Дворец советов где должен был находиться. Дворец советов – незаконченный проект времен ссср

Мы совершим маленькую эксурсию вокруг Дворца Советов в Москве. Грандиозному и величественному зданию так никогда и не суждено было осуществиться. На просторах интернета встречаются иллюстрации из эскизной и проектной документации Дворца Советов и набор этих иллюстраций ограничен. Возникла идея восстановить один из вариантов этого здания в 3d, описать историю Дворца советов и прогуляться по территории виртуального здания. В конце поста приведена эволюция победившего конкурсного проекта Дворца Советов Бориса Иофана, начиная с 1933 года. В 3d реализован вариант 1934 года







Посетителям виртуальной выставки я, как эксурсовод, хотел бы задать несколько вопросов:



  • 1. Хотелось бы Вам, чтобы проект Дворца советов был осуществлен?

  • 2. Как бы эксплуатировалось данное здание в современных условиях если бы было реализовано?

  • 3. В СССР Дворцу советов отвели место разрушенного Храма Христа Спасителя. Какое место, на ваш взгляд, было бы наиболее разумным отвести под строительство Дворца советов? Куда бы оно лучше всего вписалось?

  • 4. Понравилась/не понравилась вам эксурсия? Не стесняйтесь критиковать.

Идее соружения Дворца Советов в следующем году исполнится 90 лет. В 1931 году был объявлен открытый конкурс на проект здания. По замыслу, Дворец Советов должен был олицеторять собой величие, могущество и успехи молодого советского государства, стать зримым воплощением идеи победы коммунизма, уготованного всем светлого будущего. На конкурс было представлено около 160-ти проектов как от иностранных архитекторов, так и, в массе своей, от советских. К тому времени главенствующим звеном архитектуры был конструктивизм. В основе конструктивизма лежат строгие, лаконичные формы, а пространство здания должно быть максимально функциональным. Не малая часть проектов на строительство Дворца Советов было выдержано в конструктивистком духе. Но для здания-символа лаконичная и рациональная форма плохо соответствовала меняющейся "пролетарской эстетике". По крайней мере так думал Йосиф Сталин. Простота и аскетичное оформление конструкций должны были смениться помпезными, богато задекорированными фасадами. Архитекторы, опирающиеся на развтие классических форм все чаще заявляли о себе. Обособленно от остальных архитекторов держался Борис Иофан. Ученик итальянского архитектора Армандо Бразини стал победителем конкурса на проект Дворца Советов. К слову сказать, в конкурсе Бразини тоже поучаствовал. Влияние учителя было большим, можно даже сказать, что в готовящемся Дворце должна была течь и итальянская кровь. вслед за итальянским Кремлем, ставшим сакральным центром России, значительном влиянии итальянцев в церковных православных сооружениях пришла пора архитектурного влияния на страну Советов.

В 1933 году к работе Б. Иофана подключили архитекторов В. Щуко и В. Гельфрейха. По готовящемуся переработанному проекту высота Дворца должна была составить 420 метров, венчать здание должен был 100 метровый памятник В.И. Ленину - работа скульптора С. Меркурова. Кубатура здания составила бы 7 500 000 кубических метров. Большой зал Дворца был рассчитан на 21000 человек, имел высоту 100 м, малый зал был рассчитан на 6000 человек. В высотной части Дворца должны были разместиться Президиум, палаты Верховного Совета СССР и некоторые другие залы.


Строительсво такого здания потребовало бы переустройство Волхонки и других прилегающих зданий. Иными словами, все исторические здания, особняки снесли бы. Огромные площади вокруг предполагалось заасфальтировать и оборудовать стоянками на 5 тысяч автомобилей. Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина должны были подвинуть на 100 метров.


К строительству Дворца приступили в конце 30-ых годов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Но поистине амбициозному плану большевиков так и не суждено было осуществиться. Война внесла свои коррективы. Строительство было остановлено на этапе закладки фундамента. Интересно, что во время и после войны проект Дворца Советов претерпевал изменения, надежда на осуществление проекта еще долго не покидала Сталина. Послевоенная разруха, смерть вождя, разоблачение культа Сталина, принятие директивы об "осуждении украшательства и архитектурных излишествах" окончательно похоронили идею и проект дальнейшего строительства. Потом было много других программ и проектов, попыток как успешных, так и безуспешных противопоставить СССР и социалистический лагерь миру капитала и рыночной экономики. Но такого красивого проекта в архитектуре больше не было.


Проект Дворца Совета Бориса Иофана сыграл большую роль в становлении и дальнейшем развитии и расцвете советской архитектуры 30-ых - 50-ых, получившей название "сталинский ампир". Образовавшейся на стыке разных культур и стилей, от классицизма до постконструктивизма, талантливый синтез архитектур, эклектика советского имперского стиля - значительная веха в архитектуре мира.


30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С. М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны.

Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.

Борьба архитектурных стилей

В июне 1931 года объявили конкурс проектов. Через несколько месяцев был уничтожен храм Христа Спасителя. «Отжившее», по замыслам властей, должно было уступить место новому. На конкурс подавали заявки как профессиональные архитекторы, так и рядовые граждане Союза. В числе участников конкурса был также великий французский архитектор Ле Корбюзье.

Во второй тур вышли работы Б. Иофана, И. Жолтовского и Г. Гамильтона. Все три проекта были выдержаны в монументальной стилистике. Позже подобный стиль назовут «сталинским ампиром». Выбор этих проектов знаменовал конец эпохи советского конструктивизма – легкость и ажурность уступили место помпезности и массивности. Оскорбленный игнорированием своего продуманного проекта Ле Корбюзье писал: «Народ любит королевские дворцы».

В 1933 году был определен победитель - строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.

Трансформация идеи

Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи.

Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини.

В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.

Грандиозная стройка

По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина.

На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие.

Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов.

Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль.

Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу.

Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.

Финал строительства

Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны.

Еще одним следом от проекта служит станция метро «Кропоткинская» – она замышлялась как подземный вестибюль Дворца и построена с максимальным размахом.

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал


1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек


Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС


Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.

Дворец труда и Большой кинотеатр — этих названий не найти на карте современной столицы, они сохранились лишь в архивах. Попробуем представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Москва — город, который активно строился и перестраивался на протяжении всей своей истории. Каждая эпоха привносила в облик столицы что-то новое, иногда пытаясь полностью поменять её архитектурную концепцию. Особенно это касается советского периода, когда появились такие стили, как знаменитый сталинский ампир и конструктивизм.

Архитектурные проекты той поры поражают воображение. Некоторые из них были воплощены в жизнь, но многие так и остались в архивах. Впрочем, только на бумаге можно увидеть и некоторые чертежи дореволюционного периода. Попробуем же представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Дореволюционная подземка

Первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году. Тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной Рощи. В 1902 году А.И. Антонович, Н.И. Голиневич и Н.П. Дмитриев составили доработанный проект, который предусматривал строительство Кольцевой линии, проходящей по Камер-Коллежскому валу, а также Центрального вокзала в Александровском саду и четырёх радиальных линий. Половину этих дореволюционных веток планировалось построить на эстакадах, а половину провести в тоннелях. Кольцевая по проекту должна была проходить по эстакадам и земляным насыпям.

Храм Христа Спасителя на Воробьёвых горах

Храм этот собирались воздвигнуть в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Архитектор Александр Витберг предложил построить его между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьёвых горах, которые Александр I поэтично назвал «короною Москвы». Вот несколько доводов, придавших вес предложению: это и желание императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания»; это и ссылки на расположенный за городом собор Святого Петра в Риме; это и удачное географическое расположение — ведь расстилающееся у подножия Воробьёвых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека. И последний довод: Воробьёвы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

Храм должен был стать самым высоким в мире: высота его наземной части должна была быть 170 метров (для сравнения: высота собора Святого Петра в Риме — 141,5 метра). В 1823 году начались заготовка камня и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки для доставки камня к храму. Первый опыт оказался удачным, но вывезти большие партии так и не удалось, потому что воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.

Строительство храма так и не продолжилось. Многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого сооружения не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерной осадки.

Дворец труда в Москве — неосуществлённый проект 1922-1923 годов. В центре столицы, на участке между Тверской улицей и площадями: Свердловской, Революции и Охотнорядской (на месте нынешней гостиницы «Москва») планировалось возвести грандиозный комплекс.

Дворец труда должен был вместить все рабочие организации Москвы, большие пролетарские библиотеки, зал заседаний на несколько тысяч человек, аудиторию на восемь тысяч слушателей, музей социальных знаний, столовую с пропускной способностью шесть тысяч человек, спортивные организации и многое другое.

Выставка проектов «Дворец труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдёт советская архитектура. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм. Однако его строительство так и не началось, а в 1935 году здесь появилась гостиница «Москва».

Сухаревская площадь

В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы. Он предполагал полное изменение градостроительной концепции города. В центре должны были появиться широкие транспортные магистрали и высотные здания. Чтобы сделать это, начали сносить историческую застройку. В 1933 году дело дошло и до Сухаревой башни. Известные архитекторы пытались защитить башню. Живописец и реставратор Игорь Грабарь, академики архитектуры Иван Фомин и Иван Жолтовский написали Сталину письмо, в котором указывали, что решение ошибочно: «Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый… Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля».

Авторы письма предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему, при этом сохранив Сухареву башню. Архитектор Фомин вскоре представил этот проект — с круговым движением по площади. Были и другие варианты — пропустить транспорт западнее башни, передвинуть её на другое место, устроить тоннель для транспорта. Всему этому, увы, не суждено было сбыться.

При разборке Сухаревой башни один из наличников окон третьего этажа сохранили и перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену. Часы с Сухаревой башни сейчас установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское. Фундаменты башни также сохранились, но скрыты под современной площадью.

В 1980-е годы исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, но ни один из них не был принят. Сейчас о существовании Сухаревой башни напоминает лишь памятный знак в сквере на Садовом кольце.

Дворец Советов в Москве проектировался как гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Таким образом, здание должно было стать самым высоким в мире. Под строительство было отведено место, на котором ранее стоял храм Христа Спасителя. Проект предложил Борис Иофан, а работу над памятником Ленину поручили Сергею Меркурову. Строительство было прервано с началом Великой Отечественной войны и больше не возобновлялось.

Зарядье

В соответствии с новой эстетикой советское правительство планировало расширить Красную площадь вдвое, а центральные площади — имени Ногина, Дзержинского, Свердлова и Революции в трёхлетний срок реконструировать. Территорию Китай-города хотели освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.

Восьмой сталинской высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. 32-этажный небоскрёб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, так и не был завершён. Все возведённые конструкции демонтировали, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте построили гостиницу «Россия».

Закрестовский путепровод

Решение об открытии ВСХВ (ВДНХ) повлияло на реконструкцию 1-й Мещанской улицы и Ярославского шоссе. От 1-й Мещанской Ярославка отделялась путями Октябрьской железной дороги, через которые был переброшен старый путепровод. Ширина его была настолько мала, что даже трамвайные пути можно было проложить только в одну нитку.

Первый проект архитектурного решения выполнил в 1935 году архитектор Михаил Жиров. Сооружение должно было иметь невиданные для Москвы размеры: его ширина составляла 40 метров. Проект Жирова не был утверждён, и дальнейшую работу над путепроводами поручили коллективу в составе инженера Юрия Вернера и братьев-архитекторов Константина и Юрия Яковлевых. Начатое в 1936 году строительство было завершено через два года.


Дом ТАСС

В 1934-1935 годах был объявлен конкурс на строительство здания ТАСС. Он проходил в три тура, а для здания выбрали новое место — Пушкинскую площадь. Автором одного из проектов был Леонид Гриншпан — известный архитектор эпохи постконструктивизма. Впрочем, его планы в жизнь так и не претворили. Существующее здание Информационного телеграфного агентства России было построено в 1976 году на Тверском бульваре по проекту архитекторов Виктора Егерева, Анатолия Шайхета, Зои Абрамовой и Геннадия Сироты.

Большой академический кинотеатр на Театральной площади

Большой академический кинотеатр — крупное общественное сооружение, которое по плану реконструкции Москвы должны были построить на площади Свердлова (нынешней Театральной площади), напротив здания Большого театра. Поскольку кино было признано «важнейшим из искусств», новый кинотеатр должен был архитектурно подчинить себе здание Большого театра. Кинотеатр должен превзойти Большой и размерами: в театре — две тысячи мест, а в Большом кинотеатре должно было быть четыре тысячи (потом, правда, эта цифра снизилась до трёх тысяч мест).

Конкурс на проект Большого академического кинотеатра был объявлен осенью 1936 года, но все проекты в итоге были признаны неудачными, все предложенные здания страдали гигантоманией, с которой как раз начинали усиленно бороться. Несмотря на то что кинотеатр на площади так и не появился, именно его проекту мы обязаны созданию совмещённого вестибюля станций «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова».

Пантеон Славы

Пантеон в Москве — неосуществлённый проект мемориальной усыпальницы, «памятника вечной славы великих людей Советской страны», куда должны были перенести саркофаги Ленина и Сталина, а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены».

В 1953 году, сразу после смерти Сталина, был объявлен конкурс проектов пантеона, но его конкретное месторасположение не уточнялось. В центральные органы власти стали поступать многочисленные проекты, многие из которых перекликались с теми, что появились во время конкурса на сооружение Дворца Советов.

Памятник челюскинцам

Возвращение с полюса челюскинцев, снятых со льдины советскими летчиками (они, кстати, стали первыми Героями Советского Союза), стало народным праздником. Поэтому Моссовет объявил конкурс на проект памятника. Монумент планировалось разместить на стрелке Обводного канала (сейчас на этом месте находится монумент в честь Петра I Зураба Церетели).

Детская железная дорога в Парке культуры и отдыха имени И.В. Сталина (Измайловском парке)

В 1932-1933 годах в Москве уже существовала детская железная дорога — в детгородке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. К концу 1930-х годов её закрыли.

Местом строительства Московской ДЖД затем избрали Общегородской парк культуры и отдыха имени Сталина в Измайлове (ныне Измайловском парке). Генеральным планом развития Москвы предусматривалось превратить этот парк в главную зону отдыха москвичей. Возле северо-западного входа должен был расположиться Центральный стадион СССР имени Сталина на 100 тысяч зрителей. В восточной части парка планировалось открыть крупнейший в мире зоопарк, а в центре парка, в пойме реки Серебрянки, обустроить огромный пруд площадью более 110 гектаров с ухоженными пляжами на 10 тысяч человек, яхт-клубом и станцией гоночных катеров.

Детская железная дорога должна была связать все культурно-развлекательные объекты парка и стать основным видом транспорта. При её создании было решено отказаться от сложившейся в те годы практики проектирования детских дорог детьми или молодыми специалистами в свободное от работы время. Был объявлен конкурс на лучший проект детской дороги и всех её сооружений. По его условиям архитектура вокзальных зданий должна была стоять на качественном уровне московского метро, сооружений канала Москва — Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и быть ярким образцом «радостной советской архитектуры». Особое внимание уделялось разнообразию стилей, а потому каждый из участников готовил проект не всей дороги, а только одного из вокзалов. Итоги архитектурного конкурса подвели весной 1940 года.

В 1940-1941 годах московские детские технические станции и дворцы пионеров провели набор в кружки юных железнодорожников. С первого же дня они были распределены по службам (движения, тяги, вагонной и так далее). Весной 1941 года, пройдя начальный теоретический курс, ребята приступили к практическим занятиям. Но поскольку дорога к тому моменту ещё не была построена, занятия проходили на предприятиях Московского железнодорожного узла. Например, юные паровозники под руководством опытных машинистов водили пассажирские поезда с Савёловского вокзала.

20 июня 1941 года окончательный вариант проекта детской железной дороги был сдан на утверждение. А через два дня началась Великая Отечественная война. После войны неоднократно предпринимались попытки вернуться к вопросу о строительстве детской железной дороги, но все они так и не увенчались успехом.

Как могли бы выглядеть привычные нам улицы

Амбициозные проекты реконструкции города коснулись почти всех центральных улиц и площадей нашего города. Выглядеть совсем не так, как мы привыкли, могли бы и Манежная площадь, и Тверская, и Курский вокзал.




Дворец Советов. Проект Ивана Жолтовского. Первая премия Всесоюзного конкурса 1931 года

Дворец Советов. Проект Ивана Жолтовского. Первая премия Всесоюзного конкурса 1931 года")

Конкурс на здание Дворца Советов в Москве – ключевое событие в истории отечественной культуры. Проектирование Дворца продлилось несколько десятилетий, здание так и не было построено, но история конкурсных предложений, их демонстрация и обсуждение оказали решающее влияние на формирование и развитие всей советской архитектуры.

История конкурса начинается в 1922 году, с решения строить в Москве Дом СССР. Два года спустя Ассоциация новых архитекторов – АСНОВА, выступает с идеей строительства Дворца Советов. Проведенный предварительный этап конкурса собрал 16 новаторских авангардистских предложений, но все они были раскритикованы в прессе. Так, идеи архитектурного авангарда оказались в СССР дискредитированными.

На Всесоюзный открытый конкурс, условия которого были опубликованы в газете «Известия» в 1931 году, было подано 272 проекта. Среди авторов конкурсных предложений были архитекторы различных школ: это братья Веснины, Николай Ладовский, Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Алексей Душкин, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх…

В начале 1932 года жюри конкурса присуждает три первых премии проектам Бориса Иофана, Ивана Жолтовского и проекту американского архитектора Гектора Гамильтона.

Ко времени объявления конкурса на «Главное здание страны» академик архитектуры Жолтовский уже состоялся как талантливый мастер неоренессанса и неоклассицизма. Его проект Дворца Советов представлял собой монументальный ансамбль, отсылающий к постройкам республиканского Рима. Входная зона ансамбля оформлена рядами колонн и фланкирована высокой, квадратной в плане, ярусной башней со скульптурной группой на вершине. За ней – парадная площадь-двор в форме трапеции, обрамленная колоннадой и не имеющая выходов на улицу и набережную. Центр композиции занимает круглый Большой зал, решенный в виде амфитеатра наподобие римского Колизея. За ним, через внутренний двор, выходящий аркадами на улицу Волхонку и набережную Москвы-реки, располагается Малый зал, имеющий форму полукруга как в греческом театре. Проект Жолтовского представляет собой новый городской ансамбль, вписанный в окружающую застройку. Объем Малого зала, обрамленный массивом крепостной стены с узкими окнами-бойницами, и башня входной зоны отсылали к постройкам Московского Кремля.

Дворец Советов Жолтовского наиболее последовательно развивал линию архитектурного историзма. Комплекс «Главного здания» строится на классическом приеме – соотнесении большого цилиндрического объема, площади и вертикали башни. Прямая адаптация ордерной системы, предложенная архитектором, была раскритикована за «мертвое подражание классике», отсутствие творческой переработки «наследия прошлых эпох».

Однако стремление к регулярности и симметрии, попытка иерархического соподчинения объемов и идея масштабного и величественного ансамбля оказались созвучны требованиям «новой официальной архитектуры», благодаря чему проект получил одну из высших премий.

узнать больше

Дворец Советов. Проект Бориса Иофана. Первая премия Всесоюзного конкурса 1931 года

Проект «главного здания страны» Бориса Иофана удивительным образом повторяет принципы проекта Жолтовского: он также строится на сочетании круглого большого зала, полукруглого малого и высокой башни. Стиль Бориса Иофана – архитектора, учившегося в Одессе, Петербурге, Париже и Риме, – складывался в неоклассическом русле. В Советский Союз Иофан был приглашен из Италии Председателем Совмина СССР Рыковым в 1924 году, и уже в конце 1920-х он строит два здания с использованием конструктивистских принципов и деталей: это жилой комплекс «Дом на набережной» и правительственный санаторий в Барвихе.

При академическом образовании и работе с классической традицией Иофану удается придавать своим проектам импульс новой выразительности и некоторую свободу формотворчества архитектурного авангарда.

Ансамбль Дворца Советов в проекте Иофана не замкнут в плане: это открытая композиция с прямоугольной площадью в центре. Окруженная трибунами площадь предназначалась для парадов и массовых действий. Со стороны Волхонки ансамбль открывался полукругом малого зала, далее площадь выходит на башню-колонну, через нижнюю часть которой можно было попасть в большой круглый зал. Объемы главных залов соединялись между собой посредством портиков, в которых располагались вспомогательные помещения. Главная ось комплекса была параллельна набережной Москвы-реки, вдоль которой разные по форме и силуэту объемы создавали асимметричный фасад.

Башня-библиотека несла на себе основную смысловую нагрузку всего ансамбля: увенчанная скульптурой рабочего с факелом в руке она становилась аллегорией освобожденного труда в советской стране. Архитектор удачно решает пространство под центральной частью комплекса, которое создавалось разницей уровней площади и набережной, для устройства в нем большого гаража.

Генеральный план проекта предлагал переустройство окружающей территории Дворца Советов, путем организации широких магистралей и площадей. В качестве ведущей оси была запроектирована Аллея Ильича, которая шла от Свердловской площади (ныне Площадь Революции) через улицы Охотный ряд и расширенную Моховую до площади Дворца перед его главный входом.

Декоративное решение проекта основано на ритме вертикальных пилонов, отсылающих к классической ордерной системе. Ритм вертикальных членений, опоясывавших башню по спирали, выступал организующим звеном всей композиции, подчеркивал соразмерность основных объемов и усиливал динамическую вертикаль башни.

В целом, проект Бориса Иофана для Всесоюзного открытого конкурса на Дворец Советов дает довольно лаконичное решение, не перегруженное декоративными элементами, построенное на удачном сочетании новых форм и опыта прошлого, динамики и выразительности.

узнать больше

Дворец Советов. Проект Гектора Гамильтона. Первая премия Всесоюзного конкурса 1931 года

Проект Дворца Советов под девизом «Простота» архитектора Гектора Гамильтона был удостоен первой премии за «самый выразительный образ». Гамильтон был одним из самых молодых участников соревнования – американскому архитектору английского происхождения, строившему в Италии и США, было всего 28 лет. И хотя на Международном конгрессе современной архитектуры проект Гамильтона был раскритикован за слабую техническую часть и внешний вид, отсылающий к «помпезным церемониям из века королей», жюри конкурса на здание Дворца Советов проигнорировала эту критику.

Ансамбль Дворца Гектора Гамильтона представлял собой ясно читаемое композиционное и образное решение: ярусная ступенчатая композиция состояла из двух объемов большого и малого залов, соединенных между собой переходом. Архитектор расположил неравные по величине залы симметрично друг другу и уравновесил их рядом вспомогательных помещений.

Организация движения массовых демонстраций не была в должной мере продумана: архитектурно-оформленной площади перед Дворцом Советов не было, и проход людских потоков был возможен только вокруг сооружения. Транспортную схему Гамильтон решил путем ввода линии трамвая, а также автомобильного и автобусного транспорта, непосредственно под Двором Советов. По продольной оси здания был предусмотрен распределительный коридор с винтовыми лестницами и лифтами, который служил для разгрузки различных групп помещений.

Проект Гектора Гамильтона в большей степени, чем проекты советских архитекторов Бориса Иофана и Ивана Жолтовского тяготел к модернизации традиционных форм, основанной на доминировании вертикальных членений. Архитектор Георгий Бархин характеризовал внешнее оформление Дворца Советов Гамильтона как «не лишенное известной импозантности». При этом частый монотонный ритм вертикалей, который являлся главным элементом оформления фасадов, в сочетаниии с общей симметрией построения сделал внешний облик сверхмонументального здания скучным и однообразным. В целом, архитектурно-художественное решение представляло «главный дворец Советского союза» компактным, простым и масштабным.

узнать больше

Дворец Советов. Проект Ле Корбюзье. По заказу Всесоюзного конкурса 1931 года

На открытый Всесоюзный конкурс Дворца Советов было принято 24 зарубежных проекта: 11 из США, 5 из Германии, 3 из Франции, 2 из Голландии и по одному из Швейцарии, Италии и Эстонии. Среди них были архитекторы, специально приглашенные на конкурс – это Пельциг, Мендельсон и Гропиус из Германии, Перре и Ле Корбюзье из Франции, Лэмб и Урбан из США и Бразини из Италии. Заказы эти оплачивались в сумме 2000 долларов США, а работа по ним координировалась торговыми атташе в каждой стране.

Поступившие из-за рубежа проекты – это смелые архитектурные решения, разработанные с учетом технических новшеств и рассчитанные на возможность их реализации: была тщательно проработана инженерная часть, проведены расчеты по акустике и оптике, предложены варианты решений транспортного обеспечения.

Самым известным иностранным проектом Дворца Советов стало предложение из Франции, подготовленное крупнейшим архитектором ХХ века – Ле Корбюзье. Чрезвычайно смелое новаторское решение проекта составила оригинальная организация основных помещений, виртуозный рисунок плана, гигантская парабола большого зала, символизирующая путь солнца и доминирующая в общей композиции.

Новизну композиционного замысла определило и вынесение наружу пространственного каркаса сооружения. К мощным несущим конструкциям были подвешены прозрачные объемы залов, освобождая таким образом площадь под потолком. Применение обнаженного конструктивного скелета, превращение инженерной формы в элемент архитектурной композиции сближают этот проект с работами советских архитекторов-авангардистов: Владимира Татлина, Александра Веснина, Ивана Леонидова.

Ле Корбюзье удачно решает транспортную проблему. Две параллельные автомобильные артерии по набережной Москвы-реки и по улице Волхонке соединялись двумя гаражами под большим и малым залом. Особое внимание архитектор уделял отоплению, вентиляции, акустики и организации движения внутри комплекса. Однако, признавая оригинальные архитектурные и градостроительные решения проекта Ле Корбюзье, жюри конкурса сочло этот проект слишком индустриальным.

узнать больше

Дворец Советов. Принятый к осуществлению проект Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. 1933

После окончания открытого Всесоюзного конкурса, с марта 1932 года началась завершающая фаза архитектурного соревнования. В ходе проведения двух закрытых этапов и рассмотрения заказных проектов и предложений, поданных по личной инициативе авторов, жюри конкурса отдало предпочтение проекту Бориса Иофана.

Для создания окончательного варианта Дворца Советов к работе над ним были привлечены соавторы – архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Советом Строительства Дворца был утвержден проект с цилиндрической формой ярусов и центрической постановкой скульптуры Ленина. Представленный на этой основе проект Владимира Гельфрейха, Бориса Иофана и Владимира Щуко в 1934 году был принят к исполнению. В конечном варианте высота здания достигала 415 м, высота статуи составила 100 м. Стилистика Дворца Советов была основана на тесном взаимодействии различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Здание Дворца Советов строится на двух объемах: прямоугольном и цилиндрическом. Нижний стилобат, в котором располагались Большой и Малый залы, рядами прямоугольных террас переходит от горизонтальной площади к цилиндрической части сооружения. Высотная часть декорируется вертикальными членениями и мощными пилонами, увенчанными скульптурными группами. Облицовка здания предполагалась из гранита с введением нержавеющей стали. Сталь по мере сужения цилиндрических уступов вверх постепенно переходит в белый металл, из которого должна была быть сделана скульптура Ленина.

Над внутренним убранством главного здания страны работал большой коллектив мастеров: оно должно было быть не менее впечатляющим, чем фасады. В центре интерьера находился Большой зал диаметром 140 м и высотой 97 м – грандиозный амфитеатр на 21 тыс. зрителей. Его перекрытие должно было создавать впечатление «архитектурного неба, совершенно легкого и не давящего». Партер амфитеатра Большого зала мог трансформироваться в арену, сценическую площадку, водный бассейн и даже каток с искусственным льдом. Второй по значению Малый зал представлял собой театр с огромной сценой обычного типа. В разработке интерьеров будущего Дворца Советов принимал участие художник Павел Корин, выполнивший эскизы для живописных панно и мозаик.

Спроектировано было действительно гигантское сооружение, призванное стать доминантой в будущем силуэте города. Не соизмеримое по масштабам ни с одной постройкой Москвы, оно требовало изменения градостроительной ситуации. Продумывались транспортные развязки, площади, проспекты. В черте города планировалось выстроить несколько высотных зданий, перекликающихся по стилистике с новой архитектурной доминантой города. В периодической печати помещались специальные схемы с изображением самых крупных и высоких знаменитых сооружений мира: и все их масштабом и размерами превосходил Дворец Советов.

Возведение Дворца было начато, но Великая Отечественная война помешала строительству, и часть фундаментов разобрали на материалы для противотанковых заграждений.

В послевоенный период конкурс был возобновлен: но теперь здание Дворца планировали возвести на Ленинских (Воробьевых) горах. На месте разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя в конце 1950-х годов был построен бассейн под открытым небом, работавший круглый год. В начале 1990-х бассейн «Москва» был закрыт, а храм был восстановлен на прежнем месте.

Принято считать, что результаты конкурса на здание Дворца Советов изменили стилевую направленность отечественной архитектуры, повернув вектор ее развития от рациональных принципов и передовых технологий Современного движения к монументальным формально-стилизаторским композициям неоклассической линии в архитектуре.