Николай карамзин. Биография карамзина кратко самое главное Н м карамзин и его труды

Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря (1 декабря) 1766 года в Симбирске (сейчас Ульяновск) в дворянской семье. Начальное образование будущий литератор получил дома. Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный пансион Москвы. Параллельно Карамзин занимался активным изучением языков, посещал лекции в Московском университете.

Военная служба

В 1781 году Николай Михайлович, по настоянию отца, поступил на военную службу в Преображенский полк. В 1783 году литератор дебютировал в печати с произведением «Деревянная нога». В 1784 году краткая биография Карамзина как военного окончилась, и он ушел в отставку в чине поручика.

Ранняя литературная деятельность

В 1785 году Карамзин, биография которого резко поменяла свое направление, переезжает из родного Симбирска в Москву. Здесь литератор знакомится с Н. И. Новиковым и семьей Плещеевых. Увлекшись масонством, Николай Михайлович вступает в московский масонский кружок, где начинает тесно общаться с И. С. Гамалеей, А. М. Кутузовым. В это же время Карамзин участвует в издании первого детского журнала в России – «Детское чтение для сердца и разума».

Путешествие в Европу

В 1789 – 1790 годах Карамзин путешествовал по Европе. Писатель посетил Германию, Англию, Францию, Швейцарию, познакомился со многими известными личностями той эпохи – Ш.Бонне, И. Кантом , Ж. Ф. Мармонтелем, И. Г. Гердером, И. К. Лафатером, присутствовал на выступлениях М. Робеспьера, О. Г. Мирабо. Во время путешествия Николай Михайлович создал знаменитые «Письма русского путешественника», которые были изданы в 1791-1792 годах и принесли писателю широкую литературную известность.

Зрелое творчество. «История государства Российского»

По возвращению в Москву Карамзин продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет художественные произведения, критические статьи и заметки. В 1791 году Николай Михайлович приступает к изданию литературного «Московского Журнала», в котором впервые опубликовал повести «Бедная Лиза» , «Наталья, боярская дочь». Вскоре Карамзин выпустил несколько сентименталистских альманахов – «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». В 1802 году публикуется повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

В 1803 году император Александр I даровал Карамзину звание историографа, литератору были открыты все библиотеки и архивы.

До последнего дня жизни Николай Михайлович работал над самым главным своим трудом – «Историей государства Российского». Книга охватывает события от древнейших времен до Смутного времени и включает 12 томов. Первые восемь томов вышли в 1818 году, следующие три были опубликованы в 1821 – 1824 годах. Последняя часть «Истории…» увидела свет после смерти Карамзина.

Умер Николай Михайлович Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. Похоронен литератор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Другие варианты биографии

  • Проза и поэзия Карамзина во многом повлияли на развитие русского литературного языка, писатель первым начал использовать неологизмы, варваризмы, отошел от церковной лексики.
  • Карамзин был дважды женат. Первая жена, Е. И. Протасова, была сестрой А. И. Плещеевой. Вторая жена, Е. А. Колыванова, была внебрачной дочерью князя А. И. Вяземского.
  • Повесть «Бедная Лиза» Карамзина является наиболее ярким примером русского сентиментализма и изучается школьниками в 9 классе.
  • Карамзин был первым, кто открыл известный литературный памятник – труд Афанасия Никитина «Хождение за три моря».
  • Благодаря Карамзину в обиходе современного русского языка появились такие слова как: «моральный», «промышленность», «сцена», «катастрофа», «сосредоточить», «эстетический», «будущность», «эпоха», «гармония», «влюблённость», «занимательный», «влияние», «впечатление», «трогательный».

Тест по биографии

Попробуйте ответить на вопросы теста по краткой биографии Карамзина.

1766 , 1 (12) декабря – родился в селе Знаменское около Симбирска. Вырос в усадьбе отца – отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724–1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы.

1780–1781 – обучался в московском пансионе Шадена.

1782 – поступил на действительную службу в гвардейский Преображенский полк, после смерти отца выходит в отставку поручиком в возрасте 17 лет (по обычаю того времени Карамзин с колыбели был записан в военную службу). Уволен 1 января 1784 г.; уезжает на родину.

1784–1785 – поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н.И.Новикова.
Участвовал в издании первого русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума».

1785–1789 – член московского кружка Н. И. Новикова. Масонскими наставниками Карамзина были И. С. Гамалея и А. М. Кутузов. Выйдя в отставку и вернувшись в Симбирск, познакомился с масоном И. П. Тургеневым.

1787 – публикация перевода Карамзиным оригинального текста трагедии «Юлия Цезаря».
Написано стихотворение «Поэзия», где Карамзин выразил мысль о высокой общественной роли поэта.

1789–1790 – в «Детском чтении» опубликована первая оригинальная повесть «Евгений и Юлия» (1789).
Совершил путешествие в Западную Европу, где познакомился со многими видными представителями Просвещения (Гердером, Виландом, Лафатером и др.). Посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.

1790 , июль – возвращение из Лондона в Петербург. Знакомство с Г.Р.Державиным .

1791–1792 – публикация «Писем русского путешественника» и повести «Наталья, боярская дочь». Издаёт «Московский журнал».

1792 – публикация в «Московском журнале» повести «Бедная Лиза» (отдельное издание в 1796 г.).
Переводит памятник индийской литературы (с английского) – драму «Сакунтала», автором которой является Калидаса (1792–1793 гг.).

1803 , 31 октября – император Александр I именным указом даровал звание историографа Н. М. Карамзину с жалованием в год по две тысячи рублей ассигнациями.
Опубликована повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». .

1804 , январь – женитьба на Екатерине Андреевне Колывановой (1780–1851), внебрачной дочери князя А. И. Вяземского и графини Елизаветы Карловны Сиверс, единокровной сестре поэта П. А. Вяземского .

1811 – написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора.

1812 , 1 сентября – выехал из Москвы за несколько часов до вступления французов. Живёт с семьёй в Нижнем Новгороде.

1816 , конец января – вместе с Жуковским и Вяземским едет из Москвы в Петербург.

1818 – выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского» , трёхтысячный тираж разошёлся в течение месяца.
Звание Почётного члена Императорской Академии наук.

1821 – вышел 9-й том, посвященный царствованию Ивана Грозного.

1824 – выходят 10-й и 11-й тома, рассказывавшие о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове.

1826 , 22 мая (3 июня) – скончался в Санкт-Петербурге, не закончив работу над 12-м томом, в котором описывал события Смутного времени.

А. Венецианов "Портрет Н.М. Карамзина"

«Искал я к истине пути,
Хотел узнать всему причину…» (Н.М. Карамзин)

«История государства российского» была последним и незаконченным трудом выдающего русского историка Н.М. Карамзина: всего было написано 12 томов исследования, российская история изложена до 1612 г.

Интерес к истории появился у Карамзина ещё в молодости, но до его призвания как историка был длинный путь.

Из биографии Н.М. Карамзина

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии в семье отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. Учился в Московском университете. Короткое время служил в преображенском гвардейском полку Петербурга, именно к этому времени относятся его первые литературные опыты.

После выхода в отставку некоторое время жил в Симбирске, а затем переехал в Москву.

В 1789 г. Карамзин уезжает в Европу, где в Кенигсберге посещает И. Канта, а в Париже становится свидетелем Великой французской революции. Возвратившись в Россию, он публикует «Письма русского путешественника», которые делают его известным писателем.

Писатель

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною» (А.И. Герцен)

Творчество Н.М. Карамзина развивалось в русле сентиментализма.

В. Тропинин "Портрет Н.М. Карамзина"

Литературное направление сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) было популярно в Европе с 20-х по 80-е годы XVIII в., а в России – с конца XVIII до начала XIX в. Идеологом сентиментализма считается Ж.-Ж. Русо.

В Россию европейский сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х гг. благодаря переводам «Вертера» Гете, романов С. Ричардсона и Ж.-Ж. Руссо, которые были очень популярны в России:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин говорит здесь о своей героине Татьяне, но сентиментальными романами зачитывались все девушки того времени.

Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней.

Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эта повесть имела огромный успех у читателей, за ней последовали многочисленные подражания, но главное значение сентиментализма и в частности повести Карамзина было в том, что в таких произведениях раскрывался внутренний мир простого человека, который вызывал в других умение сопереживать.

В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.

Н.М. Карамзин – реформатор русского языка

Он обогатил русский язык многими словами: «впечатление», «влюблённость», «влияние», «занимательный», «трогательный». Ввёл в обиход слова «эпоха», «сосредоточить», «сцена», «моральный», «эстетический», «гармония», «будущность», «катастрофа», «благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный».

Его языковые реформы вызвали бурную полемику: члены общества «Беседа любителей русского слова», во главе которого стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков, придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы русского языка. В ответ на их деятельность в 1815 г. образовалось литературное общество «Арзамас» (в него входили Батюшков, Вяземский, Жуковский, Пушкин), которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Была одержана литературная победа «Арзамаса» над «Беседой», которая упрочила и победу языковых изменений Карамзина.

Карамзиным также была введена в алфавит буква Ё. До этого слова «ёлка», «ёж» писались так: «іолка», «іож».

Карамзин ввёл в русскую письменность также тире, один из знаков препинания.

Историк

В 1802 г. Н.М. Карамзин написал историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», а в 1803 г. Александр I назначил его на должность историографа, таким образом, всю оставшуюся жизнь Карамзин посвятил написанию «Истории государства российского», фактически закончив с художественной литературой.

Исследуя рукописи XVI в., Карамзин открыл и опубликовал в 1821 г. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В связи с этим он писал: «… в то время как Васко да Гамма единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара» (историческая область в Южной Индии). Кроме этого, Карамзин был инициатором установки памятника К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади и выступал с инициативой воздвижения памятников выдающимся деятелям отечественной истории.

«История государства российского»

Исторический труд Н.М. Карамзина

Это многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю с древнейших времён до правления Ивана IV Грозного и Смутного времени. Труд Карамзина не был первым в описании истории России, до него уже были исторические труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.

Но «История» Карамзина имела, кроме исторических, высокие литературные достоинства, в том числе и благодаря лёгкости письма, она привлекла к русской истории не только специалистов, но и просто образованных людей, что очень способствовало становлению национального самосознания, интереса к прошлому. А.С. Пушкин писал, что «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Считается, что в этом труде Карамзин всё-таки больше проявил себя не как историк, а как писатель:«История» написана красивым литературным языком (кстати, в ней Карамзин не употреблял букву Ё), но историческая ценность его труда безусловна, т.к. автор пользовался рукописями, которые были впервые опубликованы именно им и многие из которых до настоящего времени не сохранились.

Работая над «Историей» до конца жизни, Карамзин не успел её закончить. Текст рукописи обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612».

Работа Н.М. Карамзина над «Историей государства Российского»

В 1804 г. Карамзин удалился в усадьбу Остафьево, где полностью посвятил себя написанию «Истории».

Усадьба Остафьево

Остафьево – подмосковная усадьба князя П. А. Вяземского. Её построил в 1800-07 гг. отец поэта, князь А. И. Вяземский. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 г., после чего перешло во владение графов Шереметевых.

В 1804 г. А. И. Вяземский пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Н.М. Карамзина, который работал здесь над «Историей государства Российского». В апреле 1807 г. после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский, при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России: здесь много раз бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов, Гоголь, Адам Мицкевич.

Содержание «Истории государства российского» Карамзина

Н. М. Карамзин "История государства российского"

В ходе работы Карамзин нашёл Ипатьевскую летопись, именно отсюда черпал историк многие детали и подробности, но не загромождал ими текст повествования, а вынес их в отдельный том примечаний, которые имеют особое историческое значение.

В своём произведении Карамзин описывает народы, населявшие территорию современной России, истоки славян, их конфликт с варягами, рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении, подробно описывает все важные события российской истории до 1612 г.

Значение труда Н.М. Карамзина

Уже первые публикации «Истории» потрясли современников. Её читали взахлёб, открывая для себя прошлое своей страны. Многие сюжеты писатели использовали в дальнейшем для художественных произведений. Например, Пушкин взял из «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Карамзину.

Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.

Этатизм – это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.

Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.

Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.

Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник Н.М. Карамзину в Остафьево

Карамзин Николай Михайлович (1766 - 1826)

Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.

В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".

В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление - сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи - "Аглая" (ч. 1 - 2, 1794 - 95) и "Аониды" (ч. 1 - 3, 1796 - 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.

К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

В 1802 - 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку - "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.

В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" - величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 - 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.

1. Русский дворянский сентиментализм и творчество Карамзина

В творчестве Н.М. Карамзина нашло свое завершение одно из направлений в развитии русского дворянского сентиментализма. Эти направления можно охарактеризовать следующим образом:

первое направление, имеющее следующие характеристики:

Демократическая направленность;

Формирование в творчестве Фонвизина и затем активное развитие у Радищева;

Ориентация на реалистические тенденции западной буржуазно-демократической литературы;

Воплощение революционных стремлений демократии;

Развитие реалистических тенденций, в дальнейшем преходящих в тенденцию раннего реализма;

второе направление, имеющее следующие характеристики:

Эстетическое оправдание ухода от социальной и политической борьбы в литературе и в жизни;

Ликвидация дворянского либерализма;

Воплощение консервативного дворянского мировоззрения;

Ориентация на предромантические тенденции молодого буржуазного искусства и развитие этих тенденций в русской литературе;

Развитие в творчестве Муравьева, Львова, Нелединского-Мелецкого, и завершение в творчестве Карамзина.

2. Творческий путь и произведения Карамзина

Карамзин активно развивался и как писатель, и как сотрудник и издатель различных журналов, при этом он первым сделал литературу профессией, приносящей определенный денежный доход, так как до него все писатели занимались литературным делом, не требуя за это материального вознаграждения и не представляя это своей профессией, так как большинство из них служили на государственной службе. Творческую и литературную деятельность Карамзина составляли:

переводы для журнала "Детское чтение";

самостоятельное издание "Московского журнала", в котором печаталось множество собственных произведений Карамзина, например, повесть "Бедная Лиза", принесшая автору огромную популярность, и ода "К милости";

издание альманаха "Аглая" (1793-1794), который также включал в основном произведения самого издателя;

сборник стихотворений и повестей "Мои безделки" (1794);

стихотворный альманах "Аониды" (1796-1799);

издание журнала "Вестник Европы" (1802);

"Письма русского путешественника", которые являются важнейшим литературным произведением Карамзина и имеют следующие характеристики:

Использование жанра записок путешествий;

Показ общества и природы сквозь призму переживаний автора -путешественника, и это являлось основной установкой сентиментализма в этом жанре;

Отличие от "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, так как у Карамзина на первый план выдвинута информационная задача - конкретные сведения о культуре, искусстве, быте и жизни Запада;

Использование множества реальных наблюдений, книжных источников и материалов;

Описание объективных событий и явлений действительности через демонстрацию личного отношения автора к этим явлениям;

Главная тема - не социальная, а индивидуальная, тема личностного "Я";

повесть "Юлия" (1794), имеющая следующие характеристики:

Явилась одном из первых психологических и бытовых повестей в русской литературе;

Во многом предсказала черты и мотивы психологического романа XIX в.;

Представляет собой повесть без внешних романтических событий, описывающую личный душевный рост человека;

работа над глобальным историческим произведением "История государства Российского" (всего было создано 12 томов "Истории", которая заканчивалась на описании событий "Смутного времени");

создание неоконченной повести "Рыцарь нашего времени", в которой впервые в русской литературе была предпринята попытка изобразить психологию ребенка.

3. Литературная позиция и стиль Карамзина

Литературная позиция и стиль Карамзина отражают реорганизаторские тенденции в русской литературе, и их можно охарактеризовать следующим образом:

тесная связь с политическими взглядами Карамзина, которые сводятся к следующему:

Неприятие революции;

Склонность к монархизму;

Оправдание крепостного права;

Стремление к спокойствию и неприятие любых резких переворотов;

стремление к эстетическому преображению всех жизненных и государственных явлений — государственного устройства, жизни, смерти, любви, нищеты, героизма, подлости и др.;

сведение воедино всех элементов дворянского сентиментализма, которые были накоплены в русской литературе к концу XVIII в., что способствовало распространению литературы за пределы узкого круга интеллигенции;

преобладание тенденции консервативного дворянского мировоззрения, в то время как параллельно с развитием литературной позиции Карамзина как сентименталиста шло и развитие творчества Радищева, также являвшегося сентименталистом, но проповедующего другое его направление, выражавшее революционные стремления демократии;

деформация культа природы западных сентименталистов, что выразилось в замене реализма на идеализацию природных и жизненных явлений и в стремлении через описание природы уйти от реальной действительности и найти прекрасный повод не касаться политических вопросов в творчестве;

изображение внутреннего мира человека во всей его пестроте, случайности, нелогичности и индивидуальности;

субъективизм - основа и закон творчества, где в качестве главной темы выступает личность человека, изображение человеческой души в субъективном ее понимании;

понимание литературного произведения как отражающего не объективную реальность окружающего мира, а индивидуальность и личный характер автора;

ограничение круга анализируемых психологических явлений приятными переживаниями, которые способствовали бы обращению читателя к его собственному душевному миру;

мир искусства — это мир бегства от реальной классовой борьбы и мир хороших людей;

критерий эстетический ценности произведения — его способность создать состояние умиления и спокойствия;

обязательность демонстрации в произведении авторского отношения к излагаемым событиям, ситуациям и явлениям, а также создание ситуации диалога автора с читателем, а не поучение читателя;

главное содержание повестей Карамзина — эмоции, чувства, настроения героев, которые не анализируются и не объясняются, а служат цели создать у читателя состояние "тихой меланхолии";

введение романтики в произведение;

развитие тем бытовой повести на материале русской дворянской действительности, но эти повести не имели реалистического характера, так как не включали в себя описание объективной социальной действительности и опирались на субъективизм;

появление в произведениях разнообразных личных душевных организаций взамен одной лирической души героя-автора, и этот переход осуществляется благодаря рассказу о простых людях и их переживаниях;

отрицание необходимости придерживаться жестких жанровых норм и правил, а ориентация на поиск собственных литературных норм и приемов, необходимых для подлинного изображения переживаний и явлений;

изучение действительности не с целью ее изменения, а с целью ее познания.

4. Значение творчества Карамзина для русской литературы

По мнению большинства исследователей, творчество Карамзина имело следующее важнейшее значение для развития русской литературы:

преобразование и реформа русского языка:

Приближение к живой, естественной разговорной речи;

Выступление против церковно-славянской ориентации языка и его "высокого" стиля;

Выступление против излишнего использования старых слов и славянизмов;

Нежелание обращаться к народному, фольклорному языку, а стремление создать новый литературный язык, отличающийся простотой и естественностью изложения;

Введение изящности и жеманности с целью эстетизации языка;

Использование французской конструкции фразы и семантики, а также использование многих французских слов, и целью этого является стремление как можно ярче выразить переживание или явление, которому не находилось выражения в русском языке;

Создание новых русских слов по принципу калькирования с французских и придания старым словам нового смысла;

Сближение литературного языка с живой разговорной речью дворянства;

Стремление к приятному и легкому звучанию языка;

замена педантизма и школярства в стиле изложения на сентиментальность и светскую легкость;

привитие интереса общества к роману как изображению чувств, внутренних событий и переживаний людей, их внутренней жизни, хотя сами повести Карамзина были ложны в поэтическом отношении;

введение литературы как профессии, а не как любительства;

подготовка почвы для восприятия довольно широким кругом читателей творчества не только Жуковского, но и Пушкина;

создание "Истории государства российского", что способствовало развитию интереса молодежи к прошлому своей страны;

оказание влияния на многих литераторов своего времени и выполнение роли реорганизатора русской литературы;

ознакомление русских читателей с творчеством Шекспира через разбор его пьес в "Письмах русского путешественника";

развитие традиции романтического настроения и открытия индивидуального душевного настроения, что отрицалось канонами классицизма, а впоследствии в литературе XIX в. представлялось творческим методом лирики и прозы сначала романтизма, а затем реализма;

открытие для русской повествовательной прозы сложного психологического анализа лирического "Я" и соответственно открытие проблемы характера и психологического анализа героя, демонстрация изменяемости душевной жизни и характера героя;

узаконивание таких повествовательных жанров прозы, как повесть и новелла;

разработка жанра очерка и художественно написанной статьи;

утверждение права писателя не подчиняться жестким жанровым требованиям, а создавать новые, индивидуальные и уникальные типы произведений;

преодоление свойственного многим дворянским писателям того времени культурного сепаратизма - что наиболее ярко видно в "Письмах русского путешественника" и подготовило почву для интернационализма чисто русской культуры Пушкина.