Жизнь и творчество куприна краткое содержание. Краткая биография куприна самое главное для детей

1. Годы учебы.
2. Отставка, начало литературной деятельности.
3. Эмиграция и возвращение на родину.

А. И. Куприн родился в 1870 году в уездном городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, секретаря мирового съезда. Его отец Иван Иванович Куприн умер от холеры в августе 1871 года. Вдова Любовь Алексеевна почти через три года переехала с тремя детьми в Москву, отдала дочерей в закрытые учебные заведения, Александр жил с матерью до шестилетнего возраста в Кудринском вдовьем доме. Следующие четыре года Куприн учился в Разумовском сиротском пансионе, где с 1877 года начинает писать стихи. Об этом периоде его жизни — рассказ «Храбрые беглецы» (1917).

Окончив пансион, поступает в Московскую военную гимназию (кадетский корпус). Учится он в кадетском корпусе восемь лет, там пишет лирические и шуточные стихотворения, переводит с французского и немецкого. Этот период жизни отражен в повести «На переломе» («Кадеты») (1900). Поступает в Военное Александровское училище, в 1890 году заканчивая его подпоручиком. В 1889 году журнал «Русский сатирический листок» напечатал первый рассказ Куприна «Последний дебют». Автор считал рассказ не удавшимся. За публикацию Куприн получил двое суток карцера — юнкерам запрещали выступать в печати. Это описано в романе «Юнкера» (1928—1932), в рассказе «Типографская краска» (1929).

Служба в пехотном Днепровском полку в 1890— 1894 годах была подготовкой Куприна к военной карьере, но из-за буйного во хмелю нрава его не приняли в Академию Генштаба (силач Куприн сбросил в воду полицейского).

Поручик ушел в отставку. Жизнь его была бурной, ему довелось попробовать себя в самых разных сферах, от странничества до грузчика и дантиста. Он был завзятым авантюристом и исследователем — спускался под воду как водолаз, летал на аэроплане, создал атлетическое общество. Многие жизненные впечатления он положил в основу своих произведений. Годы службы отразились в военных рассказах «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901), «Ночлег» (1895), в повести «Поединок» (1904—1905), рассказе «Свадьба» (1908).

В 1892 году Куприн начал работу над повестью «Впотьмах». В 1893 рукопись передана в редакцию «Русского богатства», альманаха, который издавали В. Г. Короленко, Н. К. Михайловский, И. Ф. Анненский. Повесть опубликована летом, а уже в конце осени в том же альманахе напечатан рассказ «Лунной ночью».

В ранних произведениях Куприна видно, как росло его мастерство. Все меньше подражания, склонность к психологическому анализу. Рассказы армейской тематики отличает симпатия к простому человеку, острая социальная направленность. Фельетоны и очерки сочными красками рисуют жизнь большого города.

После отставки Куприн переезжает в Киев, работает в газетах. Киевский период — плодотворное время в жизни Куприна. Он знакомится с жизнью горожан и самое интересное рассказывает в сборнике «Киевские типы». Эти очерки появляются в конце 1895 года в газете «Киевское слово», а в следующем году выходят отдельной книгой. Куприн работает учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе, пишет повесть «Молох», рассказ «Чудесный доктор», книгу «Миниатюры: очерки и рассказы», странствует, знакомится с И. А. Буниным. В 1898 году он живет в семье своей сестры и зятя, лесничего, в Рязанской губернии. В этих чудесных местах он начал работу над повестью «Олеся». Жители полесских лесов, такие как богатая внутренней и внешней красотой Олеся, продолжают и позже интересовать Куприна как объект для изображения — в рассказе «Конокрады» он рисует образ конокрада Бузыги, сильного, смелого героя. В этих произведениях Куприн создает свой «идеал естественного человека».

В 1899 году опубликован рассказ «Ночная смена». Куприн продолжает сотрудничество в газетах Киева, Ростова-на-Дону, в 1900 году публикует в киевской газете «Жизнь и искусство» первый вариант повести «Кадеты». Уезжает в Одессу, Ялту, где встречается с Чеховым, работает над рассказом «В цирке». Осенью снова уезжает в Рязанскую губернию, взяв подряд обмерить шестьсот десятин крестьянского леса. Вернувшись в Москву, в том же году входит в литературный кружок Н. Д. Телешова «Среда», знакомится с Л. Н. Андреевым, Ф. И. Шаляпиным.

В конце года Куприн переезжает в Петербург, чтобы заведовать отделом беллетристики в «Журнале для всех». Представленный И. А. Буниным издательнице журнала «Мир Божий» А. Давыдовой он публикует там рассказ «В цирке». Рассказ проникнут настроением гибели всего прекрасного. Куприн пересматривает «идеал естественного человека». Человек по природе своей прекрасен, способен вдохновить художника, но в жизни красота принижена, поэтому вызывает чувство сожаления, считает Куприн, Чехов оценивал рассказ таким образом: «"Осенью" Бунина сделано несвободной, напряженной рукой, во всяком случае купринское "В цирке" гораздо выше. "В цирке" — это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком». Также он поставил в известность Куприна, что Л. Н. Толстой тоже читал произведение, и оно ему понравилось. В семейной жизни Куприна происходят перемены — он женится на М. Давыдовой, рождается дочь Лидия. Теперь он соредактор журнала вместе с А. И. Богдановичем и Ф. Д. Батюшковым. Его представляют Л. Н. Толстому, М. Горькому. В 1903 году в печати появляется рассказ «Болото», выходит первый том произведений.

В Крыму писатель делает первые наброски повести «Поединок», но уничтожает рукопись. По впечатлениям от встречи с бродячим цирком пишет рассказ «Белый пудель». В начале 1904 года Куприн отказывается от редакторства в журнале. Опубликован рассказ Куприна «Мирное житие». Он уезжает в Одессу, потом в Балаклаву.

Куприн был далек от революционного движения, но приближение революции отразилось в его творчестве — оно приобрело критическое разоблачительное начало. Очерк «Угар» (1904), в котором выражена идейная позиция Куприна, сатирически изображает «хозяев жизни», контрастом среди тихой лирической южной ночи изображено веселье праздной публики. В рассказах «Корь», «Хорошее общество» и «Жрец» отображен конфликт между «хорошим обществом» и демократической интеллигенцией. На поверку «хорошее общество» оказывается погрязшим в махинациях, это гнилые люди с мнимой добродетелью и показным благородством.

Куприн долго работает над рукописью «поединка», читает отрывки Горькому и получает его одобрение, но во время обыска жандармы изъяли часть рукописи. Выйдя в печать, повесть принесла автору славу и вызвала большой резонанс в критике. Своими глазами писатель наблюдает восстание на крейсере «Очаков», для этого он каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь. Он стал очевидцем расстрела крейсера и укрывал спасшихся матросов. Петербургская газета «Наша жизнь» публикует очерк Куприна «События в Севастополе». В декабре Куприна выслали из Балаклавы и запретили жить там впредь. Этому городу он посвятил цикл очерков «Листригоны» (1907—1911). В 1906 году вышел второй том рассказов Куприна. В журнале «Мир Божий» — рассказ «Штабс-капитан Рыбников». Куприн говорил, что первой своей настоящей вещью считает «Поединок», а лучшей — «Штабс-капитана Рыбникова».

В 1907 году писатель разводится и женится на Е. Гейнрих, в этом браке рождается дочь Ксения. Куприн пишет «Изумруд» и «Суламифь», выпускает очередной том рассказов. В 1909 году получает Пушкинскую премию. За это время он создает «Реку жизни», «Яму», «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце» (научная фантастика с элементами антиутопии).

В 1918 году Куприн выступает с критикой нового времени, его арестовывают. После освобождения он уезжает в Хельсинки и затем в Париж, где активно печатается. Но это не помогает семье жить в достатке. В 1924 году ему предлагают вернуться, и только спустя тринадцать лет тяжело больной писатель приезжает в Москву, а потом в Ленинград и в Гатчину. У Куприна обостряется болезнь пищевода и в августе 1938 года он умирает.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

Обучение и начало творческого пути

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным , Антоном Чеховым и Максимом Горьким .

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева .

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Проверьте тестом свои знания краткой биографии Куприна.

Александр Иванович Куприн — известный русский писатель. Его произведения, сотканные из реальных жизненных историй, наполнены «роковыми» страстями и волнующими эмоциями. На страницах его книг оживают герои и злодеи, начиная с рядовых и заканчивая генералами. И все это на фоне неувядающего оптимизма и пронзительной любви к жизни, которую дарит своим читателям писатель Куприн.

Биография

Родился он в 1870 в городе Наровчат в семье чиновника. Через год после рождения мальчика отец умирает, а мать переезжает в Москву. Здесь проходит детство будущего писателя. В шесть лет его отдают в Разумовский пансион, а по его окончании в 1880 году - в Кадетский корпус. В 18 лет, после окончания обучения, Александр Куприн, биография которого неразрывно связана с военным делом, поступает в Александровское юнкерское училище. Здесь он пишет свое первое произведение «Последний дебют», увидевшее свет в 1889 году.

Творческий путь

После окончания училища Куприн зачисляется в пехотный полк. Здесь он проводит 4 года. Офицерская жизнь дает богатейший материал для его За это время публикуются его рассказы «Впотьмах», «Ночлег», «Лунной ночью» и другие. В 1894 году после отставки Куприн, биография которого начинается с чистого листа, переезжает в Киев. Писатель пробует различные профессии, набирая драгоценный жизненный опыт, а также идеи для своих будущих произведений. В последующие годы он много странствует по стране. Результатом его скитаний становятся знаменитые повести «Молох», «Олеся», а также рассказы «Оборотень» и «Лесная глушь».

В 1901 году новый этап жизни начинает писатель Куприн. Биография его продолжается в Петербурге, где он женится на М. Давыдовой. Здесь рождается его дочь Лидия и новые шедевры: повесть «Поединок», а также рассказы «Белый пудель», «Болото», «Река жизни» и другие. В 1907 году прозаик вновь женится и обретает вторую дочь Ксению. Этот период - расцвет в творчестве автора. Он пишет известные рассказы «Гранатовый браслет» и «Суламифь». В своих произведениях этого периода Куприн, биография которого разворачивается на фоне двух революций, показывает свой страх за судьбу всего русского народа.

Эмиграция

В 1919 году писатель эмигрирует в Париж. Здесь он проводит 17 лет своей жизни. Этот этап творческого пути является самым неплодотворным в жизни прозаика. Тоска по родине, а также постоянная нехватка средств вынуждают его в 1937 году вернуться домой. Но творческим планам сбыться не суждено. Куприн, биография которого всегда была связана с Россией, пишет очерк «Москва родная». Болезнь прогрессирует, и в августе 1938 года в Ленинграде от рака писатель умирает.

Произведения

Среди самых известных произведений писателя можно отметить повести «Молох», «Поединок», «Яма», рассказы «Олеся», «Гранатовый браслет», «Гамбринус». Творчество Куприна затрагивает различные аспекты человеческой жизни. Он пишет о чистой любви и проституции, о героях и загнивающей атмосфере армейского быта. Нет в этих произведениях лишь одного - того, что может оставить читателя равнодушным.

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .

Таинственный дом на окраине Гатчины, пользовался дурной репутацией. Поговаривали, что здесь находится публичный дом. Потому что музыка до поздней ночи, песни, смех. А пел, между прочим, Ф. И. Шаляпин (1873-1938), смеялся А. Т. Аверченко (1881-1925) и его коллеги из журнала «Сатирикон». А ещё здесь часто бывал Александр Куприн, друг и сосед хозяина дома, экстравагантного художника-карикатуриста П. Е. Щербова (1866-1938).

Октябрь 1919 года

Покидая Гатчину с отступающим Юденичем, Куприн забежит сюда на несколько минут, чтобы попросить жену Щербова забрать из его дома самые ценные вещи. Она выполнит просьбу, и помимо прочего, захватит фото Куприна в рамке. Щербова знала, что это был его любимый снимок, поэтому хранила его как реликвию. Она даже не догадывалась, какую сокровенную тайну скрывал портрет.

Тайна дагерротипа

И вот фотография писателя становится экспонатом музея.
При составлении акта работниками музея, под картоном рамки, с тыльной стороны обнаружен негатив ещё одной фотографии. На ней изображение неизвестной женщины. Кто же эта дама, чей образ Куприн, как изнанку своей души, хранил, оберегая от чужого взгляда.

Биография Куприна, интересные факты

Однажды на литературном банкете, молоденькая поэтесса (будущая жена писателя Алексея Толстого (1883-1945)) обратила внимание на плотного мужчину, который смотрел на неё в упор, как казалось поэтессе злыми, медвежьими глазками.
«Писатель Куприн, - шепнул ей на ухо сосед по столику. - Не глядите в его сторону. Он пьян»

Это был единственный случай, когда отставной поручик Александр Куприн был невежлив с дамой. По отношению к дамам Куприн всегда был рыцарем. Над рукописью «Гранатового браслета», Куприн плакал, и говорил, что более целомудренного ничего не писал. Однако мнения читателей разделились.

Одни называли «Гранатовый браслет» самым утомительным и благоуханным из всех рассказов о любви. Другие считали его позолоченной мишурой.

Несостоявшаяся дуэль

Уже в эмиграции писатель А. И. Введенский (1904-1941) сказал Куприну, что в «Гранатовом браслете» фабула не правдоподобна. После таких слов, Куприн вызвал оппонента на дуэль. Введенский вызов принял, но тут вмешались все, кто был рядом, и дуэлянтов помирили. Однако Куприн всё равно стоял на своём, утверждая, что его произведение, это быль. Было видно, что с «Гранатовым браслетом» было что-то связано глубоко личное.
До сих пор неизвестно, кто была та дама, вдохновитель великого произведения писателя.

Вообще, Куприн не писал стихотворений, но одно, он всё-таки опубликовал в одном из журналов:
«Ты смешон с седыми волосами...
Что на это я могу сказать?
Что любовь и смерть владеет нами?
Что велений их не избежать?»

В стихотворении и «Гранатовом браслете», можно увидеть один и тот же трагический лейтмотив. Неразделённая, какая-то экзальтированная и возвышающая любовь к недоступной женщине. Существовала ли она в действительности, и как её имя, мы не знаем. Куприн был человеком по-рыцарски целомудренным. Никого не пускал в тайники своей души.

Краткая история любви

В эмиграции в Париже Куприн взял на себя хлопоты по подготовке свадьбы И. А. Бунина (1870-1953) и Веры Муромцевой (1981-1961), которые прожили в гражданском браке 16 лет. Наконец-то первая жена Ивана Алексеевича дала согласие на развод, и Куприн предложил организовать венчание. Он был шафером. Договаривался со священником, подпевал хору. Ему очень нравились все церковные обряды, но этот особенно.

В те дни Куприн писал о самой романтической любви своей молодости Ольге Сур, цирковой наезднице. Куприн помнил Ольгу всю жизнь, и в тайнике портрета писателя, вполне возможно, было именно её изображение.

Парижский период

В Париже напряжённо ожидали решение Нобелевского комитета. Все знали, что премию хотят дать русскому писателю-изгнаннику, и рассматриваются три кандидатуры: Д. С. Мережковский (1865-1941), И. А. Бунин и А. И. Куприн. У Дмитрия Мережковского нервы не выдержали, и он предложил Бунину заключить договор, кому бы из них двух премию ни дали, все деньги поделить пополам. Бунин отказался.

Куприн на нобелевскую тему не говорил, ни слова. Он уже получал одну на двоих с Буниным Пушкинскую премию. В Одессе пропив последнюю ассигнацию, Куприн, у ресторана наслюнявил купюру, и прилепил её на лоб стоявшего рядом швейцара.

Знакомство с И. А. Буниным

И. А. Бунин и А. И. Куприн познакомились в Одессе. Их дружба очень напоминала соперничество. Куприн называл Бунина Ричардом, Альбертом, Васей. Куприн говорил: «Ненавижу, как ты пишешь. В глазах рябит». Бунин же считал Куприна талантливым, и любил писателя, но без конца выискал погрешности в его языке и не только.
Еще до революции 1917 года, он сказал Александру Ивановичу: «Ну, ты дворянин по матушке». Куприн сжал серебряную ложку в комок и бросил её в угол.

Переезд во Францию

Бунин перетащил Куприна из Финляндии во Францию, и подобрал ему квартиру в доме на улице Жака Оффенбаха, на одной лестничной площадке со своей квартирой. А потом его стали раздражать гости Куприна, и бесконечные шумные прощания у лифта. Куприны съехали.

Знакомство с Мусей

Много лет назад именно Бунин, затащил Куприна в Санкт-Петербурге в дом на улице Разъезжей, 7. Он давно был знаком с Мусей, Марией Карловной Давыдовой (1881-1960), и стал шутить, что привёл Куприна к ней свататься. Муся шутку поддержала, была разыграна целая сценка. Всем было очень весело.

В то время Куприн был влюблён в дочь своих друзей. Ему очень нравилось состояние влюблённости, и когда его не было, он его себе выдумывал. Влюбился Александр Иванович и в Мусю, он стал называть её Машей, несмотря на протесты, что так зовут кухарок.
Издательница Давыдова воспитала в ней аристократку, и мало кто вспоминал, что девочку младенцем подбросили в этот дом. Юную, хорошенькую Мусю портил смех, недобрый, не молодой. Она могла высмеять кого угодно. Народу вокруг неё крутилось много. Поклонники ухаживали, Муся кокетничала.

Начало семейной жизни

Питая к Куприну скорее дружеские чувства, она всё же вышла за него замуж. Он долго выбирал свадебный подарок, и наконец-то купил в антикварном магазине красивые золотые часы. Подарок Мусе не понравился. Куприн раздавил часы каблуком.
Муся Давыдова любила после приёмов рассказывать, кто за ней ухаживал, ей нравилось, как Куприн ревнует.

Этот большой и дикий зверь оказался совсем ручной. Сдерживая ярость, он как-то смял в лепёшку тяжёлую серебряную пепельницу. Разбил её портрет в тяжёлой массивной раме, а однажды поджёг на Мусе платье. Однако супруга, с детства отличалась железной волей, и это испытал на себе Куприн.

Тонкая грань

Не ведая что из этого выйдет, Муся Давыдова привела его в гости к своему любимому человеку. Их квартира располагалась в этом же доме. Глава семьи, чтобы развлечь гостей показал альбом, в котором были письма незнакомца к его невесте, а потом жене Людмиле Ивановне. Неизвестный воспевал и благословлял каждый миг жизни этой женщины, начиная с рождения.

Он целовал следы её ног и землю, по которой она ходила, а к Пасхе прислал подарок - дешевый дутый золотой браслет с несколькими камешками граната. Куприн сидел, как громом пораженный. Вот она та самая любовь, он тогда работал над «Поединком» и под впечатлением написал следующее: "Любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов".

Неразделённая любовь – это безумное блаженство, которое никогда не притупляется. Именно потому, что не утоляется ответным чувством. Это высшее счастье». По мнению литературных экспертов эта встреча и дала началу «Гранатового браслета».

Признание в обществе

Особую популярность Куприн приобрёл после слов Льва Николаевича Толстого (1828-1910): «Из молодых, он лучше пишет». Толпа поклонников сопровождала его из одного ресторана в другой. А после выхода повести «Поединок», А. И. Куприн стал по-настоящему знаменит. Издатели предлагали ему наперёд любые гонорары, что может быть лучше. Но мало кто замечал что в это время он очень страдал. Справлялся Куприн со своими чувствами так -просто уезжал в Балаклаву, иногда прямо из ресторана.

Крымский период

Здесь в Балаклаве, наедине самим с собой, ему хотелось принять решение. Сильная воля жены подавляла его свободу. Для писателя это было подобно смерти. Он мог отдать всё за возможность быть самим собой, чтобы не сидеть целыми днями за письменным столом, а наблюдать жизнь, общаться с простыми людьми.


В Балаклаве ему особенно нравилось общаться с местными рыбаками. Им даже принято было решение о покупке своего участка земли для возведения собственного сада и постройки дома. Он, вообще говоря, хотел здесь обосноваться. Куприн прошёл все испытания для вступления в местную рыболовецкую артель. Научился вязать сети, привязывать канаты, смолить прохудившиеся лодки. Артель приняла Куприна и он ходил в море с рыбаками.

Ему нравились все те приметы, которые соблюдали рыбаки. Нельзя свистеть на баркасе, плевать только за борт, не упоминать чёрта. Оставлять в снасти, как будто нечаянно, маленькую рыбешку для дальнейшего рыбацкого счастья.

Творчество в Ялте

Из Балаклавы Александр Куприн очень любил ездить в Ялту к А. П. Чехову (1960-1904). Ему нравилось говорить с ним обо всём. В судьбе Александра Ивановича Куприна А. П. Чехов принимал активное участие. Когда-то помог переехать в Петербург, рекомендовал его издателям. Даже предложил комнату в своем ялтинском доме, чтобы Куприн мог спокойно работать. А. П. Чехов познакомил Александра Ивановича с виноделами Массандровского завода.

Писателю нужно было изучить процесс приготовления вина для рассказа «Винная бочка». Море мадеры, муската и прочих массандровских искушений, что может быть прекрасней. А. И. Куприн пил понемногу, наслаждаясь ароматом великолепного крымского вина. Именно таким его знал Антон Чехов, прекрасно зная также причины загулов своего товарища.
В этот период жизни Куприны ожидали рождение ребёнка.

Муся Давыдова была беременна (дочь Лидия родилась в 1903 году). Постоянные капризы и слёзы по нескольку раз в день, страхи беременной женщины перед предстоящими родами, были поводами для семейных ссор. Однажды Муся разбила о голову Куприна стеклянный графин. Таким образом её поведение разрешило все его сомнения.

Нобелевский лауреат

9 ноября 1933 года Нобелевский комитет объявил о своём решении. Премию получил И. А. Бунин. Он выделил с неё 120 тысяч франков в пользу бедствующих писателей. Куприну дали пять тысяч. Деньги он брать не хотел, но средств на существование не было. Дочь Ксения Александровна Куприна (1908-1981) снимается в кино, нужны наряды, сколько можно перешивать старьё.

Детство писателя

Своё детство Александр Куприн называл самым подлым периодом своей жизни и самым прекрасным. Уездный городишка Наровчат Пензенской губернии, в котором он родился, Куприну всю жизнь представлялся как земля обетованная.
Туда рвалась душа и там были три богатыря, с которыми он совершал ратные подвиги. Сергей, Иннокентий, Борис – это три брата Куприна, умершие в младенчестве. В семье уже были две дочери, а вот мальчики умирали.

Тогда беременная Любовь Алексеевна Куприна (1838-1910) пошла к старцу за советом. Мудрый старец научил её, когда родится мальчик, а это будет в канун Александра Невского, назвать его Александром и заказать в рост младенца икону этого святого и всё будет хорошо.
Ровно через год почти в день рождения будущего писателя умер отец – Иван Куприн (биография которого мало примечательна). Осталась гордая татарская княжна Куланчакова (в замужестве Куприна) одна с тремя маленькими детьми.

Отец Куприна не был примерным семьянином. Частые загулы и попойки с местными товарищами заставляли детей и жену жить в постоянном страхе. Жена скрывала увлечения своего мужа от местных пересудов. После смерти кормильца дом в Наровчате продали и она отправилась с маленьким Сашей в Москву во вдовий дом.

Московская жизнь

Детство Куприна прошло в окружении старух. Редкие посещения богатых пензенских подруг матушки не были для него праздником. Если начинали разносить сладкий праздничный пирог, то мать начинала уверять что Сашенька не любит сладкого. Что ему можно дать только сухой краешек пирога.

Иногда представляла к носу сына серебряный портсигар и веселила хозяйских детей: «Это нос моего Сашеньки. Он мальчик очень некрасивый и это очень стыдно». Маленький Саша решил каждый вечер молиться Богу и упросить Бога сделать его хорошеньким. Когда мать уходила чтобы сын вёл себя смирно и не злил старух, она привязывала его ногу верёвкой к стулу или очерчивала мелом круг, за который нельзя выходить. Она любила сына и искренне считала, что делает ему лучше.

Смерть матери

Со своего первого писательского гонорара Куприн купил матери ботинки и в дальнейшем часть всех своих заработков отсылал ей. Больше всего на свете он боялся её потерять. Куприн дал матери обещание, что не он её, а она его похоронит первым.
Мать писала: «Я безнадёжна, но ты не приезжай». Это было последнее письмо от матери. Сын засыпал гроб матери доверху цветами, и пригласил лучших в Москве певчих. Смерть матери, Куприн назвал похоронами своей молодости.

Деревенский период из жизни А. И. Куприна

Тем летом (1907) он жил в Даниловском, в имении своего друга - русского философа Ф. Д. Батюшкова (1857-1920). Ему очень нравился колорит местной природы и его жителей. Крестьяне сильно уважали писателя, называя его Александрой Ивановичем Купленным. Писателю нравились деревенские обычаи простых жителей. Как-то Батюшков повёл его к своей соседке, известной пианистке Вере Сипягиной-Лилиенфельд (18??-19??).


В тот вечер она играла «Аппассионату» Бетховена, вложив в музыку страдания безнадежного чувства, которая вынуждена была глубоко от всех таить. В возрасте далеко за 40 она полюбила красавца, годившегося ей в сыновья. Это была любовь без настоящего и без будущего. По щекам её катились слёзы, игра потрясла всех. Там же писатель и познакомился с молоденькой Елизаветой Гейнрих, племянницей ещё одного великого писателя, Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912).

Ф. Д. Батюшков: спасительный план

Куприн признался Ф. Д. Батюшкову: «Я люблю Лизу Гейнрих. Я не знаю, как мне быть». В тот же вечер в саду во время ослепительной летней грозы, Куприн сказал Лизе всё. Наутро она исчезла. Лизе нравится Куприн, но он женат на Мусе, которая ей как сестра. Батюшков отыскал Лизу и убедил её, что брак Куприна уже распался, что Александр Иванович сопьётся, и русская литература потеряет большого писателя.

Спасти его, может только она, Лиза. И это была правда. Муся хотела лепить из Александра всё, что она хотела, а Лиза позволяла этой стихии бушевать, но без разрушительных последствий. Иначе говоря, быть самим собой.

Неизвестные факты из биографии Куприна

Газеты захлёбывались от сенсации: «Куприн в роли водолаза». После свободного полёта с лётчиком С. И. Уточкиным (1876-1916) на воздушном шаре, он, поклонник сильных ощущений, задумал опуститься на дно морское. Куприн очень уважал экстремальные ситуации. И всячески тянулся к ним. Был даже случай, когда Александр Иванович с борцом И. М. Заикиным (1880-1948) разбились на аэроплане.

Самолет вдребезги, а пилоту и пассажирам хоть бы что. «Николай Угодник спас», говорил Куприн. В это время у Куприна уже была новорождённая дочь, Ксения. От такой новости у Лизы даже пропало молоко.

Переезд в Гатчину


Арест для него был большой неожиданностью. Причиной стала статья Куприна о крейсере «Очаков». Писателя выселили из Балаклавы без права проживания. Александр Куприн стал свидетелем восставших матросов крейсера «Очаков», и написал об этом в газете.
Кроме Балаклавы Куприн мог жить только в Гатчине. Здесь семья, и купила дом. Появился свой сад и огород, который Куприн обрабатывал с большой любовью, вместе с дочерью Ксенией. Сюда же приезжала дочка Лидочка.

Во время Первой мировой войны, Куприн организовал в своём доме госпиталь. Лиза и девочки стали сёстрами милосердия.
Лиза позволяла ему устраивать в доме настоящий зверинец. Кошки, собаки, обезьянка, коза, медведица. За ним по городу бегали местные ребятишки, потому что он всем покупал мороженое. Нищие выстраивались в очередь возле городской церкви, потому что он всем подавал.

Однажды весь город ел ложками чёрную икру. Его друг, борец И. М. Заикин прислал ему целую бочку деликатеса. Но самое главное, что Куприн наконец-то смог писать дома. Он называл это «писучий период». Когда он садился писать, весь дом замирал. Даже собаки переставали лаять.

Жизнь в эмиграции

В поруганном и разорённом его доме в 1919 году безвестный сельский учитель будет собирать с пола обожжённые, покрытые пылью, гарью и землёй, бесценные листы рукописи. Таким образом, некоторые спасённые рукописи дошли до наших дней.
Вся тяжесть эмиграции ляжет на плечи Лизы. Куприн в быту, как и все писатели, был очень беспомощным. Именно в период эмиграции, писатель сильно состарился. Зрение становилось всё хуже. Он почти ничего не видел. Неровный и прерывистый почерк рукописи «Юнкера», были тому свидетельством. После этого произведения, все рукописи за Куприна писала его жена, Елизавета Морицовна Куприна (1882-1942).
Несколько лет подряд Куприн приходил в один из парижских ресторанов и за столиком сочинял послания одной неизвестной даме. Возможно той, которая была на негативе в портретной рамке писателя.

Любовь и смерть

В мае 1937 года И. А. Бунин в поезде развернул газету и прочитал, что А. И. Куприн вернулся домой. Он был потрясён даже не новостью, которую узнал, а тем, что всё-таки в чём-то Куприн его обошёл. Бунин тоже хотел домой. Умирать они все хотели в России. Перед смертью Куприн пригласил священника и долго о чём-то с ним говорил. До последнего дыхания он держал Лизу за руку. Так, что у неё долго не сходили синяки с запястья.
Ночью 25 августа 1938 года А. И. Куприна не стало.


Оставшись одна, Лиза Куприна повесилась в блокадном Ленинграде. Ни от голода, а от одиночества, от того, что не было рядом того, кого она любила той самой любовью, что встречается раз в тысячу лет. Той любовью, что сильнее смерти. С её руки сняли кольцо, и прочли надпись: «Александр. 16 августа 1909 год». В этот день они обвенчались. Это кольцо она никогда не снимала с руки.

Специалисты дали неожиданное экспертное заключение. На дагерротипе изображена юная татарская девочка, которой через много лет предстоит стать матерью великого русского писателя Александра Ивановича Куприна.