Как живут европейцы, добровольно отказавшиеся от благ цивилизации. Вечные каникулы


Все больше людей решаются покинуть пыльные суетливые мегаполисы, пересмотреть образ жизни и сбавить обороты: перестать покупать то, что не нужно, почувствовать величие природы, заняться любимым делом. По каким причинам они выбирают отшельничество, и какие краски обретает их новая жизнь, когда они отстраняются от потребительского общества и карьерной истерии - в нашем материале.


Переехать на хутор, чтобы растить детей в экологичной обстановке

На первый взгляд наличие детей - фактор, не способствующий отшельничеству. Подрастающему поколению необходима социализация, спортивные секции и творческие мастерские для развития. Но семейные дауншифтеры, бросившие карьеру в крупном городе и переехавшие на хутор с детьми, имеют другое мнение.

Наиболее веские причины для переезда - это продукты сомнительного качества, предлагаемые в супермаркетах; неблагополучная экологическая обстановка, которая подрывает здоровье ребенка. И главное, от чего хотят защитить детей, - это ценности потребительского общества.

Столичную жизнь на ведение крестьянского хозяйства сменили Андрей и Алла Токаревы, когда у них появились дети. Они посчитали, что атмосфера мегаполиса пагубна для малышей.


Семья решилась на переезд, чтобы вести крестьянское хозяйство и кормить детей здоровой едой. Молодые люди не стремились к абсолютной изоляции, образ жизни сельских людей им вполне подошел бы. Но не хотелось, чтобы дети видели алкоголиков, поэтому пришлось выбрать глухой хутор.


Здесь дети дышат чистым воздухом, едят натуральные продукты, видят природу, активно двигаются, принимая участие в хозяйственных делах. Отсутствие рядом соседей позволяет не беспокоиться, что животные зайдут на чужую территорию и истопчут огород. Семья живет с реализации продуктов сыроварения, а также Алла сохранила удаленную работу.

Остается дискуссионной тема школьного образования. Среди дауншифтеров есть 2 мнения - одни считают, что учиться детям необходимо, и главная причина - возможность выбирать свою судьбу в дальнейшем. Их оппоненты подвергают сомнениям установку, будто образование стоит затраченных на него усилий и приносит пользу, так как система обучения втягивает человека в круговорот утомительной суеты и постоянного потребления, от которой дауншифтеры и бегут. В любом случае освоить школьную программу, поселившись в глухом лесу, вполне возможно. Детей младших классов учат удаленно, а старшеклассникам доступна такая форма обучения, как экстернат.

Покинуть «муравейник» из стекла и бетона, но остаться в эпицентре общения

Не всякое отшельничество предполагает отказ от социальных связей. Некоторые дауншифтеры, напротив, покидают свои офисы, чтобы расширить круг общения, познакомиться с людьми и заняться любимым вдохновляющим делом.


Таким примером служит бывший юрист Юрий Алексеев, поселившийся в землянке близ Ярославского шоссе. Здесь он читает, слушает аудиокниги, принимает гостей, занимается буккроссингом, создает контент для видеоблога.

Юрий не ставил цель отдалиться от социума - охотно принимает гостей, которые норовят выяснить, какие тяготы нужно преодолевать отшельнику. Как умываться, где брать одежду, еду, воду, как обеспечить беспроводное соединение с интернетом и зарядить ноутбк? Не охотно отвечает на технические вопросы Юрий, но не раздражается, зато с энтузиазмом говорит о политике, творческой самореализации. И без колебаний принимает подарки - кто фасоль принесет, кто печенье - все в хозяйстве пригодится. Утверждает, что человеку для жизни, полной позитивных впечатлений и полезных занятий, требуется совсем немного ресурсов. Чтобы построить землянку нужно несколько недель и немного стройматериалов из леса, а гаджеты заряжать помогают солнечные панели, выдающие 300 ватт в час.


Юрий сейчас не просто отшельник, а медийная персона с каналом на YouTube, делится лайфхаками профессионального дауншифтера и не скрывает своих оппозиционных политических взглядов.

Когда природа и приключения привлекают, а люди отталкивают

Есть среди дауншифтеров радикалы, выбирающие такие места обитания, которые жители окрестностей считают непригодными или чрезвычайно опасными. В число таких входит Михаил Фоменко - . Он не смог преодолеть жажду странствий и приключений в условиях дикой природы, даже после принудительного лечения в психиатрической клинике и реального риска погибнуть в ходе преодоления пролива Торреса на каноэ.


Этот выносливый и ловкий человек прожил в австралийских джунглях более полувека - без связи с внешним миром, друзей и семьи, без политических убеждений и гражданской позиции. Спортивные таланты Михаила отметили еще в школьные годы, когда он установил 7 новых рекордов и был признан одним из лучших атлетов Сиднея. А вот в коллективе Михаил чувствовал себя всегда чужим, поэтому предпочел жизнь в джунглях общественной. В глухих тропиках Австралии он сражался с крокодилами, преодолевал огромные расстояния, лечился природными средствами и физическими упражнениями, не зная лучшей жизни для себя.

Лишь в 85 лет Михаил Фоменко почувствовал, что у него нет сил, чтобы оставаться вне цивилизации, и поселился в доме для престарелых.

Террор в защиту природы. Как отшельник стал серийным убийцей


Американский преподаватель математики Теодор Качинский из Калифорнии (Университет Беркли) перебрался в хижину, так как считал индустриализацию и технологический прогресс процессами губительными для природы. Этот человек с детства отличался чрезвычайно высоким интеллектом, особенно легко ему давалась математика. Закончив школу экстерном в 16-летнем возрасте, он был принят в Гарвардский университет.

После завершения образования Теодор Качинский стал самым молодым преподавателем в престижном учебном заведении. К удивлению окружающих без видимых причин и предпосылок Теодор Качинский прекращает преподавательскую деятельность и селится в уединении на территории гор штата Монтана. В действительности это был протест, направленный на потребительский образ жизни и технические инновации.

Теодор прожил в изоляции без электричества, средств связи, канализации около 6 лет перед тем, как начал деятельность по защите природы.

Ученый создавал бомбы из подручных средств и отправлял в научные центры и университеты страны. Так Качинский пытался остановить прогресс. Взрывные устройства Качинского попали в Мичиганский, Йельский университеты, на борт самолета авиакомпании American Airlines, в компьютерные магазины, в кабинеты ученых и чиновников. Всего насчитывается 16 террактов, 3 погибших, 23 раненых за 25 лет жизни вне цивилизации.


Радикальный защитник природы был арестован в 1996 году, его приговорили к 4 пожизненным заключениям, но была перспектива и смертной казни. Сейчас он отбывает наказание в тюрьме особо строгого режима в Колорадо без возможности досрочного освобождения.

Бывший наркоторговец ведет уединенную монашескую жизнь на скале

Максим Кавтарадзе живет в уединении в труднодоступном месте уже более 20 лет. Место, где поселился отшельник, называется Столп Кацхи - это 40-метровая скала в Имеретии (Западная Грузия).


Прежде здесь были руины храма, но благодаря подвижничеству монаха построена действующая церковь - Максима Исповедника.

Решение о такой жизни он принял, покинув тюрьму. Молодость Максима была далекой от праведной. Злоупотребление алкоголем, реализация наркотиков привели молодого человека в тюрьму. Когда срок наказания закончился, Максим устроился работать крановщиком, но вскоре почувствовал, что хочет служить Богу. Считает, что высота приближает его к Всевышнему.

Несколько десятилетий назад мир узнал и про последнюю из рода отшельников Лыковых. Многие и сегодня в недоумении, почему Агафья отказывается переезжать из тайги к людям[ /GO].

Поразительно, но в наш век атомной энергии, лазерных пушек и исследования Плутона еще существуют первобытные люди, почти не знакомые с внешним миром. По всей земле, кроме Европы, разбросано огромное количество таких племен. Одни живут в полной изоляции, возможно, даже не зная о существовании прочих «двуногих». Другие знают и видят больше, но не спешат идти на контакт. А третьи готовы убить любого чужака.

Как же быть нам, цивилизованным людям? Пытаться с ними «подружиться»? Осторожно за ними следить? Полностью игнорировать?

Как раз в эти дни споры возобновились, когда власти Перу решили вступить в контакт с одним из затерянных племен. Защитники аборигенов резко против, потому что после контакта те могут погибнуть от болезней, к которым у них нет иммунитета: неизвестно ведь, согласятся ли они на медицинскую помощь.

Давайте посмотрим, о ком идет речь, и какие еще бесконечно далекие от цивилизации племена встречаются в современном мире.

1. Бразилия

Именно в этой стране живет больше всего неконтактных племен. Только за 2 года, с 2005 по 2007, их подтвержденное число выросло сразу на 70% (с 40 до 67), а сегодня в списках Национального фонда индейцев (FUNAI) значится уже больше 80.

Есть племена крайне малочисленные, всего по 20-30 человек, другие могут насчитывать и 1,5 тысячи. При этом все вместе они составляют меньше 1% населения Бразилии, но «исконные земли», которые им отведены, - это 13% территории страны (зеленые пятна на карте).


Для поиска и учета изолированных племен власти периодически совершают облет густых лесов Амазонки. Так в 2008 году близ границы с Перу были замечены неизвестные доселе дикари. Сначала антропологи заметили с самолета их хижины, похожие на удлиненные палатки, а также полуголых женщин и детей.



Но во время повторного облета через несколько часов на том же месте появились мужчины с копьями и луками, с головы до ног выкрашенные красным, и такая же воинственная женщина, вся черная. Вероятно, они приняли самолет за злобный дух птицы.


С тех пор племя так и остается неизученным. Ученые лишь догадываются, что оно весьма многочисленное и благополучное. На фото видно, что люди в целом здоровы и сыты, их корзины полны кореньев и фруктов, с самолета заметили даже нечто вроде фруктовых садов. Не исключено, что этот народ существует уже 10.000 лет и с тех пор хранит первобытность.

2. Перу

А вот то самое племя, с которым хотят вступить в контакт перуанские власти - это индейцы машко-пиро, тоже живущие в глуши амазонских лесов на территории национального парка Ману́ на юго-востоке страны. Раньше они всегда отвергали чужаков, но в последние годы стали часто выходить из чащобы во «внешний мир». Только в 2014-м их больше 100 раз замечали в населенных районах, особенно вдоль берегов реки, откуда они указывали на прохожих.


«Похоже, они сами идут на контакт, и мы не можем притвориться, что этого не замечаем. У них тоже есть на это право», - говорят в правительстве. Там подчеркивают, что ни в коем случае не будут принуждать племя ни к контакту, ни к изменению образа жизни.


Официально перуанский закон запрещает контактировать с затерянными племенами, которых в стране насчитывается не меньше дюжины. Но с машко-пиро уже успели «пообщаться» многие, от простых туристов до христианских миссионеров, которые делились с ними одеждой и едой. Может, еще и потому, что за нарушение запрета не предусмотрено никакого наказания.


Правда, не все контакты были мирными. В мае 2015 года машко-пиро пришли в одну из местных деревень и, встретив жителей, напали на них. Один парень был убит на месте, пронзенный стрелой. В 2011-м члены племени убили еще одного местного и ранили стрелами смотрителя национального парка. Власти надеются, что контакт поможет предотвратить гибель людей в будущем.

Это, наверное, единственный цивилизованный индеец машко-пиро. В детстве местные охотники наткнулись на него в джунглях и забрали с собой. С тех пор он носит имя Альберто Флорес.

3. Андаманские острова (Индия)

Крохотный островок этого архипелага в Бенгальском заливе между Индией и Мьянмой населяют крайне враждебные к внешнему миру сентинельцы. Скорее всего, это прямые потомки первых африканцев, рискнувших покинуть черный континент примерно 60.000 лет назад. С тех пор это небольшое племя так и занимается охотой, рыбалкой и собирательством. Как они разводят огонь, неизвестно.


Их язык не идентифицирован, но, судя по его разительному отличию от всех прочих андаманских наречий, эти люди тысячелетиями не вступали ни с кем в контакт. Численность их общины (или разрозненных групп) тоже не установлена: предположительно, от 40 до 500 человек.


Сентинельцы - это типичные негритосы, как их называют этнологи: довольно низкорослые люди с очень темной, почти черной кожей и короткими мелкими завитками волос. Их главное оружие - копья и луки с разными видами стрел. Наблюдения показали, что они точно поражают цель человеческого роста с расстояния 10 метров. Любых чужаков племя считает врагами. В 2006 году они убили двух рыбаков, которые мирно спали в лодке, случайно прибившейся к их берегу, а после встретили градом стрел поисковый вертолет.


Было лишь несколько «мирных» контактов с сентинельцами в 1960-е годы. Один раз для них на берегу оставили кокосовые орехи, чтобы проверить, посадят их или съедят. - Съели. В другой раз «подарили» живых свиней - дикари их немедленно умертвили и... похоронили. Единственное, что показалось им полезным, - это ведерки красного цвета, поскольку их поспешили унести вглубь острова. А точно такие же ведерки зеленого цвета не тронули.


Но знаете, что самое странное и необъяснимое? Несмотря на свою первобытность и крайне примитивные укрытия, сентинельцы в целом выжили после страшного землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году. А ведь по всему побережью Азии тогда погибли почти 300 тысяч человек, что сделало это стихийное бедствие самым смертоносным в современной истории!

4. Папуа Новая Гвинея

Обширный остров Новая Гвинея в Океании хранит много неизведанных тайн. Его труднодоступные горные районы, покрытые гущей лесов, только кажутся необитаемыми - на самом деле это родной дом для множества неконтактных племен. Из-за особенностей ландшафта они скрыты не только от цивилизации, но и друг от друга: бывает, что между двумя деревнями всего несколько километров, но они не подозревают о соседстве.


Племена живут настолько изолированно, что у каждого свои обычаи и свой язык. Только подумайте - лингвисты различают примерно 650 папуасских языков, а всего в этой стране говорят больше чем на 800 языках!


Такие же различия могут быть в их культуре и образе жизни. Одни племена оказываются относительно мирными и в целом дружелюбными, как забавная на наш слух народность хули , о которой европейцы узнали только в 1935 году.


Но о других ходят самые зловещие слухи. Были случаи, когда члены экспедиций, специально снаряженных на поиск папуасских дикарей, пропадали без следа. Именно так в 1961 году исчез один из членов богатейшей американской семьи Майкл Рокфеллер. Он отделился от группы и, как подозревают, был пойман и съеден.

5. Африка

На стыке границ Эфиопии, Кении и Южного Судана живут несколько народностей, числом около 200 тысяч человек, которых обобщенно называют сурма. Они разводят скот, но не кочуют и разделяют общую культуру с весьма жестокими и странными традициями.


Юноши, например, ради завоевания невест устраивают палочные бои, которые могут закончиться серьезными травмами и даже смертью. А девушки, украшая себя к будущей свадьбе, удаляют нижние зубы, прокалывают губу и растягивают, чтобы туда уместилась специальная тарелка. Чем она больше, тем больше за невесту дадут скота, так что самые отчаянные красотки умудряются втиснуть 40-сантиметровое блюдо!


Правда, в последние годы молодежь из этих племен стала узнавать кое-что о внешнем мире, и все больше девушек сурма теперь отказываются от такого ритуала «красоты». Однако женщины и мужчины продолжают украшать себя фигурными шрамами, которыми очень гордятся.


Вообще, знакомство этих народов с цивилизацией происходит очень неравномерно: они, например, так и остаются неграмотными, но быстро освоили автоматы AK-47, попавшие к ним в ходе гражданской войны в Судане.


И еще одна интересная деталь. Первыми людьми из внешнего мира, вступившими в контакт с сурма в 1980-е годы, были не африканцы, а группа русских врачей. Аборигены тогда перепугались, приняв их за оживших мертвецов - ведь раньше они никогда не видели белой кожи!

Десятки лет в непроходимых джунглях, в глухой Тайге и в горах Аляски… А вам слабо?

40 лет во вьетнамских джунглях

Во времена Вьетнамской войны, когда бомба убила жену и двоих его сыновей, сорокадвухлетний вьетнамец Хо Ван Танн убежал в джунгли вместе с единственным оставшимся в живых двухлетним сыном. Там оба и остались жить на ближайшие 40 лет, и даже известия от родственников об окончании войны не заставили отшельника-отца вернуться обратно в жестокий мир людей.

Совсем недавно – в августе 2013 год – рабочие из соседней деревни обнаружили джунглях сорокадвухлетнего мужчину и его престарелого отца. Они уже слабо понимали местный язык, были истощены и выглядели абсолютными дикарями.

Все эти годы они жили в простецкой хижине и питались, в основном, лишь кореньями, кукурузой и дикими плодами.


Так как состояние старика-отца вызывало опасение, после обнаружения он был отправлен в больницу. Обоим мужчинам теперь предстоит попытка социализации в современном обществе.

Семья Лыковых: жизнь в глухой Тайге


В свое время эта история занимала первые полосы всех советских газет. В 1978 году геологи во время одной из экспедиций в удаленном уголке Тайги вместо минеральных залежей обнаружили семью из шести человек, которая жила в лесу вот уже сорок лет.
Карп Лыков и его семья были староверами. Еще во времена революции многие староверы бежали в Сибирь, спасаясь от преследования коммунистов; одними из таких беженцев были и Лыковы. В 1936 году произошла трагедия: брат Лыкова-старшего был расстрелян. Спасаясь от сталинских репрессий, семейство бежало в лес…
Со своими скромными пожитками Лыковы уходили все дальше и дальше от общества, остановившись лишь в паре сотен километров от границы с Монголией. Муж, жена и четверо их детей (двое были рождены уже в Тайге) жили лишь тем, что выращивали или отлавливали в охоте. Они нередко голодали; мать семейства умерла от истощения в 1961 году после того, так в очередной раз отдала свою порцию еды детям.

Лыковы и слыхом не слыхивали ни о полетах на Луну, ни даже о Великой отечественной войне. Такие мелочи современного мира, как целлофановые пакеты, приводили их в полный восторг. За все эти годы младшие дети начали говорить на диалекте, в котором лишь с трудом возможно было опознать русский язык. После того, как геологи вошли с Лыковыми в контакт, члены семьи мало-помалу начали им доверять, однако, будучи глубоко религиозными, они отказались покидать свой оторванный от общества дом.

В течение нескольких последующих лет трое из четверых детей умерли. Двое скончались от проблем с почками, вызванными долгими годами недоедания. Третьего убила пневмония; от медицинской помощи он наотрез отказался. Отец их умер в 1988 году.


Агафья Лыкова, последняя из семьи, все еще живет на том же месте в полном одиночестве. Сейчас ей почти семьдесят лет, и за всю свою жизнь она ни разу не покидала пределов своего родного таежного края.

Японский партизан, который так и не сдал позиции


В далеком 1944 году японская армия отправила лейтенанта Хироо Оноду и несколько других отрядов на малонаселенный Филиппинский остров Лубанг, чтобы вести партизанскую войну. И, хотя довольно скоро после этого Вторая мировая война была окончена, ни Оноде, ни его людям об этом не сообщили, и они так и остались жить и воевать среди джунглей на тридцать лет вперед.

В октябре 1945 года японское правительство попыталось оповестить о конце солдат, прятавшихся в глубоких дебрях, однако Онода и его сотоварищи приняли новостные газеты и листовки, сбрасываемые с пролетавших самолетов, за вражескую пропаганду. И, хотя они прочитали все новости до последнего слова, они решили не сдаваться до тех пор, пока не получат приказ от своего главнокомандующего. И, хотя на их поиски были направлены отряды, обнаружить партизан так и не удалось.

За долгие годы все соратники Оноды умерли, а один из них решил сдаться и тайком скрылся. Следующие двадцать лет Онода жил в одиночестве, став легендой среди японских и филиппинских солдат, уверенных в его смерти.

В 1974 году его случайно встретил молодой путешественник Норио Сузуки. Он попытался убедить несгибаемого солдата лично в том, что война окончена, но Онода ему так и не поверил.
Сузуки пришлось разыскать главнокомандующего Онодо и организовать между ними встречу. Когда Онодо узнал правду, он был потрясен до глубины души. Властями Японии он был провозглашен герои, и он был прощен за убийства филиппинцев, которые он совершал, находясь на острове. Однако влиться в современное японское общество Оноде так и не удалось. В итоге он переехал жить в Бразилию, где ведет уединенную тихую жизнь и по сей день.

Последний из племени в джунглях Амазонки


Почти двадцать лет назад в бразильских джунглях был обнаружен одинокий индеец, который, судя по всему, являлся последним представителем своего племени. Попытки властей вступить с ним в контакт окончились неудачей: индеец без колебаний выпустил стрелу в грудь одного из спасателей. Надо сказать, что и ранее стремления интегрировать индейцев в общество, как правило, проваливались и заканчивались ранними смертями амазонских дикарей.
В итоге власти провозгласили участок земли в пятидесяти километрах вокруг места его жительства неприкосновенным. Мужчина, которому сейчас должно быть за сорок лет, все еще ведет одинокую изолированную жизнь среди джунглей.

30 лет в горах Аляски


После долгих лет службы в военном флоте и работы в качестве механика американец Ричард Проеннеке избрал довольно необычный способ отдыхать на пенсии. Он выстроил хижину высоко в горах Аляски, в живописном месте под названием Твин Лейкс. Там он прожил почти тридцать лет – вплоть до самой своей смерти.
Надо отметить, что отшельник не до конца отрезал себя от внешнего мира: несколько раз он совершал длительное путешествие в штат Айову, к своим родственникам. Однако большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве в дикой глуши. Он охотился, рыбачил и изучал природу, открыв в себе прирожденного натуралиста.
Эпизоды своей отшельнической жизни Проеннеке записывал на пленку, которая в последствии была смонтирована в серию документальных фильмов «Один в диких условиях». Его записи были адаптированы под несколько книг, и, кроме того, он написал несколько важных статей в области метеорологии и биологии.

Амиши - на обочине цивилизации

Амиши – представители ультраконсервативного христианского течения, полностью отгородившиеся от мира. Амиши не пользуются электричеством, ничего не знают об интернете, не ездят на автомобилях, а одеваются и живут так, будто на дворе XIX век.

В то время как большинство людей на планете не мыслят своей жизни без благ цивилизации, амиши бегут от них, как черт от ладана.

Не от мира сего

Новое религиозное ответвление возникло в Европе в 1693 году, но позже большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать за океан. Там они и обосновались. В наше время крупнейшие поселения расположены в нескольких штатах США – Огайо, Индиана и Пенсильвания, а также встречаются в Канаде. Всего в Америке 25 разных общин, которые в свою очередь разделены на 1700 церковных округов. Численность амишей составляет более 200 тысяч человек.

В каждом районе свои представления о том, как жить членам общины, но в общем и целом все амиши придерживаются специального свода правил, который называется Орднунг. В нем четко и ясно сказано, что амишам можно делать, а чего нельзя.

За более чем двухсотлетнюю историю существования общины никому и в голову не приходило что-либо менять в раз и навсегда заведенном порядке. Возможно, виной тому немецкие гены амишей, а немцы, как известно, большие консерваторы и любители порядка.

Деревенька моя

Первое, что поражает посторонних при въезде в деревню амишей --повозки, запряженные лошадьми. Это основной вид транспорта. У повозок предусмотрены светоотражающие треугольники – дабы их можно было заметить на ночной дороге. Кроме того, каждая повозка оснащена поворотниками. А в штате Индиана власти требуют устанавливать на повозках еще и номера. Управлять повозкой может каждый, даже ребенок. Машин у амишей нет. Им разрешается ездить в автомобилях только на пассажирском сиденье и в исключительных случаях. В некоторых общинах встречаются велосипеды или скутеры.

Второе, что сразу бросается в глаза - внешний вид обитателей поселения. Все мужчины и женщины выглядят одинаково. Дамы всегда ходят с покрытой головой, волосы собраны в аккуратный пучок или заплетены, на голове чепчик, шляпа, платок.

Длинные и пышные волосы считаются у амишей признаком женской красоты, но эту красоту лицезреть положено только мужу. Женщины носят длинные платья неброских цветов, сверху которых повязывают фартук. Украшения и макияж недопустимы. Мужчины тоже одеты согласно правилам – в шляпах, рубашках, пиджаках и широких штанах на подтяжках.

Женатики обязательно носят бороды. У традиции есть особый смысл – бороду, в отличие от обручального кольца, в карман не спрячешь. Ограничения в одежде – способ сэкономить не только деньги, но и время, которое можно потратить на молитву или труд.

Жилища амишей также отличаются скромностью и простотой. Все дома покрашены в один цвет, обстановка в каждом из них мало чем отличается от соседнего «гнездышка». Выделяться в стане амишей не принято: по их мнению, индивидуализм порождает гордость и тщеславие – главные людские пороки.

Зато всячески приветствуются смирение, простодушие, бесхитростность, бережливость. Электричеством в поселении никто не пользуется. В ходу альтернативные источники энергии – природные, а также пропан, керосин, батарейки. Культовых сооружений у амишей нет – все богослужения проводятся на дому.

Осознанный выбор

Амиши стараются как можно меньше контактировать с окружающим миром. Но иногда выбираются в свет. Например, для того, чтобы продать излишки своего труда. Надо сказать, их сельскохозяйственная продукция пользуется большим спросом, ведь амиши не используют никакой химии. Все – натуральное. Молоко, творог, сыр, овощи, фрукты – свежие и вкусные. Американцы и канадцы, уставшие от модифицированных продуктов и пластика, даже не смотрят на ценники амишей.

Второй момент - в 16 лет подростков отпускают посмотреть мир. Это время, когда детям разрешается многое из того, что запрещалось раньше. Они могут гулять допоздна, пользоваться интернетом, мобильником, брать напрокат автомобиль, путешествовать, общаться со сверстниками из больших городов.

Одним словом, подростка отпускают посмотреть мир. Через некоторое время юноши и девушки должны сделать выбор – возвращаться в общину или уходить из нее. Поразительно, но беспристрастная статистика такова: 85 процентов детей выбирает путь своих предков. После этого происходит посвящение в амиши – крещение. В общине уверены: человек должен сам принять это решение. Обратного пути нет – амишем становятся на всю жизнь.

Дети у амишей с раннего возраста помогают родителям по хозяйству: трудятся в поле, доят коров, пекут хлеб. Существует разделение труда – девочка должна научиться ткать покрывала и скатерти из натуральных тканей, а мальчик – делать мебель из натурального дерева. Образование у амишей не приветствуется.

Да и зачем, по их мнению, корпеть над книжками, когда это никак не помогает в хозяйстве?! В шесть лет дети идут в школу, где получают знания по базовым предметам на английском языке, хотя дома между собой амиши разговаривают на немецком диалекте. Кстати, всех, кто не понимает их язык, они называют «англичанами». После восьми лет обучения дети заканчивают образование.

Один за всех и все за одного

Семьи у амишей крепкие, многодетные. Браки допускаются только с другими амишами. Контрацептивные препараты, аборты, искусственное оплодотворение, исследования стволовых клеток запрещены. Но есть одна проблема – в среде амишей распространены некоторые наследственные заболевания.

Объясняется это тем, что все амиши произошли примерно от 200 предков-основателей, а супругов часто выбирают из соседних общин, связанных общей родословной. Некоторые из наследственных заболеваний довольно редкие и даже уникальные. От генетических тестов перед вступлением в брак и генетического обследования в период вынашивания ребенка амиши категорически отказываются, полностью вверяя себя воле Всевышнего. Поэтому младенческая смертность не редкость.

Услугами врачей амиши пользуются, но – своеобразно. В то время как большинство американцев в случае заболевания полагаются на страховку, амиши надеются на… общину. Как только у кого-то из ее членов возникает потребность обратиться к врачу, все сбрасываются в общий котел. Впрочем, известны случаи, когда родители покидали общину только ради того, чтобы их дети получили полноценные лечение и уход.

Даже под угрозой отлучения и избегания (практика ограничения социальных контактов с «заблудшими душами» с целью пристыдить их и побудить вернуться в лоно церкви)! Но это, скорее, исключение. Амиши твердо знают: если их настигнет беда – ураган, пожар, смерть близкого – община не бросит на произвол судьбы.

Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.

Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни. Например, если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной. Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ. Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом.

У амишей нет домов для престарелых. Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община.

Кроме того, что амиши прекрасные фермеры они еще и знамениты своими ремеслами. В их деревнях есть множество магазинчиков поделок и сувениров.Амиши делают добротную, слегка старомодную, но зато настоящую деревянную мебель. Любители такой мебели приезжают сюда за ней даже из Филадельфии и Нью-Йорка.

Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира. Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла. Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши, по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине. Никто им в этом тут не мешает, и Бог им в помощь!

18.04.2012

Дауншифтинг – протест или сознательный выбор?

Это шипящее неудобное слово буржуйского происхождения часто вызывает недоумение: при чем тут даун? И что такое шифтинг? Новая болезнь? Заразная? На самом деле все гораздо безопасней. Дауншифтинг в переносном, философском смысле означает ничто иное, как жизнь ради себя и своих детей, отказ от чужих целей, добровольное отречение от собственных достижений, успеха и подъема по карьерной лестнице во имя внутренней гармонии, во благо природного развития семьи.

Диоклетиан и Лев Толстой как пионеры движения дауншифтинга

Английское слово «downshifting» в дословном переводе значит как замедление какого-то начатого процесса, либо переключение коробки передач автомобиля на пониженную скорость. «Down» - вниз и «shift» - переключение, перестановка. Дауншифтерами стали именовать тех людей, которые, достигнув определенных заметных успехов в карьере, заняв серьезное место в общественной иерархии, добровольно отказывались от благ цивилизации. Движение дауншифтеров зародилось на рубеже ХХ-XXI веков в странах Запада и в США, перекинулось на Россию. Однако дауншифтеров с российским флагом можно перечесть по пальцам: в основном это знаменитости крупных мегаполисов, которых общество потребления завело в духовный тупик.

Однако история хранит массу исторических примеров подобных сценариев поведения, когда человек, достигнув серьезных успехов, вдруг отказывался от почестей и регалий и начинал заниматься внутренним строением пути к собственной гармонии.

Римский император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245-313 гг), внедривший доминат как форму правления в Древнем Риме, с абсолютной монархической властью, которую историки стали именовать возвращением золотого века, добровольно отказался от трона. Остаток жизни он провел в уединении, выращивая капусту в своем поместье в Иллирии. Все полномочия император сложил после двадцати лет напряженнейшего труда на римском троне. Это при нем Рим стал мощной державой, это именно он, некогда простой солдат, восстановил мир на границах государства. Знаменитая фраза бывшего императора, вошедшая во все учебники истории о том, что «если бы его последователи знали, какую капусту он выращивает, они не стали бы просить его вернуться на трон», подкупает своей искренностью и наивностью. Трудно представить местных руководителей современности, добровольно отказавшихся от власти и переехавших на дачу для занятий огородничеством.

Граф Лев Толстой стал основоположником еще одного родственного течения дауншифтеров - опрощения. Это выбор простой жизни, связанный с отказом от благ цивилизации, от тех преимуществ, которые дает урбанизация. Его отъезд в Ясную Поляну после глубокого философского внутреннего кризиса, повлекшего отлучение от русской церкви, стал началом жизни классика русской литературы по образу и подобию простого крестьянина.

Хиппи, пластиковые панки, приверженцы нью-эйдж, религии нового века - все это параллельные истоки движения дауншифтинга, протестующие против идеалов общества потребления.

Преимущества и недостатки дауншифтинга

Если работа мешает наслаждаться жизнью, от карьеры нужно отказаться - такой принцип пропагандируют дауншифтеры всех стран мира. Со стороны отказ от рабского труда, уход от цивилизации можно воспринимать как проявление лени, оправдание безделья, поиска смысла жизни, следование моде и так далее. При этом свободный выбор каждого человека имеет право на уважение и существование.

Псевдодауншифтеры, которые бросают убыточный бизнес, начатое дело незаконченным, сдают дом, квартиру в аренду, оставляя, таким образом, пути к отступлению, не могут в полной мере претендовать на истинный статус «барина». Дауншифтинг не зря называют «барской болезнью»: осознать бесцельность существования в беге по замкнутому кругу могут позволить себе далеко не все.

Самым весомым преимуществом дауншифтинга принято считать свободу - от приказов начальников, от пресса общественного строя, от стрессов, связанных с гонкой за место под солнцем, за фальшивыми ценностями. Путь к личной свободе чаще всего начинается с какого-то интересного путешествия в экзотические страны, где хочется остаться. Именно в такие моменты и приходит мысль бросить привычный уклад жизни в большом городе и уйти от дел, либо заняться фрилансом, дистанционным бизнесом и так далее.

Недостатками даунфиштинга можно назвать отсутствие вектора: кто-то находит средства к существованию и вечным путешествиям, а кто-то становится бродягой, и даже бомжом. Уезжая из крупных городов, разрывая связь с друзьями, родными, многие дауншифтеры начинают скучать по прежней жизни, им не хватает общения с единомышленниками. Уединение может сыграть злую шутку: мало кто из дауншифтеров собирается стать отшельником.

Отсутствие бесперебойного источника дохода - еще одно слабое место нового движения. Кто-то решает финансовый вопрос с помощью сдачи в аренду своей квартиры, кто-то ищет клиентов на новом месте, а кто-то живет на проценты от накоплений. Однако совсем без работы обойтись удается далеко не всем. Даже полный отказ от денег (радикальные течения дауншифтеров) предполагает натуральный обмен за какую-то услугу. Потому беспечно лежать на диване и мечтать о гармонии и мире не удастся: удовлетворять биологические потребности необходимо, на все нужны средства.

Как становятся дауншифтерами

Становятся дауншифтерами не сразу и не вдруг: прежде чем от чего-то отказаться, это что-то нужно иметь. Потому сначала люди добиваются солидного положения в обществе, скалачивают значительное состояние, при этом теряют в вечной спешке истинные ценности. Затем накапливается критическая масса внутреннего недовольства, отсутствует гармония, невозможно реализовать высокие цели. И лишь после всего этого бросают всё и «записываются» в дауншифтеры, начинают жить ради себя и своей семьи.

Найти баланс между отказом от прежней жизни и новой реальностью, удовлетворяюшей на все сто процентов, удается не всем и не сразу. Уходят в дауншифтеры люди, у которых произошел глубокий кризис, произошла переоценка ценностей, которых угнетал страх, зависть, обиды, то есть глубокие разрушительные негативные эмоции. Быстрая смена приоритетов чревата серьезной внутренней ломкой.

Со стороны дауншифтер воспринимается как ненормальный: кому в голову придет оставить престижную работу и уехать в «глушь, в Саратов», хотя этот город на Волге со времен Александра Грибоедова давно приобрел статус крупного города, наложив стрессовый отпечаток цивилизации на многих местных жителей.

Можно много рассуждать на тему слабости или силы в проявлении дауншифтинга, однако расстановка приоритетов в жизненной иерархии ценностей у каждого своя. Нужно быть довольно смелым человеком, чтобы все бросить, отказаться от привычного уклада жизни, в корне поменять привычки.

Причинами дауншифтинга могут стать следующие:

Боязнь брать ответственность на себя на прежнем месте работы;

Признание собственной некомпетентности, непрофессионализма;

Влияние экономической нестабильности;

Частые стрессы;

Семейные неурядицы.

Какими бывают дауншифтеры

Первый тип дауншифтеров представляет собой бывшего успешного бизнесмена, состоятельного человека, блестящего топ-менеджера крупной западной компании, который сменил шум офиса на звенящую тишину лесов, деревень или восточных стран. Эти люди неинтересны обществу, о них не принято говорить много и часто. В свое время о мультимиллионере Германе Стерлигове и его радикальной «выходке» писали и говорили все СМИ. Владелец товарной биржи «Алиса», богатейший человек России в 2004 году уехал в Московскую область со всей семьей и стал вести натуральное хозяйство, создал благотворительное общество «Слобода». Сейчас заметки о Стерлигове появляются в печати все реже и реже.

Второй тип дауншифтера - неуживчивый офисный клерк, которого уволили за несносный характер. В полной мере назвать их истинными дауншифтерами невозможно: у них нет всех тех благ, от которых можно отказаться. Однако именно так они сами себя позиционируют. Для противников движения дауншифтинга именно эти неудачники и являются ярким примером «заразной болезни».

Третий тип - фрилансеры, которые нашли себя в свободном творчестве, которые могут позволить иметь работу по гибкому графику, без обязательного посещения офиса. Их тоже нельзя полностью отнести к настоящим даунфиштерам, хотя есть очень много общего между этими двумя типами людей.

Иногда дауншифтеров неверно именуют эскапистами, приписывая им желание уйти от реального мира в мир иллюзий. В чистом виде трудно встретить стопроцентного дауншифтера. Чаще всего в каждом таком «отказнике» намешано множество типов, стремящихся к рекреации, то есть к оздоровлению души и тела, с целью полного восстановления работоспособности и возвращения к истокам.

Географические особенности дауншифтинга

Региональные различия дауншифтинга особенно ярко проявляются в зависимости от географических широт. В России это явление практически всегда означает переселение в деревенскую глушь или отъезд в другую страну, где нет стрессов, спешки и погони за призрачными ценностями, навязанными цивилизацией. В Индии, в штате Гоа, появились целые коммуны русских дауншифтеров, а местное население оказывает услуги, рассчитанные только на них. Это течение называется гоа-синдромом, или гоашифтером.

Австралийские и английские дауншифтеры делают упор на экологическую составляющую, их можно назвать «зелеными», поскольку они ратуют за экономию энергии, употребление в пищу чистых органических продуктов, за переработку мусора и очищение планеты от него.

Японские подростки и молодежь, которые живут на иждивении родственников, при этом добровольно отказываются от общества в целом, именуются хикикомори (в переводе «острая социальная изоляция»). Закрываясь в отдельной комнате на полгода или даже несколько лет, эти молодые люди не имеют никакой работы, заработка. В полной мере назвать их дауншифтерами можно с натяжкой, однако добровольный отказ от благ цивилизации роднит эти два мировых направления. В США таких людей именуют «basement dwellers», в дословном переводе «подвальные обитатели».

Как правило, дауншифтерами становятся жители крупных мегаполисов ведущих мировых держав, отравленные цивилизацией. Трудно представить себе такого человека из развивающейся страны, которому нужно выживать, бороться за свое существование и кормить семью.

Бунтари или философы?