Музыкальный словарь. Канон (музыкальная форма)

Реферат на тему:

Канон (музыка)



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Типы канонов
    • 2.1 Простой
    • 2.2 Интервальный
    • 2.3 Контрапунктные производные
      • 2.3.1 Обращение
      • 2.3.2 Возвратное движение
    • 2.4 Мензуральный
    • 2.5 Бесконечный
    • 2.6 Двойной и тройной
  • 3 Способы записи канона
  • Литература
  • 6 Аудиофрагмент

Введение

Это статья о музыкальном значении слова «канон». Другие значения см. в статье Канон.

В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой , а голоса, вступающие позже, - риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux - «вождь» и comes - «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, "Frère Jacques" - «Братец Яков») - простые.


1. История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком. Хрестоматийный пример раннего канона - пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона -шансон «Мой конец - моё начало» Гильома де Машо. В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430-1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение» И. С. Баха). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель, Телеман, Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В.А.Моцарт. В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии. Примеры канонов оставили также Пауль Хиндемит, Арнольд Шёнберг, Дьердь Лигети, Луиджи Ноно и многие другие.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.


2. Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

2.1. Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона - Frère Jacques.

2.2. Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

2.3. Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

2.3.1. Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

2.3.2. Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

2.4. Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem ) или вдвое быстрее (канон per diminutionem ). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения, в особенности в конце XV - начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa Prolationum , «Месса пролаций»), каждая часть которой является мензуральным каноном.


2.5. Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

2.6. Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

3. Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937.
  • Холопов Ю.Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127-157.

Несколько) образует контрапункт сама с собой. Технически чаще всего основывается на последовательно проводимой (канонической) имитации, когда мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в другом голосе. Начинающий голос канонической имитации называется пропостой (Р), имитирующие - риспостами (R):

Каноны обычно 2-4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса канонов могут вступать в различные интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в различном порядке, в частности одновременно (смотри пример 3б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) каноны. Помимо имитации в прямом движении, в канонах возможно обращение мелодии, ракоход, увеличение, уменьшение и другие преобразования.

Различают также канон конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидности канонов (как правило, внутри более крупной формы): стретта; каноническая секвенция, в частности «спиральный» канон per tonos (приходящий к своему началу после транспозиций). Каноническая имитация нередко сопровождается свободными голосами.

Канон зародился одновременно с имитацией как её разновидность (например, органум Перотина «Viderunt», около 1200); ранние формы канонов - рота («колесо»; например, английский «Летний канон», около 1250), итальянская качча, французский шас (caccia, caçа, chasse, буквально - охота, 13-14 века), «фуга» (общепринятое название техники канонов в 14-17 веках; впервые - у Якоба Льежского). При беспартитурной записи канонов часто нотировался только один голос, из которого «выводились» все остальные. В эпоху Возрождения канон трактовался как «форма с выводимыми голосами», что лишь отчасти совпадает с современным пониманием канона как имитационного контрапункта. Композиторы нидерландской (франко-фламандской) школы 15-16 века (Жоскен Депре, Я. Обрехт, Б. Кордье и др.) словом «canon» (латинский - правило) обозначали надпись-изречение, указывающее, обычно в нарочито замысловатой форме, на способ исполнения канонов по выписанному голосу (согласно Тинкторису, канон - «правило, являющее волю композитора под покровом некой тьмы»); отсюда название музыкальной формы канонов. Примеры надписей: «...Во-первых, растёт впятеро, во-вторых, вчетверо, в-третьих, втрое» (т. е. кантус фирмус следует повторять в пятикратном, четырёхкратном и трёхкратном увеличении); «Пусть летит в бездну как камень» (петь октавой ниже записанного); «Возвышающий себя да унизится» (петь в обращении).

Особым разнообразием техники и форм отличались нидерландские каноны. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой канон, сложный прямой канон, пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизионный каноны. Канон с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным каноном (при возможности разных расшифровок такой канон называется полиморфным).

Среди крупнейших мастеров канонов - Г. де Машо, Якопо Болонский, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Х. Изак, Дж. П. да Палестрина, С. Шейдт, И. С. Бах, В. А. Моцарт, А. фон Веберн. В русской музыке каноны встречаются у М. И. Глинки (каноны из 1-го действия оперы «Руслан и Людмила»), А. П. Бородина (в Ноктюрне из 2-го квартета), С. И. Танеева (в кантате «Иоанн Дамаскин»), Д. Д. Шостаковича (в 1-й части 5-й симфонии, фугах ор. 87), Р. К. Щедрина («Полифоническая тетрадь») и многих других композиторов.

2) Однострунный инструмент (монохорд), в Древней Греции (у пифагорейцев) и в средние века служивший для демонстрации числовых соотношений музыкальных звуков (интервалов и звукорядов) в научных и учебных целях.

3) Цитровидный музыкальный инструмент. Смотри Канун.

Лит.: Танеев С. И. Учение о каноне. М., 1929; Feininger L. К. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937; Богатырев С. С. Двойной канон. М.; Л., 1947; Handschin J. The Summer canon and its background // Musica Disciplina. 1949. Vol. 3; Glareanus Н. Dodecachordon. , 1965. Vol. 2; Холопов Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начало XIX в. М., 1979; Тимофеев Н. А. Превращаемость простых канонов строгого письма. М., 1981; Lowinsky Е. Е. Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: origin and history of the canon per tonos // Titian: his world and his legacy / Ed. D. Rosand. N. Y., 1982, Лебедев С. Н. Загадочный канон Рамоса де Парехи // Sator tenet opera rotas: Ю. Н. Холопов и его научная школа. М., 2003. Смотри также литературу при статьях Полифония, Фуга.

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком . Хрестоматийный пример раннего канона - пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона -шансон «Мой конец - моё начало» Гильома де Машо . В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430-1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре , Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение » И. С. Баха). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель , Телеман , Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт . В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии . Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг , Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит , Дьёрдь Лигети , Луиджи Ноно и многие другие.

Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце - начале XVI веков ; Окегем написал целую мессу (Missa prolationum , «Месса пролаций »), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937.
  • Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127-157.

Ссылки

  • Анатомия канона (англ.)

Аудиофрагмент


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Канон (музыка)" в других словарях:

    Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят… … Википедия

    К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик ил … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Канон. Канон (греч. κανών правило, норма), в православном богослужении жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого либо праздника или … Википедия

    - (от греч. kanon норма, правило). 1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. К. называли также саму числовую систему… … Музыкальная энциклопедия

    I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

    Здесь приведён список музыкальных произведений, когда либо звучавших в мультсериале «Симпсоны». Содержание 1 Произведения, существовавшие до появления «Симпсонов» 1.1 Первый сезон … Википедия

По-гречески канон значит правило, образец . В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: "По строгим канонам...". Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам. В музыке значение этого термина значительно уже. Так называется многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда - от разных. Собственно говоря, канон - это музыкальная пьеса или ее эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации. Пример такого эпизода - дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли в опере Чайковского "Евгений Онегин". Еще недавно неразлучные друзья, они стоят один против другого с пистолетами в руках. Мысли их одинаковы ("Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?"), поэтому мелодия одна и та же; но они уже не вместе, они противники - и поэтому их мелодии не совпадают по времени, звучат каждая сама по себе. Так тонко, психологически обоснованно использовал композитор старинную полифоническую форму.

П. И. Чайковский. Дуэт Ленского и Онегина "Враги" из оперы "Евгений Онегин"
Скачать

Особая разновидность канона - бесконечный канон. Мелодия в нем может повторяться сколько угодно раз, переходя от окончания вновь к началу.