Василий быков сотников анализ произведения кратко. «Сотников» главные герои

Основные политические события, произошедшие в двадцатом веке, носили трагический характер. В суть проблем, которые они породили, и пытались вникнуть писатели того времени. В центре их внимания оказались личности и судьба нации, в том числе и во время Второй мировой войны. Писатели размышляли о характере человека и исследовали человеческую натуру. К таким произведениям можно отнести и повесть В. Быкова «Сотников».

Главные герои

В повести, как и в большинстве своих произведений, автор поднимает проблему личной ответственности за судьбу других людей, выясняет причины нравственного падения и предательства одних и духовного величия и благородства других. Писатель исследует и показывает, на что способен человек, когда возможности защитить жизнь исчерпаны до конца. Центральное место в повести писатель отводит партизанам Сотникову и Рыбаку.

Главные герои, Сотников и Рыбак, - оба не новички в борьбе с врагом. Сотников - сын командир батареи, воевавший на фронте, чудом вырвавшийся из плена. Он продолжил борьбу в партизанском отряде. Рыбак - старшина стрелковой роты, также воевал на фронте, попал в окружение и принял участие в партизанском движении. Но писателю важно проверить нравственный потенциал своих героев и их дух.

Два партизана

Рыбак родился и вырос в крестьянской семье. Чувство долга для него характерно, но непрочно и стихийно. Положительные начала этого героя существуют только на чувственном уровне и не стали частью его индивидуальной этики. Соединяясь с его жизнелюбием, они и предопределяют возможность предательства. Сознание Рыбака недостаточно развито для того, чтобы осмыслить опыт и поведение людей, с которыми он сталкивался на жизненном пути. И он неспособен совершить жизненный выбор.

Главный герой Сотников - учитель, интеллигент. Он отличается от Рыбака тем, что обладает более развитым сознанием, способен самостоятельно анализировать различные ситуации и поведение людей. Духовно Сотников более сильный и стойкий. В экстремальной ситуации эта разница должна проявиться. Поэтому автор и ставит героев в условия, в которых раскроется их сущность, и им придется сделать

Дорогою войны

Героев повести сблизила общая задача - добыть припасы для партизан. Отправляясь на выполнение задания, они по-разному представляют опасность, ожидающую их. Внешне кажется, что больной и слабый Сотников не способен на подвиг, а крепкий, сообразительный и энергичный Рыбак просто создан для героического поступка.

Уже в начале повести между ними намечен контраст. Рыбак - хозяйственный, физически сильный и С присущим ему жизнелюбием он думает о девушках, видит во сне хлеб. Главный герой Сотников, напротив, физический слабый и болезненный, относится к себе равнодушно, - отправился на задание больной, с температурой, не удосужился даже «разжиться полушубком».

По-разному ведут они себя и в дороге. Рыбак подбадривает больного Сотникова, делится с ним хлебом. Все внимание Сотникова сосредоточено только на том, чтобы не потерять темп, посильный ему, «не сбиться с шага». Противопоставления героев в экспозиции повести создают иллюзию. На первый взгляд Рыбак больше приспособлен к тяжелым условиям, чем Сотников.

Последнее задание

Автор поставил цель - раскрыть и понять внутреннее состояние главных героев «Сотникова». Быков неумолимо ведет их к последнему пристанищу - дому Демчихи - и ставит их перед выбором, который они должны совершить. Последнее свое задание героям повести выполнить не удалось - они наткнулись на подводу с немцами и попали под обстрел.

Добравшись до деревни, партизаны скрываются на чердаке дома Демчихи, многодетной матери. В хату в поисках водки нагрянули с обыском немцы и полицаи. И кашель Сотникова, раздавшийся с чердака, выдает беглецов. Они попадают в плен. Вместе с ними забирают и Демчиху. В подвале, куда их бросили, сидит и еврейская девочка Бася. Туда же брошен и староста, скрывавший ее у себя.

Перед лицом смерти Рыбак и Сотников ведут себя соответственно своим характерам и убеждениям. Сотников до последнего вздоха остается верным своему долгу. А Рыбак, ухитрявшийся найти выход из любой ситуации, внутренне уже готов был к предательству.

Сотников

Главный герой повести смиряется с обстоятельствами только внешне. Сотников понимает, что не в его силах что-то изменить. Но внутренне он ищет силы для противостояния. Прежде всего, он вспоминает и анализирует события из личной жизни и поведение других людей. Писатель показывает, что сила этого человека заложена в его способности к самоанализу и переосмыслению, при помощи которых и формировались его нравственные ценности.

Его подвергают страшным пыткам, но Сотников с честью переносит тяжелые испытания и остается человеком, верным своим идеалам. Он, безусловно, предпочел бы погибнуть в бою и «уже завидовал» тем, кто нашел свою смерть на поле боя. Но Сотников думает не о себе. Его мысли заняты тем, как спасти Демчиху, которая из-за них оказалась в этом подвале. Сотников требует следователя, которому говорит, что он - партизан, а остальные тут ни при чем. Но на палачей его признание не подействовало. Утром из пяти приготовленных для пленных виселиц свободной осталась только одна.

Рыбак

Рыбак, напротив, полный желания выжить, стремится преодолеть обстоятельства и поэтому идет на компромисс, - соглашается стать полицаем. Нет, в мирной жизни он не был негодяем, предателем или врагом. Но сейчас ситуация совершенно иная: перед лицом смерти он любыми возможными средствами хочет сохранить себе жизнь. Он уверен, что обманув врагов, сможет сохранить жизнь и уйти к партизанам, чтобы продолжить там борьбу с фашистами.

Однако, шаг за шагом, он угождает врагам, лукавит и юлит, и, наконец, думая только о себе, катится в духовную бездну. Рыбак понимает чудовищность своего поступка и пытается покончить с собой. Но этому помешали обстоятельства. И тогда он всячески оправдывает свои действия, обвинив в этом и жестокие условия, и ненавистную войну, и даже Сотникова, болезнь которого послужила, по его мнению, причиной плена.

Вывод

Произведение В. Быкова названо именем главного героя - «Сотников». Эта повесть - глубокое размышление о человеческом долге и гуманизме, несовместимыми с любыми проявлениями эгоизма. Анализ действий, мыслей и слов героев - одна из определяющих черт произведения.

Духовная сила Сотникова в том, что он, поставленный перед выбором, сумел принять смерть и показал несокрушимость характера и величие человеческого духа. Без этих качеств невозможно преодолеть обстоятельства.

Размышляя над проблемой предательства и героизма, автор уверен, что человеку в качестве опоры необходимы индивидуальная духовная культура и нравственность. Без этих начал личность не способна различить границы добра и зла. В итоге незаметно для себя она окажется на территории зла. Что и произошло с Рыбаком, одним из главных героев Быкова.

Сотников не исключителен, то есть его способность к самопожертвованию и его поведение, поскольку точно такой же выбор совершили и многодетная мать Демчиха, и староста, и даже маленькая еврейская девочка, отказавшаяся назвать имена тех, кто ее прятал.

Таким образом, автор поднимается до философского анализа войны. Прежде всего его интересуют не внешние ее обстоятельства, а внутренние: состояние человека и борьба в его душе. Писатель уверен, что преодолеть тяжелые, нечеловеческие обстоятельства можно только опираясь на нравственные и духовные ценности.

/ / / Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

Два героя Быкова Сотников и Рыбак с двумя разными судьбами, переплетенными в одну историю. Историю, над которой стоит хорошо поразмыслить и сделать вывод. В ней трудно осуждать или оправдывать людей, ведь идет война. Но война зачастую отнимает не только человеческие жизни, она порабощает людей, заставляя их идти на самые крайние меры. И все это ради существования, которое порой уже бессмысленно.

Еще с детства мечтал держать в руках оружие. Его идеалом стал отец, который был «красным командиром.

И все же Сотников младший решает стать учителем. После призыва в армию, он стал набираться опыта в «военном деле». Вскоре, в неравном бою, отряд под началом Сотникова был разбит оккупантами, а сам командир попал в плен, из которого впоследствии мужчине, все же удалось сбежать. Так Сотников попадает в партизанское движение, где всячески старается доставить врагу наибольший урон.

Изначально был старшиной в отряде. Он был опытным «воякой», однако даже это не помогло ему на войне. Мужчину, как и многих в одном из боев ранило. После того, как рана зажила, Рыбак, так же как и Сотников ушел в партизаны. Мужчина не боялся трудностей. Он привык много работать, так как вырос он в простой деревенской семье.

Накануне задания от командира Сотников сильно заболевает, однако он не отказывается от приказа и отправляется с товарищем в деревню. Он очень ослаб, к тому же во время встречи с полицаями его сильно ранило.

Рыбак не смог оставить товарища умирать, так как был в ответе за него перед военным начальством. Мужчине, пришлось вернуться и помочь боевому другу. Однако, он не понимал, почему тот, в болезненном состоянии не отказался от такой «миссии».

А Сотников согласился только потому, что другие не смогли пойти. Он переживал за товарищей, ведь среди них были раненные. Уцелевшие партизаны были сильно уставшими и голодными, так как долго жили в плотном оцеплении. Сотников четко осознавал то, что нужно срочно принимать действия, чтобы им помочь. Ведь раненным солдатам, было гораздо хуже, чем ему.

Сотников никогда бы не пошел на компромисс с совестью и честью. Он жил одним чувством долга перед близкими, товарищами и отчизной. И если бы пришлось выбирать смерть или остаться жить, но помогать фашистам, то выбор бы был очевиден. Только смерть.

Рыбак же был более прагматичный своего боевого товарища. Он был готов идти на любой компромисс, только бы оставаться живым. Мужчина думал, что можно выбраться из любой, даже самой сложной ситуации, только не из могилы. Поэтому, он так цеплялся за жизнь и в последний момент согласился на сотрудничество с полицаями. Он надеялся сбежать, при первом удобном случае. Однако автор не даст ему в дальнейшем ни совершить побег, ни умереть. Мужчина поистине будет наказан за свое предательство. Однако ему придется смериться со случившимся.

Риторическим остается вопрос о том, стоит ли осуждать Рыбака. Да, он предал товарищей своим выбором, да он проявил слабость, поддавшись панике, и позволил страху завладеть сердцем. Но он ведь не собирался принять свое поражение и до конца оставаться с фашистами. Он пытался спасти себе жизнь, не подозревая, что после повешенья товарища, сам будет желать себе смерти.

Сотников, до конца оставался верен своим убеждениям. Он не принял выбор Рыбака и практически возненавидел бывшего сослуживца. Мужчина презирал намерения «партизана» остаться в живых, заплатив такую высокую цену. Ведь в его понимании лучше было умереть, чем «похоронить» свое достоинство заживо, и предать горячо любимую родину.

С этими мыслями Сотников оттолкнул от себя «предателя» и гордо шагнул навстречу своей смерти…

Урок литературы

11 класс

с использованием современных образовательных технологий

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Гулимова Т.О.

Учитель ГБОУ СОШ № 210

Санкт-Петербург

Задачи урока:

Личностные

  1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  3. развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

Ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

  1. Постановка задачи

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

  1. Слово о писателе (сообщение ученика)

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

  1. Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

  1. Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры

Сотников

Рыбак

Портрет, физическое состояние

Физически нездоров

Полон жизненных сил

Социальное происхождение

Интеллигент, до войны работал учителем

Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду

Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями

Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.

Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

Как оказался в партизанском отряде

По идейным соображениям;

после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;

стремился бороться с врагом в любых условиях

Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

2) У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Сотников

Рыбак

К компромиссам не склонен вообще.

Готов идти на компромисс с врагом.

Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия

Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.

Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.

Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

  1. Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

  1. В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

  1. Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

  1. В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

  1. Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

  1. Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

  1. Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

  1. Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б ) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

  1. Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- « В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- « Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


Повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. Первоначальное название произведения – «Ликвидация». В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

Главные герои

Сотников – бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.

Рыбак – бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

Другие персонажи

Петр Качан – староста села Лясины, поневоле стал прислуживать немцам.

Авгинья Демчиха – мать четырех детей; спрятала Сотинкова и Рыбака, из-за чего попала к полицаям и была повешена.

Портков – следователь у полицаев, который допрашивал пленников.

Глава 1

Рыбак и Сотников шли лесом, «по глухой, занесенной снегом дороге» . Сотников едва тащился: он был сильно простужен, кашлял. Рыбак спросил, почему тот согласился идти на задание. Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались» .

Глава 2

После недавнего перехода шоссе, когда Рыбаку и Сотникову выпало прикрывать отход отряда, красноармейцы сблизились и последние дни держались вместе.

Глава 3

Мужчины вышли к деревне. Женщина, жившая в крайней избушке, сказала, что деревня называется Лясины и показала, где живет местный староста – Петр Качан. Рыбак и Сотников, не стучась, зашли в дом старосты. Хозяин не был удивлен. На вопрос Рыбака служит ли он немцам, Качан ответил, что «приходится» . На стене в доме висела фотография сына старосты, который ушел на фронт. Рыбак отметил, что староста опозорил своего сына, боровшегося против немцев.

Жена старосты накрыла на стол. Сотников отказался есть, он чувствовал себя очень плохо. Рыбак же с охотой поел. Красноармейцев удивило, что в доме старосты была Библия.

Глава 4

Рыбак сказал хозяину выйти с ним на улицу. Хозяйка начала причитать, но Сотников не поддавался на это. Красноармеец помнил, как в прошлом году «чрезмерная доверчивость к такой же вот тетке едва не стоила ему жизни»: та женщина предложила его накормить, и пока солдат ел, позвала полицаев.

Рыбак забрал у старосты овцу.

Глава 5

Мужчины выдвинулись обратно. У Рыбака появилось легкое недовольство напарником: без него он бы ушел далеко. Мужчины долго шли по полю, но нужной дороги все не было. Рыбак заметил приближающихся людей и скомандовал Сотникову бежать. Рыбак не успел сориентироваться и оказался на той дороге, по которой ехали полицаи. С овцой на спине он еще быстрее побежал вперед, преодолел пригорок, оставив Сотникова позади.

Преследователи начали стрелять. Рыбак спешил вперед, но в последний момент опомнился, бросил овцу и решил вернуться к товарищу.

Глава 6

Сотников, пытаясь убежать, был подстрелен в бедро. Сев на снегу, мужчина начал стрелять в преследователей, пытаясь их задержать. Он не боялся смерти – «страшно было стать для других обузой» . Сотникову становилось все хуже, как он неожиданно услышал рядом голос Рыбака.

Глава 7

Рыбак и Сотников поползли к кустарнику. Рыбак, помогая товарищу, сам начал выбиваться из сил. Они едва вышли к дороге и направились в сторону рощи.

Глава 8

Сотников не чувствовал стопы, бедро мучительно болело, но он продолжал идти. Мужчины вышли к деревенскому кладбищу, зашли в ближайшую избу. Дома были только четверо детей. Дочь хозяйки сказала, что мамы Демчихи нет дома, угостила мужчин картошкой и огурцами.

Глава 9

Рыбак злился на Сотникова, так как не мог оставить раненого товарища на детей, и приходилось ждать прихода хозяйки. Вернувшись домой, Демчиха сердилась на незваных гостей, но увидев, что Сотников ранен, сделала ему перевязку. Рыбак заметил в окно троих полицаев. Демчиха сказала партизанам спрятаться на чердаке.

Когда полицаи обыскивали избу, Сотников начал громко кашлять. Партизанам пришлось сдаться.

Глава 10

Сотников не боялся, что его могут убить, но «мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака да и Демчиху» . За то, что женщина спрятала «бандитов» полицаи ее тоже арестовали. По дороге Рыбак «проклинал себя за неосмотрительность» . Он «уже отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, не его простуда, а затем и ранение, они наверняка добрались бы до леса».

Глава 11

«В том, что они пропали, Сотников не сомневался ни на минуту». Сотникова отвели к следователю Портнову, начали допрашивать. Пленник понял, что полицаи знают об их визите к старосте. Несмотря на напор следователя, Сотников отказался давать сведения о своем отряде. Тогда Портков вызвал Будилу – «здешнего полицейского палача» .

Глава 12

Рыбака и Демчиху заперли в подвале. В камере, куда посадили красноармейца, находился староста Петр. Рыбак старался придумать способ если не избежать, то хотя бы оттянуть наказание.

Рыбака вызвали на допрос. Он начал правдоподобно врать, назвав фамилию капитана другого отряда и сказав, что якобы их отряд находится в лесу. Довольный допросом Портнов сказал, что возможно помилует Рыбака, поможет ему вступить в полицию и служить Германии.

Глава 13

«Сотникова спасала его немощность: как только Будила начинал пытку, он быстро терял сознание». Пленному ломали кости рук, срывали ногти. Через полчаса пыток Сотникова бросили в камеру к старосте и Рыбаку. Рыбак подумал, что «если Сотников умрет, то его шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать что вздумается» .

Рыбак попытался договориться с Сотниковым о том, чтобы они давали одинаковые показания, но тот отказался. Сотников, понимая, что товарища зовут в полицию, сказал: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» .

Глава 14

После допроса Петр рассказал, что его просили выведать у Рыбака и Сотникова про отряд, но он отказал. После допроса к ним в камеру бросили еврейскую девочку и Демчиху.

Глава 15

Рыбак начал понимать, что «теперь выхода не было» , хотя «всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход» . «Нет, на гибель он не мог согласиться, ни за что он не примет в покорности смерть».

Глава 16

Сотников решил, что «завтра он скажет следователю, что ходил в разведку» . Ему приснился отец, который, как показалось Сотникову, цитировал Библию.

Глава 17

Утром пятерых пленников вывели на улицу. Сотников крикнул вышедшему начальству: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. <…> Остальные ни при чем. Берите одного меня» . Но полицаи никак не отреагировало на его слова.

Рыбак заметил среди начальства Портнова и лично обратился к нему со словами, что ни в чем не виноват. Портнов подозвал Рыбака к себе, спросил, согласен ли он вступить в полицию. Рыбак согласился. «Сволочь!» – крикнул Сотников.

Глава 18

Сотникову было обидно за то, что он собирался спасти других.

На перекладине уличной арки висело «пять гибких пеньковых петель» . По одному пленников «начали разводить вдоль виселицы» . Сотников взошел на стоявший под петлей чурбан. Рыбак придерживал в это время подставку. Полицай накинул ему на шею петлю, радом громко плакала Демчиха. Рыбак сказал товарищу: «Прости брат!» – «Пошел к черту! – коротко бросил Сотников» .

Глава 19

«Рыбак выпустил подставку и отшатнулся – ноги Сотникова закачались рядом, сбитая ими шапка упала на снег». После казни немцы начали расходиться «в бодром, приподнятом настроении, как после удачно оконченного, <…> интересного занятия» .

Увидев стоящего на тротуаре Рыбака, старший полицай приказал ему стать в строй. На минуту смешавшись, Рыбак присоединился к колонне. Он понял, что «из этого строя дороги к побегу уже не было» и «этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью» . «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже».

Во время перекура Рыбак зашел в нужник, надеясь повеситься на ремне, но только сейчас вспомнил, что ремень забрали еще перед допросом. Вчерашняя мечта стать полицаем обернулась для него катастрофой. «Такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Заключение

В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1272.

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.
Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть , написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.
Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».
Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.
О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.
Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.
В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.
В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.
Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.
Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».
Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.