Две дуэли (по романам «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»). Сочинение на тему «Две дуэли (по романам «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»)

Онегин и Печорин - два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина - Грушницкий.

Онегин и Ленский начинают общаться в деревне, и общаются исключительно «от делать нечего». В принципе, их не может ничто объединять. Онегин - холодный эгоист и циник, вечно хандрящий. Ленский же, напротив, - романтик до мозга костей. Он живет не действительностью, а своими грезами. В Ольге он любит не женщину, а скорее свой романтический идеал, который, как ему кажется, воплотился в ней. Имецно потому, что он живет не реальной жизнью, а романтическими иллюзиями, он и вызывает Онегина на дуэль из-за пустяка. Здравомыслящий человек никогда не поступил бы так, но Ленский отнюдь не здравомыслящ. Ведь поединок - это так благородно, так поэтично, так по-рыцарски!

Характеры двух героев ярко проявляются в ночь перед дуэлью. Онегин спокоен. Ольгу он пригласил в шутку, чтобы позлить Ленского. Точно так же, шутя, он относится к дуэли. Поэтому и проспал: его не тревожили мысли. Иное дело - Ленский. Он с самого начала воспринимает все в слишком преувеличенном виде. В самом деле, что может быть обидного в том, что твой друг пригласил твою невесту на танец? По крайней мере, это не повод, чтобы обвинять Ольгу в хитрости и измене, а Евгения вызывать на дуэль.

В ночь перед дуэлью Ленский не спит: «садился он за клавикорды», «к Ольге взоры устремив, шептал: не правда ль? я счастлив», «при свечке Шиллера открыл», «берет перо; его стихи полны любовной чепухи». Словом, поведение Ленского - полная противоположность спокойствию Онегина. Впрочем, было бы странно, если бы молодой поэт вел себя иначе.

Как говорил Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским - верх совершенства в художественном отношении»:

… Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

Надо отдать должное Онегину: после того, как он убивает Ленского, его терзает, пусть недолго, «тоска сердечных угрызений». И невольно вспоминается Печорин, хладнокровно покинувший место дуэли с Грушницким, даже не оглянувшись. Онегин, по крайней мере, позаботился о теле своего соперника.

Грушницкий очень напоминает Ленского, как Печорин - Онегина. Груш-ницкий и Печорин общаются поначалу, как добрые приятели. Правда, Грушницкий во всем уступает главному герою. Если Печорин - человек умный, склонный к самоанализу, то Грушницкий - поверхностный романтик, пустозвон, любитель красивых фраз. Его чувство к княжне Мери неподдельно, но все же слишком приукрашено им самим. Точно так же, как Ленский, Грушницкий

… пел разлуку и печаль
и нечто и туманну даль…

Единственная разница состоит в том, что Ленский делал это в стихах, а Грушницкий - в прозе.

Так же, как Онегин вздумал подшутить над Ленским, пригласив Ольгу, Печорин шутит, влюбляя в себя княжну Мери. Первопричина дуэли заключается именно в этом. В отличие от честного поединка героев «Евгения Онегина», дуэль в «Герое нашего времени» - достаточно подлое действо. Во-первых, Грушницкий изначально рассчитывал испытать храбрость Печорина, стреляясь из незаряженных пистолетов. Во-вторых, Печорин, узнав о заговоре, со своей стороны обманывает Грушницкого: в нем слишком много гордости и злости, чтобы не сделать этого.

Кто прав, кто виноват в споре Грушницкого с Печориным? Наверное, правых вообще кет. Грушницкий сказал, что им двоим на земле нет места. А выживает всегда сильнейший. Это правило сработало и в случае Онегина с Ленским.

Когда Пушкин описывает возможные варианты судьбы Ленского, останься он жив, здравомыслящий читатель считает наиболее вероятным такой вариант:

А может быть, и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.

Правильно заметил Белинский, что Ленский - не из тех натур, которые все время развиваются и идут вперед. Он умер «вовремя для своей репутации». И остался в памяти людей молодым, пылким, красивым. Так же и с Грушницким. Нет ничего хуже постаревшего сентиментального глупца. Но надо сказать, что смерть Грушницкого гораздо менее «романтична», чем смерть Ленского, как и сам этот герой менее привлекателен.

Самое же интересное и загадочное заключается в том, что ведь и сами авторы двух романов погибли на дуэли. Пушкин - от руки Дантеса, Лермонтов -Мартынова. Неужели они своим художественным чутьем предвидели собственную гибель? Как бы там ни было, но это еще одна связующая нить между Пушкиным и Лермонтовым, двумя величайшими русскими классиками.

Онегин и Печорин - представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них - герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.

Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров - всё это общее для наших героев.
Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин - столичный аристократ с богатым наследством.

Это человек с очень сложным и противоречивым характером. Он талантлив, умён и образован. Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека.
Печорин – представитель дворянской молодёжи, сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Обладая значительными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в "науке страсти нежной", в знании "русских барышень". Печорин говорит, что, знакомясь с женщиной, он всегда безошибочно отгадывал, будет ли она его любить. Женщинам он приносит только несчастье. И Онегин оставил не слишком хороший след в жизни Татьяны, не разделив сразу её чувства.
Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Характерное обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским, потому что делать нечего. А Печорин говорит, что к дружбе не способен, и демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу.
Становится понятно, что есть и различия между героями романов Пушкина и Лермонтова.Онегин- эгоист, что в принципе и не его вина. Отец почти не обращал на него внимания, отдавая сына гувернёрам, которые лишь хвалили парня. Вот он и вырос в человека, который заботился лишь о себе, о своих желаниях, не обращая внимание на чувства и страдания других людей. Онегина не удовлетворяет карьера чиновника и помещика. Он вообще никогда не служил, что выделяет его из современников. Онегин ведёт жизнь свободную от служебных обязанностей.

Печорин же страдающий эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любви и дружбы лишают его жизнь ценностей. Он не знает, зачем родился и зачем живёт. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, силой воли, но и степенью своего отношения к миру. В отличие от Онегина он не просто умён, он философ и мыслитель.

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, идут на дуэль. Однако у каждого своя причина. Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.
Судьба посылает лермонтовскому герою испытание за испытанием, он сам ищет приключений, что важно. Это привлекает его, он просто живёт приключениями. Онегин же принимает жизнь такой, как она есть, плывёт по течению. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. Непослушание Печорина - его гибель. И Онегин, и Печорин - эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Так как, причиняя боль другим людям, они страдают не меньше.
Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин - это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой.
Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.

Сочинение «Две дуэли» (Герой нашего времени и Евгений Онегин)

В жизни дворянина начала XIX века дуэли была отведена социально-
знаковая роль, то есть дуэль олицетворяла собой защиту чести
в дворянской среде. Дуэль - это поединок двух людей, один из которых
обижен и требует восстановления чести.
В художественной литературе социально-знаковая роль дуэли выполняла
двойную функцию. Во-первых, дуэль как элемент композиции
чаще всего определяла кульминацию; во-вторых, дуэль служила
поворотным пунктом в судьбе главных героев произведения
и использовалась автором для более глубокого раскрытия образов.
Рассмотрим две дуэли. Дуэль между Онегиным и Ленским в романе
Пушкина «Евгений Онегин» и дуэль между Печориным и Груш-
ницким в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В этих двух
романах дуэль использована и как композиционный ход, и как средство,
позволившее изменить жизнь героев.
Роман Пушкина «Евгений Онегин». Ленский, оскорбленный легкомысленным
поведением Ольги, винит во всем Онегина, усматривая
в этом поведении оскорбление для себя. Он вызывает Онегина на
дуэль. Дуэль для Ленского - единственный выход из создавшейся
оскорбительной для него ситуации. Онегин принимает вызов. Он
не нашел в себе силы отказаться от дуэли, потому что общественное
мнение, которое он презирал, но все же не смог игнорировать, диктовало
ему согласиться на дуэль. Ночь перед дуэлью для Ленского
была мучительной, он пишет стихи прощания:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день 1рядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он...
Онегин же спокойно спал в эту ночь. Пушкин наделяет Онегина
в этот, казалось бы, смертельный момент какой-то инертностью, даже
равнодушием. Ленский убит. Для судьбы Онегина, да и всех остальных
(Татьяны, Ольги) дуэль оказалась отправной точкой к перемене жизни.
Пушкин не дает нам отчета о психологическом состоянии Онегина,
читатель может только догадываться о его переживаниях.
После дуэли Онегин уезжает в путешествие года на три и возвращается
другим человеком. Его ждала роковая встреча с Татьяной,
пробудившая глубокое чувство в ранее столь холодной душе,
но это все потом. Ольга после смерти Ленского вскоре вышла замуж,
она недолго печалилась о своем поэте. Татьяна поняла, что дуэль
навсегдаразлучила ее с Онегиным («Несчастной жертвой Ленский пал»).
Дуэль в романе Пушкина выполняет и еще одну очень важную
роль. Смерть Ленского символична. Ленский - романтик, и, как романтик,
он погибает при столкновении с реальной жизнью.
Пушкин в главах, следующих за описанием дуэли, прощается
с романтизмом. Прощание грустное - это прощание с юностью,
и как прекрасна и быстротечна юность, так же прекрасен и романтизм,
но он недолговечен - наступает зрелость, а вместе с ней и реализм,
ставший для Пушкина путеводителем в его поэзии и прозе.
Дуэль в другом романе, - «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- также играет двойную роль. Дуэль происходит и реально,
и символично между Печориным, главным героем романа, и Груш-
ницким, своего рода пародией на образ Печорина. Грушницкий моделирует
в искаженном виде и внешность, и манеру поведения разочарованного
в жизни человека.
Печорин ставит Грушницкого в поистине трагическую ситуацию,
пытаясь заставить своего «двойника» раскаяться в задуманной подлости.
Эта ситуация и для самого Печорина может оказаться роковой:
«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому я решил
испытать его: в душе его могла проснуться искра великодушия,
и тогда все устроилось бы к лучшему...» Грушницкий был убит на
дуэли. Печорин пережил трагические минуты и лишний раз убедился
в том, что он послан в мир, чтобы приносить несчастья другим.
Дуэль понадобилась Лермонтову в романе не только для сюжетного
хода, но и для того, чтобы раскрыть глубину характера своего
героя. Накануне дуэли он размышляет о самых главных вопросах
человеческого бытия: о смысле и цели жизни человека, о его назначении
на земле. Перед предполагаемой смертью не приходится сомневаться
в честности и искренности Печорина. И читатель, наконец,
понимает, для чего понадобилась Печорину «цепь психологических
экспериментов над собой» и над всеми, кто встречался на его пути.
Он искал смысл и назначение своей жизни.
Итак, две дуэли при различных психологических нагрузках все
же имеют одно важное свойство, которое присуще природе самой
дуэли. Дуэль призвана разрешать конфликт в своей социально-знаковой
системе. Оба писателя используют дуэль и как сюжетный ход,
и как средство для раскрытия глубинных процессов, происходящих
в сознании человека или в окружающей жизни.

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

«Герой нашего времени» публиковался с 1838 года в журнале «Отечественные записки» по частям, первое полное издание появилось в 1840 году.

Термин «лишний человек» появится только в 50-х годах XIX века, после выхода произведения «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева, но литературные образы «лишних людей» появляются гораздо раньше: к ним можно отнести Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Онегина и Печорина.

Лермонтов начинает писать очередной роман о «лишнем человеке» тогда, когда с момента окончания А. С. Пушкиным «Евгения Онегина» прошло чуть меньше десяти лет. Лермонтов часто начинал там, где Пушкин ставил точку (например, стихотворения «Пророк» (1841) и «Узник» (1837) являются своеобразными продолжениями пушкинских «Пророка» (1826) и «Узника» (1822)). Действительно, Пушкин написал психологический роман на фоне энциклопедического мира, и главной задачей его было показать историю характера и его становления. Лермонтов ставит себе другую цель: он имеет дело с уже сформировавшимся характером, его интересует не становление характера, а последствия этого становления. Хотя читатель и узнает из каждой повести новые черты героя, но вряд ли можно сказать, что Печорин меняется на протяжении романа. Его характер остается неизменным. У Пушкина в первых главах «Евгения Онегина» при всей серьезности преобладает ирония, а к концу романа тон автора по отношению к герою становится более сочувственным. И читатель понимает, что постепенно фигура Онегина вырисовывается как трагическая. Фигура «лишнего человека» все больше становится фигурой героя своего времени. И в «Герое нашего времени» уже нет места никакой иронии, этот образ полностью сложился как трагический.

В поколении Лермонтова (поколение «реакции») происходит переоценка практически всех ценностей, даже дружбы и любви. Если неспособность любить у Онегина выглядела как единичный случай, то в печоринском поколении это уже приобрело характер эпидемии.

Лермонтов не собирался повторять Пушкина, он писал совсем другой социально-психологический роман, где на первый план выходит один главный герой и все направлено на него (так строится и композиция, и система образов). Если в пушкинском романе можно увидеть черты многих литературных направлений, то роман Лермонтова полностью написан в реалистической манере. Автор строит свой роман отлично от пушкинской манеры, где все определяется стихотворной формой и образом автора: Лермонтову в «Герое нашего времени» принадлежит только предисловие.

Сравнивая двух главных героев (Онегина и Печорина), надо подчеркнуть их несомненное сходство: оба они образованны, начитанны, происходят из дворянских кругов, но по какой-то причине не могут найти себе места в жизни. Им быстро наскучивает любое новое дело, они понимают, что мир полон злобы, зависти и других пороков. Оба героя стремятся избавиться от этого общества: Онегин уезжает в деревню, Печорин - на Кавказ. Но и в этих местах им быстро наскучивают и пейзаж, и окружение, и женщины. Они оба равнодушны к судьбам людей: Онегин разбивает сердце Татьяны, Печорин - Мери, Бэлы и Веры, Онегин убивает на дуэли Ленского, Печорин - Грушницкого.

Сердца героев не воспламеняет даже любовь, она им уже давно наскучила:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

«Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Бэла»)

В конце обоих произведений герои все-таки обретают любовь, но они все равно несчастны, ведь женщины, к которым они воспылали нежной страстью, уже замужем, они «другому отданы». Любовь Онегина к Татьяне, также как и любовь Печорина к Вере, возникает только тогда, когда герой понимает, что им уже не суждено быть вместе. И Онегин, и Печорин переосмысливают свои чувства:

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!»

Онегин сохнет - и едва ль Уж не чахоткою страдает.

В тоске безумных сожалений К ее ногам упал Евгений;

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Так же герои относятся и к дружбе. Онегину не нравились бесполезные разговоры «о псарне, о своей родне», но он все-таки поддерживает дружеские отношения с Ленским - единственным образованным обитателем деревенской округи. Пушкин объясняет это скукой, в разной степени одолевающей обоих молодых людей:

Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Печорин же в принципе нелестного мнения о дружбе: по его мнению, он способен лишь поддерживать приятельские отношения с другими людьми, в отношениях же, основанных на более глубокой привязанности, он смысла не видит:

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

(«Княжна Мери»)

Но, даже учитывая все эти сходства, герои во многом различны, и это различие можно увидеть, сопоставив эпизоды дуэлей Онегина с Ленским и Печорина с Грушницким. Герой Пушкина принял вызов на дуэль лишь потому, что страшился общественного мнения. Он понимал, что повод ничтожен и его даже нельзя считать достойным внимания, но все равно решил стреляться. У Печорина же, наоборот, были непримиримые противоречия с Грушницким, которые тот высказал в своих последних, перед смертью, словах:

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места.»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Перед дуэлью Онегин хорошо спал и совсем не волновался, в отличие от своего противника Ленского. Печорин же, наоборот, не спал, а предавался философским размышлениям, подводил итог своей жизни, выражая полную готовность с ней расстаться:

«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова. прощайте!.. »

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Печорин после этого инцидента не задумывался о том, что Грушницкий умер зря, не представлял, что было бы, если бы он остался в живых, эта смерть никак не тревожила совесть героя. Онегин же, напротив, раскаивается в содеянном, понимает, что смерть Ленского глупа и нелепа, а в конце романа убитый Ленский то ли снится, то ли видится Онегину:

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Таким образом, при сопоставлении характеров Онегина и Печорина становится понятно, что герои одновременно и схожи, и различны между собой. На формирование характеров Онегина и Печорина повлияли не только творческие задумки Пушкина и Лермонтова, но и особенности конкретной эпохи. Даже несмотря на то что эти произведения увидели свет с разницей менее чем в десять лет, они создавались в очень разных исторических условиях, и это крайне важно для понимания характеров героев.

Онегин и Печорин -- два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина -- Грушницкий.

Проведем анализ дуэлей

1. Причиной дуэли Онегина и Ленского послужило плохое настроение Онегина и пылкий характер Ленского, проще говоря - недоразумение (хотя, объективно, спровоцировал эту ссору именно Онегин - он рассудительнее Ленского, хорошо знал характер своего друга и мог предположить, каким может стать финал).Катализатором стало общественное мнение в образе Зарецкого - и пути назад не стало.

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

При всей своей кажущейся обособленности Онегин вынужден подчиниться этому мнению, и он делает это спокойно, с легким сожалением, не больше. «Он мог бы чувства обнаружить, < > он должен был обезоружить младое сердце». Но Онегин - презирающий свет, равнодушный к нему - подчиняется. Почему? Дело тут в слабости характера или в силе традиции, согласно которой дуэль должна быть завершена по понятиям чести, а не общества?

Причина дуэли Печорина и Грушницкого - мстительность Грушницкого. Потерпев неудачу, он хочет отомстить, и ради этого готов пойти на подлость. Но если разобраться - за что мстит Грушницкий? За то, что Печорин украл у него благосклонность Мери. Почему Печорин так поступил, он и сам не знает, вероятнее всего, из тщеславия. Получается, что в обоих случаях причина конфликта - непостоянство характера главного героя.

2. Затем в обоих случаях вмешиваются представители света. Но на этом этапе можно уже четко проследить разницу: Онегин просто вынужден драться, но дуэль будет честной.

Дуэль же Печорина и Грушницкого - заранее спланирована драгунским капитаном и Грушницким. Причем она изначально построена не по законам чести - товарищи Грушницкого уговаривают его не заряжать пистолет, то есть условия не равны, противная сторона идет на подлость. Но, в отличие от Онегина, у Печорина появляется приемлемый способ отказаться от участия в дуэли, когда он узнает о заговоре. Но - и это важно - Печорин снова решается играть судьбой, на этот раз своей.

3. Интересная деталь: Онегин в ночь перед дуэлью замечательно спит. Ленский уже давно готов драться, а Онегин еще не проснулся:Но ошибался он: Евгений…

Спал в это время мертвым сном.

Читаем у Лермонтова в описании ночи перед дуэлью: «Два часа ночи… не спится… < > Я помню, что в продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты». Печорин томится неизвестностью, ждет смерти, опять пытается оценить свою жизнь.

4. Наконец, сама дуэль между Онегиным и Ленским проходит согласно правилам, Ленский убит. Только теперь Онегин осознает весь ужас произошедшего, только теперь, когда нет больше повода страшиться осуждения света, просыпается его сердце.

Интересна сцена дуэли Печорина и Грушницкого. Печорин сознательно усложняет правила дуэли, ставя Грушницкого (который знает, что заряжен только его пистолет) перед выбором: совершить убийство или отказаться от дуэли. Так он ставит один из своих психологических экспериментов, жертвами которых уже стали Бэла и ее отец, Азамат, пострадали Казбич, Мэри и Вера, было разрушено гнездо «честных контрабандистов».

Печорин хочет поверить в человека - он надеется, что Грушницкий выстрелит в воздух, а, едва узнав о заговоре, думает: «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею», - но люди всегда следуют его сценарию, тем самым разочаровывая его. Он действительно появляется как «топор судьбы» в развязках трагедий, но, мне кажется, всем этим Лермонтов проверяет не только Печорина, но и окружающих его людей. И тогда я соглашаюсь с Белинским - Печорин гораздо честнее светских лицемеров, которые допускают любой порок, пока он скрыт.