Что означает и несет в себе матрешка. Матрёшка — символ России и русской души

С русским сувениром, куклой Матрёшкой, знакомы все. Она считается исконно русской жительницей. Именно её стараются привезти домой как русский сувенир иностранные туристы. Дети с удовольствием играют с матрёшкой, она используется для украшения интерьеров.
Мало кому известно, что у русской матрёшки совсем не русские корни. Мифов о её происхождении довольно много, но большинство исследователей считает, что прообразом матрёшки стало японское божество, чья фигурка тоже раздвигалась и вмещала в себя более мелкие части. Эта японская фигурка представляла собой лысенького старичка.
Автором нашей матрёшки стал токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин. Почему её назвали именно Матрёшкой?

Считается, что это название произошло от русского имени Матрёна. В свою очередь у этого имени имеются свои корни. Оно пошло от латинского Matrona, что значит "знатная женщина". Удачное название, ведь действительно кукла стала по-настоящему "знатной".
Очень быстро матрёшка стала символом русского народного искусства. Символы эти моментально распространились по России, в каждой губернии её "одевали" согласно местным традициям. Зачастую вместе с нарядом куклы менялась и её форма - то округлялась, то удлинялась. Там, где было развито народное ремесло, обязательно были матрёшки.

Даже представить сложно, что ещё 200 лет назад о матрёшке никто ещё не знал. Самым популярным временем для матрёшки стали 60-е годы прошлого века, когда в СССР стали приезжать иностранные гости для учёбы и участия во всевозможных фестивалях. Каждый из них хотел приобрести раскладную куклу на память. Собственно, и сегодня каждый иностранец тоже желает матрёшку купить в память о своём пребывании в России. Почему именно она, а не всевозможные шкатулки, платки или что-то ещё?
Наверное, потому, что матрёшка действительно олицетворяет весь русский народ с его широкой душой, ярким красками, дружными семьями.

Матрёшка - символ жизни. Женщина даёт жизнь дочери, та, в свою очередь, даст жизнь следующему существу и так далее.
Матрёшка символизирует богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе. Сегодня можно приобрести сувенирную матрёшку самого разного вида - и в виде сказочных героев и даже в виде фигурок известных политиков. Разумеется, эдакие матрёшки изготавливают специально для иностранцев. Но самое интересное, что они-то как раз стремятся приобрести традиционную русскую куклу матрёшку, а не креативные новоделы.

Образ матрёшки символичен и многозначен

Имя красавицы таит великую МУДРОСТЬ.

Открываешь матрёшку - рождается новая, что символизирует непрерывность человеческого рода.

Матрёшка олицетворяет жизненный путь человека от самого рождения.

Изначально она была семикукольной.

Каждая матрёшка олицетворяет одну из оболочек человека.

- физическое тело ,

- эфирное тело (психика), эмоции,

- астральное тело , (эмоций и желаний),

- ментальное тело (мыслеформы),

- кармическое тело (совокупность хороших и плохих дел, а также накопленного опыта),

- разум (душа - смысл, самоосознание),

- ДУХ (человеческий стержень). Духовное начало.

Волхвы заложили тайный смысл в структуру матрёшек, который передавался детям в виде игрушек.

Каждая следующая кукла была больше, красочнее, чем предыдущая.

Однако существует такая версия происхождения нашей русской матрёшки:

«Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) - японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку - даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии.

Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он - пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы).»

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Матрёшка - это тепло и уют в доме

С последним трудно не согласиться - чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполнятся)) Это, своего рода, игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Мы знаем, что в традициях наших Предков различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт - но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Также удивительным, мне кажется, совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами. В Мифологическом словаре написано следующее:«МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог - в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве»

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка - она же «мать», материя или физическое тело, с последующими тонкими оболочками, заканчивающимися Духом (Живой). Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение к славяно-ариям.

Отсюда можно сделать следующий вывод: если «путешествие» этой деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России - утверждение о том, что наша русская матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, является несостоятельным. ИсТорики, как всегда, всеми силами скрывают факт влияния культуры Расы на другие народы, а также общую для индоевропейской цивилизации основу.

Скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, нашими народными сказками.

Например, сказка о Кощее, смерть которого сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо - и Кощей мгновенно умирает.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено - и чтобы найти Истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки».

Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка - это напоминание нам, потомкам, о необходимости вспомнить - кем мы являемся на самом деле…

- 3666

Русскую матрёшку знают во всём Мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всём мире матрёшка вместе с медведем стала символом загадочной и непонятной Руси. Для нас матрёшка - это нечто из воспоминаний детства: разобрали, собрали и забыли.

Как ни странно нам это осознавать, но сокровенный смысл нашей детской забавы заново впервые открыли в Японии. Появившись там, наша матрёшка вызвала не только бурю восхищения и интерес к себе как к предмету народного творчества, но и привлекла внимание тех, чьи познания распространяются в области нематериальной. Японцы первые во всем мире выдвинули гипотезу, что эта чудесная фигурка не просто игрушка, а культовый предмет, чьё первоначальное предназначение было забыто мастерами, в течение долгих поколений сохранявшими нетронутыми секреты её производства и формы.

А наше с вами подсознание, хранящее ответы на все тайны нашего мира и знающее этот сокровенный смысл, сделало эту немудреную забаву такой притягательной и нетленной, подобно сокровенной информации, запечатанной в форме и пропорциях пирамид. И если, по предположениям, пирамиды хранят в себе тайну «пространства - времени», секреты управления Временем и перемещения в Пространстве, то наша замечательная матрёшка хранит информацию об энергетическом строении и устройстве нас самих и нашего мира. Мир, в котором мы живём, - многомерен. Любое физическое тело окружает ореол излучаемой им энергии, называемый аурой. И это ещё не всё. Если рассматривать энергетическое строение любого предмета, нетрудно заметить, что оно, подобно человеческому телу, состоит из нескольких слоев качественно разной энергии.

С самых давних времен считается, что этих энергетических оболочек у человека - семь. Первоначально классическая русская матрёшка всегда вмещала 7 фигурок, символизирующих 7 человеческих тел, принадлежащих нам до слияния нашей энергии с силой Бесконечности. Причем, согласно традиции, платочек и одежда каждой матрешки были окрашены в один из цветов радуги, начиная с красного и заканчивая фиолетовым.

В результате самая маленькая матрёшка всегда была красной, а самая большая - фиолетовой. Точно так же распределяются эти цвета в пространстве и, в идеале, в нашем тонком теле.

Красный цвет несет в себе мощные силы, но его вибрации не очень высоки и не позволяют ему подниматься в просторы поднебесья. Красный цвет притягивает организм к матушке Земле и позволяет вдоволь набраться ее живительной силы. Мало энергии этого вида у человека - мало сил и жизненной активности.

1:508 1:518

Нашу матрёшку знают во всем мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всём мире матрёшка, вместе с медведем, стала символом загадочной и непонятной России.

1:823 1:833

2:1338 2:1348

Кто матрешку сделал, я не знаю.

2:1407

Но известно мне, что сотни лет

2:1465

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

2:1538

Покоряет кукла белый свет.

2:51 2:61

Где он краски брал, искусный мастер,

2:130

В нивах шумных, в сказочном лесу?

2:193

Создал образ неуемной страсти,

2:253

Истинную русскую красу.

2:300 2:310

На щеках навел зари румянец,

2:365

Неба синь всплеснул в ее глаза

2:424

И, пустив в неповторимый танец,

2:484

Он, должно быть, весело сказал:

2:543 2:553

“Ну и ой, гуляй теперь по свету,

2:618

Весели себя, честной народ”.

2:678

И матрешка через всю планету

2:734

До сих пор уверенно идет.

2:783 2:793

Выступает гордо, величаво,

2:845

С удалой улыбкой на лице,

2:894

И летит за ней по миру слава

2:948

О безвестном мастере-творце.

2:1004 2:1014

3:1519

3:9 3:19 3:29

Для нас матрёшка — это нечто из воспоминаний детства: разобрали, собрали и забыли. Точно так же, как когда-то наши предки забыли магическую суть этой игрушки.

3:329 3:339

4:844 4:854

Как ни странно нам это осознавать, но сокровенный смысл нашей детской забавы заново впервые открыли в Японии . Появившись там, наша матрёшка вызвала не только бурю восхищения и интерес к себе как к предмету народного творчества, но и привлекла внимание тех, чьи познания распространяются в области нематериальной.

4:1433 4:1443

5:1948

5:9

Японцы первые во всем мире выдвинули гипотезу, что эта чудесная фигурка не просто игрушка, а культовый предмет, чье первоначальное предназначение было забыто мастерами, в течение долгих поколений сохранявшими нетронутыми секреты ее производства и формы.

5:483 5:493

6:998 6:1008

А наше с вами подсознание, хранящее ответы на все тайны нашего мира и знающее этот сокровенный смысл, сделало эту немудреную забаву такой притягательной и нетленной, подобно сокровенной информации, запечатанной в форме и пропорциях пирамид. И если, по предположениям, пирамиды хранят в себе тайну «пространства — времени», секреты управления временем и перемещения в Пространстве, то наша замечательная матрёшка хранит информацию об энергетическом строении и устройстве нас самих и нашего мира.

6:1944 6:9

7:514 7:524

Мир, в котором мы живем, — многомерен. Любое физическое тело окружает ореол излучаемой им энергии, называемый аурой . И это еще не все. Если рассматривать энергетическое строение любого предмета, нетрудно заметить, что оно, подобно человеческому телу, состоит из нескольких слоев качественно разной энергии. С самых давних времен считается, что этих разнородных аур нашего тела, которые способен почувствовать и осознать человек, — семь.

7:1347 7:1357

8:1862

8:9

Первоначально классическая русская матрёшка всегда вмещала 7 фигурок, символизирующих 7 человеческих тел, принадлежащих нам до слияния нашей энергии с силой Бесконечности. Причем, согласно традиции, платочек и одежда каждой матрешки были окрашены в один из цветов радуги, начиная с красного и заканчивая фиолетовым.

8:597 8:607

9:1112 9:1122 9:1132

В результате самая маленькая матрёшка всегда была красной, а самая большая — фиолетовой. Точно так же распределяются эти цвета в пространстве и, в идеале, в нашем тонком теле.

9:1466 9:1476
  • Красный цвет несет в себе мощные силы, но его вибрации не очень высоки и не позволяют ему подниматься в просторы поднебесья. Красный цвет притягивает организм к матушке Земле и позволяет вдоволь набраться ее живительной силы. Мало энергии этого вида у человека — мало сил и жизненной активности.
  • Оранжевый цвет несет всему силу плодородия.
  • Желтый — дает здоровье и устойчивость.
  • Зеленый — поддерживает наши душевные силы и нашу интуицию.
  • Голубой — способствует общению с другими людьми, подпитывает наши нервные и интеллектуальные силы.
  • Синий — открывает нам знание законов Вселенной и дар предвидения.
  • Фиолетовый — контролирует гармоничность распределения энергий всех видов в организме.
9:2853

10:504 10:514

Вспомните радугу: ее цвета всегда идут в строго определенном порядке — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Точно так же были первоначально окрашены наши матрешки. Случайность? Но почему тогда этот стиль передавался мастерами из поколения в поколение, так же, как и пропорции игрушки, оставаясь неизменными на протяжении многих столетий?

10:1178 10:1188

11:1693

11:9

Румяна, весела, задорна,

11:56

Всегда секретами полна,

11:103

Характером своим невздорна -

11:159

Искрится счастием она.

11:204 11:214

То символ русский, дух великий,

11:274

Он рос и креп в былых веках.

11:327

Народ прекрасно-многоликий

11:381

В ее обличье и устах.

11:422 11:432

«Здоровый дух - в здоровом теле!» -

11:507

Все это сказано про нас.

11:554

Сильны мы в отдыхе и деле.

11:604

Наш труд красив, как русский пляс.

11:669 11:679

С осанкой гордой, величавой

11:733

Стоит матрешка - дух Руси.

11:783

И взгляд ее направлен прямо.

11:838

В ней светят мудрости лучи.

11:891 11:901

И кажется совсем простушкой.

11:957

Но гениальность в простоте.

11:1011

Одна она, но в ней - подружка,

11:1066

А может даже целых две.

11:1111 11:1121

Никто не знает, что храниться

11:1178

Внутри заветного ларца.

11:1225

Быть может, спрятана жар-птица,

11:1285

Любви привет для молодца.

11:1335 11:1345

И как бы русские метели

11:1391

По жизни рьяно не мели,

11:1436

Матрешка - баба в русском теле,

11:1495

С основой крепкой - хоть умри!

11:1552 11:9 11:60 11:70

Образ матрёшки символичен и многозначен

Имя красавицы таит великую МУДРОСТЬ.

Открываешь матрёшку - рождается новая, что символизирует непрерывность человеческого рода.

Матрёшка олицетворяет жизненный путь человека от самого рождения.

Изначально она была семикукольной.

Каждая матрёшка олицетворяет одну из оболочек человека.

- физическое тело ,

- эфирное тело (психика), эмоции,

- астральное тело , (эмоций и желаний),

- ментальное тело (мыслеформы),

- кармическое тело (совокупность хороших и плохих дел, а также накопленного опыта),

- разум (душа - смысл, самоосознание),

- ДУХ (человеческий стержень). Духовное начало.

Волхвы заложили тайный смысл в структуру матрёшек, который передавался детям в виде игрушек.

Каждая следующая кукла была больше, красочнее, чем предыдущая.

Однако существует такая версия происхождения нашей русской матрёшки:

«Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) - японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку - даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии.

Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он - пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы).»

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Матрёшка - это тепло и уют в доме

С последним трудно не согласиться - чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполнятся)) Это, своего рода, игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Мы знаем, что в традициях наших Предков различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт - но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Также удивительным, мне кажется, совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами. В Мифологическом словаре написано следующее:«МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог - в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве»

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка - она же «мать», материя или физическое тело, с последующими тонкими оболочками, заканчивающимися Духом (Живой). Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение к славяно-ариям.

Отсюда можно сделать следующий вывод: если «путешествие» этой деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России - утверждение о том, что наша русская матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, является несостоятельным. ИсТорики, как всегда, всеми силами скрывают факт влияния культуры Расы на другие народы, а также общую для индоевропейской цивилизации основу.

Скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, нашими народными сказками.

Например, сказка о Кощее, смерть которого сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо - и Кощей мгновенно умирает.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено - и чтобы найти Истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки».

Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка - это напоминание нам, потомкам, о необходимости вспомнить - кем мы являемся на самом деле…