Антарктическая станция на Южном полюсе «Амундсен — Скотт. Амундсен — Скотт (антарктическая станция)

Пишет блогер Сергей Доля: Станция Амундсен-Скотт, названная в честь первооткрывателей Южного полюса, поражает своим размахом и технологиями. В комплексе зданий, вокруг которых на тысячи километров нет ничего, кроме льда, находится прямо-таки свой отдельный мир. Нам не раскрыли всех научных и исследовательских секретов, однако провели интереснейшую экскурсию по жилым блокам и показали как живут полярники...

Первоначально, при строительстве, станция располагалась ровно на географическом южном полюсе, однако из-за движения льда за несколько лет, база сместилась в сторону на 200 метров:

3.

Это наш самолет DC-3. На самом деле он был сильно модифицирован компанией Basler и практически вся начинка в нем, включая авионику и двигатели, стоит новые:

4.

Самолет может садиться как на землю, так и на лед:

5.

На этой фотографии хорошо видно, на сколько близко стоит станция от исторического Южного полюса (группа флажков по центру). А одинокий флажок справа - это географический Южный полюс:

6.

По прилету нас встретил сотрудник станции и провел для нас экскурсию по главному зданию:

7.

Оно стоит на сваях, так же как и многие дома на севере. Сделано это для того, чтобы здание не растапливало лед под ним и не "плыло". Кроме того, пространство снизу отлично продувается ветрами (в частности, снег под станцией не чистили ни разу с момента ее возведения):

8.

Вход на станцию: необходимо подняться по лестнице два пролета. Из-за того, что воздух разрежен, сделать это непросто:

9.

Жилые блоки:

10.

На полюсе, во время нашего посещения, было -25 градусов. Мы прилетели в полном обмундировании - трех слоях одежды, шапках, балаклавах и т.д. - и тут нас вдруг встретил парень в легком свитерке и кроксах. Он сказал, что привыкший: пережил уже несколько зим и максимальный мороз, который застал тут - минус 73 градуса. Минут сорок, пока мы ходили вокруг станции, он разгуливал в таком виде:

11.

Станция внутри просто поражает. Начнем с того, что в ней есть огромный спортзал. Популярные игры среди сотрудников - баскетбол и бадминтон. Для обогрева станции используют 10 000 галлон авиационного керосина в неделю:

12.

Немного статистика: на станции проживает и работает 170 человек, зимой остаются человек 50. Кормят бесплатно в местной столовой. Работают 6 дней в неделю по 9 часов в день. В воскресенье у всех выходной. У поваров тоже выходной и все, как правило, едят то, что осталось недоеденного в холодильнике с субботы:

13.

Есть комната для музицирования (на заглавной фотографии), и кроме спортивного, есть тренажерный зал:

14.

Имеется комната для тренингов, конференций и тому подобных мероприятий. Когда мы проходили мимо, там проходил урок испанского языка:

15.

Станция двухэтажная. На каждом этаже ее пронизывает длинный коридор. Направо уходят жилые блоки, налево - научные и исследовательские:

16.

Конференц-зал:

17.

Рядом балкон, с него открывается вид на хозяйственные постройки станции:

18.

Все что может храниться в неотапливаемых помещениях, лежит в этих ангарах:

19.

Это нейтринная обсерватория Ice cube , с помощью которой ученые ловят нейтрино из космоса. Вкратце это происходит так: столкновение нейтрино и атома производит частицы, известные как мюоны, и вспышку голубого света, называемую излучение Вавилова - Черенкова. В прозрачных арктических льдах оптические датчики IceCube смогут его распознавать. Обычно для нейтринных обсерваторий роют шахту на глубине и заливают водой, но американцы решили не мелочиться и построили Ice cube на Южном полюсе, где льда предостаточно. Размер обсерватории - 1 кубический километр, отсюда, видимо, название. Стоимость проекта - 270 миллионов долларов:

20.

Тема "сделал лук" на балконе с видом на наш самолет:

21.

По всей базе висят приглашения на семинары и мастер-класы. Вот, например, писательский воркшоп:

22.

Обратил внимание на гирлянды-пальмы, приделанные к потолку. Видимо тоска по лету и теплу имеет место среди сотрудников:

23.

Старая табличка станции. Амундсен и Скотт - два первооткрывателя полюса, которые покорили Южный полюс практически одновременно (ну, если смотреть в историческом контексте) с разницей в месяц:

24.

Перед этой станцией была другая, называлась она "Купол". в 2010 году ее окончательно разобрали и на этой фотографии запечатлен последний день:

25.

Комната для отдыха: бильярд, дартс, книжки и журналы:

26.

Научная лаборатория. Нас туда не пустили, но приоткрыли дверь. Обратите внимание на мусорные ведра: на станции практикуется раздельный сбор мусора:

27.

Отделения для пожарных. Стандартная американская система: у каждого свой шкаф, перед ним полностью готовое обмундирование:

28.

Надо только подбежать, запрыгнуть в ботинки и облачиться:

29.

Компьютерный клуб. Наверно, когда строили станцию, он был актуален, но сейчас у каждого есть ноутбуки и приходят сюда, я думаю, чтобы порезаться в игрушку по сети. На станции нет вайфая, но есть персональный доступ в интернет со скоростью 10 кб в секунду. Нам его, к сожалению, не дали, и мне так и не удалось зачекинится на полюсе:

30.

Так же как и в лагере ANI, вода - самое дорогое удовольствие на станции. Например, смыть туалет стоит полтора доллара:

31.

Медицинский центр:

32.

Я поднял голову и посмотрел, как идеально уложены провода. Не так как бывает у нас и уж тем более где-то в Азии:

33.

На станции находится самый дорогой и самый труднодоступный сувенирный магазин в мире. Год назад тут был Евгений Касперский, и у него не было наличности (хотел расплатиться карточкой). Когда я поехал, Женя дал тысячу долларов и попросил выкупить все, что есть в магазине. Я, конечно, набил сувенирами сумку, после чего меня стали тихо ненавидеть попутчики, так как я создал очередь на полчаса.

Кстати, в этом магазине можно купить пиво и газировку, но продают их только сотрудникам станции:

34.

Есть стол с печатями "Южный полюс". Мы все взяли паспорта и проштамповали:

35.

На станции даже есть своя оранжерея и парник. Сейчас в них нет необходимости, поскольку есть сообщение с внешним миром. А зимой, когда на несколько месяцев связь с внешним миром прерывается, сотрудники выращивают свои овощи и зелень:

36.

Каждый сотрудник имеет права воспользоваться прачечной раз в неделю. Сходить в душ может 2 раза в неделю по 2 минуты, то есть 4 минуты в неделю. Мне сказали, что обычно все экономят и моются раз в две недели. Честно говоря, по запаху я и так уже догадался:

37.

Библиотека:

38.

39.

А это уголок творчества. Тут есть все, что только можно представить: нитки для шитья, бумага и краски для рисования, сборные модели, картон и т.д. Теперь я очень хочу попасть на какую-нибудь нашу полярную станцию и сравнить их быт и обустроенность:

40.

На историческом Южном полюсе стоит палка, которая не меняется со времен первооткрывателей. А указатель географического Южного полюса передвигают каждый год в связи с поправкой на движение льда. На станции есть небольшой музей набалдашников, накопленных за эти годы:

41.

«Антарктида — материк в центре Антарктики, площадью 13 975 км2, в том числе 1582 км2 шельфовых ледников и островов» — такова скупая научная характеристика небольшого белого пятна в самой нижней части глобуса. Но что такое Антарктида на самом деле? Это ледяная пустыня с невыносимыми для живого существа условиями: температура зимой от −60 до −70°С, летом −30 до −50°С, сильные ветры, ледяная пурга... В Восточной Антарктиде находится полюс холода Земли — там 89,2° мороза!

Обитатели Антарктиды, например тюлени, пингвины, а также скудная растительность ютятся на побережье, где летом наступает антарктическая «жара» — температура поднимается до 1-2° тепла.

В центре Антарктиды находится Южный полюс нашей планеты (слово «южный» покажется вам насмешкой, если вы вдруг здесь окажетесь). Как и все неизведанное и труднодостижимое, Южный полюс манил к себе людей, и вот в начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь его. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Только не подумайте, что они направились туда вместе. Наоборот, каждый из них стремился стать первым, они были соперниками, и этот невероятно трудный поход был своеобразным соревнованием между ними. Одному он принес славу, для другого стал последним... Но обо всем по порядку.

Все началось с экипировки, ведь правильный расчет, когда речь идет о таком, как мы сейчас скажем, экстремальном путешествии, может стоить людям жизни. Опытный полярный исследователь, к тому же уроженец северной страны, Руаль Амундсен сделал ставку на ездовых собак. Неприхотливые, выносливые, покрытые густой шерстью лайки должны были тащить нарты со снаряжением. Сам же Амундсен и его спутники предполагали передвигаться на лыжах.

Мотосани экспедиции Скотта. Фото: www.globallookpress.com

Роберт Скотт решил использовать достижение научного прогресса — моторные сани, а также несколько упряжек мохнатых низкорослых пони.

И вот в 1911 году путешествие началось. 14 января корабль Амундсена «Фрам» достиг последней отправной точки — Китовой бухты на северо-западном побережье Антарктиды. Здесь норвежцам предстояло пополнить запасы и двинуться к юго-востоку, в безлюдье и льды антарктических вод. Амундсен стремился войти в море Росса, которое глубже других врезается в континент Антарктиды.

Цели он достиг, но началась зима. Идти в Антарктиду зимой равносильно самоубийству, поэтому Амундсен решил подождать.

Ранней антарктической весной, 14 октября, Амундсен с четырьмя товарищами отправился к полюсу. Путешествие было трудным. 52 лайки тянули упряжку из четырех нагруженных нарт. Когда животные выбивались из сил, ими кормили более выносливых товарищей. Амундсен составил четкий график движения и, что удивительно, почти не нарушил его. Остаток пути был пройден на лыжах, и 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Через десять дней путешественники вернулись на базу.

Норвежский флаг на Южном полюсе. Фото: www.globallookpress.com

По иронии судьбы Роберт Скотт и его спутники отправились к полюсу всего через несколько дней после возвращения Амундсена, не зная, что Южный полюс уже покорен. В пути стало ясно, насколько неудачно была экипирована экспедиция. От лютых морозов сломались моторы новомодных саней, гибли лошади, стало не хватать продуктов... Многие из участников вернулись на базу, только сам Скотт и четыре его товарища упрямо продолжали путь. Невыносимый холод, сбивающий с ног ледяной ветер, пургу, заволакивающую все вокруг так, что спутники не видели друг друга, приходилось преодолевать отважным исследователям, одержимым одной целью: «Дойти первыми!»

Голодные, обмороженные, выбившиеся из сил англичане 18 января наконец достигли Южного полюса. А теперь представьте себе, каково же было их разочарование, да что там разочарование — боль, обида, крушение всех надежд, когда они увидели перед собой флаг Норвегии!

Роберт Скотт. Фото: www.globallookpress.com

Сломленные духом путешественники двинулись в обратный путь, но на базу так и не вернулись. Без горючего и продовольствия они умерли один за другим. Только через восемь месяцев удалось найти заметенную снегом палатку, а в ней вмерзшие в лед тела — все, что осталось от английской экспедиции.

Хотя нет, не все. Еще был найден единственный свидетель разыгравшейся трагедии — дневник Роберта Скотта, который он вел, похоже, до самой гибели. А еще остался пример истинного мужества, несгибаемой воли к победе, умения преодолевать препятствия, несмотря ни на что.

А́мундсен - Ско́тт (англ. Amundsen–Scott South Pole Station) - действующая с 1956 года постоянно обитаемая антарктическая станция США на Южном полюсе. Располагается на высоте 2835 метров над уровнем моря. Первая станция в глубине Антарктики (не на побережье материка). Станция была построена в ноябре 1956 года для научных целей по приказу правительства США.

Хронология

При открытии (в 1956 году в рамках Международного геофизического года) станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 года из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 метрах от географического южного полюса. Станция получила своё название в честь первооткрывателей Южного полюса - Руаля Амундсена и Роберта Скотта, достигнувших цели в 1911-1912 годах. Станция находится на высоте 2835 м над уровнем моря, на леднике, который неподалёку достигает максимальной толщины 2850 м (2005). Среднегодовая температура - около −49 °С; изменяется от −28 °C в декабре до −60 °C в июле. Средняя скорость ветра - 5,5 м/с; были зарегистрированы порывы до 27 м/с.

Основание станции (1957-1975)

Первоначальная станция - теперь называется «Старый полюс» (англ. Old Pole) - была основана в 1956-1957 годах экспедицией ВМС США из 18 человек, которые высадились здесь в октябре 1956 года и впервые в истории Антарктиды провели там зимовку в 1957 году. Так как климатические условия до этого не были известны, то база была сооружена подо льдом для преодоления любых погодных условий. Самая низкая температура в 1957 была зарегистрирована на уровне −74 °C (−102 °F). Выжить при такой низкой температуре, в сочетании с низкой влажностью и низким давлением воздуха, возможно только при наличии надлежащей защиты. Станция, покинутая в 1957 году, заносится снегом (как и любое сооружение на Южном полюсе) со скоростью 60-80 мм в год. Сейчас она погребена достаточно глубоко и полностью закрыта для посещений, так как снегом раздавило все деревянные перекрытия. 4 января 1958 года на станцию прибыла Трансантарктическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари. Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, и первая, достигшая полюса по суше, после Амундсена в 1911 году и Скотта в 1912 году. Экспедиция двигалась от новозеландской станции «Скотт-Бейс».

Купол (1975-2003)

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб. Любое здание на полюсе быстро окружается снегом и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов. Оборудование 1975 года совершенно устарело.

Новый научный комплекс (с 2003 года)

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыплет сваи, и тогда можно будет дважды…

Станция «Амундсен - Скотт»: сезонность путешествий, жизнь на станции, отзывы о турах на станцию «Амундсен - Скотт».

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

«Место жительства - Южный полюс» - так с полным правом могли бы написать в личной анкете обитатели американской полярной базы «Амундсен - Скотт». Основанная в 1956 году и с тех пор неизменно и круглогодично обитаемая, станция «Амундсен - Скотт» - образец того, как человек может приспособиться к самым неблагоприятным условиям жизни. И не только приспособиться - выстроить комфортабельное жилище, способное противостоять суровому климату Антарктиды на протяжении многих лет. В эру коммерческих экспедиций на Южный полюс, «Амундсен - Скотт» стала приёмным домом для туристов, прибывших самолично попрать ногами крайнюю южную точку Земли. Путешественники проводят здесь всего несколько часов, но за это время успевают познакомиться с удивительным бытом станции и даже отправить открытку домой со штемпелем «Южный полюс ».

Немного истории

«Амундсен - Скотт» - первая антарктическая станция в глубине континента. Она была основана в 1956 году, через 45 лет после покорения Южного полюса, и носит имя славных первопроходцев ледяного материка - норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта. В момент основания станция располагалась точно на месте 90 ° южной широты, однако к настоящему времени из-за движения льдов слегка отклонилась от точки Южного полюса, которые теперь находится примерно в 100 метрах от станции.

Первоначальная станция была сооружена подо льдом, и научная деятельность велась там вплоть до 1975 года. Затем была воздвигнута купольная база, служившая домом полярникам до 2003 года. А потом здесь появилось масштабное сооружение на сваях-домкратах, позволяющих поднимать здание по мере занесения снегом. По прогнозам, она прослужит ещё 30-45 лет.

Интерьеры тут ничем не отличаются от обычных американских «присутственных мест» - лишь массивные двери, закрывающиеся по принципу сейфа, выдают, что дело происходит в Антарктиде.

Климат станции «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» располагается на высоте 2800 метров над уровнем моря, которые, учитывая большую разреженность воздуха в районе Южного полюса, превращаются в фактические 3500 метров, соответствующие высокогорным районам Земли.

Полярный день длится здесь с 23 сентября по 21 марта, а пик «туристического сезона» приходится на декабрь - январь, когда температура наиболее подходящая для проведения экспедиций. В это время года столбик термометра не показывает ниже -30 °C. Ну а зимой здесь порядка -60 °C и полная темнота, озаряемая лишь северным сиянием.

Жизнь на станции «Амундсен - Скотт»

На «Амундсен - Скотт» постоянно проживают от 40 до 200 человек - учёных, исследователей и профессиональных полярников. В летний период жизнь здесь кипит - ведь за окном комфортные -22...-30 °С, да и солнце светит круглосуточно. А вот на зиму на станции остаётся немногим более полусотни человек - поддерживать её работоспособность и продолжать научные исследования. При этом с середины февраля по конец октября доступ сюда из внешнего мира закрыт.

Станция буквально напичкана высокотехнологичным оборудованием: здесь есть 11-километровая антенна для наблюдения за космическими бурями, сверхмощный телескоп и буровая установка, вонзившаяся в лёд более чем на два километра, используемая для экспериментов над частицами нейтрино.

Что посмотреть

Туристов на станцию «Амундсен - Скотт» пускают лишь на несколько часов. Интерьеры ничем не отличаются от обычных американских «присутственных мест» - только массивные двери, закрывающиеся по принципу сейфа, выдают, что дело происходит в Антарктиде. Столовая, спортзал, госпиталь, музыкальная студия, прачечная и магазин, теплица и отделение почты - вот весь нехитрый быт.

История и настоящее

Станция находится на высоте 2835 над уровнем моря, на леднике, который неподалёку достигает максимальной толщины 2850 м (). Среднегодовая температура - около −49 °С ; изменяется от −28 ° C в декабре до −60 ° C в июле. Средняя скорость ветра - 5,5 м / с; были зарегистрированы порывы до 27 м / с.

Основание станции (1957-1975)

Первоначальная станция - теперь называется «Старый полюс» (англ. Old Pole ) - была основана в 1956-1957 гг. экспедицией ВМС США из 18 человек, которые высадились здесь в октябре 1956 года и впервые в истории Антарктиды провели там зимовку в 1957 году. Так как климатические условия до этого не были известны, то база была сооружена под землей для преодоления любых наихудших погодных условий. Самая низкая температура в 1957 была зарегистрирована на уровне −74 ° C (-102 ° F). Выжить при такой низкой температуре, в сочетании с низкой влажностью и низким давлением воздуха, возможно только при наличии надлежащей защиты.

Станция, покинутая в 1975 году, заносится снегом (как и любое сооружение на Южном полюсе) со скоростью 60-80 мм в год. Сейчас она погребена достаточно глубоко и полностью закрыта для посещений, так как снегом раздавило все деревянные перекрытия.

4 января 1958 года на станцию прибыла Трансантарктическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари . Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, и первая, достигшая полюса по суше, после Амундсена в 1911 году и Скотта в 1912 году. Экспедиция двигалась от новозеландской станции Скотт-Бейс .

Купол (1975-2003)

Фотография станции Амундсен - Скотт с воздуха, сделанная примерно в 1983 году. Виден центральный купол, а также различные контейнеры и вспомогательные строения.

Главный вход в купол расположен ниже уровня снега. Изначально купол был построен на поверхности, но затем постепенно погрузился в снег.

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.

Любое здание на полюсе быстро окружается снегом и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.

Оборудование 1975-го года совершенно устарело.

Новый научный комплекс (с 2003 года)

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыпет сваи и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами (это увеличивает срок службы станции с 30 до 45 лет).

Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес » со станции МакМердо на берегу и только в светлое время суток. Было сделано более 1000 рейсов.

В комплексе построены:

  • 11-километровая низкочастотная антенна для наблюдения и предсказания небесных и космических бурь,
  • самый высокий на полюсе 10-метровый телескоп , поднявшийся на 7 этажей вверх и весящий 275 тыс. кг
  • буровая установка (глубина - до 2,5 км) для изучения нейтрино .

15 января 2008 г. в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция может принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

Деятельность

Летом население станции составляет, как правило, более 200 человек. Большинство персонала уезжает к середине февраля, в результате чего остается всего несколько десятков человек (43 в 2009 году) зимующих , в основном это вспомогательный персонал плюс несколько учёных, которые содержат станцию во время нескольких месяцев Антарктической ночи. Зимовщики изолированы от остального мира с середины февраля по конец октября, в это время их подстерегает много опасностей и стрессов . Станция является полностью самодостаточной в зимний период, снабжается электропитанием от трёх генераторов, работающих на авиационном топливе JP-8 .

Исследования на станции включают в себя такие науки, как гляциология , геофизика , метеорология , физику верхней атмосферы , астрономия , астрофизика , и биомедицинские исследования . Большинство ученых работают в низкочастотной астрономии; низкая температура и низкая влажность полярного воздуха, в сочетании с высотой более 2743 м (9000 футов), причины, чтобы воздух был гораздо более прозрачным на некоторых частотах, чем обычно в других местах, и месяцы темноты позволяют постоянно работать чувствительному оборудованию.

События

В 1991 году Майкл Пейлин посетил базу во время 8-го и последнего эпизода в его телевизионном документальном фильме BBC «От полюса до полюса».

В 1999 году во время зимовки врач Джерри Нильсен обнаружила у себя рак груди . Ей пришлось делать себе химиотерапию с помощью медикаментов, сброшенных в июле, а затем она была вывезена после посадки первого самолёта в середине октября.

В январе 2007 года станцию посетила группа русских высоких должностных лиц, в том числе начальников ФСБ Николай Патрушев и Владимир Проничев . Экспедиция, под руководством полярного исследователя Артура Чилингарова , стартовала в Чили на двух вертолетах Ми-8 и совершила посадку на Южном полюсе .

6 сентября 2007 г. вышло в эфир ТВ-шоу Man Made компании National Geographic Channel с эпизодом о строительстве здесь нового здания .

9 ноября 2007 программа Today компании NBC , с соавтором Энн Кэрри сделали репортаж по спутниковому телефону, который транслировался в прямом эфире с Южного полюса .

На Рождество 2007 года два сотрудника базы в пьяном виде устроили драку и были эвакуированы .

В массовой культуре

Станция занимает видное место в ряде научно-фантастических телесериалов , в том числе в фильме «Секретные материалы: Борьба за будущее ».

Станция на Южном полюсе под названием Snowcap Base была местом первого вторжения киберлюдей на Землю в сериале 1966 года Доктор Кто The Tenth Planet .

В фильме Белая мгла (2009) действие происходит на станции Амундсен-Скотт, хотя здания в фильме совершенно не похожи на реальные.

Временна́я зона

На Южном полюсе закат и восход солнца теоретически видны только по одному разу в год, в осеннее и весеннее равноденствие соответственно, но из-за атмосферной рефракции солнце находится над горизонтом в течение более чем четырех дней каждый раз. Здесь нет солнечного времени ; нет ежедневных максимума или минимума высоты солнца над горизонтом. Станция использует ново-зеландское время (по Гринвичу +12 часов или +13 часов в летнее время), поскольку все полеты на станцию Мак-Мердо происходят от Крайстчерч и, следовательно, все официальные поездки из полюсов проходят через Новую Зеландию.