Галиаскар камал театры. С чего начинался татарский театр

Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала

Театр имени Камала
Основан 22 декабря
Награды
Руководство
Директор Якупов, Ильфир Ильшатович
Главный режиссёр Бикчантаев, Фарид Рафкатович
Сайт kamalteatr.ru

Интерьер театра им. Г.Камала

История

Уже в начале ХХ века появились первые татарские любительские театральные группы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси ( -). Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиасгара Камала. Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года , так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Первой профессиональной татарской группой, ставшей зародышем ТГАТ, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник»). Название для группы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай . В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский , Сулейман Валеев-Сульва , выдающиеся татарские драматурги Галиасгар Камал , Карим Тинчурин , актёр и режиссёр Зайни Султанов , актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская , артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская , Касым Шамиль, Мухтар Мутин , актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского, писателя Фатиха Амирхана .

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев , настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в группе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.

Необходимо отметить также Галиасгара Камала, или «татарского Островского», как называл его Тукай. Его первая драма «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша») написана в , издана в 1899 году . До революции он написал такие произведения, как «Беренче театр » («Первое представление»), «Бүләк өчен» («Ради подарка»), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Банкрот ». Перевёл пьесы «Жалкое дитя» Намика Кемаля, «Женитьбу», «Ревизора» Н. В. Гоголя , «Грозу» А. Н. Островского , «На дне» А. М. Горького и другие пьесы русских и зарубежных авторов.

Основоположниками татарской музыкальной драмы стали драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев . Это легендарная «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»), «Алар өчәү иде» («Их было трое»). За 100 лет существования татарского профессионального театра музыку к спектаклям писали десятки композиторов , среди них - Сара Садыкова , Джаудат Файзи , Александр Ключарёв , Хуснулла Валиуллин , Фасиль Ахметов , Масгут Имашев, Назиб Жиганов , Алмаз Монасыпов, Энвер Бакиров , Луиза Батыр-Булгари, Бату Мулюков .

Во второй половине XX столетия в театре работали режиссёры Ширьяздан Сарымсаков, Празат Исанбет, Абдулла Юсупов, Хусаин Уразиков, Гумер Девишев, Валерий Бебутов, Александр Михайлов, Рафкат Бикчантаев, Марсель Салимжанов . В 1991 году режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев. Сейчас он - главный режиссёр театра имени Г. Камала.

В 1961 году в труппу театра влились выпускники Московского театрального училища им. Щепкина и , которые стали известными артистами. Это Шамиль Бариев , Ренат Тазетдинов , Азгар Шакиров , Наиль Дунаев , Нажиба Ихсанова, Гульсум Исангулова, Фирдаус Ахтямова , Равиль Шарафеев , а также известный драматург Туфан Миннуллин - автор более полусотни пьес. Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана , но и других регионов России. Это «Без китәбез, сез каласыз» («Мы уходим, вы остаётесь»), «Ай булмаса, йолдыз бар» («Без луны звезда нам светит»), «Авыл эте Акбай» («Деревенский пес Акбай»), «Моңлы бер жыр» («У совести вариантов нет»), «Миләүшәнең туган көне» («День рождения Миляуши»), «Үзебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами») «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Әниләр һәм бәбиләр» («Дочки-матери»), «Хушыгыз» («Прощайте»), «Канкай угылы Бәхтияр» (пьеса о сподвижнике Емельяна Пугачёва Бахтияре Канкаеве «Бахтияр Канкаев»), «Шулай булды шул» («Вот так случилось»), «Җанкисәккәем» («Свет моих очей»), «Гөргөри кияүләре» («Зятья Гэргэри»), «Эзләдем, бәгърем, сине» («Искал тебя, любимая»), «Галиябану, сылуым-иркәм» («Галиябану, ненаглядная моя»), «Шәҗәрә» («Родословная»), «Алты кызга бер кияү» («Шесть невест и один жених»), «Диләфрүзгә дүрт кияү» («Четыре жениха Диляфруз»), «Илгизәр+Вера» («Ильгизар+Вера»).

В 1972 году по проекту по проекту группы архитекторов, состоящей из Г. Горлышкова, Ю.А. Корнеева, Ф.М. Евсеева, М.Г. Евсеевой, Г. Хаджина, Н. Шебалиной, началось строительство нового здания театра. В 1986 году оно было завершено, а в январе 1987 года состоялось открытие сцены.

В 1995 году молодые актёры театра на Международном фестивале театральных школ в Москве получили главную премию за спектакль «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр - Ф. Бикчантаев.

В 2001 году главный режиссёр театра имени Камала Марсель Салимжанов был удостоен высшей российской награды - национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Оформлением спектаклей в разные годы занимались художники С. Яхшибаев, Г. Камал, П. Беньков, Э. Гельмс, П. Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Р. Газиев, А. Кноблок, А. Закиров и С. Скоморохов.

В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, профессор Фарид Бикчантаев, с 2011 года возглавляющий Союз театральных деятелей Республики Татарстан.Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китая, Венгрии и др.

В июне 1923 года одному из основоположников татарской драматургии и татарского театра Галиаскару Камалу (Камалетдинову) присвоено почетное звание «Герой труда», чуть позже его наградили званием народного драматурга ТАССР.

Биография

Родился в семье кустаря в Казани. Детство проводит в родной деревне матери Т?б?н Масра (нынешний Арский район).

Учился в казанском медресе «Госмания», 1889-1897 годах в медресе «Мухаммадия».

В 1901 выпускал газету «Тэраккый» («Прогресс»), организовал издательство «Мэгариф» («Просвещение»). С 1906 года работал в газете «Азад» («Свобода»), затем - «Азад халык» («Свободный народ»), где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.

Был издателем и редактором сатирического журнала «Яшен» («Молния», 1908-09), работал в газете «Юлдуз» («Звезда», 1907-17).

Печатался с 1900 года. Важнейшие произведения - драма «Несчастный юноша» (1907, 2-й вариант), комедии «Из-за подарка» (1908), «Любовница» (1911), «Тайны нашего города» (1911), «Банкрот» (1912, рус. пер. 1944) - резко бичевали пороки буржуазного общества. После Октябрьской революции Камал писал сатирические стихи, сотрудничал в газете «Эш» («Труд»), «Кызыл байрак» («Красное знамя»).

Перевёл на татарский язык «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского и «На дне» М. Горького.

Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Галиаскара Камала - известного татарского писателя и общественного деятеля.

Знакомство

Галиаскар Камал по праву считается одним из основоположников татарского театра и драматургии. Он появился на свет в январе 1879 года в Казани. Детские годы мальчика прошли в родной деревне его матери - Масре (Арский район). Когда он немного подрос, мать отдала его в казанский медресе «Госмания», а после - в медресе «Мухаммадия».

Работа

Начиная с 1901 года, Галиаскар Камал занимался издательством газеты «Прогресс». Немного позже, поднабравшись опыта, создал издательский дом «Просвещение». Начиная с 1906 года, печатался в ряде газет («Свободный народ», «Свобода»), где пропагандировались марксистские идеи. Вскоре после этого Галиаскар Камал стал главой сатирического журнала под названием «Молния», печатался в газете «Звезда».

Молодой человек занимался переводами разных произведений русских писателей («Ревизор», «На дне» и «Гроза»). Критики писателя считают, что важнейшими его произведениями являются такие: комедии «Тайна нашего города», «Любовница», «Банкрот» и «Из-за подарка», драма «Несчастный юноша». Комедии Галиаскара в резкой форме высмеивали всё буржуазное общество, его стереотипы и пороки. После окончания Октябрьской революции мужчина всё чаще писал сатирические стихотворения. В это время он сотрудничал с такими газетами, как «Красное знамя» и «Труд».

Театр Галиаскара Камала (Казань): история

Зимой 1906 года творческие молодые люди Казани представили жителям свой спектакль, который был сыгран полностью на татарском языке. Если конкретнее, то были показаны две постановки: «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя». 22 декабря 1906 года считается настоящей датой рождения этого театра. Первую труппу основал Ильяс Кудашев-Ашказарский - обычный, но талантливый преподаватель из города Оренбурга. Вскоре членом труппы стал режиссер и артист Габдулла Кариев, который быстро стал её главой. Этого человека называли «отцом татарского театра» ещё в расцвете его карьеры. Новосозданная труппа «Сайяр» быстро становится островком культуры, просвещения и демократических движений. В 1912 году из труппы уходят несколько артистов, которые формируют театральное образование под своим началом. В «Сайяр» вступают новые молодые артисты. Труппа показывала не только классику, но и современные постановки. Большой популярностью пользовался спектакль, написанный Галиаскаром Камалом, под названием «Банкрот».

В 1922 году названную труппу соединяют с ещё двумя другими и создают «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного октября». Его главой становится актер, режиссер и педагог Карим Тинчурин.

Театр имени Галиаскара Камала: присуждение имени

В 1926 году празднуется 20-летний юбилей. Многих артистов награждают почетными званиями, а театр становится академическим. Во времена сталинских репрессий театр теряет много ценных кадров: некоторые из них покидают страну, спасаясь бегством, а некоторые становятся заключёнными. Многие из тех, кто остался на свободе, решили не возвращаться к своей деятельности. В 1940-х годах на сцене всё ещё показывают переводные зарубежные пьесы и русскую классику. В 1939 году празднуется 60-летие героя нашей статьи. В честь этого театру присуждают имя Галиаскара Камала.

Когда начинается война, многие артисты уходят на фронт. В театр поступают новые свежие силы из студии ГИТИСа. В 1956 году власть реабилитирует многих значительных деятелей татарского народа. В 1957 году в Москве театр Галиаскара Камала награждают высшей из возможных наград - орденом Ленина.

Современное положение

1980-1990 годы известны сменой режиссерских поколений. От этого театр только выигрывает. Благодаря таланту и профессионализму своих артистов, он занимает призовые места на множестве фестивалей. В 1996 году актеры театра впервые выступают за границей (Германия») на Международном фестивале. В начале 2001 года главный режиссёр Марсель Салимжанов становится лауреатом премии «Золотая маска». После его смерти в следующем году на эту должность приходит Фарид Бикчантаев - близкий друг и ученик Марселя.

Начиная с 2000-х годов, труппа активно гастролирует по всей России, собирая огромные залы зрителей. Получив такую славу, театр Галиаскара Камала (Казань) выходит на новый уровень и начинает проводить гастроли в странах дальнего и ближнего зарубежья. В особый восторг от талантливых артистов приходят зрители Испании, Венгрии, Колумбии, Эстонии, Германии, Литвы, Казахстана и Финляндии.

Память

Советский народ любит и помнит своих героев, поэтому чтит их память. В 1978 году появился маркированный художественный конверт с изображением Камала. В честь писателя названы улицы в Елабуге, Набережных Челнах. Дом писателя в Казани признан памятником истории. Поскольку он был построен в 1902 году, то нуждался в серьёзной реставрации, которая была произведена в 2012 году.

Галиаскар Камал был выдающимся человеком, который внёс огромный вклад в развитие татарского искусства. В честь этого деятеля назвали уже известный нам театр, который по сей день радует зрителей не только России, но и зарубежных стран.


Театр имени Камала
Координаты 55.782778 , 49.116958 55°46′58″ с. ш. 49°07′01.05″ в. д.  /  55.782778° с. ш. 49.116958° в. д. (G) (O)
Основан 22 декабря
Директор Якупов, Ильфир Ильшатович
Главный режиссёр Бикчантаев, Фарид Рафкатович
Сайт http://kamalteatr.ru

Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала (ТГАТ, тат. Ğaliəsğər Kamal isemendəge Tatar dəulət akademiya teatrı, Галиәсгар Камал исемендәге Татар дәүләт академия театры ) - театр в г. Казани , (Татарстан), на улице Татарстан и одноимённой площади .

Интерьер театра им. Камала

История

Уже в начале 19 века появились первые татарские любительские театральные труппы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси ( -). Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиаскара Камала. Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года , так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Первой профессиональной татарской труппой, ставшей зародышем ТГАТ, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник»). Название для труппы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай . В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский , выдающиеся татарские драматурги Галиаскар Камал , Карим Тинчурин , актёр и режиссёр Зайни Султанов, актриса и режиссёр Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, артисты Ашраф Синяева, Шакир Шамильский, Гульсум Болгарская , Касым Шамиль, Мохтар Мутин, актёр и режиссёр Нури Сакаев, актёр и режиссёр Бари Тарханов. Также можно назвать артиста и режиссёра Газиза Айдарского, писателя Фатиха Амирхана .

Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев, настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.

Необходимо отметить также Галиаскара Камала, или «татарского Островского», как называл его Тукай. Его первая драма «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша») написана в , издана в 1899 году . До революции он написал такие произведения, как «Беренче театр » («Первое представление»), «Бүләк өчен» («Ради подарка»), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Банкрот». Перевёл пьесы «Жалкое дитя» Намика Кемаля, «Женитьбу», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского, «На дне» А. М. Горького и другие пьесы русских и зарубежных авторов.

Основоположниками татарской музыкальной драмы стали драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев . Это легендарная «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), «Кандыр буе» («На реке Кандре»), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце»), «Алар өчәү иде» («Их было трое»). За 100 лет существования татарского профессионального театра музыку к спектаклям писали десятки композиторов , среди них - Сара Садыкова , Джаудат Файзи, Александр Ключарев, Хуснулла Валиуллин, Фасиль Ахметов, Масгут Имашев, Назиб Жиганов , Алмаз Монасыпов, Энвер Бакиров , Луиза Батыр-Булгари, Бату Мулюков.

Во второй половине XX столетия в театре работали режиссеры Ширьяздан Сарымсаков, Празат Исанбет, Абдулла Юсупов, Хусаин Уразиков, Гумер Девишев, Валерий Бебутов, Александр Михайлов, Рафкат Бикчантаев, Марсель Салимжанов. В 1991 году режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев. Сейчас он - главный режиссёр театра имени Г.Камала.

В 1961 году в труппу театра влились выпускники Московского театрального училища им. Щепкина и , которые стали известными артистами. Это Шамиль Бариев , Ренат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Наиль Дунаев, Нажиба Ихсанова, Гульсум Исангулова, Фирдаус Ахтямова , Равиль Шарафеев, а также известный драматург Туфан Миннуллин - автор более полусотни пьес. Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана , но и других регионов России. Это «Без китәбез, сез каласыз» («Мы уходим, вы остаетесь»), «Ай булмаса, йолдыз бар» («Без луны звезда нам светит»), «Авыл эте Акбай» («Деревенский пес Акбай»), «Моңлы бер жыр» («У совести вариантов нет»), «Миләүшәнең туган көне» («День рождения Миляуши»), «Үзебез сайлаган язмыш» («Судьбы, избранные нами») «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермыш»), «Әниләр һәм бәбиләр» («Дочки-матери»), «Хушыгыз» («Прощайте»), «Канкай угылы Бәхтияр» («Бахтияр Канкаев»), «Шулай булды шул» («Вот так случилось»), «Җанкисәккәем» («Свет моих очей»), «Гөргөри кияүләре» («Зятья Гэргэри»), "Эзләдем, бәгърем, сине («Искал тебя, любимая»), «Галиябану, сылуым-иркәм» («Галиябану, ненаглядная моя»), «Шәҗәрә» («Родословная»), «Алты кызга бер кияү» («Шесть невест и один жених»), «Диләфрүзгә дүрт кияү» («Четыре жениха Диляфруз»), «Илгизәр+Вера» («Ильгизар+Вера»).

Файл:Bariev 51.jpg

Вид на озеро Кабан и Театр им. Камала

В 1986 году было завершено строительство нового здания театра, а в январе 1987 года состоялось его открытие.

В 1995 году молодые актёры театра на Международном фестивале театральных школ в Москве получили главную премию за спектакль «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр - Ф. Бикчантаев.

В 2001 году главный режиссёр театра имени Камала Марсель Салимжанов был удостоен высшей российской награды - национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Оформлением спектаклей в разные годы занимались художники С. Яхшибаев, Г. Камал, П. Беньков, Э. Гельмс, П. Сперанский, М. Сутюшев, А. Тумашев, Р. Газиев, А. Кноблок, А. Закиров и С. Скоморохов.

Особенностью татарского театра было то, что в советское время Татарстану, как автономной республике, не полагалось иметь свою киностудию. Поэтому, все актёрские таланты и дарования могли проявить себя исключительно на ниве театра. Каждой союзной республике СССР было разрешено иметь свою киностудию, но татарам, несмотря на то, что они самыми первыми среди мусульманских народов СССР начали создавать свою кинематографию, не разрешили открыть киностудию. Этим объясняется концентрация всех актерских творческих дарований в татарском театре.Несмотря на отсутствие в ТАССР киностудии, ряд актеров театра успешно снимались в советских и российских фильмах на русском языке, так например,