Горе от ума характеристика молчалина,лизы и софьи в цитатах из произведения.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 9 похожих сочинений.


Свою знаменитую комедию "Горе от ума" Грибоедов сочинял в первой четверти XIX века. Литературная жизнь этого периода определялась необычайно большим количеством талантов и громких имен: Жуковский, Вяземский, Пушкин, Батюшков, Баратынский, Дельвиг. В искусстве происходит процесс перехода от его классических оснований к романтизму и реализму. Одним из родоначальников реализма, а точнее, "критического реализма", был Грибоедов. Он погиб в тридцать четыре года. Не считая большого количества писем и нескольких стихотворений, "Горе от ума" - его единственное произведение, судьба которого оказалась необычайно счастливой.

Время действия комедии охватывает чуть меньше суток. Однако количество событии и героев, которое она в себя вмещает, огромно. Среди них главная героиня Софья, о которой Грибоедов недвусмысленно писал: "Денут,.л самая неглупая". II действительно, она часто остроумна и"точностью характеристик превосходит самого Чацкого. Она единственная из всех способна к......... с ним на равных. Одна беда: "предпочитает умному дурака" (Грибоедов).

С этого, собственно, и начинается комедия: коллежскии асессор Молча-лип, чиновник восьмого класса, что соответствовало чину капитана, ночь напролет играет на флейте дуэт в спальне Софьи Павловны Фамусовой, дочери своего благодетеля. Молчалин - секретарь Фамусова, и секретарь не самый исполнительный. Понятно это потому, как Фамусов замечает ему небрежно:

Помилуйте, что это вдруг припало

Усердъе к письменным делам!

Так кто же он такой, Молчалин? Человек безродный, ниоткуда, из Твери. Его место в иерархии как нельзя более точно определила старуха Хлестова:

Молчалин, вон чуланчик твой,

Не нужны проводы, поди. Господь с тобой.

Точнее не скажешь: и душа у него из чуланчика, и одежда, и манеры, и речи, и поступки. Софью он не любит, но сидит с ней ночами и дуэты играет из угодливости, а сам дрожит, потому

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянет!..

Так и живет он на свете: угождает и дрожит, дрожит и угождает:

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

Жаль такого человека, от всей души жаль. Ведь и в этом унижении должно быть что-то настоящее. Любит же он Лизу и объясняется ей. Путано, некрасиво. И тут же делится своим кредо, которое необходимо процитировать целиком:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Да, Молчалин явно человек будущего, человек другой, николаевской эпохи. Он мне напоминает героя второй части повести Льва Толстого "Два гусара". Такой же бессовестный, наглый и трусоватый.

Однако не думаю, что подобная карикатура могла быть столь живуча. Есть за картонным силуэтом нечто смутное, то, ради чего он заслужил привязанность и влюбленность Софьи. Вот он другой, глазами любящей его девушки. Он - "враг дерзости", от него "ни слова вольного, и так вся ночь проходит". Она защищает его очень остроумно и бойко. Ставит на место Чацкого: "Не человек, змея!" - именно по поводу его насмешки над Молчаливым. И даже в минуту разочарования, когда раскрывается его измена, она отдает ему должное: "В вас меньше дерзости, чем кривизны души".

Да и сам Молчалин чуток к любым переменам и, хотя недалек умом (дурак, по мнению Грибоедова), прекрасно ориентирован в социальной структуре. Если бы не катастрофическое явление Чацкого, "достиг бы степеней известных". И не пропадет, и достигнет еще. Еще немного, еще чуть-чуть - и будет Павел Иванович Чичиков. Как трезво мыслит:

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Какое похвальное усердие:

С тех пор как числюсь по архивам,

Три наградные получил.

Какая восхищающая Чацкого, а вслед за ним и пас точная самооценка и иерархия присущих ему талантов: "умеренность и аккуратность". Знает место свое и держится его строго и определенно. И вовремя все делает.

Когда в доме Фамусова разразился скандал, выслушал Софыо и, за секунду до появления своего благодетеля, незаметно ретировался в чуланчик. И затаился. Выжидает.

Чацкий громит монологи, с жаром, потом насмешливо, потом знаменитое: "Карету мне, карету!" И Фамусов определенно озабочен: "Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?" Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, и авторская ремарка мелкими буковками: "Те же, кроме Молчалина". Ушел в тень, притаился наш герой. Ждет своего часа. И еще явит себя в литературе: у Гоголя, Толстого, Достоевского; в XX веке - у Сологуба, Андреева, Платонова. Так состоялось литературное бессмертие Молчалина.

ДЕЙСТВИЕ I

ЯВЛЕНИЕ 4

(Рассказ Софьи о сне)

В саду была, цветы бессчетно там пестрели,
Искала я, мне чудилось, траву
Какую-то, не вспомню наяву.
В ирисах, в бархатцах, в левкоях и в синели,
Да где их всех назвать?
Из сил я выбилась и бросила искать,
Приподнялась - вдруг кем-то поневоле
Из саду выхвачена в поле.
Передо мной, откуда ни взялся,
Премилый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы.
Был робок он сперва, потом в любви клялся,
Потом.... не взвидела я света,

Какая небылица эта!
И милый человек, кто он?

Я вам докладываю: сон.
Вот после этого: сад, поле, всё пропало..
Мы в комнате, в пустой, вдвоем,
Нам очень грустно, горько стало,
Тужили мы, бог ведает о чем,
И тут, к приумноженью скуки,
От фортопиян и флейты издали
Печальные к нам прорывались звуки,
От них унынье...

Неужл_и_?
Я тоже слышал, и как ярко,
(указывает на Лизу)
К рассвету, я не спал, а всё она - штукарка.

Так будто бы середь тюрьмы
И я, и друг мой новый,
Грустили долго, долго мы.
Он всё роптал на жребий свой суровый,
Что не к добру любовь его манит,
Что не богат, и вам не угодит,

Ах! матушка, не довершай удара,
Кто беден, тот тебе не пара.

Всё это сон. Дослушайте каков.
Как между дум и между слов
Забылись мы, и шли часы покуда, -
Пол вскрылся, встали вы оттуда:
Смерть на щеках, и дыбом волоса.
Тут разное смешенье! Чудеса!...
Полк всяких лиц, раздался шум побоищ,
Свирепые друг друга рвали, жгли,
Вы в пропасть за собой меня влекли,
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!.... -
Проснулась. - Вот здесь кто-то говорит...
Прислушалась: - ваш голос, что так рано!
Бегу сюда, и вас обоих нахожу.

ДЕЙСТВИЕ I

ЯВЛЕНИЕ 5

(Разговор Софьи с Лизой)

Куда хорош! Толкует всё про честь,
Про шпаги и кресты, крестов не перечесть,
А слова умного не выговорил сроду,
Мне всё равно, что за него, что в воду,

Да-с, правду молвить - не хитер.
Но будь военный, будь он статский,
Кто ж весел и умен, и ловок и остёр,
Как Александр Андреич Чадский? {*}

Теперь другой вам больше мил,
А, помнится, он не противен был.

Не потому ли, что так славно.
Зло говорить умеет обо всех?
А мне оно забавно?
Делить со всяким можно смех,

А чем был плох ваш прежний вкус-то?

Чем? Прежде я не знала никого,
С кем сердце не бывает пусто.
Теперь... Молчалин мой! как не любить его?
Как будто свыклись с малолетства. -
Грустна: - он без ума помочь мне ищет средства,
Смеюсь, тужу ни по чему:
Посмотришь - в том и жизнь и смерть ему,
Беспечна я - он за меня боится,
Задумаюсь - он прослезится,

Что ж? Александр Андреич, нет?
Не та ж любовь, хоть разного покроя?
Вот с ним-то прямо с малых лет
Росли, резвились, вечно двое.

Спроси его, привязан он к чему,
Окроме шутки, вздора?
Всем в прихоть жертвует уму,
Что встреча с ним у нас, то ссора.

Где носится, из края в край?
Лечился на водах от гр_у_ди,
От скуки, чай...

И, верно, рад, где посмешнее люди,
Кого люблю я - не таков,
Не оскорбит, враг острых слов,
Без хитрости, он промолчит день целый,
И, словно девушка, несмелый.
Мы ночи с ним, Как ни на есть,
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? чем заняты?.

ДЕЙСТВИЕ I

ЯВЛЕНИЕ 7

(Разговор Чацкого с Софьей)

А тетушка? всё девушкой, Минервой?
Всё фрейлиной Екатерины Первой?
С ней доктор Фациус? Он вам не рассказал?
Его прилипчивой болезнью я пугал,
Что будто бы Смоленск опустошает,
Мы в Вязьме съехались, вот он и рассуждает:
Хотелось бы в Бреслау, да вряд ли попадет,
Когда на пол-пути умрет,
Сюда назад давай бог ноги.

Смеялись мы, хоть мнимую чуму
Другой дорогою объехать бы ему,

Как будто есть у немца две дороги!
А Гильоме? француз, подбитый ветерком?
Он не женился ли?

Хоть на какой-нибудь княгине
Пульхерии Андревне, например?

Танцмейстер! можно ли!

Ну он и кавалер.
От нас потребуют с именьем быть и в чине,
А Гильоме, куда глаза ни обратит,
Кто против легкости волшебной устоит?
Живем мы так-давно, так дружно, так семейно
Со всяким вертуном залётным из-за Рейна.
Чтоб не забыть. Здесь нынче тон каков?
На съездах на больших по праздникам приходским
Господствует еще смешенье языков
Французского с Нижегородским?

ДЕЙСТВИЕ II

ЯВЛЕНИЕ 1

(Первый монолог Фамусова)

Пофилософствуй - ум вскружится,
Великий пост и вдруг обед!
Ешь три часа, и в три дни не сварится!
Грибки, да кисельки, щи, кашки в ста горшках.
Отметь: в четверг я зван на погребенье,
А вынос у Николы в сапожках.

ДЕЙСТВИЕ II

ЯВЛЕНИЕ 2

(Реплика Чацкого на стр. 29: "Нет, нынче свет уж не таков")

Нет! нынче дурно для Дворов.

ДЕЙСТВИЕ II

ЯВЛЕНИЕ 5

(Монолог Чацкого)

Скалозуб

По моему сужденью
Пожар как на заказ пылал,
Способствовал к градскому украшенью,
И образ жизни лучше стал.

Ох! от пожара нам пришлося было туго.

Чадский {*} (не обращаясь
ни к кому)

Да, был нам черный год, не послужило в прок.
{* Транскрипция Грибоедова. - Ред.}

Позвольте-с.... Чадского, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок,
На месте не сидит, всё по миру он бродит
И славно пишет, переводит.

Как истинно в Москве всему своя печать.
Есть добродетели, которые хоть стары,
А продолжают вековать,
Преодолев и моды и пожары.
Чтоб не трудить себе ума,
Мы скажемте: всё нынче, как бывало,
И прежде были те ж открытые дома,
Входило всё что ни попало
Есть, пить и предавать на суд
Столов убранство, роскошь блюд,
А путешественник не раз середь обеда
Тишком разгадывал на лбу
Иного земляка-соседа,
Что был привинчен он к позорному столбу.
Вам нравится в сынках отцовское наследство,
И прежде им плелись победные венки:
Людьми считались с малолетства
Патрициев дворянские сынки,
В заслуги ставили им души родовые,
Любили их, ласкали их,
И причитались к ним в родные. -
Коли теперь соборы всех седых
Бранят, чего не разумеют,
А редко путное затеют,
Всегда готовые к журьбе, -
Певали прежде песню ту же,
Не замечая о себе:
Что старее, то хуже.
Теперь гром сабель, шпор, султан,
И камер-юнкерский кафтан
Узорчатый - красавицам прельщенье,
Не то ли ж было искушенье,
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали!
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали.

ДЕЙСТВИЕ III

ЯВЛЕНИЕ 3

(Разговор Чацкого с Молчаливым)

Молчалин

Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Дмитревна!!! - Ее известен дом,
Живет по старине, и рождена в боярстве,
Муж занимает пост из первых в государстве,
Любезен, лакомка до вкусных блюд и вин,
При том отличный семьянин:
С женой в ладу, по службе ею дышит,
Она прикажет - он подпишет.
К Татьяне Дмитревне вы съездите.

Молчалин

Затем,
Что часто пользу мы находим, где не метим.

ДЕЙСТВИЕ III

ЯВЛЕНИЕ 22

(Заключительный монолог Чацкого)

В той комнате простейший случай;
Французик из Бордо был окружен зевак
И слушательниц кучей:
К своим приравнивал он нас, что точно так:
На всё готовы мы, нет дела до последствий,
Всё только бы шутя, резвясь,
От наших гладеньких он фраз,
От наших кругленьких приветствий
Воображает быть в отечестве своем,
И прочее... - утих, и тут по нем
Об южной Франции, о берегах Гароны
Заохали, урок из детства натвержен,
Особенно две, три княжны пускали стоны
(Куда деваться от княжён!).
Я к небу воссылал смиренные желанья,
Однако вслух,
Чтоб удалил господь нечистый этот дух
Слепого, жалкого, пустого подражанья,
Чтоб воздержал нас крепкою возжой
От слез и тошноты по стороне чужой.
Неужли у себя для наших нет желаний
Семейных прелестей, родных воспоминаний!
И чем наш Север лучше стал,
Что всё заветное наследье променял?
И нравы, и язык, и старину святую,

В дальнейшем тексте отличия от окончательной редакции незначительны;
вместо 5-го с конца стиха ("Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых")
первоначально было:

Когда воспитан кто в отечественных нравах.

ДЕЙСТВИЕ IV

ЯВЛЕНИЕ 5
(Реплика Скалозуба)

Избавь, с ученостью вы много взяли все-то,
Бог вам премудрость ниспошли,
Дают ли ордена за это?
Давай ученье нам, чтоб люди в ногу шли.
Я школы Фридриха, в команде - гренадеры,
Фельдфебеля - мои Волтеры.

(Заключительные стихи монолога Репетилова)

Тьфу! служба и чины, кресты - душе надсада,
Лахмотьев Алексей чудесно говорит,
Что за правительство путем бы взяться, надо,
Желудок дольше не варит.

ДЕЙСТВИЕ IV

ЯВЛЕНИЕ 8

(Разговор Репетилова с Хлёстовой)

Хлёстова

Так бог ему судил, а впрочем
Полечат, вылечат авось,
А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось.
Ночные шатуны! вишь, говорят, женате!
Зачем пожаловал? Чтоб посмотреть, небось,
Красив ли Фамусов в халате?
Все, все разъехались.

Репетилов

Браните, бейте, ах!
Амфиса Карповна, я сам себя гнушаюсь,
Пустой я человек, шалун я, вертопрах,
Чистосердечно, слезно каюсь:
Несчастье Чацкого - разительный урок,
Что в небольшом уме лам прок.
Детьми займусь, и будет дело глаже,
Вселю в них божий страх, и с завтрашнего дня же
Остепенюсь, моя жена
Уж более не ляжет спать одна.

Хлёстова

Так, видно, никогда бедняжке не ложиться.
Молчалин, вон чуланчик твой,
Не нужны проводы, поди, Христос с тобой.
(Молчалин уходит к себе в комнату.)
Прощайте, батюшка, пора перебеситься.
(Уезжает)

ДЕЙСТВИЕ IV

ЯВЛЕНИЕ 10
(Монолог Чацкого, после 6-го стиха: "Другие будто сострадают")

О, праздный! жалкий! мелкий свет!
Не надо пищи, сказку, бред
Им лжец отпустит в угожденье,
Глупец поверит, передаст,
Старухи - кто во что горазд -
Тревогу бьют.... и вот общественное мненье!
И вот Москва! - Я был в краях,
(Где с гор верхов ком снега ветер скатит,
Вдруг глыба этот снег, в паденьи всё охватит,
С собой влечет, дробит, стирает камни в" прах,
(Гул, рокот, гром, вся в ужасе окрестность.
И что оно в сравненьи с быстротой,
С которой, чуть возник, уж приобрел известность
Московской фабрики слух вредный и пустой,
А Софья? знает ли? Конечно рассказали...

ДЕЙСТВИЕ IV

ЯВЛЕНИЕ 14

(Монолог Чацкого)

Чацкий (Софье)

Я перед вами виноват.
Не знаю, почему вас с теми ставил в ряд,
Которым, впрочем, здесь найдутся сотни ровных,
Искательниц фортун и женихов чиновных, -
Которым, красотой едва дано расцвесть, -
Уж глубоко натвержено искусство
Не сердцем поискать, а взвесить и расчесть,
И продавать себя в замужство.
Вы свыше этого. По вас такой, чтоб был
Немножко прост, и очень мил,
Чтоб вы могли его и в возрасте бы зрелом
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом,
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей:
Высокий идеал московских всех мужей!
Но боже мой! кого вы поискали!
Когда размыслю я, кого вы предпочли!
За что меня вы завлекли,
Повергли в бездну зол, мученья и печали!
Я сам, где я искал награду всех трудов?
Спешил, летел, дрожал, вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!!
Не верьте, с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь, отец, вы, страстные к чинам:
В дворянской спеси вам желаю быть счастливым.
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой тут есть спокойный, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами наконец
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна
От слепоты своей, от смутнейшего сна,
Теперь мне кстати б было сряду
На дочь и на отца,
И на любовника глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пущусь искать по свету,
Где для рассудка есть и чувства уголок...
Карету мне, карету.

(Уезжает)

у стихотворения ОТРЫВКИ ИЗ ПЕРВОЙ РЕДАКЦИИ "ГОРЯ ОТ УМА" аудио записей пока нет...

Куда как много потерял!..

Репетилов (с досадой)

Все врознь, не говоря ни слова;

Чуть из виду один, гляди уж нет другого.

Был Чацкий, вдруг исчез, потом и Скалозуб.

Загорецкий

Как думаете вы об Чацком?

Репетилов

Он не глуп,

Сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы,

И дельный разговор зашел про водевиль.

Да! водевиль есть вещь, а прочее все гиль.

Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы.

Загорецкий

А вы заметили, что он

В уме сурьезно поврежден?

Репетилов

Какая чепуха!

Загорецкий

Об нем все этой веры.

Репетилов

Загорецкий

Спросите всех!

Загорецкий

А кстати, вот князь Петр Ильич,

Княгиня и с княжнами.

Репетилов

Явление 7

Репетилов , Загорецкий , Князь и Княгиня с шестью дочерями ; немного погодя Хлестова спускается с парадной лестницы. Молчалин ведет ее под руку. Лакеи в суетах.

Загорецкий

Княжны, пожалуйте, скажите ваше мненье,

Безумный Чацкий или нет?

1-я княжна

Какое ж в этом есть сомненье?

2-я княжна

Про это знает целый свет.

3-я княжна

Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы.

4-я княжна

Ах! вести старые, кому они новы?

5-я княжна

Кто сомневается?

Загорецкий

Да вот не верит…

6-я княжна

Все вместе

Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! что вы!

Да как вы! Можно ль против всех!

Да почему вы? стыд и смех.

Репетилов (затыкает себе уши)

Простите, я не знал, что это слишком гласно.

Княгиня

Еще не гласно бы, с ним говорить опасно,

Давно бы запереть пора.

Послушать, так его мизинец

Умнее всех, и даже князь-Петра!

Ваш Чацкий!!! Едемте. Князь, ты везти бы мог

Катишь или Зизи, мы сядем в шестиместной.

Хлестова (с лестницы)

Княгиня, карточный должок.

Княгиня

За мною, матушка.

Все (друг к другу)

Прощайте.

(Княжеская фамилия уезжает, и Загорецкий тоже.)

Явление 8

Репетилов , Хлестова , Молчалин .

Репетилов

Царь небесный!

Амфиса Ниловна! Ах! Чацкий! бедный! вот!

Что наш высокий ум! и тысяча забот!

Скажите, из чего на свете мы хлопочем!

Хлестова

Так Бог ему судил; а впрочем,

Полечат, вылечат авось;

А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось.

Изволил вовремя явиться! –

Молчалин, вон чуланчик твой,

Не нужны проводы; поди, Господь с тобой.

(Молчалин уходит к себе в комнату.)

Прощайте, батюшка; пора перебеситься.

(Уезжает.)

Явление 9

Репетилов со своим лакеем .

Репетилов

Куда теперь направить путь?

А дело уж идет к рассвету.

Поди, сажай меня в карету,

Вези куда-нибудь.

(Уезжает.)

Явление 10

Последняя лампа гаснет.

Чацкий (выходит из швейцарской)

Что это? слышал ли моими я ушами!

Не смех, а явно злость. Какими чудесами?

Через какое колдовство

И для иных как словно торжество,

Другие будто сострадают…

О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?

Чье это сочиненье!

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют –

И вот общественное мненье!

И вот та родина… Нет, в нынешний приезд,

Я вижу, что она мне скоро надоест.

А Софья знает ли? – Конечно, рассказали,

Она не то, чтобы мне именно во вред

Потешилась, и правда или нет –

Ей все равно, другой ли, я ли,

Никем по совести она не дорожит.

Но этот обморок, беспамятство откуда?? –

Нерв избалованность, причуда, –

Возбудит малость их, и малость утишит, –