Культура является результатом деятельности общества. Представление о культуре

Культура (от латинского – земледелие, воспитание) – термин, обозначающий множество понятий из различных сфер. Чаще всего под культурой понимается область человеческой деятельности, которая связана с самовыражением человека. В культуре проявляется субъективность человека, его особенности, характер, умения, знания и навыки.

Еще в Древней Греции был распространен такой термин, как «пайдейя», который обозначал внутреннюю культуру, культуру души, воспитание и образованность. В Древней Греции понятие «культуры» было напрямую связанно с образованностью, воспитанностью и любовью к земледелию. Но со временем термин «культура» значительно расширился и видоизменился, приобрел множество оттенков и областей (в том числе и правовая, корпоративная, организационная культура). Так что такое культура во всем многообразии этого слова?

Что такое физическая культура

Физическая культура – область культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья, развитие способностей человека и улучшение его активности. В то же самое время физическая культура – это совокупность знаний, норм и ценностей, которые создавались обществом на протяжении многих веков для всестороннего развития и совершенствования человека, для его физической подготовки и формирования его здорового образа жизни.

Физическая культура – часть общества, которая включает в себя вековой опыт физиологического, нравственного, психологического и психического развития человека. В современном обществе эта область культуры включает в себя заботу о:

  • степени повсеместного использования физической культуры: в быту, в сфере производства, образования и воспитания;
  • уровне здоровья и развития человека.

Что такое духовная культура

Духовная культура - система знаний и идей, которая относится ко всему человечеству или же к какому-либо культурно-историческому единству: народу (русская культура), нации, религиозному движению. Истоки духовной культуры лежат в человеке. Она возникает, потому что человек в жизни не ограничивает себя только тем, что он познает ежедневно, а впитывает в себя духовный опыт, из которого он оценивает все вокруг себя, из которого он любит и верит во что-либо.

Духовная культура, в отличие от материальной культуры, возникла и существует благодаря тому, что человек не ограничивается какими-то бытовыми потребностями, а признает главным духовный опыт. Из-за этого опыта он живет, любит, оценивает все окружающие его вещи.

Духовная культура - область человеческой деятельности, которая охватывает различные сферы духовной жизни человека и общества. Духовная культура объединяет формы общественного сознания (искусство, наука, мораль, правосознание, религия, идеология) и их воплощение в архитектурные, литературные, художественные памятники.

Что такое культура общества

Под культурой в плане общественного выражения обычно подразумевают следующее:

  • совокупность достижений человека в разных сферах общественной жизни (культура личности);
  • способ и метод организации общественных отношений на примере социальных институтов;
  • степень развития личности в обществе, приобщение ее к достижениям искусства, права, морали и других форм общественного сознания.

Культура и общество - это очень близкие системы, которые, однако, не совпадают по смыслу, развиваются и существуют по своим отдельным законам.

Что такое художественная культура

Художественная культура включает в себя все художественные ценности, а также исторически сложившуюся систему их воспроизведения, создания и функционирования в обществе. Роль художественной культуры как для цивилизации, так и для отдельного человека огромна. Искусство, которое и представляет художественную культуру, воздействует на внутренний мир человека, на его разум, чувства и эмоции. Благодаря этому человек познает в образах какой-то фрагмент реальности, заложенный художником в своем произведении. Художественная культура предполагает как сохранение лучших элементов старого, так и создание нового, приумножение культурного наследия человечества.

Что такое массовая культура

Массовая культура, называемая также «поп-культурой» или культурой большинства, – культура, получившая широкое распространение среди слоев населения в том или ином обществе. Массовая культура подчиняется жизни и потребностям большинства населения (или мэйнстриму), она включает в себя развлечения, музыку, литературу, спорт, кинематограф, изобразительное искусство и прочие проявления культуры. Массовая культура противопоставляется элитарной, «высокой культуре». Также массовая культура входит в понятие народной культуры и является ее составляющей.

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия.

Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.

Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных потребностей.

Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменилось: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социального управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий – диалог.

Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.

Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура различаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.

Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями.

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

4.1. Социологическое понятие культуры

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин – философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

Гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

Социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

Коммуникативная (функция социального общения);

Образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

Регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

Интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную.

Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

4.2. Основные элементы культуры

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции (4.1). Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации.

Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространения. Наконец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.

2. Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом.

Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т. д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др.

Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют понятие ценностные ориентации. Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т. д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.

На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятельности людей – социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

3. Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных отношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении ценностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение, порицания и т. д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы. Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т. д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий, по поводу какого-либо торжественного события (коронации, награждения, посвящения в студенты и т. д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь язык, ценности, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы поведения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя собой сложную систему функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

4.3. Формы и разновидности культуры

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая, культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т. д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т. д.), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое – все, что принято называть фольклором. Можно выделить две характерные особенности фольклора: он локализован, т. е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерциализации искусства и развития новых технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры – компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т. д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифицируется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще применяется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую очередь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура – это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой системы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою, особую систему ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т. д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Субкультура – это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это – своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например учащихся ПТУ, она заметно выше, чем у студентов вузов);

от возраста (пик активности – 16–17 лет, к 21–22 годам она существенно понижается);

места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты (металлисты, брэйк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т. д.). Меньшее распространение в нашей стране получили группы, занятые общественно полезной деятельностью – охраной памятников, защитой окружающей среды и др. Существуют также группы, связанные с альтернативным творчеством, поисками новых форм образа жизни (религиозные братства, непризнанные писатели, музыканты и др.).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

Особенно характерным проявлением контр культуры было движение хиппи в 60 – 70-х гг. XX в. на Западе. Это движение труд объявляло нежелательным, семью – ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью. Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтернативных форм жизни.

4.4. Развитие и механизмы распространения культуры

В развитии культуры социологи выделяют ряд закономерностей:

Зависимость типа культуры от социально-экономических и политических условий жизни общества и ее ответное воздействие на социальные изменения;

Преемственность в культурном развитии, которая может быть пространственной (горизонтальной) и временной (вертикальной);

Неравномерность развития культуры (высокий уровень развития художественной культуры может иметь место в обществе с низким уровнем политической или экологической культуры);

Особую роль личности в развитии культурного процесса. Основными факторами развития культуры являются открытия и изобретения. Открытие – это получение новых знаний о мире (например, великие географические открытия). Изобретение – новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии. Открытие и изобретение являются разновидностями инновации, под которой понимается создание или признание новых элементов в культуре.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры как через целенаправленное заимствование, так и путем стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия – это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контакт может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Универсальную модель распространения культуры в современном обществе разработал французский исследователь А. Моль. В соответствии с этой моделью любое распространение культуры начинается с признания культурной инновации в микросреде. В дальнейшем с помощью средств массовой информации эта инновация «попадает» в макросреду, в условия конкуренции различных культурных изобретений, идей, предложений. Став достоянием культуры масс, данная инновация обретает черты устойчивого культурного образца, который транслируется через механизмы социализации личности (5.4).

В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три качественных скачка:

Появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;

Изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно возрос объем распространения культурной продукции;

Новейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали условия для глобального распространения произведений культуры.

Любая культура обладает селективностью, т. е. избирательным подходом к переносу ценностей из другой культуры. Социологи выделяют четыре основные причины этого явления:

Культура еще не созрела для восприятия данных культурных инноваций;

Нововведения грозят разрушить традиционную культуру;

Идеология запрещает заимствование новых культурных элементов как «чуждых» и не отвечающих традициям данного общества;

Члены общества не принимают эти культурные инновации.

Развитие и распространение культуры может принимать противоречивый, порой конфликтный характер. Американский исследователь У. Огборн ввел понятие культурного лага (запаздывания), которое отражает ситуацию, когда материальная культура изменяется быстрее, чем духовная (адаптивная), что порождает ряд социальных проблем, требующих нравственной оценки (возможность клонирования человека, загрязнение окружающей среды, появление компьютерных технологий и т. д.).

Особый вид культурного конфликта наблюдается в доиндустриальных, традиционных обществах, которые подверглись колонизации со стороны европейских стран. Так, когда в некоторых странах Центральной и Южной Африки европейские ценности были навязаны местному населению, то произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое постоянными конфликтами смешение.

Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная аккумуляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия – это процесс, благодаря которому культура передается от одного поколения к другому через научение. В результате становится возможной преемственность в развитии культуры. Это достигается в том случае, если передаются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второстепенные. В противном случае может произойти разрыв культурной цепи.

Культурная аккумуляция представляет собой процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наблюдается явление культурного истощения.

Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающая ей определенную целостность. Интеграция, или единство, культуры формируется благодаря сходству ее базисных элементов. Нарушение культурного единства может возникать из-за отсутствия четко установленных социальных норм. Такое явление французский социолог Э.Дюркгейм назвал социальной аномией. (2.4). Этим термином он определял имеющий место в переходный период распад прочной системы нравственных ценностей, вызывающий рост преступности, числа самоубийств и других видов девиантного поведения (5.7).

По мнению ряда социологов, элементы социальной аномии наблюдаются в современном российском обществе, которое находится в переходном состоянии и не имеет устойчивой ценностно-нормативной системы, являющейся необходимым условием создания эффективного механизма социального контроля.

4.5. Культура как фактор социальных изменений

Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи (2.5).

Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации (6.13). По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой – процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. Любые общественные события, факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку – общие ценности и нормы, выступающие регулятором жизни большинства людей. Такие предпосылки призваны создавать социокультурные институты. Однако сегодня в России, в силу сложившихся обстоятельств, существующие институты культуры не могут реализовать ценности нового. Поэтому до сих пор не выработана система ценностей, норм, моделей социальной деятельности, необходимых для развития общества. Не исключено, что в нашей стране социокультурным институтам предстоит довольно длительное функционирование на основе реально накопленного за предыдущие несколько десятилетий опыта, в то время как у большинства членов общества еще будут сохраняться прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам.

В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.

Новое понимание культурной политики дает возможность осознать практическую потребность в выработке целостного представления о культурной жизни общества. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности. При этом имеются в виду социальные цели культурной политики, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке культуры обществом, наращивании ее потенциала, о повышении общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.

По мнению ученых, стратегия культурной политики на данном этапе социально-исторического развития страны должна направляться на максимальное участие культуры в интеграции общественных отношений и структур, их совершенствовании и развитии на основе выражения духовных интересов различных социальных слоев и групп населения. При таких условиях негативные, дестабилизирующие явления в духовных процессах нейтрализуются, снижаются, а позитивные и объединяющие – поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель культурной политики – обеспечение целостности и возвышение общественного престижа культуры, создание максимально благоприятных условий для роста и реализации духовного потенциала общества, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей.

При этом культурная политика предполагает соблюдение ряда важнейших требований, вытекающих из исторического опыта функционирования и развития самой культуры:

не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;

в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;

не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, субъектом является и само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;

постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т. п., формируя социокультурные ценности общества;

постоянно учитывать многонациональный характер российской культуры.

Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентации, уже не соответствующих данной ситуации. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

4.6. Взаимодействие культуры, политики и экономики

Отношения между культурой и другими сферами общества – в первую очередь, политикой и экономикой, – носят сложный и взаимодополняющий характер. Каждая из этих систем нуждается в поддержке другой, а иначе любая из них не сможет эффективно функционировать.

Для политической системы культура выполняет прежде всего функцию, связанную с обеспечением легитимности (общественного признания) существующей власти. Ценностные установки, нормы культуры служат обоснованием правомочности институтов власти в глазах населения, оправданием их необходимости. Любой политический режим для своего укрепления, как правило, стремится соответствовать сложившейся системе ценностных ориентации и норм поведения.

Воздействие социокультурных факторов на сферу политики во многом опосредуется доминирующей в обществе политической культурой. Будучи составной частью общенациональной культуры, политическая культура включает такие ценности и нормативные элементы, на основе которых образуется «политический порядок» в обществе. Подобно тому, как культура устанавливает ценностно-нормативные рамки жизнедеятельности общества в целом, политическая культура определяет ценностные ориентации и нормы поведения в политической сфере.

Если одни типы политических культур способствуют утверждению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. Так, движение к демократии тормозит «тотальная» политическая культура, рассматривающая общество, государство и личность как единое целое и не допускающая независимых от государства партий и общественных движений. Демократии противостоит и культура, терпимая к политическому насилию и почитающая иерархическую систему власти. И, напротив, развитию демократических процессов способствует открытая политическая культура, допускающая плюрализм в обществе и высоко оценивающая права человека, его свободу и ответственность.

Одна из насущных задач реформирования российского государства и общества – преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, демократических правовых норм и отношений личности и власти.

Тесное взаимодействие существует между культурой и экономикой. В качестве одного из главных его механизмов выступает экономическая культура, под которой понимается совокупность социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирующих поведение людей в сфере экономики. По мнению ведущих отечественных экономистов и социологов, экономическая культура, представляя собой проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений, выполняет следующие основные функции:

Транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе экономических отношений;

Отбирает и накапливает эталоны и образцы соответствующего экономического поведения;

Обновляет ценности и нормы, необходимые для развития экономики.

Экономическая культура во многом определяется типом социально-экономических отношений. Так, в течение десятилетий в нашей стране существовала административно-командная, директивная модель экономики. Ее основные нормативные требования к работникам сводились к трудовой дисциплине, исполнительности, участию в социалистическом соревновании и т. д. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования – предприимчивость, личную ответственность, стремление к успеху, готовность к эксперименту и риску и т. д.

Основная проблема экономической культуры в современной России – это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т. е. будут приняты и усвоены большинством членов общества.

Таким образом, преобразования в области социально-экономического развития и другие перемены в российском обществе предполагают усвоение людьми новых знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих переориентировать привычную установку ожидания помощи от государства на развитие инициативы, предприимчивости, чувства веры в собственные силы.

Реферат

На Тему:

Общественная культура

И

Партийные системы

1. Культура в общественной системе.

Культура как объект социального познан

2. Основные элементы культуры.

Понятия и виды субкультур.

Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры.

1. Политические партии и партийные системы.

2. природа партий и их типология.

Партия как разновидность политических сил

Отличительные признаки партии

Причины возникновения партий и их природа

Типология партий.

Фукции партий.

3. Партийные системы.

Критерии типологии партийных систем.

Типология партий и партийных систем по количественному критерию.

Типология партий и партийных систем по качественному критерию.

4. Партийная система в России.

Особенности партийной системы: природа и функции.

Тенденции развития партийной системы России.

Литература

Культура в общественной системе

Культура как объект социального познания.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстаёт как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура – это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развитие культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создаёт на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встаёт проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джорж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Энтноцентризм – весьма широко распространённое явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покорённым народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «или советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в её собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в её целостности. Вывод о том, что не одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется не верным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельностью людей.

Основные элементы культуры.

Понятия и виды субкультур.

Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т.д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но всё же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Каковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определённых понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык- это объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определённое значение. Люди устраивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого а акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3) партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанное с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определённому отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т.д. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д.

Соотношение культуры и общества — это одна из самых сложных теоретических проблем, решаемых в рамках социологии культуры. Эти понятия практически тождественны – таково мнение, распространённое в обиходе.

Представление о культуре

Однако теоретики заявляют о конкретном тождестве и общества, или таком тождестве, которое, кроме совпадения, предполагает и различие, не жёсткое, не возводящее между понятиями глухой преграды.
В литературе встречаются различные трактовки отношения культурного и общественного.

Так, в сочинениях М. Кагана

Культура и общество — понятия

культура предстаёт как продукт деятельности общества, само общество представляется как субъект этой деятельности.

Иначе видит это соотношение Э. Маркарян, представляя культуру как одну из функций общества.

Понятие общества

Неоднозначно понимается и само общество, воспринимаемое как специфическая часть бытия или самобытная реальность.

Различные социально-философские концепции примиряет общее положение:

Общество — определение

общество – не просто совокупность людей, не собрание индивидов, а определённая система, внутри которой люди объединены комплексом различных отношений, связей.

В частности марксистская формула, определяющая общество не как простое собрание индивидов, а как сумму отношений и связей, в которых они пребывают между собой, не теряет актуальности и поныне.

Взаимодействие людей – необходимое условие деятельности человека. Младенец, едва появившийся на свет, наделённый совокупностью индивидуальных качеств, унаследованных от родителей, попадает в общественную среду, не зависящую от него. Проходя жизненный путь, человек находит место в конкретной системе общественных связей, обретает социальные роли, соотносит себя с определёнными культурными традициями и получает возможность действовать в качестве субъекта культуры. Если воспринимать культуру как способ деятельности людей, то общественные отношения следует считать основой, полем, плацдармом для этой деятельности. Общество – основа, на которой создаётся обоснованное – культура.

Культура и общественные отношения не соотносятся как целое и часть, они тесно переплетаются, взаимопроникают.

О социальном бытие культуры

Теоретики выделяют традиционные (срединные) и специфические культуры.

Традиционная (срединная) культура

Традиционная и специфические культуры

Специфические культуры: маргинальная, субкультура и контркультура

Маргинальный культурный тип начинает формироваться при отходе людей от срединного типа. Это происходит при резком изменении жизненных условий, когда люди переезжают, например, из города в деревню или в другую страну. Люди, оказавшиеся в иной культурной среде, становятся маргиналами, испытывающими затруднения с самоидентификацией, часто не могут определённо заявить о своей принадлежности к той или другой культуре.

Термин «субкультура» принято применять для характеристики специфической формы организации жизни людей и социальных групп, которые стремятся к созданию внутри доминирующего, традиционного культурного типа собственного, достаточно обособленного культурного пространства.

Социальной базой для формирования субкультуры выступают следующие социальные группы:

Понятие субкультуры

  • возрастные группы,
  • религиозные сообщества,
  • этнические образования,
  • неформальные группы.

Различные общественные образования стремятся оптимальным образом приспособить под себя доминирующую культуру, поэтому есть смысл говорить о субкультуре как способе адаптации господствующего типа для социальных групп. Специфическая субкультура выступает также как альтернативная общепринятой форма социальной активности, позволяющая социальным группам придать смысл своему обособленному культурному существованию. В качестве примера субкультуры можно привести разные групповые культуры: молодёжные, спортивные, профессиональные, музыкальные и другие.

Субкультура не посягает на изменение традиционной культуры, довольствуется относительно автономным положением, изолируя при этом свои ценности и специфические признаки. Причём, эти ценности и идеалы не противоречат срединному типу, они взаимодействуют с ним.

Когда периферийные, локальные культурные ценности не вмещаются в рамках субкультуры, выходят за них, стараются подменить собой фундаментальные ценности срединной культуры, имеет смысл говорить о формировании контркультуры.

Характеризуя проблему культуры и общества, исследователи обращаются также к анализу этнической и национальной культур, организующих органическое единство. В основе этих культур лежат национальные и этнические ценности.

Основные взгляды на связь культуры и общества

Можно выделить две стороны в этом вопросе:

Связь культуры и общества

  • Первая: культура есть характеристика развития общества, его технологичности и способа функционирования. Общество является субъектом культурной деятельности.
  • Вторая: культура характеризует общество и его движение с точки зрения активного участия человека. Отношения между отдельными людьми, их группами образуют «субстанцию» культуры. Другими словами, уровень развития общественных отношений является показателем как развития человека, так и его культуры, следовательно, не будет ошибкой считать культуру обществом в его человеческом значении.

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь