Что делать характеристика рахметова в цитатах. Рахметов - "особенный" герой романа "Что делать?" Чернышевского

Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов - один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”.
По происхождению Рахметов - дворянин, является представителем знатной фамилии, в чьем роду были бояре, генерал-аншефы, окольничие. Но привольная и обеспеченная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Уже в шестнадцать лет он уехал из провинции и поступил на естественный факультет университета в Петербурге.
Отступившись от аристократического образа жизни, он становится демократом по взглядам и образу поведения. Рахметов - истинный революционер. Таких людей, как он, не очень много. “Я встретил, - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)...”.
Таким “особенным человеком” Рахметов стал не сразу. И лишь знакомство его с Лопуховым и Кирсановым, который познакомил его с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось серьезным толчком к его превращению в “особенного человека”: “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”.
После перехода к революционной деятельности Рахметов с поразительной быстротой начал расширять круг своих занятий. И уже в двадцать два года Рахметов стал “человеком очень замечательно основательной учености”. Понимая то, что сила вождя революции зависит от близости к народу, Рахметов создал себе наилучшие условия для личного изучения жизни трудящихся. Для этого он пешком исходил всю Россию, был пильщиком, дровосеком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге, а также спал на гвоздях и отказывался от хорошей пищи, хотя и мог себе это позволить.
Он ест только говядину для поддержания физической силы. Единственной его слабостью являются сигары. Рахметов успевает за день сделать чрезвычайно много, так как умеет рационально распоряжаться временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на проведение второстепенных дел.
Также он отказывается от любви молодой и очень богатой вдовы, практически от всех жизненных удовольствий. “Я должен подавить в себе любовь, - говорит он любимой женщине, - любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, - уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”.
Всем этим он постепенно подготавливал себя к революционным действиям, осознавая, что ему придется переносить муки, лишения и даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания. Рахметов - человек идеи в самом высоком смысле этого слова Мечта о революции для этого человека “особой породы” была руководством к действию и ориентиром всей его личной жизни.
Но образ жизни Рахметова Чернышевский не считает нормой человеческого существования. По его мнению, такие люди нужны только на перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. И в романе к Рахметову возвращается счастье любви после свершения революции. Это происходит в главе “Смена декораций”, где “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с ней оказывается человек лет тридцати,
В образе Рахметова Чернышевский запечатлел наиболее характерные черты зарождающегося в России 60-х гг. XIX в. типа революционера с непреклонной волей к борьбе, с нравственными идеалами, благородством и бесконечной преданностью простому народу и своей родине. В данном романе была впервые нарисована картина будущего социалистического общества, та великая цель, для достижения которой мужественные рахметовы готовят революцию. Образ Рахметова производил неизгладимое впечатление на читателей и служил образцом для подражания. Мечтой каждого революционера было вести такой же образ жизни, какой вел Рахметов.
И на вопрос “Что делать?” Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова Он говорит: “Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.
Рахметов является рыцарем без страха и упрека, человеком, который выкован из стали. Нелегок путь, по которому он идет, но он богат всевозможными радостями. И рахметовы до сих пор имеют значение, являются примером поведения и подражания, источником вдохновения. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней... букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Был написан в Петропавловской крепости. Он был начат 14 декабря 1862 и закончен 4 апреля 1863. Он писался в эпоху подъема революционного движения в России. Герой романа Рахметов — революционер. По происхождению он дворянин. Отец его был богатым человеком. Но привольное жизни не удержали Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге. Рахметов легко сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Познакомился с Кирсанова, от которого узнал много нового и передового в политических отношениях. Стал много читать. Через полгода он перестал читать книги и сказал: «Теперь чтение стало для меня делом второстепенным. Я с этой стороны готов для жизни ». Он стал приказывать сам себе и эти приказы выполнять точно в срок. Далее Рахметов стал закалять организм. Брался за самую тяжелую работу. Был даже бобылем. Все это он делал, готовясь к великих революционных дел. Рахметов двигался избранным раз и навсегда путем.

Он ел только то, что ели простые люди, хотя имел возможность питаться лучше. Объяснял он это просто: «Так нужно — это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться. Рахметов отказался от женитьбы на богатой молодой вдове. Объяснил он это так: «… Я должен подавить в себе любовь: любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро разрешатся у меня — уже связаны. Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: «… Это цвета лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли». Рахметов — рыцарь без страха и упрека, человек, вроде выкована из стали. Он с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний, внимательно изучает жизнь.

Как действующее лицо Рахметов появляется в главе «Особая человек». В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что образ этот Центральный, Рахметов — главный герой романа «Что делать?». Глава «Особое человек» образует как бы маленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной. Рассказывая о Рахметова, Чернышевский умышленно сдвигает временные рамки и не дает последовательной характеристики и биографии. Он использует намеки и недомолвки, переплетая то, что о нем «знали», с тем, что «узнали» впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему ризночинець Чернышевский делает главным героем социально-политического романа дворянина, родословная которого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционера-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилеив, значит, кризис назрел. Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: «Да и видел он, что в селе». Наблюдая жестокости крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости. «Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны. В первый же вечер он «жадно слушал» Кирсанова, «прерывал его слова криками и проклятиями, что должно погибнуть, благословениями тому, что должно жить». Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своим аристократическим родословную, но и тем, что имеет исключительную силой характера, которая проявляется в постоянном закалке тела и духа, но особенно упорством делом подготовки к революционной борьбе. Этот человек идеи в самом высоком смысле слова. Мечта о революции для Рахметова — руководство к действию, ориентир всего личной жизни.

Ярко проявляется в Рахмет стремление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, суровым самоограничением в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Микитушкою Ломов, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, что снисходительно разговаривал с «товстобородими» мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Он считает, что народ достоин уважения и пытается испытать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах. Рахметова Чернышевский показывает как человека «очень жидкую», «особой породы», но в то же время как лицо типичное, принадлежащую к новой общественной группы, хотя и немногочисленной. Писатель наделил «особенного человека» суровой требовательностью к себе и другим, даже мрачной внешностью.

Вера Павловна сначала находит его «очень скучным. «Лопухов и Кирсанов, и все, что не боялись никого и ничего, чувствовали перед ним время и некоторое трусость … кроме Маши и равных ей или тех, превосходившие ее простотой души и платья. Но Вера Павловна, узнал ближе Рахметова, говорит о нем: «… Какое это нежная и добрый человек». Рахметов — ригористов, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: «Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно, однако, на всякий случай нужно. Вижу, могу ». Таким, наверное, Чернышевский видел вождя революционеров. На вопрос «Что делать?» Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, помещенными в эпиграфе. Фигура этого ригористов повлияла на последующие поколения русских и зарубежных революционеров. Об этом говорят признания этих людей, их «любимцем был особенно Рахметов. Мне нравится Рахметов. Он имеет те качества, которых не хватает Базаров. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на этого героя.

облил Рахметов. Мне нравится Рахметов. Он имеет те качества, которых не хватает Базаров. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на этого героя.


ОБРАЗ
РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Рахметов -
один из главных героев романа
Чернышевского “Что делать?”. Ему посвящена
глава “Особенный человек”. Он
представитель знатной фамилии, известной с

XIII
века, в
чьем роду - бояре, окольничие, генерал-аншефы
и другие. Его отец в сорок лет вышел в
отставку генерал-лейтенантом и поселился в
одном из своих поместий, он был
деспотического характера, умный,
образованный и ультраконсерватор. Мать
страдала от тяжелого характера отца.

В
шестнадцать лет Рахметов стал студентом
естественного факультета, почти на три года
покидал университет, занимался поместьем,
скитался по России, имел много приключений,
которые сам себе устраивал, отвез несколько
человек в Казанский и Московский
университеты, сделав их своими
стипендиатами. Вернувшись в Петербург,
поступил на филологический. Друзья
называют Рахметова “ригористом” и
Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого
бурлака) - за выдающуюся физическую силу,
которую он упражнениями развил в себе.
После нескольких месяцев учебы в
университете Рахметов свел знакомство с
особо умными головами вроде Кирсанова и
Лопухова, стал читать по их указаниям книги.


Он принял
оригинальные принципы в материальной,
нравственной и умственной жизни, они
развились в законченную систему, которой он
держался неуклонно. “Я не пью ни капли вина.
Я не прикасаюсь к женщине”. А натура была
кипучая. “Зачем это? Такая крайность вовсе
не нужна”. - “Так нужно. Мы требуем для
людей полного наслаждения жизнью, - мы
должны своею жизнью свидетельствовать, что
мы требуем этого не для удовлетворения
своим личным страстям, не для себя лично, а
для человека вообще, что мы говорим только
по принципу, а не по пристрастию, по
убеждению, а не по личной надобности”.


Рахметов
ведет самый суровый, спартанский образ
жизни, питается только говядиной для
поддержания физической силы, мотивируя это
тем, что должен есть только то, что доступно
простому народу. Постоянно испытывает силу
воли. Единственная его слабость - сигары.
Успевает сделать чрезвычайно много, потому
что положил за правило обуздывать себя и в
распоряжении временем, не тратя его ни на
чтение второстепенных книг, ни на
второстепенные дела. Рахметов живет общим,
а не личным, постоянно в хлопотах, мало
бывает дома. Известен эпизод его любви к
некой даме, которую он спас, остановив
шарабан с понесшей лошадью. Рахметов
сознательно отказывается от любви, потому
что она связывает ему руки. В ответ на
насмешки автора он говорит: “Да, жалейте
меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не
отвлеченная идея, а человек, которому
хотелось бы жить”. Рахметов, вероятно,
участвует в “исчезновении” Лопухова,
выступает его доверенным лицом, передавая
его письмо к Вере Павловне. Во время визита
к ней он подробно излагает ей свой взгляд на
ее ситуацию, отчитывает за то, что она
передает мастерскую в другие руки, говорит
он и о вине Лопухова, который, по его словам,
не “предотвратил эту мелодраму”.


На образе
Рахметова лежит печать таинственности,
которой зашифрована революционная
деятельность героя - “потаенный” сюжет
романа. Знаменует она и его избранность.
Несмотря на то, что герой принимает участие
в романном конфликте, сюжетная функция его
иная - представлять тип особенного “идеального”
человека, с которым сопоставлены так или
иначе все прочие персонажи.


Известно,
что через два года после описанных в романе
событий он уезжает из Петербурга, считая,
что здесь уже сделал все, что мог, продает
свое поместье, часть денег раздает своим
стипендиатам, чтобы они могли закончить
курс, далее следы его теряются. Автор
называет людей типа Рахметова “солью соли
земли”.

Особая роль образа Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Как действующее лицо Рахметов появляется в главе “Особенный человек”. В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что это один из центральных образов романа “Что делать?”. Глава “Особенный человек” образует как бы маленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной.

Рассказывая о Рахметове, Н.Г. Чернышевский умышленно сдвигает временной порядок фактов и не дает определенно последовательной характеристики и биографии. Он использует намеки и недомолвки, переплетая то, что о нем “знали”, с тем, что “узнали” впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Н.Г. Чернышевский делает главным героем социально-политического романа дворянина, родословная которого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционера-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий жить за счет народа, следовательно, кризис назрел.

Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Наблюдая жестокость крепостничества, юноша стал размышлять о справедливости. “Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны”. В первый вечер он “жадно слушал Кирсанова... прерывал его восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”.

Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенности делом подготовки к революцион-j ной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова. Мечта о революции для Рахметова - руководство к действию, ориентир всей личной жизни.

Ярко проявляется в Рахметове стремление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который снисходительно разговаривал с “толстобородыми” мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Для него народ достоин уважения. Он пытается испытать хоть часть той тяжести, которая ложится на мужицкие плечи.

Рахметов Н.Г. Чернышевского показан как человек “очень редкий”, “особой породы”, но в то же время как лицо типическое, принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немногочисленной. Писатель наделил “особенного человека” суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачной внешностью. Вера Павловна сначала находит его “очень скучным”, “Лопухов и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусоватость... кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотою души и платья”. Но Вера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем: “...какой это нежный и добрый человек”.

Рахметов - человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: “Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно; однако же на всякий случай нужно. Вижу, могу”. Таким, наверное, Н.Г. Чернышевский видел вождя революционеров. На вопрос “Что делать?” Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и говорит: “Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.

Образ Рахметова оказал огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежных революционеров. Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на Рахметова.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.

К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость — сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».

На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя — «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная — представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли
земли».