат.

Ставропольский край и его уникальный растительный мир

Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае- это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много

рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу - это,

значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства -
Эти рощи, реки и луга!

Изучение экологических проблем Ставропольского края

Лопарёв Денис

В настоящее время во всех развитых странах мира ширится движение людей за сохранение экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных ресурсов, распространение идеалов здорового образа жизни и защиту самой жизни человека. Всё это объясняется общим понятием "современная экологическая культура". Формирование представлений и понятий о природе как среде обитания человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею.

Природа-мать человечества, она и кормилица его. Оторвать или изолировать человека от среды его обитания невозможно. При разумном и научном подходе к природе её дары и богатства не иссякают, а могут даже наращиваться.

Территория Ставрополья, имеющая благоприятные условия для жизни, заселялась с древнейших времён, о чём свидетельствуют археологические находки. В древние времена, когда люди селились по берегам рек, занимались охотой, сбором плодов, позднее земледелием и скотоводством, они не наносили существенного вреда природе, отходы их хозяйства разлагались и не представляли угрозы здоровью и жизнедеятельности людей. Деградация природных ландшафтов началась в период заселения степного Предкавказья русским крестьянством в восемнадцатом и в первой половине девятнадцатого веков, сопровождавшегося распашкой больших площадей, содержанием большого количества скота на пастбищах, возникновением поселений. Тем самым был нанесён большой ущерб почвам: падало их плодородие, начались пыльные бури. Особенно пострадали почвы от выпаса скота крупных скотоводов на участках, арендованных ими на несколько лет. Трава выбивалась с корнем, тропиночная сеть обнажила землю до камня и песка. В первую очередь разрушились склоны возвышенностей. С развитием промышленности природа стала страдать ещё больше, так как появились искусственные вещества, которые она не в состоянии уничтожить.

В настоящее время в крае освоено 95% всех площадей. Это привело к резкому обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы: сохранения плодородия земель, загрязнения атмосферы и вод, сохранения флоры и фауны и другие. В самой природе Ставрополья заложены предпосылки для возникновения экологических проблем, которые связаны с географическим положением края в степях и полупустынях. Здесь мало воды, грунтовые воды часто засолены, нередки засухи, пыльные бури, почвы сильно разрушаются стадами животных; пески, лишённые растительности, легко приходят в движение; травы медленно восстанавливаются. Расчлененный рельеф подвержен эрозии и оползням, это выводит из хозяйственной деятельности большие территории. В целом все природные комплексы в крае ранимы и разрушаются под действием человека.

За последние годы обострилась проблема сохранения плодородных пахотных земель. Система интенсивного земледелия, принятая в крае, ведёт к деградации и уничтожению почв. Необдуманные, без предварительной экологической экспертизы мелиорации приводят к эрозии и засолению почв, к заиливанию рек, прудов, водохранилищ. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия. Почвенный покров Ставрополья необратимо теряет экологическую устойчивость из-за длительного использования. Пыльные бури выдувают 4-7 см, а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл. Страдают почвы от тяжёлой техники. Она уплотняет пахотный горизонт на глубину до 50-70 см. Это ухудшает условия произрастания культур, снижает урожай на 25-30%. Эрозия почв опустынивает земли. Ценные сельскохозяйственные угодья зачастую используются не по назначению.

Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды. В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твёрдые частицы, жидкие ядовитые вещества. Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220. К основным загрязнителям относятся предприятия энергетики, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Существенный вклад вносит и автомобильный транспорт. В выбросах автомобилей содержится 280 вредных химических веществ. Наиболее сильно загрязнена атмосфера в городах Невинномысске, Будённовске, Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах.

Проблема воды остро стоит на Ставрополье. На душу населения в крае приходится 3 тыс.м 3 в год – это в 9 раз меньше, чем в среднем по России. Вода в реках края сильно загрязнена. Отходы животноводства стали главным загрязнителем грунтовых и поверхностных вод. Вырубаются леса на водосборах и, в нарушение всех норм, распахиваются водоохранные зоны, поэтому снижается естественный сток рек. В ряде районов края открытые каналы служат причиной утечки вод, вызывающей подъём уровня грунтовых вод и подтопление почвы на больших площадях. В городах и сельских населённых пунктах ощутим недостаток чистой питьевой воды. В городах Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках отмечено снижение объёма минеральных вод в скважинах.

Вырубка лесов стала причиной уничтожения естественных условий осуществления флоры и фауны. Исчезают из лесов яркоцветущие весенние цветы, особенно вблизи городов и зон отдыха населения. Участились лесные и степные пожары. В их пламени гибнут деревья и кустарники, сгорают семена разнотравья, насекомые-опылители, разрыхлители почвы. В степях на их местах вырастают лишь однолетние растения, беднеет флористический состав степей, ослабляется их устойчивость. Исчезают экологические ниши обитания животных, а с ними сокращается их численность, особенно это касается ценных промысловых видов.

Решение экологических проблем края требует разработки и осуществления специальной программы, которая будет включать контроль за хозяйственной деятельностью, охранные ограничения в использовании природных ресурсов, создание заповедников. Исследования показывают, что для сохранения и изучения богатейшего разнообразия природы края требуется создать сеть охраняемых территорий, которая будет представлять собой каркас и экологические коридоры, служащие путями сообщения для растений и животных. Для этого необходимо изъять из хозяйственного использования особо экологически ценные территории лесостепей, целинных степей, полупустынь и пустынь. Учёные настаивают на скорейшем восстановлении сильно нарушенных ландшафтов. В систему особо охраняемых территорий всемирного значения должны войти уникальные ландшафты Кавказских Минеральных Вод, где происходит формирование целебных вод, не имеющих по запасам и разнообразию аналогов в мире. Указом Президента РФ этому региону придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона, утверждена федеральная программа его развития и охраны. Однако меры, принимаемые по охране природы в регионе Кавказских Минеральных Вод, недостаточно эффективны. Природоохранное законодательство часто нарушается. Поэтому здесь сложилась сложная экологическая обстановка. Она возникла в результате нерационального использования природных ресурсов.

Растения в природном комплексе КМВ определяют формирование лечебных ресурсов и являются важной частью курорта. Флора региона КМВ насчитывает более 2 тысяч видов растений, среди которых редкие, исчезающие и широко распространённые, в том числе и лекарственные. Они образовали уникальную экосистему, при отсутствии которой невозможно формирование природных лечебных ресурсов, являющихся базисом для развития курортной отрасли. Растительный покров особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации КМВ является важным средообразующим фактором, обеспечивающим целебные свойства воздушного бассейна и влияющим на физико-химический состав почвы, подземных пресных и минеральных вод.

В регионе КМВ в хозяйственный оборот вводятся новые некогда культурные или дикорастущие поля. Активно идёт стихийная заготовка плодов, ягод, корней, травы и другая деятельность, от которой резко снизились площади таких растений как: первоцвет весенний, фиалка трёхцветная, лютик ползучий, донник лекарственный, клевер луговой, ландыш майский, тысячелистник обыкновенный, чабрец ползучий и многих других растений.

В начале прошлого столетия дикорастущая флора занимала более половины территории региона КМВ и отличалась высоким разнообразием видового состава. В настоящее время площадь дикорастущей флоры составляет 20%, к числу редких и исчезающих видов относятся более 140 растений. С целью рационального использования природных запасов лекарственных растений в регионе КМВ необходима разработка системы охранных мероприятий: введение лицензий на сбор растений, организация заказников, совершенствование методов сбора и переработки лекарственного растительного сырья. Необходимо зарезервировать все территории с дикорастущей растительностью под создание особо охраняемых природных территорий и провести мероприятия по их сохранению и воспроизводству.

Вопрос охраны ботанических объектов КМВ в последние годы затрагивается неоднократно, так как это уникальный природно-оздоровительный комплекс. Минеральные источники КМВ, лечебные грязи пользуются мировой славой. Оригинальный ландшафт, своеобразная флора исключительно важны в жизни городов курортов с лечебно-эстетической точки зрения, а многие виды растений ценны в лекарственном или пищевкусовом отношениях.

В настоящее время в районе КМВ существует реальная угроза уничтожения флоры многих ценных видов. Этому способствует массовый и бессистемный сбор лекарственного сырья индивидуально и по поручению многочисленных заготовительных фирм, которые в громадных нерегулируемых количествах сбывают свою продукцию на территории СНГ и за рубежом. Усугубляет картину неорганизованный туризм и многочисленные экскурсии "дикарей" на природу, которые сопровождаются разведением костров, массовым сбором цветов, уплотнением грунта, рубкой молодняка деревьев. Невосполнимый урон наносит вытаптывание и потрава растительного покрова пасущимися животными.

В последнее время угрожающим фактором для горных склонов и насаждений древесных и кустарниковых пород стали катастрофические пожары. Нередко спонтанно и планово идёт порубка Бештаугорского, Машукского и других горных лесных массивов. В результате ослабляется жизнестойкость деревьев. Создаются условия для размножения вредителей и болезней. Поэтому район КМВ нуждается в экстренной программе по приостановлению негативного влияния человека на растительность и её возвращение к прежнему состоянию.

КМВ является одним из уникальных курортов нашей страны. Здесь сосредоточены огромные запасы минеральной воды, благодаря которой район КМВ приобрёл свою популярность. Рекреационные зоны КМВ начинают возрождаться и в ближайшие годы численность отдыхающих заметно возрастёт и во много крат увеличится нагрузка на природу.

Как решаются экологические проблемы в Ставропольском крае

Агабекян Ангелина

Вопросы экологии затрагивают каждого жителя планеты. От состояния воздуха, воды, лесов и окружающей среды зависит и жизнь будущих поколений. Поэтому краевое правительство предпринимает ряд мер для охраны окружающей среды и экологической безопасности региона. В частности, на Ставрополье действует Стратегия социально-экономического развития до 2020 года в области природопользования и охраны окружающей среды.

Между Европой и Азией

Как известно, наш край расположен на границе между Европой и Азией. Поэтому природные условия Ставрополья на редкость разнообразны и изменяются через каждые 50-60 километров. В рельефе прихотливо чередуются разные по форме и происхождению горы, возвышенности, впадины и котловины. Быстрые реки с порогами и водопадами, текущие с гор, на Предкавказской равнине сменяются тихими степными речками. По территории края протекает 225 рек, имеется 38 озер, 1758 водохранилищ, прудов и водоемов, развитая сеть мелиоративных каналов. На Ставрополье насчитывается более двухсот рек и речек. Ставропольская возвышенность является водоразделом рек, несущих свои воды в Азовское и Каспийское моря. В крае четыре основные реки – Кубань, Кума, Калаус, Большой Егорлык.
Кроме того, имеется 38 озер, в основном соленых и горько-соленых, с площадью водной поверхности 150 квадратных километров. Из озер естественного происхождения наиболее крупное – Маныч-Гудило, расположенное на стыке Ставрополья, Ростовской области и Калмыкии. В предгорье, в районе Кавказских Минеральных Вод, широко известны Тамбуканское Большое, Тамбуканское Малое, Лысогорское Северное, Лысогорское Южное. Известны они, прежде всего, своими лечебными грязями, используемыми здравницами Георгиевска, Пятигорска, Железноводска, Ессентуков и Кисловодска. В долине Кумы и ее притоков наиболее известны озера Медяника и Буйвола.

В водоёмах края обитает около 70 видов и подвидов рыб. Наиболее многочисленны представители семейства карповых: сазан, серебряный карась, лещ, краснопёрка, линь, уклея, плотва, голавль, пескарь обыкновенный, густера, судак, окунь и ерш.

Богат и разнообразен животный и растительный мир Ставрополья насчитывается до 2250 видов растений. Из них 304 вида растений и 5 видов грибов занесены в Красную книгу Ставропольского края. На юге края имеются обширные массивы широколиственных буковых, дубовых и ясеневых лесов. Разнообразная лесостепь Ставропольской возвышенности в восточных районах сменяется полупустыней с массивами сыпучих песков. Велико также многообразие животного мира. Учеными установлены представители 15 типов, 34 классов и около 48 тысяч животных. Из них 180 занесены в Красную книгу края.

В предгорьях Кавказского хребта расположен особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды. Он уникален по богатству природных ресурсов, и прежде всего месторождений минеральных вод различного химического и газового состава. Среди них знаменитые Славяновские и Смирновские источники, кисловодские нарзаны и минеральные воды Ессентуки-4 и 17, радоновые и Нагутские воды.

Так щедро природа наделила Ставрополье. Однако к моменту разработки Стратегии социально-экономического развития ученые установили: в крае на протяжении десятилетий формируются полюса экологического неблагополучия, что негативно отражается на качестве и продолжительности жизни людей. Более 20 процентов городского населения проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Динамика основных экологических показателей развития края показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду. В первую очередь за счет увеличения влияния автотранспорта. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух в 2010 году составили 85,4 процента в общем объеме выбросов загрязняющих веществ по сравнению с уровнем выбросов в объеме 76,7 процента в 2006 году. Два года назад объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников составил 65,7 тыс. тонн. На каждую тысячу квадратных километров территории края в 2010 году выброшено только от стационарных источников 993 тонны загрязняющих веществ. Выбросы на одного жителя края от стационарных источников загрязнения составили 23,6 кг. На одного жителя Невинномысска приходится 85,3 кг вредных выбросов в атмосферу, Буденновска – 60 кг, Минеральных Вод – 16 кг, Ставрополя – 9,1 кг.

Ситуация в области обращения с отходами в крае также складывалась крайне неблагоприятно. Отсутствие эффективных и современных краевых и муниципальных систем управления процессами обращения с отходами зачастую приводит к появлению несанкционированных свалок, которые размещаются, как правило, в оврагах, лесополосах, загрязняют атмосферный воздух, воду и почву. Воды крупных рек и водохранилищ стабильно оцениваются как «умеренно загрязненные» и «загрязненные». В то же время качество вод половины малых рек, протекающих по краю, соответствовало показателям «грязная» и «очень грязная». Низкое качество вод малых рек и практически все случаи высокого загрязнения напрямую связаны со сбросом в реки загрязненных сточных ливневых и дренажных вод и недостаточно очищенных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков.

В итоге если бы правительство Ставропольского края не предприняло срочных мер по сокращению экологического ущерба, то при сохранении уровня негативного воздействия это могло бы привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Ребята, в городе каждый год проходит кампания по озеленению нашего города. Мы с вами тоже принимаем участие в озеленении нашей школы, нашего микрорайона. Надеюсь и этой весной мы высадим цветы и саженцы в нашем школьном дворе.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Не оскверняй её святынь!

Кателевская Саша

Заключение: Кто человек без природы?

Кто человек без природы? Представить себе это невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Кроме этого, в последнее время часто случаются аварии на нефтепромыслах, пожары на кораблях, везущих нефть, в результате миллионы тонн нефти оказывается в воде и в почве.

Планета наша очень загрязнена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы – то пока на ней живём, но смогут ли жить наши дети?

Признаки грозной беды

    Гибель животных.

    Загрязнение воды.

    Загрязнение воздуха.

    Накопление мусора.

    Отравление почвы.

Кто виноват во всех причинах болезни планеты?

У каждого из нас одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество.

Природа - наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя М.Пришвина:

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину!»

Вот правила, которые мы должны помнить, находясь в природе?

Нельзя рвать цветы.

Нельзя ломать сучья деревьев.

Нельзя убивать лягушек.

Нельзя пугать птиц и трогать их гнезда.

Нельзя брать детёнышей животных и приносить их домой.

Лопарёв Денис:

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Анна Ручкина

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Ангелина Агабекян

Творите, люди, на земле добро!

На нем одном и держится планета...

Оно, как неразменная монета.

Как солнце, воздух и как мир старо.

Спешите, люди, оставлять добро ­

Оно, как неразменная монета.

Какие жизни отданы за это...

Творите, люди, на земле добро.

Просмотр содержимого презентации
«Исследовательский проект 4 Б класса»


Защитим

природу

родного края!


  • Тема: «Сохраним красоту родного края»
  • Цель проекта:

изучить цветущие растения Ставропольского края, которые занесены в красную книгу, изучить экологические проблемы в необходимости охраны растений.

  • Задачи проекта:

а) собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его (презентация)

б) разработать памятку «бережное отношение к цветущим растениям, как к важному природному богатству»

  • Тип проекта: исследовательский, информационный, межпредметный, недельный.
  • Предметные области: окружающий мир, ИЗО, ИКТ.
  • Продукт: презентация работы учащихся, праздник посвящённый охране природы.

Аннотация: цветущие растения- украшение нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге: вблизи населённых пунктов их становится всё меньше, а многие растения становятся попросту редкими.


СТИХИ ДЕТЕЙ О РОДНОМ КРАЕ

Люблю тебя, мой край родной,

За величавость гор кавказских!

Люблю всей детскою душой

За волшебство легенд, за сказки,

За разноцветные леса,

Поля, бескрайние просторы!

Здесь вод целебных чудеса,

И, словно воины, здесь горы…

Читаю о живой воде

В таинственных, волшебных сказках,

Но нет живительной нигде

Воды целебнее кавказской!

Люблю тебя, мой край родной!

Край Ставропольский, край поэтов,

Ты в моём сердце – часть земной,

Единственной, живой планеты!


Через город Ставрополь – административный центр края – проходит 45-я параллель Северного полушария. Край занимает площадь 66,3 тысячи квадратных километров, расположен в центральной части Предкавказья. Граничит на юге с Республикой Северная Осетия, Кабардино-Балкарской Республикой, Грузией. На юго-западе, западе и северо-западе

с Краснодарским краем. На севере – с Ростовской областью, на северо-востоке – с Республикой Калмыкией. На востоке – с Республикой Дагестан, на юго-востоке – с Чеченской и Ингушской Республиками.




Наш край - это частица большой и прекрасной страны.

Забота о родном крае- это значит забота о Родине.

Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы.

Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть

в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство.

Любить свою природу - это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна. Так давай на долгие века




Лесостепи занимают наиболее высокие участки

Ставропольской возвышенности и склоны гор Пятигорья.






Шалфей дубравный

ШАЛФЕЙ ДУБРАВНЫЙ




Красавицей лесов люди называют берёзу. Растёт берёза быстро. Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала им жилище. В нашей стране насчитывается до 70 видов берёз. Некоторые виды занесены в красную книгу, в том числе мегрельская растущая на Кавказе.



Долина реки Берёзовка - бассейн реки Подкумок - Фотографии растений - Местообитания - Плантариум

Верхушка побега с соцветием. Ставропольский край, окр. ст. Подкумок










Территория Ставрополья, имеющая благоприятные условия для жизни,

заселялась с древнейших времён, о чём свидетельствуют археологические

находки. В древние времена, когда люди селились по берегам рек,

занимались охотой, сбором плодов, позднее земледелием и скотоводством,

они не наносили существенного вреда природе, отходы их хозяйства

разлагались и не представляли угрозы здоровью и жизнедеятельности

людей. Деградация природных ландшафтов началась в период заселения

степного Предкавказья русским крестьянством в восемнадцатом и

в первой половине девятнадцатого веков, сопровождавшегося распашкой

больших площадей, содержанием большого количества скота на пастбищах,

возникновением поселений.

Тем самым был нанесён большой ущерб почвам: падало их плодородие,

начались пыльные бури. Особенно пострадали почвы от выпаса скота

крупных скотоводов на участках, арендованных ими на несколько лет.

Трава выбивалась с корнем, тропиночная сеть обнажила землю до камня и

В первую очередь разрушились склоны возвышенностей.

С развитием промышленности природа стала страдать ещё больше,

так как появились искусственные вещества, которые она не в состоянии

уничтожить.

Территория Ставропольского края испытывает значительную

трансформацию естественных ландшафтов. В настоящее

время в крае освоено 95% всех площадей. Это привело к резкому

обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы:

сохранения плодородия земель, загрязнение природной

ландшафтной среды, загрязнения атмосферы и вод, сохранения

флоры и фауны и другие.

В самой природе Ставрополья заложены предпосылки

для возникновения экологических проблем, которые связаны

с географическим положением края в степях и полупустынях.

Здесь мало воды, грунтовые воды часто засолены, нередки засухи,

Пыльные бури, почвы сильно разрушаются стадами животных;

пески, лишённые

растительности, легко приходят в движение;

травы медленно восстанавливаются.

Расчлененный рельеф подвержен эрозии и оползням, это выводит из

хозяйственной деятельности большие территории.

В целом все природные комплексы в

крае ранимы и разрушаются под действием человека. За последние годы обострилась проблема сохранения

плодородных пахотных земель.

Система интенсивного земледелия, принятая в крае,

ведёт к деградации и уничтожению почв.

Необдуманные, без предварительной экологической экспертизы мелиорации

приводят к эрозии и засолению почв, к заиливанию рек,

прудов, водохранилищ. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель

почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия.

Почвенный покров Ставрополья необратимо теряет экологическую устойчивость из-за длительного использования. Пыльные бури выдувают 4-7 см,

а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл. Страдают почвы от тяжёлой техники. Она уплотняет пахотный горизонт на глубину до 50-70 см. Это ухудшает условия произрастания культур, снижает урожай на 25-30%. Эрозия почв опустынивает земли. Этот процесс особенно проявляется в восточных районах края. Ценные сельскохозяйственные угодья зачастую используются не по назначению. В связи с этим необходима детальная оценка угодий, сохранение их оставшегося потенциала и восстановление экологического равновесия на основе современных научных разработок. Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды. В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твёрдые частицы, жидкие ядовитые вещества. Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220. К основным загрязнителям относятся предприятия энергетики, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Существенный вклад вносит и автомобильный транспорт. В выбросах автомобилей содержится 280 вредных химических веществ. Наиболее сильно загрязнена атмосфера

в городах Невинномысске, Будённовске, Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске,

Минеральных Водах.





















Завод по производству

минеральной воды в г. Ессентуки


Вопросы экологии затрагивают каждого жителя планеты.

От состояния воздуха, воды, лесов и окружающей среды зависит и жизнь будущих поколений. Поэтому краевое правительство

предпринимает ряд мер для охраны окружающей среды и экологической безопасности региона. В частности, на Ставрополье

Стратегия социально-экономического развития до 2020 года в области природопользования и охраны окружающей среды.



Между Европой и Азией

Как известно, наш край расположен на границе между Европой и Азией.

Поэтому природные условия Ставрополья на редкость разнообразны

и изменяются через каждые 50-60 километров.

В рельефе прихотливо чередуются разные по форме и происхождению

горы, возвышенности, впадины и котловины. Быстрые реки

с порогами и водопадами, текущие с гор, на Предкавказской равнине

сменяются тихими степными речками. По территории

края протекает 225 рек, имеется 38 озер, 1758 водохранилищ, прудов и

водоемов, развитая сеть мелиоративных каналов.














Красная книга Ставропольского края учреждена Постановлением

под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира на территории края.


В КРАСНУЮ КНИГУ ЗАНЕСЕНО 304 ВИДА РАСТЕНИЙ

КОЛОКОЛЬЧИК БИБЕРШТЕЙНА

МАЙНИК ДВУЛИСТЫЙ

БЕРЕСКЛЕТ КАРЛИКОВЫЙ

МЕЧ-ТРАВА

ОБЫКНОВЕННАЯ

КУКУШКИН ЦВЕТ

ОБЫКНОВЕННЫЙ

ЛЕВКОЙ КАСПИЙСКИЙ

ЛАНДЫШ ЗАКАВКАЗСКИЙ






Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!




«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину!»

М. Пришвин


Памятка

Правила поведения на природе

  • Нельзя рвать цветы.
  • Нельзя ломать сучья деревьев.
  • Нельзя убивать лягушек.
  • Нельзя пугать птиц и трогать их гнезда.
  • Нельзя брать детёнышей животных
  • и приносить их домой.

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»


Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»


На нем одном и держится планета...

Оно, как неразменная монета.

Как солнце, воздух и как мир старо.

Спешите, люди, оставлять добро ­

Оно, как неразменная монета.

Какие жизни отданы за это...

Творите, люди, на земле добро!