Конспект открытого занятия по ИЗО «Первый снег. План-конспект открытого урока-соревнования по ИЗО на тему: «Натюрморт Материалы и оборудование

24.01.2016 5973 741 Ниязова Зарина Эдильевна

Цель урока: Развитие художественно - творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через собственное творчество и создание паутинки.

Задачи:

Образовательные :

1. Ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы.

2. Дать представление об использовании линейной и центральной симметрии;

3. Отработка графических навыков тонкой кистью;

4. Умение использовать линию в рисунке;

5. Формирование художест­венного вкуса;

6. Развитие наблюдательности и внимания, зрительных представлений, зрительной памяти, воображения, творческой фантазии, глазомера;

7. Совершенствование приемов работы с гуашью, кистью.

Развивающие : Способствовать развитию художественно-образному, творческому мышлению, памяти, расширению кругозора, мелкой моторики, творческого воображения, цвета, фантазии.

Воспитательные :

1. Способствовать воспитанию эстети­ческого отношения к действительности и искусству, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи;

2. Способствовать формированию интереса к художественно - творческой деятельности;

3. Способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены);

4. Способствовать воспитанию технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны:

- иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества;

- уметь воспринимать художественные образы, представленные в произведениях искусства;

- уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Тип урока: Словесно-наглядный, практическая работа.

Связь с другими предметами: Технология, литература.

Оборудование: Доска, ПК.

Для учителя:

Зрительный ряд: Наглядное пособие – стенд 1 - последовательность выполнения работы. Стенд 2,3 - иллюстрации, картинки, слайды, цветы и животные в искусстве архитектуры, скульптуры, живописи, ювелирных украшениях.

Литературный ряд: Детские стихи, загадки.

Музыкальный ряд: Звуки природы, инструментальная музыка.

Материалы для учителя: Простой карандаш, резинка, гуашь, кисть, стаканчик с водой, нить, ножницы, скоч, трафареты.

Материалы для учащихся: гуашевые краски, тонкие кисти, стаканчик для воды, цветной картон, ножницы, клей, нить, трафареты.

Ход урока.

-Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе лето, вы идете по лесной тропинке. По обе стороны вас окружают разнообразные деревья, под ногами разноцветные полевые цветы. Вы идете размеренным шагом, вам никуда не надо спешить… Лесная тропинка вывела вас на поляну. Прогулка подошла к концу. Постарайтесь оставить в своей памяти приятные воспоминания. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза.

2. Формулировка темы урока. Постановка цели.

В нашу дверь к нам, тук-тук-тук,

Постучал чудесный друг.

Он сказал: «Зовут меня

Мастер Украшения.

К вам пришёл я неспроста:

Показать, что красота

Есть повсюду,

Всем нужна,

Украшений в мире тьма!

Что случится, если вдруг

Не будет красоты вокруг?

Станет мир наш некрасивым,

Серым, неуютным и унылым.

Потому я день и ночь

Каждому готов помочь

Украшать свои творения,

Ведь я Мастер Украшения

- Ребята, а что такое украшения? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы с вами раскроем тайну всех украшений. А чтобы у нас всё получилось нужно быть очень внимательными.

3. Усвоение новых знаний.

Вводная беседа

-Ребята давайте посмотрим на картинку.

-Что изображено в центре? (платки)

-Посмотрите, какие роскошные узоры на платках. Что на них изображено? (цветы)

-Обратите внимание, как похожи цветы в природе и цветы на платках.

-Как вы думаете, когда швеи ткали эти платки, откуда они брали эти узоры? (смотрели на цветы и срисовывали)

-Ребята, а на этой картинке, что изображено? (чайник)

-Этот чайничек выполнен в технике гжель.

-Какие краски использовал художник, рисуя узоры на нем? (голубой, синий)

-Верно, в технике гжель используется один синий цвет, который наносится на белый фон.

-Ребята, а что изображено на чайничке? (цветы, листочки)

-Что мы можем сказать об этом узоре? (этот узор художник позаимствовал у природы)

-Но не только художники восхищались красотой природы, но ещё и скульпторы, архитекторы, дизайнеры, ювелиры.

-Посмотрите на картинку, кем ещё восхищались люди?(необычностью животных, их окраской, манерой поведения)

-Посмотрите, где люди используют форму, красоту и необычность животных? (делают ювелирные украшения, используют в декоре интерьера, в создании скульптур)

-Посмотрите, обратите внимание, чем люди восхищались, создавая подобные вещи? (красотой, формой, необычностью)

-Подумайте и скажите, для чего люди все украшают? (ответы детей)

- Теперь вы видите, что Мастер Украшения, действительно, делает предметы неповторимыми, красивыми, от которых мир наш становится ярким, цветным.

- Но откуда художники позаимствовали элементы своих украшений, где они могли наблюдать их? (В природе.)

-Красоту специально искать в природе не надо.

-Ребята, чем можно любоваться в природе? (ответы детей)

-Наблюдательный человек может заметить красоту на каждом шагу и полюбоваться. -Давайте это сделаем и мы.

Стенд 2.

-Посмотрите и подумайте, что изображено? (паутинка, трава, в поле)

-Ребята, обратите внимание, на маленькую, крошечную росинку. Приглядитесь, что в ней необычного? На что она похожа? (ответы детей)

-А сейчас, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто ещё в природе создаёт необыкновенные узоры:

«Одежды не шьёт, а ткань всегда ткёт».

картинка (Паук)

-Посмотрите, сколько паук имеет ног?(8 ног)

-Кто наблюдал действия паука?

-Это настоящий древний мастер природы. Его творение - очень тонкая и хрупкая паутина.

-А для чего паук плетет паутины? (чтобы заманивать туда насекомых)

(картинка)

-Осенью тысячи этих паутинок покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тончайших нитей расстилается на подушках мха.

Паучьи сети – недолговечные, нежные создания. За день клейкие нити высыхают, становятся ломкими, а толстые, наоборот, теряют упругость и провисают. В такую сеть добычу уже не поймаешь, поэтому пауку снова приходится работать ночью.

-Все по-разному видят эту необыкновенную красоту.

-Представим, что наступила ночь, а мы – пауки…

Пауки пузатые,

Брюшки полосатые,

Ходят на восьми ногах,

Паутину вьют в углах.

Мухи черные летают,

В паутину попадают -

Не порвешь ее сетей,

Остаются мухи в ней.

Физкульт минутка . Движения.

Руки соединены впереди, имитируя большой живот. Наклоны в стороны.

Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.

Круговые движения с вытянутыми в стороны руками, вперед, назад.

Руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза) и вытянутыми в стороны руками (2 раза).

-А сейчас, мы как настоящие паучки сплетем свою необыкновенную паутину. Плести её мы будем в лесу.

-Нам понадобиться картон цвета травы и неба, а это какие цвета?(Зеленый и синий)

-А паутинка какая должна быть? (аккуратная, тоненькая)

4. Практическая работа.

-Проверьте свое рабочее место, где должны стоять краски, стаканчик с водой?

Определение критерий оценивания практической работы, организация практической работы детей, проведение вводного инструктажа (с чего начать работу); организация текущего инструктажа с опорой на поэтапные эскизы; предупреждение возможных ошибок и наметить пути их устранения; организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, проведение контроля.

-Фон у нас есть. Осталось нарисовать паутинку. Делать мы это будем по плану.

Стенд1 с поэтапным выполнением работы.

Нарисуй паутину.

1.Нарисуйте на бумаге крест.

2. Нарисуйте диагонали от центра.

3. Соединяйте линии перевернутыми дугообразными линиями, двигаясь изнутри наружу.

4.Дорисовав паутину до конца, удлините диагонали, чтобы они выглядели как крепления паутины.

5. Вырезать паучка из черного картона. Приклеить глазки.

-Ну что ж, паучки, за работу. Пора плести паутину.

-Расположите лист горизонтально (показ учителем)

-Взяли в руки карандаш

-Давайте найдем примерную середину листа

-Нарисуем прямые линии и соединим их дугообразными линиями вогнутыми вовнутрь.

-Теперь белой гуашью и тонкой кистью, аккуратно, обведем карандаш, нарисуем маленькие росинки. Кружочки, не раскрашенные и добавим блик.

-А теперь, сделаем паучка. Вот трафареты, которые вы должны обвести на черном, желтом или коричневом картоне и вырезать своих паучков.

-Сделаем так, чтобы наши паучки ползали по паутинке. Используем нить. Для этого, я на работе каждого, сделаю небольшое отверстие для того, чтобы продеть нить. А паучка приклеим к нитке скотчем. Теперь если потянуть за нить, паучок подползет к своей паутинке.

5. Подведение итогов. Выставка работ.

Организация выставки работ детей, их обсуждение; анализ типичных ошибок и способов их устранения; отметить творческий подход, оригинальность решения, аккуратность и др. качества; выставление оценок всем учащимся за выполненную работу; выяснение, что узнали нового на уроке, чему научились.

-Какой секрет вы узнали про украшения? (то, что все украшения, узоры берут из природы)

6. Уборка рабочих мест.

Назначение дежурного.

-Спасибо за урок. Урок окончен.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

План-конспект

открытого урока-соревнования по ИЗО на тему:

Учитель ИЗО: Зебрева Н.А.

Цели урока:

    обобщение знаний о натюрморте как жанре ИЗО;

    развитие композиционного мышления, художественного вкуса;

    воспитание любви к изобразительному искусству

План урока:

I. Оргмомент. 2мин.

II. Соревнование. 38 мин.

III. Подведение итогов соревнования. 2 мин.

IV. Обобщение знаний о натюрморте (игра «Синквейн») 3 мин.

Ход урока:

I. 2 мин. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок-зачёт, который пройдёт в виде соревнования, по теме «Натюрморт». Эту тему мы изучали в течение всей четверти и сегодня обобщим знания, которые вы получили.

Заранее я поделила вас на две команды и сейчас попрошу представиться.

    Команда «Юные художники»; капитан Карпушкин Артём

    Команда «Волшебные краски»; капитан Лопухов Александр

II. 5 мин.1 конкурс «Разминка». Он включает в себя знание теории о натюрморте. Я задаю вопросы, а вы, дослушав вопрос до конца, поднимаете руку.

За верный ответ – 1 цветной карандаш.

    Как вы знаете «Натюрморт» слово французское, а что оно означает буквально? (Мёртвая природа)

    Дайте мне 2 определения натюрморта. (1. Натюрморт – это жанр ИЗО.

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.)

    Когда и где впервые появился натюрморт как жанр ИЗО. (В Голландии в начале 17 века)

    Расскажите мне об истории возникновения натюрморта. (В начале 17 века голландцы, после тяжёлой борьбы с испанскими завоевателями, получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. И художники вдохновенно стали писать на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблёскивающее рубиновыми оттенками в бокалах.)

5 мин.2 конкурс «Творческий»

Ребята, я вчера гуляла по берегу реки и нашла бутылку с каким-то посланием. Но, к сожалению, вода повредила некоторые строки письма. Пофантазируйте и сочините пропущенные строчки. Помогите мне узнать, о чём идёт речь! На выполнение задания н.б.5 минут.

«Если картине

на столе,

Или виноград,

розу

бронзовую,

Или грушу,

Или все сразу,

(Если видишь на картине

Самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.)

Ребята, а от какого русского художника могла прийти такая записка? Вы ведь знаете, что в России было тоже много художников, которые писали натюрморты.

Команды, назовите по очереди русских художников писавших натюрморты.

Кто называет больше, получает цветной карандаш.

8 мин. 3 задание Экскурсоводы

Ребята, а где хранятся картины известных художников? Куда люди ходят посмотреть прекрасное? (Лувр – художественный музей в Париже, Эрмитаж – художественный музей Санкт-Петербурга, картинная галерея в Дрездене, государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве и др.)

У нас здесь (показ выставки) конечно не настоящий музей и не галерея, а просто небольшая выставка, которую назовём «Маленький Эрмитаж».

В музеях всегда есть экскурсоводы. И вы сейчас побудите в их роли.

Один представитель от команды, экскурсовод, попробует определить авторов репродукций картин и дать им правильное название.

    И.Хруцкий «Натюрморт»

    Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»

    Хед «Ветчина и серебряная посуда»

    Е.Волошинов «Лук»

    Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»

    А.Миньон «Цветы в вазе»

    Неизвестный художник «Фрукты и птицы»

    Ян Давидс де Хем «Плоды»

Цветной карандаш получит тот, у кого будет больше верных ответов.

Каждый грамотный человек должен уметь дать описание картине. Этому мы учимся на уроках русского языка, литературы, ИЗО, и сейчас вторые экскурсоводы покажут, как они это умеют делать.

(На доске репродукции картин Снейдерса «Натюрморт с лебедем» и Кончаловского «Персики».)

За лучшее описание – 2 цветных карандаша.

3 мин. 4 конкурс «Свет и тень»

Свет и тень важное средство изображения предметов, их объёма, фактуры, положения в пространстве. Освещение может быть фронтальным, когда источник света находится перед предметом. Боковым – источник света слева или справа от предмета.

Контражурным – свет за объектом.

В течение 2 минут попробуйте нарисовать тени предметам в натюрморте при боковом освещении. За правильно нанесённую тень – 1 цветной карандаш.

2 мин. Физкультминутка Ребята! Мне кажется, что вы уже устали сидеть на одном месте, поэтому я вас попрошу энергично подвигаться, потанцевать под весёлую песенку «Оранжевое солнце»

4 мин. 5 конкурс «Создай композицию»

Когда мы говорим о натюрморте, то представляем композицию. А композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Когда мы с вами проходили творчество П.Кончаловского, то говорили, что художники очень много времени отводят на установку предметов в натюрморте, что это очень важно. Иногда, вспоминала жена Кончаловского, Пётр Петрович устанавливал композиции в течение нескольких дней.

И сейчас вам предстоит составить композицию из простых предметов и дать ей оригинальное название.

За лучшую композицию и название – 2 цветных карандаша.

При оценке работ использовать рамку для картин.

10 мин. 6 конкурс «Умелые руки»

А теперь попробуйте аккуратно перенести эту композицию на лист бумаги, выполнив аппликацию-натюрморт. Обратите внимание на то, что у вас есть честно заработанные цветные карандаши. Я попрошу вас, их тоже использовать в работе.

Лучшая работа оценивается 2 цветными карандашами.

III 3 мин Подведение итогов

Победила команда …

Участникам этой команды я сегодня за урок ставлю пятёрки.

Команда … получает четвёрки.

Проигравшую команду попрошу не расстраиваться, так как такие уроки-соревнования у нас ещё будут по другим темам.

IV. 3 мин. Обобщение темы о натюрморте.

Ребята! Мы много сегодня говорили на уроке о натюрморте, как жанре ИЗО, вспоминали художников, рисовавших натюрморты, описывали картины, составляли композиции.

И вот сейчас, я попрошу вас составить синквейн на сегодняшний урок, чтобы бы определить ваше к нему отношение.

1. Ключевое слово «Урок»

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. 4 существительных

5. вывод – 1 предложение

Оформление кабинета: На доске записана тема; висят 2 репродукции картины П.Кончаловского «Персики» и Снейдерса «Натюрморт с лебедями»; на специальной решётке выставка «Маленький Эрмитаж» - репродукции картин и работы учащихся.

Для конкурсов : 26 цветных карандашей; 2 письма с пропущенными строчками; два одинаковых рисунка натюрморта; 2 одинаковых набора предметов для создания композиции (батон, лук, свёкла, яблоко, апельсин, банан, книга, тарелка, бокал); рамка для картины; 2 чистых листа, клей ПВА, салфетка, набор вырезанных из цветной бумаги предметов для аппликации); листкы для синквейна.

Используемая литература.

Конспект открытого занятия по ИЗО «Первый снег»

Тип занятия: на формирования умений и навыков.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Цель занятия :

1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира

и характерным особенностям зимы.

2. Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия : (воспитательные, образовательные, развивающие).

Воспитательные:

Средствами музыки

Образовательные :

Развивающие :

внимание, кругозор,

пространственное мышление, фантазию,

Методы :

а) на усвоение знаний:

простота и доступность изложения материала;

включение диалога «учитель - ученик»;

б) на прочность знаний:

применение ИКТ;

применение наглядных пособий;

в) на повышение интереса к предмету:

использование нетрадиционных форм занятия

Методические приемы: Обратить внимание детей на то, как расположить снег;

игровые ситуации;

музыкальное и литературное сопровождение.

Оборудование :

Для учителя:

мультимедийный проектор, ПК

мольберт для фронтального показа

Для детей :

альбомный лист А4;

акварель, гуашь, кисти;

палитра;

вода, тряпочка;

зубная щётка;

поролон.

Форма обучения: групповая.

Время занятия: 40 мин.

Структура занятия:

Организационный момент:

1.Вступительная беседа;

2.Тема занятия;

3.Объяснение нового материала (видеофильм, компьютерная презентация);

4.Мини итог;

5.Инструктаж к практической работе;

6.Практическая работа;

7. Выставка детских работ.

8. Рефлексия.

9. Заключение и домашнее задание.

Организационное завершение занятия

Литература: По программе Неменского “ИЗО ”

Музыка: « Инструментальная музыка», «Классика»

План занятия :

1. Организационный момент.

а) Приветствие.

б) стихи

в) видеофильм

г) презентация

2. Беседа по теме занятия.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа.

4. Итог занятия.

а) Выставка и анализ детских работ

б) Прощание

Ход занятия

1.Организационный момент .

П.: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. И думаю, что это занятие будет очень интересным и занимательным. У нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем!

Д.: Здравствуйте.

Ребята а как вы думаете, какое сейчас у нас время года? (Дерево времена года)

Д.: Осень

П.: Правильно, осень, поздняя осень, а скоро наступит…

Послушаем загадку :

На дворе белым-бело,

Будто пухом намело,

Встали ребятишки на коньки и лыжи.

И веселый хоровод

Запускает Новый год.

Вот она пришла, кума --

Раскрасавица?….

Д.: Зима.

П.: а эту?

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится,
Никого не боится

Д.: Снег.

П.: Правильно дети - это снег.

А теперь послушаем стихотворение Ирины Мельничук

Первый снег и посмотрим (видеофильм)

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем,
И снежиночки кидаем.
Первый снег - светлый снег,
Как же радует он всех.

2. Активизация и постановка познавательной задачи.

Сегодня у нас необычное занятие, потому что работать будем кусочком поролона. Научимся передавать состояние зимней природы в разное время суток, узнаем, каким бывает снег, научимся его рисовать в нетрадиционной технике - набрызг.

Сегодня вы - зрители, как бы входите в картину. И тогда, глаза художников становятся вашими глазами. Их радости, их впечатления - вашими впечатлениями. В течение занятия мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великих композиторов П.И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года», «Венский вальс» Шуберта, стихи поэтов, инструментальная музыка.

Все готовы?

Д.: Да

П.: Говорить мы будем о зимней природе.

3.Основной этап занятия:

П.: -Итак ребята! Улыбнёмся мы друг другу, навострили ушки.

Где можно увидеть снег, который не будет таять; лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?

Д.: На картинах художников!

Правильно на картинах художников. Послушайте, как написал для вас «Белые стихи» , Сергей Владимирович Михалков:

Снег кружится,

Снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!

Рады серые синички,

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке тают белые снежинки!

П.: А какого цвета снег?

Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть - еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.

(Слайд№1)

Перед вами картина: А.А. Пластова «Первый снег». Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?

Д.: От неё снег становится ещё белей.

П.: Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу - словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.

П.: Какое настроение несёт картина?

Д.:…

П.: Какие краски применял художник?

Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!

А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П.И. Чайковского «Времена года». Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! (Слайд№2,3,4,5,6,7,8,)

И. Шишкин «Зима в лесу» И. И. Левитан «Лес зимой»

Н. Рубцов «Первый снег», А. Асипенко «Снег идёт» и т.д.

А сейчас вместе с Ангелиной мы отправимся в зимний лес

Физкультминутка.

«Зимний лес».

Мы пришли в зимний лес Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.

Справа берёзка в шубе стоит , Руки отводят в указанную сторону и смотрят.

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся , Отводят руку и прослеживают

И на землю красиво ложатся. Движение «фонарики»и смотрят вверх.

Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают.

От лисы он убежал. Прыжки.

Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью походку

Он себе добычу ищет! Приседают, прячась.

Не найдёт тогда он нас! Имитируют сон.

Имитируют полёт птиц.

Лишь медведь в берлоге спит, Разводят руки в стороны.

Так всю зиму он проспит. Садятся на свои места.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

П.: А сейчас давайте поиграем в игру «Тёплые и холодные цвета».

Ваша задача называть по очереди тёплые и холодные цвета.

1ряд называет тёплые, а 2 ряд холодные.

Д.: называют

П.: Все молодцы

П.: А как вы думаете снег мы рисуем холодным или тёплым цветом.

Д.: Холодным

П.: Правильно холодным!

П.: А вы знаете что, природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и поэты и композиторы. Их тоже называют художниками

Мороз и солнце, день чудесный…

Какое время года изобразил поэт?

Д.: Зима!

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.

При помощи чего он изобразил природу?

Д.: При помощи голубого неба, блестящего снега.

П.:- А композиторы описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?

Д.: тихая, медленная, спокойная, нежная, таинственная.

П.:- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря?

Д.: громкая, быстрая, взрывная.

П.:- Давайте послушаем музыку А. Вивальди «Времена года» и попробуем догадаться, какую погоду изобразил композитор.

Мы услышали первую зимнюю метель, вьюгу. По одной только музыке мы догадались о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства. Создавать музыку, как и любое другое произведение невозможно без чувств.

П.: Сегодня мы с вами нарисуем картину, - которая называется «Первый снег». Фон и деревья у нас уже готовы, мы их нарисовали заранее, осталось нарисовать снег. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, некоторые из вас добавили в фон немного тёплых тонов, как будто морозный день и заходит солнце.

Гуашь нужного цвета, возьмём, к примеру, белый, можно взять и синий, и фиолетовый, только для этого все эти цвета смешиваем с белым, чтоб получились светлые оттенки. Затем разведём в палитре с водой, обмакнём в краску старую зубную щётку. Направить щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Готово!

Я предлагаю порисовать не только детям, но и взрослым.

Практическая работа.

В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.

Дети рисуют снег (Музыкальное сопровождение)

П.: Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ - отпечаток , нанесенный одним цветом. Для вас он новый, поэтому я покажу, как нужно работать. Сначала нужно взять поролон, края поролона собрать вместе, Набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.

Итак, продолжаем работу.

А я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести

Рефлексия

Какие художники пейзажисты вам запомнились?

Какого цвета снег?

Какие ассоциации вызывает русская зимушка - зима?

Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?

Понравилось ли вам занятие и почему?

Поочереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку

1. Белая - занятие понравилось

2. Голубая - не совсем, что то не удалось…

3. Сиреневый- не понравилось…

Детские работы вывешиваются на доске.

Заключение и домашнее задание.

Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня нарисовали. Я думаю, что за такую, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Наше занятие проходит накануне праздника «День матери», я думаю, ваши мамы будут рады такому подарку.

Всем большое спасибо!

Самоанализ занятия

Наше объединение называется « Юный художник», работали со 2группой-

2г. обучения (возраст детей 7-9лет). На занятии присутствовало 8ч, по списку 9ч. Отсутствовало 3ч по болезни и семейным обстоятельствам. Дети по уровню развития разные, поэтому при обучении использовала личностно - ориентированный подход, где учитывалась возможность каждого ребёнка.

Тема занятия: «Первый снег»

Цель : Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия реализовала через следующие аспекты:

Воспитательные:

Средствами музыки , поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Образовательные :

Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;

расширить представления обучающихся о зиме;

учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивающие :

Развивать у обучающихся художественный вкус, внимание, кругозор,

пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.

Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;

Использовала на занятии видео фильм, презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал для оформления панно, дидактическое пособие.

Тип занятия : комбинированный.

Форма занятия : беседа, практическая работа.

Используемые технологии :

информационные;

здоровьесберегающие;

игровые.

Используемые методы :

иллюстративно-наглядный;

словесный;

самоорганизация;

рефлексия.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

экран;

изображение ветки.

Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме (нетрадиционной). На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Это занятие я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе занятия создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение), презентации, видео-фильм а так же использовались дидактические материалы. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Данная тема рассчитана на 2-3 занятия, где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).

Данное занятие имеет межпредметные связи с литературой, историей, биологией. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. Занятие прошло в доброжелательной обстановке. Обучающиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ в этом очень мне помогло на разных этапах занятия. Я с читаю, что цель занятия достигнута, так как все об уча ю щиеся успешно справились с заданием. Работы получились красивые , аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к изображению пейзажа . Всем спасибо за внимание!

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.

Урок ИЗО в 5 классе «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».

Задачи:


Оборудование и материалы:
Иллюстрированный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья; изображение зала на ватмане; художественные материалы.
Музыкальный ряд: органная музыка И. Баха.
Основные понятия: котта, камизо, плащ, фетровая шляпа, барбет, горж, вуаль.

Ход урока.

I. Орг. момент.
1. Приветствие учащихся;
2. Проверка присутствующих;
3. Проверка готовности.
II. Объяснение новой темы «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».

Посмотрите, ребята, на изображения соборов. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня? (На доске иллюстрации соборов эпохи Средневековья).

- О Средневековье, эпохе средних веков.

Правильно. И сегодня король Франции Людовик XIV приглашает нас на бал.


Можем ли мы посетить бал в современной одежде?
-Нет.

Костюм характеризует человека, его возраст, национальность. Профессию, материальное положение, черты характера, историческую эпоху.
В эпоху барокко во Франции все новинки в моде из королевского дворца – Версаля, поэтому и мода тогда называлась «версальской».
Давайте еще раз посмотрим на соборы и костюмы героев наших иллюстраций.


Что интересного вы заметили?
В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой.
Стиль одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков (считалось, что самой красивой отделкой костюма являлся мех, а не золото и драгоценные камни).

Небольшое сообщение учащимися о мужской и женской одежде.
Мужская одежда.(Иллюстрации мужского костюма).


Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая – котта, была без рукавов, с прорезями для рук, из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды – камизо. Штаны были расширенны вокруг колен и больше похожи на женскую юбку. Завершал мужской костюм плащ. Дополняли наряд высокие фетровые шляпы различных фасонов. Украшенные мехом и павлиньими перьями и перчатки.
Костюм украшали аксессуары (т.е. дополнение к одежде): к поясу подвешивали кошелек, на цепочке у пояса крепили кинжал, а через плечо на поясе – охотничий рог.

Женская одежда. (Иллюстрации женского платья).


Для женской моды характерно плотно прилегающее по фигуре платье.
Поверх узкой юбки, надевали подобранное верхнее платье другого цвета разделенная спереди. Характерной особенностью также является корсет с широким вырезом вокруг шеи; рукава украшали кружевами и лентами.
На голову обычно надевали барбет – это широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, или горж – это сшитая из ткани труба, расширенная по концам с разрезом спереди. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали.
Женщины носили красивые прически.
Они были обычно очень высокие и достигали значительных размеров благодаря проволочному каркасу. В прически вплетались корабли и корзины с фруктами или букеты цветов.
Женский костюмы украшали различными аксессуарами – это дополнение к одежде (веер, шляпки, бижутерия, сумочки).

Очень большое значение уделяли цвету одежды. Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Синий и зеленый цвета были символами любви; синий – влюбленности; зеленый – верности. Слуги носили одежду пестрых цветов.

Физкультминутка.
Когда красками рисую,
(Водить кистью по воображаемому полотну)
Кажется, что побывал,
И в море
(Волнообразные движения руками)
И в небе
(Руки поднять высоко)
И в лесу я.
(Поднятыми руками показать ко¬лыхание верхушек деревьев)
Где я только не бывал!
(Широко развести руки)
Все, что видел, рисовал!
(«Рисовать» по воображаемому полотну).

III. Практическая работа.
Постановка художественной задачи.
Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять героя эпохи Средневековья. Для того чтобы наш герой посетил бал мы выполним его в костюме соответствующей данной эпохе. В центре зала уже стоят хозяева замка и ждут гостей.(На доске иллюстрация зала на ватмане)


После того как вы выполните фигуру в цвете, мы ее вырезаем и помещаем в бальный зал.
Компоновка листа по горизонтали (Педагогический рисунок).

Во время практической работы осуществляются целевые обходы:
1. Контроль и организация рабочего места;
2. Контроль правильности выполнения приемов работы;
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
Во время практической работы тихо звучит органная музыка И. Баха.

IV. Итог урока.
Сегодня на уроке мы совершали путешествие в эпоху Людовика XIV, эпоху Средневековья.
Итак, давайте еще раз повторим, из чего состоит мужской и женский костюмы.(На доске записаны название элементов женского и мужского костюмов).
- Мужской костюм состоит из коты, камизо, широких штанов и плаща.
- женский костюм состоял из корсета с широким вырезом вокруг шеи и прилегающей юбки поверх которой надевали платье другого цвета.
На голову надевали барбет, горж или вуаль.
- Чем украшали платья и рукава?
- Кружевами, вышивкой, лентами, оборками.
- Что такое аксессуар?
- Это дополнение к одежде (веер, сумочка, бижутерия, шляпка, кошелек, кинжал).
Анализ работ (выделение лучших).
Выставление оценок.

V. Домашнее задание.
Художественные материалы (Альбом, краски).

Самоанализ урока.

Учитель: Шилова Татьяна Андреевна.
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 5.
Тема урока: «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья».
Тип урока и его структура: Работа на уроке была коллективная, структура урока логическая, последовательная, взаимосвязана с этапами урока. Структура урока соответствует его целям.
I. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как он работает на последующие уроки?
В 5 классе на урок «Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья» отводится один час. Тема урока связана с предыдущим и последующими уроками. При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении темы «Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья» , не только познакомить детей с обстановкой замка, но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце». На основе полученных знаний, на последующих уроках изобразить фигуру человека по пропорциям, учащимся не составит труда.
II. Краткая психолого – педагогическая характеристика класса. Какие особенности учеников были учтены при планировании урока?
В классе 23 человека. Успеваемость почти 100%. Большинство детей посещают « ИЗО – студию» и обладают творческими способностями. Общая оценка работы класса – отлично.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учеников и включался игровой момент, что позволило заинтересовать учащихся.
III. Какова триединая дидактическая цель урока, дать оценку успешности ТДЦ урока.
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями костюма эпохи Людовика XIV, учить выполнять костюм, познакомить с понятием «аксессуар», учить гармонировать цвета;
Развивающая: развивать воображение, память, творческую активность и фантазию, и интерес к искусству и его истории;
Воспитывающая: воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.
IV. Целесообразность форм и методов обучения в соответствии с содержанием и целью урока.
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Формы и методы обучения подобраны с учетом особенностей учебного материала. Использование интересного материала позволяет доступно объяснить некоторые термины. Для активизации творческой активности и воображения использовался богатый наглядный материал.
V. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Главным этапом урока является выполнение практической работы. Четко была поставлена цель урока. При объяснении нового материала в основном использовался устный метод изложения.
VI. Рационально ли было распределено время на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
По моему мнению, время на уроке было распределено рационально. Главный этап урока – выполнение фигуры человека в средневековом костюме, был в какой – то степени связан со всеми этапами урока. И во-первых эта связь выражается в изучении нового материала.
VII. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
Основным дидактическим материалом была презентация по данной теме, наглядное пособие – изображение зала во дворце (на ватмане), иллюстрации средневековых костюмов и музыка И. Баха.
VIII. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованно регулирование и коррекция знаний учащихся?
Контроль усвоения знаний был организован во время изучения новой темы (Учащиеся подготовили небольшие сообщения), во время практической части (повторение пропорций человека) и при подведении итого урока (задавались вопросы на актуализацию пройденного материала).
IX. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.
Психологическая обстановка на уроке была доброжелательной, непренужденной. Дети чувствовали себя свободно, не скованно.
X. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
В целом урок удался. Поставленный цели и задачи были достигнуты. Методы и приемы подобраны в соответствии с задачами урока.
XI. Наметить перспективы дальнейшей деятельности.
В течение всего учебного года стараюсь накопить раздаточный и дидактический материал, занимаюсь оформлением кабинета. И, конечно же не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах. Планирую совершенствоваться, проводить открытые уроки, участвовать в конкурсах.