Кто такой дед пихто читать. Кто такой дед Пихто - секрет раскрыт

Происхождение и первоначальная семантика имени

Основная, наиболее свернутая форма данного диалогического фразеологизма выглядит так: «- Кто? - Дед Пихто! ».

Наиболее раннее из известных употреблений в художественной литературе относится к 1940 г., в повести В. Ф. Авдеева «У нас во дворе».

«Оставив дверь в чулан открытою, Филька подошел поближе и, собравшись с духом, спросил:
- Ты кто?
- Дед пихто, - усмехнулся красный ».

Филолог Г. М. Мандрикова отмечает, что функция фразеореплик-ответов на вопросительные слова заключается в отклонении вопросительной реплики как неуместной и часто употребляется при нежелании отвечать на поставленный вопрос. Кроме того, ответные фразеореплики зачастую служат для замены табуированной непристойной лексики, то есть выполняют функцию эвфемизмов .

По одной из версий, «Дед Пихто», явлется эвфемической заменой слова, обозначающего фаллос (корень слова «Пихто» образован от глагола «пихать», окончание образовано для поддержания рифмы к местоимению «кто», слово «дед» акцентирует мужское начало). Это подтверждается и нередким в старых публикациях написанием слова «пихто» со строчной буквы: «дед пихто» или «дед-пихто», то есть как указание роли, а не имени.

Однако в процессе широкого употребления первоначальное непристойное значение этой фразеореплики стерлось. Созвучие с названием дерева «пихта », способствовало «легализации» образа, постепенно вышедшего за пределы «своего» фразеологизма.

Вторичное переосмысление и использование в современной культуре

Дед Пихто на иллюстрации в книге Г. Кияшко

Во взрослой литературе он используется как символ «безымянности»: в 2000 г. пермский писатель В. А. Киршин выпустил цикл прозы под таким же названием .

«Герой… Взрослый человек, вполне вменяемый, он не может ответить на простой вопрос: „Ты кто?“. Ну не знает он, кто он такой. И где его родина, не знает, потерял. И где заплутало его счастье… Он ищет… Он - „Дед Пихто“. Он закономерен и неизбежен в бедламе нашей сегодняшней жизни. »

В качестве символа «исконности», «русскости» образ Деда Пихто использован в ироническом стихотворении Александра Соколова, соединяющем аллюзии на пушкинское «Там чудеса, там леший бродит…» и синтез нецензурного и неподцензурного :

Подобные представления проникают и в учебно-познавательную литературу. Например, автор «образовательного» раздела детского издания «Классный журнал» совершенно серьёзно рассказывает детской аудитории:

«Северные народы верили, что в тайге живёт Дед Пихто. Лесной дух вроде нашего лешего. Он строго следит за порядком в своих владениях. Зимой протаптывает тропинки в глубоком снегу, чтобы легче было ходить за дровами. Заблудившимся охотникам помогает найти дорогу домой. Именно он научил людей строить тёплые юрты. Но Дед Пихто хорошо относится только к тем, кто бережёт природу. Тех же, кто ломает деревья, мусорит и устраивает пожары в лесу, ждёт суровое наказание».

«Лешего мы до сих пор называем тайным именем „дед Пихто“, опасаясь, как бы он чего дурного не натворил, а когда по грибы пойдем, в глухой лес не завел ».

Впрочем эротическое происхождение образа иногда проступают и сегодня, например в сценке из выступления команды КВН «7-40» (ВГТУ).

«- Катя, я знаю - у тебя кто-то есть!
- Ах, он знает про Васю… А кто?
- Кто-кто, дед Пихто!
- Боже, он и про деда знает… » .

Литература

  • Бондаренко В. Т. Дед Пихто в Караганде после дождичка в четверг (об ответных репликах в диалогической речи) // Грани слова. Сб. науч. ст. к 65-летию проф. В. М. Мокиенко / Отв. ред. М. Алексеенко. М., 2005. С. 30-33.
  • Бондаренко В. Т. О Деде Пихто и ещё кое-ком (фразеология и дискурс) // Проблемы семантики языковых единиц в контексте культуры (лингвистический и методологический аспекты). Международ. науч.-практ. конф. (17-19 марта 2006 г.). М., 2006.
  • Бондаренко В. Т. Ответные фразеореплики в русской диалогической речи // Русский язык в школе. 2004. № 6. С. 75-77.
  • Голев Н. Д. Обыгрывание табуизмов в русском лингвистическом фольклоре. Игровое рифмование // «Злая лая матерная». Сб. ст. / Под ред. В. И. Жельвиса. М., 2005. С. 324-327.
  • Мандрикова Г. М., Наряднова Л. С. Кто такой Дед Пихто? (Ответные фразеореплики: проблема выделения и определения) // Фразеологические чтения памяти проф. В. А. Лебединской. Вып.4. Курган, 2008. С. 92-94.
  • Мандрикова Г. М. Откуда? - От верблюда! (Или для чего нужны ответные фразеореплики) // Фразеологизм в тексте и текст во фразеологизме (Четвёртые Жуковские чтения): Материалы Международ. науч. симпозиума. 4-6 мая 2009 г. / Отв. ред. В. И. Макаров. Великий Новгород, 2009. С. 333-336.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дед Пихто" в других словарях:

    Прост. Шутл. Говорится в ответ на вопрос Кто? при нежелании отвечать. Вахитов, 2003, 45 …

    Кто-кто?! Дед Пихто! - Раздражённый ответ на вопрос о личности стоящего за дверью либо переспрашивание о ком то, упоминаемом в разговоре … Словарь народной фразеологии

    Голый дед. Жарг. комп. Шутл. Редактор почты Gold Edit. Шейгал, 207; Садошенко, 1996. Дед и бабка. Брян. Одуванчик. СБГ 5, 13. Дед Клим пришёл. Разг. Шутл. ирон. О наступлении климакса. Никитина, 1998, 101. Дед колючий (колкий, колкой). 1. Брян.… … Большой словарь русских поговорок

    Кто? - Дед Пихто (Конь в (розовом) пальто) ответ не по существу … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    - (р. 21. 11. 1952) Род. в г. Зыряновск Восточно Казахстанской обл. Казахской ССР в семье геологов. Окончил Томский политехнич. ин т. Был членом КПСС (с 1986). Работал ст. инженером в Томском политехнич. институте (1975 80), руководителем обл. лит … Большая биографическая энциклопедия

    Галина Кияшко (англ. Galyna Kyyashko, Украина, Полтавская область, Кияшки, 10 сентября 1971) украинско нидерландская актриса, ведущая телепрограмм, поэтесса, фотомодель. Проживает с 1998 года в Нидерландах. Содержание 1 Биографические… … Википедия

Дед Пихто (дед Пыхто́ ) - персонаж русского диалогического фразеологизма (присловия, ответной фразеореплики), постепенно проникающий в массовую культуру.

Происхождение и первоначальная семантика имени

Основная, наиболее свернутая форма данного диалогического фразеологизма выглядит так: «- Кто? - Дед Пихто! ».

Филолог Галина Мандрикова отмечает, что функция фразеореплик-ответов на вопросительные слова заключается в отклонении вопросительной реплики как неуместной и часто употребляется при нежелании отвечать на поставленный вопрос. Кроме того, ответные фразеореплики зачастую служат для замены табуированной непристойной лексики, то есть выполняют функцию эвфемизмов .

Использование в художественной литературе

Образ Деда Пихто проникает в детскую литературу: в 1973 году В. М. Шугаев опубликовал сказку про деда Пыхто , а в 1998 - Галина Кияшко опубликовала книгу сказок для детей в стихах под названием «Дед Пихто» (укр. «Дід Піхто») .

Во взрослой литературе он используется как символ «безымянности»: в 2000 году пермский писатель В. А. Киршин выпустил цикл прозы под таким же названием .

«Герой… Взрослый человек, вполне вменяемый, он не может ответить на простой вопрос: „Ты кто?“. Ну не знает он, кто он такой. И где его родина, не знает, потерял. И где заплутало его счастье… Он ищет… Он - „Дед Пихто“. Он закономерен и неизбежен в бедламе нашей сегодняшней жизни ».

В качестве символа «исконности», «русскости» образ Деда Пихто использован в ироническом стихотворении Александра Соколова, соединяющем аллюзии на пушкинское «Там чудеса, там леший бродит…» и синтез нецензурного и неподцензурного :

Подобные представления проникают и в учебно-познавательную литературу. Например, автор «образовательного» раздела детского издания «Классный журнал» совершенно серьёзно рассказывает детской аудитории:

«Северные народы верили, что в тайге живёт Дед Пихто. Лесной дух вроде нашего лешего. Он строго следит за порядком в своих владениях. Зимой протаптывает тропинки в глубоком снегу, чтобы легче было ходить за дровами. Заблудившимся охотникам помогает найти дорогу домой. Именно он научил людей строить тёплые юрты. Но Дед Пихто хорошо относится только к тем, кто бережёт природу. Тех же, кто ломает деревья, мусорит и устраивает пожары в лесу, ждёт суровое наказание».

«Лешего мы до сих пор называем тайным именем „дед Пихто“, опасаясь, как бы он чего дурного не натворил, а когда по грибы пойдем, в глухой лес не завел ».

Впрочем, эротическое происхождение образа иногда проступает и сегодня, например в сценке из выступления команды КВН «7-40» (ВГТУ):

  • Бондаренко В. Т. Ответные фразеореплики в русской диалогической речи // Русский язык в школе. 2004. № 6. С. 75-77.
  • Голев Н. Д. Обыгрывание табуизмов в русском лингвистическом фольклоре. Игровое рифмование // «Злая лая матерная». Сб. ст. / Под ред. Жельвис В. И. . М., 2005. С. 324-327.
  • Мандрикова Г. М., Наряднова Л. С. Кто такой Дед Пихто? (Ответные фразеореплики: проблема выделения и определения) // Фразеологические чтения памяти проф. В. А. Лебединской. Вып.4. Курган, 2008. С. 92-94.
  • Мандрикова Г. М. Откуда? - От верблюда! (Или для чего нужны ответные фразеореплики) // Фразеологизм в тексте и текст во фразеологизме (Четвёртые Жуковские чтения): Материалы Международ. науч. симпозиума. 4-6 мая 2009 г. / Отв. ред. В. И. Макаров. Великий Новгород, 2009. С. 333-336.
  • как дедушка Ленин бросал курить, дед Мазай спасал пассажиров «Титаника», а дед Мороз матерился

    22 января в Польше отмечается День дедушки . В этот день маленькие и взрослые внуки приходят в гости к своим дедушкам, дарят им , поздравляют и делятся своими радостями и переживаниями. И хоть этот добрый семейный праздник в странах бывшего не отмечают, почему бы сегодня вспомнить о четырех дедушках, которые известны практически каждому ребенку?

    1. Дедушка Ленин

    Поколение детей нынешних о Владимире Ильиче разве что от родителей узнает или прочтет в учебнике по истории. А вот для тех, чье детство пришлось на времена советские, кто хранит в комоде звездочку с кудрявым Володей, кто давал клятву быть достойным внуком Ильича, был тем самым добрым дедушкой, который с любовью относился ко всем детям (причем у самого не было ни сыновей, ни дочерей). А уж с каким энтузиазмом носил на субботнике бревна, знают многие школьники. Правда, что бревна наверняка были надувными…

    Дед Мазай подплывает на лодке к «Титанику», стучит веслом по борту
    и кричит:
    — Зайцы на корабле есть?

    × × ×

    Звонок в дверь. В комнату вваливается развеселый и три плотных . Хозяин с удивлением:
    — О! Какое теперь у внушительное сопровождение!
    Снегурочки:
    — А ты попробуй один потаскай на горбу этого алкаша после десятого адреса!

    × × ×

    — Боже, кто научил говорить тебя это ужасное слово? — ругает мать своего малолетнего сынишку.
    — , мамочка.
    — ? Не может быть!
    — Да, мама, когда он упал в моей комнате, споткнувшись о велосипед.

    × × ×

    На почту пришло письмо. Читают: « ! Открыли, а там написано:
    — ! Пишет тебе Дима. Я живу на севере. У нас зима, но я на улицу выйти не могу, потому что у меня нет теплой шубки, рукавичек, шапочки и валенок. Дедушка, пришили мне, пожалуйста, теплые вещи.
    Ну, работницы почты прослезились, собрали, кто сколько мог, но на рукавички не хватило. Решили отправить без варежек. Через некоторое время снова приходит письмо :
    — Спасибо, дедушка, за подарок! Но рукавички мне не дошли, наверное, вытащили…

    4. Дед Пихто

    И конечно, в праздник дедушек необходимо вспомнить еще одного персонажа, которого никто лично не видел, но это не мешает ему бесцеремонно звонить нам по телефону или стучаться в дверь. Такой уж он невоспитанный, дед Пихто!

    Неуловимый дед Пихто!

    Стало интересно, что вообще это «имя» означает и откуда взялось.

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии:

    Дед Пихто - персонаж русского диалогического фразеологизма (присловия, ответной фразеореплики), постепенно проникающий в массовую культуру.

    Основная, наиболее свернутая форма данного диалогического фразеологизма выглядит так: «- Кто? - Дед Пихто! ».

    Наиболее раннее из известных употреблений в художественной литературе относится к 1940 г., в повести В. Ф. Авдеева «У нас во дворе».

    «Оставив дверь в чулан открытою, Филька подошел поближе и, собравшись с духом, спросил:
    - Ты кто?
    - Дед пихто, - усмехнулся красный ».

    Филолог Г. М. Мандрикова отмечает, что функция фразеореплик-ответов на вопросительные слова заключается в отклонении вопросительной реплики как неуместной и часто употребляется при нежелании отвечать на поставленный вопрос. Кроме того, ответные фразеореплики зачастую служат для замены табуированной непристойной лексики, то есть выполняют функцию эвфемизмов.

    По одной из версий, «Дед Пихто», явлется эвфемической заменой слова, обозначающего фаллос (корень слова «Пихто» образован от глагола «пихать», окончание образовано для поддержания рифмы к местоимению «кто», слово «дед» акцентирует мужское начало). Это подтверждается и нередким в старых публикациях написанием слова «пихто» со строчной буквы: «дед пихто» или «дед-пихто», то есть как указание роли, а не имени.

    Однако в процессе широкого употребления первоначальное непристойное значение этой фразеореплики стерлось. Созвучие с названием дерева «пихта», способствовало «легализации» образа, постепенно вышедшего за пределы «своего» фразеологизма.

    За именем «Дед Пихто» (так же как и за другими именами собственными из фразеологизмов: Кудыкиной горой, Царем Горохом, гоняющим телят Макаром, Эниками-Бениками и т. п.) не стоит никакого более широкого текста, «осколком» которого оно бы могло быть. Однако для современной культуры это не является препятствием и постепенно она этот текст для Деда Пихто создает.

    «Северные народы верили, что в тайге живёт Дед Пихто. Лесной дух вроде нашего лешего. Он строго следит за порядком в своих владениях. Зимой протаптывает тропинки в глубоком снегу, чтобы легче было ходить за дровами. Заблудившимся охотникам помогает найти дорогу домой. Именно он научил людей строить тёплые юрты. Но Дед Пихто хорошо относится только к тем, кто бережёт природу. Тех же, кто ломает деревья, мусорит и устраивает пожары в лесу, ждёт суровое наказание».

    «Лешего мы до сих пор называем тайным именем „дед Пихто“, опасаясь, как бы он чего дурного не натворил, а когда по грибы пойдем, в глухой лес не завел ».