Паустовский константин георгиевич краткая биография для детей. Константин Георгиевич Паустовский — о том, что видел, писал и любил

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель, член Союза писателей СССР. Его произведения считаются классикой русской литературы, переведены на многие языки мира, включены в школьную программу.

Происхождение и семья

Константин появился на свет в Москве 31 мая 1892 года, крестили мальчика на Всполье в церкви Святого Георгия.

Его дедушка по отцовской линии, Паустовский Максим Григорьевич, был казаком, служил в армии Николая I обыкновенным солдатом. В ходе русско-турецкой войны он попал в плен и привёз домой жену-турчанку. Бабушка писателя при рождении получила имя Фатьма, но после принятия христианской веры её звали Гонората. После войны дед возил из Крыма товары на Украину. Константин запомнил его кротким старичком, у которого были потрясающие синие глаза и слегка надтреснутый тенор. По вечерам дед напевал песни казаков и старинные думки, именно он привил внуку Косте любовь к украинскому фольклору.

Отец, Паустовский Георгий Максимович, 1852 года рождения, был отставным унтер-офицером II разряда, работал на железной дороге статистиком. Среди многочисленной родни имел славу человека легкомысленного, его называли фантазёром. А бабушка по материнской линии позже говорила о нём, что Георгий не имел права жениться, и уж тем более заводить детей. Он был атеист, мужчина не очень практичный, свободолюбивый, революционные настроения сочетались в нём с безумной романтикой. Тёщу все эти качества раздражали. Отец никак не мог обжиться на одном месте, семья часто переезжала. Сначала Георгий Максимович служил в Москве, затем перевёлся в город Псков, потом в Вильно, свою трудовую деятельность окончил на юго-западной железной дороге в Киеве.

Костина бабушка по материнской линии, Викентия Ивановна, жила в Черкассах, имела польское происхождение и была католичкой. Она часто брала с собою маленького внука в католический храм, что вызывало негодование отца. Мальчика храм очень впечатлял, эти вспоминания глубоко и надолго поселились в детской душе. Бабушка постоянно ходила в трауре после польского восстания 1863 года. Она говорила родным, что таким образом выражает сочувствие идее свободной Польши. Но у родственников была другая версия её траура, они считали, что во время восстания у Викентии Ивановны погиб юный жених (какой-нибудь гордый польский мятежник). С внуками бабушка была строгая, но при этом очень внимательная и добрая.

Дедушка по материнской линии служил на сахарном заводе, потом нотариусом в Черкассах. Он был человеком угрюмым и неразговорчивым, жил уединённо в своей комнатке в мезонине, внуки общались с ним редко.

Мама Паустовского, Мария Григорьевна (девичья фамилия Высочанская), 1858 года рождения, была женщиной властной. К воспитанию детей она относилась с серьёзностью и твёрдым убеждением, что только суровое и строгое обращение поможет вырастить из них «что-нибудь путное».

Так что родословная у писателя многонациональная, в его крови соединились украинские, польские, турецкие и казацкие корни.

У Константина ещё были старшие братья Вадим и Борис и сестра Галина. Оба брата писателя в один день погибли на фронтах Первой мировой войны.

Детство

Огромное влияние на становление маленького Кости как человека творческого и любящего вокруг всё прекрасное оказали родственники по материнской линии. Тётя Надя (Надежда Григорьевна – сестра матери) – красивая и юная, всегда порывистая я и весёлая, музыкально одарённая личность. Именно она научила Костю смотреть по сторонам и в каждом штрихе находить красоту. К сожалению, она очень рано умерла.

Мамин брат Иосиф Григорьевич (дети называли его дядей Юзей), несмотря на то, что имел военное образование, был неутомимым романтиком, путешественником и искателем приключений, авантюристом и непоседой. Он часто уезжал из дома, а потом неожиданно появлялся и рассказывал племянникам, как строил Китайско-восточную железную дорогу или воевал в Южной Африке против англичан в англо-бурской войне. Дядины рассказы оказали на творчество писателя Паустовского огромное влияние.

После рождения Кости семья Паустовских в Москве прожила шесть лет и в 1898 году перебралась в Киев. Когда мальчику было двенадцать лет, он стал учеником Первой киевской классической гимназии. Среди школьных предметов больше всего Константину нравилась география.

Юность

В 1908 году из семьи ушёл отец. На некоторое время Костю отправили к дяде Высочанскому Николаю Григорьевичу в город Брянск, где юноша проходил обучение в местной гимназии.

Спустя год Костя вернулся в Киев и восстановился в Александрийской гимназии. В будущем писатель неоднократно с особой благодарностью вспоминал своих учителей гуманитарных наук – психологии, истории, русской литературы и словесности. Они научили юных гимназистов с любовью относиться к литературному наследию, на чтение книг Костя тратил гораздо больше времени, чем на приготовление домашних заданий. Всё это в совокупности с подростковым возрастом, когда хочется писать стихи, глядя на красивых гимназисток с тяжёлыми косами, и ослепительной, нежной украинской весной с дурманящими ароматами цветущих каштанов, привело к тому, что парень стал писать первые лирические произведения.

Оставшись без отцовской помощи, юный Паустовский рано начал подрабатывать, он занимался репетиторством. Вскоре в Киев из Черкасс переехала бабушка, и Костя стал жить у неё. Здесь, в небольшом флигеле, он делал первые прозаические наброски, которые в скором времени начали печатать. Небольшое произведение «На воде» в 1912 году опубликовали в альманахе «Огни».

После гимназии Константин продолжил учёбу на историко-филологическом факультете Киевского Императорского университета Святого Владимира. Спустя два года он принял решение переехать к родным и перевёлся из киевского университета в московский. На летних каникулах продолжал зарабатывать в качестве репетитора.

Война и революция

В Москве Константин проживал вместе с матерью, братом и сестрой. Учёбу в университете ему пришлось прервать, так как началась Первая мировая война. Он пошёл работать на московском трамвае кондуктором и вожатым. Потом поступил на службу в санитарные поезда. В конце 1915 года перевёлся с поездов в полевой санитарный отряд, вместе с которым пришлось отступать от польского города Люблина в Белоруссию.

После гибели на войне двух братьев Константин вернулся в Москву к сестре и матери. Однако пробыл там совсем недолго, в скором времени уехал и путешествовал, точно, как когда-то его дядя Юзя. Свой рабочий путь начал в городе Екатеринославе (сейчас это украинский Днепропетровск), где трудился на Брянском металлургическом заводе. Потом перебрался на Новороссийский металлургический завод в Юзовку (сейчас это областной украинский город Донецк). Оттуда уехал в Таганрог на котельный завод. Осенью 1916 года Константин устроился в артель, выходил в Азовское море рыбачить.

С началом Февральской революции Паустовский снова приехал в Москву и устроился репортёром в газету. Октябрьскую революцию 1917 года он встретил тоже здесь, но, когда началась гражданская война, вместе с матерью и сестрой переехал в Киев. В конце 1918 года Константина призвали в украинскую армию гетмана Скоропадского, но потом власть поменялась, и он оказался в Красной Армии.

Путешествия по югу России

Когда его полк был расформирован, Паустовский вновь начал путешествовать. То ли он действительно пошёл в своего дядю Юзю, то ли сказались корни отца, который не мог долго уживаться на одном месте. Константин объездил весь юг России. Около двух лет проживал в Одессе, где работал в газетном издании «Моряк». Здесь он познакомился с молодыми, в будущем известными, советскими писателями Исааком Бабелем, Валентином Катаевым, Ильёй Ильфом, Львом Славиным, поэтом Эдуардом Багрицким. Домик, где он жил, располагался на самом берегу Чёрного моря, и Паустовский очень много писал в этот период. Однако пока не печатался, считал, что ещё недостаточно умеет владеть жанром.

Из Одессы Константин отправился на Кавказ, который объездил вдоль и поперёк – Тбилиси, Батуми, Сухуми, Баку, Джульфа, Ереван. Добрался даже до северной Персии, после чего в очередной раз в 1923 году вернулся в Москву.

Творчество

В столице Паустовский устроился на работу в российское телеграфное агентство (РОСТА) на должность редактора. В это же время она начал активно печататься, причём издавались не только его очерки, но и более серьёзные произведения. Так, в 1928 году увидел свет первый сборник Паустовского «Встречные корабли».

В 1930-х годах Константин начал журналистскую деятельность, очень много ездил по стране, сотрудничая с изданиями «Правда», «Наши достижения», «30 дней». Длительные командировки у него были в Соликамске, Калмыкии, Астрахани. Личные эмоции от путешествий и поездок писатель воплощал в очерки и художественные произведения, которые публиковались в журнале «30 дней»:

  • «Погоня за растениями»;
  • «Разговор о рыбе»;
  • «Зона голубого огня».

1931 год стал ключевым в литературной деятельности Паустовского, он закончил работу над повестью «Кара-Бугаз». После того, как она была опубликована, Константин оставил службу и полностью посвятил себя творчеству, став профессиональным писателем.

Он продолжал ездить по стране, бывал на строительстве Березниковского химкомбината и Онежского завода в Петрозаводске, совершил путешествие по Волге и Каспию, посетил царское имение Михайловское, Старую Руссу, Новгород и Псков. После каждой поездки из-под пера писателя выходили новые произведения:

  • «Судьба Шарля Лонсевиля»;
  • «Озёрный фронт»;
  • «Онежский завод»;
  • «Страна за Онегой»;
  • «Мурманск»;
  • «Подводные ветры»;
  • «Новые тропики»;
  • «Михайловские рощи».

В начале 1939 года за свои достижения в области художественной советской литературы Паустовский получил Орден Трудового Красного Знамени.

В начале Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был на Южном фронте военным корреспондентом. Но вскоре его освободили от службы, ему поручили написать пьесу о борьбе с фашизмом «Пока не остановится сердце». Писателя с семьёй эвакуировали в Алма-Ату, премьера спектакля по пьесе состоялась в городе Барнауле в апреле 1943 года.

После войны Паустовский проживал в Москве, много путешествовал по миру и писал. За свою литературную деятельность был номинирован на получение Нобелевской премии, которая в итоге досталась его соотечественнику Михаилу Шолохову.

По произведениям писателя были сняты фильмы «Северная повесть» и «Обещание счастья», а также множество мультипликационных фильмов:

  • «Растрёпанный воробей»,
  • «Кваша»,
  • «Стальное колечко»,
  • «Тёплый хлеб»,
  • «Солдатская сказка»,
  • «Корзина с еловыми шишками»,
  • «Жильцы старого дома».

Личная жизнь

Первой супругой писателя была Загорская Екатерина Степановна – дочь священника и сельской учительницы. Они познакомились во время Первой мировой войны, когда Паустовский служил санитаром, а Загорская – медсестрой. Летом 1914 года Катя жила в Крыму в небольшой татарской деревушке, где местные женщины называли её Хатидже. Так звал её и Константин, он писал о своей первой жене: «Божественная Хатидже, люблю её больше себя и мамы».

Летом 1916 года они обвенчались в маленькой церкви близ Луховиц под Рязанью. Это место было очень дорого для невесты, так как в церкви служил её отец, умерший ещё до рождения дочки. Спустя почти десять лет, в августе 1925 года, у пары появился долгожданный ребёнок – мальчик Вадим, Константин назвал сына в честь своего погибшего брата. В будущем Вадим, как и отец, занимался литературной деятельностью, писал очерки о Константине Георгиевиче, бережно хранил родительский архив, путешествовал по местам, которые описаны в произведениях отца, был консультантом в литературном музее-центре Паустовского.

В 1936 году Екатерина и Константин расстались, она сама дала ему развод, так как не смогла выдержать нового увлечения писателя полькой Валерией Владимировной Валишевской. Лера стала второй женой Паустовского и вдохновила его на многие произведения, например, в «Броске на юг» именно она является прообразом Марии.
В 1950 году Паустовский женился в третий раз на актрисе Татьяне Арбузовой. В этом браке родился сын Алексей, погибший в молодом возрасте от передозировки наркотиков.

Дед писателя Максим Григорьевич Паустовский был солдатом, а бабушка Гонората до принятия христианства носила имя Фатьма, и была турчанкой. По воспоминаниям Константина Паустовского его дед был кротким синеглазым стариком, любившим петь надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни, и рассказывавшим много невероятных, а подчас и трогательных историй «из самой что ни на есть происшедшей жизни».

Отец писателя Георгий Паустовский был железнодорожным статистиком, за которым среди родственников установилась слава легкомысленного человека, с репутацией фантазера, который, по словам бабушки Константина, «не имел права жениться и заводить детей». Он происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не уживался на одном месте, после службы в Москве жил и работал в Пскове, в Вильно и позже осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге. Мама писателя Мария Паустовская была дочерью служащего на сахарном заводе, и обладала властным характером. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей, и была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».

У Константина Паустовского были два брата и сестра. Позже он о них рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры». Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936 году.

В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Константин был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством. В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».

Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказало творчество Александра Грина. О своей юности позже Паустовский рассказывал: «Учился я в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» - русской словесности, истории и психологии. Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков. Лучшим временем - порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей - была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополе и розовых свечах старых каштанов. В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два- три стихотворения в день. В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. О рабочих, о пролетариате говорили редко. В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы - Путиловский, Обуховский и Ижорский, - как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах».

Первый небольшой рассказ Константина Паустовского «На воде», написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни» в 1912 году. После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет, летом по-прежнему подрабатывая репетиторством. Первая мировая война заставила его прервать учебу, и Паустовский стал вожатым на московском трамвае, а также работал на санитарном поезде. В 1915 году с полевым санитарным отрядом он отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Он рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии».

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году он стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики», который был опубликован в 1935 году. Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основным мотивом «Романтиков» была судьба художника, который стремился преодолеть одиночество.

Февральскую и октябрьскую революции 1917 года Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти он начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писатель уехал в Киев, куда перебралась его мать, и пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду таких же, как и он, молодых писателей. Прожив два года в Одессе, Паустовский уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию. О том времени, и своих странствиях писатель писал: «В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря, и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».

Константин Паустовский. 1930-е годы.

Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали Алексей Новиков-Прибой, одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии Михаил Булгаков и Валентин Катаев. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и других изданий, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные им в газетных очерках, воплотились позже в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз», написанной в 1932 году. История создания «Кара-Бугаза» подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского «Золотая роза» в 1955 году - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В «Кара-Бугазе» Паустовскому рассказаk о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия также поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях. Преображению исторической действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть «Колхида» в 1934 году. Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани. После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. Он по-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.

Отправившись санитаром на первую мировую войну, будущий писатель встретился с сестрой милосердия Екатериной Загорской, о которой рассказывал: «Её люблю больше мамы, больше себя... Хатидже - это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения…». Почему Хатидже? Екатерина Степановна проводила лето 1914 года в деревушке на крымском берегу, и местные татарки звали её Хатидже, что по-русски означало «Екатерина». Летом 1916 года Константин Паустовский и Екатерина Загорская обвенчались в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязани близ Луховиц, а в августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим. Он позже в течение всей жизни бережно хранил архив родителей, кропотливо собирал материалы, касавшихся родословной Паустовских - документы, фотографии и воспоминания. Он любил путешествовать по тем местам, где бывал его отец и которые были описаны в его произведениях. Вадим Константинович был интересным, самозабвенным рассказчиком. Не менее интересными и содержательными были и его публикации о Константине Паустовском - статьи, очерки, комментарии и послесловия к произведениям отца, от которого он унаследовал литературный дар. Вадим Константинович много времени как консультант посвящал литературному музею-центру Константина Паустовского, был членом общественного совета журнала «Мир Паустовского», одним из организаторов и непременным участником конференций, встреч, музейных вечеров, посвященных творчеству его отца.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались, после чего Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама, так как не могла вынести, что тот «связался с полькой», имея в виду вторую жену Паустовского. Константин Георгиевич продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Вадим Паустовский о разрыве своих родителей так написал в комментариях к первому тому произведений отца: «В «Повести о жизни» и других книгах отца отражено много событий из жизни моих родителей в ранние годы, но, конечно, далеко не все. Двадцатые годы оказались для отца очень важными. Сколь мало он печатался, столь много писал. Можно смело сказать, что тогда то и был заложен фундамент его профессионализма. Первые его книги прошли почти незамеченными, потом сразу последовал литературный успех начала 1930-х годов. И вот в 1936 году, после двадцати лет совместной жизни, мои родители расходятся. Был ли удачным брак Екатерины Загорской с Константином Паустовским? И да, и нет. В молодости была большая любовь, которая служила опорой в трудностях и вселяла веселую уверенность в своих силах. Отец всегда был скорее склонен к рефлексии, к созерцательному восприятию жизни. Мама, напротив, была человеком большой энергии и настойчивости, пока ее не сломила болезнь. В ее независимом характере непонятным образом сходились самостоятельность и беззащитность, доброжелательность и капризность, спокойствие и нервозность. Мне рассказывали, что Эдуард Багрицкий очень ценил в ней свойство, которое называл «душевная самоотверженность», и при этом любил повторять: «Екатерина Степановна - фантастическая женщина». Пожалуй, к ней можно отнести слова В.И.Немировича Данченко о том, что «русская интеллигентная женщина ничем в мужчине не могла увлечься так беззаветно, как талантом». Поэтому брак был прочен, пока все было подчинено основной цели - литературному творчеству отца. Когда это наконец стало реальностью, сказалось напряжение трудных лет, оба устали, тем более что мама тоже была человеком со своими творческими планами и стремлениями. К тому же, откровенно говоря, отец не был таким уж хорошим семьянином, несмотря на внешнюю покладистость. Многое накопилось, и многое обоим приходилось подавлять. Словом, если супруги, ценящие друг друга, все же расстаются, - для этого всегда есть веские причины. Эти причины обострились с началом серьезного нервного истощения у мамы, которое развивалось исподволь и начало проявляться именно в середине 30-х. У отца следы трудных лет тоже сохранились до конца жизни в виде тяжелейших приступов астмы. В «Далеких годах», первой книге «Повести о жизни», немало сказано о разрыве родителей самого отца. Очевидно, есть семьи, отмеченные такой печатью из поколения в поколение».

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. В окне вагона: сын писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов.

С Валерией Валишевской-Навашиной Константин Паустовский познакомился в первой половине 1920-х годов. Он был женат, она была замужем, но они оба оставили свои семьи, и Валерия Владимировна вышла замуж за Константина Паустовского, став вдохновительницей многих его произведений - например, при создании произведений «Мещерская сторона» и «Бросок на юг» Валишевская явилась прообразом Марии. Валерия Валишевская была сестрой известного в 1920-е годы польского художника Сигизмунда Валишевского, чьи работы находилось в собрании Валерии Владимировны. В 1963 году она передала более 110 живописных и графических работ Сигизмунда Валишевского в дар Национальной галерее в Варшаве, оставив у себя самые любимые.

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская. Конец 1930-х годов.

Особое место в творчестве Константина Паустовского занимал Мещерский край, где он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром и Рувимом Фраерманом. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут». Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них был «Снег», написанный в 1943 году, и «Дождливый рассвет», написанный в 1945 году, которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» в 1956 году и «Тарусские страницы» в 1961 году. В годы «оттепели» Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Александра Грина и Николая Заболоцкого.

В 1939 году Константин Паустовский познакомился с актрисой театра имени Мейерхольда Татьяной Евтеевой - Арбузовой, которая стала в 1950 году его третьей женой.

Паустовский с сыном Алешей и приемной дочерью Галиной Арбузовой.

До знакомства с Паустовским Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова. «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь - чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю...» - писал Константин Паустовский Татьяне Евтеевой. У Татьяны Алексеевны была дочь от первого брака – Галина Арбузова, а Паустовскому она родила сына Алексея в 1950 году. Алексей рос и формировался в творческой атмосфере писательского дома в сфере интеллектуальных поисков молодых писателей и художников, но не был похож на «домашнего» и избалованного родительским вниманием ребенка. С компанией художников он бродил по окрестностям Тарусы, исчезая порой из дома на два, на три дня. Он писал удивительные и не всем понятные картины, и умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков.

К.Г.Паустовский. Таруса. Апрель 1955 год.

С 1945-го по 1963-й годы Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга скитаний». В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание, и писатель начал часто путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. В 1965 году Паустовский жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других произведений. В том же 1965 году чиновникам из Советского Союза удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и добиться ее вручения Михаилу Шолохову.

Константина Паустовского большинство современных читателей знает как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания юга и средней полосы России, Причерноморья и Окского края. Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков коротких, но живописных биографий писателей, с которыми был либо хорошо знаком лично - Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий, либо тех, чье творчество особо его очаровало - Чехов, Блок, Мопассан, Бунин и Гюго. Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценимое Паустовским, жившим не в лучшее для мастера изящной словесности время. Его писательская зрелость пришлась на 1930-е и 1950-е годы, в которые Тынянов нашел спасение в литературоведении, Бахтин - в культурологии, Паустовский же - в изучении природы языка и творчества, в красотах лесов Рязанщины, в тихом провинциальном уюте Тарусы.

К.Г.Паустовский с собакой. Таруса. 1961 год.

Константин Георгиевич Паустовский умер в 1968 году в Москве и, согласно завещанию, был похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится его могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем.

О Константине Паустовском и Екатерине Загорской была подготовлена телевизионная передача из цикла «Больше, чем любовь».

В 1982 году о Константине Паустовском был снят документальный фильм «Константин Паустовский. Воспоминания и встречи».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

К.Г. Паустовский «Коротко о себе» 1966 г.
К.Г. Паустовский «Письма из Тарусы»
К.Г. Паустовский «Чувство истории»
Материалы сайта www.paustovskiy.niv.ru
Материалы сайта www.litra.ru

Паустовский Константин Георгиевич 1892-1968 известный русский писатель советских времен.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в православной мещанской семье, но детство его прошло в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии. Ещё в гимназии начал писать стихи. После окончания гимназии молодой литератор поступил в Киевский университет. Затем перевёлся в Московский. Первый сборник рассказов «Встречные корабли» был издан в 1928 году.

Еще в последнем классе гимназии, напечатав свой первый рассказ, Паустовский решает стать писателем, но считает, что для этого надо многое пройти и увидеть в жизни. С 1913 до 1929 гг сменил множество профессий: был вожатым трамвая, санитаром на санитарном поезде, учителем, журналистом. Паустовский работал на металлургическом заводе в Брянске, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. Параллельно с работой он писал свой первый роман «Романтики» с 1916 по 1923гг., опубликовал роман был в 1935 г.

В 1932 г. выходит его повесть «Кара-Бугаз», ставшая переломной. Она делает Паусовского известным писателем и основной его деятельностью становиться писать.


Паустовский писал рассказы и повести о природе средней полосы России, очерки о других странах («Живописная Болгария», «Итальянские встречи»), удивительно лиричны его литературные портреты художников, писателей разных эпох и стран (Исаака Левитана, Ореста Кипренского, Фридриха Шиллера, Ханса Кристиана Андерсена, Александра Грина и многих других). Константин Георгиевич Паустовский был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер». Много раз издавались в сборниках и отдельными книжками сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша» и другие.

Во время Великой Отечественной Войны Паустовский был военным корреспондентом, при этом писал не только для газет, но свои литературные произведения.

В середине 50-х гг. Константин Георгиевич Паустовский становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы России. Он совершает рядпоездок по странам зарубежья, в Польшу, Болгарию, Турцию, Чехословакию, Грецию, Швецию и др. В 1965 г. довольно длительный срок проживал на острове Капри.

Константин Паустовский был награжден большим количеством медалей и премий.

В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни».
Паустовский умер 14 июля 1968 в Тарусе (город в Калужской области России), где и похоронен.

Друзья эти - книги.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Паустовского Константина Георгиевича

Константин Георгиевич Паустовский родился 19(31).05.1892 в Москве. Его отец в это время служил в конторе специалистом по железнодорожной статистике, ему приходилось много ездить по стране. Он вообще имел страсть к путешествиям. Отец исколесил всю Россию и все страны Европы. Дальние предки Кости были из запорожских казаков. Бабушка писателя со стороны матери была турчанкой.

Ранние годы

Родители Константина развелись, поэтому подростку приходилось зарабатывать на жизнь самому. Будучи гимназистом, Паустовский пробовал писать, напечатал первый рассказ. Он решил приобрести больше жизненного опыта, чтобы всё знать и всё прочувствовать самому. После окончания гимназии Константин поступил в Киеве на философский факультет местного университета. Через некоторое время он перевёлся на тот же факультет, но уже в университет в Москве. Когда началась война – Первая мировая, Паустовского в армию не взяли, так как по закону тогда не брали младших сыновей. Поэтому Константин поступил работать – сначала трамвайным вожатым, затем начал трудиться санитаром, правда, в тылу. Позднее молодой человек стал ездить по стране, скитался по городам и менял работы. За короткое время он побывал в Брянске, где потрудился рабочим на заводе, потом работал в Таганроге, часто рыбачил летом на Азовском море с артелью местных рыбаков.

Послереволюционные годы

Сразу после Февральской революции Константин Паустовский вновь оказался в Москве и был свидетелем абсолютно всех московских революционных событий. Он работал простым репортёром в столичных газетах, а в свободное время писал свою первую повесть. Работая в газетах, Константин много ездил по России и провинциям бывшей Российской Империи. Он переехал в Киев и воевал в рядах Красной Армии, бесстрашно сражаясь с местными атаманами. Затем будущий писатель уехал в Одессу, там он поступил опять на работу в газету. В дружной и довольно многочисленной среде одесских писателей он познакомился с Валентином Петровичем Катаевым, Эдуардом Георгиевичем Багрицким, Исааком Эммануиловичем Бабелем и другими знаменитостями. В Одессе он не остался, уехал опять скитаться и приобретать новый опыт жизни. Прежде, чем снова оказаться в столице России, он побывал в крупных городах юга, работал в Ереване, Тбилиси и Сухуми.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Начало профессионального писательства

В 30-х годах Константин Паустовский напечатал в одном из московских издательств свою первую повесть, которая называлась «Романтики». В столице, работая редактором в РОСТА, он опубликовал сборник собственных рассказов, затем повесть под названием «Кара-Бугаз». В поездках по стране он узнавал новое и писал обо всем, что видел. Издав несколько книг, Паустовский решил посвятить дальнейшую судьбу литературному творчеству, оставил службу репортёра. Ездить по стране Константин Георгиевич не перестал, он сделал для себя открытие исконной заповедной России, в особенности Мещеры.

О Мещерском крае было им написано много рассказов. В конце 30-х годов писатель стал публиковать послемещерский цикл коротких лирических рассказов. В них писатель показывал простых людей с отстранением от повседневности и профессиональной работы, внося некоторый сентиментальный оттенок в бытовые истории. Это были рассказы о красоте и невыразимой прелести, присутствующих в каждом мгновении человеческой жизни.

Идеи творчества

Свои убеждения о писательских задачах Константин Георгиевич Паустовский изложил в философском трактате под названием «Золотая роза». Паустовский читал в литературном институте лекции студентам о мастерстве словотворчества. При этом писатель возвращался постоянно к своим выстраданным идеям в собственных произведениях. Это были идеи о вольности творчества, о невозможности привязки к канонам и законам для писателей.

Годы Отечественной войны

Во время войны Константин Георгиевич Паустовский работал в качестве военного корреспондента в нескольких армейских газетах, он много писал заметок и коротких очерков. В это время он работал над большим романом «Дым отечества». В центре романа – блокадный Ленинград. Роман был утерян, однако найден впоследствии и уже через двадцать лет опубликован.

«Повесть о жизни»

Константин Георгиевич Паустовский после войны впервые попал за границу, начав путешествовать как турист. В юности писатель уже неоднократно побывал во всех этих зарубежных странах в своём воображении. Паустовский увидел многое, написал обо всем увиденном и проникся идеей родства всех стран планеты Земля. Основное внимание он уделил напряжённой работе над серией книг, объединённых общим названием «Повесть о жизни». В пяти книгах этой серии он отразил текущую советскую действительность, работа была окончена в 1963 году. Начало повести – годы гражданской войны. В этом большом и сложном автобиографическом эпосе отразился весь лиризм, свойственный творчеству писателя, при этом он остался верен своей постоянной манере изложения и своим идеям. Строгая, принципиальная историчность была расцвечена в автобиографической серии книг лирическими и достаточно живописными подробностями. Однако как раз в историческом изображении были допущены многие неточности. Это были описания мест, где писатель не был свидетелем произошедших событий, но которые он желал изобразить как важные вехи истории. Именно в этих местах он оказался слабее как писатель, отступил от своей обычной автобиографичности. Однако эта мемуарная проза Константина Георгиевича была самой значительной, показала прошедшую эпоху в самом широком охвате. В работе над этими повестями прошли последние годы жизни Паустовского, которые он провёл в Тарусе.

Личная жизнь

Константин Георгиевич трижды был женат. Первой его супругой была Загорская Екатерина Степановна, дочь священника и учительницы. Константин и Екатерина встретились на фронте. Прекрасная история любви: он – молодой и бравый борец за мир во всем мире, смелый санитар, она – заботливая и милая медсестра… Влюбленные обвенчались летом 1916 года. В 1925 году у них родился сын Вадим.

В 1936 году супруги развелись. Причиной этому послужила новая влюбленность Паустовского – несравненная Валерия Владимировна Валишевская-Навашина, сестра знаменитого польского художника, которая чуть позже стала второй женой писателя.

Однако и Валерия не смогла раз и навсегда завоевать сердце Паустовского. В конце 1940-х годов Константин Георгиевич влюбился в третий раз. Его избранницей стала Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, театральная актриса. Татьяна Алексеевна подарила Паустовскому сына Алексея (1950 г.р.). К сожалению, юноша скончался в возрасте 26 лет от наркотической передозировки. А спустя два года отошла в мир иной и сама Татьяна…

Писатель и классик советской и русской литературы К. Г. Паустовский родился 19 мая 1892 года. И прежде чем познакомиться с его биографией, надо отметить, что он состоял в Союзе писателей СССР, а его книги были переведены на разные языки мира. С середины XX века его произведения стали изучать по русской литературе в общеобразовательных школах. Константин Паустовский (фото писателя представлены ниже) обладал множеством наград - премий, орденов и медалей.

Отзывы о писателе

Секретарь Валерий Дружбинский, работавший у писателя Паустовского в 1965-1968 годах, писал о нем в своих воспоминаниях. Больше всего его удивиляло то, что этот знаменитый писатель ухитрился прожить время, постоянно восхваляющее Сталина, не написав о вожде ни слова. Паустовский также умудрился не вступить в партию и не подписать ни одного письма или доноса, клеймящего кого-нибудь из тех, с кем он общался. И даже наоборот, когда судили писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, Паустовский открыто подержал их и положительно отозвался об их творчестве. И более того, в 1967 году Константин Паустовский поддержал письмо Солженицына, которое было обращено к IV Съезду где он требовал отменить цензуру в литературе. И уже потом смертельно больной Паустовский отправил письмо Председателю Совмина СССР А. Н. Косыгину в защиту режиссера Таганки Ю. П. Любимова с мольбой не увольнять его, и этот приказ не подписали.

Константин Паустовский: биография

Чтобы понять всю историю жизни этого удивительного писателя, можно ознакомиться с его автобиографической трилогией «Поветь о жизни». Константин Паустовский был сыном статиста железной дороги Георгия Максимовича и Марии Григорьевны Паустовских, проживавших в Москве в Гранатном переулке.

Его родословная по отцу корнями уходит к роду казацкого гетмана П. К. Сагайдачного. Ведь его дед был тоже казаком-чумаком, он-то и познакомил внука Костю с украинским фольклором, казацкими историями и песнями. Дед служил еще при Николае I и в русско-турецкую попал в плен, откуда и привез себе жену, турчанку Фатьму, которая приняла крещение в России с именем Гонораты. Таким образом, к украино-казацкой крови писателя примешалась и турецкая от его бабки.

Возвращаясь к биографии известного писателя, надо отметить, что у него были два старших брата - Борис, Вадим - и сестра Галина.

Любовь к Украине

Рожденный в Москве, Паустовский более 20 лет прожил на Украине, здесь он стал писателем и журналистом, о чем часто упоминал в своей автобиографической прозе. Он благодарил судьбу за то, что вырос на Украине, которая была ему как лира, образ которой он носил много лет в своем сердце.

В 1898 году его семья переехала из Москвы в Киев, где Константин Паустовский начинает обучение в Первой классической гимназии. В 1912 году он поступает в Киевский университет на факультет истории и филологии, где учился только два года.

Первая мировая

С началом войны Паустовский переехал опять в Москву к матери и родным, потом перешел в Московский университет. Но вскоре он прервал учебу и устроился на работу кондуктором трамвая, потом он служил санитаром в поездах-госпиталях. После гибели братьев на войне Паустовский вернулся к матери и сестре. Но опять через некоторое время уехал и работал, то на металлургических заводах Екатеринославля и Юзовска, то на котельном заводе в Таганроге или в рыбачьей артели на Азове.

Революция, гражданская война

После этого страна погрузилась в гражданскую войну, и Паустовский вынужден опять вернуться в Украину в Киев, куда уже перебрались из столицы мать и сестра. В декабре его призывали в гетманскую армию, но после смены власти - на службу в Красную армию в охранный полк, созданный из бывших махновцев. Полк этот вскоре расформировали.

Путь к творчеству

Жизнь Константина Паустовского менялась, и после он много путешествовал по югу России, затем жил в Одессе, работал в издательстве «Моряк». В этот период он познакомился с И. Бабелем, И. Ильфом, Л. Славиным. Но после Одессы он отправился на Кавказ и жил в Батуми, Сухуми, Ереване, Тбилиси, Баку.

В 1923 году Константин Паустовский опять в Москве и несколько лет работает в редакции РОСТА. Его начинают печать. В 30-х годах он опять путешествовал и работал журналистом издательств «30 дней», «Наши достижения», газета «Правда». В журнале «30 дней» опубликовались его очерки «Разговор о рыбе», «Зона голубого огня».

В начале 1931 годов по заданию РОСТА он едет в Пермский край, в Березники, на строительство химкомбината. Его очерки на эту тему вошли в книгу «Великан на Каме». В это же время он дописал начатую в Москве повесть «Кара-Бугаз», которая стала для него ключевой. Вскоре он бросил службу и стал профессиональным писателем.

Константин Паустовский: произведения

В 1932 году писатель посетил Петрозаводск и начал работать над историей завода. В итоге написаны повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Озерный фронт» и «Онежский завод». Потом были поездки по северной России, результатом стали очерки «Страна за Онегой» и «Мурманск». Через время - очерк «Подводные ветры» в 1932 году. А в 1937 году вышел в газете «Правда» очерк «Новые тропики» после поездки в Мингрелию.

После поездок в Новгород, Псков и Михайловское писатель написал очерк «Михайловские рощи», вышедший в журнале «Красная ночь» в 1938 г.

В 1939 году за литературные достижения правительство наградило Паустовского Трудовым Неизвестно точно, сколько рассказов написал Константин Паустовский, но их было предостаточно. В них он смог проффессионально передать читателям весь свой жизненный опыт - все, что он видел, слышал и пережил.

Великая Отечественная

Во время войны с фашистами Паустовский служил на линии Южного фронта. Потом он вернулся в Москву и работал в аппарате ТАСС. Но его освободили для работы над пьесой во МХАТе. И в это же время он с семьей эвакуировался в Алма-Ату. Там он работал над пьесой «Пока не остановится сердце» и эпопейным романом «Дым отечества». Постановка готовилась Московским камерным театром А. Я. Таирова, эвакуированным в Барнаул.

Почти год, с 1942 года по 1943-й, он проводил время то в Барнауле, то в Белокурихе. Премьера спектакля, посвященная борьбе с немецкими завоевателями, состоялась в Барнауле весной 4 апреля 1943 году.

Признание

В 1950 годах к писателю пришло мировое признание. У него сразу появилась возможность посетить Европу. В 1956 году его выдвинули кандидатом на Нобелевскую премию, но ее получил Шолохов. Паустовский был любимым писателем У него было три жены, один приемный сын Алексей и родные дети - Алексей и Вадим.

В конце жизни писатель долго болел астмой и перенес инфаркт. Он умер в Москве 14 июля 1968 года и был похоронен на кладбище города Тарусы Калужской области.