Березы и клены покрыла осень лимонной. Четыре художника

Георгий Скребицкий «Четыре художника. Осень»

Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кровавую броню одеть».

Так и обрядила старика.

Глядит — а неподалёку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток...

А на сочных лугах затеяло Лето весёлый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы, запрятали в зелёный ворох травы свои разноцветные головки и задремали там.

Зелёные копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки, груши в саду… Хороша картина Жаркого Лета! Можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, смотрит, любуется. Ярко, радостно всё кругом. Так и не отводило бы глаз от сочной зелени тёмного леса, от золотистых полей, от синей глади рек и озёр. Любуется Солнышко месяц, другой. Хорошо нарисовано!

Только вот беда: день ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и вся картина Жаркого Лета становится не такой уже сочной. Видно, приходит пора уступать своё место другому художнику. Как-то справится он со своей работой? Нелегко ему будет нарисовать картину лучше тех, что уже показали Солнышку Зимушка-Зима, Весна-Красна и Жаркое Лето.

Но Осень и не думает унывать.

Для своей работы взяла она самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

"Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть". Так вот и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. "Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи".

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему, тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы - лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука - в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу - сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.

Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире - заречные дали, ещё бескрайней - просторы родной земли.

Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только, кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.

А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.

Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

Весне навстречу

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали. В эту пору им было совсем не до криков и не до песен.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы - клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки были зеленоватые, а у самцов - с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов, - это их клювы.

У разных птиц клювы бывают различной формы. У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок. У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы - тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя - совсем в другую. Такой клюв больше всего походил на кривые щипцы.

Ну и носы! - удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы. - Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Это были природные северяне. Перекочевали они в тот лес с далёкого севера - из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма. Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

Старый пёстрый дятел очень заинтересовался крылатыми соседями. Дятел зимой тоже кормился семенами шишек, но ведь он отлично наловчился долбить их своим крепким клювом. Сорвёт сосновую или еловую шишку, засунет в расщелинку дерева и давай со всего маха клювом по ней колотить, вытаскивать из-под чешуек вкусные семена. Все повытаскивает, тогда летит за новой шишкой и её несёт к той же расщелинке. Пустую выбросит, а новую, полную, вставит и опять начинает долбить.

На снегу под деревом, где трудится дятел, навалена целая куча пустых, расклёванных шишек. Недаром такое дерево с трещинкой зовётся "лесной кузницей", а самого дятла зовут "кузнецом".

Прилетел дятел на то дерево, где расселись клесты, и стал наблюдать, как же они своими кривыми носами будут шишки раздалбливать. Но клесты и не думали это делать. Они расправлялись с ними совсем по-иному. Уцепится клёст за шишку острыми коготками, иной раз даже повиснет на ней, как на качелях, засунет свой кривой, изогнутый клюв под чешуйки и начнёт вытаскивать из-под них одно семечко за другим. Нисколько не хуже дело идёт, чем у дятла.

Маслова Елена Михайловна

Образовательные области: коммуникация (чтение художественной литературы)

Художественное творчество (рисование)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: развивать устную речь, формировать умение анализировать и различать характерные признаки осени. Развивать творческие способности (смешивание красок с целью получения нового цвета), воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: иллюстрации на тему «Осень», мяч, магнитная доска, краски трех цветов(красная желтая синяя), кисточки, баночки с водой, листы А4 белой бумаги с изображением контуров овощей.

  1. Организационный момент:

Ребята, послушай те загадку:

Пусты поля, мокнет земля.

День убывает, когда это бывает. Ответ Осенью.

В. Осень длится три месяца, давайте назовем осенние месяцы.

Д. Первый месяц - сентябрь, второй-октябрь, третий-ноябрь. (Повторить хором осенние месяцы).

2. Чтение отрывка рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника»

«Вот и вступила в свои права красавица осень. Для своей работы взяла она самые яркие краски и прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди нее столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит, а неподалеку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе».

3 Вопросы к детям:

Какими красками раскрасила осень лес?

Д. Желтые, коричневые, ярко-красные, золотые.

В. Какой лес стал в осеннем уборе?

Д. Еще ярче, наряднее, разноцветнее, пестрее.

4. Дидактическая игра «Бывает - не бывает»

Воспитатель показывает детям картинки с приметами осени и лета, называет их. Дети отвечают, бывает не бывает.

Физкульт минутка: «Кружатся листочки»

5. Рассматривание иллюстраций золотой осени и поздней осени

Задания детям: назвать приметы золотой и поздней осени.

6.Чтение детьми заученных отрывков стихов

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется. (М.Ходякова)

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Стаи птиц улетают прочь за синее море,

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Птицы на юг улетели

Гуси, грачи, журавли

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льется

Лужи у крыльца.

Осень наступила

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Листья желтые танцуют

С веток падают, летят

Эту сказку золотую

Называю листопад.

Дети читают стихи и называю к какой осени золотой или поздней относится данное стихотворение.

7. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Я люблю осень, потому что (разноцветные листья)

Я сегодня не пойду гулять, потому что (идет дождь)

С деревьев падают листья, так как (начался листопад)

В лесу стало тихо, потому что (птицы улетели в теплые края)

Дети надели куртки и резиновые сапоги, потому что (идет дождь)

На улице хмуро и пасмурно, потому что (на небе тучи)

Цветы завяли, потому что (наступила осень)

Погода холодная, потому что (дует ветер)

8. Игра с мячом «Отгадай загадку».

Воспитатель загадывает загадку про овощ бросает мяч ребенку. Ребенок отгадывает загадку.

  1. Растет на грядке крепко желтенькая (Репка)
  2. Зеленые ребятки выросли на грядке (Огурцы)
  3. Стоит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)
  4. Стоит матрешка на одной ножке. Все одежки без застежки (Капуста)
  5. Оранжевый нос в землю врос. (Морковь)
  6. Он похож на кабачок, но другого цвета. Фиолетовый бочок станет в конце лета. (Баклажан)
  7. Сочные и крупные красные да круглые. (Помидоры)
  8. Под кустом капнешь немножко, вылезет на свет (Картошка)
  1. 9. Художественное творчество и познавательно-экспериментальная деятельность детей.

В. Осень подарила нам урожай овощей и оставила нам желтые краски желтую, красную и синюю. Задание детям раскрасить овощи на грядках огурец, баклажан и морковь. Обсудить какого цвета эти овощи и где взять для них краски зеленую, фиолетовую и оранжевую. Дети предлагают варианты купить в магазине отсутствующую краску, смешать краски. Дети смешивают краски желтую и красную, получают оранжевый цвет. Раскрашивают морковь. Смешивают желтую и синюю, получают зеленый цвет. Раскрашивают огурец. Смешивают синюю и красную, получают фиолетовый цвет. Раскрашивают баклажан.

10. Рефлексия.

В. О каком времени года беседовали?

Какие осенние месяцы запомнили?

Какие краски получили?

Какие овощи раскрасили этими красками?

Листья золотые ковром покрыли замёрзшую землю. Ходит художница осень с ведёрком, а в ведёрке у неё золотая краска. В руках осени кисточка, из паутины сплетённая. Макнёт осень кисточку в ведёрко и красит, красит золотом кусты и деревья. Ёлки не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут её платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелёными всю зиму.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И. Бунин

Эти стихи включены в книгу «Времена года. Стихи русских поэтов о природе».

Имена Жуковского и Пушкина, Тютчева и Фета, Некрасова и Есенина, Блока и Бунина являются гордостью русской поэзии. С необычайной лирической проникновенностью и любовью они описали красоту природы среднерусской полосы России, подчеркнув её неповторимую прелесть во все времена года, особенно - осенью. Они не только вводят читателей в чудесный мир природы - они учат любить и понимать её.

Блестящие прозаики Тургенев, Чехов, Толстой, Ушинский, Соколов-Микитов, Скребицкий, Пришвин, Паустовский описывают родную природу в сборнике «Времена года» так выразительно, такими сочными красками, что, читая их рассказы и миниатюры, словно переносишься сам то в раздольную степь, то в цветущий сад, то под прохладную сень летней рощи.


А как они описывают осень, мой юный друг!!!

«...Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы - лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука - в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу - сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире - заречные дали, ещё бескрайней - просторы родной земли...».

Г. Скребицкий «Четыре художника»


Множество маленьких чудес видят глаза писателей, а их перо создаёт поэтическую прозу, полную замечательных образов.

Каждый писатель, как вдохновенный художник, рисует нам картины осени в её неизменной красоте.

В этих сборниках, дорогие ребята, Вы сможете найти не только стихи и рассказы об осени, но и отгадаете множество интересных загадок.


Я знаю, ребята, что Вы любите собирать гербарий, чтобы сохранить частичку летнего тепла и осенней красоты.

Это можно назвать подготовкой к созданию картины в технике осибаны.

Осибана, в некоторых случаях, это слово произносится как «ошибана», пришла к нам с далекого Востока, где она была известна уже много столетий назад. Осибану называют прессованной флористикой – то есть искусством создания картин из высушенных цветов и растений. Как и многие другие виды ручной работы, пришедшие к нам из Японии (например, оригами), осибана является очень хрупким предметом, красота которой мимолетна, недолговечна…. Впрочем, как и любая красота.


Искусством осибаны в далеком прошлом занимались исключительно самураи. Это может, на первый взгляд, показаться странным – настоящие мужчины, бесстрашные воины, и вдруг, делают картины из цветов. Воины-самураи, создавая панно, долгие часы проводили в особом состоянии, сходным с состоянием медитации. А затем, все те ощущения от единения с природой, от постижения гармонии окружающего мира, самураи переносили на полотна. При этом, пользовались они не красками, а высушенными цветами и растениями. И это не удивительно – по-настоящему рассказать о природе можно только без слов, и только с помощью самой природы…


Сейчас осибана – вновь на пике популярности, и интерес к ней не ослабевает уже на протяжении нескольких лет. При этом, попробовать свои силы в этом виде искусства может абсолютно каждый.

Работа над картинами в технике осибаны, не требует больших финансовых затрат. Почти все материалы, по крайней мере, на начальных этапах, можно найти у себя дома и на улице.

Итак, для работы над картиной, вам понадобятся:

-картон или плотная бумага

-рамочка со стеклом

-пинцет, с помощью которого детали будут приклеиваться

-маникюрные ножницы

-клей ПВА и кисточка для его нанесения

-высушенные цветы, растения, другие природные материалы

-в некоторых случаях могут понадобиться краски – если есть необходимость дорисовать какой-то элемент

-в чистом виде, в осибане применяются только растительные детали, но это не исключает возможность использования других декоративных элементов – перьев, пуха, и т.д.

Светлана Гринина
Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого

Задачи : способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Средства : иллюстрации с изображением осенних пейзажей , разноцветные листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с записью произведения Чайковского «Осень » , произведение «Осень » Г. Скребицкого , мяч средних размеров.

Виды деятельности : беседа, игра с мячом, игра с листочками (физкультминутка)

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель : Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?

Воспитатель : А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени ?

Чтение рассказа Г . Скребицкого «Осень » .

Для своей работы Художник- Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной . А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну . Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть» . Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи» .

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему , по-осеннему : кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе .

Отправилась Осень из леса в поля , в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц : журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица , каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень ; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой .

Воспитатель : Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?

Вопросы детям :

Какими красками раскрасила осень деревья : березки, клены, дуб-богатырь?

На что стали похожи листья осинок?

С чем еще можно их сравнить?

Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна» ?

А сосны и ели осень в какой цвет красит ?

Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи» ?

Почему лебеди шлют прощальный привет?

Какие еще птицы улетают в дальние края?

Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?

Физкультминутка «Раз, два, три…»

На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю » музыку дети бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу воспитателя.

Раз-два-три! Красный лист бери!

Раз-два-три! Кленовый лист бери!

Раз-два-три! Осиновый лист бери!

Раз-два-три! Два листа бери!

Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!

Раз-два-три! Ничего не бери!

Воспитатель : Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?

Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.

Игра с мячом :

Нужно подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние » определения.

Осень какая ?

Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)

Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)

Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)

Трава какая?

Листья какие?

Погода какая?

А можно сказать, что погода вьюжная?

А можно сказать, что погода знойная?

Воспитатель : Ребята, а давайте подумаем, почему говорят «Волшебница Осень » ?

Литература .

1. Жуковская Р. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. Р. А. Жуковская, Л. А. Пеньковская. – 5-е изд. Испр. - М.: Просвещение, 1993. – с. 399.

2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. Изд. ВЛАДОС, 2008. – с. 287.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,.

Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС. Общеизвестно воздействие.

Конспект НОД: чтение художественной литературы в старшей группе. Пересказ А. Н. Толстого «Ёж» Воспитатель: А. Б. Якимова. Образовательные области: - чтение художественной литературы - коммуникация - музыка - физическая культура.

Конспект НОД чтение художественной литературы «Волк и семеро козлят» во второй младшей группе Задачи: приобщать детей к миру народных сказок; способствовать созданию положительного эмоционального состояния, развитию выразительности.

Конспект НОД по «Чтение художественной литературы» (вторая младшая группа) Конспект НОД по «Чтение художественной литературы» 2-ая младшая группа. Цели: 1. Учить детей слушать короткое литературное произведение,.