Николай александрович бердяев. Бердяев

Николай Александрович Бердяев - русский религиозный и политический философ, один из ярчайших представителей русского религиозно-философского ренессанса. Появился на свет 6 марта 1874 г. в Киеве. Будучи потомком старинного дворянского рода, был отдан на обучение в кадетский корпус, где впервые состоялось его знакомство с философией и проснулся горячий интерес к этой науке. Затем была учеба на естественном факультете Киевского университета, обучение там же на юридическом факультете, но студент Бердяев продолжал заниматься философией.

Объектом особого интереса для него являлся марксизм. Будучи аристократом по происхождению, Бердяев был революционером, бунтарем по духу. Участие в студенческих беспорядках стоило ему отчисления из университета и ссылки в Вологду в 1898 г. Дебютная его статья была обнародована в марксистском журнале в 1899 г.

По возвращении домой из вологодской ссылки в 1901 г. Николай Бердяев проникается идеями православия. В этом же году он приезжает в Петербург, где становится одним из редакторов «Нового пути» - религиозно-философского журнала. Политическая деятельность привела его к полному разочарованию, и теперь все мысли Бердяева были сконцентрированы на просвещении религиозно-культурного характера. У него сложились весьма теплые отношения с такими представителями русского ренессанса начала XX ст., как Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов. Он участвовал в написании сборника статей под названием «Вехи», в котором красной нитью проходил призыв к интеллигенции отвернуть революцию. После опубликования этого своеобразного манифеста возникает движение под названием «верховство», в котором Бердяев занимал одну из ключевых позиций вместе с С. Булгаковым, С. Франком, Л. Струве.

В 1908 г. он приезжает в Москву, где сближается с П. Флоренским и Трубецким, представлявшими т.н. православное возрождение. В 1911 г. увидела свет его первая масштабная самостоятельная работа под названием «Философия свободы». В столице Бердяев встретил Февральскую и Октябрьскую революции. Это был период напряженной душевной работы. В 1919 г. им была основана вольная академия духовной культуры, которой было суждено просуществовать до 1922 г. В 1920 г. Н.А. Бердяев стал профессором Московского университета. Отношения с новой властью не заладились. В 1920 г. его впервые арестовали, но быстро освободили по причине непричастности к делу, по которому он проходил. Второй арест опального философа в 1920 г. закончился его высылкой за пределы государства.

Осенью 1922 г. в биографии Николая Бердяева была перевернута новая страница. До 1925 г. он проживал в Берлине, после чего переехал во Францию, где до самой смерти жил в пригороде Парижа - Кламаре. По наследству ему достался небольшой дом, где проходили встречи представителей религиозных и философских кругов. Это был период очень насыщенной творческой жизни, напряженной работы интеллекта. Написанная в 1923 г. работа «Новое средневековье» сделала Николая Александровича известным в масштабах всей Европы, он активно включился в философские процессы. В 1925 г. Бердяев становится основателем и редактором журнала «Путь», который выходил вплоть до 1940 г.; являлся одним из главных идеологов Русского студенческого христианского движения, руководил его издательством.

Однако все это время Бердяев не забывал о судьбах родины; находясь во Франции, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, близко к сердцу принимал победы и поражения Советского Союза в Великой Отечественной войне. У него даже были мысли вернуться, но он не рискнул приехать в страну, где правил Сталин. Скончался Александр Николаевич Бердяев в 1948 г., 23 марта, в рабочем кабинете своего французского домика, так и не успев воплотить в жизнь замыслы, которыми он был полон даже в самые непростые времена.

Биография из Википедии

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (рус. дореф. Николай Александровичъ Бердяевъ, 18 марта 1874, имение Обухово, Киевская губерния, Российская империя - 23 марта 1948 (по другим данным, 24 марта 1948), Кламар под Парижем, Четвёртая французская республика) - русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализмa и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и (после Первой мировой и Гражданской войн) концепции нового средневековья. Младший брат поэта Сергея Бердяева. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Принадлежал к дворянской семье Бердяевых, известной своими традициями офицерской службы. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев (1837-1916), сын генерал-лейтенанта М. Н. Бердяева, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка. Мать Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, была дочерью французской графини Шуазёль-Гуфье. Супруга - поэтесса Лидия Рапп (урождённая Трушева; 1871-1945).

Образование

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 году за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 году в марксистском журнале «Die Neue Zeit» напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».

Общественная деятельность

В 1901 году вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Это направление впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в революции 1905 и 1917 годов.

Группа основателей «Союза освобождения» в 1902 г. в Германии (слева направо): Пётр Струве, Нина Струве, Василий Богучарский, Николай Бердяев и Семён Франк (внизу)

В 1903-1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе.

Желая принять какое-либо участие в освободительном движении, я примкнул к Союзу освобождения. С инициаторами Союза освобождения у меня были идейные и личные связи. Я принял участие в двух съездах за границей в 1903 и 1904 годах, на которых был конструирован Союз освобождения. Съезды происходили в Шварцвальде и в Шафгаузене, около Рейнского водопада. Красивая природа меня более привлекала, чем содержание съездов. Там я впервые встретился с либеральными земскими кругами. Многие из этих людей впоследствии играли роль в качестве оппозиции в Государственной думе и вошли в состав Временного правительства 1917 года. Среди них были очень достойные люди, но среда эта была мне чужда. В мою задачу совсем не входит писать воспоминания о Союзе освобождения, который играл активную роль перед первой русской революцией. Из деятелей Союза освобождения вышли элементы, составившие потом главную основу кадетской партии. В кадетскую партию я не вошёл, считая её партией «буржуазной». Я продолжал считать себя социалистом. Я принимал участие в комитете Союза освобождения сначала в Киеве, потом в Петербурге, но особенно активной роли по своему настроению не играл и чувствовал страшную отчуждённость от либерально-радикальной среды, большую отчуждённость, чем от среды революционно-социалистической. Иногда я вел переговоры от Союза освобождения с социал-демократами, например, с X., тогда меньшевиком, а впоследствии советским сановником, народным комиссаром и послом, с Мартовым, а также с представителями еврейского Бунда. На «освобожденческих» банкетах, которыми в то время полна была Россия, я себя чувствовал плохо, не на своем месте и, несмотря на свой активный темперамент, был сравнительно пассивен. Я себя чувствовал относительно лучше среди социал-демократов, но они не могли мне простить моей «реакционной», по их мнению, устремленности к духу и к трансцендентному.

Самопознание.

В 1913 году написал антиклерикальную статью «Гасители духа», в защиту афонских монахов.

Николай Александрович Бердяев. 1912 г.

За это он был приговорен к ссылке в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение, в результате чего, три года он провёл в ссылке в Вологодской губернии. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 году Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две - «Смысл творчества» и «Смысл истории».

Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919-1922):

Я был её председателем, и с моим отъездом она закрылась. Это своеобразное начинание возникло из собеседований в нашем доме. Значение Вольной академии духовной культуры было в том, что в эти тяжёлые годы она была, кажется, единственным местом, в котором мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры. Мы устраивали курсы лекций, семинары, публичные собрания с прениями.

Самопознание.

В 1920 году Историко-филологический факультет Московского университета избирает Бердяева профессором.

Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечён не был». Во время этого ареста, как рассказывает Бердяев в мемуарах, его допрашивали лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский.

Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобождён. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».

Жизнь в эмиграции

После отъезда 29 сентября 1922 года - на так называемом «философском пароходе» - Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером (1874-1928), Кайзерлингом (1880-1946) и Шпенглером (1880-1936). Сочинения немецкого философа Франца фон Баадера (1765-1841) - по словам Бердяева «величайшего и замечательнейшего из бёмеанцев» - привели русского эмигранта к трудам религиозного мистика, так называемого «тевтонского философа», Якоба Бёме (1575-1624).

В 1924 году он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 годы был редактором журнала русской религиозной мысли «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.

«В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные».

Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

В 1942-1948 годах был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

В 1946 году получил советское гражданство. Умер Бердяев в 1948 году за письменным столом в своем рабочем кабинете в доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.

Похоронен в Кламаре, на городском кладбище Буа-Тардьё.

Могила Николая Бердяева на кладбище Кламара (Франция; 2013).

Основные положения философии

Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. - Самопознание , гл. 11.

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», - писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления:греческую,буддийскую и индийскую философию,каббалу,неоплатонизм,гностицизм,мистицизм,космизм,антропософию,теософию и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества - свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  • царство духа,
  • царство природы,
  • объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  • трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «Божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории - это не только человеческая, но и Божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Книги

  • Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о. Н. К. Михайловском. СПб., 1901.
  • Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1907. - 233 с.
  • Sub specie aeternitalis. СПб., 1907-438 с.
  • Духовный кризис интеллигенции. СПб, 1910.
  • Философия свободы. М., Путь, 1911. - 254 с.
  • Алексей Степанович Хомяков М., Путь, 1912-252 с.
  • Душа России. М., изд. Сытина, 1915
  • Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М., 1916, - 358 с.
  • Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914-1917 . М., 1918.
  • Духовные основы русской революции (Сборник статей) (1917-1918)
  • Миросозерцание Достоевского. Прага: YMCA-Press, 1923. - 238 с.
  • Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин: «Обелиск», 1923. - 246 с.
  • Смысл истории - Берлин, Обелиск, 1923. - 268 с.
    Др. изд.: Париж: Ymca-press, 1969.
  • Новое средневековье (Размышление о судьбе России). Берлин, Обелиск, 1924.
  • Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли - Париж: Ymca-press, 1926. - 268 c.
  • Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства) (1927)
  • О назначении человека (Опыт парадоксальной этики). Париж: Современные записки, 1931. - 318 с.
  • Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Париж: Ymca-press, 1931. - 48 c.
  • Христианство и классовая борьба. Париж: Ymca-press, 1931. - 139 с.
  • О самоубийстве. - Париж, 1931. - 46 с.
  • Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи). Париж, 1934. - 84 с.
  • Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения). Париж: Ymca-press, 1934. - 187 с.
  • Дух и реальность (Основы богочеловеческой духовности) (1935)
  • Истоки и смысл русского коммунизма (на нем. 1938; на рус. 1955)
  • О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистической философии). Париж: Ymca-press, 1939. - 222 с.
  • Самопознание (Опыт философской автобиографии) (1940, изд. 1949)
  • Творчество и объективация (Опыт эсхатологической метафизики) (1941, изд. 1947)
  • Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж: Ymca-press, 1952. - 246 с. (1944-1945; на фр. 1947, на рус. 1952)
  • Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Париж, 1946. - 260 с.
  • Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947
  • Царство Духа и царство Кесаря. Париж: Ymca-press, 1951. - 165 c.
  • Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения (1946-1947; на рус. 1996)

Николай Александрович Бердяев (родился 6 (18) марта 1874, Киев — умер 23 марта или 24 марта 1948, Кламар под Парижем) — религиозный русский философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.

Русский философ и публицист. Родился 6 (18) марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет университета Святого Владимира (Киев), через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения из университета (1898). Марксистский период в его биографии оказался сравнительно коротким. Уже в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском (1901) признание марксистского историзма соседствует с критической оценкой "материализма". Участие Бердяева в сборнике Проблемы идеализма (1902) ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии. В 1904-1905 он редактирует религиозно-философские журналы "Новый путь" и "Вопросы жизни". Происходит его сближение с Д.С.Мережковским, впрочем, оказавшееся непродолжительным. В идеях последнего он в конечном счете увидит проявление "декадентства" и "религиозного сектантства". В автобиографии Самопознание, написанной в конце жизни, он скажет о духовной атмосфере, царившей в кругу идеологов "серебряного века", что это было "возбуждение", лишенное "настоящей радости". Вполне последовательная религиозно-метафизическая ориентация Бердяева нашла отражение в его работах Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные и Новое религиозное сознание и общественность (обе — 1907), а также в известной статье в сборнике "Вехи".

В годы после первой русской революции Бердяев постоянно критикует различные варианты российского радикализма, как "левого", так и "правого" толка (сборник Духовный кризис интеллигенции, статьи Черная анархия, Казнь и убийство и др.). Эпохальными, с точки зрения определения собственной философской позиции, стали для Бердяева его книги: Философия свободы (1911) и Смысл творчества (1916). Во время Первой мировой войны Бердяев, не разделяя взглядов, которые ему представлялись "крайностями" патриотизма (он спорил по этому поводу, в частности, с В.В.Розановым, С.Н.Булгаковым, В.Ф.Эрном), был далек и от настроений антигосударственных и тем более антироссийских. Итогом его размышлений этих лет стала книга Судьба России (1918, переиздана — М., 1990). Отношение к Февральской революции у него с самого начала было двойственным: падение монархии он считал неизбежным и необходимым, но и "вступление в великую неизвестность" послереволюционного будущего воспринималось как чреватое хаосом, падением в "пучину насилия". Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в размышлениях Бердяева выходит тема роковой опасности революции, приводящей к разрушению органической иерархии общественной жизни, "низвержению расы лучших", уничтожению культурной традиции (статья Демократия и иерархия, книга Философия неравенства и др.). Последовательное неприятие большевизма не помешало Бердяеву проявлять исключительную активность в послереволюционные годы: он выступал с публичными лекциями, преподавал в унивеситете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. Вся эта деятельность оборвалась в 1922, когда Бердяев был выслан за границу.

Европейскую известность принесла философу его книга Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы (Берлин, 1924). Осмысляя трагический опыт русских революций и тенденции европейского развития, Бердяев провозглашает в этой работе завершение "безрелигиозной", "гуманистической эпохи" и вступление человечества в "сакральную" эпоху "нового средневековья", характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по Бердяеву, позиции безрелигиозные уже не играют существенной роли. Любая значимая идея неизбежно принимает религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: "коммунистический интернационал есть уже явление нового средневековья". С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала "Путь" — ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья. В "Пути" публиковали свои сочинения и видные представители европейской религиозной философии (Ж.Маритен, П.Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев был активным участником европейского философского процесса, постоянно поддерживая отношения со многими западными мыслителями: Э.Мунье, Г.Марселем, К.Бартом и др. Среди наиболее значительных трудов Бердяева эмигрантского периода — О назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931), О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939), Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: Самопознание. Опыт философской автобиографии, Царство Духа и царство Кесаря, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого и др. В 1947 Бердяеву была присуждена степень доктора теологии в Кембриджском университете. Умер Бердяев в Кламаре близ Парижа 23 марта 1948.

Своеобразие философии, по Бердяеву, состоит в том, что она не сводится к системе понятий, представляет собой не столько "знание-дискурс", сколько "знание-созерцание", говорящее на языке символов и мифов. В мире символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье "царство" радикально, онтологически противостоит "царству природы"; объективация — бердяевская интуиция драматизма судьбы человека, не способного (культура — "великая неудача") выйти из пределов "царства природы"; трансцендирование — творческий прорыв, преодоление, хотя бы на миг, "рабских" оков природно-исторического бытия; экзистенциальное время — духовно-творческий опыт личной и исторической жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание "царства духа", смысл его противостояния "царству природы". Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, фактически исчерпывает позитивный аспект человеческого бытия в бердяевской метафизике и в этом отношении не знает границ: оно возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в опыте религиозном и моральном ("парадоксальная этика"), в духовном опыте личности, в ее исторической и общественной активности.

Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует "первичная", "несотворенная" свобода, над которой Бог не властен, которая "коренится в Ничто извечно". Эта же свобода, нарушая "божественную иерархию бытия", порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — "религии свободы". Иррациональная, "темная" свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа "изнутри", "без насилия над ней", "не отвергая мира свободы". Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия.

В неспособности воспринять глубочайший и универсальный трагизм христианства Бердяев был склонен усматривать коренной недостаток традиционных теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными мыслителями прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и в особенности Беме. Основное же направление европейской метафизики, восходящей к Платону, находится, по Бердяеву, в русле онтологического монизма, утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных формах) и уже потому враждебно идее человеческой свободы и соответственно персонализму. "Нужно выбирать между двумя философиями — философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием… Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности" (О рабстве и свободе человека, 1939). С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к современному философскому "онтологизму" и, в частности, к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера.

Будущий философ появился на свет в Киеве 6(18).03.1874г. Его отец - Александр Михайлович исправно служил офицером-кавалергардом, затем был предводителем киевского уездного дворянства, а позже - председателем правления земельного банка.

Мать Николая Бердяева - Алина Сергеевна - была француженкой по материнской линии, а по отцовской - русская княжна Кудашева.

Учеба

Образование Бердяев сначала получал дома, затем поступил в Киевский кадетский корпус. Вскоре он понял, что военная карьера его не привлекает.

Покинув заведение, он приступил к подготовке для поступления в университет. Он хотел заниматься философией. В Киевском университете он сначала учился на естественном факультете, но потом решил перевестись на юридический.

В 1897 году Бердяеву не повезло оказаться участником студенческих беспорядков, за что его взяли под стражу, отчислили из университета и отправили в ссылку в провинциальную Вологду.

Философские публикации

Вышедшая в 1901 году статья Бердяева «Борьба за идеализм» закрепила его переход от идей позитивизма к позициям метафизического идеализма. Как и некоторые другие философы (Булгаков, Струве), он выступал с критикой воззрений, так называемой, революционной интеллигенции. Об этом он выпустил сначала сборник статей под названием «Проблемы идеализма», затем - сборник «Вехи» и «Из глубины» (1902 - 1918).

В союзе освобождения

В 1903 г. Бердяев примкнул к организации «Союз освобождения», чтобы стать участником освободительного движения, реальной борьбы за лучшее будущее. Он продержался в этой организации до 1904 г.

Конечно, он выполнял отдельные поручения, участвовал в съездах, вел переговоры, но чувствовал себя отчужденно в этой среде. Ему более близкими казались социал-демократы, но Бердяев для них был реакционером с непростительной устремленностью к духовности, к трансцендентному.

Общественная деятельность

В 1913 г. Бердяев обратился к антиклерикальной теме в статье «Гасители духа», в которой задекларировал свой положительный взгляд на жизнь и философию афонских монахов. За это ему грозила Сибирь, но в результате он был сослан на три года в Вологодскую губернию.

Впоследствии он по-прежнему публиковал свои статьи, написал несколько книг, но, спустя время, он признавался, что для него по-настоящему ценны лишь две из них: «Смысл творчества», а также «Смысл истории».

После ссылки Бердяев много общался с литературными деятелями Петербурга, участвовал в Религиозно-философском обществе в Москве, а после стал основателем «Вольной академии духовной культуры», которая просуществовала с 1919 по 1922 год. Там читались лекции, велись семинары, устраивались публичные собрания с горячими обсуждениями проблем, связанных с развитием качественной культуры. Академия закрылась с отъездом Бердяева за границу.

В эмиграции

В 1922 г. Бердяев эмигрировал. Сначала жил в Берлине, общался с некоторыми немецкими философами (Кайзерлинг, Шелер, Шпенглер). В 1924 году уехал в Париж. Там активно участвовал в Русском студенческом христианском движении, был в числе главных его идеологов. По-прежнему много печатался, издавал журнал «Путь», был в первых рядах европейского философского процесса вместе с Мунье, Марселем, Бартом и другими.

В эмиграции произошло событие, изменившее материальное положение Бердяева в лучшую сторону: он получил небольшое наследство. Это был дом в Кламаре (близ Парижа). Теперь, когда появилось собственное жилье, Бердяев сделал традицией по воскресеньям собирать у себя друзей и единомышленников, вести беседы, обсуждать разнообразные вопросы, без опаски и предубеждения озвучивать самые противоположные мнения.

В эмиграции Бердяев все так же много работал. Написал много книг, среди которых - «Новое средневековье», «Русская идея», «Самопознание», а также большое количество других сложных философских трудов. В них он охватывал и сопоставлял идеи мировых философских и религиозных учений и направлений: греческой, буддийской и индийской философии, каббалы, неоплатонизма, мистицизма, гностицизма, космизма и других.

В 1948 году Николая Бердяева не стало. Он умер дома, в Кламаре, от инфаркта. Там же, на кладбище Буа - Тардьё, и похоронен.

Николай Александрович Бердяев. Родился 6 (18) марта 1874 года в Киеве - умер 23 марта 1948 года в Кламаре под Парижем. Русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Его старший брат Сергей - поэт, публицист и издатель.

Супруга - поэтесса Бердяева, Лидия Юдифовна (по первому браку Рапп, урождённая Трушева).

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии», - писал он впоследствии. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit», напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».

В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Это направление впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в революции 1905 и 1917 годов.

В 1903-1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе.

В 1913 году написал антиклерикальную статью «Гасители духа», в защиту афонских монахов.

За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение, в результате чего, три года он провёл в ссылке в Вологодской губернии. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две - «Смысл творчества» и «Смысл истории».

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», - писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, каббалу, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, космизм, антропософию, теософию и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества - свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

царство духа ,
царство природы ,
объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919-1922).

Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечён не был». Во время этого ареста, как рассказывает Бердяев в мемуарах, его допрашивали лично и Вацлав Менжинский.

Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобождён. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».

После отъезда 29 сентября 1922 года - на так называемом «философском пароходе» - Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом и . Сочинения немецкого философа Франца фон Баадера - по словам Бердяева «величайшего и замечательнейшего из бёмеанцев» - привели русского эмигранта к трудам религиозного мистика, так называемого «тевтонского философа», Якоба Бёме.

В 1924 году он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 годы был редактором журнала русской религиозной мысли «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.

«В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные».

Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

В 1942-1948 гг. был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Он писал о своей жизни:

«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.

Похоронен в Кламаре, на городском кладбище Буа-Тардьё.


Биография Н.А. Бердяева

Русский философ, публицист. Николай Александрович Бердяев родился 18 марта (по старому стилю - 6 марта) 1874 года в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 году Николай Бердяев поступил на естественное отделение физико-математического факультета киевского университета Святого Владимира, но в 1895 году перевелся на юридический факультет. В 1898 году (в некоторых источниках указан 1897), после ареста за участие в социал-демократическом движении, был исключен из университета. Первая книга Николая Бердяева ("Субъективизм и индивидуализм в общественной философии") вышла в печати в 1900 году. В 1900-1902 годах Бердяев был сослан в Вологду, затем в Житомир; в этот же период отошел от марксистских взглядов и постепенно стал приверженцем христианского "мистического реализма".

С 1904 года Бердяев жил в Петербурге. В 1904-1905 принимал участие в редактировании религиозно-философских журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни". В 1908 году поселился в Москве (жил до момента высылки из Советской России), где сблизился с кругом основателей "Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева". В 1911-1912, после пребывания в Италии, начинает складываться оригинальная философия Бердяева. В 1913 году Бердяев был привлечен к суду за критику политики Святейшего Синода по отношению к имяславцам (статья "Гасители духа"). Дело, отложенное из-за начала войны, было прекращено в 1917 году.

В июне 1917 года Николай Бердяев являлся одним из учредителей "Лиги русской культуры" (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве и другими). 9 августа 1917 года на частном Совещании общественных деятелей в Москве Бердяев сделал доклад об экономическом состоянии России, а 10 августа был избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Октябрьскую революцию первоначально рассматривал как несущественный эпизод. Являлся одним из основателей Всероссийского союза писателей; союз организовал библиотеку для молодежи, а затем Лавку писателей, где Бердяев работал продавцом. В 1918 году Николай Александрович Бердяев был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918-1919 организовал "Вольную академию духовной культуры", где читал лекции по философии и богословию; был ее председателем до 1922 года. Являлся лидером небольшевистской общественности. Преподавал этику слова в Государственном институте слова. В конце 1918 - начале 1919 года работал в хранилище частных архивов Главархива. В феврале 1920 года привлекался к принудительным работам. В 1920 году Николай Александрович Бердяев был арестован по делу "Тактического центра"; допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским; был освобожден. Избран профессором Московского университета. Летом 1922 года жил на даче в Барвихе, 16 августа на один день приехал в Москву и был арестован ГПУ. Через неделю его выпустили из тюрьмы на Лубянке, заставив подписать обязательство покинуть Россию, а в сентябре 1922 года Бердяев был выслан в Германию.

В Берлине Николай Александрович Бердяев организовал Религиозно-философскую академию, участвовал в создании Русского научного института, содействовал становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД). До 1924 года жил в Берлине, затем в Кламаре под Парижем. В 1925-1940 в Париже был редактором основанного им религиозно-философского журнала "Путь" – ведущего издания русской эмиграции; руководил издательством "YMCA - Press" ("Христианского союза молодежи"). В 1926-1928 устраивал межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных. В 1947 году Николай Александрович Бердяев был избран почетным доктором теологии Кембриджского университета. На Западе получил известность как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма. Умер Николай Александрович Бердяев 24 марта (в некоторых источниках указано 23 марта) 1948 года в местечке Кламар недалеко от Парижа.

Библиография
Произведения Николая Александровича Бердяева

  • "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1900; первая книга)
  • "Борьба за идеализм" (1901; статья)
  • "Мир Божий" (1901; статья), критический этюд о Н.К. Михайловском (1901)
  • "О новом русском идеализме" (статья)
  • "Вопросы философии и психологии" (1904; статья)
  • "Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906" (1907; сборник статей, печатавшихся ранее в журналах)
  • "Новое религиозное сознание и общественность" (1907; сборник статей)
  • "Духовный кризис интеллигенции" (сборник статей)
  • "Черная анархия" (напечатана в "Слове" 17 апреля 1909; статья о революции 1905-1907 - о "двух анархиях": красной и черной)
  • "Философская истина и интеллигентская правда" (1909; статья напечатана в сборнике "Вехи")
  • "Казнь и убийство" (статья)
  • "Философия свободы" (1911; публицистическая книга)
  • "Гасители духа" (1913; критическая статья о политике Святейшего Синода по отношению к имяславцам; напечатана в газете "Русская молва"; после выхода статьи Бердяев был привлечен к суду)
  • "Конец Европы" (1915)
  • "Смысл творчества" (1916; публицистическая книга)
  • "Русская Свобода" (1917)
  • "Народоправство" (1917)
  • "Судьба России" (1918, публицистическая книга)
  • "Философия неравенства" (1918; напечатана в 1923 в Берлине; публицистическая книга)
  • "Духи русской революции" (статья напечатана в сборнике "Из глубины" в 1918; издание было запрещено и опубликовано в СССР только в 1990)
  • "Смысл истории" (1923; напечатана в Берлине)
  • "Миросозерцание Достоевского" (1923; напечатана в Праге)
  • "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (1924; напечатана в Берлине)
  • "Философия свободного духа" (2 тома; 1927-1928)
  • "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931)
  • "Судьба человека в современном мире" (1934)
  • "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937)
  • "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939)
  • "Русская идея" (1946)
  • "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947)
  • "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (автобиографическая книга; вышла в печати после смерти Бердяева в 1949)
  • "Этическая проблема в свете философского идеализма" (статья)
  • "Демократия и иерархия" (статья)

Источники информации:

  • "Русский биографический словарь" rulex.ru
  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Политические деятели России 1917, Большая советская энциклопедия, Энциклопедия "Москва", Иллюстрированный энциклопедический словарь)
  • Проект "Россия поздравляет!"