На каком инструменте играет концертмейстер оркестра. Концертмейстер - это что за профессия


28.10.2007, 10:14

Господа просветите пожалуйста: каковы качества, которыми должен обладать концертмайстер оркестра?

Ольга Гинзбург

28.10.2007, 10:24

Виртуозность, коммуникабельность, и невероятное чувство юмора!

28.10.2007, 12:36

Тема очень важная, на самом деле.
Концертмейстер оркестра должен быть примером для оркестра. То есть должен обладать всеми профессиональными качествами музыканта.
В первую очередь, он должен являть пример для своей группы, группы первых скрипок и всей струнной группы. Должен не просто хорошо уметь играть соло, но и мобильно и профессионально читать с листа, читать штрихи, грамотно их ставить (согласуя со штрихами духовой группы, в частности). Концертмейстер должен иметь идеальный слух, потому что на нем лежит ответственность за настройку ВСЕГО оркестра.
Концертмейстер должен являть собою авторитет, но авторитет с потолка не берется, поэтому нужна непрерывная работа над собой. Нужно воспитывать в себе такие качества, как терпимость, терпение, нескандальность, вместе с тем настойчивость там, где ее нужно проявить, доброта и любовь к людям - коллегам и публике, чувство юмора должно присутствовать, но не зашкаливать. Концертмейстер - человек-душа, но - строгий. Он должен интересно и продуктивно проводить групповые репетиции, так, чтобы группе не хотелось быстрее разбежаться, а наоборот, чтобы группа сама спрашивала, когда будет следующая репетиция.
И, конечно, концертмейстер - это правая рука дирижера. Дирижер должен доверять концертмейстеру. А концертмейстер должен не только отвечать перед дирижером за оркестр, но также и защищать, когда нужно, своих коллег или говорить о нуждах для оркестра.
Очень, очень, очень ответственная эта должность.
Да, чуть не забыла: хорошо, когда концертмейстер играет со своим оркестром сольные концерты! :solution:
Может, еще чего и забыла написать. Потом добавлю.

28.10.2007, 12:50



На 3-м талант.

28.10.2007, 13:18

На самом деле, главное качество, которое я применил бы к концертмейстеру - надёжность.
Концекртмейстер, который просчитывается 2 раза в месяц - это уже не товарчик.
Когда группа уверена в концертмейстере, она и по непонятной руке сыграет уверенно и хорошо.
На 2-м месте мастерство и компетентность плюс корректность обращения с коллегами.
На 3-м талант.
Хотелось бы, конечно, поставить талант на 1-е место, но соляги случаются не каждый день, а концерты - почти каждый.

Да-да! Именно: надежность! У Вас, Аллегро, всегда находятся самые нужные слова. Надежность, корректность - да! тысячу раз да. А мастерство без таланта не бывает, как мне кажется. Нет у тебя таланта, хоть ты вывернись, мастерства не достичь.

хулиганка

28.10.2007, 17:58

28.10.2007, 22:02

Слова известной песенки(поются после постов(абсолютно верных))Княжны и Аллегро: "...где это видано,где это слыхано..."

Знаете, без ложной скромности - теперь у нас:-)

28.10.2007, 23:05

Харизмой, великолепно играть на скрипке и чувствовать музыку. Железными нервами и ритмом, коммуникабельностью, стабильностью, штриховой и аппликатурной грамотностью. Умением показывать вступление. Умением быстро собирать на репетициях произведение.

29.10.2007, 17:30


Благодаря тому, что она серьезно относится к своему делу и требует этого от остальных, уважение к ней всего коллектива растет не по дням, а по часам.

29.10.2007, 19:54

Еще у концертмейстера должно быть понимание того, что работа - выше всего остального...Приведу пример из жизни. Наша новая концертмейстер не то, чтобы совсем молоденькая, но по сравнению с остальными концертмейстерами групп и солистами оркестра довольно молода, моложе всех. У нее были настоящие трудности в начале ее работы по этому поводу: ее все время пытались поучать старшие товарищи. Но она не стушевалась, и не смотря на привилегии и звания, не боялась сказать тому же первому кларнету (профессору, кстати!), что ему надо настроить свою "ля" выше,чтоб было как у всех остальных, а не как ему кажется. Или не переправляла продуманные ею штрихи только потому, что концертмейстер альтов ей выговаривала, что здесь всю жизнь оркестр играет только так, потому что это непоколебимая "традиция".
Благодаря тому, что она серьезно относится к своему делу и требует этого от остальных, уважение к ней всего коллектива растет не по дням, а по часам.Уверенность в собственных знаниях - это очень хорошо!!! Огромный плюс Вашей концертмейстерше, что она еще эти знания отстаивает. Умница

Б.Ф.Строганоф

29.10.2007, 21:22

Знаете, без ложной скромности - теперь у нас:-)
Уважаемая Княжна! Если это правда-от души поздравляю. И поздравляю Вашего концертмейстера с тем, что о ней сложилось такое мнение. Это дорогого стоит. Если не секрет-кто она? Откуда? Впрочем, это не суть важно -главное, что она есть. С уважением. Б.Ф.Строганоф.:solution:

30.10.2007, 01:52

Http://www..php?p=394266&postcount=3
Это действительно ОЧЕНЬ нужно. Может, не концерт продирижировать, но грамотный ауфтакт на той же настройке при прохождении проблемных мест - да!

14.11.2007, 20:14

А вот вопрос, в принципе относящийся к теме. Это уже ближе к тому, чем и как живут концертмейстера.
У нас в оркестре устойчивое мнение, что концертмейстеру положена квартира. В основном, такое мнение имеют ветераны оркестра, которые помнят, как было хорошо при Советской власти. А вообще, кем положена, куда положена? Мне кажется, в наше время это невозможно, хоть ты трижды концертмейстер. Это должен дирижер ходить и обивать пороги за своих музыкантов. А автоматически квартиры не раздают.
Было ли так раньше, интересует меня? И как сейчас поживают концертмейстера?

В обучении вокалу первую роль играет, конечно, педагог по вокалу. Именно он, что называется, «ставит» голос, учит технике пения. Но в любом образовательном учреждении, будь то консерватория или музыкальный колледж, в классе любого вокального педагога сидит еще и концертмейстер. Если просто — это пианист, который аккомпанирует вокалисту. Но не так все просто…

Концертмейстеры бывают разные, лучшие из них ценятся на вес золота. Опытные оперные певцы немало стараются, чтобы заполучить первоклассного аккомпаниатора. И дело здесь не только в заботе о том, чтобы хорошо прошел их концерт, например, камерной музыки под рояль. Самое главное — работа за кулисами. Говорят, что Мария Каллас специально искала себе концертмейстера с терпением ангела, чтобы снова и снова, по сто раз проходить один и тот же пассаж… Но это касается опытных певцов.

Для неопытного вокалиста, который уже умеет кое-что и кое-как петь, крайне важно скорее начать заниматься с хорошим концертмейстером, чтобы проходить с ним арии и романсы. Именно концертмейстер «выстроит» произведение, расставит акценты, научит мыслить произведение, как единое целое с подъемами, спадами и кульминацией, укажет на тончайшие оттенки и многое другое. Поэтому хороший концертмейстер важен как для опытных певцов, так и для начинающих.

В процессе своей творческой деятельности любой певец может столкнуться с разными концертмейстерами. Итак, какими они могут быть?
Концертмейстер-пианист. Как правило, музыкально точен, хорошо играет с листа. Обычно все пианисты в процессе обучения посещают концертмейстерский класс, поэтому с работой с вокалистом они знакомы в большей или меньшей мере. Насколько хороший концертмейстер получится из пианиста в дальнейшем зависит от многих факторов, включая желание самого пианиста, его упорство, талант, его педагог и т. д.

Концертмейстер-студент. Здесь все индивидуально. Есть такие студенты-пианисты, которые заткнут за пояс многих вокальных концертмейстеров и саккомпанируют вам романс Рахманинова с листа… Как вы понимаете, встретить такого — дело случая и везение. Чаще всего, студент сможет сыграть не особенно сложный романс или арию без проблем, но если вы берете себе концертмейстера-студента, учтите, что «вести» должны вы. То есть, вести всегда должны вы, но со студентом особенно. Кстати, есть такая работа — вокальный иллюстратор. Это работа заключается в том, что вы присутствуете на уроках в концертмейстерском классе и отрабатываете со студентом-пианистом вокальные произведения под чутким руководством его педагога.

Концертмейстер-педагог. В статье , мы уже говорили о том, что и концертмейстер может быть педагогом по вокалу. Некоторые из них имеют чуткий вокальный слух, который в совокупности с опытом концертмейстерской работы в классе какого-нибудь хорошего вокального педагога-певца, дает им возможность научить петь. Такие случаи действительно встречаются нередко.
Кстати, педагог, играющий на фортепиано, это тоже всегда хорошо, он может заменить концертмейстера в его отсутствие, но не может заменить его вовсе. Основное внимание педагога должно быть направлено на звучание голоса студента, при игре на рояле внимание все равно несколько рассеивается, и какие-то детали ускользнут. Все-таки концертмейстер-педагог еще и пианист, он играет больше и дольше, чем любой вокалист, а потому скорее сосредоточит внимание на звучании голоса студента.

Наконец, концертмейстер-концертмейстер-пианист (пишем еще «пианист» потому что хороший концертмейстер не может быть плохим пианистом). Если пианист посвятил себя концертмейстерскому делу и проработал с вокалистами не один десяток лет, то цены ему нет. В заключении нашего разговора, мы очень рекомендуем вам прочитать книгу о выдающемся концертмейстере Софье Борисовне Вакман: Серова, Часовитин «С. Б. Вакман: с любовью» (СПб, 2012 год). Благодаря этой книге вы прочувствуете, что такое Концертмейстер с большой буквы. Приводим отрывок из книги:

«… артисты, не занятые в какой-то момент на сцене, толпой собирались за кулисами и с упоением слушали, — нет, не певца! — а, прежде всего, аккомпанемент выдающейся пианистки. А послушать было что… Волевой, поистине дирижерский ритм, заставлявший любого солиста подчиниться художественной логике, техническая безупречность и свобода, умение заставить разнообразно и ярко звучать даже самый неважный по качеству рояль (а нередко и пианино!) — все эти качества делали аккомпанемент даже самого несложно романса истинным звуковым шедевром…»

Вконтакте

Посвященной читке нот с листа, концертмейстером называют пианиста — аккомпаниатора. В оркестре концертмейстер, наоборот, руководит группой инструментов, т. е. играет ведущую, а не аккомпанирующую роль (пример: первая скрипка — концертмейстер всех скрипок).

Итак, пианист — концертмейстер играет аккомпанирующую, а не солирующую роль. Это ключевой момент в концертмейстерстве! Настоящих концертмейстеров, четко осознающих свою роль и готовых «уйти» (не спрятаться) под исполнителя, единицы! Почему так? Все очень просто. В каждом музыканте живет хотя бы маленькая звездочка:) И эта звездочка все время норовит блеснуть во время выступления с солистом!

Но дело не только в звездочке и неумении полностью контролировать балланс звучания. Настоящих концертмейстеров очень мало еще вот по каким причинам.

Хороший концертмейстер должен быть прекрасным пианистом, и мы уже! заходим в тупик! Все первоклассные пианисты стремятся на большую сцену и хотят исполнять солирующую роль сами! У кого — то это, в итоге, получается, у других нет. У кого не получается, тот все равно стремится стать солистом.

Другой вариант. Допустим, хороший пианист таки начал аккомпанировать. Уверенно говорю Вам, что он не будет аккомпанировать, он будет, как минимум, звучать наравне с солистом. А это уже не очень хороший концертмейстер.

Получается, хорошие пианисты редко идут в аккомпаниаторы. Рассматривать вариант плохих пианистов, которые идут в концертмейстера, мы не будем, результат понятен автоматически.

Допустим, что навыки пианиста позволяют ему играть всю фактуру аккомпанимента. Музыкальное воспитание, природные данные позволяют звучать фортепиано довольно певуче и не стучать, а желание быть хорошим концертмейстером и профессиональное образование делают свое дело, и пианист, рано или поздно, начинает неплохо аккомпанировать. В основном, такие концертмейстера везде и работают.

Почему я написал неплохо? А не, допустим, отлично, прекрасно или превосходно?! Честное слово, я не хочу никого обидеть. Даже готов заменить термин «неплохо» на «хорошо»! Но не более… Так почему?!

Дело в том, что концертмейстерство может приносить пианисту как пользу, так и наоборот. И это говорил ! «Концертмейстерство вредит пианизму» — сказал Великий музыкант. Хотя сам работал в театре перед поступлением в консерваторию и играл с листа практически все! Почему же он так сказал? Давайте сначала о плюсах концертмейстерской работы.

Польза на определенном этапе развития несомненна! Пианист начинает лучше слышать, инструмент звучать более певуче. Игра становится в каком — то смысле более свободной, чувственной и раскрепощенной. Какой же может быть вред?

А вред получается из — за очень большой нагрузки на концертмейстера. Пианисту попросту не хватает времени выучивать все партии! Перед ним ставят ноты и он должен мгновенно сориентироваться и проаккомпанировать! Вот и получается, цепонул бас, успел проиграть мелодию, а серединку как получится: частично не сыграл вообще, частично «замазал» педалью. Ничего страшного в плане аккомпанимента, при этом, не происходит. Наоборот, это гораздо лучше, чем нежели «крепкий» пианист будет по — честному играть все ноты и заглушать исполнителя.
Но вот исполнительский класс пианиста из — за этого страдает. Если так поиграть день или неделю, ничего не случится. А если так играть годами?! Да, со временем уже нет такой спешки и паники за инструментом, так как репертуар, зачастую, из года в год повторяется, и концертмейстер чувствует себя все более и более уверенно. Тем не менее, привычка играть недостаточно качественно, размыто, а порой даже небрежно, остается. Очень часто на всю жизнь…

Я даже не знаю, стоит ли сильно переживать по этому поводу нам и самим концертмейстерам. У каждого свое место. Если бы все играли первую скрипку, не было бы оркестра! Повторюсь, что гораздо лучше, когда аккомпаниатор порой играет не все ноты, иногда «грешит» педалью, но при этом хорошо слышит исполнителя, ведет его за собой, а, где это необходимо, полностью растворяется в звучании солиста. Слушатель ведь приходит на концерт послушать вокалиста (скрипача, альтиста, кларнетиста и др.), а не концертмейстера!

Напоследок приведу высказывание потрясающего музыканта и превосходного концертмейстера, доцента харьковского института искусств и Заслуженого деятеля искусств Владимира Соляникова:

— «Когда Вам говорят, как хорошо на концерте играл концертмейстер, можете быть уверены, что аккомпаниатор был очень плохой. Когда концертмейстера никто не заметил, но все вспоминают, как превосходно звучал на сцене солист — это высший пилотаж концертмейстерства!»

А все лавры достаются исполнителям. Вот такая неблагодарная профессия, концертмейстер…

Konzertmeister ) - руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной - начиная с XIX века - музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером .

Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок - традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, - например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски , по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера .

В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

Концертмейстер оперы - это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.

Примечания

Литература

Слово концертмейстер, такое похожее на два других, о которых вы можете прочесть на страницах этой книжки - капельмейстер и хормейстер - также состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. - первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися - скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер - помощник педагога - руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам - мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.


Смотреть значение Концертмейстер в других словарях

Концертмейстер М. — 1. Первый скрипач - солист симфонического или оперного оркестра. // Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра (скрипок, альтов, виолончелей). 2. Пианист-аккомпаниатор,........
Толковый словарь Ефремовой

Концертмейстер — концертмейстера, м. (нем. Konzert-meister) (муз.). 1. Звание первого скрипача в оркестре, играющего сольные партии. 2. Музыкант-акомпаниатор в оперном театре, помогающий певцам разучивать их партии.
Толковый словарь Ушакова

Концертмейстер — -а; м. [нем. Konzertmeister]
1. Руководитель группы исполнителей в оркестре (первый скрипач, первый альтист и т.п.).
2. Солист симфонического или оперного оркестра.
3. Пианист-аккомпаниатор,........
Толковый словарь Кузнецова

Концертмейстер — (нем. Konzertmeister) -1) музыкант, возглавляющий одну изструнных групп симфонического или оперного оркестра.2) Пианист,разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий........
Большой энциклопедический словарь

Концертмейстер — (нем. Konzertmeister; англ. leader, франц. violon solo).
1) Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижёра. В обязанности К. входит проверка правильности настройки всех инструментов........
Музыкальная энциклопедия