Картины федора алексеева. Федор алексеев

Ф.Я. Алексеев известный художник – открыватель жанра русского городского пейзажа.

Из истории биографии известно, что Ф.Я. Алексеев родился примерно в 1753-1755 году в Петербурге. Отец художника работал сторожем в Академии наук. Проявлявший способности к рисованию в юности русский художник обучался у Антропова, после чего был зачислен в Академию художеств в 1764 году. В начале обучения Ф.Я. Алексеев постигал орнаментальное рисование, рисовал плоды, птиц, пейзажи.

В 1773 году за экзаменационную пейзажную работу художник получил золотую медаль. Определив в нём театрального декоратора, Академия художеств направляет его совершенствовать данный вид живописи в Италию, в Венецию. Однако, в Италии Ф.Я. Алексеев помимо театральных декораций изучает живопись известных итальянских художников-пейзажистов: Ф. Гварди, А. Канале. А также гравюры Д.Б. Пиранези.

С 1779 по 1786 год, вернувшись из Италии, Ф.Я. Алексеев занимает должность живописца при театральном училище, выполнят заказы по живописи театральных декораций. Пишет копии с известных произведений живописи европейских художников: Каналетто, Белотто, Г. Робера. Любовь к пейзажу заставляет русского художника добиваться разрешения на исполнение таких картин у Совета Академии художеств.

Так в народе художника называли «русским Каналетто».

В 1794 году Ф.Я. Алексеев за свою картину «Вид Петербурга по Неве-реке» удостоен звания академика.

Увлекшись пейзажем, русский художник отходит от принципов «перспективного», свойственных гравюрам, художник отображает целостный живописный образ природы. Это можно увидеть в наиболее известных картинах Ф.Я. Алексеева: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799).

Для того чтобы написать серию картин, по местам, где путешествовала Екатерина II, с 1795 по 1797 год Алексеев отправился на юг России. Так им были исполнены произведения высокого мастерства: «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне»

В 1800-1801 году Ф.Я. Алексеев пишет по заказу пейзажи Московские. Среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста» - эти картины принесли известность русскому художнику.

В 1803 году Ф.Я. Алексеев занимается преподаванием в Академии художеств, он выпустил учеников, ставших известными: С. Щедрина и М. Воробьёва. Тут же в Петербурге он выполняет городские пейзажи: «Вид на Баржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е).

В последние годы жизни здоровье Ф.Я. Алексеева сильно пошатнулось, не было уже и интереса со стороны современников к его картинам. Так Ф.Я. Алексеев был забыт всеми, умер 11 (23) октября 1824 года в Петербурге, в нищете. И всё же этот известный художник оставил яркий след в истории живописи, до наших дней дошли ценные памятники истории, изображённые в произведениях Фёдора Яковлевича Алексеева.

  • Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I

  • Вид Петропавлоской крепости и дворцовой набережной

  • Вид города Николаева

  • Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

  • Вид на баржу и Адмиралтейство

  • Блоговещенский собор и Грановитая палата

  • Церковь Гребневской Божьей матери

  • Ивановская площадь

  • Казанский собор

  • Коломенское

  • Красная площадь

  • Красная площадь в Москве

Художник, создавший себе имя новым жанром в российском искусстве - жанром городского пейзажа. Удивительный талант и общий стиль его картин являют собой один из лучших в мировой живописи. Имя удивительного художника - Алексеев Федор Яковлевич.

Биография

Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье. В 1766 его отец обратился с прошением о зачислении сына в Академию художеств, и его просьба была исполнена. Федор Алексеев начинает свое обучение в классе живописи цветов и плодов, после которого его переводят в класс пейзажа, и в 1773 году он успешно оканчивает Академию. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль. Продолжать обучение талантливого юношу отправляют в Венецию для специализации в декоративной живописи. Это специальный вид написания декораций для театра. Во время учебы Федор Алексеев, помимо основного занятия, увлеченно занимается изучением венецианских художников, изображающих пейзаж, таких как Канале, Гварди, гравюры Пиранези, который на тот момент жил в Риме. Но своей тягой к новым знаниям художник вызывает на себя недовольство академического начальства.

Дорога в искусство

После окончания своей специализации в Венеции художник Федор Алексеев возвращается в Санкт-Петербург и устраивается работать живописцем в училище театра. Приблизительные даты этого периода его жизни - 1779-1786 гг. Из-за увлечения пейзажами, помимо театральных декораций, Федора Алексеева встретили на Родине довольно прохладно и отказали в дальнейшем обучении для получения звания академика. Но художник ставит себе цель показать Академии, на что он способен, и вместе с этой работой художник совмещает копирование пейзажей Каналетто, Беллотто, Робера и Берне в открывшемся Эрмитаже.

Благодаря успешной работе в Эрмитаже, он оставляет службу в училище. Его творческое воспроизведение оригиналов настолько красиво повторило их живописную систему, что работы снискали большой успех. Успешная деятельность принесла Федору Алексееву славу, прозвище "российский Каналетто", за что Академия дает художнику возможность самостоятельного написания своих картин. Конечно же, ими стали пейзажи.

Оригинальность работ художника Федора Алексеева

Доказав свою способность рисовать самостоятельно, художник пишет ряд известных картин с видами Санкт-Петербурга. Одни из самых значимых: "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793 год) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794 год).

Используя знания, которые приобрел в Венеции, Федор Алексеев создает свой образ торжественного и вместе с этим живого города. При этом в своих картинах он сохраняет важные в XVIII веке законы классицизма и соединяет идеальное и реальное. За труды в 1794 году художнику Федору Алексееву дают звание академика перспективной живописи.

Творческий путь

После получения почетного звания Федор Алексеев получает задание нарисовать те места, где в 1787 г. была императрица Екатерина II. Художник воссоздает на своих полотнах красоту таких южных городов, как Николаев, Херсон, Бахчисарай.

А в 1800 г. сам император Павел I поручает Федору Алексееву написать Москву. За то время, которое художник провел в этом городе (чуть больше года), он привозит несколько картин и большое число акварелей, на которых изображены виды московских улиц, монастыри, предместья. Но самое главное - неповторимые изображения Кремля. Среди них получили наибольшую популярность "Красная площадь в Москве" и "Боярская площадка, или Постельное крыльцо и Храм Христа Спасителя за золотой решеткой в Московском Кремле".

Московские работы настолько выделяются своей точностью и документальностью, что привлекают к художнику новых покупателей картин. Среди них и известные люди, и члены императорской семьи.

Известность художника как пейзажиста

С 1800-х гг. Федор Яковлевич становится руководителем класса перспективной живописи в Академии Художеств и снова рисует на свою любимую тему - Санкт-Петербург. В то же время художник много путешествует по России и запечатлевает виды провинциальных городов.

В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. Они становятся похожи на документальные исторические снимки. Все больше художник изображает людей. Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие. Детали написаны еще отчетливее, тяжелее, цветовая гамма выглядит теплее, и живопись приобретает особую насыщенность. К работам того времени относятся "Вид Казанского собора в Петербурге", "«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" и другие. В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей.

Картины Федора Алексеева отличаются особым "теплым" светом и движением. Небо приобретает нежный лазурный оттенок, а облака - розоватость закатного солнца.

Последние годы жизни художника

Никто не вечен, и со временем слава Алексеева Федора Яковлевича начинает угасать, и публика его забывает. Знаменитый пейзажист умирает в 1824 году в большой бедности. После него остаются жена и дети, и Академия художеств выделяет материальную помощь для организации похорон и для дальнейшего существования семьи.

Несмотря на печальный конец своей жизни, художник Алексеев Федор Яковлевич - один из известнейших творцов жанра городского пейзажа. К его картинам выстраиваются очереди в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Русском музее. Его работы изучаются в учебных заведениях. Его помнят, и в мире живописи его имя высоко ценится, а биография Федора Алексеева - как пример того, что нужно идти за своим призванием, несмотря ни на что.


Алексеев Федор Яковлевич - первый в русской живописи мастер городского пейзажа.

В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе "живописи цветов и плодов", затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.

«Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»
1799.
Холст, масло 71,5 х 109

Санкт-Петербург

В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов - Николаева, Херсона, Бахчисарая.


«Вид города Николаева»
1799
Холст, масло 197 х 178

Москва
Повторяя маршрут императрицы, Алексеев делал зарисовки и акварельные эскизы. Картины были им написаны уже после возвращения. Город Николаев – малороссийский город, морской и речной порт, основанный во время Русско-турецкой войны 1787–1791 по повелению князя Г.А. Потемкина. В 1788 здесь была построена верфь для строительства судов, благодаря которой город стал важным портом и административным центром. На картине изображен вид на Николаев со стороны реки Ингул. На берегах реки в глубине слева – Адмиралтейский собор, в центре видны здания Черноморского адмиралтейского правления, справа – комплекс служебных домов морского ведомства. У воды расположены эллинги для хранения гребных судов. Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы.


«Вид города Бахчисарая»
1798г.
Холст, масло. 197 x 178.5 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия


«Площадь в Херсоне»
Бумага, акварель, итальянский карандаш
1796 - 1797
Холст, масло 23 х 40
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1800 году император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал серию живописных полотен. Привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.


«Красная площадь в Москве»
1801.
Холст, масло. 81.3 x 110.5 см

Пейзаж воссоздает облик первопрестольной столицы рубежа XVIII–XIX веков. Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «герои» картины. Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным горизонтальным форматом холста. Такая композиция уподобляет пространство площади грандиозной театральной сцене. В центре Красной площади – храм Василия Блаженного и Лобное место. Кремлевская стена и Спасская башня замыкают правую часть картины. На первом плане слева изображено здание Главной Аптеки, а также торговые ряды. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Художник не просто «перечисляет» многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но и пытается создать целостный, единый образ города. Люди, заполняющие площадь, а также тщательно прорисованные многочисленные и выразительные детали – торговые лавки, кареты, повозки, лошади, собаки – всё участвует в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность.

В Москве Алексеева интересует, прежде всего, старинная архитектура, своеобразный колорит города, складывавшийся веками. Как истинный художник-классицист, к тому же театральный декоратор по образованию, Алексеев разворачивает перед зрителем величественную, но очень ясную, легко читаемую сцену, где древние здания выступают в качестве главных героев, а гуляющим москвичам отведена роль статистов.
Фигурки людей на первом плане крупнее, чем в "Виде на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости" (1810). В их облике и одежде художник подмечает патриархальные, еще напоминающие традиционный древнерусский уклад детали и черты, но с точки зрения петербургской моды кажущиеся архаичными. Алексеев, петербургский мастер, прошедший выучку в Италии, смотрит на город глазами иностранца-европейца.
Схожее отношение к Москве выразил современник художника поэт К.Н. Батюшков: "Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными!"


«Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста»
Холст, масло. 63 x 103 см
Государственный Русский музей


Вид Владимирских (Никольских) ворот Китай-города. 1800-е


«Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве»
1811
Холст, масло 78 х 110,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа Алексеева. На первом плане художник изобразил мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским (Иверским) воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней между проездами. К воротам примыкает здание Главной аптеки, в котором первоначально находился университет. Справа изображена Арсенальная башня Московского Кремля. Между Воскресенскими воротами и Арсенальной башней – часть Китайгородской стены. Слева видно здание Монетного двора. Солнечный свет окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX столетий. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки – все это кажется художнику важным для создания образа первопрестольной столицы. Дар П.А.Бурышкина в 1917.


«Соборная площадь в Московском Кремле»
Холст, масло 81,7 х 112
Государственная Третьяковская галерея
Москва
На картине художник изображает Соборную площадь – главный и наиболее древний ансамбль Кремля, чей уникальный архитектурный облик сформировался уже к началу XVI столетия. В центре композиции, в глубине площади – Успенский собор, главный храм Московского государства, где венчались на царство русские самодержцы. За ним виднеются церковь Двенадцати Апостолов, Чудов монастырь и здание Сената. Справа – комплекс колокольни Ивана Великого, который создавался в течение более чем ста лет. Непосредственно за колокольней видны Спасская и рядом Царская башня. Из-за стены выглядывают главы Покровского собора (храм Василия Блаженного). На первом плане слева изображено здание Грановитой палаты с Красным крыльцом, справа – фрагмент западного фасада Архангельского собора.



Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I. 1802


Вид от Лубянки на Владимирские ворота.1800-е


Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китай-города. 1800-е


Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке


Колокольня Ивана Великого. 1800-е


Москворецкая улица с людьми. 1800-1802


Праздник иконы Казанской Божьей Матери на Красной Площади


«Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле»
1810
Холст, масло. 80.5 x 110.5 см
Государственная Третьяковская галерея


Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле


Вид на Воспитательный дом. 1800-е


Боярская площадка в Московском Кремле. 1810-е


Вид Москвы от Троицких ворот Кремля. 1810-е


Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота


Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы


Страстная площадь


Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа - церковь Николы в Сапожке


Троице-Сергиева лавра


Вид Москвы

В 1800-х гг. Алексеев - уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса", "Вид Казанского собора в Петербурге", "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости"

Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге Около 1800


«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки»
Около 1800
Холст, масло. 156 x 185 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия

Картина написана в год окончания строительства здания Биржи, благодаря чему окончательно сложился знаменитый архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга. Художник стремился представить столицу Российской империи образцовым городом, в котором слились воедино природа и творения рук человеческих. Смысловой акцент в композиции занимает здание Биржи. От него к Неве ведет архитектурно оформленный спуск. Слева от Биржи – ростральная колонна. За Биржей расположено здание Двенадцати коллегий. Противоположный берег Невы застроен дворцами и административными зданиями: в глубине – старое здание Сената (прежде дом А.П.Бестужева-Рюмина), Адмиралтейство с поднимающимися из-за него куполами церкви Исаакия Далматского. В левой части картины виден Зимний дворец. По широкой водной глади Невы, которую называли главным проспектом Петербурга, скользит множество больших и малых судов.


«Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости»
1810г.
Холст, масло. 62 x 101 см
Государственная картинная галерея.

Алексеев при построении композиции использует классицистический принцип, сопоставляя первый план, отмеченный коричневым левым углом и темным облаком справа, и зеленовато-голубое открытое пространство в глубине.
Здание Биржи представлено несколько справа, так что в центре композиции оказывается эффектная панорама Невы. На заднем плане Зимний дворец и Адмиралтейство образуют единый ансамбль с небом и рекой, как бы утверждая важнейшую для эпохи Просвещения идею гармонии разума и природы.
Художник показывает Санкт-Петербург таким, каким его видели современники, как идеальную столицу просвещенного государства. Поэт К.Н. Батюшков писал: "Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! Посмотрите на Васильевский остров, [...] украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною [...]. Как величественна и красива эта часть города! [...] Теперь от биржи с каким удовольствием взор мой следует вдоль берегов и теряется в отдалении между двух набережных, единственных в мире!"



7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. 1824

Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.