Выставка дали на тверской. Выставка «Сальвадор Дали

В Музее Фаберже проходит выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик», впервые в Санкт-Петербурге столь масштабная экспозиция, включающая более 150 живописных и графических работ Дали.

Одна из центральных работ предстоящей выставки — «Пейзаж с загадочными элементами», которую Фонд «Гала — Сальвадор Дали» приобрел в 2011 году за 7,8 миллиона евро у частного коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным.

Выставка позволяет проследить творческий путь художника, начиная со сделавших его знаменитым сюрреалистических работ 1930-х годов и заканчивая его обращениями к сюжетам классического европейского искусства в 1980-х. Особый акцент сделан на осмыслении Сальвадором Дали наследия гениев итальянского Ренессанса — Микеланджело и Челлини, а также «Божественной комедии» Данте.

Сальвадор Дали — один из главных художников, определивших развитие искусства XX века, был бесконечно парадоксален как и сам XX век. Моментально узнаваемый и ни на кого не похожий, он навсегда вошел не только в историю изобразительного искусства, но также и в историю дизайна, моды, театра, кинематографа и литературы. Ему удалось отразить в своем творчестве чуть ли не все великие идеи и противоречия своего времени. Выставка в Музее Фаберже дает возможность прикоснуться к замечательному разнообразию творчества Дали, и почувствовать внутреннее родство модернизма и классики, заключенное в его работах.

Наиболее ранние произведения, представленные на выставке — сюрреалистические пейзажи 1934-1937 годов. Дали изображает пустынные ландшафты Ампурдана и внедряет в них различные фигуры и элементы. Их загадочные сочетания напоминают сновидения, а возможно, открывают нам содержание бессознательного художника, которое тот, посредством своего «параноидально-критического метода», высвобождает из-под гнета логики и рассудка и переносит в живопись.

На выставке будет представлена одна из самых интересных работ этого периода — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934) — недавнее и рекордно дорогое приобретение Фонда «Гала-Сальвадор Дали», она была куплена у частного коллекционера в 2011 году. В этом произведении Дали оригинально цитирует знаменитый шедевр «Искусство живописи» Вермеера. Личностью и творчеством голландского живописца Дали восхищался на протяжении всей жизни, ставил его на первое место в своей скандальной сравнительной таблице значимости художников и даже называл «всеобъемлющим сюрреалистом». Отдавая должное своему «наставнику», Дали часто изображал Вермеера на своих картинах.

Вот и в «Пейзаже с загадочными элементами» он помещает его на первом плане пронизанной удивительным, неземным светом Ампурданской долины, а себя, еще совсем ребенка, одетого в костюм моряка, в сопровождении няни — где-то вдали. Фрагменты реальности — небо, кипарисы, идеальный ампурданский поселок Портльигат — соседствуют на картине с призраками, тенями и фантастическими безымянными формами, давая самое широкое поле для трактовки.

Эти и другие знаковые сюрреалистические образы будут и в дальнейшем постоянно появляться в работах Дали, но с течением времени начнут менять свое значение. В картине «В поисках четвертого измерения», написанной гораздо позже, в 1979 году в период активных экспериментов художника со стереоскопическими и голографическими изображениями, которые могут помочь найти третье и четвертое измерение, а значит, по логике Дали, позволяют обрести бессмертие, мы вновь видим его символику — белые туники, хлеб, кипарисы, мягкие часы, но уже совсем в ином контексте. В попытке объединить пространство и время, Дали сочетает собственную образность с цитатами из канонических работ эпохи Возрождения — «Афинской Школы» Рафаэля и «Передачи ключей Апостолу Петру» Перуджино. Однако сам по себе интерес к классической европейской живописи появляется у Дали гораздо раньше.


Сразу после своего разрыва с сюрреалистами и далее, в начале 1940-х годов, Дали провозглашает возврат к классицизму и выступает в защиту ценностей Ренессанса. Широкие интеллектуальные и творческие интересы художника не укладываются ни в один из актуальных трендов того времени, и действительно напоминают о гуманизме эпохи Возрождения. В 1945 году он создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, одного из самых известных представителей флорентийского Ренессанса. Дали свободно интерпретирует текст Челлини, предоставляя максимальные возможности для своей фантазии. Данные иллюстрации, выполненные акварелью и чернилами на бумаге, будут показаны на выставке в Музее Фаберже.

Еще одним масштабным проектом Дали, направленным на осмысление памятников классического европейского искусства и литературы, является его серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, заказанная ему по случаю 700-летия Данте Государственным полиграфическим институтом Италии. Дали приступил к этой работе в 1950 году в прибрежном поселке Кадакесе и завершил ее через два года, выполнив 102 иллюстрации в различных техниках, используя акварель, гуашь, сангину и чернила. Между 1959 и 1963 годами 100 из них были воспроизведены в технике фотогравюры. Все сто иллюстраций, вошедшие в итоговую серию и к настоящему моменту ставшие хрестоматийными, можно будет увидеть на выставке.


Также на выставке будут представлены живописные произведения, выполненные Сальвадором Дали в начале 1980-х годов и посвященные другому великому мастеру Ренессанса — Микеланджело Буонаротти. Работая с сюжетами Микеланджело, Дали проявляет огромное уважение к традиции и прошлому, но в то же время не скрывает своего стремления превзойти их путем постоянного новаторства и погружения в современность.

Несколько из этих произведений впервые были продемонстрированы публике только в прошлом году на тематической выставке в Италии, а в Россию приедут впервые. Эти работы приоткрывают завесу над малоизученными последними годами жизни Дали. Смерть его единственной и горячо любимой жены и музы Галы (Елены Дьяконовой) в июне 1982 года становится для него сильным ударом и заставляет все чаще задумываться о потусторонней жизни. Дали испытывает страстный интерес к теме бессмертия и пишет целый ряд работ, в которых интерпретирует классические образы Микеланджело с все той же, свойственной ему неудержимой фантазией.

В знаменитой работе «Геологическое Эхо. Пьета» (1982) Дали встраивает фигуры Девы Марии и Христа в скалистый пейзаж залива Кадакеса, как будто пытаясь найти божественное в земном. А в своеобразном художественном завещании «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» (1982) художник объединяет все характерные для него на разных этапах символы и приемы — красоту классического профиля, загадочный, сюрреалистичный, наполненный странными фигурами пейзаж, использует эффект оптической иллюзии, словно подводя итог своих творческих исканий.


Он также создает целую серию работ, в которой образы «Гробницы Медичи», украшающие капеллу династии главных покровителей Ренессанса, становятся величественным мемориалом для Галы и него самого и даруют им бессмертие, хотя бы в измерении мирового искусства.

Режим работы :

  • ежедневно с 1 апреля по 2 июля 2017 года с 10:00 до 20:45.

Стоимость билетов:

  • полный — 450 рублей,
  • льготный — 200 рублей.

Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик.» рекомендована для посетителей от 18 лет.

Открыта предпродажа билетов. По всем вопросам [email protected]

С 1 апреля по 2 июля в петербургском Музее Фаберже пройдет выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Для музея это второй заметный проект, созданный совместно с зарубежными институциями и их кураторами после прошлогодней нашумевшей Фриды Кало.

На этот раз в Петербург привезли 145 работ из музеев и частных собраний, включая 25 живописных полотен и несколько графических серий, а экспозицию испанские кураторы построили вокруг классических мотивов и заимствований в работах Дали. Саму ретроспективу нельзя назвать таким уж беспрецедентным случаем: фонд «Гала - Сальвадор Дали», который занимается ее организацией, известен своей активностью, регулярно открывает выставки и даже музеи-представительства по всему миру и, прямо скажем, излишне коммерциализирован. Тем не менее увидеть проект стоит, пусть и для того чтобы окончательно разочароваться в главном позере и подражателе ХХ века.

К открытию выставки The Village подготовил компактный гид на основе ключевых экспонатов, которые увидят зрители.

Сюрреалист

Самые ранние работы на выставке датированы 1934 годом - знаковым в жизни Дали. Именно в 1934-м он неофициально вступает в брак с Галой - уроженкой Казани Еленой Дьяконовой, успевшей к тому моменту побыть женой французского поэта Поля Элюара и любовницей Макса Эрнста. За плечами у Дали - не закончившиеся ничем ранние эксперименты с кубизмом и дадаизмом, знакомство с Пикассо, Хуаном Миро и, главное, Андре Бретоном - основателем группы сюрреалистов, к которой Дали примкнул в 1929 году, чтобы спустя несколько лет поссориться (формально на почве отношения к политике Франко) и порвать всякие отношения.

Дали еще очарован фрейдистским учением и создает свои полотна с явной оглядкой на него. Так, в «Пейзаже с загадочными элементами» он соединяет реальное и воображаемое: в декорациях типичного ампурданского пейзажа с кипарисами и уходящими за линию горизонта пустынными полями он изображает сидящего за мольбертом Вермеера и самого себя в образе ребенка в матросском костюме, прогуливающегося с няней.

«Пейзаж с загадочными элементами», 1934 год. Дерево, масло. Собрание фонда «Гала - Сальвадор Дали», Фигерас

Спаситель искусства

В 1937 году Дали посещает Италию и под впечатлением от произведений эпохи Возрождения постепенно отказывается от экспериментов с пропорциями человеческого тела, стараясь вернуться к правильному академическому рисунку. Дали противопоставляет себя (во всяком случае, на словах) модернистам, а позднее даже объявляет спасителем от деградации в искусстве, сравнивая свои работы с работами Пикассо и заявляя, что тот «занимается не красотой, а уродством».

Прежде ориентированный по большей части на современников, теперь он мыслит себя ренессансным мастером, а в качестве ролевой модели выбирает Бенвенуто Челлини - флорентийского скульптора, ювелира и художника. В 1940 году, сбежав от войны в США, Дали пробует себя в роли декоратора и ювелира, а также, подобно Челлини, издает собственную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». В 1945 году издательство Doubleday & Company даже поручает художнику создать серию иллюстраций к новому англоязычному изданию книги «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим». После американские газеты называют Дали «Бенвенуто Челлини ХХ века», что ему очень льстит.

Герой глянца и медиа

«Женщина с бабочкой», 1958 год. Оргстекло, масло. Частное собрание

«Черный дьявол. Ад. Песнь 21», иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1959–1963 годы. Фонд « Гала - Сальвадор Дали»

Мистик

В 1949 году папа римский Пий XII принимает художника в Ватикане. А спустя некоторое время Итальянский государственный институт печати заказывает Дали иллюстрации к новому изданию «Божественной комедии», приуроченному к 700-летию со дня рождения Данте. В мае 1954 года в палаццо Паллавичини в Риме проходит выставка. Дали на ней появляется из метафизического куба, изображая творческое возрождение, и объявляет себя мистиком, отрекшимся от атеистического прошлого. Эффектный перформанс, впрочем, никого не убеждает - пресса и критики принимаются ругать Дали, обвиняя его в порнографии и неспособности вникнуть в замысел поэмы. В результате Институт печати расторгает договор с художником и отказывается от публикации книги, однако позднее, в 1960 году, ее выпускают в Париже благодаря участию французского издателя Жозефа Форе.

Что касается самих иллюстраций, Дали активно цитирует классиков, в первую очередь Сандро Боттичелли, например вдохновляясь Венерой с его картины «Весна» при изображении Беатриче.

Поп-артист

Последние заметные работы Дали датированы 1982–1983 годами, после этого живописью художник больше не занимается. В 1982 году умирает Гала, в это время Дали увлеченно интерпретирует работы Микеланджело. Подготовительной частью занимаются помощники, копирующие фрески и изображения скульптур с фотографий или открыток на холст. По сути Дали здесь прибегает к методу поп-арта, используя готовое изображение, лишь с помощью элементов фона и цвета придавая ему узнаваемый авторский стиль.

Ключевая работа здесь - «Геологическое эхо. Пьета», в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме. Дали помещает Мадонну с безжизненным телом Христа на руках в пустынный пейзаж со скалами, которые, по мнению специалистов, напоминают риф Эс Кукурукук в Кадакесе - том самом городе, в котором Дали впервые в детстве познакомился с современным искусством. Главный мотив этого периода - смерть, основной цвет - серый.

«Геологическое эхо. Пьета», 1982 год. Холст, масло. Собрание фонда «Гала - Сальвадор Дали», Фигерас

ИЗОБРАЖЕНИЯ: Музей Фаберже

Пишу отзыв пока воспоминания и впечатления ещё свежи и остры. Посетить выставку великого Сальвадора Дали "Дали - живые сны" предложила подруга, приехавшая ненадолго в Москву. Конечно я согласилась. Однако, пока стояли в очереди за билетами, меня одолевали сомнения. Если честно, немного давила нагрудная отдавать 650 руб. за "каракули" сумасшедшего испанца. Но на выходе я не пожалела ни капли! Расскажу всё по порядку.

Выставка "Дали - Живые сны" проходит в самом центре Москвы в DI Telegraph по адресу ул. Тверская, д. 7, что очень здорово. Можно после мероприятия погулять по самым красивым улицам столицы и обсудить увиденное, что мы, собственно, и сделали.

Выставка «Дали - Живые сны» претендует стать самым посещаемым и запоминающимся событием этого лета.

Цена выставки оригинальных работ Сальвадора Дали вряд ли может быть низкой. Мы же заплатили максимальную стоимость - 650 руб. для взрослых да ещё и в выходной день - воскресенье. В будни цена за взрослый билет 450 руб. Если же вы студент, пенсионер, ребёнок или имеете другие льготы, то можно посетить выставку дешевле, а то и вообще бесплатно.


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны" билет

Странно, что в стоимости указаны варианты билетов для детей, ведь у выставки ограничение по возрасту 18+. К тому же, очень сомневаюсь, что дети поймут столь сложные картины для восприятия даже взрослых людей.

Взрослый - 450 рублей по будням, 650 рублей по выходным;

Студент - 350 рублей по будням, 400 рублей по выходным;

Льготный - 300 рублей по будням, 350 рублей по выходным;

Семейный 2+1 (2 взрослых + 1 ребенок от 7 до 17 лет) - 1100 рублей по будням, 1400 рублей по выходным;

Семейный 2+2 (2 взрослых + 2 ребенка от 7 до 17 лет) - 1200 рублей по будням, 1500 рублей по выходным;

Ветераны ВОВ, дети-инвалиды, инвалиды 1-й группы с одним сопровождающим, дети до 3-х лет - бесплатно.

Время проведения:

Удивительно, что народу было не много, очередь за билетами всего 3 человека перед нами. Мы пришли в обед, примерно в 2 часа, я ожидала толпы поклонников гениального художника, но было достаточно просторно.

У кассы на большом экране красуется портрет усатого испанца, задорно подмигивающего гостям своей выставки. К сожалению, видео не сохранилось.


Зал мультимедийного шоу "Дали - живые сны"

Сперва мы попали в зал с мягкими креслами-мешками, где транслировалось мультимедийное шоу с работами художника. Нам повезло присесть прямо по центру и в самом начале фильма.


Мультимедийное шоу включает: картины Дали, проецируемые на экраны 7 метров в высоту, сменяются под музыку Пьяццоллы, Гарделли и Вагнера.

Сочетание музыки и света настраивает на чумовую энергетику этого необычного человека. Картины были показаны в "ожившем" виде, подпитывались фактами из творческой жизни мастера и знакомили с предстоящей экспозицией.


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Если честно, я смотрела с расширенными глазами и понимала, насколько он сумасшедший, насколько его сознание отличалось от сознания его современников.

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

На экранах мне работы казались всё ещё "каракулями", как всегда казались при просмотре на мониторе компьютера, но уже хотя бы было понимание, о чём они.


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Затем мы прошли в зону с экспозицией. При входе стояли большие белые буквы "DALI" и барная стойка. Можно утолить жажду горячими и холодными напитками, за дополнительную плату, разумеется.


Возле букв, известной даже школьнику фамилии, располагался огромный стенд и биографическими фактами легендарного художника, его высказываниями о самом себе. Неординарность личности Дали демонстрируется и его цитатами.


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Мы у стенда долго не задерживались, это всё можно почитать и в доступных источниках, побежали смотреть оригиналы, которые нам обещали!

В рамках выставки «Дали - живые сны» можно увидеть 100 оригинальных гравюр мастера, находящихся в коллекциях, которые редко экспонируются в России. Например, «Живые сны Пантагрюэля», «Воспоминания Казановы», «Божественная комедия», «Дон Кихот», «Фауст».

Если честно, то я не особо люблю гравюры, точнее не любила, пока не попала на выставку Дали! Он действительно гений, это неоспоримый факт. Понять его можно, пожалуй, только увидев воочию оригиналы, где видна каждая микроскопическая точечка, каждая линия, фактура бумаги, нажим руки мастера, а главное цвет!

Покажу несколько фотографий, но вряд ли они дадут полное представление увиденного.

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Меня, человека подготовленного, изучавшего историю искусства в вузе, всё равно всегда удивляли подобные произведения своим сумасшествием. Я не понимала красоты. Да, композиционно всё уравновешенно, живость линии заметна на фотографиях, но цельного восприятия у меня не было, да и не особо меня привлекал сюрреализм. Хочу признать своё невежество, ведь это впечатление только при поверхностном знакомстве с работами. Когда стоишь у оригинала, посмотришь подольше, повнимательнее, прочитаешь, о чём вообще речь, становится понятным и изображение. Но какое изображение! Неукротимая фантазия и техника исполнения просто поражает! Это нужно обязательно увидеть, пощупать взглядом каждое углубление в ямках текстуры бумаги, прочувствовать свет и прислушаться к своему общему впечатлению от произведения.

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Я старалась избегать бликов на фотографиях, но это оказалось непросто. Блики иногда мешали и просмотру работ, но подходить можно было вплотную, никаких ограждений нет. Я подолгу стояла у каждой работы, их можно разглядывать бесконечно. Там столько деталей, столько эмоций, особенно цветные работы задают настроение и динамику, которая присутствует во всех работах, в линиях, в штрихах, пятнах и даже точках этого неугомонного бунтаря.

На этом фото можно разглядеть фактуру бумаги и штрихи. Но в реальности бумага всё равно не такая, у неё какие-то будто перламутровые переливы, не удивлюсь, если она ручной работы, возможно самого маэстро.

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

А вот и картина Сальвадора Дали "Ворона и лисица":

Сальвадор Дали "Ворона и лисица"

Ксилография, литография, сухая игла - техники гравюры, в которых Сальвадору нет равных. Кстати, рядом с экспозицией произведений каждой техники были плакаты с определением и описанием.

Само помещение просторное, светлое, с огромными окнами, интерьер в стиле лофт. Ничто не отвлекает от работ художника. Людей было немало, но и тесно совсем не было, я спокойно стояла у каждой работы по нескольку минут. Была возможность сфотографироваться без суеты.


В двух шагах от Кремля - в пространстве DI Telegraph на Тверской улице - открылась выставка «Живые сны Сальвадора Дали». Мультимедийные проекции, сделанные на основе картин великого сюрреалиста, здесь сочетаются с подлинной тиражной графикой: офортами, гелиогравюрами, литографиями, ксилографиями. В том и привлекательность проекта, позволяющего увидеть, как знаменитые образы Дали живут на бумаге и тут же оживают на огромных экранах.

Организатор проекта - «Люмьер-холл», который ранее предлагал москвичам мультимедийные «путешествия» по творчеству Айвазовского, Климта, Рериха... В этом ряду Дали - фигура не просто закономерная, но непременная: мало у кого есть столь же эффектные, почти кинематографические образы, которые при этом можно удачно отделить от фона (как правило, пустынного пейзажа) и анимировать.

Впрочем, творчество Дали и без того воспринимается многими как массовое, рассчитанное на внешний эффект. И 3D-проекции неизбежно усиливают этот «попсовый» оттенок, переводя шедевры сюрреализма из мира высокого искусства в мир мультимедиа-развлечений. Именно поэтому подлинная графика здесь оказывается очень кстати - демонстрирует безупречное классическое мастерство художника и позволяет увидеть работы, которые в Москве не часто выставляются в их первозданном облике.

Конечно, большой редкостью эти рисунки тоже не назовешь: Дали издавал свои «Книги художника» впечатляющими тиражами - порой больше 400 экземпляров (обычно издатели выпускали 50–100 копий). Поэтому сегодня и полные комплекты, и отдельные листы с собственноручной подписью автора есть в собраниях многих музеев и коллекционеров. В частности, кое-что из представленного в DI Telegraph можно было увидеть на выставках livre d"artiste в ГМИИ имени Пушкина. Но если у музея была задача познакомить зрителей с самим феноменом «книги художника», то задача «Люмьер-холла» - ввести зрителей в мир образов Дали.

В экспозицию вошло в общей сложности более сотни листов из серий «Божественная комедия», «Бестиарий Лафонтена», «Озорные сны Пантагрюэля», «Далинианские лошади», «Воспоминания Казановы», «Песнь Песней царя Соломона», «Дон Кихот» и «Фауст». Разумеется, все эти циклы представлены фрагментарно (у Дали только «Божественная комедия» содержит 100 иллюстраций). И внятной кураторской концепции в выборе не прослеживается. С другой стороны, для публики, только начинающей знакомство с творчеством Дали, именно такой подход оптимален.

В работах из разных серий можно увидеть претворение основных тем и символов художника. Так, в «Озорных снах Пантагрюэля» - это растекающиеся наподобие знаменитых часов предметы, фирменные подпорки и бесчисленные аллюзии на живопись Босха; в «Воспоминаниях Казановы» - галерея эротических образов. А в «Божественной комедии» и «Песне Песней царя Соломона» - ироничная интерпретация религиозных сюжетов.

Разношерстность представленных работ в случае с Дали не выглядит недостатком: само его творчество столь же пестрое и внешне легкомысленное. И, как оказывается, бесконечно более яркое и живое, чем любые мультимедийные вариации, которые в данном случае выглядят как симпатичное, но необязательно дополнение к подлинному искусству Дали - реальному и сюрреальному одновременно.