Человеческая культура материальная и духовная. Материальная и духовные культуры и их взаимосвязь

Получение российского паспорта - реальная возможность для иностранцев, беженцев или переселенцев. Большинство из них хотят знать, как получить гражданство РФ, чтобы стать полноценным членом общества, жить в другой стране, не прячась от закона. Получение такого статуса дает много преимуществ: возможность устроиться на работу официально, бесплатно учиться, пользоваться льготами, занимать руководящие должности.

Главным документом, который регламентирует процедуру, является Закон № 62 «О гражданстве», действующий с 31.05.2002 года. В нем представлены основные понятия, термины и обозначены условия оформления.

Закон РФ о получении гражданства РФ дает такую трактовку понятия гражданства: взаимоотношение лица и государства, которые основаны на взаимных обязательствах сторон друг перед другом.

Читайте также:

Закон о гражданстве

Присяга

С 1 сентября 2019 года действует новый законопроект, в соответствии с которым, присяга является обязательной для каждого человека, желающего получить паспорт.

Ответ на вопрос «Как стать гражданином России и нужно ли принимать присягу?» заключен в новом законопроекте. Раньше присяга проводилась по желанию, теперь это обязательная часть, которая призвана показать желание заявителя стать гражданином РФ, дать осознанное понимание отношения к своему статусу.

Текст речи единый и неизменный для всех. Произносится публично, обстановка торжественная, обязательно присутствуют представители органов власти, которые и выдают новый паспорт.

Принципы приобретения российского гражданства

Как быстро получить гражданство РФ без ВНЖ? Воспользоваться упрощенной процедурой для льготных категорий граждан. Срок ожидания ответа на заявление уменьшается до 1 года, вместо обязательных 5 лет.

Кто может получить гражданство РФ:

  • лица, которые обучались в странах бывшего Союза;
  • рожденные в СССР (обязательно наличие справки о рождении) или те, кто раньше имел паспорт этой страны;
  • все, кто имеет родственников в РФ.

В общем порядке проходят процедуру все остальные категории. Новый законопроект запретил выдачу паспортов лицам, которые были осуждены за экстремизм и терроризм.

Принципы гражданства РФ указаны в Конституции и Законе № 62:

  • единство;
  • равенство;
  • открытый и свободный характер;
  • взаимность (лишение гражданства по взаимному согласию между лицом и государством);
  • статус гражданина сохраняют те лица, которые покинули пределы страны;
  • защита и покровительство за пределами государства;
  • выдача другой стране или выселение из России невозможны (все совершенные преступления судят по законам России).

В законе говорится, что указанные принципы и правила не могут быть ограниченными по расовой, религиозной, национальной или социальной принадлежности.

На каких основаниях

Главным основанием получения данного статуса является рождение в Российской Федерации. Но есть и другие правила, которые позволяют приобрести его.

Основания и порядок приобретения гражданства РФ следующие.

  1. Оформление ВНЖ или РВП. Необходимо прожить в РФ 5 лет, при этом соблюдая правило о выезде за границу в пределах 3 месяцев.
  2. Пребывание в статусе переселенца или беженца (не менее 1 года).
  3. Если человек имеет статус специалиста (ВКС) и РФ заинтересован в его работе.

Основания для получения гражданства РФ по браку дают возможность оформления российского паспорта другому супругу – иностранному гражданину. Главное правило, которого следует придерживаться – жить только в пределах государства, тогда срок ожидания сократится до полугода.

Процедура получения

Статус получают по праву рождения, после выдачи паспорта российского образца или путем возобновления. Но все заявители обязаны придерживаться условий и правил, которые изложены в 12 статье Закона № 62.

Способы получения гражданства РФ возможны двух вариантов: в общем порядке и в упрощенной форме (срок ожидания составляет не больше полугода).

В общем порядке

Гражданство РФ в общем порядке выдается совершеннолетним людям, иностранцам или не имеющим гражданства по определенным причинам.

Этапы получения гражданства РФ следующие.

  1. Оформить ВНЖ и после срока его окончания подать заявление.
  2. Наличие научных или культурных достижений, лицо является беженцем или нуждается в политическом убежище.
  3. Обязательное выполнение и подчинение законам страны.
  4. Официальное трудоустройство.
  5. Прохождение экзамена на знание русского языка, получение соответствующего сертификата.

Указанные условия не относятся к тем людям, которые получили отличие за особые заслуги, имели паспорт СССР или служили 3 года в армии РФ по контракту.

Читайте также:

Получение гражданства в РФ в упрощенном порядке

По упрощенной схеме

  • российское гражданство есть у матери или отца;
  • жить в стране в статусе ВКС не менее 3 лет;
  • статус ИП, работа в стране не менее 3 лет (ежегодно уплачиваются налоги на сумму 1 млн руб.);
  • признан носителем государственного языка;
  • является гражданином союзного государства (Республики Беларусь, Казахстан, Киргизия);
  • работает по профессии, которая дает право на проведение упрощенной процедуры (например, медики, слесари, инженеры, электромонтажники).
Получение гражданства РФ носителям русского языка возможно только при соблюдении нескольких условий: иметь сертификат о прошедшем тестировании, быть трудоустроенными официально, легально жить в стране, соблюдать принятые законы.

Список необходимых документов

Что нужно для получения гражданства РФ?

  1. Узнать собственную категорию, которая дает льготы на проведение упрощенной процедуры.
  2. Собрать документы.
  3. Составить заявление в миграционную службу.
  4. Оплатить процедуру (чек сохранять).
  5. Подать прошение, документы и чек об оплате пошлины в соответствующие структуры.

В каждом индивидуальном случае необходимо проверять, к какой категории относится проситель, ведь ему может представиться возможность оформить заявление в упрощенной форме.

Какие документы нужны для получения гражданства РФ:

  • удостоверение личности;
  • бумаги о месте проживания;
  • три фото заданного образца;
  • чек о том, что госпошлина полностью уплачена;
  • если персональные данные были сменены, необходимо включить в перечень документ о смене ФИО.

Это основной перечень, который необходим каждому заявителю. Другие бумаги включаются в зависимости от наличия категории у человека.

Видео: Упрощенное получение гражданства России

Заявление нового образца

Заявление, в соответствии с новыми правилами 2019 года, должно быть:

  • оформлено на бланке, выданном в ГУВМ МВД;
  • написано на государственном языке прописью или печатными буквами;
  • не должно быть прочерков, исправлений или аббревиатур.

В прошедшие годы увеличился поток тех, кто желает получить гражданский статус в РФ. Поэтому вопрос механизма его получения на нынешний день весьма актуален. Кто имеет права получить гражданство России и как это правильно сделать - эти позиции рассматриваются в нижеприведенной статье.

Основания для приобретения гражданства

Получить гражданство РФ возможно согласно трем основаниям:

  1. По рождению - при условии, если выполняются все пункты, указанные в соответствующем ФЗ.
  2. По желанию получить гражданство России - это возможно осуществить или в общем порядке, или в льготном в зависимости от признаков.
  3. Восстановить имеющееся ранее - если человек уже являлся гражданином РФ и по какой-то причины потерял его, то он при определенных условиях может его восстановить.

Получение гражданского статуса по праву рождения

В случае, если малыш родился и проживает на территории России, его родители имеют российское гражданство, то несовершеннолетний может получить гражданский статус РФ по рождению. В этой категории есть также дети, если у него хотя бы один из близких родственников (родитель) - гражданин Российской Федерации, а другой или отсутствует по каким-либо причинам, или является гражданином иного государства, но не протестует против приобретения малышом русского гражданства.

Родившись в любой точке государства, ребенок может стать гражданином Российской Федерации даже если его родители — иностранцы в случае, если по любым причинам иное государство не собирается предоставлять ему свое гражданство. По ФЗ малыша нельзя лишить статуса гражданина России, если есть существенная угроза тому, что он может стать лицом без какого-либо гражданства.

Приобретение гражданского статуса по желанию заявителя

Статус гражданина в России можно получить в общем порядке, а в некоторых условиях — упрощенном порядке.

Для того, чтобы стать гражданином Российской Федерации, необходимо отвечать нескольким критериям:

  • иметь желание на получение гражданства;
  • знать и чтить законы РФ, ее Конституцию, государственный строй;
  • владеть русским языком;
  • иметь достаточный источник благосостояния;
  • проживать территориально в России более 5 лет;
  • отказаться от имеющегося тот момент гражданства.

Механизм получения гражданства РФ в общем порядке

Чтобы гражданину иного государства получить российское гражданство на общих основаниях, ему нужно изначально получить временное разрешение на проживание в Российской Федерации.

Обратите внимание! Подать документы нужно успеть в 90-дневный срок после приезда в РФ, за исключением варианта, когда человек прибыл в страну для трудовой деятельности. Тогда он должен иметь на это нужное разрешение.

Временное разрешение на проживание необходимо для приобретения в дальнейшем ВНЖ. Оно действует на протяжении 3 лет. За этот срок стоит получить регистрацию по месту своего размещения.

Следующим этапом является получение гражданином иной страны вида на жительство. ВНЖ выдается, если человек размещался в Российской Федерации на тот момент не менее года. Для иностранцев, которые отказались от гражданства иного государства, ВНЖ выполняет роль паспорта, но с небольшими ограничениями: по нему нельзя голосовать и работать в органах государственной и муниципальной властей.

После 5 лет размещения в России, при соответствии остальным признакам, человеку иного гражданства можно сделать документы на приобретение заветного гражданства РФ.

Документы, необходимые для приобретения гражданского статуса в России в общем порядке

  1. Вид на жительство, подтверждающий пребывание человека в стране на протяжении 5 лет.
  2. Справка или другие официальные бумаги, которые могут подтвердить то, что заявителем начата процедура отказа от гражданства иной страны.
  3. Документ, предоставляющий сведения о наличии определенного источника дохода у человека, подающего заявление.
  4. Официальная бумага, подтверждающая знание русского языка заявителем. Если он заканчивал русское учебное заведение, то такой бумагой может стать аттестат, диплом о полученном образовании.

Получение гражданского статуса в упрощенном порядке

Получить российское гражданство возможно согласно федеральным законам по упрощенному порядку. В список лиц, имеющих на это право, входят:

  • несовершеннолетние дети и недееспособные граждане;
  • обладающие в прошлом гражданским статусом СССР, но не получившие гражданство любого из государств;
  • нетрудоспособные люди, у которых есть дети совершеннолетнего возраста, официально живущие в России;
  • люди, имеющие несовершеннолетних или недееспособных детей, имеющих статус гражданина РФ, при условии их единственного родительства;
  • люди, имеющие регистрированный брак с российским гражданином на протяжении 3 лет;
  • выпускники русских ВУЗов и средних учебных заведений после середины 2002 г. при условии работы в России на протяжении трех лет;
  • законные предприниматели, ведущие свой бизнес в Российской Федерации по отдельным категориям ОКВЭД не меньше 3-х лет, при условии общей прибыли более 10000000 руб.;
  • инвесторы, которые размещают финансовые средства в развитие предприятий в размере не менее 10% уставного капитала или 100 000 000 руб.;
  • ветераны ВОВ, имевшие гражданский статус в СССР, в настоящий момент граждане иных стран, но живущие в любой из областейРоссийской Федерации;
  • участники госпрограммы по переселению «Соотечественники»;
  • люди, не имеющие возможности трудиться из-за их физического состояния, приехавшие из государств Ближнего Зарубежья, но имевшие прописку в любой точке Российской Федерации на 01/07/2002 г.

Упрощенный порядок приобретения статуса гражданина Российской Федерации подразумевает под собой необязательность соответствия одному или ряду критериев при получении гражданства в общем порядке или уменьшение необходимых в положениях сроков. Кроме того, такие заявления обрабатываются быстрее (6 мес.) и вне очереди.

Восстановление утраченного российского гражданства

Восстановить утраченное гражданство могут люди, которые в прошлых периодах имели статус российского гражданина, но по каким-либо вариантам потеряли его. Причем утрата гражданства не должна была проходить при его свободном волеизъявлении. Такие ситуации складываются, например, в случае оформления опекунства над человеком гражданами иных стран.

Внимание! Особых преференций в процедуре приобретения и подготовке документов человеку, восстанавливающему гражданство, не дает. Уменьшен лишь срок обязательного пребывания в государстве при общей системе получения гражданства РФ с 5 до 3 лет.

В данной статье указаны общие справочные положения получения российского гражданства. Все нюансы и изменения в законодательстве при желании можно отследить в действующих редакциях на тот момент ФЗ.

Материальная культура - это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам че-ловек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание но-вых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.

Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные послед-ствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением ору-дий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно раз-вивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему ока-залось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в та-ком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятель-ность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фей-ербах (1804-1872) говорил, что животные отражают только непосред-ственно для жизни необходимый свет солнца, человек -- сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радо-сти, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к ду-ховным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и со-вершенствовался сам.

С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложня-лись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, со-ставляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру куль-туры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы.

Культура производства - наиболее важный элемент в материаль-ной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является ос-новой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и дру-гие предметы, без которых жизнь подобна животному существова-нию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессе человеческой деятельности создаются раз-личные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.

Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей обще-ства того времени - задачей выживания. По орудиям труда, которы-ми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем раз-витии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связан-ные с трудовой деятельностью, - утварь и украшения, скульптур-ные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего со-здания и особых приспособлений, и определенных знаний об исполь-зуемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фи-гурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной зада-чей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение но-сящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели - добыче средств существования. Можно сказать, что производ-ственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во вся-ком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире «человека дея-тельного» (homo agens).

Уже на самых ранних этапах материального производства сложи-лись и утвердились три главных его составляющих, ставших опреде-ленными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и резуль-тат труда.

Степень развития техники и всех ее элементов в обще-стве демонстрирует уровень накопленных им знаний, связан-ных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда - не только опредмеченное знание, но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навы-ков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой тех-ники и новых технологий поднимает общество на новую ступень раз-вития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с произ-водством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изме-няет и до определенной степени совершенствует человека. Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипу-лятора там, где среда представляет собой опасность для человека, бе-рет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает прояв-ление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это по-вышает производительность труда, совершенствует отдельные спо-собности и навыки работника, но все остальные человеческие дан-ные притупляет, «отменяет» как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится «частичным» человеком, его универсаль-ные возможности не находят применения. Он специализируется, раз-вивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С раз-витием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необхо-димости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти «тре-бования» техники к человеку положили начало процессу отчужде-ния, при котором и техника, и результаты труда начинают противо-стоять человеку как некая внешняя сила. Создание автоматизированного производства усилило процессы от-чуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них - проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли пре-одолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстракт-ный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходи-мых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жест-кой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация противоположна универсальности и цельно-сти человека, и культура общества, базирующегося на высокоразви-том производстве, высоких технологиях, заставляет человека «рас-плачиваться» за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сто-ронами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.

Культура производства начинается с взаимных отношений чело-века и техники, заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. По-этому развитие культуры технических отношений требует гуманиза-ции техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности са-мого человека. Разработкой и проектированием орудий труда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностям че-ловека, занимается эргономика.

Процесс труда - центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности - от уме-ний, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эф-фективность любой деятельности (он называет ее навыком, который вырабатывается человеком в про-цессе деятельности) находится на пересечении знания, умения и же-лания. Можно ска-зать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же все названные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития и совершенства (например: знания выше умений; есть знания и уме-ния, нет желания; есть желание и знания, но нет умений, и так да-лее), невозможно говорить и о культуре производства в целом. Если в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Вы-сокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практи-ческих и теоретических, и более высокий уровень подготовки спе-циалистов. Так как высокие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные от-ношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, свя-занных с ответственностью, умением видеть, формулировать и ре-шать задачи различной степени трудности, обладать творческим по-тенциалом.

Система производства и все отношения, которые в ней складыва-ются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необхо-димым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гар-монии взаимодействия человека и техники. Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровня профессио-нальной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма является условием дальнейшего совершенствования техники.

Поскольку часть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место в ней уделяется управленческой культу-ре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отно-шений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежед-невно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственнос-ти, энергии и инициативы работника. С усложнением труда стано-вится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: «лошадь можно привести на водопой, но пить ее сил-ком не заставишь». Поэтому управленческая деятельность заключает-ся в упорядочении связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с эко-номической, политической и правовой культурой, с другой, вклю-чает в себя производственную этику, мораль, нравственность, зна-ние этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы учесть их индивидуальные особен-ности и производственные потребности. Иначе процесс труда неиз-бежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем говорилось выше, относится к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой.

Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в об-ласти конкретной деятельности, владение необходимой в данной от-расли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе произ-водства. Профессиональная культура находится на стыке общей куль-туры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе произ-водства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что произ-водимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетичес-ким видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем от-ражается технология его исполнения, о многом говорят использо-ванные материалы: все это - показатели культуры данного произ-водства. Конечно, можно производить уникальные предметы при по-мощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового приме-нения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.

Культура быта -- это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эс-тетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества. На протяжении истории вещественный мир «вбирал» в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства че-ловек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рас-считанные на долгое использование. «Дом, орудия труда, посуда и даже одежда служили не одному поколению». Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его пред-ставление об их практичном применении, а также особенности худо-жественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны. Когда вещи начали изготавливаться профессионалами - ремесленни-ками, они стали более искусными и декоративно - украшенными, не-которые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сфе-ры. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Веществен-ная среда «воспроизводит» всю систему культурных норм, эстети-ческих взглядов и всей специфики определенной эпохи. На примере двух рисунков, сравнивая ос-новные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век), достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одеж-да людей каждого периода.

Готический стиль. Стиль рококо.

Возникновение индустриального производства создало мир стан-дартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, раз-новидности, они обеднили и обезличили "окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к бо-лее частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску инди-видуального стиля в решении вещественной среды.

Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность - дизайн (англ. design «замысел, проект, чертеж, рисунок») и экономичность вещественной среды. Деятельность современ-ных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, ус-транения в ней «предметного хаоса». Вряд ли можно сказать, что количество или стоимость вещей как-либо обус-лавливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстри-руют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприя-тия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посети-телям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863-1938) о том, что театр начинается с ве-шалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.

Другой стороной культуры быта является отношение к окру-жающей среде. Например, даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать нега-тивную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, нео-прятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме «Репетиция оркестра» великий кинорежиссер Федерико Фел-лини (1920-1993) такой вандализм людей связывает с символичес-кой картиной конца света, полагая, что его главным симптомом яв-ляется утрата культуры в отношении всего, что окружает человека. Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрез-мерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено слово «вещизм», ха-рактеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслу-живают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более "человечной", вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.

Физическая культура - это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духов-ного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом. Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с ус-пехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье состав-ляет физическую культуру. Исследо-вания специалистов показали, что за-нятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популяр-ным, развивает человека слишком односторонне, и требует постоянного увеличения нагрузок, а че-ловек при всей универсальности сво-их возможностей все же конечен. Мы знаем, как ценят ред-кие, но насыщенные минуты спор-тивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека - это овладение особенностями своего организма, умение им пользовать-ся, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адек-ватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда. Это дает настоящее единство умственного и физического труда (физическое здоровье, выносливость, умение вла-деть собой, сохранять высокую работоспособность в ум-ственной деятельности независимо от внешних факторов, а умствен-ная деятельность определяет эффективность физического труда). Физическое здоровье не всегда выступает показателем физичес-кой и общей культуры. Миру известны люди, не только не обладав-шие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшие инвалидами, кото-рые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной и культурной деятельности. Например, президент США Франклин Де-лано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но тем не ме-нее он мог руководить страной даже в самые трудные для всего мира годы - во время второй мировой войны. Из этого следует, что только умение концентрировать возможности своего организма, полное владение им позволяет людям действовать, а это и составляет сущность физической культу-ры (культура организует физические возможности человека). Такое проявление физической культуры человека и есть торжество не только тела, но и духа, ибо только человек существует в единстве материального и духовного.

Культура – это деятельность человека по созданию разного рода ценностей, а также – результат такой деятельности. В общем смысле к этому понятию можно отнести все, сотворенное человеком. Однако говоря о материальной и духовной культуре, подразумевают разные понятия: все вышеперечисленное относится к первой категории, а вторая вбирает в себя идеи, образы, традиции, обычаи, и теории.

Особенности материальной культуры и ее отличия от духовной

Материальная культура конкретного народа включает в себя традиционную одежду, продукты, оружие, жилище, украшения, различные приспособления. Материальная культура в широком смысле включает в себя два основных элемента:

  1. Предметы, создаваемые руками человека (архитектура, приборы, бытовые элементы). В данном случае культура является актом приспособления человека к среде, а среды – к человеку. Современная информационная культура строится на основе различных устройств: телефонов, интернета, телевидения.
  2. Технологии, создаваемые человеком. Технологии относятся к материальной культуре, а не к духовной, потому, что имеют реальное живое воплощение. Например, технология «тач» нашла применение в телефонах, планшетах и ноутбуках нового поколения.
  3. Навыки и умения – это не просто теоретические знания, это их реальное воплощение. Именно потому, что они имеют физический образ, они и занесены в эту категорию. В этом можно узреть духовно-материальную культуру, но правильнее говорить просто о материальной, как о конкретном воплощении навыка.

Соответственно все элементы культуры, которые не подходят под описание материального вида, можно отнести к духовному.

Духовная культура и ее взаимосвязь с материальной

Главное различие духовной и материальной культуры заключается в том, что одна из них не имеет точного физического облика, а другая – имеет. Духовная культура находится не в нашем мире, а в области интеллектуальной деятельности, чувств и самовыражения.

Изначально идеальной формой духовной культуры выступала мифология. Мифы регулировали разного рода отношения, объясняли устройство мира, могли служить нормативным ориентиром. Позднее их роль заняла религия, а дальше к ней добавились философия и искусство.

Считается, что идеальная форма культуры не может быть связана с конкретным мнением – это научные знания, нормы морали, язык. В эту же категорию можно включить образовательную деятельность и объективные СМИ.

Впрочем, духовная культура в субъективном смысле также существует – это внутренний багаж человека, представленный его мнением, моральными устоями, знаниями, поведением, религиозными представлениями.

Интересно и то, что духовная культура способна плавно перетекать в материальную – идея скульптора воплотится и станет объектом материальной культуры. Впрочем, и материальная культура переходит в духовную: читая книги, рассуждая о их смысле, человек переводит реальную материальную культуру в субъективную духовную.

Материальная и духовная культура России

Культура России, как и любой другой страны, насчитывает много веков. Поскольку государство многонационально, местная культура многолика, ее сложно было бы подвести под один общий знаменатель.

Более того, каждый конкретный период времени ознаменован своими объектами культуры – в древности это были летописи, быт, национальные костюмы, затем – многочисленные картины, книги, памятники, стихи. Сейчас, в наши дни, культура по прежнему сохраняет в себе многие обычаи, традиции и другие части культуры прошлого, но многое заимствуется и у других стран. Это общий для многих стран 21 века процесс.

Структура культуры (материальная и духовная)

Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д.

Культурный процесс - это накопление обществом материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Культуру можно поделить на два основных вида - материальную и духовную, которые тесно взаимосвязаны.

К материальной культуре относятся: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую. Не стоит забывать и о том, что к духовной культуре относится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего - религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался с ними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.

Материальная культура удовлетворяет потребности людей своим вещественным наполнением, а духовная не только удовлетворяет плоть, но и развивает способности. Из этого следует, что чем больше человек развивается духовно, тем больше он изменяет материальную культуру.

Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо из под крана, а можно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры, декоративно - прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Другой важный момент состоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять свое главное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи.

В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия - католическая, православная, протестантская и т.д.; наука - гуманитарная и техническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство - декоративное, пластическое, станковое и т.д.

Основные функции культуры

Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, информативная, коммуникативная.

Первая - познавательная функция - это познание мира, страны, общества, или какого-то явления, самопознание (образование, воспитание). Такая функция концентрирует в себе опыт множества поколений людей, способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно сказать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются знания в культурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня на земле, различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируют удивительную способность посредством культуры взять все самое лучшее, что накоплено людьми и поставить себе на службу. Например, Япония проявляет огромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие же до сих пор живут племенами и не способны использовать познавательные функции культуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.

Вторая - информативная - это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурные ценности, но и передать их.

Третья - коммуникативная - средства передачи культурной информации, дистанционное познание. Культура представляет собой знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Это значит, что без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относиться и к языку физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.