Картины известных художников о масленице и блинах. Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица мы предлагаем посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний. Данные картины могут быть использованы воспитателями и учителями как наглядный материал при проведении тематических занятий про Масленицу.

Канал "РАЗУМНИКИ" в YouTube

сайт приглашает всех посетить наш канал "РАЗУМНИКИ" в YouTube. "ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СЕЙЧАС на наш канал!"

Посмотреть Масленицу в картинах русских художников:

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.

Петр Николаевич Грузинский "Масленица" 1889 г.

Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век

Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903

Анна Виноградова "Масленица" 2005 г.

Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.

Валерий Сыров "Масленица" 1998-1999 гг.

К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.

Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы.

В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое "расписание".

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

понедельник - "встреча"
вторник - "заигрыши"
среда - "лакомка"
четверг - "разгул", "перелом"
пятница - "тещины вечерни"
суббота - "золовкины посиделки"
воскресенье - "прощенный день".

Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:

Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев :

П. Н. Грузинский "Масленица", 1889 г.

К. Е. Маковский " Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге", 1869 г.

А.Черкашина. "Масленица", 2002 г.

Н. Фетисов "Широкая Масленица", 1990 г.

В. Белых "Собор Александра Невского. Масленица", 1908 г.

В.И Суриков " Взятие снежного города", 1891 г.

С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г.

Еще со школьной скамьи всем известна картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица », К. Маковский «Праздничные гуляния…», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву , которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица » и множество зарисовок и этюдов этого праздника. Полотна были созданы в период с 1916 по 1920 годы в сложное время, как для страны, так и для художника. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны, и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой. Превозмогая боль, Кустодиев по памяти воссоздает картину веселого праздника, словно противопоставляя ее болезни.

Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Но именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Последние лучи заходящего солнца освещают заснеженный город, блестят высокие шпили и купола церквей. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Картина напоминает нам, что жизнь - это праздник. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала.

Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Лихая тройка в центре полотна, чуть сзади ее догоняет двойка, а на переднем плане на санях, запряженных белым конем, весело катит молодой купчик с женой. Кустодиев специально выбирает для картины яркие цвета: узоры расписных саней, фасады домов - так он передает народное веселье. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу». Но в этот раз - это быт русского народа его история. Кустодиев, как Питер Брейгель Старший , здесь показывает нам увлекательные истории, полные мельчайших подробностей. Каждая группа персонажей вполне самостоятельна и передана с восхищением и неуловимой иронией. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице - разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Эта яркая, праздничная и многоцветная зарисовка перекликается с русским лубочным искусством. На работах, посвященных народному гулянью, Кустодиев всегда стремился изобразить мчащуюся русскую тройку - как символ бесшабашного вихря эмоций. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны. К сожалению, этот патриархально-провинциальный уклад российской жизни безвозвратно ушел в прошлое.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».



В этом году Масленица выпала на последнюю неделю февраля, с 20-го по 26-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.




«Взятие снежного городка» - одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание - купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.




Катание на тройках и санях - еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом - часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».







Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели - неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.



Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период - 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



П. Грузинский. Масленица, 1





Тот же сюжет - катание на тройках по заснеженным деревенским улицам - изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.







Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, - рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу - перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними - коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге - на льду Невы и Фонтанки.