Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работы. Его знала вся образованная Россия: скульптор Александр Опекушин Награды и звания

Этот человек никогда не жил на Тверском бульваре, но о нем говорят все, кто проходит по бульвару, кто останавливается на Пушкинской площади.

Александр Михайлович Опекушин.

Родился он 11 ноября по старому стилю 1838 года в деревушке Свечине Даниловского уезда Ярославской губернии. Не думаю, что его отец, крепостной Михайл Евдокимович Опекушин не думал, что его сынишка, записанный под № 9 в поместье надворной советницы Ольхиной, будет известным российским скульптором. Ольхиной принадлежала вся семья Опекушиных. Она отпускала крестьян на отхожий промысел, и отец скульптора был опытным лепщиком на петербургском бронзолитейном заводе англичанина Кохуна. Лепка, ремесло каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом крестьян Даниловского уезда. Михаил Евдокимович рано заметил талант сына и, с согласия своей помещицы Е.В.Ольхиной, отдает его в обучение лепкой в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.

В чужом, холодном Петербурге Опекушин работает мальчиком на побегушках в мастерской известного в то время скульптора Д.И.Иенсена. Его замечают, доверяют копировать гипсовые орнаменты. Когда умер отец Александра Михайловича, на его плечи свалилась забота о всей семье, оставленной в Ярославской губернии. Заработанные деньги Опекушин посылал родным, а оставшиеся крохи откладывал. Он хотел избавиться от крепостной зависимости, и за два года до манифеста 1861 Опекушин покупает себе свободу.

1862 стал поворотным в жизни А.М.Опекушина. Ему 24 года. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М.О.Микешин приглашает никому не известного молодого скульптора принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сентября 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий.

У подножия этого памятника помещены многочисленные фигуры русских военачальников, ученых, государственных деятелей и писателей, среди которых была фигура А.С.Пушкина. Это было первое по времени изображение поэта в монументальной скульптуре.

В то время у А.М.Опекушина было много работы, много заказов. Он делает бюст цесаревича Николая Александровича, за который получает диплом кадемика скульптуры, статую Петра Великого, бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков, памятник флотоводцу-адмиралу А.С.Грейгу в Николаеве, памятник Императрице Екатерине II в Петербурге (Опекушину принадлежат девять статуй сподвижников русской Императрицы).

И вот в 1873 году объявлен конкурс на памятник А.С.Пушкину в Москве.
Сохранились воспоминания А.М.Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Этот памятник стал событием в жизни Москвы, да и всей России.

Опекушину принадлежат и менее известные памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913).

В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 ноября 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 августа 1889 в Пятигорске. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) - самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м.

В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я.Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губернии, в начале 1920-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия.
Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал великий князь Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апреля 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи.

Александр Михайлович Опекушин родился в Ярославской губернии в семье крепостных. В 12 лет отец забрал его с собой в Петербург, где будущий скульптор, пройдя все ступени ученичества, в 1872 году за статую Петра I и бюст старшего сына Александра II цесаревича Николая получил звание академика. Более 20 лет состоял действительным членом академии. Отличавшийся огромным трудолюбием, скульптор выполнил десятки произведений разных жанров для многих городов необъятной Российской империи.

28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика родился Александр Михайлович Опекушин. Большинство знает о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но как странно устроена судьба человека в России: крепостной, сын крепостного, Александр Михайлович своим трудом смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором - Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей... и... умер 4 марта 1923 года совершенно забытый всеми в ужасающей нищете. Так советская власть отблагодарила скульптора за его Пушкина и за памятники царям России... Парадоксально?

Опекушин А.М. Памятник А.С.Пушкину в Москве

Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян уезда, где родился Александр Михайлович Опекушин. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.

Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Иенсена, ученика датского скульптора Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.



По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859—62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.

По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К. Залеман, М.А. Чижов, И.П. Шредер, Н.А. Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.


Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным.

В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создаетс я известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу Грейгу в Николаеве.

Опекушин. Памятник русскому адмиралу Грейгу в Николаеве.

Город Николаев. В 1873 году на пересечении Адмиральской и Соборной улиц был воздвигнут величественный монумент адмиралу Грейгу работы М.О.Микешина и А.М.Опекушина. Деньги на его строительство были собраны моряками и жителями Николаева. В 1922 году памятник сняли, а на его место поставили памятник вождю революции. Плиты с надписями были сброшены в Ингул, якоря и трофейные пушки переданы в Историко-археологический музей.

Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин.

Памятник Екатерине II. Санкт-Петербург. Фото 1890

В 1862 году исполнилось сто лет со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II. В ознаменование этого события по эскизу художника М. Микешина, на Александровском заводе в Петербурге была отлита скульптура императрицы. Работа Микешина была удачной: скульптура удостоилась медали на Всемирной выставке в Лондоне и понравилась императору Александру II. По первоначальному замыслу памятник Екатерине II предполагали установить в Царском селе. Но Городская дума обратилась с ходатайством о том, чтобы перенести памятник в Петербург, для него даже стразу же выбрали место - сквер перед Александринским театром

Фрагменты памятника Екатерине II. Санкт-Петербург. Фигуры выполнены скульптором Опекушиным А.М.


Монумент был открыт 24 ноября 1873 года в обстановке особой торжественности - по периметру площади установили почетный караул, от Казанского собора к памятнику направился крестный ход, был отслужен молебен, прогремел салют, вечером устроили иллюминацию. На церемонии открытия памятника присутствовала вся царская семья.

Пётр I около 1872

(Омский музей)

Скульптурный бюст «Петр I» 1 872

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных из делий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных ко мпозиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениямии так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для мо настырей и храмов.

Памятник А.П. Волынскому, А.Ф. Хрущову, П.М. Еропкину. Санкт-Петербург

Памятник М.Ю.Лермонтову. Пятигорск

16 августа 1889 года был открыт памятник М.Ю. Лермонтову, первый в России. Этому событию предшествовали долгие 18 лет, в течение которых по всей стране продолжался сбор средств для его создания. Статуя отлита в Петербурге из бронзы.



1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все", - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Александр Михайлович вспоминал: "В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, "вековечного памятника".

Неизвестный художник. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г.


Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).



Памятник Александру II в Кремле. Москва

Заложен в 1883 году

Освящен и открыт в 1898 году

Фигура царя-освободителя сброшена в 1918 году

Сень и галлерея окончательно разобраны в 1928 году

Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса».

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

Молебен перед открытием памятника Александру III

Опекушин А.М. Памятник Александру III

ПамятникВесной 1912 г в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году). В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 г отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. 15 авг 1917 г, в тревожное для России время, в ХХС состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых. Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.

Опекушин А.М. Екатерина II

Скульптура чудом уцелела в советское время. Из неё должны были изготовить 40 бюстов Карла Маркса. Спас ее скульптор Меркулов.

1917 год… Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день. Его имя даже не было упомянуто в многотомной "Истории русского искусства", хотя памятник великому поэту до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Москвы.

Статуя Екатерины II в Московской городской думе (1912)

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду".



В 1919 опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно уми рал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. "Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, - холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание - как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему!", - приводила 8 марта 1923 года ярославская газета "Крестьянский кооператор" свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова.

4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственник и. "Совершенно забыты всеми!!!", - с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина.

Памятник А.С.Пушкину был открыт в 1880 (скульптор А.Опекушин) на Страстной (Тверской) площади в Москве. На втором плане - Страстной монастырь (основан в XVII веке). Разрушен в 1937 (сейчас на этом месте кинотеатр "Пушкинский", бывший "Россия"). Памятник Пушкину в 1950 году перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону Тверской улицы (тогда улицы Горького). Репродукция открытки.

ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Опекушин, Александр Михайлович - скульптор, родился в 1840 г., сын крестьянина. Образование получил под руководством профессора Д.И. Иенсена, после чего занимался в Императорской Академии Художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы "Велизарий" и "Амур и Психея". В 1864 г. - классный художник 2 степени, в 1870 г. - классный художник 1 степени, за бюст госпожи Веймарн и медальон графа Шувалова и за семь колоссальных фигур, вылепленных для памятника императрице Екатерине II , в Петрограде, в 1872 г. - академик, за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. Из работ Опекушина, сверх упомянутых, наиболее известны: памятники адмиралу Грейгу, в Николаеве, моделированный по проекту М. Микешина, Пушкину, в Москве (1880), Лермонтову, в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому, в Хабаровске (1891; модель - в музее Александра III), Императору Александру III , в Москве, и др. В первую пору своей деятельности Опекушин произвел немало орнаментальных лепных работ для петроградских зданий и был одним из главных сотрудников Микешина по осуществлению его памятника Екатерине II (ср. XXVI, 500).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
    (1838-1923) российский скульптор. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа. Создал также памятник К. …
  • ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Михайлович , русский скульптор. Сын крепостного. Учился …
  • ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
    (1838 - 1923), российский скульптор. Памятник А.С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа, М.Ю. Лермонтову в …
  • ОПЕКУШИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
    (1838 - 1923), российский скульптор. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа, М.Ю. Лермонтову …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • ОПЕКУШИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ОПЕКУШИН в Энциклопедии фамилий:
    Довольно редкая фамилия, но в России известная: ведь именно скульптор Александр Михайлович Опекушин - автор замечательного памятника Пушкину в Москве …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • ОПЕКУШИН
    (Александр Михайлович) — скульптор, род. в 1840 г., образование получил под руководством проф. Д. Иенсена, после чего занимался в Имп. …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ОПЕКУШИН
    ОПЕЌУШИН Ал-др Мих. (1838-1923), скульптор. Участвовал в создании пам. "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …
  • ОПЕКУШИН
    (Александр Михайлович) ? скульптор; род. в 1840 г.; образование получил под руководством профессора Д. Йенсена, после чего занимался в Императорской …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.
  • ОПЕКУШИН
    Александр Михайлович (1838-1923) , российский скульптор. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа. Создал …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …

Раз уж я решил писать в своем дневнике о старых памятниках, то естественно не могу обойти вниманием и их авторов - скульпторов. Начинаю с Опекушина Александра Михайловича, автора первого в России и самого известного памятника Пушкину. Задача была: попытаться собрать вместе изображения оригинальных и воссозданных памятников работы талантливого скульптора. Вот что получилось.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (28.11.1838 — 4.03.1923), скульптор-монархист.

Действительный член Академии художеств и Императорской Археологической комиссии, академик скульптуры. Родился в с. Свечкино Даниловского у. Ярославской губ. в крепостной крестьянской семье потомственного лепщика Михаила Евдокимовича Опекушина. Крепостной. Впоследствии на заработанные деньги выкупился на волю. В 1861 г. он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с крестьянкой Евдокией Ивановной Гуськиной.
1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Опекушин участвовал в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (сделал скульптуру Петра I).

Совместной работой А. М. Опекушина, М. О. Микешина и М. А. Чижова стал петербургский памятник русской Императрице Екатерине II, установленный в сквере Александринского театра в 1873. (Опекушину принадлежат здесь девять статуй сподвижников русской Императрицы: военачальники П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А.В.Суворов, секретарь Екатерины II А. А. Безбородко, президент Академии художеств И. И. Бецкой, флотоводцы А. Г. Орлов, В. Я. Чичагов, поэт Г. Р. Державин, президент Российской академии Е. Р. Дашкова.).

Всемирную славу А. М. Опекушину принес его знаменитый памятник А. С. Пушкину в Москве, открытый в обстановке общенационального торжества 6 июня 1880. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы.

Менее известны созданные Опекушиным памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913). В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику Карлу Эрнсту Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 нояб. 1886.

Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 авг. 1889 в Пятигорске, также став неотъемлемой достопримечательностью прославленного курорта.

Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) — самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м. В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я. Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии.

Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губ., в н. 1924 по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия (в 1996).

Монархическая тема — основная в творчестве скульптора, что особенно тщательно замалчивалось в послереволюционной искусствоведческой литературе. Здесь Опекушиным созданы наиболее крупные произведения. Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия.

Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889),

Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914, сейчас на пьедестале памятника стоит местный Ильич) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.
В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено революционными вандалами. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апр. 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи. Уже в 20-е многие вехи его творческой биографии намеренно замалчивались и искажались. В официальном советском искусствоведении был создан и усиленно пропагандировался миф об Опекушине как «авторе одного гениального памятника» (Пушкину). Скромная могила скульптора находится в с. Рыбницы Ярославской обл.