Все картины яна брейгеля бархатного. Художник ян брейгель бархатный

    Брейгель Старший, Питер Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel … Википедия

    Или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

    Брейгель Старший - (Мужицкий), Питер (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel, Pieter) Ок. 1525, с. Брейгель 1569, Брюссель. Нидерландский живописец и рисовальщик. Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев Св. Луки с 1551) и… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ - Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) [Мужицкий; нидерланд. Brueghel, Breughel] Питер (ок. 1525 или 1530, Бреда 5.09.1569, Брюссель), нидерланд. худож … Православная энциклопедия

    Брейгель Старший - БРÉЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Brueghel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (между 1525 и 1530–69), нидерл. живописец и рисовальщик. Творчески переработав уроки итал. живописи 16 в., создал глубоко нац. произв., опирающиеся на нидерл. традиции… … Биографический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Брейгель. Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении … Википедия

    Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel Дата рождения: 1525 Место рождения: Бреда(?) … Википедия

    Брейгель, Старший Питер - П. Брейгель. Крестьянский танец. Музей истории искусств. Вена. БРЕЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Создал глубоко национальное искусство,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Или Брейгель «Мужицкий» (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Ян Брейгель Старший. Альбом , Ян Брейгель Старший , Младший сын Питера Брейгеля Старшего - Ян - воспитывался своей бабушкой, художницей, писавшей занимательные миниатюры. Талант к живописи у Яна, как и у старшего брата Питера, был очевиден.… Категория: История и теория искусств Серия: АЛЬБОМ Издатель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Производитель: БЕЛЫЙ ГОРОД ,
  • Питер Брейгель Старший , Астахов Ю.А. , Питер Брейгель Старший - гениальный представитель Северного Возрождения, творчество которого отразило национальное своеобразие жизни его родины. За неполные десять лет он создал великолепные… Категория: История и теория искусств Серия: АЛЬБОМ Издатель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Производитель:

Для особо интересующихся:
краткая биография Яна Брейгеля Старшего.
Jan Brueghel the Elder (1568-1625)


Jan Brueghel the Elder
Vase with Flowers
Oil on copper
45 x 65 cm
Pinacoteca Ambrosiana (Milan, Italy)

Ян Брейгель Старший прозванный Бархатным родился в 1568 году в Брюсселе. Его знаменитый отец Питер Брейгель Старший умер через год после рождения своего младшего сына, мать скончалась в 1578 году, поэтому воспитанием и художественным образованием мальчика занялась его бабушка по материнской линии Мария Бессемерс. Миниатюристка Мария Бессемерс была женой известного гравера Питера Коуке из Альста и одной из лучших художниц южных Нидерландов, специализирующейся на изображении цветов. Именно дед Яна Питер Коук играл одну из первых ролей в распространении ренессансных идеалов в Нидерландах и издании сочинений Ветрувия и Серлио, ставших необходимыми пособиями для всех последующих поколений фламандских архитекторов и живописцев. Ян научился у Марии Бессемерс рисунку и технике миниатюры, а также унаследовал любовь к изображению цветов. Таким образом, Ян Брейгель рос в особо благоприятных условиях для развития его таланта.
Искусство масляной живописи он постигал в мастерской Питера Гуткинда в Антверпене, который кроме художественной деятельности занимался и торговлей произведениями искусства. Именно в атмосфере этой художественной семьи начинающий художник знакомится с различными направлениями в нидерландской живописи. С юных лет проявилась его одаренность и склонность к самостоятельности. Довольно решительно он отказался от отцовского стиля (брат Питер, напротив стал его подражателем) и отправился в путешествие, чтобы непосредственно познакомится с западноевропейской живописью.
В 1589 году Брейгель посещает Кельн и Париж, где знакомится с образцами национальных школ живописи, а затем около пяти лет проводит в Италии. Ян жил преимущественно в Риме, где был душой постоянно увеличивавшейся общины северных художников. Вместе со своим другом художником Паулем Брилем он писал многочисленные ведуты древних памятников и с успехом пробовал свои силы в создании первых пейзажей как самостоятельного вида живописи. Брат Рубенса, бывший библиотекарем кардинала Асканио Колоны, знакомит Брегеля в Милане с кардиналом Федерико Борромео, большим ценителем искусства. Прелат оценил способности молодого мастера и их связь-дружба продолжалась до самой смерти художника. Большинство цветочных композиций Брегеля было создано для кардинала Борромео. Известна общирная переписка художника с кардиналом-меценатом, основавшим миланскую библиотеку Амброзиану, ее художественное собрание включает целый ряд картин Брейгеля Бархатного. Кардинал Борромео посвятил художнику восторженный панегирик, в котором восхищенно писал об “одухотворенной грации” его искусства, о сочетании “величия” и “тонкостей” в его произведениях и торжественно предсказал любимому живописцу неувядаемую славу.
После Италии Брейгель оседает в Антверпене и в 1597 году вступает в гильдию Святого Луки, деканом которой он становится в 1602 году. Председатель общества “романистов” с 1609 года, член палаты риторики, предприимчивый коммерсант - Ян Брейгель словно предвосхищает путь Рубенса, прокладывая дорогу для триумфа последнего.
Представляется интересным отметить поездку Брейгеля в Прагу в 1604 году ко двору Рудольфа II, известного любителя диковинок и редкостей. Большинство работ Джузеппе Арчимбольдо, современника отца Яна Брейгеля находилось в Праге в кунсткамере Рудольфа II и представляли собой фантастический мир цветочных портретов. Сложно предположить какое впечатление на Брейгеля произвели экстравагантные работы Арчимбольдо, однако вполне вероятно, что это могло подтолкнуть художника к созданию букета-снопа с огромным количеством разнообразных видов цветов.
С 1606 года Яна назначают художником при Брюссельском дворе, что обеспечивает его постоянными королевскими заказами и позволяет открыть свою мастерскую. Любители-меценаты наперебой старались заручиться его произведениями и заказывали ему их вперед; товарищи – величайщие художники Фландрии – приглашали его в сотрудники или украшали его пейзажи фигурным стаффажем. Его дом в Антверпене, с богатыми художественными коллекциями, был подобно дому Рубенса, одной из достопримечательностей города, которую не только приезжающие в Антверпен художники, но и знатные иностранцы считали долгом удостоить своим посещением.
В годы работы в Антверпене число заказов, поступающих к художнику от коллекционеров всей Европы, постоянно росло, и так создалась мощная мастерская. В последние годы жизни Брейгеля его мастерская работала крайне плодотворно и было создано большое количество реплик и повторов цветочных натюрмортов.
Ян Брейгель умер в 1625 году от свирепствовавшей тогда в Антверпене холеры, вместе с тремя своими младшими детьми. Его старший сын, художник Ян Брейгель младший, возглавил отцовскую мастерскую, продолжая дело отца; он был неплохим живописцем цветов.
Мы доподлинно не знаем каким образом Яном Брейгелем было получено прозвище – Бархатный. По одним оценкам это произошло из-за его пристрастия к дорогим бархатным одеждам, хотя вполне вероятно это случилось благодаря особым свойствам его живописи, а именно – присущей только ему нежной “бархатистости” живописной поверхности, которой Ян добивался виртуозным соединением разнообразных, тонко сопоставленных, звучных тонов в сияющую красочную гармонию. А. Бенуа в Истории живописи всех времен и народов писал, что “именно в бархатистости его живописи, в ее сочной нежности и роскошной ласковости лежит основной секрет ее очарования”.
В историю живописи Ян Брейгель вошел также как Брейгель Цветочный, за великое мастерство в изображении цветов. Очень поэтично высказался по этому поводу все тот же А.Бенуа. “Каким тонким человеком, должно быть, был Ян Брейгель - ведь все эти цветы не только написаны искусно и точно, но передана как бы сама их душа”.
Брейгель работал во всех жанрах “кабинетной” живописи, выделяясь среди художников широтой и многообразием тематики своего искусства. Натюрморт, в первую очередь цветочный, анималистические композиции, пейзаж, аллегория, религиозные, мифологические и жанровые сюжеты – таков диапазон тем и мотивов его живописи. Реальность и фантазия постоянно соседствуют в искусстве Яна Бархатного. Даже аллегорические его композиции насыщены натуральными деталями. Насколько был художник привязан к натуре, как внимательно ее штудировал, дают возможность заключить многочисленные сохранившиеся его этюды и рисунки с изображением разнообразных птиц, животных, трав и цветов. Цветы он изучал, как истинный ботаник, совершая в поисках интересных и редких образцов для своих натюрмортов далекие прогулки в окресностях Антверпена. Прогулки эти художник начинал ранней весной, в феврале, когда появлялись первые цветы. Весна и первая половина лета - время, когда мастер занимался почти исключительно цветочным натюрмортом, поскольку, как сетовал он в одном из писем, “в августе никаких хороших цветов уже не встретишь”. Тогда для Брейгеля наступал сезон пейзажей.
Пейзажи Брейгеля внушают ощущение редкостной колористической гармонии. Хотя художник любил оживлять их нежную зелень яркими пятнами фигур, ничто в картинах не создает впечатление пестроты. Создавал Брейгель и пейзажно-жанровые композиции, главное содержание которых составляли разнообразные бытовые сценки, происходившие на деревенских улицах.
Наибольшим успехом у современников пользовались восхитительные аллегории, изображающие пять чувств, которые неоднократно варьировались и повторялись художником. Аллегории чувств были выполнены Брейгелем совместно с Рубенсом, который писал фигуры. С развитием в высшем свете изощренности, меценаты стали наперебой устраивать “кабинеты редкостей”, которые изобиловали дорогими изделиями художественного ремесла и произведениями искусства, а также самыми причудливыми и необычными созданиями природы. В этих коллекциях особенно ценились картины, в которых художники рисовали на крошечном пространстве все те предметы которые составляли гордость собирателя. Особенно ценилась способность Брейгеля изображать самые разнообразные иллюзорные пространства и приводить к согласию неисчислимое множество деталей, каждая из которых выполнена с почти маниакальной тщательностью.
(2001 год, без сссылок на первоисточники)

Ян Бре́йгель Бархатный (Старший, Цветочный) (нидерл. Jan Bruegel, МФА: [ˈjɑn ˈbrø:ɣəl]) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен) — известный южнонидерландский (фламандский) художник и сын Питера Брейгеля Старшего.

Учился у Питера Гуткинта и Гиллиса ван Коннинксло. В 1589 г. Ян Брейгель отправился в Италию. С 1592 г. по 1595 г Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. По возвращении в Южные Нидерланды в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. 23 января 1599 г. он женился, 13 сентября 1601 г. родился его первый сын, впоследствии также известный художник Ян Брейгель Младший.

В 1601—1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Святого Луки, в 1604 г. побывал в Праге, а позднее работал при брюссельском дворе наместников испанских Нидерландов Альбрехта и Изабеллы, о чём сохранилось упоминание, датированное 1606 г.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля
своим старшим братом.

Пейзаж рая и погрузка животных в Ноев ковчег, 1596


Христос в бурю на море Галилейском, 1596

Триумф смерти, 1597

Мадонна и младенец в окружении разных цветов, конец 16 - начало 17 в.

Jan Brueghel, Hans Rottenhammer - Бегство в Египет, 17 в

Свадьба Нептуна и Амфитриты, 1600

Рыбный базар на берегу реки, 1603

Пейзаж с кузницей, 1603

Четыре ветряные мельницы, 1605

Оживленная Речная сцена с голландскими судами и паромом, 1605

Большой букет, 1607

Деревенская улица, первая четверть 17 века

Деревенская сцена с фигурами людей и коровами, 1609

Большой рыбный рынок, деталь

Jan Brueghel, Tobias Verhaecht - Вавилонская башня

Обширный пейзаж с путешественниками на проселочной дороге, 1608-1610

Адам и Ева в райском саду, 1610-е

Jan Brueghel, Joos DeMomper - Портовый ландшафт укреплениями, 1610-1620

Свадебное гуляние

Огонь, 1611

Воздух, 1611

Фантастическая пещера с Одиссеем и Калипсо, 1616

Рай, 1616

Чувство вкуса, 1617-1618

Чувства слуха, осязания и вкуса, 1618

Чувства слуха, осязания и вкуса, деталь, 1618

Аллегория зрения и обоняния

Слух, 1618

Зрение, 1618

Букет цветов

Прибрежный пейзаж с жертвой Джонаса

Христос и нарушающая супружескую верность, 17 в.

Полностью

Речь пойдет о художнике XVI века эпохи Барокко, последователе фламандской школы живописи - Яне Брейгеле Младшем. В предисловии хочется отметить, что в мировой истории, в том числе истории искусства, зачастую прослеживалась преемственность поколений. От отца – к сыну, от деда – к внуку – цепочка, по которой передавалось ремесло стихосложения, песнопения, умение писать картины. Кажется, что следующее поколение должно культивировать и развивать полученные навыки, превосходя учителей, но судьба не всегда осуществляет предполагаемые замыслы: сыновья не становятся последователями, а превращаются в подражателей и копиистов более талантливых пращуров. Подобная «шутка» настигла и семейство потомственных живописцев Брейгель, если говорить о третьем поколении мастеров, представленном Яном Брейгелем Младшим – сыном отца–тезки.

Ян Младший не был лишен таланта, но долгое время находился «в тени» своего отца. Информации о творческом пути сына-Брейгеля настолько мало, что невозможно проследить его степень мытарств и трудолюбия по пути к славе. Родился Ян Брейгель Младший в Антверпене 13 сентября в первом году XVI века. Его семейство было многолюдным. Отец после смерти матери Яна женился во второй раз. Его новая супруга, Катарина ван Мариенбург, родила восьмерых детей. Среди сводных братьев и сестер Ян Брейгель был старшим, первенцем отца и его надеждой. Обучением мальчика вместе с братом Амброзием занимался лично Ян Старший. На тот период Младшему исполнилось 10 лет, и, в силу своей неопытности, юный художник подражал своему учителю. Как и отец, Брейгель проявлял дотошность к мелким деталям, декорированию сюжетов растительным орнаментом, цветами («Рождество», «Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде», «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» и др.).

Рождество

Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде

Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем

Ему была присуща детскость в написании картин, наличие ярких пятен птиц, фруктов и драпировок.

Сын Брейгель Младший настолько увлекся подражанием, что его работы было весьма трудно отличить от отцовских. Быть может в силу невостребованности на рынке живописи или по иной причине, Ян подписывал собственные картины росчерком отца и выставлял на продажу. Однако критики отмечают более низкое качество письма Яна Младшего и «робкое» использование палитры («Рай», «Церера», «Спящие нимфы и сатиры», «Аллегория Воздуха и огня» и др.).

Спящие нимфы и сатиры

Аллегория воздуха и огня

В 23 года Ян отправляется в Италию вместе с другом детства Энтони ван Диком. Путешествие друзей было недолгим по причине смерти отца художника от «ходившей» холеры. После ухода Яна Старшего остается его студия, которую незамедлительно возглавил сын – Ян Брейгель. Вместе с новой миссией к Яну Младшему приходит слава, и появляются заказчики на полотна из числа знати и чиновников. Картины мастера теперь имеют иной автограф, вместо «Brueghel» он подписывается как «Breughel».

Взросление Брейгеля увенчалось женитьбой на Анне-Марии Дженссенс, дочери А. Дженссенса, в 1626 году и утверждением на должность декана Гильдии Святого Луки спустя 4 года. Параллельно с обустройством быта художник устраивал творческую деятельность – писал пейзажи, натюрморты с обилием диковинных цветов и плодов, первым поместил животных в сюжеты в качестве героев («Аллегория войны», «Диана и нимфы после охоты», «Речной пейзаж с птицами»).

00:05 — REGNUM

Ян Брейгель Младший — представитель династии фламандских художников, сделавших свою фамилию брендом, узнаваемым с первого взгляда. Его картины — будь то библейские сюжеты, или изображение вазы с цветами — кинематографичны до мельчайших деталей, а соавторы — не менее гениальны, чем он сам.

«Сорока на виселице»

Ян Брейгель Младший родился 13 сентября 1601 года в Антверпене в семье фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) (1568−1625), — сына основателя династии — Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Его дядя — талантливый живописец — Питер Брейгель Младший (Адский).

Все потомки этой семьи настолько связаны между собой, что стоит рассказать о династии, начиная с ее основателя.

Питер Брейгель Старший родился примерно в 1525 (1530?) году. По одной версии — в городе Бреда в округе Кемпен, по другой — в ближайшей к городку деревушке Брёгел (или Брейгель) в Нидерландах. Так что фамилия Брейгелей происходит именно от места рождения.

О родителях Питера Брейгеля Старшего известно мало. Предполагают, что он был — то ли из семьи крестьян, то ли — не слишком зажиточных горожан. В юности Питер Брейгель переехал в портовый город Антверпен, где начал обучаться графике и живописи в мастерской у известного поклонника итальянской живописи Питера Кука (Кукке) ван Альста, экс-придворного художника короля Карла V.

По окончании обучения Питер Брейгель был принят в Антверпенскую Гильдию художников св. Луки. В 1550 г. Кук ван Альста умер, но Питер Брейгель продолжал общаться с его семьей.

В 1551 Брейгель поступил на работу в мастерскую к предприимчивому издателю Иерониму Кокку, печатавшему и продававшему гравюры. Там он увидел множество эстампов с картин Иеронима Босха, и по заданию Кокка начал делать с них очень точные копии, а затем, и собственные вариации с его картин. Брейгель виртуоз, но освоил стиль и технику великого маэстро, чем охотно пользовался оборотистый Кук. Например, гравюра «Большие рыбы поедают малых» однажды была продана за огромные деньги за подписью «Иеронима Босха». Вскоре авторство опротестовали, и разразился скандал.

В 1561 году художник переехал в Брюссель. В 1563 — женился на юной дочери своего учителя Питера Кука — Майкен (Марии). В этом браке у него родились двое сыновей и дочь Мария: в 1564 году — Питер Брейгель Младший и в 1568 — Ян Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший до поры до времени считался художником — «юмористом», так как часто и с юмором, или с иронией изображал изобилующие точными деталями картины быта простых крестьян. Например, «Крестьянскую свадьбу», «Игры детей», «Охотники на снегу», «Битва Масленицы и Поста». Известно, что он и сам частенько изучал натуру, заявившись на крестьянскую свадьбу со своим приятелем-купцом под видом родственников жениха или невесты, и поднося щедрые дары.

Однако позже за мрачноватым юмором Питера Брейгеля Старшего разглядели сарказм и даже экзистенциальный кризис, отражавший исторические реалии современности эпохи перемен, перекроившей в 16−17 веках границы Европы.

Нидерланды, находившиеся под протекторатом Испании, изнывали от завышенных налогов и религиозных войн. Это было во время правления Филиппа II — наследника Габсбургов.

Его советник — герцог Альба, прозванный «Кровавым», жестоко подавлял любые протесты населения, сжигал проповедников-протестантов, открыл охоту на «ведьм», соревнующуюся по жестокости с «достижениями» Великой инквизиции в самой Испании, расправлялся с людьми по анонимному доносу.

Питер Брейгель Старший никогда не вел дневников, не писал статей об искусстве и даже перед смертью сжег ряд своих набросков, чтоб ничто не намекало на его недовольство режимом и не причинило неприятностей его жене.

Скорее всего маэстро Брейгель использовал эзопов язык и в «крестьянских», и в библейских сюжетах, которые писались, как сцены из жизни Нидерландов. Например, «Избиение младенцев», «Перепись населения в Вифлееме» (снежный среднеевропейский пейзаж на картине ни чем не напоминает север Израиля), «Торжество правды», «Сорока на виселице». Самой знаменитой его картиной стала «Вавилонская башня».

Питер Брейгель Старший скончался от неизвестной болезни 5 сентября 1569 года в Брюсселе, когда младшему — Яну едва исполнился год, а старшему — Питеру Брейгелю Младшему — 5 лет. Он не успел обучить сыновей. А многие его картины были распроданы еще до их рождения. В 1678 году умерла их мать.

Ян Брейгель «Бархатный» — мастер цветочной миниатюры

Заботы о внуках и обучение живописи Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего взяла на себя их бабушка по матери — Мария Верхюлст Бессемерс.

Братья делали копии с гравюр и набросков отца, но Питер Брейгель Младший, хотя и создавал гениальные произведения, так и остался в плену славы и стиля знаменитого предка, а Ян постарался выйти и обрести свой собственный стиль: яркий, утонченный и оптимистичный. Возможно, на его творчество повлияла талантливая бабушка — Мария Верхюлст Бессемерс.

«О Марии Бессемере рассказывали, что она приняла вызов миниатюристки Анны Смейтерс. К изображению мельницы величиной с половинку зерна пшеницы она пририсовала мальчика, державшего в руке игрушечную мельницу — тоже вполне различимую», — пишет Клод Анри Роке. — «Однако, говоря по правде, талант Марии заключался вовсе не в подобных фокусах — не в умении «подковать блоху» или создать другую диковинку, которую не сделаешь без лупы ювелира или часовщика, — а в силе воображения и оригинальности композиционных решений. Если бы я писал научную (хотя и воображаемую) биографию Брейгеля, то, несомненно, отверг бы идею о том, что его обучал живописи Питер Кукке. На эту роль скорее подходит Мария Верхюлст. Именно она могла обучить Питера — как тридцатью годами позднее обучила своего внука Яна. Могла передать Питеру технику миниатюры и технику живописи темперой по льняному холсту. Ведь Брейгель, как мне представляется, сочетает в своих картинах принципы монументальной композиции, свойственной шпалерам, и тонкость миниатюры».

Яну Брейгелю Старшему, прозванному за свою любовь к изяществу и роскоши Бархатным или Цветочным довелось также обучаться живописи у художников Питера Гуткинта (Гоэткиндта) и Гиллиса ван Коннинксло в Антверпене. Затем он отправился в Италию совершенствовать мастерство, как и его знаменитый отец.

В Риме он провел 5 лет, объединив вокруг себя художников из Северной Европы. Там же познакомился с большим ценителем искусства — архиепископом Фредериго Боромео, который стал его покровителем до конца жизни, и отправился с ним в Милан.

В 1596 году Ян Брейгель Старший вернулся в Антверпен, был принят в Гильдию св. Луки, а вскоре стал придворным художником эрцгерцога Альбрехта. В 1606 году он стал деканом гильдии.

Ян Брейгель Старший писал изумительные пейзажи, картины по мотивам библейских сюжетов, а также — удивительные по детализации цветы в вазах. Поговаривали, что с появлением первоцветов он бросал все работы другого жанра до самого начала августа, когда «красивых цветов не дождешься». И только после окончания «цветочного» сезона наступало время пейзажей. Он освоил все стили кабинетной живописи.

Ян Брейгель поставил искусство на коммерческий лад. Он также торговал произведениями искусства, и его мастерская была загружена заказами от меценатов на много лет вперед.

Он много работал и путешествовал, собирал коллекцию картин и других предметов искусства. Его работами восхищался Питер Пауль Рубенс, считавший Яна Брейгеля Старшего — старшим братом в искусстве. Недаром они вместе написали картины «Возвращение с войны», а также — «Земной рай», где перу Брейгеля принадлежит пейзаж, а Рубенсу — Адам и Ева. Говорят, что Ян Брейгель Старший чувствовал душу цветов, а не просто мастерски передавал их колорит, фактуру и форму

Ян Брейгель Младший: под бременем славы

Через два года после его рождения Яна его мать умерла, а отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей.

На фоне успехов деда, отца и дяди Яну Брейгелю Младшему, также проявлявшему художественные способности, ничего не остается, как пойти в ученики к отцу, делая многочисленные копии и «перепевки» сюжетов его картин, вместе с работавшими в мастерской художниками.

Обучившись всем тонкостям ремесла, он в 1622 году отправляется в Италию — совершенствовать мастерство. Ян Брейгель Младший по примеру отца отправляется в Рим, в Милан, затем — в Палермо, где встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

В Италии, во Франции, в Австрии Ян Брейгель Младший, как и его отец, не остался незамеченным высокопоставленными покровителями искусства. В Милане он исполняет заказы покровителя отца — Федерико Борромео. Не без его рекомендации он получает первые заказы от королевских особ, а затем становится известным художником, не уступающим знаменитому Яну Брейгелю Старшему по мастерству, прорисовке деталей, любви к цветочным композициям и оптимистичным пейзажам.

Картины Яна Брейгеля Старшего и Младшего, порой, неразличимы до степени смешения, что ничуть не смущало членов этой талантливой семьи. Зато очень мешало коллекционерам и искусствоведам, исследовавшим их творчество. Неоценимую помощь знатокам оказали лишь современные методы исследования картин.

В отличие от своего отца, Ян Брейгель Младший предпочитает миниатюрам более крупные полотна, изображавшие цветы и пейзажи. Например, «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры».

По мнению искусствоведов, эта картина — одно из самых удачных его творений. Стоит заметить, что цветы, изображенные на ней, никогда не расцветают одновременно. Тюльпаны — в самом начале весны, затем — ирисы, лилии, а уже ближе к осени — пионы. Они олицетворяют торжество природы, а керамические вазы — бренность всего земного. Богини Амфитрита и Церера — самый важный для цветов союз Воды и Земли.

В 1626 году в Антверпене свирепствует холера, которая унесла жизни Яна Брейгеля Старшего и его троих младших детей — Питера, Элизабет и Марии. Его старшему сыну — Яну приходится прервать путешествие по Италии и вернуться в Нидерланды, дабы возглавить мастерскую отца.

Некоторое время он трудится там вместе с другом — детства Антонисом ван Дейком, затем — вместе с младшим братом Амброзием. Многие их картины — пейзажи, аллегории в обрамлении цветов, яркие цветы в вазах — продолжают традиционные темы первых двух поколений Брейгелей. Например, «Рождество», «Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде», «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем».

Ян Брейгель Младший — талантливый живописец, долгое время остававшийся в тени славы своего знаменитого отца. На своих некоторых картинах он ставил его подпись, а затем продавал. Возможно, его собственные картины покупали не так охотно.

Ян Брейгель Младший создает такие картины, как «Аллегория войны», «Диана и нимфы после охоты», «Речной пейзаж с птицами». Но цвета их, по оценке критиков, беднее, палитра — более приглушенная, чем у отца. Возможно, это — психологическое давление звездных предков.

В картинах-аллегориях Яна Брейгеля Младшего, как и у его дяди — Питера Брейгеля Младшего, обязательно присутствуют животные. Правда, у Яна Брейгеля Младшего они становятся не просто участниками действа, как в «крестьянских» картинах Питера Брейгеля Младшего, но и главными героями.

Положение дел с признанием и заниженной самооценкой изменилось лишь после того, как сын встал во главе мастерской. Некоторые полагают, что изменилась и палитра.

По возвращении из Италии Ян Брейгель работает в соавторстве с другими знаменитыми художниками Антверпена, в том числе и с Рубенсом, Хендриком ван Бэленом (1575−1632), Лукасом Ван Уденом (1596−1672), Дэвидом Тенирсом Младшим (1610−1690). Замечательная картина «Деревенский пейзаж с колодцем», демонстрировавшая на выставке Брейгелей в ГМИИ им. Пушкина, была выполнена совместно с Йосом Де Момпером Младшим.

Яну Брейгелю Младшему с удовольствием отдают пейзажную часть работы, ведь в изображении природы все Брейгели-живописцы — выдающиеся мастера.

Слава приходит к Яну Брейгелю Младшему вместе с развитием дел в мастерской, и тут он решается на свою собственную подпись: как «Breughel» вместо «Brueghel».

В 1626 году Ян Брейгель Младший женится на Анне-Марии Дженссенс — дочери художника Абрахама Дженссенса (или Jansens) ван Нуиссена (приблизительно 1567 — 1632), с которым он некоторое время сотрудничал, как соавтор. В 1930 становится деканом Гильдии Святого Луки. В тот же год он получает заказы от французского, а затем и австрийского судов.

Широко известна картина Яна Брейгеля Младшего «Аллегория вкуса», изображавшая молодую даму и сатира, поедающих устриц в некой галерее на фоне располагавшегося в отдалении типичного среднеевропейского города. Он пишет также «Аллегорию запаха», «Аллегорию воздуха», «Искушение Адама», «Аллегорию мира и порядка», «Аллегорию искусств».

Наладив работу в мастерской, Ян Брейгель Младший с семейством переезжает в Париж, где и живет до 1657 года. Затем возвращается в Антверпен. Художник умер 1 сентября 1678 года, не дожив 2 недели до своего дня рождения.

У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс, Фердинанд и Ян Баптист, стали его учениками, как и племянник — Ян Кессель, а затем — самостоятельными живописцами. Они также работали в семейной мастерской в Антверпене.

Стоит отметить, что картины младших Брейгелей долгое время не ценились публикой и коллекционерами. Их было значительно больше, чем произведений старшего. К тому же часть картин была написана другими художниками по мотивам их работ.

Однако в ХХ веке неожиданно произошла переоценка ценностей. На выставке 1934 года в амстердамской галерее были выставлены их работы, вызвавшие несомненный интерес у публики. После окончания Второй мировой войны их картины снова выставляются на различных площадках, от Будапешта и Вены до Москвы, Брюсселя и Тель-Авива.

В картинах неожиданно находят глубину, некий двойной, а то и тройной смысл, и художественную ценность, вовсе не свойственную копиям картин великих мастеров.