Дым над водой год выпуска. История песни "дым над водой"

Песня описывает реальные события. В декабре 1971 года группа съехалась в швейцарский городок Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной студии, арендованной у Rolling Stone s и известной как Rolling Stones Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне - «the gambling house»), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention, как часть их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.



FRANK ZAPPA

Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь - очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу («some stupid with a flare gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», - это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс, помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов.
В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.

Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title #1». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки.
Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски заняли 5-6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.
В конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре («We ended up at the Grand Hotel, / It was empty, cold and bare»), превратив её Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы («With a few red lights and a few old beds / We made a place to sweat…»). Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пэйсу пришлась по душе реверберация холла между номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head. А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water».
Из всех композиций альбома песня «Smoke on the Water» вошла в концертную программу 1972 года самой последней, это произошло в конце мая.


Сохранено

Песня описывает реальные события. В декабре 1971 года группа съехалась в швейцарский городок Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling Stones Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне — «the gambling house»), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention, как часть их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.




Frank Zappa

Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь — очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу («some stupid with a flare gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», — это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс, помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов.
В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.

Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title ». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки.
Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски заняли 5—6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.
В конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре («We ended up at the Grand Hotel, / It was empty, cold and bare»), превратив её Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы («With a few red lights and a few old beds / We made a place to sweat…»). Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пэйсу пришлась по душе реверберация холла между номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head. А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water».
Из всех композиций альбома песня «Smoke on the Water» вошла в концертную программу 1972 года самой последней, это произошло в конце мая.

Мои музыкальные пристрастия до безобразия просты и бесхитростны. К тому же я еще и безобразно непатриотичен, а потопросту в упор не вижу и не слышу так называемого русского рока. Его для меня просто не существует и ВИА "Аесняры" или ВИА "Самоцветы", для меня гораздо жороже, чем всякие "Алисы-Шмалисы" и "Цои-Гои". Однако, моя самая большая и единственная любовь в музыке, это британо-американский рок, а самые любимые вещи - это "Июльское утро" Юрай Хип и "Дым над водой" "Дип Пёрпл", ну, и ещё мне нравится американский джаз и Элвис Пресли. Если кто-то со мной солидарен, а нынешняя молодёжь тоже нередко слушает старый добрый американо-британский рок, то тому человеку, возможно, будут интересно узнать, как была написана композиция "Дым над водой". И, да, совсем забыл, как только на свет появлось диско, музыка для меня попросту сдохла и стала жутко смердеть. Ненавижу!


Практически каждый любитель рок-музыки, решивший освоить гитару, одной из первых мелодий разучивает знаменитый рифф из “Smoke on the Water” группы Deep Purple . Он эффектно звучит, но при этом настолько технически прост, что Ричи Блэкмор, говорят, стеснялся представлять сочиненную мелодию коллегам, считая ее слишком примитивной для музыканта его уровня.
Об истории создания песни “Smoke on the Water” написано так много, что не особо хотелось за нее браться, но оставить столь известную композицию без внимания было бы несправедливо. К тому же, постараюсь порадовать вас парой-тройкой не самых известных фактов.
Как известно, в тексте песни рассказывается о пожаре, очевидцами которого участники Deep Purple стали в швейцарском городе Монтрё. Они приехали туда, чтобы работать над новым альбомом в передвижной студии, арендованной у The Rolling Stones
. Для этих целей было снято помещение в местном казино.
4 декабря 1971 года в театре этого игорного заведения давал концерт Фрэнк Заппа. После этого зал должен был поступить в полное распоряжение Deep Purple. Но судьба распорядилась иначе. Во время выступления Заппы в помещении начался пожар, причиной которого называют выстрел из ракетницы в потолок. Закончилось все тем, что развлекательный комплекс полностью был разрушен огнем дотла.
Музыканты из Deep Purple наблюдали за происходящим из окна гостиницы Europe Hotel, которая находится на противоположном берегу Женевского озера. Так что дым над водой, в честь которого была названа новая песня, стелился над его гладью.
Естественно, записывать альбом им пришлось уже в другом помещении. В качестве импровизированной студии выступил коридор «Гранд Отеля», полностью арендованного для этих целей. Но нас больше интересует непосредственно история песни “Smoke on the Water”.
Как-то утром через пару дней после пожара Роджеру Гловеру, который лежал в постели и еще толком не проснулся, пришла в голову фраза “smoke on the water”. Он так это описал:
Я был один в кровати… в то мистическое время между глубоким сном и пробуждением, когда я услышал собственный голос, произносящий эти слова вслух. Я проснулся и спросил себя, действительно ли я их произнес, и решил, что так и было. Я хорошенько их обдумал и осознал, что это может быть потенциальным названием для песни.
Чуть позже он рассказал об этом Иэну Гиллану, но в разговоре они пришли к заключению, что такая фраза больше подходит для какой-то наркоманской песни, и потому решили от него отказаться. Однако мысль о песне, описывающей тот пожар, их не покинула, и со временем они поняли, что “Smoke on the Water” будет лучшим для нее названием.
В тексте песни рассказывается не только о печальном происшествии, но также в целом описывается пребывание группы в Швейцарии. Почти за каждой строчкой стоят реальные события и их участники. Например, «Клёвый Клод» — это руководитель джазового фестиваля в Монтрё, который помогал выводить людей из горящего зала.
Тот самый гитарный рифф Ричи Блэкмор сочинил во время импровизаций, который он часто устраивал с барабанщиком Иэном Пэйсом. Широко распространено предположение, что он заимствовал его из песни “Marie Moite” бразильской исполнительницы Аструд Жилберту, записанной в 1966 году.
Участники группы Deep Purple не верили в успех “Smoke on the Water” и не стали выпускать ее синглом до выхода альбома “Machine Head” (начало 1972), в который она была включена. Но год спустя сингл все же был издан и неплохо показал себя в чартах разных стран.
Со временем “Smoke on the Water” стала самой узнаваемой композицией Deep Purple, которую журнал “Rolling Stone” поместил на 434-ую строчку списка 500 величайших песен всех времен.
В интервью “Metal Hammer” Роджер Гловер охарактеризовал ее следующим образом:
Думаю, “Smoke on the Water” является самой важной песней из тех, что когда-либо были у Purple. Ее постоянно требуют исполнять, а это не лучшая песня для живых концертов. Это хорошая песня, но играть ее несколько утомительно. Возбуждение идет от аудитории.
Перечислить все каверы на “Smoke on the Water” очень сложно, ведь ее перепевали очень многие группы и исполнители. В их числе Iron Maiden, Metallica, Sepultura, Бон Джови, Карлос Сантана и другие.
Интересные факты
· Однажды, выступая на телевидении, Риччи Блэкмор пошутил, что знаменитый рифф из песни представляет собой сыгранное задом наперед вступление Пятой симфонии Бетховена, добавив, что он должен композитору кучу денег.
· На берегу Женевского озера в Монтрё была установлена статуя с названием группы и песни, а также с нотами гитарного риффа.
· В 2008 году среди студентов музыкальных училищ Лондона проводился опрос с целью выявить самый известный гитарный рифф. Первое место заняла мелодия из “Smoke on the Water”.
· В 2010 году, выступая под Самарой в рамках фестиваля «Рок над Волгой», Deep Purple исполнили песню, изменив слова припева на “Smoke on the Volga”.

Текст песни
“Smoke on the Water”

Перевод песни
“Smoke on the Water”

We all came out to Montreux on the Lake Geneva shoreline
To make records with a mobile — We didn’t have much time
Frank Zappa & the Mothers were at the best place around
But some stupid with a flare gun burned the place to the ground
Все мы приехала в Монтрё на берег Женевского озера,
Чтобы записывать песни на мобильной студии. У нас было мало времени
Frank Zappa & the Mothers играли в лучшем зале,
Но какой-то придурок с сигнальным пистолетом сжег зал дотла
Smoke on the water — A fire in the sky
Smoke on the water
Дым над водой. Огонь в небе
Дым над водой
They burned down the gambling house — It died with an awful sound
Funky Claude was running in and out, pulling kids out of the ground
When it all was over, we had to find another place
Swiss time was running out — It seemed that we would lose the race
Они сожгли игорный дом. Он рухнул с ужасным грохотом
Клевый Клод бегал туда-сюда, вытаскивая из зала людей
Когда все закончилось, нам пришлось искать другое место
Наше время в Швейцарии завершалось. Казалось, у нас уже ничего не получится
We ended up at the Grand Hotel — It was empty, cold and bare
But with the Rolling Truck Stones Thing just outside making our music there
With a few red lights an’ a few old beds, we made a place to sweat
No matter what we get out of this, I know… I know we’ll never forget
Наконец мы оказались в Grand Hotel. Он был пустой и холодный.
Но, запустив мобильную студию The Rolling Stones, чтобы играть музыку,
Включив несколько красных фонарей и установив пару старых кроватей, мы обустроили место для работы в поте лица
Не имеет значения, как мы вышли из положения, я знаю… Я знаю, мы никогда это не забудем

Цитата о песне

«…с тех пор я всегда прислушивался к своим случайным мыслям».
Роджер Гловер

По воле случая если вам когда-нибудь вам доведется побывать в швейцарском городке Монтре, то уж не поленитесь, отыщите там две действительно знаковые для истории тяжелой музыки достопримечательности.

Freddie Mercury"s monument

Разговор даже не о бронзовом Фрэдди Меркюри, который в 1996 году на века встал на берегу Женевского озера, хотя и ему лишний раз поклониться не грех. Речь идет о местном зале "Казино" и, прежде всего, об уникальном и единственном в мире памятнике - "песне". И эта песня - "Smoke On The Water" с альбома Machine Head группы Deep Purple ! "Smoke On The Water - не просто хитовая композиция.
Её судьба сложилась иначе - она стала настоящим "стандартом хард-рока" и гимном целого поколения меломанов. Вряд ли найдется хоть один поклонник рока, да и не только рока, который не слышал бы её. А для группы Deep Purple "Smoke On The Water " стала пропуском в вечность. Итак, в декабре 1971 года Deep Purple прибыли в Монтрё. Планы их были просты и понятны им предстояло записать очередной студийный альбом Machine Head . Для этого у Rolling Stones была арендована передвижная студия Rolling Stones Mobile представлявший собой внушительных размеров грузовик-фургон, где была смонтирована звукозаписывающая аппаратура.
Ранее планировалось, что сами музыканты расположатся на сцене местного развлекательного комплекса "Казино", что стоит прямо на берегу озера Начало записей было запланировано на 5-ое декабря, музыканты же приехали в город четвертого. В этот день в "Казино" давал концерт Фрэнк Заппа со своей группой "The Mothers Of Invention", сцена была пока занята, и свою аппаратуру Deep Purple решили пока не выгружать. Как бы предчуствуя что-то не ладное.
Через час после начала выступления Заппы, во время синтезаторного соло на композиции "King Kong", какой-то обезумевший oт счастья фэн пальнул в потолок зала из ракетницы. А там был сооружен декоративный бамбуковый навес.

Smoke on the lake

Предстоящему пожару не пришлось ждать долго. Заппа с грустью произнес в микрофон "без паники, у нас пожар", после чего его музыканты сложили инструменты и покинули сцену. Затем спокойно, без давки и истерик, вывели всех зрителей - никто не пострадал.
Эвакуацию организовал лично директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс (он, кстати организовал запись альбома "Machine Head" и стал его продюсером).
Вначале пламя разгоралось медленно - его даже не было видно. Роджер Гловер , не сознавая, насколько он рискует, снова вошел в горящее "Казино", чтобы поближе разглядеть и пощупать два новейших синтезатора Заппы. Хорошо, что Гловер вовремя успел выйти из горящего здания и соединился к остальным музыкантам, укрывшимся от суеты и толпы в ресторане отеля "Еurоре". И оттуда, через большое окно, они видели. как здание Казино", которому в 1971 году стукнуло уже 90 лет, обратилось в пылающий ад, а над водой Женевского озера повисла завеса дыма, не рассеивавшаяся потом ещё пару дней.
А синтезаторы Заппы, к слову, не успели вынести, они сгорели.
Таким образом Deep Purple остались без помещения для записи. Но уже утром следующего дня Клод Нобс договорился с администрацией расположенного неподалеку театра "Павильон". Днём туда перевезли всю аппаратуру и группа начала подготовку к записи инструментальных партии для трека с условным обозначением "Title #1". Рифф для этой песни Ричи Блэкмор заготовил ещё до поездки в Монтре (злые языки уверяют, что он "содрал" его с песни бразильца Карлоса Лиры "Maria Moita", которая впервые была записана Аструд Жильберто для альбома Look At The Rainbow. 1965).
К вечеру была завершена настройка аппаратуры, и группа начала работать. Только третий дубль понравился всем, а на часах было уже далеко за полночь. Остановившись, музыканты обратили внимание на слегка напряженное поведение обслуживающего персонала, которому было поручено обеспечивать тишину и отсутствие посторонних лиц во время записи. Оказывается, весь вечер в двери студии ломился наряд полиции, вызванный жителями окружающих домов! Тут вам следует пояснить кое-что. Монтре несмотря на концерты рок-звезд и джазовые фестивали, и тогда, и сегодня, представляет собой очень тихий, дорогой, аристократический курорт на "швейцарской Ривьере". Queen, Deep Purple, Боуи, Заппа - да, конечно.
Но Монтре как место для отдыха и лечения, задолго до них облюбовали Стравинский, Набоков, Хемингуэи. Руссо... Чайковский, опять же - он своё "Лебединое Озеро" не пропускал через мегаваттные "Маршаллы" в час ночи! А местных здесь всего тысяч двадцать. И они привыкли к курортникам определенного типа. Так что сами понимаете - малейший шум после захода солнца, и бдительные "монтрейцы" сразу же "звонят в полицию"! Итак, прибывшие полицейские корректно попросили музыкантов ограничить работу дневными часами. Это никого не устраивало. Поэтому Нобса "зарядили" подыскивать новое помещение - в маленьком городе это оказалось довольно сложным. Прошло пять или шесть дней. Легенда гласит, что именно в эти дни Иен Гиллан услышал, как Роджер Гловер, очевидно под впечатлением, пробормотал несколько раз во сне фразу "smoke on thе water" - "дым над водой".

Smoke on the water song"s monument

Утром, сидя, в ресторане, Гиллан снова вспомнил эти слова, схватил салфетку и записал их. Так родился знаменитый припев, который дал окончательное название записанной накануне песне - "Smoke On The Water" вместо рабочего "Title #1!". Затем, наконец Нобсу удалось снять целиком "Гранд Отель", находившийся на окраине города и в это время года абсолютно пустовавший. Естественно, он не отапливался. Для записи был облюбован Т-образный коридор на первом этаже. Специально нанятый плотник сколотил деревянный щит, отгородивший его от фойе. Щит был обложен матрасами из пустующих номеров. Ограниченное таким образом пространство отапливалось промышленной тепловой пушкой. Для создания "творческой атмосферы" коридор подсвечивался красными лампочками. Рядом припарковали грузовик с Rolling Stones Mobile и протянули от него кабели внутрь помещения. Вот только пробираться в коридор музыкантам приходилось через балконы смежных номеров - ведь вход в фойе был заколочен! Там и были увековечены все остальные инструментальные партии альбома "Machine Head", только барабаны Иена Пейса решили записать в другом коридоре, не отделенном от холла, так как ему понравилась реверберация звука в этом месте. В последнюю очередь был наложен вокал, в том числе и на дорожку "Smoke On The Water", записанную ещё в театре "Павильон". К этому времени у Гиллана был готов уже весь текст. И повествует он, в общем и целом, обо всех вышеупомянутых заключениях при записи альбома - о пожаре на концерте Заппы, о том, как Клод Нобс выводил людей, как сгорело "Казино", как был найден "Гранд Отель" и там уже записана вся пластинка: "Нам никогда не забыть, этот дым над водой и огонь в небесах!" Песня "Smoke On The Water" была выпущена на альбоме "Machine Head" в марте 1972 года. Постепенно стало ясно, что она будет одной из самых значимых композиций на диске. В виде сингла она появилась на прилавках музыкальных магазинов в 1973 году, на второй стороне была её концертная версия.

Smoke on the water manuscript

Сингл по результатам продаж стал "золотым" и достиг четвертой позиции в авторитетном чарте Billboard. Говорят, благодаря ему весь альбом занял вскоре 1 место в национальном английском хит параде, а к 1986 году стал дважды "платиновым" (2.000.000 копии)! Впоследствии диск не раз переиздавался, в Британии был даже выпущен его квадрофонический вариант. Песня "Smoke On The Water" попала в список "500 величайших композиции всех времен" журнала Rolling Stone, издание поместило ее в первую двадцатку 100 величайших гитарных треков, как и радиостанция ВВС. Кавер версиям её просто нет счета, можно упомянуть варианты от Iron Maiden, Ингви Мальмстина, Dream Theater, Sepultura, Metallica, Bon Jovi, Six Feet Under.
Известны и тематические слеты гитаристов, которые соревнуются друг с другом только в исполнении знаменитою риффа, последнее такое мероприятие состоялось в 2009 году в Польше собрало 6346 человек!
Этот показатель был внесен в Книгу Рекордов Гиннеса. А что же "Казино"? Оно было вновь отстроено к 1975 году и стало местом проведения джазовых фестивалей, а в 90-е годы его хотели было закрыть, но у его владельцев (а это какие-то французы) всё-таки не поднялась рука сделать это. Теперь его можно посетить - местоположение "Rue du Theatre", ее вы легко без особого труда можете найти на любой туристической карте города.
Теперь вы, наверное, хотите узнать, как выглядит памятник песне "Smoke On The Water" и как его найти? Очень просто. Отыщите (тоже по туристической карте) памятник Меркюри (пересечение Place du Marche и набережной Rouvenaz). Встаньте на набережной к нему лицом, а спиной, соответственно, повернитесь к озеру. Внимательно посмотрите налево. И вы увидите на грубом, железном нотном стане увитые плющом ноты знаменитого риффа - "Smoke On The Water"

4 декабря 1971 года, небольшой швейцарский городок Монтре навсегда был вписан в историю рок-музыки. Пожар, случившийся в казино города во время концерта Фрэнка Заппы и группы Mothers of Invention, вдохновил Deep Purple на написание одной из величайших песен в истории рока – «Smoke on the Water» (Дым над водой).

Группа Заппы Mothers of Invention исполняла композицию King Kong, шло соло Дона Престона на синтезаторе, когда один из зрителей выстрелил в потолок из ракетницы. Покрытие помещения было выполнено из дерева и огонь быстро распространился во все стороны. Музыканты быстро осознали грозящую опасность и Заппа, сохраняя хладнокровие, попросил зрителей без паники покинуть зал. Директор джазового фестиваля Монтре, Клод Нобс, бегал по зданию, помогая людям безопасно эвакуироваться.

Позже, в интервью после пожара, Заппа говорил: «Они были очень организованы. Мне повезло, что многие знали английский, поскольку я не знал, что говорить на французском». В 2009 один из зрителей, Питер Шнайдер, описал свои воспоминания в блоге: «Огонь распространился очень быстро, и люди в передней части зала оказались в ловушке. Справа от сцены была большая дверь, но я не знал, открыта она или закрыта… Я стоял позади толпы, которая пыталась выйти через огромное окно, проходящее по всему фасаду здания. Своей жизнью я обязан швейцарскому пожарному, который, зайдя внутрь с огромным топором, начал разбивать окна одно за другим… Люди начали выпрыгивать… Зал находился выше уровня земли, второй этаж, так что это был прыжок на 2-3 метра».

Вскоре после того, как эвакуировался последний человек, пожар добрался до системы отопления и последовал взрыв. К счастью, каким-то чудом, никто не погиб. Как говорил Фрэнк Заппа, основными ранениями были небольшие порезы и ожоги, несколько человек отправили в больницу. Казино было полностью уничтожено, погибло все оборудование и музыкальные инструменты группы, за исключением, как ни странно, колокольчика.

Музыканты Deep Purple все это время наблюдали за пожаром из окна отеля. Они прибыли в город накануне и должны были записывать альбом в другой день. Зрелище было грандиозным. На фоне вечернего неба, огромный столб дыма поднимался вверх и стелился вдоль водной глади Женевского озера.

Вид катастрофы вдохновил группу на написание одной из ключевых песен 20 века, в тексте которой они описали практически всю историю:

We all came down to Montreaux / Мы прибыли в Монтре,
On the lake Geneva shore line / На берег Женевского Озера,
To make records with the mobile / Чтобы записать в мобильной студии пластинку,
We didn’t have much time / Времени было немного.

Frank Zappa and the Mothers / Фрэнк Заппа и «Мамаши»
We had the best place around / Занимали лучшие места в округе,
But some stupid with a flare-gun / Но глупец с ракетницей
bruned the place to the ground / Все сжег дотла.


They burned down the gambling house / Они сожгли дотла игорный дом,
it died with an awful sound / Он погибал с ужасным звуком,
The funky claude was running in and out / Фанки Клод метался туда и обратно,
pulling kids out on the ground / Вызволяя детей из опасной зоны.

When it all was over / Когда все было кончено,
We had to find another place / Нам пришлось искать другое место,
The Swiss time was running out /
Но время пребывания в Швейцарии было на исходе,
It seemed that we would lose the race / Казалось, мы не выиграем эту гонку.
Smoke on the water / Дым над водой
A fire in the sky / И огонь в небесах

We ended up at the Grand Hotel / Мы осели в Гранд Отеле,
It was empty cold and bare / Он был пуст, холоден и беден,
But with the rolling truck stones thing just outside / Но когда «Роллинги» предоставили нам «Стоунскую» передвижку,
Making our music there / Мы записали новую пластинку.

With a few red lights, a few old beds / При скудном свете красных фонарей на паре старых коек
We made a place to sweat / Мы изрядно попотели,
No matter what we get out of this, I know / Не важно, что у нас из этого получилось,
I know I’ll never forget / Я знаю, мы никогда не забудем
Smoke on the water / Дым над водой
A fire in the sky / И огонь в небесах