Как пишется слово плетеная корзина с сиренью. Картина Кончаловского "Сирень в корзине": описание

Сирень в корзине, кошелке, ведре и хрустальной вазе. Сирень в десятках вариаций и разных интерьерах. Цветущая сирень и ветки сирени на полу. Петра Кончаловского нередко называют «живописцем сирени». В сезон цветения, по воспоминаниям внучки художника Катерины, он писал сирень каждый день.

Мало кого из школьников минула участь писать сочинение по картине Кончаловского «Сирень…» Какая именно сирень – на усмотрение школьного учителя. Но кто же не описывал эти оттенки – кремовые и белоснежные, фиолетовые и голубоватые, сиреневые и фиалковые, нежно-розовые и лиловые, все эти ветки персидской и простой сирени?

Обращает на себя внимание второе название этого букета – «героическая» сирень. Это почему вдруг? В чем подвиг? Для лучшего понимания имеет смысл ознакомиться с биографией художника . Петр Кончаловский умудрился стать классиком советской живописи и при этом не писать вождей мирового пролетариата. Быть в 30-40-е годы в Советском Союзе «чистым» живописцем – задача непростая. Кончаловскому удалось.

«Сирень в корзине» написана в Буграх, художник только недавно купил там дом и практически основал в нем родовое поместье. В стране начиналась эпоха репрессий, голода, доносов. Кончаловский пишет сирень и называет ее «героической». Можно не создавать картины на злободневные темы, но можно ли не осознавать происходящее, будучи человеком умным и тонко чувствующим? Судя по эпитету «героическая» к натюрморту с сиренью – нельзя. Вероятно, это было воспринято, как попытка художника доступными ему средствами внести лепту в укрепление советского строя. Но о том ли этот героизм?

На фоне темного стола и серой, грязноватого оттенка стены – буйство красок, торжество жизни, сирень во всей своей красе. Героическое цветение? Да, но очень сомнительно, что подразумевалось героическое торжество советской действительности. Перед нами торжество жизни, любви и весны, которые не в силах даже советская действительность остановить – на фоне окружающей серости сирень еще ярче сияет. Может, потому Кончаловский так и любил это растение? Особенность сирени в том, что ты ей обламываешь ветку, а ей это только на пользу: на следующий год еще ярче, еще веселее зацветет она – неубиваемая, неопалимая, героическая – как сама жизнь человека.

Несмотря на то, что Кончаловский был признан и даже умудрялся жить так, как ему хочется, и писать то, что сам считал нужным, он чувствовал смятение и боль от того, что его не понимают. Критик Иван Аксенов вспоминает о встрече с художником в 1932 году: «Помолчав, он начал с большим волнением говорить, что никому здесь не нужен, что его живопись хвалят из вежливости, что живопись сама по себе не находит признания» . Так, возможно, «героическая» сирень – это Кончаловский и о своей жизни?

Интегрированный урок русского языка в 5 классе. Описание картины П. П. Кончаловского «Сирень»

Цели: 1) знакомство с жанром натюрморта; 2) развитие монологической речи учащихся; 3) развитие словарного запаса учащихся; 4) способствовать развитию интереса к живописи.

Ход урока:

    Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем на привычные нам картины взглянуть сквозь волшебные очки.

За окном февраль, а к нам на урок приходит весна. Как это можно сделать? Кто может помочь в этом?

(Художники, поэты, композиторы).

Художник Кончаловский, композитор Рахманинов и поэт Всеволод Рождественский как раз и помогут явиться весне прямо сейчас, в феврале.

Слайд 2

На фоне музыки Погружение в тему урока.

(прослушивание музыки С.Рахманинова «Нежность», на фоне музыки- чтение стихотворения Вс. Рождественского «Сирень»)

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжёлые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь- дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В лёгкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Определение жанра

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это…(натюрморт)

Натюрморт- такова тема нашего урока и его героем будет картина П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».Чтобы понять замысел художника, мы должны научиться видеть картину, описывать то, что на ней изображено.

Какие эмоции вызвала у вас эта музыка? Стихотворение?

4.- Откуда появилось слово «НАТЮРМОРТ»? Выступление учащегося.

НАТЮРМОРТ- слово французское. Означает оно буквально «мёртвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты,цветы или снедь(рыба, дичь и т.д.). Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Натюрморты говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.

5.Слово о художнике.

Пётр Петрович Кончаловский(1876-1956) очень любил изображать цветы. Он писал их так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат. В каждом букете надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется,»- писал сам художник (запись предложения с объяснением пунктуации).

А почему именно сирень? Может, нам об этом расскажет легенда.Легенда о происхождении сирени.

Давным- давно, когда ещё не было цветущих растений, богиня цветов и весны Флора вместе с богиней Иридой отправились будить солнце, чтобы скорее услышать пение птиц и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с ними спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными лучами радуги и щедро разбрасывать их по земле. И там, куда падали лучи, распускались яркие цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, голубые. Флора двигалась с юга на север. Солнце утомилось, да и у Ириды-радуги красок стало меньше. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только лиловая и белая краски, и она этими капельками окрасила холодные северные земли. И в тех местах, где упали они, расцвели кисти лиловой и белой сирени.

Смог ли это волшебство изобразить на своей картине художник?

6.Беседа по картине «Сирень в корзине».

Не правда ли, на вас пахнуло весной?

Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали?

Какого цвета, оттенков эта пышная, великолепная сирень?

Тщательно ли выписывает художник букет, листочки, веточки? (Нет, он стремится передать впечатление от букета).

7. Работа с лексикой.

А) Подберите синонимы, передающие впечатление от букета.

(чудесная, очаровательная, прекрасная, восхитительная, роскошная, праздничная)

Б)Подберите эпитеты, описывающие грозди сирени.

(тяжёлые, крупные, пышные, напоминают виноград)

В) Какую цветовую гамму вы будете использовать при описании цветов и листьев?

(бледно- розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватая, серебристая, зелёненькие с тоненькими прожилками листья, изумрудные)

Г) Передайте аромат этой нежности.

(ароматный, душистый, благоухающий, манящий, пленяющий, дурманящий)

Д) С помощью каких слов вы расскажете о впечатлении от увиденного?

(наслаждаться, любоваться, восхищаться, восторгаться)

8.Групповая работа.(предложен макет будущего текста с пропущенными словами. Задание: доработать текст.

На картине изображена…(праздничная)и…(яркая)сирень. Посмотришь на неё и остановишься…(поражённый). Вот склонились…(тяжёлые) кисти…(серебристой),…(лиловой) и …(тёмно- красной) сирени. Весь букет окаймляют…(изумрудные) листья. Когда смотришь на эту…(прекрасную) сирень, то как будто чувствуешь её…(благоухающий) аромат. Кажется, …(чудесный) и…(душистый) запах наполняет всю комнату. Эти …(роскошные),…(свежие) грозди хочется взять в руки и подарить.

9. Примеры сочинений.

10. Самостоятельная работа учащихся.(можно в качестве домашнего задания)

Певцом сирени называют этого живописца, в наследии которого больше четырех десятков картин и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах - на на окне, в кошелке и бадье на полу, органично вписывается и, если так можно сказать, венчает цикл работ, посвященных этом цветам. И еще не срезанная с кустов, и помещенная в различные вазы и емкости, и в любое время весеннего дня - сирень на полотнах Петра Петровича всегда изумительно красива.

Полотна, рождающие поэзию

Этой необыкновенной красоте, которая льется с полотен П. Кончаловского (1876 - 1956), Александр Кушнер посвятил великолепный стих, который необходимо прочитать полностью, потому что он так же прекрасен, как цветы на различных полотнах художника, в том числе и на картине «Сирень в корзине»: «Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой перед взором предстанет сирень…» Все очень изысканно - и стихи, и картины, особенно если посмотреть ретроспективу или хотя бы несколько «сиреневых» полотен.

Как можно назвать эти цветы, прошедшие через все творчество художника? Красная линия, дело жизни, основная тема или символ творчества? Наверное, последнее определение подойдет больше всего, потому что из более чем полутора тысяч написанных Петром Петровичем картин при упоминании его имени перед глазами встают эти цвети, и особенно картина Кончаловского «Сирень в корзине».

Всегда желанная тема

Необходимо оговорить, что натюрмортов с таким названием у Петра Петровича несколько. На них изображены гроздья разных цветов (как уже оговаривалось, белые, лиловые, фиолетовые), по-разному подобраны букеты, отличающееся друг от друга плетение на корзинах. Они все удивительно хороши, все в них разное - оттенки, флористика, тара, места, где размещены букеты. Это и подоконник, и стол, то накрытый чем-нибудь, то голый. Часто художник изображает сирень на полу, наверное, для того чтобы подчеркнуть обилие срезанных веток. Хороша сирень в саду (на одном полотне ее видно в распахнутое окно).

Наипопулярнейшее полотно

Но чаще всего упоминается именно картина Кончаловского «Сирень в корзине». Это знаменитый натюрморт, написанный в 1933 году. На нем изображена корзинка на фоне темной стены, а в ней - гроздья сирени. Кажется, что они недавно срезаны и еще благоухают. А сейчас, пусть и в корзине, передают всю красоту окружающего мира. Кончаловский использовал в картине белый, сиреневый, лиловый, бордовый, голубой оттенки. Это многоцветье подчеркивает красоту весны, умиротворением наполняет душу.

Некоторым слышится музыка тезки художника композитора Чайковского из «Спящей красавицы» (вальс Феи сирени). Ощущение покоя, радости и щемящего счастья рождает картина Кончаловского «Сирень в корзине». Художник настолько был связан с этими цветами, что при виде красивых гроздей многим хотелось, как и Кушнеру, воскликнуть: «Здесь уже побывал Кончаловский, трогал кисти и щурил глаза…» А ведь живописец со своим тестем Суриковым объездил много стран Европы с этюдником и рисовал достаточное количество Но любовь к сирени у Кончаловского - как любовь к Родине. У кого-то она ассоциируется с русским полем, у кого-то с березкой, а у него - с сиренью.

Фантастическая реальность изображения

Россиянам очень хорошо знакома эта картина, так как в школе о ней пишут сочинение. «Сирень в корзине» - очень благодатная тема, она развивает фантазию. На первый взгляд - просто цветочный натюрморт, а присмотреться - чего только не увидишь. Одни только упругие кисти, пойди, опиши. А цветовая гамма, а реалистичность изображения! Существует легенда, что Петр Кончаловский, зная, как естественно выглядят цветы на его полотнах, перед очередной экскурсией прикрепил к нарисованному букету живую ветку, и никто не обратил на шутку внимания, так естественно она вписалась в полотно.

«Ни веселая, ни печальная…»

«Сирень в корзине» Кончаловский писал в 1923, 1933, 1937, 1954 годах. А просто сирень, всякую, всевозможную, он рисовал всегда, каждый год, до самой своей смерти.

Слегка привядшую, нежных спокойных тонов сирень художник нарисовал в 1937 году. Очень хороший натюрморт - не задорный, не ликующий, но и не погребальный. Даже в 1941 году Кончаловский обращался к любимой теме, потому что, очевидно, сирень - это символ жизни, а может быть, даже победы. Как говорил другой поэт: «Сирень с печалью рядом не представить…» И тут опять уместно вспомнить написанную в 1933 году "Сирень в корзине". Кончаловский говорил, что к изображению цветов нельзя относиться небрежно, «так себе». Он утверждал, что в цветке есть все, что только существует в природе, но в более сложной, утонченной, изысканной форме.

Важные детали

Хочется отметить, что к самим корзинкам, как и другой таре для прекрасных срезанных веток, живописец тоже относился серьезно. Корзины в натюрмортах разные. В работе 1937 года она нежно-желтая, сплетенная из тонких веток, с ручкой: кажется, ее только принесли из сада и ненадолго поставили в прихожей. Букет совсем в другой емкости: П. Кончаловский сирень в корзине разместил в надежной, крепкой, соответствующей мощному, богатому букету таре. Плетение у нее крупное, прутья широкие - она надежна, несмотря на сравнительно небольшой объем. Темный стол, темная корзина, густые тени, отбрасываемые букетом на стену, - все подчеркивает красоту букета, создает трехмерность пространства, как бы приближает букет к зрителю. Листья переливаются всеми и тоже усиливают выпуклость разноцветных гроздей.

К этому полотну, конечно, не подходят удивительные строки О. Мандельштама: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…» Но к другим натюрмортам подходят, потому что П. Кончаловский сирень в корзине рисовал всякую - и торжествующую, героическую, и нежную, обморочную. Тот букет, который рекомендует школьная программа для написания сочинений в 5-м классе, действительно является удачным выбором. Он вызывает различную гамму, но только добрых и радостных чувств. Сочинения по таким темам учат детей гордиться своей отчизной, ее радостной красотой и героической историей. Картина «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, размером 79 х 104 см хранится в Третьяковской галерее.

Свой неповторимый стиль

Петра Петровича Кончаловского называют сезаннистом. Но не только на него творчество французского постимпрессиониста оказало сильное влияние, и не только под влиянием француза находился наш соотечественник. Просто по духу был близок раннему Кончаловскому.

В работах начала века одного из основателей «Бубнового валета» - авангардиста П. Кончаловского - очень чувствуется влияние знаменитого автора «Пьеро и Арлекина», но в более поздних полотнах, таких как «Сирень в корзине» (фото шедевра прилагается), присутствует только гениальный отечественный художник со своей индивидуальной, узнаваемой манерой письма.

Настоящим певцом сирени можно назвать Петра Петровича Кончаловского, художника большой творческой одаренности и индивидуальности. За свою жизнь (1876-1956гг) он написал более четырёх десятков картин с сиренью (не считая авторских повторов). Поэтому не удивительно, что именно Пётр Кончаловский "попал" в стихотворение о сирени и его именем назван один из лучших махровых сортов сирени в мире.
Его натюрморты живописны, темпераментны, полны жизненной силы... его сирень не назовёшь мечтой...она не приукрашена...она по-настоящему реальна, прямо-таки осязаема... и очень жизнеутверждающа!!!

Пётр Кончаловский. «Натюрморт. Сирень в корзине ("героическая")» 1933

(вальс Белая сирень Александр Цфасман)

Сирень

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.


Пётр Кончаловский. «Натюрморт. Сирень в вазе на окне» 1952

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.


Пётр Кончаловский. «Куст сирени» 1941

Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.

Александр Кушнер



Петр Кончаловский родился в Славянске в 1876 году. Город тогда принадлежал Харьковской губернии.
В Славянске художник прожил до пятилетнего возраста.

Его отец Петр Петрович - у Кончаловских была традиция называть мужчин в семье именем Петр - был издателем, совсем небедным человеком. Частыми гостями в их доме были известные художники того времени - Серов, Суриков, Коровин, Врубель. Врубель у них вообще мог жить месяцами.

С ними тесно переплелась жизнь Кончаловского. Дочь Сурикова Ольга стала его женой, а Коровин настоял на том, чтобы одаренный молодой человек отправлялся на обучение во Францию, на родину Поля Сезанна, чье творчество его вдохновляло.


Пётр Кончаловский. «Сирень у окна»


Пётр Кончаловский. «Сирень на фоне ставни» 1955


Пётр Кончаловский. «Натюрморт. Сирень белая и красная» 1951

Сирень стала визитной карточкой творчества Петра Кончаловского.
С этим цветком связан один очень интересный эпизод в жизни художника. Однажды, во время очередной экскурсии, а к художнику домой часто приходили посетители, его друг решил провести эксперимент. Он приколол соцветие живой сирени к холсту с нарисованной. Группа приглашённых прошла мимо, и никто не заметил живого цветка, настолько изображение было живо.


Пётр Кончаловский. «Сирень» 1951


Пётр Кончаловский. «Натюрморт с сиренью» 1944


Пётр Кончаловский. «Окно»
Когда смотришь серию картин Петра Петровича Кончаловского, посвящённых сирени, то в голове возникает картинка богатой барской усадьбы с живописным садом, непременными качелями, множеством пристроек, домашней живностью и целым штатом прислуги... неспешный, привольный уклад жизни, полный красоты и гармонии... радушные, гостеприимные хозяева, привыкшие жить "на широкую ногу"... мир, давно ушедший в прошлое...


Пётр Кончаловский. «Дети в саду.» 1940


Пётр Кончаловский.«Натюрморт. Сирень в вазе на окне» 1952


Пётр Кончаловский. «Сирень на плетеном стуле» 1945

Положим, - гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И чёрные зёрна слепней.


Пётр Кончаловский. «Сирень в кошёлке на полу» 1955

И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далёкая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!


Пётр Кончаловский. «Сирень в плетенке» 1952

Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.


Пётр Кончаловский. «Сирень в ведре»

И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод, -
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывёт.


Пётр Кончаловский. «Сирень на окне»

И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путём отстояться и стечь.

Борис Пастернак


Пётр Кончаловский. «Натюрморт. Сирень, ведро и лейка»


Пётр Кончаловский. «Натюрморт. Сирень, хрустальная ваза и корзина» 1954


Пётр Кончаловский. «Сирень в корзине» 1944


Пётр Кончаловский. «Натюрморт. Сирень в двух корзинах» 1939


Пётр Кончаловский. «Сирень в корзине»


Пётр Кончаловский. «Сирень» 1923


Пётр Кончаловский. «Натюрморт. Сирень в стеклянной банке на фоне печки» 1952

Не каждый художник, пишущий натюрморты и красоту природы в целом, способен передать всю полноту красок окружающего нас мира, передать чувства и настрой, а также показать, что природа жива, что она способна радовать человека и быть прекраснейшей частью этого мира, его «легкими». Это в полной мере удалось показать Петру Кончаловскому в своей картине «Сирень в корзине», которая с первого взгляда окунает в мир света и тепла.

Цветы на картинах художников всегда одинаковые?

Казалось бы, если один и тот же цветок, букет изображают несколько художников, они должны выглядеть практически одинаково, однако это совершенно не так, а, скорее даже наоборот. Кончаловский был не единственным, которому очень нравилось изображать на картинах именно цветы, однако его сирень на данном полотне не похожа на работы других авторов. Цветы очень яркие, сирень выразительная, а при просмотре картины буквально чувствуется тот аромат, который источается от букета. Представляется, как сирень была недавно срезана, как она свежа и чиста.


Сирень не просто здесь красива, она наполняет человеческое сердце теплотой, дарит ощущение чего-то прекрасного и заставляет на мгновение отлучиться от ежедневных проблем, окунуться в мир совершенства и красоты. Такое не под силу сотворить человеку, сирень здесь представлена идеальной, такой совершенной, которую смогла сотворить одна лишь природа. Именно поэтому при взгляде на картину хочется приобщиться к этому прекрасному, забрать чуточку для себя, чтобы хоть немного стать счастливее.

О чем «говорит» сирень

Сирень на картине представлена несколькими цветами:


  • лиловым;

  • белым;

  • красным;

  • синим.

Именно такое сочетание оттенков делает букет более интересным, колоритным. Отмечается, что непосредственно для того, чтобы выделить сирень и показать ее пышность автор сделал фон не ярким, а достаточно размытым, он будто бы является всего лишь тенью удивительного букета.



Создается впечатление, что на картине изображено утро. Сирень только что проснулась, однако ее сразу же срезали и поставили в плетеную корзинку, но от нее все еще продолжает веять ночной прохладой. Солнышко приветливо пробирается в дом и чувствуется, как его лучи постепенно рассеивают ночь, даря букету сирень новую гамму оттенков.


Листья сирень ярко-зеленые, они будто бы глянцевые и отражают каждый лучик раннего солнышка. Кончаловский мастерски проработал каждую деталь картины, здесь прорисован всякий лепесток. Именно поэтому букет выглядит очень реалистично, будто бы смотрящий находится непосредственно перед ним.


Особенно колоритно смотрятся грозди сирень, они влажные, тяжелые. Такие увесистые пушистые цветы создают впечатление, что перед нами вовсе не сирень, а прекрасный и благоухающий виноград.