Древнерусская литература. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве

Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве».

Образ Русской земли в «Слово о полку Игореве»- центральный. Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые имена с настоящим. В круг повествования автора введены огромные географические пространства: половецкая степь, Дон, Чёрное и Азовское моря, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина; города, Корсунь, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль и др. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие её народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. В ход русской истории втянуты литва, финны, половцы. Огромность Русской земли подчёркивается В «Слове…»одновременностью действия в разных концах страны:

«Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».

Ощущение бескрайних просторов передаёт и пейзаж. Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки – это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движение.

Автор «Слова…» хорошо знает природу степи, её флору и фауну. Но реальные образы животного мира, явления природы приобретают в «Слове…» символический художественный смысл. Приём олицетворения сил природы указывает на связь с устным народным творчеством.

Вся русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце… тьмою путь заслоняет» князю – предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: « Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зелёном берегу, одевает его тёплым туманом.

Охватывая всё пространство Русской земли, автор тем не менее наблюдателен и точен в деталях. Он рассказывает о подробностях походной жизни, приёмах защиты и нападения, деталях вооружения, о поведении птиц и зверей. Героем «Слова…» становится вся Русская земля. Княжеские крамолы и распри допустили «поганых со всех сторон ходить с победами на землю Русскую». И вот все князья призываются в «Слове…» к единению и общей защите Русской земли от половецкой опасности.

В образе Русской земли объединяется для автора «Слова...» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное - люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» - пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.

Войско Игоря - это на просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.

Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово...», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.

Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

Ход урока

I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.
1. Постановка цели:

– Назовите главные образы поэмы.

– “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

– Из чего складывается образ Русской земли?


2. Самостоятельное чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове...” из статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” .

Читая текст, учащиеся делают пометки:

“P ” – уже знал;

“+” – новое;

“-” – думал иначе;

“?” – есть вопросы.


II стадия – осмысление, ее цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации.

1. Беседа по прочитанному:

– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

– Что показалось непонятным?

– Что удивило, взволновало?

– Что бы выделили как главное?


2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1):

3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

– Природа в “Слове…”;

– Люди Древней Руси в “Слове…”;

– История Руси в “Слове…”.

Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.

Рис. 4
4. Выступление представителя каждой группы перед классом.

5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:

Рис. 5
III стадия – стадия рефлексии. Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.

1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:

– Было ли вам интересно на уроке?

– Сумели ли вы получить новые знания?

– Как же создается образ Русской земли в поэме?

– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”?


Домашнее задание: написать сочинение “Образ Русской земли в “Слове…”

Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

Развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;

Обучение анализу литературного произведения;

Подготовить учащихся к написанию сочинения;

Воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование:

Компьютер, диск со слайдами;

Раздаточный материал (фрагменты статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы”);

Иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского, миниатюры из Радзивилловской летописи XV в. и Лицевого летописного свода XVI в.

Эпиграфы:

"Слово о полку Игореве”… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

Д.С.Лихачев

"Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.

Д.С.Лихачев

Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ "Слова…”

Д.С.Лихачев

Ход урока

I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.

1. Постановка цели:

– Назовите главные образы поэмы.

– "Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

– Из чего складывается образ Русской земли?

2. Самостоятельное чтение фрагмента "Образ Русской земли в "Слове...” из статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).

Читая текст, учащиеся делают пометки:

"P ” – уже знал;

"+” – новое;

"-” – думал иначе;

"?” – есть вопросы.

II стадия – осмысление, ее цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации.

1. Беседа по прочитанному:

– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

– Что показалось непонятным?

– Что удивило, взволновало?

– Что бы выделили как главное?

2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1):

3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

– Природа в "Слове…”;

– Люди Древней Руси в "Слове…”;

– История Руси в "Слове…”.

Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.

4. Выступление представителя каждой группы перед классом.

5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:

III стадия – стадия рефлексии. Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.

1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:

– Было ли вам интересно на уроке?

– Сумели ли вы получить новые знания?

– Как же создается образ Русской земли в поэме?

– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве”?

Домашнее задание: написать сочинение "Образ Русской земли в "Слове…”

Литература к уроку:

1.Коровина В.Я. "Когда ты хочешь молвить слово…” // Литература в школе, 1995, № 4, с. 54-61.

2.Курилов А.С. Нравственные уроки "Слова о полку Игореве” // Русская словесность, 2000, № 5, с. 32-36.

3.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

4.Прокофьев Н.И. "Слово о полку Игореве” // Литература в школе, 1985, № 4, с. 5-16.

5.Рыбаков Б.А. Как вникнуть в сущность "Слова о полку Игореве” // Литература в школе, 1990, № 4, с. 2-19.

6.Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве” и его современники. – М., 1971.

7.Слово о полку Игореве. – М., 1980.

8.Ткаченко О. Литература и традиция // Литература (ПС), 1999, № 26, с. 6-11.

9.Фогельсон И.А. Учить учиться. Формирование навыков самостоятельной работы на уроке литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 5, с. 30-31.

10.Шкляревский И. Загадки и тайны "Слова о полку игореве”. – М., 1998.

Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении.

Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы - это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.

Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».

На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.

Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир:

«Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле».

В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце - символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.

«…Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Лисицы брешут на червленые щиты»

Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.

«Тогда по русской земле

редко пахари кричали,

но часто вороны граяли,

трупы между собой разделяя.

А галки свою речь говорили -

хотели лететь на кормление - уедие»

А в конце произведения автор рассказывает о соловьях как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:

Соловьи веселыми песнями

рассвет возвещают

Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и др.

Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет интерес, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы - «черные тучи» и «черные вороны».

Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.

А белый цвет имеет противоположный смысл - добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа - все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.

Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.

О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал зеленую

На своих серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

Таким образом, реки, травы, поля и леса, окружающие их - это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве», которая играет огромную роль в образе Русской земли.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения - Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С. Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли - существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».

Таким образом, читая «Слово о полку Игореве» мы отмечаем, что:

  • 1. Основной образ произведения - образ Русской земли.
  • 2. Основные образы-символы: солнце, птицы и звери.
  • 3. Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому.