Какие были гулянья на русских ярмарках. Что такое ярмарка

марта 28 2014

1859 год. Перечень селений, в которых установлены еженедельные базары

1859 год. Перечень селений, в которых установлены еженедельные базары, по уездам.

….е) Перечень селений, в которых установлены еженедельные
базары, по уездам.
Во Владимирском уезде ежегодно бывает 14 ярмарок, из которых 12 при селах и 2 при монастырских слободах; еженедельные же базары существуют в 4 разных селениях, в Черкутине, Ставрове, Ундоле, Обращихе.

В Суздальском уезде одна ярмарка и еженедельные базары бывают в .

В Шуйском уезде ярмарка бывает в с. Пупках или у Николы Шахмы; еженедельные же базары в селах: Тейкове, Васильевске, Дунилове, Кохме; а в селе Иванове 2 раза в неделю.

В Ковровском уезде ярмарка бывает в с. Любце; еженедельные базары в селах: Лежневе, Вознесенске, Усолье, Алексине, Осипове, больших Всегодишах и Клясемском городке, вновь учреждены в с. Павловском.

В Вязниковском уезде существуют ежегодно 4 ярмарки в одном с. Холуй; еженедельные базары, которые бывают еще в слободе Мещере, Никологорском погосте и с. Палех. В Воскресенском погосте, в большем Мугрееве; вновь учреждены в Груздеве.

В Гороховском уезде ярмарки существуют две в Пестяках и по одной в селах: верхнем и нижнем Ландехах, Мыту, Фоминках, Сергиевых горках, Гришине, Кожине, Фролове, Золине и при погостах: Вознесенском, Индруском и Архангельском, при Фдорищевой пустыни и при дер. Золотове; еженедельные же базары бывают в селах: обеих Ландехах, Пестяках, Мыту, Фоминках, Сергивых горках, погосте Вознесенском и Успенском.

В Муромском уезде ярмарок не бывает; еженедельные же базары сушествуют в селах: Зяблциком погосте, Новоселках, Яковцеве, Клину, Монакове и Булатникове, в Липовицком погосте.

В Меленковском уезде ярмарок тоже не существует, еженедельные же базары в Гусевском г. Баташева и Железницком Шепелевых эаводах, и в некоторых селениях случаются только во время местных праздников; в с. Ляхах бывают еженедельные базары.

Въ Судогодском уезде ярмарок ежегодно бывает: в Александрове шесть, Мошку три; по одной, в погостах: Ильинском и Егорьевском; базары же еженедельно бывают в помянутых селах: Александрове, Мошку, в погосте Ильинском и Смолине.

В Покровском уезде существует 5 ярмарок, в заштатном городе Киржаче и в других селениях, их считается до 28. В Зиновьеве, Андреевском, Фролищах, Смольневе, еженедельные базары. Вновь учреждены в Орехове и Новосергиевском погосте.

В Александровском уезде ярмарок не существует; еженедельные же торги учреждены в с. Константинове, но народ собирается для торговли в это село только три раза в год; вновь учреждены в с. Бакине.

В Переславском уезде находятся 4 торговых села: Нагорье, Вашки, Романово и Рязанцово, где бывают еженедельно базары, впрочем только в то время, когда жители не заняты полевыми работами; ярмарок же не существует.

В Юрьевскомъ уезде ярмарок не бывает; еженедельные же торги бывают в селах Симе и Онькове; вновь учреждены въ и .

Вообще же ярмарок и базаров в слободах, селениях, погостах и деревнях губернии бывает до 3,000; не включая в этот счет не большия ярмарочки, бывающия почти в каждом селе во время храмовых праздников.

….большая часть торговых сел, и особенно перваго и втораго разрядов, находится в уездах: Шуйском, Вязниковском, Гороховском и Ковровском; затем в Владимирском, Муромском и Судогодском; наконец в Юрьевском и Суздальском; в остальных уездвх: Переславском, Александровском, Покровском и Меленковском, находятся только третьестепенныя торговыя села, если не ставить в число их заводы Гусевские, хрустальный и чугунный, в Меленковском уезде.
Bсе лучшия торговыя села расположены по древнему торговому пути Москвы с Востоком, по Стромынскому, и Новгорода с Востоком, между р. Волгой, Клязьмой и Окой.
Н. Дубенский.
28 апреля 1859 года С. Петербург.

Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.

Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.


Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.
Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.

Развлечения на ярмарках

Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.

Что еще продавалось на ярмарках?

Большим спросом среди населения пользовались самые разные лекарства, снадобья и настои: русский люд тогда охотно верил в народную медицину и не жалел на нее денег. О лакомствах и говорить не приходится, поскольку пряники, конфетки и прочие лакомства продавались на каждому углу и пользовались огромным спросом.
Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.
Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.


Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали» .

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы» .

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка» , которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь» , набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.


Стоит отметить, что традиция ярмарок и ярмарочных гуляний дола и до нашего времени. Причём проводятся ярмарки не только в России. Например, интерес туристов привлекает ежегодная яблочная ярмарка в шведской деревушке Кивике, главной изюминкой которой являются .

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа . Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин . Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского . Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

Интересным местом для поиска предметов старины и монет является территория древней ярмарки. Чаще всего ярмарка в старину устраивалась вблизи церквей. Тем самым люди приходили и съезжались с далёких хуторов и деревень, чтобы посетить храм и прикупить жизненно необходимые вещи для хозяйства и лакомства для детей или же привезти на продажу (обмен) свои натуральные продукты и скот.

Слобода.

В средневековые времена на Руси появляются селения, освобождаемые от уплаты повинности, на Дону это вольные казачьи поселения. Они имели церкви и свои ярмарки. Это были довольно таки большие поселения, многие из них полностью исчезли. Церкви разрушены в советское время, а люди ушли в 60-70 годы в города и районные центры, в поиске хорошей зарплаты и комфорта.

Найти место старинной ярмарки легко, если вы знаете в своей местности, где находились большие селения с церквями. Естественно, что основательных строений на этом месте не было. Чаще всего это открытая, ровная местность недалеко от церкви, где есть колодец питьевой воды и хорошие подъезды со всех сторон.

Например, в нашей местности восточные районы Ростовской области, ярмарки не такие древние, так как основное заселение крестьянами и казаками происходило в 18-19 веке. Но если брать во внимание раннее средневековье и античное время, то здесь ещё есть много не исследованного и интересного.

Что можно найти на ярмарках?

Основными находками на территории старинной ярмарки являются:

монеты - потеряшки разных периодов, в зависимости от возникновения и гибели селения.

Второй пункт находок - это нательные крестики, иконки, украшения, в общем, предметы металлопластики.

Третий - это осколки керамики, конские украшения и детали упряжи.

Старинная ярмарка может хранить в себе много интересных и стоящих предметов древности. Главное не ошибиться, ведь в старину возле церквей были не только ярмарки, но и кладбища.

Можно ли найти на ярмарки клад.

Найти клад на месте старинной ярмарки практически невозможно, потому что они были сезонные, зданий постоянных там не было, за исключением богатых лавочников и купеческих палат. Можно предположить, что монеты закапывались в случае внезапной опасности, но это скорее исключение. Некоторые кладоискатели рассказывают о найденных на территории ярмарки кошельках с монетами.

Ярмарка интересна потерянными в ходе торговли монетами, предметами быта и металлопластики.

Интересные материалы сайта