Шишкин Иван - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Малоизвестные факты из жизни И

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» - так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.

Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.

Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов .

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный - и действительно единственный в своем роде - талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам , куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей

Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея

Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской . С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа».

Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер - и работоспособность - стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы - и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.

«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»

В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период - у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.

«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды».

Иван Шишкин

В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Никому, наверное, никогда не удавалось настолько реалистично и достоверно изображать природу, как Ивану Шишкину, знаменитому живописцу. Он настолько тонко чувствовал её, что умел переносить на холст все те мельчайшие детали, которые сложно заметить, но без которых картина не выглядела бы такой живой. В течение жизни Иван Шишкин создал множество великолепных полотен, которые по праву считаются настоящим национальным достоянием.

Факты из биографии Ивана Шишкина

  • Происходил великий художник из купеческого рода.
  • С 12 до 17 лет Иван Шишкин учился в гимназии, и предполагалось, что он пойдёт на государственную службу. Однако, он оставил этот путь, так и не закончив гимназию, и поступил в Московское училище живописи, а после этого продолжил обучаться в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
  • Отец его, человек весьма обеспеченный, благосклонно относился к увлечению своего сына живописью. Он охотно снабжал его книгами о художественном искусстве и поддерживал его финансово.
  • Шишкин настолько жаждал стать художником, что ему не хватало занятий в Академии. Изрядную долю свободного времени он, будучи студентом, проводил, рисуя картины самостоятельно.
  • О таланте Ивана Шишкина говорит и тот факт, что уже в первый же год обучения в Академии художеств он получил целых две серебряных медали за свои успехи. Позднее к ним прибавились ещё две золотые ().
  • Как особо отличившегося студента, Шишкина после окончания учёбы за государственный счёт отправили в поездку за границу. Он побывал сперва в Германии, а затем и в Швейцарии, и в общей сложности провёл в этом путешествии целых 5 лет.
  • На протяжении большей части жизни Иван Шишкин много путешествовал по России, причём с художественными целями - он искал красивые места и рисовал их.
  • В биографии Шишкина отмечается, что ему во время учёбы никак не давались точные науки, в частности, математика и физика.
  • Знаменитая его картина «Утро в сосновом бору», которую можно увидеть в том числе и на обёртках известных конфет, была создана им без медведей на ней. Медвежат на неё позднее дорисовал другой художник, Савицкий. И изначально на этом полотне было две подписи, Шишкина и Савицкого, но так как заказчиком картины выступал меценат Павел Третьяков, по приказу последнего подпись Савицкого была удалена ().
  • Во время пребывания в Германии Иван Шишкин был арестован по обвинению в драке. Услышав, как кто-то из местных жителей оскорбительно отзывается о русских, он не вытерпел и учинил драку, вооружившись подвернувшейся под руку железякой. Позднее живописца всё-таки оправдали и отпустили.
  • Шишкин просто невероятно дотошно относился к мельчайшим деталям. Так, он однажды критично отозвался о картине Репина, на которой был изображён сплав леса по реке, заявив, что на полотне изображены деревья той породы, что по воде сплавлять нельзя, потому что эта древесина набирает воду и портится.
  • Помимо художественного мастерства, Шишкин добился значительных успехов и в гравировке. Он был так называемым аквафортистом - мастером гравировки по металлу с помощью «царской водки».
  • В течение жизни Иван Шишкин создал более 800 картин.
  • В двух столицах, Москве и Минске, есть улицы, названные в честь Ивана Шишкина.
  • Великий художник скоропостижно скончался прямо за мольбертом, работая над очередной картиной.

В январе 2012-го как-то незаслуженно тихо наступила очень знаменательная дата – 180-летие со дня рождения нашего земляка – уроженца Елабуги, поистине великого живописца, чьи шедевры украшают Третьяковскую галерею и многие другие российские и мировые музеи, – Ивана Ивановича Шишкина.

Известен-то он известен, но многое ли, в сущности, мы о нем знаем?.. Рассказать о малоизвестных фактах биографии художника «Неделя» попросила писателя-историка, автора книги «Шишкин», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», Льва Анисова.

Елабуга – «заводь божья»

– Для того, чтобы понять художника, в первую очередь, нужно обратиться к изучению мира, который окружал его в первые годы жизни, – семьи, природы, церкви, – говорит Лев Анисов. – Тихий, провинциальный город, отеческий дом, церковь, находившаяся неподалеку… Одна елабужанка сказала мне о местных красотах – «заводь Божья». Точнее, на мой взгляд, не придумаешь. Вот то, что формировало маленького Ванечку.

Шишкины – старинный купеческий род. Все это были люди честные, мастеровые: кто-то лил колокола, кто-то часы собирал… Дедушка Шишкина очень любил старую книгу, его отец был городским главой, человеком начитанным и просвещенным. Хоть и купец, а личность очень интересная, не в пример современным «купчишкам». Купцы в XIX веке были людьми, которые всегда помнили, что живут в России и для России. Конечно, они «накидывали» лишнюю копейку на свой товар, но не забывали поставить храм или построить водопровод для родного города.

В праздники Шишкины всегда привечали нищих, кормили их и поили, отдавая таким образом дань усопшим, ведь в то время считалось, что их души приходили в дом именно с бедняками. Отец Шишкина очень увлекался историей, частенько привозил Ванюше книжки по искусству и первым из елабужан выпустил книгу о родном городе. Конечно же, на маленького Ваню он производил огромное впечатление рассказами о русской старине.

Нужно ли говорить, что маленький Иван очень полюбил рисование? В детстве его называли «мазилкой», ведь даже забор своего дома он умудрился раскрасить! Где бы ни был впоследствии Иван Иванович – учился ли в Московском училище живописи и ваяния, посещал ли петербургскую академию художеств – он по-прежнему скучал по родной Елабуге и искал места, похожие на его родные.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точно-сти шишкинских пейзажей. – Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

ХУДОЖНИК ПОЛУДНЯ

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще . Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Кто нарисовал Топтыгиных?

Кстати, об «Утре…». Любопытна история создания этого шедевра. Дело в том, что Шишкин близко дружил с художником Константином Савицким, в честь которого даже назвал своего сына (и которому доверил быть крестным своих детей). Естественно, они бывали друг у друга в мастерских. Однажды Савицкий поделился с Шишкиным задумкой: он захотел изобразить медведей. Эта идея пейзажиста очень взволновала, и, оттолкнувшись от нее, он в свою очередь решил написать девственно чистый уголок природы, куда не ступала нога человека. Симфонию, музыку этого нетронутого цивилизацией леса захотелось передать Шишкину. Так на полотне появился чудесный, сказочный лес. Семейство же медведей в нем «прописалось» благодаря кисти Савицкого.

Когда картина увидела свет и была куплена собирателем живописи Петром Третьяковым, Савицкий нисколько не претендовал на авторство, ведь он лишь немного помог другу (тогда это было в порядке вещей: так, даму на картине Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники» написал Николай Чехов, а небо на знаменитом полотне Василия Перова «Охотники на привале» – Алексей Саврасов). Шишкин его фамилию все же указал. Однако у Третьякова с Савицким были в то время трения, и он заявил: «Я покупал только картину Шишкина – Савицкого не покупал!» Так и вышло, что Шишкин оказался единоличным автором, пожалуй, самого известного в России пейзажа...

Интересные факты о художнике И.Шишкине

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина. Автобиография Иван Шишкин родился 13 января (25 января - по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне - Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. И. В. Шишкин был незаурядной личностью. Благодаря своей неподкупной честности он пользовался уважением земляков и на протяжении восьми лет был городским головой Елабуги, немало потрудившись на благо города. Построенный им деревянный водопровод частично действует до сих пор. Талант художника Именно отец, заметив увлечение сына искусством, стал выписывать ему специальные статьи и биографии известных художников.

Именно он, решив его судьбу, отпустил молодого человека в 1852 году в Москву учиться в Училище живописи и ваяния.

Шишкин рано задумался о художественном "поприще". Четыре года, проведённые в отчем доме после "побега" из Казани (1848-52), он вёл записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: "Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность".

С 1852 по 1856 год Шишкин учился в недавно открытом (в 1843 году) московском Училище живописи и ваяния. Его наставником был А. Мокрицкий - вдумчивый и внимательный педагог, помогший начинающему живописцу найти себя. В 1856 году Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств. В Академии Шишкин заметно выделялся своими талантами; его успехи отмечались медалями; в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью, полученной за две картины "Вид на острове Валааме. Местность Кукко" и дававшей право на заграничную стажировку. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу. В родных местах Шишкин неустанно работал. Работа за границей С 1862 по 1865 год Шишкин жил за границей - главным образом, в Германии и Швейцарии, посетив при этом Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. Сам он иронично вспоминал: "Где и куда ни пойдёшь, везде показывают - пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?"

Творчество Шишкина

В 1836 году группа молодых специалистов-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом, отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию. "Бунтовщики" основали Артель художников. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился.

Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи.

Личная жизнь художника Личная жизнь Шишкина складывалась трагически. Он два раза был женат по любви: сначала на сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства), Елене; потом - на художнице Ольге Ладоге. Обе они умерли молодыми: Елена Александровна - в 1874 году, а Ольга Антоновна - в 1881-м. Потерял Шишкин и двоих сыновей. Смерти особенно сгустились вокруг него к середине 1870-х годов (в 1872 году умер и его отец); художник, впавший в отчаяние, на некоторое время перестал писать и увлёкся возлияниями. Преданность искусству Но могучая натура и преданность искусству взяли своё. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой.

Он много ездил по России: писал этюды в Крыму, в Беловежской пуще, на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии и нынешней Карелии. Постоянно выставлялся - на персональных, академических, передвижных, торгово-промышленных выставках. Смерть художника Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта - по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел, что мастер падает со стула. Подбежав к нему, он увидел, что Шишкин уже не дышит.

Интернет-источники:

07.02.2017

Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо каждому, причем многие о нем узнали еще в далекие дошкольные годы: все, кто вырос в Советском Союзе, помнят вкусные конфеты «Мишки в лесу» фабрики «Красный Октябрь». На их обертке была размещена репродукция «Утра в сосновом лесу» Шишкина. Какие еще интересные факты из жизни И.И. Шишкина, великого русского художника, мы знаем?

  1. Будущий художник родился в январе 1832 года в тихой провинциальной Елабуге и там же провел детские годы. Его отец - небогатый купец - был человеком очень образованным, любил искусство и литературу. Он всячески поощрял интерес сына к творчеству, покупал ему краски, научил вырезать по дереву. Даже когда маленький Ваня разрисовал забор возле дома, ни отец, ни мать не пытались пичкать его нравоучениями.
  2. Отец художника пробовал сочинять книги - его перу принадлежит произведение, посвященное истории родной Елабуги. Он участвовал в исторических изысканиях и привлек к раскопкам юного Ивана. Экспедиция пыталась обнаружить на Волге следы древнего Булгарского царства.
  3. Блестяще окончив Академию Художеств, Иван отправляется в Германию, где совершенствуется в выбранной профессии. Интересно, что уже тогда его узнавали даже за границей: он сообщал родным, что о нем отзываются так: «Видели на улице знаменитого русского художника, который пишет замечательные картины». Но художник так любил Россию, что вернулся в родные края, не дождавшись окончания «пенсионерского» (то есть организованного за счет Академии) отпуска.
  4. Самая знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», оказывается, принадлежит его перу не полностью: друг Ивана Ивановича, художник Константин Савицкий, оживил лесной пейзаж изображением семейства медведей. Но об этом не все знают, потому что когда картину решил купить коллекционер Третьяков, он потребовал, чтобы подпись второго автора с картины убрали. Третьяков не ладил с Савицким. Так и досталась вся слава Шишкину.
  5. Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это - сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  6. Ходил в былые годы такой анекдот: однажды император Александр, восхищенный искусством Шишкина, пригласил его преподавать живопись наследникам. Художника это тяготило: он пожаловался приятелям, находясь с ними в некоем питейном заведении, на бесталанность детей царя. Тут к нему подошел некто и строго сказал: «Пожалуйте со мной во дворец!» Нисколько не испугавшись, Шишкин вынул из кармана пропуск в Зимний: «Всегда к Вашим услугам, сударь!». Пристыженный сотрудник Третьего отделения ретировался.
  7. В творчестве Шишкину везло, ему все удавалось, его рано стали ценить и буквально «носить на руках». А вот личная жизнь не заладилась: скончалась первая супруга, оставив ему сына. Он женился второй раз - и снова спутница жизни покинула его, умерев молодой, успев подарить художнику двух дочерей.
  8. Умер Шишкин неожиданно для всех, в возрасте 66 лет. Это было обычное утро, художник занимался с учеником, работал над новой картиной «Лесное царство». Вдруг он вздохнул, уронил голову на грудь, прибывший врач констатировал разрыв сердца.

Ивана Ивановича Шишкина всего себя отдал творчеству. Какой силой жизни обладал этот удивительный художник! Найдите свободную минутку среди бесконечной череды дел, вглядитесь в его яркие картины, пронизанные солнечным светом. Возможно, перед такой всепобеждающей любовью к жизни померкнут и станут казаться менее серьезными собственные мелкие каждодневные бытовые неурядицы…