Картина пластова жатва описание дети. Урок развития речи по русскому языку "Работа над сочинением по картине А

Сочинение­описание картины А.Пластова
«Жатва»
 Аркадий Пластов относится к той замечательной
плеяде мастеров кисти, которые оставили
глубокий след в русском искусстве. Его полотна
глубоко народны, потому что отражают жизнь
простого человека со всеми немудрёными её
событиями. А все вместе они складываются в
великую летопись страны, трудную и героическую.
«Русь крестьянская» ­ главный герой всех его
произведений. И это не только люди, но и
природа. Она – не просто фон, помогающий
раскрытию сюжета, но полноправный участник
всех событий. Доказательством тому служит
описание картины «Жатва»

«Мартовское солнце»

«Полдень»

«Фашист пролетел»

«Витя – подпасок»

«Первый снег»

«Ужин
трактористов»

Картина «Жатва»

Жатва – время уборки хлебов
(существительное образовано от глагола жать, то
есть срезать, готовые для уборки хлебные
растения)
­ В какое время года проходит жатва?
Стог ­ куча плотно уложенного сена или сжатых
злаков под открытым небом, цилиндрической
формы с закругленной вершиной.
­ Сноп – связанный пук колосьев какого ­ нибудь
злака.
­ Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы,
остатки стеблей сжатых злаков на поле (они
очень колются, когда ступаешь по ним босыми
ногами).

Жатва Пластова
Татьяна Эйхман
« О, Боже, дай мне год ещё»
Он сел, вздыхая, у копны.
В тылу над золотым жнивьём
Не слышно грохота войны.
И стариковская рука
Погладила вихры мальца.
Глаза прикрыл, издалека
Увидеть бы его отца,
Сказать ему: «Терплю пока,
А ты воюй, мой сын, дерись!
С внучонком терпим. Нелегка
И непроста в деревне жизнь…
О, Боже, мне ещё бы год!»
­ Ковригу хлеба резать стал­
« А там внучонок подрастёт!»
« Я, деда, и сейчас не мал,
Могу серпом и молотком,
Вперёд тебя косить бегу!»
Из крынки тягостным глотком
Старик отпил, но молоку
Не рад, и протянул сосуд
Мальчонке, ведь ему расти.
« О, Боже! Отодвинь твой суд!
И душу грешную прости»
« Ну, что перекусили, друг,
Пора вставать, работа ждёт…»
За кругом – круг, за кругом – круг,
За годом –год, за годом­ год…
« О, Боже!» Дед, а рядом боль…
Бушует на фронтах война.
Далёк ещё победный бой…
Дед знал, что победит страна.

История создания
 Полотно написано в 1945­м году, очень
важном для страны. Последние месяцы
войны, страстное ожидание победы и
непроходящая боль и горечь от того, что
многие полегли на её полях и уже не
вернутся – вот основные настроения того
времени.

Характеристика полотна
 На переднем плане
картины мы видим группу
людей. Это старик­
колхозник и трое
ребятишек. Они обедают,
закончив свой нелёгкий
крестьянский труд.
Мужчина уже совсем
пожилой, его борода почти
полностью бела, а густые
волосы, размётанные
ветром и спорой работой,
сплошь перевиты паутиной
седины.

Характеристика полотна
 Художник тщательно выписал его
заскорузлые, потемневшие от работы,
мозолистые руки. В одной он держит
кусок чёрного хлеба, в другой –
деревянную ложку, которой аккуратно
хлебает немудрёную еду из красноватого
глиняного горшка. На плечи колхозник
набросил старое, протёртое темно­
коричневое пальто, под ним видна синяя
холщовая рубаха. На ногах – старые
разбитые ботинки.

ЗАСКОРУЗЛЫЙ, ­ая, ­ое. 1. Затвердевший;
загрубелый. Заскорузлые руки. Раненый в
заскорузлых бинтах. 2. Чёрствый, грубый.
Заскорузлый мужик. Заскорузлая душа. 3.
Отсталый, закоснелый. Заскорузлый
консерватор, бюрократ. Заскорузлые
привычки. <Заскорузло, нареч.
Заскорузлость, ­и; ж.

Характеристика полотна
 обратим внимание на других её героев.
Это двое мальчиков и девочка, ребята
лет 10­12. Может быть, это дедушка со
своими внуками. Ближе всех к нам
сидит девочка. Голову она повязала
белым ситцевым платочком, из­под
которого трогательно выбиваются две
косички, спускающиеся на тонкую
шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на
солнце светлая чёлочка. Тёмная
кофточка, красное платьице, чулочки
на поджатых под себя ногах и
вишнёвого цвета сапожки – вот и весь
немудрёный наряд внучки. В руке её
ложка. Слегка наклонившись к горшку,
она ест жидковатую крестьянскую
похлёбку, которая в военные годы
была настоящим лакомством. ­

Характеристика полотна
 За нею сидит её братишка – рыжеволосый
вихрастый паренёк. Головы его давно не
касались ножницы – либо некогда, а может, и
некому привести его головку в порядок. И снова
вспоминается: война ведь, и мало ли где мать
ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на
еде, как и его родные. А вот третий из детей
припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду
или молоко. Он в белой рубашке навыпуск,
тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила
жажда, не до еды даже! Пятый герой картины –
общий любимец, забавный пёсик. Он пристально
смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая,
когда наступит его очередь.

Фон картины
 Картина «Жатва» Пластова – рассказ о драматической битве за
урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами
помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым
главным – хлебом. Потому­то и пришлось старику в его преклонные
годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и
грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и
матери ушли на войну – защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят,
работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих ­
большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и
прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее
поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое,
предгрозовое небо. Видимо, из­за непогоды спешили дедушка с
внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва».
Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет
глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Лексическая работа
А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор.
Картина – полотно, холст, произведение, репродукция
Жатва – уборка урожая.
При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения.
Старик – пожилой мужчина, усталый от работы, дед
Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его
возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные.
Руки старика – натруженные, сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые,
потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик –
труженик.
Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и
старые башмаки.
Дети. Девочка – белый ситцевый платочек, светлый, красный, алый,
вишневый, ботинки, сапожки
Мальчики:
А) рыжеволосый, вихрастый, нестриженый;
Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета.
Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть
Описание заднего фона. Цветовая гамма.
На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый,
ярко­желтый, солнечный, соломенный.
Есть оттенки коричневого: светло­коричневый, палевый

ПАЛЕВЫЙ, ­ая, ­ое. [от франц. paille]. Бледно­
жёлтый, цвета соломы. Палевое платье.

Наверное не каждый человек в своей жизни мог непосредственно наблюдать уборку хлеба и каким непростым образом сей вкусный продукт оказывается на нашем столе. Картина Пластова "Жатва", а также «Сенокос» написанные в 1945 году, повествуют нам о буднях простых людей, колхозниках, занятых на полях уборкой урожая.

За эти живописные произведения о летней страде Аркадий Пластов был удостоен Сталинской премии, что на то время для советского художника было просто недосягаемой вершиной.

На картине «Жатва» художник изобразил непродолжительный отдых, во время которого семья обедает. Урожай пшеницы скошен и наметан в большие стога. Некоторые стога уже погружены на брички, которые видны на горизонте. Там же виднеются огромные копны, ожидающие своей очереди отправиться на ток.

Дед, также вышедший на жатву вместе с внуками-подростками, конечно, еще не успели столько сжать. У пожилого человека, силы уже не те, что были в молодости, да и своих внучат он жалеет. Нелегко им приходится, ведь отец еще не вернулся с фронта, и все бремя нелегкого крестьянского труда легла на плечи вот таких стариков и подростков. Но в их сердцах живет надежда, что все будет хорошо, вот только бы отец вернулся… «Тогда бы и матери было бы полегче», - думают дети. Невероятно долгих четыре года деревня, проводившая на фронт мужчин, обеспечивала страну и фронт продуктами. И вот пришел долгожданный день Победы, но еще так долог путь солдат домой к своим родным. Да и не все они постучат в двери родного дома, где их все еще продолжают ждать, несмотря ни на что.

Дед с внуками не спеша едят нехитрую крестьянскую пищу, черпая расписными деревянными ложками густую кашу из кастрюли. На платке разложены огурцы. Один из мальчиков пьет из глиняного кувшина воду, в котором вода долго остается прохладной. Рядом смирно сидит дворовый пес, подняв уши, он терпеливо ожидает подачки. Очень колоритно изображена фигура бородатого седого старика. Во время работы его волосы сильно растрепались. Он держит в больших натруженных руках небольшой кусочек ржаного хлеба и зрителям ясно, что он лишь изредка откусывает от него, стараясь, чтобы хватило еды ребятам.

Хотя на детях легкая одежда, на плечи старика наброшен изношенный коричневый пиджак. Возможно, он не совсем здоров и поэтому боится простудиться и слечь. Тогда семье будет еще тяжелее управляться с хозяйством.

Пластов изображает раскинувшееся от края до края поле, пшеница на котором уже почти вся убрана и лишь стерня расцвечивает его в желто-зеленый цвет. Пластов всегда предпочитал использовать цвет и оттенки, которые наиболее точно характеризовали тему, передавали его отношение к изображенному событию.

Рядом с копной видны орудия труда этой крестьянской семьи. Как видно, дед работал косой, которую на время отдыха прислонил к стогу, а мальчики серпами. На картине видны и деревянные грабли. Возможно, девочка подгребала ими колоски.

В настоящее время картина "Жатва" находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, вызывает светлую грусть от созерцания бескрайних просторов полей и скромной трапезы крестьян после военного времени.

Художник написал картину летом 1945 года.

Глядя на картину сердце, наполняется любовью и спокойствием. Художник использовал теплую цветовую гамму, которая не волнует зрителя, а наоборот притягивает к себе внимание. От картины исходит тепло.

В самом центре картины Аркадий Александрович изобразил старика и трое детишек, которые присели пообедать после тяжелого труда.

Мы видим старенького старика. Его волосы и борода побелели от прожитых лет. Волосы небрежно растрепаны ветром. Одет в темно-синюю рубашку и штаны. Одежда уже поизносилась, но никто не обращает на это внимание. Так же на старике накинут коричневый пиджак и разношенные сапоги. Хоть это и разгар лета, но старик одет именно так. Возможно, он заболел, но ему нужно помочь убрать урожай, который они смогли спасти от фашистов.

Рядом с ним находятся трое детей. Два мальчика и девочка. Предположительно это его внуки.

Девочка заплела волосы в две косичке, а на голову повязала белоснежный платок. Одета в темный пиджак и красную юбку. На ногах у нее красноватые сапожки.

Рядом с ней сидит рыжеволосый мальчик. У него длинные густые волосы и зеленая рубаха. А за ним стоит на коленях мальчик в белоснежной рубашке и темных штанах. Он пьет из кувшина.

Все вместе они присели пообедать. Для каждого приготовлена деревянная ложка. А в красном глиняном горшке стоит похлебка. В то время это было лакомство. Так же видим, как лежат пару огурцов. Рядом со стариком сидит пес. Он внимательно смотрит на еду в надежде, что ему достанется хоть кусочек. Возле пса стоит небольшая корзинка с колосками. Позади них стоят снопы с зерном, которые они собрали. А на горизонте виднеются повозки людей, они собирают эти снопы. Небо светло – голубого цвета, без единой тучки.

Всем известно, что самое тяжело лето было в 1945 году. Это первое лето после войны. Солдаты еще не все вернулись в свои дома, а люди постепенно восстанавливают целину. Известный русский художник того времени Пластов Аркадий Александрович владел особым талантом. Он мог написать полотно при взгляде, на которое можно было ощутить настроение и переживания момента запечатленное художником. Большинство его работа награждены премиями, но ни какие награды не сравнятся с любовью зрителя к картинам. Одна из таких работ автора это картина «Жатва».

Описание картины Пластова Жатва

Это приятная картина. В смысле – всё красиво, все отдыхают. Обед на природе. Тут продолжается жатва, а это перерыв.

Герои здесь – стар и млад, как говорится. Один дедушка и трое детей (лет по восемь – два мальчика и девочка). Может быть, это его внуки (или внук и соседские дети). И ещё справа собачка. Она почти сливается с цветом ржи, которую они, как я понимаю, собирают. И уже пора! Небо серое-серое, значит, возможен дождь, а собрать нужно до дождя. Но все-таки нужно поесть. Они ничего не подстелили даже. Наверное, земля очень теплая, за лето прогрелась.

Герои сидят вокруг котелка с едой. Наверное, это каша. Едят ложками. Собачка ждёт подачки. Дед сидит в тулупе, ему, как часто старикам, холодно. И, по-моему, он в лаптях. У него борода (сейчас это тоже модно)! Он ещё держит в руке кусок хлеба.

Девочка с косичками и, как полагается в деревне, в платочке. У неё красная юбка, какой-то серый пиджак. За ней мальчик в светло-фисташковой рубашке. А другой – в белой. И этот не совсем сидит, а привстал и пьет из кувшина. Там может быть молоко или вода, компот.

Трапеза эта на фоне стога, он красиво даже подвязан наверху. Тут же брошены всякие инструменты жатвы. Типа вилы и так далее… Какие-то огромные «скребки», тряпки зачем-то. Но всё, конечно, не просто так притащили в поле. За дедом стоит корзина. Видимо, в ней принесли обед.

На заднем фоне ещё снопы, сжатое поле. Может быть, там ещё люди. Мне мерещится вдали телега с лошадью. Какие-то люди тоже…

Наши герои едят спокойно, сосредоточенны. Никаких пока разговоров, никакого баловства. Просто они все устали. Спины сгорблены. А ведь, если они тут едят, то им ещё тут оставаться и работать в поле. А уже ведь темновато!

Только на горизонте светлая полоса. Не рассвет или закат, а просто там кончается пелена облаков.

Картина всё равно мне нравится. Думаю, что они подкрепятся, всё быстро доделают. Не попадут под дождь, всё успеют сжать! А что остаётся делать?

Описание настроения картины Жатва


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна

    Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.

  • Саврасов

    Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»

  • Сочинение по картине Дубовского Море 6 класс

    Дубровский один из тех художников, кому работы пейзажной живописи сделали огромное имя. Главное, что использовал в своих работах художник это изображение умиротворенной природы. Также никогда не забывал про патриотизм и гордость за родную природу.

Самой колоритной фигурой на картине является старик. Он бородат, седые, густые волосы не причесаны, у него тяжелые, натруженные руки. В одной руке он бережно держит кусок черного хлеба, в другой руке у него деревянная ложка, которой он зачерпнул еду.

Аркадий Александрович Пластов
Жатва

Знаменитый художник Пластов Аркадий Александрович оставил в наследство более десяти тысяч живописных работ. И это после того, что в 1931 году все предыдущие работы художника сгорели.
В своих работах художник показал крестьянскую Русь, которая ушла и более не вернется. Это как бы застывшие мгновения той жизни, которую мы не видели, ног которая оживает на его полотнах.
Вот и на картине "Жатва" показан момент отдыха семьи во время "битвы за урожай".
Пшеница скошена и наметана в снопы и стога. Часть урожая уже увозят крестьяне на ток - на горизонте виднеются лошади со снопами. Част урожая, которую ещё не вывезли с поля сложено в копны, показанные вдалеке.
А после работы, около снопа присела пообедать семья. Дедушка и мальчик с девочкой чинно берут ложками из чашки еду. Другой мальчик пьет из кувшина воду, а может быть молоко. В таком кувшине вода не нагревается и долго остается холодной, в летнюю жару очень приятно выпить холодной водицы.
За их действиями с интересом наблюдает пес, "чистопородный дворянин", а короче говоря дворняжка. Он надеется, что и ему что-то перепадет, кажется, он вот-вот тявкнет, обращая на себя внимание.
Люди одеты в домотканую, простую одежду, у старика на ногах обувь, потому, что на стерне легко поколоть ноги, а обычно и взрослые и дети летом ходили босиком.
Самой колоритной фигурой на картине является старик. Он бородат, седые, густые волосы не причесаны, у него тяжелые, натруженные руки. В одной руке он бережно держит кусок черного хлеба, в другой руке у него деревянная ложка, которой он зачерпнул еду. Синяя рубаха и синие штаны довершают его наряд.
Спиной к зрителю сидит девочка. У нее волосы заплетены в две косички, на голове платок. Она одна носит Что-либо на голове, остальные персонажи сидят с непокрытыми головами. У девочки красная юбка и ботиночки с носками.
Оба мальчика тоже одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны. А вокруг них раскинулось поле со сжатой пшеницей,все желтое от остатков соломы. Они расположились возле снопов, на которые брошены орудия труда.
Мальчики жали зерно серпами, это тяжелая работа, которую надо выполнять нагнувшись "в три погибели", девочка подгребала сжатые колоски деревянными граблями. Такие сейчас увидишь только в музее, да, ещё на картинах. Старик косил пшеницу косой, которая стоит тут же,прислоненная к снопу. Около снопа лежат на платке огурцы, рядом с ножом.
Прекрасная картина ушедшего быта, оставляет светлое чувство радости, глядя на бескрайние просторы полей.

6-А класс.

Тема « Подготовка к сочинению по

картине А.А.Пластова « Жатва»

Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова « Жатва»

А.М.Рыбченкова. Учебник 6 класс. 2-ая часть, упр.488.

6-А класс.

Цели урока:

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- познакомить с творчеством художникаА.А.Пластова;

-формировать умение анализировать произведение живописи;

-аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;

- развивать орфографическую зоркость, познавательные способности (память, внимание, воображение)

Обучающие:

- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно обращать внимание на использование изобразительно-выразительных средств языка – троп;

- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;

- умение собирать материал, компоновать его, составить текст, написать сочинение по картине.

Воспитывающие:

-на примере творчества А.А.Пластова раскрыть перед учащимися великое значение живописи в жизни человека;

- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях живописи и литературы

- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, любовь к жизни, гордость за историю своего народа.

Оборудование:

репродукции картин А.А.Пластова, портрет художника, раздаточный материал, листы со справочным материалом к уроку, таблицы « Типы речи», учебник. презентация

Задачи урока:

научить определять замысел художника (выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.

План урока:

    Организационный момент.

    Формирование темы, задачи и цели урока.

    Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

    Беседа о художнике А.А.Пластове

    Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва»

    Словарная работа

    Анализ картины.

    Лексическая работа.

    Работа с карточками

    Написание плана сочинения.

    Подведение итогов (рефлексия)

    Написание учащимися сочинения.

Ход урока.

    Организационный момент .

Рапорт дежурного

Вспомним основное правило вашего поведения на уроке:

На уроке мы сидим,

Не кричим и не шумим,

Руку тихо поднимаем,

ели надо – отвечаем!

II . Актуализация опорных знаний.

Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Открыли тетради Запишем число, классная работа и тему урока: Сочинение по картине А.А.Пластова « Жатва».

Я думаю, что сегодняшняя тема не является для вас неожиданностью. Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

- Какую картину мы с вами описывали? (картину Айвазовского « Девятый вал»

- Как называют художников, описывающих морские виды (пейзажи) ? (маринисты)

- Легко ли было описывать картину Айвазовского « Девятый вал?. Я считаю, что трудностей было мало, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.

III Объявление темы и целей урока

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

Придвиньте к себе карточку – информатор « Типы речи»

Название типов речи

На какой вопрос дается ответ в высказывании

О чем говорится в высказывании

Сколько можно сделать фотографий

Описание

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Об одновременных действиях, признаках

Один снимок

Повествование

Что?

Где?

Кто?

Когда

Как?

О последовательных событиях и действиях

Несколько снимков

Рассуждение

Почему это так?

О причинах признаков, событий, действий

Ни одного снимка

    Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

    Рассказывая о картине, каким типом речи мы воспользуемся?(Описание)

    При описании картины какую часть речи мы используем (Прилагательные, наречия)

    Как мы еще называем красочные красивые определения (эпитет)

IV Работа над темой урока

1.Знакомство с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова .

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова. Откройте учебник на стр.89,внизу страницы в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью о художнике.

Слайд № 1

А сейчас посмотрите на экран. Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные.

Вы прочитали фразу в статье: « Любовь к детям». Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картину раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. (« Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне», « Фашист пролетел» и много других. Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудреными ее событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. Горестную картину рисует нам художник на холсте « Фашист пролетел». На фоне красивой природы лежат убитый мальчик и стадо животных, которое он пас..Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать, создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непреходящая боль и горечь от того, что многие погибли и не вернутся. Все это можно прочувствовать, разглядывая. И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она все равно передана автором через колорит картины. Попробуем ощутить его через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому,что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

Хочу еще обратить ваше внимание на колорит картин Пластова. Они радуют своими звонкими сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотен веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

2. Словарная работа

Вы у меня дети городские и многие предметы, нарисованные на картине, вам непонятны. Поэтому мы сейчас выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем: словарь.

- Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения)

- в какое время года проходит жатва? (в конце лета, начале осени)

- Стог куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

- Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

- Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

3. « Погружение в картину»

(в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)

Учитель. Ознакомившись, с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте окунемся в мир его картины « Жатва». Репродукция этой картины находится у вас в учебниках: стр.89, упражнение 488.

4. Беседа по картине.

    Что прежде всего привлекло ваше внимание?

    Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане? (на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

    Опишите старика, какой он? (Мужчина очень старый, бородатый. Его борода почти полностью белая, густые волосы на голове, разметанные ветром, тоже перевиты сединой.)

    Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

    Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Расскажите о девочке, во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта (повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка

    Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. (около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, и мало ли, где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

    Что вы скажете о втором пареньке? (Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Он в белой рубашке навыпуск, темных штанах. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему).

    Какая еда у семьи? (на тряпке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда).

    Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине,- о собаке?

(собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда же ей перепадет кусочек)

10.Что находится слева от обедающих? (Слева от обедающих – большая свеже –

сметанная копна, на которой сложены орудия труда: коса, грабли, серпы.

11. Что изображено на заднем плане. (На заднем плане простирается бескрайнее

поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое предгрозовое

небо. (Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

!2. Какие цвета (теплые или холодные) использовал художник на картине? (Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,

Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи

    Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассматривании картины. Что вы ощутили?

5. А вот что почувствовала поэтесса Татьяна Эйхман, когда увидела полотно Пластова «Жатва..

Я прочту вам отрывок. Он касается в основном старика.

Татьяна Эйхман « Жатва»

И стариковская рука

Погладила вихры мальца.

Глаза прикрыл, издалека

Увидеть бы его отца,

Сказать ему: « Терплю пока,

А ты воюй, мой сын, дерись!

С внучонком терпим. Нелегка

И непроста в деревне жизнь…

О, Боже, мне еще бы год!»

Ковригу хлеба резать стал-

« А там внучонок подрастет!»

« Я, деда, и сейчас не мал,

Могу серпом и молотком,

Вперед тебя косить бегу! »

Из крынки тягостным глотком

Старик отпил, но молоку

Не рад, и протянул сосуд

Мальчонке, ведь ему расти.

« О, Боже, Отодвинь мой суд!

И душу грешную прости»

« Ну, что перекусили, друг,

Пора вставать, работа ждет…»

За кругом- круг, за кругом – круг,

За годом- год, за годом – год…

« О, Боже!» Дед, а рядом боль…

Бушует на фронтах война…

Дед знал, что победит страна.

    Составление плана

Учитель.

Любое сочинение – это стройный текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, интересным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения

Работа с учебником

А поможет нам в этом таблица в учебнике « Советы помощника»

- Как еще называют начало сочинения? (Вступление)

- О чем можно писать о вступлении? (О теме картины, впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем.)

- За вступлением следует основная часть (Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

- Ну, а в заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине.

План

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

. 1. передний план. Люди, изображенные на картине

а). старик

б). дети.

2. Задний фон картины

а) Скирды

б) орудия труда

III . Впечатление от картины.

Не забывайте о главном правиле оформления своей работы: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

7.Лексическая работа

Когда мы пишем сочинение, иногда не хватает точных слов, случаются повторы. Чтобы избежать этих недостатков, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

Запишите в тетради: Лексическая работа»

А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения. Как мы называем красочные красивые определения (Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина, усталый от работы, дед

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные.

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик.

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Дети.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый.

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

Описание заднего фона. Цветовая гамма.

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый, солнечный, соломенный (вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый, палевый

8. Устное словесное рисование.

Кто попробует создать устное сочинение.

Ответы учащихся.

Подведение итогов.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова «Жатва».

Появилось ли желание написать хорошее сочинение?

Домашнее задание . Написать сочинение, по плану, составленному на уроке.

Литература

  1. Г.А.Богданова. Работа с текстом на уроке русского языка. М.: Просвещение, 1999г

    А.М.Рыбченкова. Учебник русского языка. 6 класс, 2-ая часть. М.: Прсвещение, 2014 г.

    Л.Ф.Стрелкова. Технология проблемного и развивающего обучения. М.: Русское слово.2004 г.

    Интернетресурсы