Большой цирк в риме - самый обширный античный ипподром италии. Большой цирк (Чирко Массимо) в Риме

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременно частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение отвечали не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представления был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течении нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. были учреждены новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов.

В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1. торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой;

2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

4. Заканчивались представления обычным пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических дней. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - Ш. вв. до н.э.

Крупнейшим достижение аутентичной Римской культуры был цирк. Это слово означающее для нас веселые и красочные зрелища. Но не по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не похож на цирк наших дней.

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково. но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк.

Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке. Так называлась природная лощина размером примерно 600 x 150 м. между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега. В первые века Республики граждане могли участвовать в состязании и сами, и посылая туда своих коней и рабов. Венок, которым награждался хозяин победившей упряжки, считался столь же почетным, как воинский венок за доблесть. В более позднее время зрительский азарт поддерживался соперничеством цирковых партий (при Республике их было две). Без конских ристаний не обходился ни один праздник. Высшие должностные лица подавали знак к началу бегов. Большой цирк вмещал до 150-200 тыс. зрителей. Свои формы, обращенные к массовой аудитории, имела идеология славы. Так, всенародным зрелищем был так называемый триумф - торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского. Триумфатор в расшитой золотом одежде, украшенный атрибутами Юпитера, в колеснице четверней двигался по городу. Перед ним везли напоказ добычу, изображения захваченных городов, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их предводителей или царей (которых, не доведя до храма, отправляли в тюрьму, где обычно и убивали). Здесь же шли ликторы со знаками власти, а за колесницей следовало войско, чьи победные восклицания подхватывались толпой. Солдаты распевали свои песни, иногда с грубыми насмешками над триумфатором (чтобы не сглазить его счастье). В храме он совершал благодарственное жертвоприношение. Завершался праздник пиром с угощением для народа. Триумф, предоставлявшийся сенатом, считался серьезным событием: он облегчал дальнейшую карьеру самому полководцу, а сыновьям его - соискание должностей. В театральное действо обращались и похороны знатного человека. В погребальном шествии участвовали "изображения" (раскрашенные маски) знаменитых предков умершего. По словам Полибия, они надевались на людей подходящего роста и сложения, одетых в соответствии с должностями изображаемых. Они сопровождали тело на колесницах, а впереди них несли знаки отличия. На Форуме шествие останавливалось. Мертвого обычно ставили стоймя, "дабы он был виден всем", "предки" в масках рассаживались "по порядку в креслах из слоновой кости". "Неужели, - восклицает Полибий, - можно взирать равнодушно на это собрание изображений людей, прославленных за доблесть, как бы оживших, одухотворенных?" "Перед лицом всего народа, стоящего кругом", сын или другой родственник произносит речь, воскрешающую в памяти присутствующих "деяния прошлого", и "личная скорбь родственников обращается во всенародную печаль". По окончании похвального слова умершему оратор "переходит к повествованию о подвигах всех присутствующих здесь покойников, начиная от старейшего из них. Таким образом непрестанно возобновляется память о заслугах доблестных мужей, этим увековечивается слава граждан, совершивших чтолибо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомство; вместе с тем - и это всего важнее - обычай поощряет юношество ко всевозможным испытаниям на благо государства, лишь бы достигнуть славы, сопутствующей доблестным гражданам" (пер.Ф. Мищенко).

Такие ритуальные похвалы, связывавшие военные подвиги умершего со всем его нравственным обликом, Дионисий Галикарнасский называл "древним изобретением римлян". Цицерон, правда, сетовал на то, что "изза этих похвальных слов наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: вымышленные триумфы, многие консульства, даже вымышленные родословия.". Однако и в его время образцы такого красноречия, хранившиеся в фамильных архивах, находили практическое применение, служа продолжению определенной традиции. От масок, выносившихся на похоронах, вел свое начало знаменитый римский скульптурный портрет с его интересом к индивидуальным чертам лица, стремлением к правдивости и неприкрашенности. Постепенно складывающийся облик города давал возможность как бы созерцать картины римских побед. На его площадях и улицах умножались памятники военной славы: храмы, посвященные победам, колонны, воздвигнутые в честь полководцев, статуи знаменитых римлян. Со II в. до н.э. появляется и специфически римский тип памятного сооружения - триумфальная арка. Этому способствовало изобретение римскими строителями бетонной техники, стимулировавшее широкое распространение арочносводчатых конструкций и преобразовавшее античную архитектуру. Аркады играют роль несущего элемента в очень характерном типе римских сооружений, вошедшем существенным элементом в римский городской пейзаж, - в акведуке (надземном водопроводе). Тип арочного акведука был выработан в 40х годах II в. до н.э., когда был сооружен первый его образец - Марциев акведук. Если раньше спектакли устраивались только раз в год (на Римских играх), то в конце III - начале II в. устанавливаются еще три праздника, которые сопровождаются сценическими представлениями. Кроме того спектакли могли устраиваться и по поводу погребальных игр, триумфов и т.п. С начала II в. до н.э. в обычай входят звериные травли - во времена Республики их устраивали в Большом цирке. Иногда это бывали просто "охоты" на безопасных зверей, но ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Кровавые зрелища все больше дорожали. В конце II в. до н.э. гладиаторские игры были в первый раз даны магистратами. Их популярность росла очень быстро (хотя до конца Республики они, как и театральные представления, давались во временных деревянных сооружениях).

Самые различные события в государственной и общественной жизни Рима имели тенденцию принимать зрелищный облик или, во всяком случае, находить то или иное отражение в стихии зрелищ. Зрелища были рассчитаны на активность зрителей и как бы собирали зрительскую толпу в единое целое, позволяя воздействовать на общественное настроение. Если сравнивать эти настроения римлян с агоническими реалиями греков, чувствуется заметная разница между мирным и гуманистическим началом в зрелищах греков и брутальнокровавых игрищах римлян.

Адрес: Италия, Рим
Длина: 600 м
Ширина: около 150 м
Координаты: 41°53"10.9"N 12°29"07.2"E

Для большинства жителей современных мегаполисов слово «цирк» подразумевает под собой массу представлений: на арене показывают свое мастерство акробаты, клоуны веселят публику, а дрессированные хищники вызывают восторг талантом их укротителя.

В Древнем Риме Большой цирк был предназначен для несколько иных целей. Его было бы правильнее назвать огромным ипподромом, на котором проводились скачки. Развалины Большого цирка, название которого на латинском языке звучало, как Circus Maximus - достопримечательность столицы Италии , которая вызывает огромный интерес среди туристов, приехавших посмотреть на «вечный город», на его памятники истории и архитектуры.

Большой цирк с высоты птичьего полёта

Большой цирк в Риме располагается в живописной долине между двумя из семи холмов, на которых построен город, Палатином и Авентином. На этом огромном ипподроме могли состязаться за право называться лучшими сразу двенадцать колесниц. Сама долина отличается огромными размерами: ее длина составляет 600 метров, а ширина, практически, 150 метров. Благодаря такой огромной площади и удобному месторасположению, древние римляне, которые любили зрелища ничуть не меньше вкусной еды, решили построить здесь гигантский, даже по современным меркам, цирк.

История создания Большого цирка в Риме

Естественно, документов и свидетельств, найденных в результате археологических раскопок, которые могли бы пролить свет на точную дату постройки Большого цирка, увы, слишком мало. Поэтому мнения историков и археологов на сей счет немного расходятся. По официальной версии первые скачки на роскошных колесницах в долине были проведены во время правления царя Тарквиния Приска. Он находился у власти еще в 500 году до нашей эры. Приблизительно до 330 года до нашей эры колесницы мчались по открытому пространству долины, а зрители, собравшиеся посмотреть на это зрелище, стояли на возвышенностях. Никаких построек в те времена между Авентином и Палатином тогда не было.

Вид Большого цирка с северо-запада

Лишь в 330 году до н.э. в долине был построен, так называемый, старт для колесниц. Именно с этой точки лошади, везущие колесницу, и начинали свой забег. Долина давала возможность проводить скачки лишь по прямой линии. Человек, сидевший в колеснице, доезжал от «старта» до конца долины, затем разворачивал лошадей и, стараясь обогнать соперников, мчался назад.

Существуют предположения, что в 330 году до нашей эры состязания на территории Большого цирка в Риме проводились исключительно после окончания жатвы . Такое мнение может говорить о том, что скачки были своеобразным праздником после сбора урожая, а на месте их проведения крестьяне обрабатывали почву. В последнее время археологам удалось в долине найти остатки временных построек, которые служили ложей для особо знатных гостей, пришедших посмотреть на состязания колесниц.

Вид Большого цирка с юго-востока

Первые статуи и ворота, клети, где содержались животные, появились в Большом цирке только после окончания последней пунической войны - приблизительно в 146 году до нашей эры. Удивительно, но именно в те времена были заложены первые правила и схема проведения скачек, которые сохранились и до наших дней. Связано это было с тем, что посредине долины был прорыт канализационный тоннель, высота которого составляла более 4,5 метров, а ширина - 2,5 метра. Конечно же, в долине образовался холм, сравнивать который древние римляне не захотели. Привычная схема скачек «вперед-назад» уже не могла существовать, и колесницам пришлось ездить по кругу. Огромное строение Circus Maximus стал самым первым в мире кольцевым ипподромом.

Расцвет и упадок Большого цирка

Гай Юлий Цезарь, который прославился не только своими победами на полях кровопролитных битв, но и талантом политика, по-настоящему любил Рим и свято верил в то, что он действительно станет «вечным городом», впрочем, как и вся Римская империя. Именно поэтому во время его правления строительство различных зданий и арен, руины которых сохранились и до настоящего времени, велось поистине бешеными темпами и, конечно же, с особым размахом. Не остался без его пристального внимания и Circus Maximus, который по его приказу был расстроен до невероятных размеров. Если сравнивать современные цирки и стадионы, к примеру, легендарный Уэмбли , то их площади просто меркнут перед площадью Большого цирка в Риме.

Невероятно, но кроме постоянных лож для знати за скачками могли сидя наблюдать 250 тысяч плебсов, ровно столько же (!) было и стоячих мест. Отсюда можно сделать вывод, зрелища привлекали полмиллиона жителей Древнего Рима. Три огромные башни, ворота, через которые покидали цирк победители на своих колесницах, и узкая площадка посередине арены были возведены в рекордно короткие сроки. Эту возвышенность было решено украсить потрясающими обелисками, которые были специально доставлены в Рим из Египта . К слову, эти обелиски чудом сохранились и продолжают удивлять современных туристов. Правда, уже не на территории Большого цирка: одну из них перенесли на Пьяцца дель Пополо, а вторую водрузили почти у входа в Латеранский дворец.

Свою лепту в строительство Большого цирка внес не только Гай Юлий Цезарь . Во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, на них могли располагаться только те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные, изготовленные из бронзы, билеты. Верхние ярусы были выполнены из крепких пород древесины. Клавдий не остановился на достигнутом и решил выполнить некоторые меты из дорогого мрамора, которые были отделаны золотом. Правитель Нерон, прославившийся как злобный тиран, уничтоживший «вечный город», решил, что Цезарь слишком мало отвел места для всадников, и задумал увеличить число колесниц, участвующих в забегах. Для этого он попросту засыпал канал, который был вырыт задолго до его рождения.

Вид Палатин с Большого цирка

64 год нашей эры стал для Рима катастрофой. Пожар, уничтоживший практически весь город, не обошел стороной и Большой цирк: все верхние ярусы, которые были построены из дерева и в которых находились различные лавки и трактиры, были полностью сожжены. Несмотря на разруху, в эпоху властвования Марка Ульпия Нерва Траяна, уже в 81 году были построены роскошные ворота и воссозданы верхние деревянные ложи. Однако архитекторы того времени допустили массу ошибок в своих расчетах, и современным археологам удалось выяснить, что многочисленные обвалы унесли тысячи жизней римлян.

Последнее массовый конный забег состоялся в 549 году. После этого Большой цирк Рима начал приходить в упадок . Ярусы обрушивались, состязания всадников на колесницах более не стали интересовать римлян. В Средние века Рим постоянно расстраивался: строители недолго думали, где брать материал для постройки новых жилых домов. Они попросту разбирали Большой цирк и другие сооружения, возведенные еще во времена расцвета Великой Римской Империи.

Общий вид арены Большого цирка

С местом, где сейчас турист может увидеть немногочисленные развалины Большого цирка, связана одна очень интересная легенда. Справедливости ради стоит отметить, что она не подтверждена никакими научными фактами. Некоторые древние римляне в своих письменах говорят о том, что в Риме было сложно встретить хотя бы одну женщину: все население города состояло практически из мужчин. Римляне пошли на хитрость: точнее, небезызвестный Ромул. Он организовал грандиозный праздник между двумя холмами и пригласил на него семейства из близлежащих городов. В разгар представления, римские мужчины с оружием в руках бросились на приглашенных, и похитили всех девушек и женщин. Эта легенда даже носит свое название: «похищение сабиянок». Вслед за этим разразилась война, но эта история уже не имеет никакого отношения к долине, расположенной между Палатином и Авентином. Это, скорее всего, просто легенда, о ней можно узнать из рассказов, передававшихся из поколения в поколение. Также во Флоренции сейчас можно увидеть статую, датирующуюся 1583 годом, и названную скульптором - похищение сабиянок.

рим театр цирк гладиатор

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,-- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год -- после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой.

У древних римлян цирк был местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов -- дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирке, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя.

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы -- схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом.

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя -- с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное пронзается охотничьим копьем». Ци­церону вторил философ Сенека, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они -- и Цицерон и Сенека -- считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа.

Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.

Большой цирк (Circo Massimo, Чирко Массимо) – это самый большой ипподром в Древнем Риме , расположенный на левом берегу реки Тибр, между холмами Палатином и Авентином, практически в центре современного города.

Название Circo Massimo – Большой цирк – произошло от латинского Circus Maximus. Одно из значений слова Circus – ристалище, место для конных соревнований . В долине между холмами веками происходили скачки – историки предполагают, что это могло быть сезонное празднование в честь Нептуна Конного.

Первые соревнования были устроены в Риме в 500 году до нашей эры, при царе Тарквинии Приске (лат. Lucius Tarquinius Priscus). Колесницы, запряженные четверками лошадей – квадригами – мчались со старта по прямой. Добравшись до конца долины, они разворачивались и во весь опор скакали обратно, стараясь прийти на финиш первыми.

Во II веке до н.э. правила изменились в связи со строительством в Риме примерно в 146 году до н.э. водопровода. Его проложили по дну долины, выкопав тоннель высотой 4,5 и шириной 2, 5 метра. Вдоль всего ристалища протянулся холм, который не стали разравнивать, а пустили квадриги по кругу. Так полностью оправдалось второе значение латинского Circus –круг, а затем появилось итальянское слово Circo (чирко) – цирк. Цирк и в самом деле был «массимо» – большой, размером с целую долину, шириной 150 метров и длиной более шестисот.

Описание

Описания цирка в разные периоды развития отличаются. Вначале зрители, желающие посмотреть на конные соревнования, размещались прямо на склонах холма. Постепенно появились первые постройки: скамьи для самых уважаемых и богатых горожан, деревянный старт и стойла для коней.


В период своего расцвета, который пришелся на правление первых римских императоров, Большой цирк представлял из себя одно из самых внушительных сооружений в Риме. в I веке до н.э. перестроил его, расширив и удлинив арену и выкопав вокруг нее канал.

Теперь благодаря новым размерам (118 м в ширину и 621 в длину!) она одновременно вмещала 12 квадриг.

Вокруг стадиона возвели ограду, построили деревянные трибуны для патрициев и ярусы для публики попроще. Сидячих мест насчитывалось 150 тысяч , в последующие века их число увеличилось более чем в два раза. Как минимум столько же болельщиков переживали за исход состязаний стоя.

На одном конце арены располагались три башни, центральная с воротами для въезда внутрь, к двум другим полукругом были пристроены стойла для лошадей — карцеры. Через ворота с противоположной стороны покидали цирк победители.

Вдоль арены, по центру, шла узкая платформа, украшенная двумя древнеегипетскими обелисками. Оба обелиска уцелели и украшают в Риме (Piazza del Popolo) и площадь перед Латеранским дворцом (Palazzo del Laterano).

С обеих сторон платформу завершали закругления со столбами в виде конусов – метами. От одной из мет начинался бег колесниц, чтобы закончиться на противоположном конце арены через семь кругов. Круги приходилось считать, для этого на платформе были установлены две подставки, каждая на семь шаров. Со временем рядом появились небольшие фонтаны в виде дельфинов – морских коней покровителя ристалищ Нептуна.

Закат

После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.

Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., восстановил цирк и придал ему окончательную форму . Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал .

В последний раз скачки прошли в Большом цирке в 549 году, во время правления императора Тотилы. После этого началась эпоха разрушения.

Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.

Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.

Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования .

Как добраться

Добраться до Массимо пешком за 5 минут можно от (Foro Romano) и (Colosseo), а с холма Палатина прямо к цирку ведет лестница Кака (Scalae Caci). Она хранит память о десятом подвиге Геракла. Говорят, именно здесь изрыгающий пламя трехглавый пастух Как, сын Гефеста и Медузы, спрятал двух лучших коров Гериона, украденных им у Геракла, спящего на . Здесь же Геракл вступил с Каком в единоборство и вернул украденное.

Если усталость берет свое, самое удобное – воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В). Сюда также подвезут:

  • автобусы № 60, 81, 75, 160 и 175;
  • трамвай № 3.

Легенда о сабинянках

Историки предполагают, что события легенды о сабинянках, ставшей излюбленным сюжетом мировой культуры, развернулись именно здесь, в долине Большого цирка.

Во времена Ромула весь Рим умещался на Палатине и был настолько силен, что мог подчинить себе всех вокруг. Но в городе воинов не было женщин, некому было продолжать род. Обратились к соседям за помощью, но получили отказ, и тогда хитрый Ромул пригласил их отпраздновать в большой долине у подножия Палатина праздник Нептуна, бога лошадей. Среди прочих пришли и сабиняне, взяв с собой жен и детей. В разгар праздника римские юноши кинулись похищать сабинских женщин – сабинянок.

Их мужья и братья не стерпели оскорбления и вскоре осадили Рим, но те же женщины, из-за которых все началось, смогли помирить мужчин. Так было положено начало объединению разрозненных укрепленных поселений на семи холмах в древний и вечный город.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Большой цирк (лат. Circus Maximus, ит. Circo Massimo - произносится как "Чирко Массимо") - римская достопримечательность, которой на самом деле нет. Ну то есть почти нет. В путеводителях любят рисовать картинки как оно выглядело ранее, как там всё было круто и величественно, но по факту до наших практически ничего из этого великолепия не сохранилось (лишь само огромное поле). Ещё кстати Большой цирк любят относить к достопримечательностям Авентинского холма, в то время как по факту как раз он находится в низинке между Авентином и Палатином.
Тем ни менее увидеть-оценить Чирко Массимо лучше всего именно гуляя по Авентинскому холму. Посетив скажем Апельсиновую рощу и полюбовавшись на Магистральную виллу можно по извилистой дороге спуститься вниз:

И попасть как раз на Бельведер Ромула и Рэма: такая смотровая площадка на склоне Авентинского холма, откуда открывается прекрасный вид на противоположные Палатинский холм и собственно сам Большой цирк (на самом деле - просто поле - если заранее не знать, то можно и не понять, что это какая-то достопримечательность):

Здесь же кстати располагается памятник Джузеппе Мадзини - одного из главных деятелей итальянского Рисорджименто (движения за национальное освобождение Италии и либеральные реформы):

Памятник как раз обращен к полю и напротив мы видим примерно такую картину, кажется что этот самый памятник куда более значимая достопримечательность, но всё несколько хитрее:

Итак, Большой цирк был самым обширным ипподромом в древнем Риме. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний. Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт - лат. carceres - из дерева с пестрой окраской. Постоянной построек в то время не было, какие-то временные строения были из дерева. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены. В те времена состязания колесниц проходили по прямой - доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах:

Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. Посередине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova):

Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. Ряд мест на ближайших ступенях был предоставлен сенаторам и всадникам; зрителей пускали на основании особых, ненумерованных бронзовых марок-билетов. К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского. Согласно этому описанию, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два - деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. п. Carceres представляли собой портик с двенадцатью арками для ворот и средним порталом. Клавдий создал мраморные carceres и золоченые меты; Нерон в 63 году приказал засыпать Цезарев канал, чтобы дать больше места всадникам. Пожар 64 года уничтожил, вероятно, только деревянные части; в 68 году в цирке вновь даются роскошные празднества. В 81 году Титом были выстроены великолепные ворота на южной короткой стороне цирка:

Эпохой в жизни цирка было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. Домициан проложил дорогу от цирка к своему дворцу. И после Траяна значительная часть мест была сплошь деревянная, как показывают повторные случаи обвалов, стоившие жизни тысячам зрителей. При Константине цирк был основательно реставрирован; spina украсилась новым обелиском, вывезенным из Гелиополя:

Ещё в VI веке Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 году. Наиболее массивное цирковое сооружение - арка Тита - стояло до XII в. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий и в общем практически ничего от старинных зданий не сохранилось (сейчас какие-то небольшие работы археологические ведут, но по сути дела - это пустырь):

Малую часть сохранившихся строений Большого цирка можно увидеть со стороны Виале Авентино (главная улица Авентинского холма, собственно если двигаться со стороны Амфитеатра Флавиев в сторону Авентина - это будет как раз по этой дороге):

Если спускаться со стороны Апельсиновой рощи к памятнику Джузеппе Мадзини, то как раз можно выйти к центру бывшего ипподрома, отсюда проще оценить его мастшабы (представляя, что всё это было застроено - картинки-реконструкции можно найти в любых путеводителях). Отсюда же открывается хороший вид на противоположные Палатинский холм:

Ещё один вид на Чирко Массимо (на мой взгляд - самый живописный) можно получить если подойти к полю со стороны церкви Санта-Мария-ин-Космедин (да-да - это где Уста Истины):

И да, несмотря на то, что сейчас территориия Циркуса Максимуса это по сути дела исторический центр города - эту территории никак не застраивают - в память о бывшей величественной достопримечательности. Кстати здесь проводятся различные крупные общественные мероприятия (например, рок-концерты). В целом же - просто огромное поле как напоминание о былом величии