Сравнение эпизодов «Салон Анны Павловны Шерер» и «Именины у Ростовых» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Сравнительный анализ)

Цель: познакомить учащихся с принципами изображения Л.Н. Толстым великосветского общества.

Задачи: начать знакомство с романом-эпопеей “Война и мир”; поразмышлять о значении французской речи в романе; учить работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует героя; уяснить суть метода “срывание всех и всяческих масок”; развивать творческие способности учащихся; подготовка к сочинению – анализу эпизода.

Оборудование: иллюстрация А. Ворошилиной (учащейся класса) к первым главам романа (иллюстрация изображает гостей в виде веретен, нити от которых держит в руках Анна Павловна). Стол, покрытый скатертью. Стул, на который “надета” шаль. Вещи: лорнет, пенсне, ридикюль, портрет Наполеона, “звезды” (награды), ожерелье, носовой платок, черно-белая маска. Магнитофон. Аудиозапись начала романа на французском языке. Зашторенная доска, к которой прикреплена маскарадная маска. Запись, пока скрытая от учащихся: Метод “срывания всех и всяческих масок”.

Контраст

Пьер говорит естественно. Следовательно, салону свойственна неестественность. Пьер нравится князю Андрею как “живой” человек. Следовательно, все остальные неживые…

Сравнение

Князь Василий – актер.

Салон – прядильная машина.

Салон – сервированный стол…

План:

а) роль французской речи в романе;

б) высшая знать Петербурга;

в) суть метода “срывание всех и всяческих масок”;

г) значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

ХОД УРОКА:

Вечер Анны Павловны был пущен.
Веретена с разных сторон равномерно и не
умолкая шумели.

Л. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов

Слово учителя.

Объявляются цель и задачи урока, записываются тема, эпиграф и план.

“Салон уж начался!” (На стол, покрытый скатертью, ставится подсвечник, зажигаются свечи).

Звучит аудиозапись начала романа (по-французски). Беседа с классом.

Вначале мы героев видим или слышим?

Мы слышим героев, причем говорят они по-французски.

Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?

Здесь разделяют Францию и Наполеона.

Индивидуальное сообщение о Наполеоне по книге Н.Г. Долининой “По страницам “Войны и мира” (глава “От поручика до императора”).

Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?

Так было принято. Знание французского языка было обязательным для дворянина.

Итак, перед нами образованные люди. Можно предположить, что на французском языке мы услышим философские мысли о жизни, остроумные замечания, интересные беседы… Вот одна из них.

Прослушивание аудиозаписи диалога Ипполита и виконта, который ведется на французском языке.

Красивые благозвучные фразы. Я не знаю французского языка, а так хочется понять, о чем идет речь. О чем же?

Ролевое чтение диалога (на русском языке).

Это рождение сплетни об Ипполите-ловеласе, о его связи с княгиней Болконской, о незавидном положении “офицерика” князя Андрея.

Докажите, что это сплетня (ложь).

Князь Андрей позднее характеризует жену как редкую женщину, с которой можно быть спокойным за свою честь.

Она отстранилась, когда Ипполит “забыл” убрать руки, подавая шаль.

Она садится в карету, не придавая значения выкрикам Ипполита.

Что ж, образование, знание иностранных языков не всегда признак интеллигентности, порядочности, внутренней культуры. Может быть, Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, что за внешним лоском некоторых героев скрыта внутренняя пустота.

Зачем, по-вашему, Ипполит рассказывает анекдот по-русски?

Выразительное чтение текста.

Это не русская речь! Осознание себя русским, французом, англичанином приходит через язык.

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания “оро” и “оло” -

“Вран” и “ворон”, “молод” и “млад”?..

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия…

(С. Крыжановский)

Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, какая пропасть между ипполитами и Россией. Конечно, не все аристократы так коверкали родной язык. И князь Андрей, и даже Пьер, десять лет проживший за границей, прекрасно изъясняются по-русски.

Портреты героев.

Вы никогда не были в салоне? Л.Н. Толстой приглашает нас. Попытаемся узнать героев.

Опрос-викторина “Чье это лицо?”

“Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой.., с которою она вошла в гостиную”.

“Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.

“С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”

(князь Андрей)

“…светлое выражение плоского лица”.

(князь Василий)

“Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”

(Анна Павловна)

Перед нами лица или маски? Докажите.

Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.

Пусть же маска станет символом нашего сегодняшнего урока, раз в салоне Анны Павловны принято не иметь лица. Литературоведы говорят о методе срывания Л. Толстым “всех и всяческих масок”. Давайте к концу урока попытаемся понять, что же это за метод.

Работа в группах с художественной деталью.

Раз мы в салоне Анны Павловны, то давайте наденем свои маски. Представьте, что я Анна Павловна, стул – моя тетушка, а каждый из вас получил записочку…Какого содержания?

У каждой “четверки” будет свой герой, которого вам предстоит представить через 2 минуты. Кроме того, вы должны ответить на вопросы: как связан полученный вами предмет с героем, какова цель приезда вашего героя к Анне Павловне, манера действующего лица говорить?

Раздаются таблички с именами героев и предметы.

Князь Василий – звезды

Элен – “бриллиантовое” ожерелье

Ипполит – лорнет

Виконт – портрет Наполеона

Княгиня Болконская – ридикюль с шитьем

Княгиня Друбецкая – носовой платок

Князь Андрей – маска

Пьер – пенсне

Возможные ответы учащихся. В конце каждого ответа предмет, символизирующий героя, кладется на стол, покрытый скатертью.

Важный и чиновный князь Василий имеет влияние при дворе, о чем говорят его “звезды”. Он приехал узнать, решен ли вопрос о назначении барона Функе первым секретарем в Вену, так как хлопотал об этом месте для своего сына Ипполита. В салоне Анны Павловны у него появляется еще одна цель – женить другого сына Анатоля на богатой невесте княжне Марье Болконской.

Элен – красавица. Ее красота ослепляет (блестящее ожерелье). Дочь князя Василия не произнесла в салоне ни слова, только улыбалась и повторяла выражение лица Анны Павловны. Она училась правильно реагировать на рассказ виконта. Элен заехала за отцом, чтобы отправиться на бал к английскому посланнику.

Ипполит производит впечатление ненормального человека. Приехал с целью приволокнуться за хорошенькой женщиной. Лорнет позволяет лучше видеть достоинства и недостатки слабого пола. Вспомним Онегина:

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам…

Лорнет – признак повесы, ловеласа, франта.

Говорит не к месту, но настолько самоуверенно, что никто не может понять, умно или глупо сказанное.

Виконт – гость, которым Анна Павловна “сервировала” салон. Он считает себя знаменитостью, потому что… говорит о Наполеоне. Все его речи связаны с французским императором, поэтому и портрет Наполеона. Правда, ничего особенного из жизни Бонапарта виконт не рассказывает: гости слышат лишь расхожий анекдот о Наполеоне и герцоге. Виконт позволяет Анне Павловне пользоваться собой как знаменитостью. Говорит так, как на сцене: с оглядкой на реакцию дам, на публику.

Княгиня Болконская чувствует себя в салоне, как дома, поэтому привезла ридикюль с работой. Она приехала повидать друзей. Говорит капризно-игривым тоном.

Князь Андрей имеет “два лица” (то гримасу, то неожиданно добрую и приятную улыбку), “два голоса” (говорит то неприятно, то ласково и нежно), поэтому его образ связан с маской. Он приехал за женой. Цели нет: скучающий, как у Онегина, взгляд. Князю Андрею здесь все надоело. Он решил идти на войну и позднее скажет Пьеру: “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”

Княгиня Друбецкая, знатная, но обедневшая. Она приехала выхлопотать место для сына Бориса. У нее “исплаканное лицо”. Когда обращается к князю Василию, то старается улыбаться, “тогда как в ее глазах были слезы”, поэтому - платок.

Пьер – новичок в салоне Анны Павловны, да и вообще в салоне. Он много лет провел за границей, поэтому все ему интересно. Он смотрит на мир наивно восторженно, поэтому - очки. Сюда молодой человек приехал в надежде услышать что-нибудь умное. Говорит он оживленно и естественно.

Стол сервирован.

Пьер ждет от салона чего-нибудь выдающегося, князю Андрею все это уже давно не нравится. А как относится к салону Анны Павловны Л. Толстой? Почему за тетушку был стул?

Тетушка только… место. Она никому не интересна. Каждый гость повторяет перед ней одни и те же слова.

Почему Пьеру был отвешен небрежный поклон?

В салоне своя иерархия. Пьер незаконнорожденный.

Почему княгиня Друбецкая сидит рядом с никому не нужной тетушкой?

Она просительница. Ей оказана милость. Люди в светском обществе ценятся по богатству и знатности, а не по личным достоинствам и недостаткам.

Почему употребляется редкое словечко “грипп” и присутствуют редкие гости?

Салон претендует на оригинальность, но все это – лишь внешний лоск, как и французская речь, а за ней – пустота.

Писатель срывает покровы и обнажает суть.

Обсуждение и запись “ метода срывания всех и всяческих масок”.

Мы почти не видим искренних, живых людей, поэтому на красивом столе с красивым подсвечником сегодня у нас с вами лежат вещи. Писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки.

А почему рядом с этими вещами нет пенсне Пьера?

Он чужой в салоне.

Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.

Анатоля Курагина решают женить на Марье Болконской.

Князь Андрей готовится идти на войну.

Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.

Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.

Зачитывается сцена отъезда гостей.

Домашнее задание: готовиться к сочинению “Анализ эпизода”.

Сочинение

Анализ эпизода “Прием в салоне Анны Павловны Шерер” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).

“Приличьем стянутые маски” - вспоминаются слова М.Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер.

Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким “ и не желает, чтобы верили”. На наших глазах разыгрывается старая пьеса, а ведущие актеры – хозяйка и важный князь Василий. Но именно здесь читатель знакомится со многими героями произведения.

“Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”, - пишет Л. Толстой о людях. Нет, о марионетках! Элен – самая красивая и послушная из них (выражение ее лица отражает, как зеркало, эмоции Анны Павловны). Девушка не произносит за весь вечер ни одной фразы, а только поправляет ожерелье. Эпитет “неизменяющаяся” (об улыбке) и художественная деталь (холодные бриллианты) показывают, что за ошеломляющею красотой – пу-сто-та! Сияние Элен не согревает, а ослепляет.

Из всех женщин, представленных автором в салоне фрейлины, наиболее симпатична жена князя Андрея, ожидающая ребенка. Она вызывает уважение, когда отстраняется от Ипполита… Но и к Лизе приросла маска: с мужем дома она говорит тем же капризно-игривым тоном, что и с гостями Шерер.

Болконский – чужой человек среди приглашенных. Создается впечатление, что, когда он, щурясь, оглядел все общество, то увидел не лица, а проник в сердца и мысли – “зажмурился и отвернулся”.

Только одному человеку улыбнулся князь Андрей. И того же гостя Анна Павловна встретила поклоном, “ относящимся к людям самой низшей иерархии”. Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи представляется этаким русским медведем, которого надо “образовать”, то есть лишить искреннего интереса к жизни. Писатель симпатизирует Пьеру, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке. Естественность Безухова пугает Шерер, она вызывает у нас улыбку, а незащищенность – желание вступиться. Так и делает князь Андрей, говоря: “Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг?” Болконский знает, что никого в салоне не интересует мнение Пьера, люди здесь самодовольны и неизменны…

Л. Толстой, как и его любимые герои, относится к ним отрицательно. Срывая маски, автор использует метод сопоставления и контраста. Князь Василий сравнивается с актером, его манера говорить – с заведенными часами. Метафора “сервировала своим гостям сначала виконта, затем аббата” вызывает неприятное чувство, которое усиливается при упоминании куска говядины. “Снижая образы”, писатель говорит о преобладании физиологических потребностей над духовными, когда должно быть наоборот.

“Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой” - и мы понимаем, что герои в салоне разделены по принципу антитезы и что автор на стороне тех, кто ведет себя естественно.

Данный эпизод играет важную роль в романе: здесь завязываются основные сюжетные линии. Князь Василий решил женить Анатоля на Марье Болконской и пристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собирается идти на войну. Первая сцена романа перекликается с эпилогом, где мы встречаем юного сына Болконского, который незримо присутствовал в салоне Шерер. Снова возникают споры о войне, словно продолжая тему аббата Морио о вечном мире. Этой главной теме посвятил свой роман и Л. Толстой.

Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми - бездушной красавицей Элен, любимцем жен­щин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокой­ным дураком» Ипполитом, хозяйкой вечера - Анной Павловной. В изображении многих героев, присутст­вующих на этом вечере, автор использует прием «сры­вания всех и всяческих масок». Автор показывает, насколько все фальшиво в этих героях, неискренне - в этом и проявляется отрицательное к ним отноше­ние. Все, что делают или говорят в свете, - не от чис­того сердца, а продиктовано необходимостью соблю­дать приличия. Например, Анна Павловна, «несмот­ря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным по­ложением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, играв­шая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избало­ванных детей, постоянное сознание своего милого не­достатка, от которого она не хочет, не может и не на­ходит нужным исправляться».

Л. Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего све­та. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, ко­рыстолюбие. Например, в фразе князя Василия: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня», - из-за тона участия и при­личия сквозит равнодушие и даже насмешка.

При описании приема автор использует детали, оценочные эпитеты, сравнения в описании героев, го­ворящие о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице в разговоре, принимало «глубокое и ис­креннее выражение преданности и уважения, соеди­ненное с грустью». Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевлен­но, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выка­зывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Все гости совер­шали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки». Княж­на Элен, «когда рассказ производил впечатление, ог­лядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке».

«...В нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное». Хозяйка са­лона сравнивается автором с хозяином прядильной фабрики, который, «посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход...»

Еще одна важная черта, характеризующая собрав­шуюся знать в салоне, - французский язык как нор­ма. Л. Н. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Использование то русского, то французского языков - еще одно средст­во, показывающее, как автор относится к происходя­щему. Как правило, французский (а иногда и немецкий) врывается в повествование там, где описывается ложь и зло.

Среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьера, только что приехавшего из-за границы и впервые присутствовав­шего на таком приеме, отличал от остальных «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Анна Павловна «приветствовала его покло­ном, относящимся к людям самой низшей иерархии», и в течение всего вечера испытывала страх и беспо­койство, как бы он чего не сделал такого, что не укла­дывалось в заведенный ею порядок. Но, несмотря на все старания Анны Павловны, Пьеру все же «уда­лось» нарушить заведенный этикет своими высказы­ваниями о казни герцога Энгиенского, о Бонапарте В салоне история о заговоре герцога Энгиенского пре­вратилась в милый светский анекдот. А Пьер, произ­нося слова в защиту Наполеона, выказывает свою прогрессивную настроенность. И только князь Анд­реи поддерживает его, в то время как остальные реак­ционно относятся к идеям революции.

Удивительным является то, что искренние сужде­ния Пьера воспринимаются как невежливая выход­ка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин три­жды начинает рассказывать, - как светская любез­ность.

Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд». Он не является чу­жим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной... уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно ».

Искренние чувства изображаются автором лишь в сцене встречи этих героев: «Пьер, не спускавший с него (Андрея) радостных, дружелюбных глаз, подо­шел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожидан­но-доброй и приятной улыбкой».

Изображая высшее общество, Л. Н. Толстой пока­зывает его неоднородность, наличие в нем людей, ко­торым претит такая жизнь. Отрицая нормы жизни высшего света, автор путь положительных героев ро­мана начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни.

В «Войне и мире», казалось бы, сцена в салоне Шерер, которой открывается произведение, отнюдь не повторяется. Просто мы как бы окунаемся в гущу событий, сразу же оказываемся среди героев книги, захвачены потоком жизни. Но значение сцены не только в этом. В ней, конечно же, хотя и не так явно, как в первых эпизодах романа Достоевского, намечены все основные проблемы произведения, первые же слова, которые звучат в салоне, – рассуждения о Наполеоне, О войнах, об Антихристе. В дальнейшем это найдет продолжение в попытке Пьера убить Наполеона, в его подсчетах числового значения имени этого «Антихриста». Вся тема книги – война и мир, истинное величие человека и ложные кумиры, божеское и дьявольское.

Вернемся в салон Днны Павловны. Главное для нас – проследить, как завязываются основные линии героев книги в этой первой сцене. Пьер, конечно, станет декабристом, это понятно по его поведению уже с первых страниц. В. Курагин – хитрец, в чем-то напоминающий Фамусова, но без его теплоты и велеречивости, обрисованной, однако, Грибоедовым не без симпатии… Петербургская публика – это все-таки не московское барство. Василий Курагин – расчетливый, холодный проходимец, хотя и князь, и в дальнейшем будет искать ловкие ходы «к крестику ли, к местечку». Анатоль, его сын, о котором он упоминает в разговоре с Щерер, «беспокойный дурак», причинит много горя Ростовым и Волконским. Другие дети Курагина – Ипполит и Элен – безнравственные разрушители чужих судеб. Элен уже в этой первой сцене далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. В ней еще не было и тени кокетства, но она вполне сознает свою красоту, «предоставляя каждому право любоваться? Многозначительная деталь! Улыбка ее «неизменна» (самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Толстого, – это его духовная неподвижность), а выражение лица Элен полностью зависит от выражения лица Анны Павловны – Толстой специально это подчеркивает. Три женщины в салоне, Шерер, Элен и Лиза, играют роль как бы трех парок, богинь судьбы. М. Гаспаров интересно сопоставляет «прядильную мастерскую» Шерер с работой богинь, прядущих нить человеческой судьбы. Другой мотив, связывающий «Войну и мир» с античностью, – античная красота Элен. Эта же античная красота делает ее похожей на бездушную статую.

В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Это можно сказать о «Мертвых душах», «Преступлении и наказании», «Воине и мире». О «Преступлении и наказании» Достоевского сам Л. Толстой говорил, что дальше «рассказывается и повторяется то, что вами было прочитано в первых главах…».

Лев Николаевич Толстой писал роман «Война и мир» в течение 6 лет, с 1863 по 1869 г., создав в результате грандиозное полотно о жизни русского общества в один из наиболее сложных периодов русской истории. В романе многосторонне изображается Отечественная война 1812 года, а также прослеживается картина событий с 1805 по 1812 г. Все эти события изображены через характеры главных героев, их поступки, чувства, взаимоотношения.

В романе переплетены судьбы нескольких семей, самых различных по настроениям и мировоззрению представителей дворянства начала XIX века. Перед Толстым стояла задача показать взаимоотношения людей в развитии через поступки, разговоры, мнения друг о друге. Толстей, как мастер повествования, находит интересное решение для такой задачи – он собирает основных героев в модном салоне и таким образом завязывает ряд нитей романа, чтобы потом дать им дальнейшее развитие.

Итак, действие романа начинается в июле 1805 года. Светская дама Анна Павловна Шерер устраивает у себя в салоне вечер, на котором собираются представители дворянства Петербурга. Анна Павловна Шерер - фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, ей 40 лет, у нее «отжившие черты лица», на котором при упоминании об императрице проявляются соединение грусти, преданности и уважения.

Гости салона ведут разговоры о Наполеоне и о готовящейся антинаполеоновской коалиции. Следует отметить, что все разговоры ведутся на французском языке, то есть, высказываясь против Наполеона, гости салона не говорят по-русски, что подчеркивает фальшивость их суждений. Основной задачей Анны Павловны является слежение за тем, чтобы в гостиной не прекращалась беседа; в противном случае, она подходила к кружку, и «одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину».

Для чего это нужно? Анна Павловна не просто заводит разговоры, а прислушивается к ним, ведь в беседах проявляются личные позиции гостей салона, политические взгляды. Таким образом, Шерер не только выступала организатором салона, но и плела интриги, устраивала встречи нужных людей. При этом на лице Анны Павловны «всегда играет сдержанная улыбка», потому что «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением».

Анна Павловна влиятельна при дворе, и по этой причине ее окружают люди, старающиеся использовать ее связи в своих корыстных устремлениях, как например, «важный и чиновный» князь Василий Курагин. Князь приехал к Анне Павловне не для того, чтобы слушать политические речи, а для того, чтобы устроить на место секретаря в русском посольстве в Вене своего сына Ипполита – «покойного дурака». Шерер не может выполнить его просьбу, но советует князю Василию женить второго сына, «беспокойного дурака» Анатоля, на богатой княжне Марье Болконской, которая живет вместе с отцом в деревне.

Дочь князя Василия невероятно красива. Она сама осознает силу своей красоты и идет «всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право каждому любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины». Ипполит очень похож на сестру, но вместе с тем «поразительно дурен собою» из-за того, что лицо его «отуманено идиотизмом». Подробное описание детей князя Курагина не случайно – они буду вовлечены в судьбы главных героев и окажут влияние на их поступки.

Здесь мы знакомимся с князем Андреем Болконским и его женой – маленькой княгиней. «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Его жена ждет ребенка, она полна здоровья и живости, очень привлекательна. Однако автор отмечает у князя «усталый, скучающий взгляд», видно, что все, бывшие в гостиной, надоели ему до невозможности, а больше всех надоела жена.

Следующий герой Пьер Бзухов, впервые оказавшийся в высшем обществе, потому что он воспитывался за границей, а теперь приехал в Россию. Пьер сразу выделяется на фоне остальных своей внешностью: это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках», у него огромные красные руки. Но это не самое главное: от других его, прежде всего, отличает «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд».

Анна Павловна с опаской смотрит на молодого человека - своей откровенностью и горячностью может внести сумбур в отлаженные светские беседы. Но встретившись с Андреем Болконским, Пьер находит человека своего склада мышления - молодые люди показывают, что они интересны друг другу, у них общие взгляды, отличные о других представителей салона. Они оба восторженно отзываются о Наполеоне и имеют свой взгляд на ход исторических событий.

Все гости салона веду себя так, как этого требуют приличия: они обсуждают действия Наполеона, не понимая сущность угрозы, нависшей над Россией, они улыбаются друг другу, не испытывая при этом теплых чувств, они выказывают мнения, которые следует высказывать потому что так принято в обществе. То есть, они изображают из себя патриотов, думающих о судьбах страны. На самом деле настоящая сущность посетителей салона обратная.

В действительности одни из них приезжают сюда, чтобы покрасоваться на людях в своих нарядах, другие - послушать светские сплетни, третьи, как княжна Друбецкая, - удачно пристроить на службу сына, четвертые - завести нужные знакомства для продвижения по служебной лестнице. Ведь «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез».

Еще один важный момент - каждого нового гостя Анна Павловна «весьма серьезно подводила к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты», которую она называла mа tante - моя тетушка, "медленно переводя глаза с гостя на mа tante, и потом отходила". Отдавая дань лицемерию светского общества, «все гости совершали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки.

Таким образом, салон Анны Павловны Шерер выступает в качестве миниатюрной копии того общества, к которому принадлежат все главные герои произведения. Толстой пристально рассматривает постоянных и случайных посетителей салона. Толстой как бы прислушива­ется к их высказываниям, оценивает их настроение, угадывает их мысли и чувства, следит за их движениями, жестами, мимикой.

Постепенно мы убеждаемся, что за глубокомысленными разговорами, внешней доброжелательностью скрываются фальшь и притворство. На фоне этих гостей выделяются Андрей Болконский и его друг Пьер Безухов. Они тоже принадлежат к светскому обществу, но видят его лживость и мечтают вырваться из него. Так с самого начала романа через общую картину завсегдатаев салона Анны Шерер автор подводит нас к пониманию необходимости нравственного поиска главных героев.

Грандиозный талант Л.Н. Толстого проявился в полной мере при описании салона и его гостей – через призму встреч и салонных бесед мы сумели увидеть всю картину общества, увидеть, как завязываются взаимоотношения героев, оценить их отношение к окружающим. В дальнейшем описание салонных встреч не потребуется, то есть автор показывает, что для него важнее становятся те герои, которым близки проблемы простого народа. Реальная жизнь, истинный патриотизм, истинные чувства, героизм раскрываются только в тесной связи с народом, в непосредственной близости к нему. Поэтому на фоне образов Болконского, Безухова, Наташи Ростовой и многих других меркнут образы гостей салона, для которых важнее казаться, а не быть собой.

Салон Анны Павловны Шерер

Проверочная работа.

1.Что нового внес ЛНТ в изображение войны?

2.Назовите особенности творчества ЛНТ?

3.Как готовился к написанию романа?

1.Как вы думаете, почему ЛНТ начинает свой роман со светского вечера в салоне А.Шерер?

1.Сразу знакомит с высшим обществом страны.

2.Вводит читателей в круг политических событий изображаемой эпохи:

  • Казнь Наполеоном герцога Энгиенского (яростный сторонник восстановления законной власти Бурбонов)
  • Подавление бунта в Египте
  • Россия вступает в войну с Наполеоном в составе военного союза Англии, Австрии, Пруссии.

3.Знакомит читателей с главными героями романа (Семья Курагиных, Андрей, Пьер)

* проверка д/з: Расскажите о представителях высшей знати.

1.Шерер

2.князь Василий

2.Элен Курагина

4.Ипполит

5.Друбецкая

6.Пьер Безухов

7.Андрей Болконский

1.Внешность

2.Приветствие хозяев

3.Манера поведения

4.На каком языке говорит.

Какие нравственные нормы не принимает ЛНТ?

1.Внешняя благопристойность, благовоспитанность, изящество и изысканность манер и туалетов, строгое следование правилам хорошего тона. Но за всем этим фальшь и лицемерие.

2.ЛНТ не принимает фальшь, сравнивает салон с прядильной мастерской. Многие приехали с какой-то корыстной целью: Анна Михайловна – Борис, князь Василий – Ипполит, Анатоль, Элен – показать себя, приглядеть жениха.

3.ЛНТ показывает глупость представителей высшего света (семейная черта Курагиных)

Кому присуща чистота нравственного чувства в этом обществе? (Пьер)

Свои ли люди кн.Андрей и Пьер в салоне?

Пьер – инородное тело в великосветской гостиной. Это не его круг общения. Единственный, кто ему близок – Кн.Андрей.

Князь Андрей на равных правах в этом обществе, его уважают и боятся. Он для всех свой, они для него чужие.

*Работа с текстом.

Князь Андрей и Пьер .

1.Как ведут герои себя привстрече7

2.Как чувствует себя Пьер в дома Андрея?

3.Почему князь Андрей идет на войну?

Именины у Ростовых.

Главы: 7-11

Задача: определить, в чем различие в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер?

Работа с текстом:

Ростовы

Шерер

1.Как принимают гостей?

2.Кто главный гость?

3.Каков характер разговоров? Отношение к войне?

4.Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салоне Шерер?

5.Как относятся к Пьеру в

том и другом доме?

1.Доброжелательный утренний прием.

2.веселое молодое поколение, свидания Наташи с Борисом у кадки с цветами

3.Графина Ростова дает деньги Анне Михайловне Друбецкой на обмундирование для Бориса, хотя та ни о чем не просила.

Ахросимова М.Д. ее ждут, ее называют драгун, она знаменита не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенной простотой общения.

Старшее поколение волнует вопрос о войне, потому что идут на вйну сыновья.

Духовное родство семьи Ростовых, атмосфера согласия, дружбы.

  • чт. Танец И.Ростова

Могли бы слуги в доме Шере стоять в дверях и любоваться танцем хозяев?

Пьер чувствует себя уютнее и проще в доме Ростовых

Друбецкой пришлось унижаться в доме Шере перед князем Василием.

Виконт-эмигрант

Вывод: Ростовы патриархальная семья. Главное чувство – чувство общности. В семье Ростовых главное – поэтика стихийности чувств (Наташа плачет вместе с Соней) .

Болконские

1.Что отличает Болконских от семьи Ростовых, Шерер?

Болконских отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Аристократизм, гордость, ум, глубокая работа мысли.

*Портреты

*Расскажите о семье Болконских

2. Почему кн.Андрей пред отъездом в армию едет к отцу?

3.Любят ли друг друга отец, сын и дочь болконские?

4.Может ли княгиня Лиза быть своей в доме свекра?

Нет. Она страдает и боится, но и страдание ее выражается в кокетливой форме. Восторженна при встрече с Марьей (виделись 1 раз0, жалуется на самого близкого ей человека.

4.Что общего у всех Болконских?

Семья принадлоежит к высшему свету, так же есть духовное родство членов семьи. Но у Болконских – культ знаний и труда, суровость и аскетизм в семейных отношениях.

д/з: сделать выписки (2и 3 части романа):

1.Ненужность и неподготовленность войны (Смотр войск в Браунау(ч.2.гл.2));

2.Почему было дано Шенграбенское сражение?

3.Позиции русских и французских войск..

4.Показной и истинный героизм (батарея Тушина, Долохов, Жерков)

5.Отчего, по мнению ЛНТ, зависит исход сражения?

6.Каковы мечты Кн.Андрея?

7.кутузов и Наполеон на Аустерлицком сражении.

8.Дух войска.

9.Плдвиг кН.Андрея и его мысли на поле Аустерлицкого сражения.