Сборник идеальных эссе по обществознанию. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ Отношение автора к герою в сказке

Диагностические задания к разделу «Литературная сказка»УЧИТЕЛЬ Ситуативное задание В школе объявили литературный конкурс на лучшую сказку. Аня и Ваня решили принять в нём участие. Аня долго размышляла и пришла к выводу, что новую сказку написать почти невозможно, потому что идеи сказок все уже известны. Ваня размышлял недолго и сочинил сказку: «В лесу жил Злой волк, и ему очень захотелось стать добрым. Он обратился за помощью к доброй фее, и она помогла ему стать добрым». Ваня прочитал свою сказку Ане. Девочка очень удивилась и сказала, что эти два предложения трудно назвать сказкой. (Ребята, кто, по вашему мнению, прав - Аня или Ваня? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определённых знаний и умений для убедительного представления своей позиции. - Есть ли у вас желание научиться сочинять сказку, чтобы помочь Ване?) Блок А. Обработка и пересказ народных сказок. В. Даль, В. Одоевский Снегурочка». Задание 1 (З) Учебник, ч. 2, с. 68. Объясните значение слов «сказитель», «собиратель», «автор», «литературная обработка сказки». Назовите известные вам народные сказки. Назовите известные вам авторские сказки. Задание 2 (П) Верно ли, что сказка «Журавль и цапля» не имеет автора? Задание 3 (У), с взаимопроверкой. Допишите предложение: Сказки, придуманные народом, называются__________________________________ . (народными) Собирателями народных сказок были________________________. (В. Даль, А. Афанасьев, братья Гримм) Автором сказки может быть_______________________________________. (народ, писатель) Задание 4 (З) Учебник, ч. 2, с. 70. В. Даль «Девочка Объясните значение слов «кабы», «ветошка». Назовите главную мысль сказки «Девочка Снегурочка». Назовите главных героев сказки. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Опишите внешность Снегурочки. Опишите характер Снегурочки. Расскажите об отношениях Снегурочки со стариками, с Жучкой. Расскажите о появлении Снегурочки. Расскажите, почему старик выгнал Жучку из дома. Расскажите об отношении автора к Снегурочке. Задание 5 (П) Верно ли, что за спасение Снегурочки надо благодарить лису? Верно ли, что внешность и характер Снегурочки можно считать особенностями сказки «Девочка Снегурочка»? Можно ли утверждать, что автору Снегурочка безразлична? Верно ли, что произведение В. Даля «Девочка Снегурочка» является сказкой о животных? Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (У) Проведите исследование содержания сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. В. Даль «Девочка Снегурочка» Особенности сказки Зачин Жили-были Концовка Песенные вставки Троекратные повторы Жучку простили, молоком напоили Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка, Из вешнего снегу скатана… встреча с медведем, волком, лисой; Я, девочка Снегурочка, из вешнего снега скатана, вешним снегом подрумянена… появилась Снегурочка из комочка снега собака Жучка беленькая как снежок, кругленькая как комок; вешним солнышком пригрета и нарумянена умная, разумная, такие только в сказках живут, а взаправду не бывают пожалела Жучку, испугалась волка и медведя, на уговоры лисы не поддалась Чудесные превращения Помощники Проведите исследование образа Снегурочки из сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Девочка Снегурочка Особенности героя Особенности внешности Особенности характера Отношение к другим героям Задание 7 (У) Составьте и напишите фразу-конструкт: Сказка В. Даля «Девочка Снегурочка»» имеет элементы народной сказки, потому что ________________ _____________________________ . (в ней есть зачин, концовка, песенные повторы) Девочка Снегурочка в произведении В. Даля показана__. (красивой, умной, жалостливой, благодарной) Задание 8 (З) Учебник, ч. 2, с. 75. Назовите главную мысль сказки «Снегурочка»*.Назовите героев сказки «Снегурочка». Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Опишите внешность Снегурочки. Опишите характер Снегурочки. Расскажите об отношении Снегурочки к другим героям сказки. Расскажите о поведении девушек, которые оставили Снегурочку в лесу. Расскажите о финале народной сказки «Снегурочка». * С текстом народной сказки «Снегурочка» школьники могут познакомиться дома, прочитав сказку, посмотрев мультфильм или художественный фильм. Задание 9 (П) Верно ли, что народная сказка «Снегурочка» и произведение В. Даля «Девочка Снегурочка» имеют одинаковый конец? Верно ли, что по тексту сказки «Снегурочка» можно определить отношение автора к главной героине? Можно ли Снегурочку из народной сказки назвать злой девочкой? Можно ли утверждать, что идея сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» является авторской? Обоснуйте своё мнение. Задание 10 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование содержания произведений «Снегурочка» и «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Параметры сравнения Снегурочка Автор (известен или неизвестен) Вид сказки Главная мысль сказки семейное счастье без детей не бывает Герои Снегурочка, дед, баба, девушки бытовая без дружбы на свете не прожить Снегурочка, дед, баба, Жучка, девушки, волк, медведь, лиса Девочка Снегурочка В. Даль неизвестен бытовая Превращения Повторы событий Уход героя из дома Конец сказки Внешность Характер Отношение к другим героям Особенности композиции Снегурочка появилась, вылепленная из снега, и ожила нет в лес с подружками Снегурочка превратилась в облако Особенности героя беленькая как снег; глазки, как незабудочки, светло-русая коса до пояса, одного румянцу нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле утешная и приятная, смышлёная: всё примечает и перенимает, всё разумеет, обо всём говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься; и такая она добрая, послушная и ко всем приветливая с опаской относится к окружающим: дичится подружек и прячется от солнца в тень Отношение автора к героям сказка народная, поэтому отношение автора не присутствует Снегурочка появилась из талой воды в горшочке встреча с волком, медведем, лисой в лес с подружками Снегурочка вернулась домой беленькая как снежок, кругленькая как комок, вешним солнышком пригрета и нарумянена умная, разумная, такие только в сказках живут, а взаправду не бывают милосердная: пожалела Жучку; с опаской относится к окружающим: испугалась волка и медведя, на уговоры лисы не поддалась автор сочувствует Снегурочке, любуется ею Задание 11 (У), с самопроверкой и взаимооценкой. Составьте и напишите фразу-конструкт: а) Главное отличие народной сказки «Снегурочка» от сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» заключается в том, что автор в тексте __________________________ . (проявляет своё отношение к главной героине) б) Различия народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» заключаются в том, что каждая сказка имеет_______________________ . (свою главную мысль, своих героев, свой вариант появления главной героини, своё окончание) - Выберите сказку, текст которой вы будете пересказывать, составьте сложный план сказки и перескажите её подробно. Задание 12 (У) Учебник, ч. 2, с. 70, с самооценкой. Из предложенных пословиц выберите те, которые соответствуют главной мысли народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» (б, д): а) Яблоко от яблони недалеко падает. б) Не построй семь церквей, а пристрой семь детей. в) Всяк правду ищет, да не всяк её творит. г) Друг за друга держаться - ничего не бояться. Задание 13 (З) Учебник, ч. 2, с. 76. В. Одоевский «Мороз Иванович». Назовите главную мысль сказки «Мороз Иванович».Назовите главных героев сказки «Мороз Иванович». Опишите характер Рукодельницы, Ленивицы. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Расскажите об отношении Рукодельницы к Морозу Ивановичу. Расскажите об отношении Ленивицы к Морозу Ивановичу. Назовите особенности сказки «Мороз Иванович». Расскажите об отношении автора к Рукодельнице, Ленивице. Задание 14 (П) Можно ли утверждать, что произведение В. Одоевского «Мороз Иванович» является бытовой сказкой? Верно ли, что у Ленивицы такой же характер, как у Рукодельницы? Верно ли, что автору сказки «Мороз Иванович» больше нравится Ленивица? Задание 15 (У), с самопроверкой. Проведите исследование содержания сказки «Морозко» и произведения В. Одоевского «Мороз Иванович», определите признаки народной и авторской сказок и их особенности. Параметры сравнения Автор сказки Вид сказки Главная мысль «Мороз Иванович» «Морозко» В. Одоевский волшебная каков труд, такова и награда неизвестен волшебная смирение и незлобивость вознаграждаются, а гордыня и злоба будут наказаны Признаки сказки Морозко Волшебные герои Волшебные предметы нет Превращения нет Особенности композиции Причина ухода из дома мачеха решила погубить падчерицу нужно выдержать холод Рукодельница помогает Испытания Награда Повторы событий (троекратные) Герой Внешность Характер Отношение к другим героям Злато-серебро для падчерицы; заморозил до смерти старикову дочь по три раза Морозко студит падчерицу и старикову дочь Особенности героя Падчерица весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте трудолюбивая, услужливая, кроткая уважительное: отцу и мачехе не перечит; вежливое: почтительно разговаривает с Морозко Мороз Иванович печка, золотые яблочки, снежная перина нет Рукодельница уронила ведро в колодец, отправилась за ним Морозу Ивановичу золотые монеты для Рукодельницы, ледяная сосулька для Ленивицы Рукодельница помогает печке, яблоне, Морозу Ивановичу Рукодельница нет описания умная девочка, работящая, послушная вежливое: слушается нянюшку; услужливое: выполняет все просьбы Мороза Отношение автора сказка народная, поэтому отношение автора не присутствует Ивановича сочувствует Рукодельнице, восхищается её трудолюбием, любуется ею Задание 16 (У) Учебник, ч. 2, с. 76, с самооценкой. Составьте сложный план пересказа сказки «Мороз Иванович» и перескажите её подробно**. Задание 17 (У) Из предложенных мудрых высказываний выберите то, которое, по вашему мнению, отражает тему сказки «Мороз Иванович» (а) и «Морозко» (в): а) Труд избавляет человека от трёх главных зол: скуки, порока и нужды. б) Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. в) Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. г) Благополучие рождает друзей, несчастие их испытывает. Задание 18(У) Выберите героя народной сказки «Морозко» или авторской сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», который вам особенно понравился, и составьте фразу- конструкт: Я хотел(а) бы быть похожим(ей) на ________________________ , потому что ______________________. *Алгоритм работы с текстом сказки дан в ТК № 2 для 2-го класса. ** Алгоритм составления сложного плана дан в ТК № 3 для 3-го класса. Диагностические задания: 1. Определите фамилии авторов и подчеркните тех, кто собирал и обрабатывал сказки: В. Даль, Н. Носов, В. Одоевский, С. Маршак, И. Крылов, Л. Толстой. 2. Составьте и напишите фразу-конструкт: В. Даль изменил конец сказки «Снегурочка», потому что_______________________________________ 3. Закончите предложение: Авторское отношение к герою произведения можно определить по_____________________________ Блок Б. Авторская сказка. Д. Мамин-Сибиряк, Ю. Коваль Задание 1 (З) Учебник, ч. 2, с. 86. Назовите главную мысль «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Назовите главных героев сказки. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Назовите черты характера Воробья Воробеича, Ерша Ершовича, Яши. Объясните значение выражений «жили душа в душу», «моё дело правое». Расскажите о дружбе Воробья Воробеича и Ерша Ершовича. Опишите трудности, которые преодолевали Ёрш и Воробей. Назовите причину ссоры Воробья и Ерша. Расскажите, как Яша рассудил Воробья и Ерша. Расскажите об отношении автора к Воробью и Ершу. Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» - волшебная сказка? Верно ли, что выражение «жили душа в душу» означает «жили в одном доме»? Можно ли утверждать, что автор сочувствует Воробью и Ершу? Задание 3 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и запишите результаты в таблицу. Параметры исследования «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Д. Мамин-Сибиряк о животных Воробей Воробеич, Ёрш Ершович, Яша Автор Вид сказки Главные герои Особенности композиции ссора нет награду получили все птицы и рыбы Испытания (беда) Повторы Награда Составьте и напишите фразу-конструкт: «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» - это сказка о животных, потому что___________ . (главные герои - животные, животные наделены человеческими качествами) Задание 4 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и запишите результаты в таблицу. Параметры сравнения Внешность героя Характер героя Отношения с другими героями Особенности героев сказки Воробей задиристый весёлый, озорной, задиристый дружит с трубочистом Яшей, поссорился с Ершом из-за червяка, мириться не хочет смеётся над Воробьём Ёрш сонный грустный, спокойный, сонный дружил с Воробьём, съел его червяка, обвинил Воробья в обмане смеётся над Ершом Отношение автора к герою Допишите предложения: Главные герои сказки Воробей и Ёрш обладают такими человеческими качествами, как__________. (задиристость, неумение разрешить спор) Автор «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» хотел научить читателей ____________ . (дружить, не ссориться по пустякам, делиться друг с другом радостью и печалью) Сообщение учителя Алгоритм описания образа литературного героя Чтобы описать образ литературного героя, надо: 1. Определить героя произведения. 2. Описать внешность героя, опираясь на текст произведения. 3. Описать настроение героя, его речь и характер по поступкам, используя текст произведения. 4. Описать отношение героя к другим персонажам произведения. 5. Описать поступки героя, которые вам особенно нравятся. 6. Описать отношение автора к герою, используя фрагменты текста. Например: Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». 1. Герой - трубочист Яша из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про 2. Молодой бесстрашный паренёк, любит сидеть на краю трубы или на коньке дома. 5. Трубочист Яша справедливый - по совести разбирал ссору между Воробьём 6. Автор относится к Яше с уважением за его трудолюбие и справедливость. Воробьём, кормит его хлебными крошками. Яша хотел помирить Воробья и Ерша. и Ершом и вынес честное решение. Изображает его позитивным: Яша сидит на бережку, всем довольный, и смеётся. Образ литературного героя трубочиста Яши: молодой, весёлый, доброжелательный, заботливый, миролюбивый, справедливый, позитивный. 3. Яша весёлый - во время работы напевает песенки. Разговаривает со всеми по-доброму: «Ну, братцы, что расшумелись?»; посмеивается над Ершом и Воробьём: «Ты птица? Значит, живёшь в небе, я так говорю?» Яша трудолюбивый - всё время печки чистит, неунывающий - уронил краюшку хлеба в воду и не жалуется. 4. Трубочист Яша доброжелательный, заботливый, миролюбивый. Он дружит с Задание 4 (З) Расскажите алгоритм составления рассказа о литературном герое. Задание 5 (П) Верно ли, что для описания образа литературного героя достаточно описать его поступки? Можно ли утверждать, что высказывания героя позволяют определить его характер? Верно ли, что образ литературного героя не зависит от авторского отношения к нему? Задание 6 (У), с взаимооценкой. Выберите героя «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и опишите его образ, используя алгоритм. Задание 7 (З) Составьте сложный план пересказа и перескажите сказку от лица Алёнушки. Задание 8 (У) Напишите свою сказку о дружбе животных. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _______ Задание 9 (З) Учебник, ч. 2, с. 120. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». Объясните значение выражений «служить по совести», «служить по душе». Назовите главную мысль «Сказки о серебряном соколе». Назовите героев сказки. Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму*. Расскажите о том, как служил Солдат у нечистого. Расскажите об испытаниях Солдата. Назовите особенности «Сказки о серебряном соколе». Расскажите об отношении Солдата к берёзовой девушке. Расскажите об отношении автора к Солдату. Задание 10 (П) Можно ли утверждать, что «Сказка о серебряном соколе» - сказка о животных? Верно ли, что «служить по совести» значит нести службу за плату? Можно ли утверждать, что автор относиться к Солдату безразлично? Верно ли, что Солдат вредный и несговорчивый? Верно ли, что соколы наказали Солдата за службу у нечистого? Задание 11 (У) Творческая тетрадь, с. 53. Составьте рассказ о Солдате, используя алгоритм. Задание 12 (У), с взаимооценкой. Составьте план для пересказа, выберите интонацию и перескажите «Сказку о серебряном соколе» от лица Солдата. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _____ Задание 13 (У) Составьте и напишите волшебную сказку так, чтобы были использованы композиция, признаки и особенности волшебной сказки. *Алгоритм работы с текстом сказки дан в ТК № 7 для 2-го класса. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____ 1. Из предложенных пословиц выберите ту, которая соответствует главной мысли «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»: Диагностические задания: а) Не делай другому того, чего себе не желаешь. б) Сила хорошо, а ум лучше. в) И велик - да дик, и мал - да удал. 2. Внесите изменения в план «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»: 1) Ссора. 2) Трудяга бекасик. 3) Дружба Воробья и Ерша. 4) Совет Алёнушки. 5) Общие радости и общие неприятности. 6) Яша разбирает «дело по совести». 3. Выберите из текста «Сказки о серебряном соколе» и напишите: зачин: _________________________________________________жил солдат, служил солдат; народные слова и выражения: _________________путь-дорога, сослужи-ка, здорово, сполнил; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ______________солдатик, берёзка, братик; сравнения ________________________________ глаза, как чернины; глаза, как медь; воля серебряная Диагностические задания к разделу «Литературная сказка» Блок А. Обработка и пересказ народных сказок. В. Даль, В. Одоевский Задание 3 (У), с взаимопроверкой. Допишите предложение: Сказки, придуманные народом, называются___________________________________________________ Собирателями народных сказок были________________________________________________________ Автором сказки может быть_________________________________________________________________ В. Даль «Девочка Снегурочка». Задание 6 (У) Проведите исследование содержания сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Особенности сказки Зачин Концовка Песенные вставки Троекратные повторы Чудесные превращения Помощники В. Даль «Девочка Снегурочка» ___________________________________________ ___________________________________________ _ ___________________________________________ ___________________________________________ _ ___________________________________________ ___________________________________________ _ Проведите исследование образа Снегурочки из сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Особенности героя Особенности внешности Особенности характера Отношение к другим героям Задание 7 (У) Девочка Снегурочка ____________________________________________ ____________________________________________ _ ____________________________________________ _ Составьте и напишите фразу-конструкт: Сказка В. Даля «Девочка Снегурочка»» имеет элементы народной сказки, потому что ________________ _________________________________________________________________________________________ _ Девочка Снегурочка в произведении В. Даля показана___________________________________________ ____________________________ ____________________________ Задание 10 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование содержания произведений «Снегурочка» и «Девочка Снегурочка» и запишите результаты в таблицу. Параметры сравнения Снегурочка Автор (известен или неизвестен) Вид сказки ____________________________ _____________________________ Главная мысль сказки ____________________________ _____________________________ Герои ___________________________ _____________________________ Особенности композиции ____________________________ _ Девочка Снегурочка Превращения ____________________________ Повторы событий ____________________________ _ _____________________________ _ Уход героя из дома ____________________________ _ _____________________________ _ Конец сказки ____________________________ _____________________________ Внешность Характер Особенности героя ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ _ ____________________________ _ ____________________________ ____________________________ ____________________________ _ Отношение к другим героям ____________________________ _ _____________________________ _____________________________ _ _____________________________ _ _____________________________ _ ____________________________ _____________________________ _ _____________________________ _ _____________________________ _ _____________________________ _ Отношение автора к героям ____________________________ ____________________________ Задание 11 (У), с самопроверкой и взаимооценкой. Составьте и напишите фразу-конструкт: а) Главное отличие народной сказки «Снегурочка» от сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» заключается в том, что автор в тексте ____________________________________________________________________ б) Различия народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» заключаются в том, что каждая сказка имеет__________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _ Задание 12 (У) Учебник, ч. 2, с. 70, с самооценкой. Из предложенных пословиц выберите те, которые соответствуют главной мысли народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» а) Яблоко от яблони недалеко падает. б) Не построй семь церквей, а пристрой семь детей. в) Всяк правду ищет, да не всяк её творит. г) Друг за друга держаться - ничего не бояться. В. Одоевский «Мороз Иванович». Задание 15 (У), с самопроверкой. Проведите исследование содержания сказки «Морозко» и произведения В. Одоевского «Мороз Иванович», определите признаки народной и авторской сказок и их особенности. Параметры сравнения Автор сказки Вид сказки Главная мысль «Мороз Иванович» «Морозко» ____________________________ ____________________________ ___________________________ ___________________________ Признаки сказки Волшебные герои Волшебные предметы ____________________________ Превращения _ _____________________________ Причина ухода из дома Испытания Награда Особенности композиции ____________________________ _____________________________ ____________________________ _ ___________________________ ____________________________ _ _____________________________ _ Повторы событий (троекратные) ____________________________ ____________________________ _____________________________ _____________________________ Герой Особенности героя Внешность Характер Отношение к другим героям Отношение автора ____________________________ _____________________________ ____________________________ _____________________________ _ ____________________________ _ ____________________________ ____________________________ _ ____________________________ _ _____________________________ ____________________________ _____________________________ _____________________________ _ Задание 16 (У) Учебник, ч. 2, с. 76, с самооценкой. Составьте сложный план пересказа сказки «Мороз Иванович» и перескажите её подробно**. Задание 17 (У) Из предложенных мудрых высказываний выберите то, которое, по вашему мнению, отражает тему сказки «Мороз Иванович» и «Морозко» а) Труд избавляет человека от трёх главных зол: скуки, порока и нужды. б) Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. в) Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. г) Благополучие рождает друзей, несчастие их испытывает. Задание 18(У) Выберите героя народной сказки «Морозко» или авторской сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», который вам особенно понравился, и составьте фразу- конструкт: Я хотел(а) бы быть похожим(ей) на ________________________ , потому что _______________________ _________________________________________________________________________________________. Диагностические задания: 1. Определите фамилии авторов и подчеркните тех, кто собирал и обрабатывал сказки: В. Даль, Н. Носов, В. Одоевский, С. Маршак, И. Крылов, Л. Толстой. 2. Составьте и напишите фразу-конструкт: В. Даль изменил конец сказки «Снегурочка», потому что_______________________________________ ______________________________________________________________________________________ 3. Закончите предложение: Авторское отношение к герою произведения можно определить по_____________________________ _______________________________________________________________________________________ Блок Б. Авторская сказка. Д. Мамин-Сибиряк, Ю. Коваль Задание 3 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и запишите результаты в таблицу. Параметры исследования «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Автор Вид сказки Главные герои __________________________________________ Испытания (беда) Повторы Награда Особенности композиции ___________________________________________ Составьте и напишите фразу-конструкт: «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» - это сказка о животных, потому что_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Задание 4 (У), с взаимопроверкой. Проведите исследование «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и запишите результаты в таблицу. Ёрш Особенности героев сказки Воробей Параметры сравнения Внешность героя Характер героя Отношения с другими героями ____________________________ _ ____________________________ _ __________________________ __________________________ Отношение автора к герою Допишите предложения: Главные герои сказки Воробей и Ёрш обладают такими человеческими качествами, как_____________ _________________________________________________________________________________________ _ Автор «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» хотел научить читателей ____________ ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Сообщение учителя Алгоритм описания образа литературного героя Чтобы описать образ литературного героя, надо: 1. Определить героя произведения. 2. Описать внешность героя, опираясь на текст произведения. 3. Описать настроение героя, его речь и характер по поступкам, используя текст произведения. 4. Описать отношение героя к другим персонажам произведения. 5. Описать поступки героя, которые вам особенно нравятся. 6. Описать отношение автора к герою, используя фрагменты текста. Например: Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». 1. Герой - трубочист Яша из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про 2. Молодой бесстрашный паренёк, любит сидеть на краю трубы или на коньке дома. 3. Яша весёлый - во время работы напевает песенки. Разговаривает со всеми по-доброму: «Ну, братцы, что расшумелись?»; посмеивается над Ершом и Воробьём: «Ты птица? Значит, живёшь в небе, я так говорю?» Яша трудолюбивый - всё время печки чистит, неунывающий - уронил краюшку хлеба в воду и не жалуется. 4. Трубочист Яша доброжелательный, заботливый, миролюбивый. Он дружит с 5. Трубочист Яша справедливый - по совести разбирал ссору между Воробьём 6. Автор относится к Яше с уважением за его трудолюбие и справедливость. Воробьём, кормит его хлебными крошками. Яша хотел помирить Воробья и Ерша. и Ершом и вынес честное решение. Изображает его позитивным: Яша сидит на бережку, всем довольный, и смеётся. Образ литературного героя трубочиста Яши: молодой, весёлый, доброжелательный, заботливый, миролюбивый, справедливый, позитивный. Задание 6 (У), с взаимооценкой. Выберите героя «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» и опишите его образ, используя алгоритм. Задание 7 (З) Составьте сложный план пересказа и перескажите сказку от лица Алёнушки. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ____ Задание 8 (У) Напишите свою сказку о дружбе животных. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _______ Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». Задание 11 (У) Творческая тетрадь, с. 53. Составьте рассказ о Солдате, используя алгоритм. Задание 12 (У), с взаимооценкой. Составьте план для пересказа, выберите интонацию и перескажите «Сказку о серебряном соколе» от лица Солдата. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _____ Задание 13 (У) Составьте и напишите волшебную сказку так, чтобы были использованы композиция, признаки и особенности волшебной сказки. *Алгоритм работы с текстом сказки дан в ТК № 7 для 2-го класса. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____ 1. Из предложенных пословиц выберите ту, которая соответствует главной мысли «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»: Диагностические задания: а) Не делай другому того, чего себе не желаешь. б) Сила хорошо, а ум лучше. в) И велик - да дик, и мал - да удал. 2. Внесите изменения в план «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»: 1) Ссора. 2) Трудяга бекасик. 3) Дружба Воробья и Ерша. 4) Совет Алёнушки. 5) Общие радости и общие неприятности. 6) Яша разбирает «дело по совести». 3. Выберите из текста «Сказки о серебряном соколе» и напишите: зачин: ____________________________________________________________________________________ народные слова и выражения: _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _ слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________ сравнения _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 Коллектив авторов

Читательская лаборатория Как определить авторское отношение к герою

Читательская лаборатория

Ты недавно прочитал произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Название сразу обращает наше внимание на главного героя произведения.

Правило первое. Чтобы правильно определить отношение автора к герою, необходимо сначала проследить, есть ли в тексте прямые авторские оценки героя и его поступков, отметить прямые авторские выводы и комментарии, относящиеся к герою.

В произведении Н. В. Гоголя прямых авторских оценок героя немало: «Бульба упрям был страшно»; «неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Автор неоднократно подчеркивает в Тарасе силу духа, мужество, любовь к отчизне: «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». Такая авторская характеристика, безусловно, говорит о том, что Тарас не просто главный герой произведения, он – герой, защитник Русской земли.

Перечитаем эпизод казни Тараса Бульбы: «Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки…» Жалость, сострадание к герою чувствует читатель, восхищаясь его мужеством и верностью духу товарищества. Прямой авторский вывод усиливает и дополняет наше понимание отношения автора к своему герою: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Правило второе. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти авторскую характеристику поведения героя.

Однако отношение автора к герою не всегда выражается прямо и формулируется четко. Чаще авторская оценка, авторское отношение скрыты в повествовании и выражены лишь косвенно. И нужно много потрудиться, чтобы тайна авторского отношения открылась читателю.

Правило третье. Найди в тексте эпизоды, в которых о герое говорят другие персонажи. Определи отношение этих персонажей к герою.

Перечитай эпизод выборов Тараса атаманом. Найди оценку героя другим персонажем. «Нет из нас никого равного ему в доблести», – говорит «старейший годами» Касьян Бовдюг. Герой до последней минуты остается верен высокой доблести. Постоянство, вера, верность героя, несомненно, вызывают симпатии автора к герою, что и показано читателю через отношение к нему других персонажей.

Правило четвертое. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти, если есть в тексте, слова, высказывания, монологи героя. Речь героя не только характеризует самого героя, но может косвенно выражать авторское отношение к нему.

Чистота помыслов, сердца, мощь и сила духа слышны в речах Тараса. И автор им любуется, говоря о «молодой жемчужной душе» героя.

Сравни их со словами Тараса: «…Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…» Идеалы Андрия – личные, хотя у него чувствительная и нежная душа, он мужествен и прекрасен. Рыцарство Андрия – служение прекрасной полячке. А для Тараса и Остапа рыцарь – это защитник Русской земли. Идеал Тараса – Запорожская Сечь, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы», товарищество, защита Родины и веры. На основе сравнения высказываний персонажей, их поступков также можно сделать вывод об авторском отношении к герою.

Правило пятое. Постарайся найти в произведении сопоставление героя с другими персонажами, если оно присутствует. Это важно для углубления нашего понимания авторского отношения к герою произведения.

Как правило, в произведении дан портрет главного героя. Через описание внешности автор выражает свое отношение к герою.

Правило шестое. Найди портрет героя, отметь характерные детали, позволяющие сделать вывод об авторском отношении к нему.

Портрет Тараса Бульбы дан в самом начале повествования. Авторские описания внешности главного героя небольшие по объему, это скорее детали, но они также говорят нам об авторском отношении.

Перечитай: «…Слеза тихо округлилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». О каком отношении автора к своему герою может рассказать эта деталь портрета Тараса? В своем повествовании автор употребляет устаревшее в русском языке слово «зеницы», причем ставит его в единственном числе, в котором это слово не употреблялось. И это, конечно, не ошибка автора. Слеза «округлилась», навернулась «тихо» только в одном глазу героя: мужественный Тарас плачет, вспоминая молодость и своих умерших товарищей, плачет скупо, по-мужски. Употребление устаревшего слова выражает отношение автора к герою.

Подчеркивая его физическую силу («Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»), автор отмечает и глубину чувств старого козака, мужественного бойца, хотя он ехал, уныло понурив «поседевшую голову». Авторский вывод, в котором автор прямо выражает свое отношение к герою как одному из защитников Русской земли, подготовлен краткой, но очень емкой портретной характеристикой: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». И тогда читателю становится понятно, почему для Тараса его родной сын, предавший веру, товарищество, Отечество, становится «подлой собакой». «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей!» – с горечью и болью пишет о предателе автор. Прямая авторская оценка поступка героя здесь подчеркивает, что страсть Андрия стала разрушительной, расторгла кровные, товарищеские узы, привела к отступничеству от Отечества и веры. У читателя складывается впечатление об отрицательном отношении автора к нему.

Правило седьмое. Если образ героя «похож» на образ какого-либо персонажа (постарайся вспомнить!) другого произведения искусства, то этим также выражается авторское отношение к герою.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей Если ты спросишь у своих родителей, похожи ли твой учебник литературы и учебник, по которому учились они, то узнаешь, что очень похожи. И в том и в другом собраны лучшие произведения русской и зарубежной

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения Ты можешь удивиться, что с тобой, пятиклассником, я начинаю разговор о том, как научиться читать: ты уже умеешь это делать. Это действительно так. Ты можешь прочитать художественное

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы Самое интересное и увлекательное при изучении литературы – это чтение. Отвечать на вопросы к тексту художественного произведения тебе, наверное, нравится меньше, но Автор всякий раз предлагает это делать.

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Читательская лаборатория Как научиться сопоставлять два произведения Читая сказки, фольклорные и литературные, ты обратил внимание на сходство некоторых из них: немецкой народной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина,

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения Часть художественного произведения, которая обладает относительной самостоятельностью, рассказывает о конкретном событии, происшествии, связана по смыслу с содержанием произведения в

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Читательская лаборатория О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении Ты уже знаешь, что в литературе персонажи очень часто разговаривают между собой. Ты можешь встретить в художественном тексте прямую речь: монологи и диалоги персонажей. Но мы помним, что

Из книги автора

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения? Скоро закончится учебный год. Ты многому научился за это время. Ты теперь умеешь читать произведения художественной литературы, а главное, – любишь их читать. Ты уже

Из книги автора

Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения Главное отличие литературы от фольклора состоит в том, что это – авторское творчество, воплощающее нравственно-эстетический идеал конкретного человека. Напомним, фольклорное

Из книги автора

Читательская лаборатория Как определить основную тему произведения Как бы ты ответил на вопрос «О чем баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?». Ответы могут быть самыми разными: произведение о ратных подвигах князя Олега, о мудрости кудесников, о смерти князя Олега

Из книги автора

Читательская лаборатория Как написать отзыв о прочитанном произведении Когда читателю понравилась прочитанная книга, ему очень хочется рассказать о ней друзьям, родителям, знакомым. Как сделать этот рассказ интересным? Для этого нужно знать несколько правил.Отзыв о

Из книги автора

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения Ты получил задание пересказать произведение. Уточни задание, потому что пересказывать можно и сюжет, и фабулу. Это разные виды пересказа. Если ты будешь кратко рассказывать о том,

Из книги автора

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции Композиция – организация повествования, построение литературного произведения, последовательность в нем основных эпизодов сюжета.Первое правило. Чтобы научиться характеризовать

Из книги автора

Читательская лаборатория Как услышать в художественном произведении голос автора При различении литературы и фольклора как видов словесного творчества центральными понятиями становятся «автор», «авторский идеал» и «авторская позиция». Независимо от того, какую форму

Из книги автора

Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр Ты уже знаком с таким понятием, как «музыка стиха», и знаешь, что, как правило, каждое стихотворение обладает своим метром (размером). Причем два стихотворения, написанных одним метром (например,

Из книги автора

Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение Постижение читателем авторского замысла вне текста невозможно. Текст художественного произведения – основа понимания авторского идеала, поэтому работа читателя требует постоянного

Из книги автора

Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера Вы уже знаете, что у писателя много способов характеристики героя: это и его имя, портрет, поступки, история жизни, его речь и др. Есть и еще один способ – интерьер, внутреннее убранство дома,

В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

Проблематика:
⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью;
⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

Сказочный зачин:
«Жили да были два генерала … »

Завязка:

Два генерала оказываются на необитаемом острове.

Кульминация:

Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

Развязка:

«Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик —
«рюмку водки да пятак серебра».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание
совсем ещё не готово к свободе.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание.
⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Сочетание реального и фантастического : на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп.
⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой.
⦁ Смешанный стиль речи : фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова.
⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?

Ст. Рассадин, Б. Сарнов

А как же отрицательные герои?..

Неужели, описывая каждого своего героя, даже отрицательного, писатель обязательно хоть немножко описывает себя?
Однажды примерно такой же вопрос задали известному советскому писателю Юрию Олеше.
Олеша написал роман "Зависть", главным героем которого был Николай Кавалеров, довольно пошлый человек, одержимый злобной, исступленной завистью. Кавалеров был изображен с такой пронзительной силой реальности, с таким личным пониманием самых потаенных уголков его души, что многие спрашивали у Олеши:
– Неужели в Кавалерове вы хоть частично изобразили себя?
А иные просто решили, что Николай Кавалеров – это и есть писатель Юрий Олеша.
Отвечая на этот вопрос, Олеша говорил:
"В каждом человеке есть дурное и есть хорошее. Я не поверю, что возможен человек, который не мог бы понять, что такое быть тщеславным, или трусом, или эгоистом. Каждый человек может почувствовать в себе внезапное появление какого угодно двойника. В художнике это проявляется особенно ярко, и в этом – одно из удивительных свойств художника: испытать чужие страсти". Это признание очень многое объясняет.
Самый храбрый человек хоть раз в жизни да испугался. Самый бескорыстный – хоть раз да позавидовал. Кто из нас в детстве не завидовал обладателю прекрасной авторучки, редкой марки, сверкающего гоночного велосипеда? Значит ли это, что все мы закоренелые завистники? Нет, конечно. Потому-то Олеша и говорит о свойстве художника "испытать чужие страсти". Чужие! Не свои! Но чтобы достоверно, правдиво, проникновенно, то есть ХУДОЖЕСТВЕННО изобразить "чужую страсть", писатель во что бы то ни стало должен найти в своей душе хоть крошечный, хоть самый ничтожный росток этой страсти.
Герой "Войны и мира" Андрей Болконский накануне Аустерлицкого сражения признается самому себе:
"Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто, мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать".
Князь Андрей – один из самых обаятельных образов мировой литературы. Он умен, справедлив, благороден. Но чувство, завладевшее им в этот раз,– дурное, темное чувство. Жутко представить себе, что такой человек, как князь Андрей, мог испытывать нечто подобное. И уже вовсе невозможно вообразить, что это жестокое, холодное тщеславие, этот предельный эгоизм хоть в малой степени были свойственны самому Толстому, человеку, который не только всю жизнь проповедовал любовь к людям, но и сам в глазах всего человечества олицетворял собою совесть мира.
Но вот жена Толстого Софья Андреевна заполняет свои дневники бесконечными жалобами на тщеславие и эгоизм Льва Николаевича. Она прямо говорит, что ради славы он готов забыть родных и близких.
Может быть, Софье Андреевне не следует доверять? Может быть, она просто не понимала своего великого мужа? Тем более что Толстой и в самом деле жертвовал благополучием своей семьи, хотя и не ради тщеславия, а во имя своих идей.
Разумеется, и это играло немалую роль.
Но в том-то и дело, что так же безжалостно, даже гораздо безжалостнее говорит о тщеславии Л. Н. Толстого сам Л. Н. Толстой:
"Я много пострадал от этой страсти, – записывает он в дневнике, – она испортила мне лучшие годы моей жизни и навек унесла от меня всю свежесть, смелость, веселость и предприимчивость молодости".
Оказывается, Толстому были мучительно знакомы чувства, владевшие душой князя Андрея, – эта, как говорил сам писатель, "непонятная страсть". Она не давала ему покоя уже в ранней юности, преследовала его всю жизнь.
Что же, может быть, это дает нам основания разочароваться в Толстом? Заставляет нас меньше преклоняться перед его великой душой?
Совсем напротив!
Великий человек велик не тем, что душа его стерильно чиста, как дистиллированная водичка. Он велик тем, что даже мимолетное дурное чувство мучит его, причиняя нестерпимую боль. Недаром ведь Толстой говорит, что он "много пострадал" от своего тщеславия. Да и его герой князь Андрей стыдился своего недоброго чувства: "Я никогда никому не скажу этого..."
Возможно, создавая образ плохого человека, писатель оттого и способен так глубоко проникнуть в его темную душу, что ненавидит все плохое прежде всего в самом себе, стремится победить зло и в своей душе и вообще в жизни.
Неужели и Фонвизин мог бы сказать: "Митрофан – это я?"
Да, мог бы. Во-первых, лень, грубость Митрофанушки, да и другие его малопривлекательные качества в той или иной степени свойственны каждому из нас (хотя, скажем прямо, куда разумнее следовать не Митрофану, весьма довольному собственными скверными свойствами, а Толстому, непримиримо относившемуся к самым малым своим недостаткам).
А во-вторых, когда мы говорим, что каждый писатель даже об отрицательном своем герое может сказать: "Он – это я!", – мы имеем в виду еще и другое.

Митрофанушка и Петруша

Когда в суде допрашивают свидетелей, очевидцев преступления, почти всегда их показания существенно расходятся. Очень часто бывает так, что, скажем, из пяти свидетелей ни один не повторяет версию другого. У каждого – своя версия.
Естественно предположить, что в лучшем случае только один из них говорит правду, а остальные – лгут.
Оказывается, ничего подобного.
Все говорят правду. Но говорят так, как они ее себе представляют.
Нечто похожее происходит и в искусстве.
Если поставить рядом Швабрина из пушкинской "Капитанской дочки" и фонвизинского Митрофана, то, вероятно, это никого бы не удивило. Но интересно, что бы вы сказали, если бы мы поставили рядом с Митрофаном не отвратительного Швабрина, а симпатичнейшего Петрушу Гринева?
Наверное, вы бы оказали:
– Петруша и Митрофан? Что вы, смеетесь? Что между ними общего? Митрофан туп, хамоват, невежествен. А Петруша Гринев смел, благороден, честен. Над Митрофаном Фонвизин издевается, а Пушкин своего героя любит...
С этим трудно спорить. Пушкин действительно не только любит своего героя, но и отдает ему свои любимые мысли. А уж Митрофан... Даже если бы Фонвизин захотел подарить ему свои мысли, тот бы их просто не понял.
И тем не менее...
Крупнейший русский историк Василий Осипович Ключевский утверждал, что Митрофан и Петруша воплощают в себе одно и то же социальное и историческое явление: "Это самый обыкновенный, нормальный русский дворянин средней руки".
Поэтессе Марине Цветаевой тоже пришло в голову это сопоставление. В статье "Пушкин и Пугачев" она прямо называет юного Гринева Митрофаном. Хотя для Петруши это и звучит обидно, основания для такого сближения есть. И немалые.
Вспомните "Капитанскую дочку":
"...Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян... Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора... Тем и кончилось мое воспитание.
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками..."
Ну что? Разве не похожи, как две капли воды, Петрушино воспитание и учение Митрофана? Похожи, вплоть до мельчайших совпадений. "Упражнения в географии" Петруши и Митрофановы познания в "еоргафии". Бопре, который "в отечестве своем был парикмахером", и его двойник Вральман, прежде служивший кучером. Общее у Петруши и Митрофана и их пристрастие к голубятне...
И все-таки, что ни говори, Митрофан вызывает к себе одно отношение, а Петруша – совсем другое.
Так в чем же дело? Может быть, один писатель изобразил "нормального русского дворянина средней руки" верно, а другой был к нему несправедлив?
Между прочим, именно так и считал историк В. О. Ключевский. Он полагал, что Пушкин изобразил дворянского недоросля XVIII века "беспристрастнее и правдивее Фонвизина. У последнего Митрофан сбивается в карикатуру, в комический анекдот. В исторической действительности недоросль – не карикатура и не анекдот...".
Противопоставляя судьбу среднего русского дворянина шумной судьбе высшего дворянства, находившего приют в столичной гвардии, Ключевский писал:
"Скромнее была судьба наших Митрофанов. Они всегда учились понемногу, сквозь слезы при Петре I, со скукой при Екатерине II, не делали правительство, но решительно сделали нашу военную историю XVIII века. Это – пехотные армейские офицеры, и в этом чине они протоптали славный путь от Кунерсдорфа до Рымника и до Нови. Они с русскими солдатами вынесли на своих плечах дорогие лавры Минихов, Румянцевых и Суворовых".
И дальше он говорил: "Недаром и капитанская дочь М. И. Миронова предпочла добродушного армейца Гринева остроумному и знакомому с французской литературой гвардейцу Швабрину. Историку XVIII века остается одобрить и сочувствие Пушкина и вкус Марьи Ивановны" .
Историк Ключевский прав во многом, но только не в своем отношении к фонвизинскому "Недорослю". Митрофан вовсе не "сбивается в карикатуру", он и задуман как карикатура, как образ САТИРИЧЕСКИЙ. И Пушкин и Фонвизин – оба они сказали о дворянском недоросле правду. Просто Фонвизин сгустил отрицательные свойства недорослей (о которых упоминает и Ключевский: "учились понемногу... сквозь слезы... со скукой").
Для Пушкина время Митрофанов и Гриневых стало уже историей. А Фонвизин, современник Митрофана, заботился об исправлении существующих нравов. Ведь человеку, как и обществу, иногда бывает очень полезно увидеть свои пороки сквозь увеличительное стекло.
Кстати, говорят, что комедия Фонвизина имела и самое прямое действие. По мнению иных его современников, Митрофан был карикатурой на знакомого Фонвизину дворянского мальчика Сашу Оленина. И карикатура произвела на юного Оленина такое впечатление, что он набросился на учебу, учился в Страсбурге и Дрездене, стал одним из образованнейших людей России и даже президентом Академии художеств...

Сто пятьдесят Дон Жуанов

Вы скажете:
– Ну, хорошо, Фонвизин и Пушкин оба написали правду. Это понятно. Только, может, все объясняется гораздо проще? Ведь они писали об одном и том же явлении, а не об одном и том же человеке. Пушкин мог взять хорошего недоросля, Фонвизин – плохого. Только и всего!
Но в том-то и дело, что очень часто разные писатели изображали даже одного и того же РЕАЛЬНОГО, действительно существовавшего человека так, что эти образы были похожи друг на друга ничуть не больше, чем Петруша Гринев на Митрофанушку Простакова.
Припомним строки одного из лучших стихотворений русской поэзии:

Скрестивши могучие руки,
Главу опустивши на грудь,
Идет и к рулю он садится
И быстро пускается в путь.

Несется он к Франции милой,
Где славу оставил и трон,
Оставил наследника-сына
И старую гвардию он...

На берег большими шагами
Он смело и прямо идет,
Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовет.

Но спят усачи-гренадеры –
В равнине, где Эльба шумит,
Под снегом холодной России,
Под знойным песком пирамид.

Это – "Воздушный корабль", стихи, воспевающие Наполеона. Да, именно воспевающие, потому что для автора их – Михаила Юрьевича Лермонтова Наполеон был романтическим героем, противостоящим низким и пошлым людям, окружающим поэта.
А вот другой писатель. И совсем другой Наполеон:
"...Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которой камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие... "
А вот этот другой Наполеон смотрит на портрет сына, того самого, о котором так трогательно говорит Лермонтов:
"...С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием... выказал в противоположность этого величия самую простую человеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека... "
Это – Толстой. "Война и мир".
Подумать только – какая разница! У Лермонтова – гордый изгнанник, идущий, несмотря на свое униженное положение, "смело и прямо"; у Толстого – самодовольный пошляк, жеманничающий перед самим собою, даже свои отцовские чувства превращающий в фальшивую и актерскую позу. Там – "могучие руки". Здесь – выхоленное, жирное тело. В стихах – одинокий человек, преданный живыми и покинутый мертвыми. В прозе – барин, окруженный лакеями, кто бы они ни были, камердинеры или маршалы.
Два Наполеона... И таких примеров можно привести множество. Не десятки, а сотни, даже тысячи случаев.
Невозможно представить себе читателя, которому было бы неизвестно имя Дон Жуана. Кто встречал его в комедии Мольера, кто – в стихотворном романе Байрона, кто – в повести Мериме, кто – в маленькой трагедии Пушкина "Каменный гость" (где он, правда, называется Дон Гуаном), кто – в драматической поэме А. К. Толстого... Да разве всех перечислишь! Мировая литература насчитывает около СТА ПЯТИДЕСЯТИ Дон Жуанов. И у каждого писателя – свой Дон Жуан, непохожий на своих собратьев.
Тут может возникнуть сомнение. Хотя, по слухам, Дон Жуан и существовал на самом деле, все-таки жил он давным-давно, в XIV веке. А Наполеон ведь жил сравнительно недавно. Сохранились его портреты, жизнеописания, составленные современниками, исторические документы. Словом, достаточно точно известно, каким именно был Наполеон – вплоть до его манер и привычек.
Так кто же изобразил Наполеона правильно, в соответствии с исторической правдой – Лермонтов или Толстой? Может ли быть, чтобы и на этот раз были правы оба писателя?
Может. И на этот раз правы оба.
Не только Лермонтов, который восхищался императором Франции, но и Толстой, ненавидевший и презиравший Наполеона, сделавший его воплощением лицемерной пошлости, мог бы сказать: "Наполеон – это я!.. " Это значило бы: "Я писал не Наполеона вообще, но СВОЕГО Наполеона!"
Реальный, исторический Наполеон Бонапарт был одинаково мало похож и на могучего героя лермонтовского стихотворения и на жирного пошляка, изображенного в "Войне и мире". И Толстой и Лермонтов не особенно стремились к сходству портрета с оригиналом, потому что оба они живописали не Наполеона, а СВОЕ ОТНОШЕНИЕ к нему.
Так всегда поступает художник. В красках, в звуках, в словах он воплощает свое отношение к миру.

Рисунки Н. Доброхотовой.