Что нужно говорить мусульманину перед постом. Мусульмане строго соблюдают традиции и заветы

Обязательные действия Обязательные действия делятся на две категории: на внутренние обязательства (рукн) и внешние обязательства (шурут) и к ним можно отнести следующие вещи:

Внутренние обязательства поста (рукн) - это есть его основа, не соблюдение которых приводит к нарушению поста: воздержание от еды, питья и полового сношения с наступлением рассвета до заката солнца.

Внешние обязательства (шурут) делятся на три вида:

  • Условия обязательства (шурут вуджуб).
  • Условия исполнения обязательств (шурут адаи вуджуб).
  • Условия правильности исполнения (шурут сыхха).

Условия обязательства:

  1. Ислам. Как известно, что пост является поклонением ради Всевышнего Аллаха, значит, требуется, чтобы постящийся был мусульманином и проявил свое подчинение к Аллаху и постился ради лика Его. Пост не принимается, пока человек не будет поститься ради Единого Всевышнего Аллаха.
  2. Разум.
  3. Совершеннолетие. Эти условия также обязательны для соблюдения поста. В исламе ребенок или сумасшедший не являются дееспособными, с них не требуется соблюдение канонов ислама, но надо отметить если ребенок будет поститься, то вознаграждение будет записываться как ребенку, так и родителям. Желательно приучать детей к посту с семилетнего возраста, заставлять же их поститься следует, когда они достигают десяти лет. Основанием являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Приучайте своих детей к молитве к семи годам и бейте (заставляйте) их, когда они достигнут десяти лет". Сунун Дар Кутани Делая сравнение к молитве ученые ислама говорят, что такое же положение касается и поста.
  4. Знание о наступлении месяца Рамадан. Незнание в исламе имеет значимость на прощение грехов и снятия исполнения обязательства.

Условия исполнения обязательства:

Этот пункт отличается от предыдущей тем, что на вышеперечисленных не возлагается соблюдение поста вообще, а эти две категории обязаны соблюдать пост в основе, но не обязаны в данном положении, но имеют право на соблюдение поста.

  1. Быть здоровым для соблюдения поста
  2. Не находиться в пути (то есть не быть путником). Эти два условия разрешения разговения упоминаются в Коране в Суре "аль-Бакара" в 184 аяте: "А кто из вас болен или находится в пути то число других дней".

Условия правильности исполнения:

Несоблюдение этих условий приводит к нарушению поста.

  1. Намерение для соблюдения поста. Как сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Каждое дело по намерению". Хадис приводит Аль-Бухари №1. Достаточно сделать намерение на соблюдение поста в Рамадан в начале месяца. Если даже не намеревается на Рамадан, то пост все равно будет считаться, как будто бы держал Рамадан.
  2. Женщине необходимо быть чистой от месячных и послеродовых кровотечений. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Во время месячных и послеродовых кровотечений мы оставляли пост и молитву, восполняли же только пост". Хадис приводит Имам Муслим № 335;
  3. Необходимо воздерживаться от поступков портящих пост.

Желательные действия во время поста:

  1. Принятие "сухура" (ред.-завтрак постящегося до наступления рассвета. Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Ешьте перед рассветом, поистине в сухуре - есть благодать (баракят)". Хадис приводит аль-Бухари;
  2. Не откладывать разговение (ред. - ифтар). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением" Хадис приводит аль-Бухари;
  3. Оставлять действия, которые в последствии могут привести к нарушению поста (как, например, долгое плавание в бассейне, кровопускание, пробовать еду на вкус, при приготовлении, полоскание горла;
  4. Кормить постящихся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося, которого он накормил и не будет убавление награды у того постящегося". Это хадис приводит ат-Тирмизи в книге "Таргиб и Тархиб";
  5. Начинать пост не в оскверненном состоянии. А при случае осквернения желательно искупаться до наступления зари;
  6. Произношение дуга при разговении (ред. - ифтаре): "Аллахумма лякя сумту ва аля ризкыкя афтарту ва аляйка таваккальту ва бикя амянту фагфирли ма каддамту ва ма аххарту";
  7. Сдерживать языка от лишних слов а части тела от ненужных поступков (как, например, пустословить, смотреть телевизор). Здесь речь идет о пустых делах, что касается запрещенных дел, то оставление их является обязательным как, например, распространять клевету, лгать;
  8. Побольше совершать добрые дела. Вознаграждение за благие дела в месяц Рамадан увеличивается до 70 раз;
  9. Постоянное чтение Корана и поминание Аллаха;
  10. Соблюдение "Игтикяфа" (ред. - нахождение в мечети), особенно, в последние десять дней. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние 10 дней поклонялся так, как никогда не поклонялся в обычное время". Хадис приводится в Сборнике Муслима № 1175;
  11. Частое произношение слова "Аллахумма иннакя афуввун тухиббуль афва фагфу анни", что означает, "О Аллах поистине ты Прощающий и любишь прощать, так прости меня!".
  12. Ожидание ночи Предопределения.

Второстепенные действия, в соблюдении которых нет ни греха, ни вознаграждения:

  1. Поцелуи, если человек возобладает собой. Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал свою жену, будучи постящимся. Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима;
  2. Нанесение сурьмы и благовоний;
  3. Чистка зубов, пользование мисваком. "Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он постоянно пользовался мисваком во время поста.". Этот хадис приводит ат-Тирмизи;
  4. Полоскание рта и носа;
  5. Недолгое купание. "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался от осквернения, будучи постящимся". Это хадис приводится аль-Бухари, Муслим;
  6. Непроизвольное попадание снега или пыли в рот;
  7. Непреднамеренная рвота;
  8. Нюхать запахи.

Положения, которые являются причинами для разрешения разговения человеку:

  1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;
  2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и если днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: "А кто из вас болен или находится в пути то число других дней." Сура "аль-Бакара" 184 аят;
  3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин". Передал Имам Ахмад, "Асхаб Суннан" книга Найлуль-Автар;
  4. Немощность по причине старости, неизлечимой болезни, инвалидности. Все ученые единогласны в этом законоположении. Ибн Аббас, да будет ловолен им Аллах, сказал по поводу слов Аллаха "А на тех кто может это, - выкуп накормлением бедняка" Сура "аль-Бакара" 184 аят: "Эти аяты касаются старых немощных людей, которые не могут поститься. Взамен за свое разговение, они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день" Этот хадис приводит аль-Бухари;
  5. Принуждение, не зависящее от самого человека.

Нежелательные действия во время поста:

  1. Проба пищи на вкус;
  2. Жевание чего-нибудь;
  3. Поцелуи если человек не сможет возобладать собой;
  4. Совершение таких действий, которые приводят к слабости организма и могут послужить причиной нарушения поста как, например, сдача крови во время поста;
  5. "Объединенный пост" - поститься два дня или больше последовательно не разговляясь между ними. Посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился несколько дней подряд и не разговлялся. Его сподвижники постились также и посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им. Тогда посланник. Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я не как вы, поистине Аллах кормит меня и поит" Хадис приводит Бухари и Муслим Найлуль Автар;
  6. Полоскание горла;
  7. Трата времени на пустые разговоры.

Запрещенные действия - действия нарушающие пост, они делятся на два вида:

Действия нарушающие пост и требующие восполнения и возмещения (60 дней непрерывного поста за один нарушенный день в месяц Рамадан).

Таких нарушений два:

  • Преднамеренное принятие пищи во время поста. Если же постящийся принял пищу по забывчивости, то его пост не нарушается. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто поест или попьет во время поста по забывчивости, то пусть не прерывает пост - поистине Аллах накормил его и напоил". Хадис приводит аль-Бухари №1831 и Муслим №1155;
  • Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводит Аль джамага, Найлуль Автар

Действия нарушающие пост и требует только восполнения (1 день поста за 1 нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:

  • Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;
  • Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;
  • Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.

Свой самый первый пост я держала в 2005 году. В этом месте я обычно стараюсь остановить восторженные отклики «Ооо, ты начала держать пост в 2005-м!» и не даю продолжить фразу словами «Какая ты молодец!», вовремя поясняя – все последующие годы я была либо беременна, либо кормила грудью. Собственно, такое положение дел сохранилось до 2013 года (сегодня я – мама троих детей). Так что более или менее стабильное отношение к одному из пяти столпов ислама у меня сложилось именно пять лет назад. Надеюсь, навсегда. Почему? Потому что пост для меня – это не просто голодание от рассвета до заката. Все гораздо серьезнее. Впрочем, как и у любого мусульманина.

Что же такое мусульманский пост? Почему именно на нем сконцентрировано столько внимания?

Ведь пост – это лишь часть предписаний, которые важно соблюдать в священный месяц Рамадан. И вот на что действительно нужно обращать внимание. Священен не сам пост, а месяц Рамадан – месяц, в который пророку Мухаммаду был ниспослан Коран.

Каждый правоверный мусульманин ждет этого особого месяца. Потому что это шанс искупить свои грехи, очиститься и стать еще ближе к Аллаху. В месяц Рамадан нужно совершать благие дела. Как можно больше. Считается, что все они увеличиваются в 700 раз. По возможности нужно отдаляться от всего плохого: не сквернословить, не ругаться, не ссориться с людьми, не грешить, не совершать зла. Ведь увеличиваются не только благие дела.

Конечно, все это требует от человека определенных усилий. Нельзя целый год материться как сапожник и перестать это делать одномоментно. Не выйдет так – сплетничать круглый год и избавиться от этой привычки за сутки.

Еще сложнее привычно питаться пять раз в день и начать голодать в первый же день священного месяца. Подходить к посту нужно с умом, и главное – с пониманием в сердце. Нет нужды поститься, если человек продолжает в остальном вести привычный образ жизни: ругаться или совершать плохие поступки. Пост должен быть своеобразным щитом от всего плохого.

Я вообще считаю, что каждый, кто собирается поститься, должен задать себе вопрос: для чего я это делаю? И ответить на него максимально честно. Нельзя поститься с целью похудеть, уменьшить размер желудка или, еще хуже – просто за компанию. Лучше по-честному – собраться и наконец пойти в спортзал. То же самое касается людей, которые не хотят держать пост и оправдывают свое нежелание больным желудком, головными болями без чашки чая и прочими причинами. Лучше честно признаться, что просто нет желания. Нет веры в себя. Потому что все эти причины противоречат простым фактам. К примеру, что организм человека может обходиться без воды три дня и без еды – семь дней. Если ресурсов организма хватает на неделю, то с 20 часами он точно как-нибудь да справится. Что касается больного желудка, то голодание ему пойдет только на пользу. Конечно, при условии, что каждый прием пищи начинается правильно. Не стоит сразу же запихивать в себя все, что видят глаза на столе. Лучше начать с 500 мл воды. Вода поможет разбудить внутренние органы и приготовить организм к приему пищи. А уже через 30 минут можно будет съесть что-то легкое. К примеру, салат. И только потом можно переходить ко всему остальному.

Знаете, во всем мире работает немало специальных центров, в которых все лечение основано на голодании. Люди целенаправленно едут туда и платят большие деньги для того, чтобы голодать. Таким способом можно вылечить все болезни, честное слово: от гастрита до онкологии. А вы говорите, что без чая голова болит…

Кстати, я заметила, что, помимо всего прочего, у многих постящихся (особенно у новичков) есть определенная сложность, которую я называю "психологический голод".

Наверняка вы замечали, что порой вы так заняты в течение дня, что нет времени не то что поесть, а даже просто сделать глоток воды. Лишь в конце дня вы осознаете, что голодны. А когда вы держите пост, все бывает с точностью наоборот - сознание постоянно помнит о запрете, и человек невольно думаете о еде, даже если не особо хочет есть. И к концу дня этот "психологический голод" настолько силен, что вполне вероятен срыв - в рот идет буквально все, что только попадается на глаза. И это совершенно точно не самым лучшим образом (если вообще не во вред) сказывается на организме.

Я проходила через это не раз, и в этом году решительно настроилась исправить эту ситуацию. Для себя я уяснила одну простую вещь: нужно на сухур питаться так, чтобы целый день не голодать и при этом получать достаточное количество питательных веществ, чтобы не страдал организм. Для этого я могу, к примеру, съесть фрукты, овощи и кашу, но я знаю, что даже это наполнит мой желудок и уснуть потом будет трудно.

В этом году я решилась на эксперимент – включаю в свой рацион протеиновые коктейли Herbalife. В ноябре прошлого года мне удалось посетить клуб здоровья, где после измерений и общения с независимым консультантом по питанию я получила баночку коктейля. Честно, не сразу и не часто пользовалась такой формой питания. Однако за те пару раз, что протеиновый коктейль Herbalife заменял мне обед, я чувствовала себя сытой до самой ночи, при этом не было этого ужасного ощущения тяжести в желудке. Я где-то встречала рецепты с использованием обычных продуктов с добавлением протеинового коктейля Herbalife: думаю, сейчас, в Рамадан, он мне сослужит хорошую службу. В общем, буду экспериментировать и делиться своим опытом.

Продолжение следует...

Всевышний Аллах говорит в Коране: «О, вы которые уверовали, пост предписан вам, как это было предписано другим поколениям жившим до вас, чтобы вы могли достичь праведности и богобоязненности». (Сура аль-Бакара, аят 183)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто соблюдает пост в течение месяца Рамадан, веря в Аллаха и Его награду, тому будет прощены все прошлые грехи». (Сообщается имамом Бухари)

Пост в месяце Рамадан является одним из главных столпов ислама. Это обязательно для каждого здравомыслящего, здорового мусульманина, достигшего половой зрелости и не путешествующего во время поста. Что касается женщин, они не должны поститься, если у них менструация или кровотечение после родов.

Есть два основных пункта, чтобы пост был действительным:

1. Намерение. Должно быть намерение поститься в течение месяца Рамадан. Намерение необязательно повторять вслух, потому что на самом деле это акт сердца, который не связан с языком. Достаточно искреннего намерения поститься повинуясь Аллаху, желая Его довольства.

2. Второй важнейший элемент поста, воздержание от еды, питья и полового акта в дневное время, от начала времени утреннего намаза (за 2 часа до восхода солнца) и до начала вечерней молитвы (до заката солнца, пока солнце полностью не исчезнет за горизонтом).

Есть шесть действий, которые делают пост недействительным:

1.Умышленное принятие пищи, или питье воды. Если кто-либо ест или пьет по забывчивости, по ошибке или по принуждению, то его пост не портится и он должен продолжать его дальше. Если человек решит поесть или выпить по любой другой причине, то его пост станет недействительным.

2. Преднамеренная рвота. Непреднамеренная рвота (по болезни) не портит пост и человек должен продолжать поститься. Если кто-то вырвет, по какой-то другой причине, преднамеренно вызвав рвоту, то его пост станет недействительным…

3. Преднамеренное половое сношение. Если постящийся преднамеренно совершит половой акт во время поста, то его пост портится (тогда он должен совершать каффара, искупление греха, то есть поститься после Рамадана непрерывно в течение шестидесяти дней или, если он на это неспособен по состоянию здоровья, ему следует накормить шестьдесят бедных людей).

4. Менструальные кровотечения. Пост становится недействительным во время менструального кровотечения или после родов. Даже если такое кровотечение начинается прямо перед закатом. Пропущенные по этой причине посты должны быть возмещены позднее.

Все упомянутые выше действия согласованы всеми учеными Ислама. Однако есть и другие действия, которые не упомянуты выше и которые не согласованы, то есть спорные. Сюда входят действия, допустимые во время поста:

1. Принимать душ. Допустимо принимать душ по любой причине, даже если из-за жажды или перегрева.

2. Промывание рта и носа. Допускается полоскание рта и носа с осторожностью во избежание проглатывания воды, которое приведет к недействительности поста.

3. Применение подводки для глаз или глазных капель. Допускается применение глазных капель или что-то еще для глаз.

4. Инъекции. Также допускается принимать инъекции для медицинских целей; нет доказательства что это делает недействительным пост.

5. Пост не будет недействительным, если человек будет проглатывать то, от чего не сможет защитится. Например, проглатывание слюны или случайно глотать пыль или просеянную муку, случайно попавшую в рот.

6. Дегустация еды языком. Пост не портится, даже если постящийся попробует пищу на вкус своим языком (при приготовлении еды или при покупке продуктов на рынке).

7. Можно использовать зубную пасту или жидкость для полоскания рта, если ничего не проглатывается.

8. Вдыхание разных ароматов

9. Поцелуи и обнимание супруга. Допустимо целовать и обнимать жену, если человек способен контролировать себя.

10. Сдать кровь. Разрешено брать кровь в любом количестве, по любой причине. Если сдача крови ослабляет человека, то это будет считаться нежелательным действием.

11. Быть в состоянии джанаб (ритуальной нечистоты, после половой близости). Пост будет действительным, если человек будет в состоянии джанаб после того, как фаджр (рассвет) наступил. Гусль может принять еще до выхода времени утреннего намаза.

Кто может не держать пост?

Есть определенные ситуации при которых некоторые категории людей могут не держать пост. Сюда входит больные, путешественники (мусафиры), женщины у которых месячные или послеродовое кровотечение. Данная категория людей возмещает пропущенные дни поста в другое время после месяца Рамадан. То есть путник когда закончит путешествие, больной когда выздоровет и женщины когда очистятся.

Тем, кто не может поститься из-за постоянной (хронической) болезни или старости, необходимо платить фидию (кормить одного бедного человека или отдать среднюю сумму которая ушла бы на кормление бедняка) за каждый день поста, который они пропустили.

Беременные и кормящие женщины, которые боятся, что пост может ослабить их или причинить вред их ребенку, имеют право оставить пост и потом восполнить в другое удобное время.

1. Не пропускать сухур так как в это время еда считается баракатным (благодатным).

2. Не растягивать, а во время прервать пост после заката солнца.

6. Мы также можем получить награды, используя Мисвак (кусок корня из дерева Арак, который растет в районе Хиджаза Аравийского полуострова, используемый для чистки зубов), если он недоступен, любого другого средства для чистки рта достаточно.

Мы просим Аллаха укрепить нас в Рамадане, принять наши посты и вознаградить нас Его прощением и высшим местом в Раю. Амин.

Слово «фард» означает действие, выполнение которого требуется на основании религиозного доказательства, имеющего категоричный и обязывающий характер.

Термин «фард», наряду с ответственностью за выполнение требуемого действия, также выражает и обязательные для выполнения элементы этого действия. Например, чтение Корана, поясной и земной поклоны являются фардами намаза, то есть его обязательными элементами, в свою очередь и сам намаз является фардом, то есть обязательным видом поклонения.

Фарды делятся на два вида: шарт (условие) и рукн.

Шарт (условие) – это то, на чем основывается существование правового решения. Если не будет условия, то не будет и правового решения, однако наличие условия не требует наличия правового решения. Например, совершение малого омовения является обязательным условием намаза. Намаз, совершенный без омовения будет недействительным. Однако совершение омовения не означает выполнение намаза.

Рукн – это неотъемлемые и обязательные элементы, из которых состоит поклонение или какое-либо действие. Например, кыям, чтение Корана, поясной и земной поклоны являются рукнами намаза.

Шарты (условия) должны выполняться перед выполнением рукнов, если условия не выполнены, то не остается смысла в выполнении рукнов.

В посте также имеются определенные условия и рукны. Ниже мы расскажем сначала об условиях поста, а затем о его рукнах.

1. Условия, необходимые для того, чтобы пост стал обязательным:

Для того чтобы пост стал обязательным для какого-либо человека, необходимо, чтобы этот человек был мусульманином, разумным и совершеннолетним.

Для немусульман пост, также как и все другие виды поклонения, не является обязательным. Все виды поклонения, выполнение которых предписывает Ислам, обретают смысл лишь после того, как человек станет мусульманином. Если человек, исповедовавший иную религию, примет Ислам, он не должен возмещать пропущенные поклонения за прежние годы. Так как с принятием Ислама все прежние прегрешения человека полностью стираются, и он начинает совершенно новую жизнь. В связи с этим в Коране говорится: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (аль-Анфаль, 8/38).

Умственно неполноценный человек не ответственен за выполнение каких-либо видов поклонения. Так как религиозные обязанности возлагаются только на умственно полноценных и разумных людей.

Дети, не достигшие совершеннолетия, также не обязаны соблюдать пост. Так как религиозные обязанности вступают в силу с наступлением совершеннолетия.

2. Условия выполнения поста:

Каждый разумный и совершеннолетний мусульманин обязан соблюдать пост. Однако для фактического соблюдение поста требуется отсутствие таких уважительных причин, как болезнь, путешествие, глубокая старость, беременность, кормление грудью и работа в очень тяжелых условиях.

3. Условия действительности поста:

Для того чтобы соблюдаемый пост был действительным, необходимо наличие следующих условий:

а) Намерение.

Намерение – это осознание человеком того, что он совершает. Намерение является основным условием во всех видах поклонения. Без намерения ни одно поклонение не будет действительным. Поклонение – это действие, совершаемое рабом осознанно и по собственной воле, выполняемое по приказу Аллаха Всевышнего исключительно для того, чтобы заслужить Его довольство. Именно намерение отличает «действие по отказу от еды, питья и половой связи на время определенного промежутка дня» от диеты или голодания. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Деяния определяются по намерению. И каждому достанется то, что он намеревался сделать» (Бухари, Бадуль-Вахий, 1).

Для поста месяца Рамадан и для каждого поста, соблюдаемого в другое время, требуется отдельное намерение. Так как каждый день поста – это отдельное поклонение.

Намерение – это знание разумом и сердцем того действия, которое человек желает совершить. Намерение (ният): «Я намерился держать обязательный пост месяца Рамадан искренне, ради Аллаха Всевышнего». Место намерения – в сердце, поэтому произнесение вслух слов нията не обязательно. Намерение совершают обычно до начала рассвета каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи (сухур), но можно сделать ният на пост следующего дня сразу после захода солнца.

б) Воздержание от всего того, что нарушает пост.

Для того чтобы начатый пост был действительным, необходимо воздерживаться от еды, питья и половых отношений от рассвета до захода солнца. Совершение какого-либо из этих действий до захода солнца нарушает пост.

в) Окончание менструации и послеродового кровотечения.

Женщинам в период менструации или послеродового кровотечения запрещено соблюдать пост.

Женщины восполняют пропущенные дни поста месяца Рамадан в другое время. Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) у нас были месячные, после которых очищались. Он говорил нам, чтобы мы восполняли пропущенные дни поста, но не говорил, чтобы мы восполняли пропущенные намазы» (Тирмизи, Саум, 67).

г) Соблюдение поста в отведенное время.

Пост соблюдается в течение светлого времени суток. Это условие обязательно для любых видов поста, будь то фард, ваджиб или добровольный пост. Светлое время суток начинается с рассвета и продолжается вплоть до захода солнца.

Пост, соблюдаемый ночью, будет недействительным, так как Аллах Всевышний разрешил совершать ночью те действия, которые нарушают пост, сказав об этом в Коране следующее: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакара, 2/187).

Кроме того, основной мудростью того, что пост стал обязательным, является воспитание духа и богобоязненность, добиться которых ночью, предназначенной для отдыха и сна, невозможно.

По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что втораячасть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту. Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек , впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Если забыл прочитать намерение ночью

Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.

Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другие суннат - посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.

Лица, пропустившие пост в месяц Рамадан

1. Это те, которым не нужно выплачивать каффарат – фидья, они лишь возмещают пост.В эту категорию входят шестеро, которые должны соблюдать имсак: потерявший сознание; опьяневший по своей вине; сошедший с ума; пропустивший пост в пути (путник); больной или тот, кто от голода, жажды, тяжёлой работы или имея грудного ребёнка , или беременна и, боясь трудностей, которые могут их постигнуть при посте, не постились, а также и женщина в период месячных и послеродовых выделений. Эта вся категория обязана лишь возместить пропущенный пост. Все четыре имама согласились с тем, что, если находящийся в пути человек по своему желанию прервёт пост, поев или выпив воду, то этот день он должен возместить и в остальное время дня соблюдать имсак. Более того, имамы Абу Ханифа и Малик говорят, что он должен выплатить каффарат.

По мазхабу имама Ахмада каффарат на такого не налагают, по наиболее достоверному слову имама аш-Шафии – тоже не налагают. Также имамы согласились с тем, что пропущенный по своему желанию один пост нужно возместить одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что по каждому дню возмещается по месяцу, Нахаи говорит, что тысяча дней нужно возместить, а Ибну Масуд сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост;

2. Те, которые выплачивают лишь фидья, т. е. не должны возмещать посты. Это неспособные поститься старики; безнадёжно больной (это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей).Неспособность поститься определяют по сильной непривычной трудности, которая настигнет человека с постом или болезнью, которая позволяет совершить таяммум. Неспособными же они должны быть во все