Буше геракл и омфала. История одной картины


Франсуа Буше, "Геркулес и Омфала", 1735, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Франсуа Буше - яркий представитель французского рококо. Он занимал высокую должность при короле Людовике XV, был «первым художником короля», и, будучи весьма в моде, пользовался покровительством мадам де Помпадур. В 1734 г. он стал членом Парижской академии, а в 1765 г. - ее директором.

Особое место в творчестве художника занимало прикладное искусство. Он создавал эскизы для гобеленов, панно, фарфоровой посуды, занимался изготовлением театральных декораций, книжных иллюстраций, рисунков вееров, обоев, часов и т.д. Одним словом, активно занимался оформлением интерьера. Будучи «первым художником короля», именно Буше определял стиль мебели, посуды, одежды Людовика XV.

Особенностью творческой манеры художника являлась вычурность, чрезмерная утонченность, стремление уйти от действительности. Именно это и определяло пристрастие Буше к пасторальным картинам, рисующим идиллический мир сельских пастухов и пастушек, и к мифологическим сюжетам, героями которых являлись прекрасные нимфы и юные боги. Но во всем этом была видна наигранность. Пастушки и нимфы, изображенные художником, - это все те же парижанки, обряженные в пастушеский наряд или древнегреческий хитон.

Гедонические идеалы Людовика XV и его окружения, проповедующего безудержное наслаждение жизнью и откровенную чувственность, во многом определяли манеру письма Буше. Сам художник считал себя учеником Антуана Ватто. И действительно, внешне в картинах этих художников очень много общего. Однако между ними существует большое внутреннее различие. Творчество Буше, в особенности позднего периода, лишено какого-либо глубокого смысла. Полотна художника, выполненные очень виртуозно, лишены живого содержания. Всюду присутствует налет утонченной эротики, некоторой двусмысленности. Формы излишне сглажены и эстетизированы в угоду декоративности и изысканности.

Характерные для живописи рококо нежные пастельные тона у Буше чересчур нежны. Краски он подбирает, исходя из того, насколько красиво они сочетаются друг с другом. Оттенки тона, используемые Буше, очень изысканны. Многие из них получили свои названия в духе «гривуазной» стилистики. Например, «цвет бедра испуганной нимфы» или «цвет потерянного времени». Пример позднего творчества Буше - картина «Юпитер и Каллисто».

Одна из ранних, наиболее удачных, работ художника, - «Геркулес и Омфала», хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Для сюжета к написанию картины взят древнегреческий миф о Геркулесе. Античный герой находился в плену у лидийской царицы Омфалы, и между ними вспыхнула любовь.

Когда Геракл, в наказание за убийство Евритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство, госпожой его оказалась Омфала, и 3 года Геракл находился у неё в услужении. Геракл подарил ей боевой топор (лабрис), захваченный им у Ипполиты. Очарованный ею Геракл позабыл о своей воинственности и мужественности, сложил у ног царицы дубину и львиную шкуру и облёкся в женские одежды. Вместо прежних тяжёлых работ ему приходилось теперь сидеть над пряжей в кругу рабынь и угождать прихотям любимой госпожи. У Омфалы от Геракла было несколько детей. Она считалась родоначальницей лидийских царей. По истолкованиям учёных нового времени, это малоазиатская полубогиня, наполовину воинственного, наполовину женственного характера, покровительница удовольствий и представительница женской производительности. Её отождествляли иногда с финикийской Астартой или Афродитой-Уранией и считали богиней луны.

Буше не случайно выбрал именно этот миф: его привлекали пикантные сюжеты с легким налетом эротики. Композиция картины очень проста. В центре расположены фигуры Геркулеса и Омфалы, в правом нижнем углу - два амура, неизменный атрибут подобного рода картин.

Фоном служит интерьер покоев лидийской царицы. Обнаженные тела героев выписаны очень реалистично. В отличие от более поздней живописи художника, здесь еще не заметно стремления приукрасить действительность и как-то идеализировать образы персонажей. Порыв страсти, влекущий тела друг к другу; передан художником с большой силой. Гамма оттенков, используемая Буше, очень красочна, ярка и насыщенна. Сочные краски позволяют ощутить здоровье и силу влюбленных Геркулеса и Омфалы.

Эта картина является одним из лучших творений художника. Буше также написаны такие шедевры, как «Венера, утешающая Амура», «Пейзаж в окрестностях Бове», «Триумф Венеры», «Пигмалион и Галатея» и др. Творчество художника, в особенности творчество раннего периода, внесло значительный вклад в развитие культуры Франции и всего мира.


Картина «Геркулес и Омфала» принадлежит к раннему периоду творчества Буше (1703-1770). Сюжет ее почерпнут из античного мифа о герое Геркулесе, который по приговору богов должен был служить лидийской царице Омфале, но влюбился в свою госпожу, позабыв о всех былых подвигах и мужской доблести. Выбор подобного сюжета характерен для художников эпохи рококо, искавших в классической древности не примеры героизма и добродетели, как их предшественники, а лишь предлог для галантно-любовных сцен, отвечавших вкусам времени. Интересно, что одна из прославленных картин учителя Буше, Франсуа Лемуана (1688-1737), ныне находящаяся в Лувре, также называлась «Геркулес и Омфала», и надо думать, что она и натолкнула молодого художника на эту тему.

По технике и колориту это раннее произведение Буше еще очень близко к живописной манере Лемуана, отличаясь в то же время подлинной силой и страстностью в передаче человеческих чувств, свежестью и широтой исполнения. В богатой, сияющей палитре «Геркулеса и Омфалы» с ее переливами золотистых и розовых тонов видны традиции венецианцев, у которых учились в свое время и Лемуан и Буше. Великолепно написано обнаженное тело Омфалы, оттененное голубоватой пеной смятых тканей, с блеском передана фактура различных материалов. Свободный, легкий мазок придает изображению особую живость. Недаром эту картину копировал впоследствии молодой Фрагонар, нашедший в ней полное созвучие своим собственным творческим устремлениям. Сам Буше впоследствии полностью изменил своему раннему стилю. Свежесть чувств и темпераментность исполнения уступили место выработанному с годами шаблону. Человеческие фигуры превратились в однообразно миловидных куколок, полных жеманства и академической холодности. Свободно-живописную фактуру сменила гладкая, словно эмалевая поверхность, красочная гамма с ее условным сопоставлением розоватых и голубоватых тонов стала более пестрой. На фоне этих более поздних произведений картина «Геркулес и Омфала», написанная в годы первого расцвета творчества Буше, выступает как подлинный шедевр, свидетельствуя о блестящей одаренности художника, которую вынужден был признавать даже его постоянный противник Дидро. Картина поступила в музей в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

Ноябрь 13, 2012

„У него наблюдается извращение вкуса, колорита, композиции, характеров, воображения, рисунка — причем все это является следствием развращения нравов. Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?” Дидро (1713-1784)

ок. 1728-1731; 90х74 см
Музей им. Пушкина, Москва

Хотя Буше и считался мастером эротических сцен, на самом деле он отваживался на столь пикантную трактовку темы крайне редко. «Геркулес и Омфала» и несколько «Одалисок» в весьма откровенных позах — вот, пожалуй, и все «эротическое» наследие мастера, если говорить об этом без известного преувеличения, которым грешат в отношении Буше многие критики.

В остальных работах, представляющих обнаженную натуру и традиционно считающихся «фривольными», живописец, как правило, высказывается не так открыто, часто прибегая к полунамекам и недосказанностям.

«Венера, заказывающая Вулкану оружие для Энея» была написана Буше в 1731 году, почти через год после возвращения из Италии. Несмотря на то что сюжетную основу произведения составил известный миф о кузнице Вулкана, большинство исследователей относят ее к числу не мифологических, а именно эротических картин Буше.

Венера, заказывающая Вулкану
оружие для Энея
(Кузница Вулкана или Вулкан и Венера)

1732; 252х175 см
Лувр, Париж

И все же нетрудно заметить, что в этой работе нет и следа от того волнующего эротизма, которым проникнута эмоциональная атмосфера «Геркулеса и Омфалы», хотя она не лишена пикантного шарма, присущего всем картинам художника, на которых запечатлена обнаженная натура. Тем удивительней, что именно «Венеру», а не «Геркулеса и Омфалу», жестко раскритиковал Дидро.

Определить точную дату написания «Геркулеса и Омфалы» крайне трудно. Стилистически эта работа отличается и от «Жертвоприношения Гедеона», написанного до поездки в Италию, и от упомянутой ранее «Венеры...», написанной после возвращения с Апеннинского полуострова. Не исключено, что это полотно было написано непосредственно во время пребывания Буше в Риме, однако никаких документальных подтверждений этой версии не существует...

За убийство своего друга Ифита, совершенное в припадке безумия, Геркулес был приговорен к трем годам рабского услужения Омфале. Впрочем, царица Лидии облегчила его участь, сделав своим любовником...

Техническое замечание

Подчеркнутый эротизм «Геркулеса и Омфалы» является результатом не только страстного поцелуя героев, запечатленного художником, как говориться «без купюр». По мнению специалистов, «накаленная» интимная атмосфера картины мастерски воссоздается художником за счет разнообразия фактуры самой живописи.

В отличие от Лемуана с его спокойной и упорядоченной манерой письма, Буше меняет технику мазка в зависимости от живописной задачи. Так шерсть льва исполнена легкими и нежными мазками, а драпировка — резкими и энергичными.


Говоря о стиле рококо, мы всегда невольно вспоминаем строки А.С.Пушкина:

Поговорим о странностях любви,

Иного я не мыслю разговора…

Сформировавшись в среде придворных, живших согласно высказыванию Людовика XV по принципу «После нас - хоть потоп», он являлся отражением действительности, где женщины были похожи на изящные игрушки, а предметы словно разыгрывали спектакль, принимая причудливые формы. Живопись рококо всегда стремилась показать отношения между мужчиной и женщиной, при этом отвергая все глубокое и трагедийное. Чувства были непостоянны, предпочтения капризны.

Одним из ярких представителей стиля рококо называют французского художника Франсуа Буше (1703 - 1770). Его картины пользовались большой популярностью при дворе Людовика XV, а сам художник занимал высокую должность придворного живописца. С 1765 года он был директором Королевской академии живописи и скульптуры. Кроме живописи Буше увлекался прикладным искусством и даже возглавлял Королевскую мануфактуру гобеленов. Ему очень нравилось создавать костюмы и декорации для Парижской оперы, декоративные панно для интерьеров, а также гобелены. При дворе короля пользовались огромным успехом его пасторальные картины с пастушками и пастухами, любезничавшими в тени деревьев. Цвета, которые он использовал, всегда были очень изысканны - нежно-зеленые, дымчато-голубые, розовые, фактура живописи - матово-гладкая.

В своем творчестве Буше часто обращался к мифологической теме. Такие картины всегда отличались тонкой эротикой, изяществом образов, яркостью цветов. Одной из самых удачных работ художника на мифологическую тему считается картина «Геркулес и Омфала», относящаяся к периоду раннего творчества Буше. Сегодня эту картину можно увидеть в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С.Пушкина.


Сюжетом для картины послужил древнегреческий миф о Геркулесе и Омфале. После свершения двенадцати сверхчеловеческих подвигов, Геркулес, только освободившись от рабства Эврисфея, совершает проступок, за который боги его наказывают. В страшном приступе гнева он убил человека, за что был продан в рабство лидийской царице Омфале, и должен был исполнять все ее прихоти и капризы в течение определенного времени. Но Геркулеса не тяготило это наказание - увидев Омфалу, он без памяти влюбился в нее, и ради любимой забыл о своей воинской славе, сложив оружие к ее ногам. Мужественный и бесстрашный Геркулес готов был выполнять любые капризы женщины, которую он так беззаветно любил. Он безропотно переоделся в женскую одежду, и прял вместе с другими рабынями, в то время как она, насмехаясь над ним, надевала его львиную шкуру и брала дубинку. Геркулес был готов на все, на любые унижения, только чтобы навсегда остаться рядом с Омфалой, дарить ей чувственные удовольствия и радости своей нежной страстью. Но время наказания неумолимо закончилось, и боги приказали Геркулесу возвращаться к своим делам, оставив безутешной любимую и любящую женщину.

Выбор именно этого мифа для написания картины был для Буше не случаен. Как художника, его всегда привлекали фривольные сюжеты, где он мог показать всю прелесть обнаженной натуры, вписав ее в яркий и нарядный антураж. Сама картина не отличается композиционной сложностью. Две обнаженные фигуры, в окружении убранства спальни - Геркулес и Омфала - расположены в центре полотна. В правом нижнем углу изображены обязательные для художественных произведений такого плана две фигурки амуров. Для того, чтобы сполна передать молодость и красоту героев, художник использует глубокие, сочные тона. В этом полотне еще незаметна тяга автора к излишней идеализации своих персонажей, постановочности и нарочитости; его не влечет желание изобразить героев более совершенными, с безупречными формами и лицами. Сила любви, тянущая их друг к другу, передана художником очень реалистично, так, что зритель верит, что эти два героя искренни в своих чувствах.

Картина «Геркулес и Омфала» по праву считается одним из лучших произведений, принадлежавших кисти художника, и наряду с другими его полотнами, оказала большое влияние на развитие изобразительного искусства всего мира.