Когда умер жан батист мольер. Биография мольера

Жан-Батист Поклен (фр. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним - Мольер (фр. Molière; 15 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же) - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, 1643-1680).

Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков.

Отец Жан-Батиста, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу - Клермонский колле́ж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей». По окончании колле́жа в 1639 году Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер.

После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre), новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году. Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет (1645-1658) в годы гражданской войны (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.

С 1645 года Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 году он возглавляет труппу.

Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье» (La jalousie du Barbouillé) и «Летающий лекарь» (Le médécin volant), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна.

Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена», д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса оказала влияние на основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый, или Всё невпопад» (L’Étourdi ou les Contretemps, 1655) и «Любовная досада» (Le dépit amoureux, 1656), написанных в манере итальянской литературной комедии. На основную фабулу, представляющую вольное подражание итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования из различных старых и новых комедий, соответственно приписываемому Мольеру принципу «брать своё добро всюду, где он его находит». Интерес обеих пьес сводится к разработке комических положений и интриги; характеры в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 году, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.

В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 года в Луврском дворце в присутствии . Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера.

С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За те 15 лет с 1658 по 1673 Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

Парижский период деятельности Мольера открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы» (фр. Les précieuses ridicules, 1659). В этой первой, вполне оригинальной, пьесе Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей в аристократических салонах вычурности и манерности речи, тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе и оказывавшей сильное влияние на молодёжь (преимущественно женскую её часть). Комедия больно уязвила виднейших жеманниц. Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии, после отмены которого она шла с удвоенным успехом.

23 января 1662 года Мольер подписал брачный контракт с Армандой Бежар , младшей сестрой Мадлены. Ему 40 лет, Арманде 20. Против всех тогдашних приличий, на свадьбу пригласили лишь самых близких. Церемония венчания состоялась 20 февраля 1662 года в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.

Комедия «Школа мужей» (L’école des maris, 1661), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школой жён» (L’école des femmes, 1662), знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания. Здесь Мольер ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. Отсутствие односложности в характерах и поступках персонажей делает «Школу мужей» и особенно «Школу жён» крупнейшим шагом вперед в сторону создания комедии характеров, преодолевающей примитивный схематизм фарса. При этом «Школа жён» несравненно глубже и тоньше «Школы мужей», которая по отношению к ней - как бы набросок, лёгкий эскиз.

Столь сатирически заострённые комедии не могли не вызвать ожесточённых нападок со стороны врагов драматурга. Мольер ответил им полемической пьеской «Критика „Школы жён“» (La critique de «L’École des femmes», 1663). Защищаясь от упрёков в гаерстве, он с большим достоинством излагал здесь своё кредо комического поэта («вникать как следует в смешную сторону человеческой природы и забавно изображать на сцене недостатки общества») и высмеивал суеверное преклонение перед «правилами» Аристотеля. Этот протест против педантической фетишизации «правил» вскрывает независимую позицию Мольера по отношению к французскому классицизму, к которому он примыкал однако в своей драматургической практике.

В «Браке поневоле» (Le mariage forcé, 1664) Мольер поднял жанр на большую высоту, добившись органической связи комедийного (фарсового) и балетного элементов. В «Принцессе Элиды» (La princesse d’Elide, 1664) Мольер пошёл противоположным путём, вставив шутовские балетные интермедии в псевдоантичную лирико-пасторальную фабулу. Так было положено начало двум типам комедии-балета, которые разрабатывались Мольером и дальше.

«Тартюф» (Le Tartuffe, 1664-1669). Направленная против духовенства, этого смертельного врага театра и всей светской буржуазной культуры, в первой редакции комедия содержала три акта и изображала лицемера-попа. В таком виде она была поставлена в Версале на празднестве «Увеселения волшебного острова» 12 мая 1664 под названием «Тартюф, или Лицемер» (Tartuffe, ou L’hypocrite) и вызвала недовольство со стороны религиозной организации «Общества святых даров» (Société du Saint Sacrement). В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрещения «Тартюфа». Мольер отстаивал свою пьесу в «Прошении» (Placet) на имя короля, в котором прямо писал, что «оригиналы добились запрещения копии». Но это прошение не привело ни к чему. Тогда Мольер ослабил резкие места, переименовал Тартюфа в Панюльфа и снял с него рясу. В новом виде комедия, имевшая 5 актов и озаглавленная «Обманщик» (L’imposteur), была допущена к представлению, но после первого же спектакля 5 августа 1667 снова снята. Только через полтора года «Тартюф» был наконец представлен в 3-й окончательной редакции.

Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

Пьесы Мольера:

Ревность Барбульё, фарс (1653)
Летающий лекарь, фарс (1653)
Шалый, или Всё невпопад, комедия в стихах (1655)
Любовная досада, комедия (1656)
Смешные жеманницы, комедия (1659)
Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660)
Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661)
Школа мужей, комедия (1661)
Докучные, комедия (1661)
Школа жён, комедия (1662)
Критика «Школы жён», комедия (1663)
Версальский экспромт (1663)
Брак поневоле, фарс (1664)
Принцесса Элиды, галантная комедия (1664)
Тартюф, или Обманщик, комедия (1664)
Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665)
Любовь-целительница, комедия (1665)
Мизантроп, комедия (1666)
Лекарь поневоле, комедия (1666)
Мелисерта, пасторальная комедия (1666, не окончена)
Комическая пастораль (1667)
Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667)
Амфитрион, комедия (1668)
Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668)
Скупой, комедия (1668)
Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (1669)
Блистательные любовники, комедия (1670)
Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670)
Психея, трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
Проделки Скапена, комедия-фарс (1671)
Графиня д’Эскарбанья, комедия (1671)
Учёные женщины, комедия (1672)
Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы Мольера:

Влюбленный доктор, фарс (1653)
Три доктора-соперника, фарс (1653)
Школьный учитель, фарс (1653)
Казакин, фарс (1653)
Горжибюс в мешке, фарс (1653)
Брехун, фарс (1653)
Ревность Гро-Рене, фарс (1663)
Гро-Рене школьник, фарс (1664)

Жан-Батист Поклен - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года, в столице Франции – Париже.

Глава семейства, Жан Поклен, и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.

Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.


В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.


Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.


За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.


Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) - о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии - «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) - считаются вершинами творчества Мольера.


В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.


Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.


«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.


Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств - «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).


Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера - «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) - написаны как комедии-балеты.

Личная жизнь

Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар - Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста, взявшего в жены своего ребенка.

По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже пожилом возрасте, а Арманда же была юной, очаровательной и кокетливой.


Помимо прочего, эта простая история усугублялась сплетнями и эдиповыми намеками. Всему положил конец король. , который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.

Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.

Смерть

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.


Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.

Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», в основе сюжета которого лежит история жизни Жана-Батиста Поклена. Кроме того, в разное время были экранизированы такие произведения писателя, как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жен» и «Дон Жуан, или Каменный пир».

В сентябре 2017-го, в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны господина де Мольера» по пьесе «Кабала святош», прогон которой был еще в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актер .

Библиография

  • 1636 – «Сид»
  • 1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
  • 1662 – «Школа жен»
  • 1664 – «Тартюф, или Обманщик»
  • 1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»
  • 1666 – «Мизантроп»
  • 1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»
  • 1669 – «Господин де Пурсоньяк»
  • 1670 – «Мещанин во дворянстве»
  • 1671 – «Проделки Скапена»
  • 1673 – «Мнимый больной»

В 1622 году в семье Покленов родился мальчик. Точная дата рождения его неизвестна, но в церковных книгах есть запись от 15 января, сообщающая о его крещении под именем Жан-Батист. Родители ребенка, Жан и Мари, обвенчались в апреле предыдущего года. Они были хорошими католиками, а потому за следующие три года у Жан-Батиста появились два брата – Луи и Жан, а также сестра Мари. Надо сказать, что семья Покленов была не простой – дед Жан-Батиста занимал должность первого придворного обойщика и камердинера короля. Когда в 1626 году дед умер, то его должность и звание наследовал дядя Жана-Батиста, Никола. Но через пять лет Никола продал эту должность отцу будущего комедиографа.

В 1632 году Мари Поклен умерла, и отец Мольера женился вторично – на Катрине Флеретт. От этого брака родилась девочка, и практически одновременно Жана-Батиста определили в Клермонский колледж. В пятнадцать лет мальчик, следуя семейной традиции, становится членом цеха обойщиков, не прерывая занятий в колледже. В течение трех следующих лет он изучает право и в 1640 году становится адвокатом. Но влекло его вовсе не к юриспруденции.

Молодой адвокат с головой погружается в светскую жизнь и превращается в завсегдатая дома советника Люилье. Именно здесь он знакомится с такими выдающимися людьми, как Бернье, Гассенди и Сирано де Бержерак, который станет его верным другом. Молодой Поклен впитывает философию радости Пьера Гассенди и посещает все его лекции. Согласно теории философа, мир сотворен не разумом бога, а самотворящей материей, и обязан служить радостям человека. Такие мысли увлекли Поклена, и под их влиянием он сделал первый свой литературный перевод – это была поэма Лукреция «О природе вещей».

6 января 1643 года Жан-Батист Поклен совершает шаг, удививший всех – категорически отказывается от положенной ему по наследству должности обойщика королевского двора и отдает должность брату – причем абсолютно бесплатно. Кончилась и его карьера адвоката. Первым шагом к новой жизни был переезд в снятую квартиру в квартале Мааре. Неподалеку от этой квартиры проживало актерское семейство Бежар. 30 июня 1643 года Бежары, Жан-Батист и еще пятеро актеров подписывают контракт по поводу основания Блистательного театра. Театр, на который его основатели возлагали массу надежд, открылся 1 января 1644 года – а через год полностью обанкротился. Однако предприятие это дало миру имя, принятое Жан-Батистом Покленом как псевдоним – Мольер. Так как директором театра был именно он, то после банкротства провел несколько дней в долговой тюрьме в Шатле.

Освободившись, Мольер уезжает в провинцию, а вместе с ним едут и несколько актеров разорившегося театра. Все они присоединились к труппе Дюфрена, находившейся под покровительством герцога де Эпернона. Несколько лет Мольер вместе с бродячей труппой переезжал из города в город, а в 1650 году, когда герцог отказался поддерживать артистов, Мольер возглавил труппу. Через два года состоялась премьера комедии «Шалый или Все невпопад» – автором ее был сам Мольер. После просмотра комедии свою благосклонность труппе выказал принц Конти, и позднее комедиограф станет его секретарем.

Французский театр тех времен преимущественно ставил переделки средневековых фарсов, а потому встреча Мольера в Лионе в 1655 году с итальянскими артистами была, можно сказать, знаковой. Итальянский театр масок очень заинтересовал его – и как комедиографа, и как актера, и как режиссера. Главными на сцене были маски, среди которых выделялась четверка главных – Арлекин (плут и глупец), Бригелла (изворотливый и злой крестьянин), Доктор и Панталоне (скупой купец). Собственно, «комедия дель арте» представляла собой театр импровизаций. На гибкий сценарный план нанизывался текст, который актер во время игры создавал практически сам. Мольер с воодушевлением принялся набрасывать роли, сюжеты и приспосабливать «дель арте» к французской жизни. В позднем творчестве великого комедиографа масочные персонажи вполне узнаваемы, и, возможно, именно они сделали его пьесы близкими и понятными народу.

Слава о труппе талантливых актеров растет, и они начинают гастролировать по таким крупным городам, как Гренобль, Лион и Руан. В 1658 году труппа принимает решение выступать в Париже. Мольер отправляется в столицу и буквально добивается покровительства Месье – Филиппа Орлеанского, брата короля. Бережливая Мадлена Бежар, скопившая к тому времени достаточную сумму, на целых полтора года арендует в Париже зал для спектаклей. Осенью того же года труппа Мольера играет в Лувре для придворных и самого короля. Первой была исполнена трагедия «Никомед» Корнеля. Выбор этот оказался неудачен, но зато «Влюбленный доктор» Мольера не просто исправил положение, а вызвал бурю аплодисментов. После просмотра комедии Людовик XIV повелел передать Мольеру для театра зал во дворце Пти-Бурбон.

Вторым успехом среди пьес Мольера стала в Париже премьера «Смешных жеманниц» (18 ноября 1659). Любопытно, что в документах Петра Великого были обнаружены листы, на которых первый российский император собственноручно переводил эту комедию на русский язык.

Мольер не затруднял себя выдумыванием имен для своих персонажей и зачастую использовал или настоящие имена актеров своей труппы, или имена-символы. К примеру, в «Смешных жеманницах» имя одного из героев – Маскариль – образовано от «маска». Но классицизм в мольеровской драматургии достаточно быстро сменился созданием новых жанров. До переезда в Париж Мольер сочинял пьесы скорее развлекающего характера. Однако смена аудитории подвигла автора на более утонченные приемы, а соответственно, изменились и задачи. Пьесы Мольера становятся обличающими и прямо показывают зрителям их самих – без всякого снисхождения. Мольер изрядно рисковал, создавая образы, в которых аристократы узнавали себя. Пьесы начинают бичевать в пародийном стиле ханжество, чванство, глупость, и их автор безусловно достиг в изображении этих пороков немыслимых высот.

Однако Мольеру повезло – его рискованные творения пришлись очень кстати Людовику XIV. Смысл пьес прекрасно резонировал с задачами короля-солнце, который спешил покончить с фрондерством в парламенте и превратить парламентариев в послушных придворных. С 1660 года труппа Мольера получает полный королевский пенсион и работает во дворце Пале-Рояль. Тогда же Мольер решился устроить свою личную жизнь и женился на Арманде Бежар, но двадцать лет разницы сыграли злую шутку – брак вышел не слишком удачным. Зато женитьба Мольера, как, впрочем, и почти любого знаменитого человека, породила массу слухов. Утверждали даже, что Арманда является не сестрой, а дочерью сценической подруги Мольера Мадлены. Заметим, что эту сплетню биографы не могут опровергнуть и по сей день.

Но не только сплетни омрачали в тот период жизнь комедиографа. На него начинаются серьезные нападки, его репутацию стараются очернить самыми разными способами. Мольера обвиняли в нарушении буквально всех нравственных и эстетических законов, но на все обвинения комедиограф блестяще отвечал своими пьесами. Это происходит и в «Критике «Урока женам»», и в великолепном «Версальском экспромте», и во многих других великолепных пьесах. Персонажи Мольера говорят открыто, а в своих суждениях следуют здравому смыслу, а не моральным предрассудкам. Возможно, театр Мольера был бы закрыт, но этому печальному событию не дала свершиться неизменная поддержка молодого короля. Благосклонность Людовика XIV была столь велика, что комедиографа даже пригласили для постановки блистательного майского праздника в Версале в 1664 году.

Тогда же Мольер пишет комедию «Докучные» и три первых действия «Тартюфа». Однако «Тартюф» вызвал гнев парижских священников, и по их требованию пьесу все же пришлось запретить. Святоши вообще предлагали отправить Мольера на костер, но до этого дело, к счастью, не дошло. Надо сказать, что за атакой на драматурга стояла исключительно мощная сила – «Общество Святых Даров», находящееся под патронажем королевы-матери. Даже король не смог продавить «Тартюфа» на сцену, и впервые сильно смягченный вариант под названием «Обманщик» был показан в 1667 году – после кончины Анны Австрийской. Хотя главный герой пьесы вместо одеяния монаха носил светский камзол, уже на следующий день парижский суд вынес решение о запрещении постановки. Лишь в 1669 году «Тартюф» был сыгран таким, каким мы его знаем сейчас. Однако попытки наложить запрет на пьесу не прекращались, что как нельзя лучше свидетельствует об остроте и точности, с которыми Мольер диагностировал и бичевал пороки общества. Имя «Тартюф» навеки стало нарицательным для лицемера и обманщика.

Однако постепенно король теряет интерес к работам Мольера, и, к тому же, драматурга изматывают семейные неурядицы. Но он продолжает работать, создавая своего рода трилогию из «Тартюфа», «Дон Жуана» (1665), запрещенного к показу после пятнадцати спектаклей, и «Мизантропа» (1666). Кстати, очень многие литературоведы воспринимают главного героя «Мизантропа» прямым предшественником Чацкого из комедии «Горе от ума».

В это тяжелое время Мольер не только пишет пьесы, но и продолжает работать в театре. Великолепны его комедии, которые не просто развлекают, но и дают пищу для ума – «Скупой» (1668), «Ученые женщины» и «Мещанин во дворянстве» (1672 год), «Мнимый больной» (1673 год). Самое удивительное, что при жизни Мольера случилось лишь одно издание его пьес – напечатанное в 1666 году в типографии Гильома де Люина. В первой книге двухтомника было почти шестьсот страниц.

Карьера великого драматурга имела трагическое завершение. Мольер был давно и тяжело болен (считается, что умер он от туберкулеза). В комедии «Мнимый больной», поставленной в феврале 1673 года, автор играл главную роль. Четвертое представление «Мнимого больного» закончилось тем, что Мольер потерял сознание прямо на сцене. Его унесли, а еще через полчаса у него началось легочное кровотечение.

Однако после смерти возникли непредвиденные, но вполне понятные обстоятельства. Приходской священник своей властью запретил хоронить прах Мольера на кладбище. Лишь обращение вдовы комедиографа к королю позволило получить разрешение на проведение религиозного погребения.

Семь лет спустя, в 1680 году, Людовик XIV подписал указ, который объединил труппу Мольера с артистами Бургундского отеля. Так возник новый театр – прославленный «Комеди Франсез», который также именуют «Дом Мольера». «Комеди Франсез» ставил пьесы Мольера на своей сцене более тридцати тысяч раз.

краткая биография изложена в этой статье.

Мольер краткая биография

Жан-Батист Поклен - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера.

Родился в Париже 16 января 1622 года . Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении — иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

В июне 1643 года, когда ему уже исполнился 21 год, Жан-Батист Поклен покинул семью и открыл «Блистательный театр» в Париже. Этот, как бы мы сказали сегодня, проект просуществовал всего два года и потерпел финансовый крах. Остались лишь долги, которые Жану-Батисту платить было нечем. По этой причине ему довелось даже провести некоторое время в тюрьме.

После этой истории отец проклял своего сына, запретил позорить фамилию. В то время актёрская профессия считалась самой низкой и называлась не иначе как презрительным «комедиант». Именно с этим связывают появление псевдонима Мольер. Жан-Батист предпочёл отречься от фамильного имени, ведь он не представлял своей жизни без театра.

Мольер занялся любимым делом, организовав бродячую труппу, с которой путешествовал из одного города в другой. Репертуар был невелик, поэтому он сам взялся за перо. Начинал с написания одноактных пьес. Так появились «Летающий доктор», «Ветреник», «Ревность Барбуйе» (это те, которые дошли до нас, а были и другие).

Постепенно популярность труппы Мольера росла, стали выступать в крупных городах. Однажды, в Лангедоке Мольер встретился со школьным товарищем принцем Конти, который порекомендовал его брату короля. И вот Жан-Батист Мольер вместе со своими актёрами получил возможность играть в театре при дворе, в Лувре.

Последние полтора десятилетия жизни Мольера (1658 – 1673) были самой продуктивной порой в плане драматургии. В это время были созданы такие шедевры, как «Смешные модницы», «Мнимый рогоносец», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф», «Мизантроп», «Мнимый больной». Его пьесы нещадно высмеивают пороки людей: жадность, лицемерие, ханжество.

Постановка при дворе комедии «Тартюф» нанесла серьёзный удар по католической церкви. В пьесе Мольер показал преступность церковной власти, лживость её морали. Конечно, пьеса была запрещена, и Мольер для её спасения «снял» с главного героя его духовный сан, сделал его обычным святошей и ханжой.

Запрещались к постановке и другие пьесы — так действовала критика драматурга. Однажды даже был закрыт его театр, и целых три месяца актёры дожидались возможности снова играть, хотя всё это время даже не получали денег.

Сам Мольер был человеком далеко не бедным, получал ежегодную пенсию в 1500 ливров от короля. Но к деньгам относился легко, с удовольствием тратил их. Тратил не только на себя, помогал нуждающимся, и ни один из обратившихся к нему с просьбой не был обижен. Современники отзывались о нём, как о человеке добром, великодушном, услужливом.

Личная жизнь Жана-Батиста Мольера сложилась не очень счастливо. Женился он в сорокалетнем возрасте, молодая жена Арманда Бежар обманывала его. Не сложилась и дружба его с Жаном Расином. После премьеры в театре Мольера пьесы Расина «Александр Великий», она была передана для постановки другой труппе. Мольер воспринял это как предательство

Мольер умер 17 февраля 1673 года . Он исполнял главную роль в своей пьесе «Мнимый больной» и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался. Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника».

Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.

Жан-Батист Поклен (театральный псевдоним – Мольер) – французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера – родился 15 января 1622 года в Париже.

Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Мать Жана-Батиста, Мария Поклен-Крессé (ум. 11 мая 1632), умерла от туберкулёза, отец, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу - Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании коллежа в 1639 Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre), новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 . Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, «Блистательный театр» проигрывает в 1645 . Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет (1645-1658 ) в годы гражданской войны (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.

С 1645 Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 он возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторских работ. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье» (La jalousie du Barbouillé) и «Летающий лекарь» (Le médécin volant), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена», д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса оказала влияние на основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый, или Всё невпопад» (L’Étourdi ou les Contretemps, 1655 ) и «Любовная досада» (Le dépit amoureux, 1656 ), написанных в манере итальянской литературной комедии.

Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 , по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.

В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661 , пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За 15 лет, с 1658 по 1673, Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

Парижский период деятельности Мольера открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы» (Les précieuses ridicules, 1659). В этой первой, вполне оригинальной, пьесе Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей в аристократических салонах вычурности и манерности речи, тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе и оказывавшей сильное влияние на молодёжь (преимущественно женскую её часть). Комедия больно уязвила виднейших жеманниц. Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии, после отмены которого она шла с удвоенным успехом.

При всей своей крупной литературно-общественной ценности «Жеманницы» - типичный фарс, воспроизводящий все традиционные приёмы этого жанра. Та же фарсовая стихия, придававшая юмору Мольера площадную яркость и сочность, пропитывает также следующую пьесу Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (Sganarelle, ou Le cocu imaginaire, 1660 ).

23 января 1662 Мольер подписал брачный контракт с Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлены. Ему 40 лет, Арманде 20. Против всех тогдашних приличий, на свадьбу пригласили лишь самых близких. Церемония венчания состоялась 20 февраля 1662 в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.

Комедия «Школа мужей» (L’école des maris, 1661 ), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школой жён» (L’école des femmes, 1662 ), знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания.

Столь сатирически заострённые комедии не могли не вызвать ожесточённых нападок со стороны врагов драматурга. Мольер ответил им полемической пьеской «Критика „Школы жён“» (La critique de «L’École des femmes», 1663 ).

Новые удары врагов Мольер отпарировал в пьесе «Версальский экспромт» (L’impromptu de Versailles, 1663 ). Оригинальная по замыслу и построению (действие её происходит на подмостках театра), комедия эта даёт ценнейшие сведения о работе Мольера с актёрами и дальнейшее развитие его взглядов на сущность театра и задачи комедии.

Из баталии, последовавшей за «Школой жён», Мольер вышел победителем. Вместе с ростом его славы упрочились и его связи со двором, при котором он всё чаще выступает с пьесами, сочинёнными для придворных празднеств и дававшими повод развернуть блестящее зрелище. Мольер создаёт здесь особый жанр «комедии-балета», сочетая балет (излюбленный вид придворных увеселений, в котором сам король и его приближённые выступали в качестве исполнителей) с комедией, дающей сюжетную мотивировку отдельным танцевальным «выходам» (entrées) и обрамляющей их комическими сценами.

Первая комедия-балет Мольера - «Несносные» (Les fâcheux, 1661 ). Она лишена интриги и представляет ряд разрозненных сценок, нанизанных на примитивный сюжетный стержень.

Успех «Несносных» побудил Мольера к дальнейшей разработке жанра комедии-балета. В «Браке поневоле» (Le mariage forcé, 1664 ) Мольер поднял жанр на большую высоту, добившись органической связи комедийного (фарсового) и балетного элементов. В «Принцессе Элиды» (La princesse d’Elide, 1664 ) Мольер пошёл противоположным путём, вставив шутовские балетные интермедии в псевдоантичную лирико-пасторальную фабулу. Так было положено начало двум типам комедии-балета, которые разрабатывались Мольером и дальше. Первый фарсово-бытовой тип представлен пьесами «Любовь-целительница» (L’amour médécin, 1665 ), «Сицилиец, или Любовь-живописец» (Le Sicilien, ou L’amour peintre, 1666 ), «Господин де Пурсоньяк» (Monsieur de Pourceaugnac, 1669 ), «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme, 1670 ), «Графиня д’Эскарбаньяс» (La comtesse d’Escarbagnas, 1671 ), «Мнимый больной» (Le malade imaginaire, 1673 ). От других его комедий эти пьесы отличаются только наличием балетных номеров, которые вовсе не снижают идеи пьесы: Мольер не делает здесь почти никаких уступок придворным вкусам. Иначе обстоит дело в комедиях-балетах второго, галантно-пасторального типа, к которому относятся: «Мелисерта» (Mélicerte, 1666 ), «Комическая пастораль» (Pastorale comique, 1666 ), «Блистательные любовники» (Les amants magnifiques, 1670 ), «Психея» (Psyché, 1671 - написана в сотрудничестве с Корнелем).

Комедия «Тартюф» (Le Tartuffe, 1664-1669 ), направленная против духовенства, в первой редакции содержала три акта и изображала лицемера-попа. В таком виде она была поставлена в Версале на празднестве «Увеселения волшебного острова» 12 мая 1664 под названием «Тартюф, или Лицемер» (Tartuffe, ou L’hypocrite) и вызвала недовольство со стороны религиозной организации «Общества святых даров» (Société du Saint Sacrement). В новом виде комедия, имевшая 5 актов и озаглавленная «Обманщик» (L’imposteur), была допущена к представлению, но после первого же спектакля 5 августа 1667 снова снята. Только через полтора года «Тартюф» был наконец представлен в 3-й окончательной редакции.

Если в «Тартюфе» Мольер нападал на религию и церковь, то в «Дон-Жуане, или Каменном пире» (Don Juan, ou Le festin de pierre, 1665 ) объектом его сатиры стало феодальное дворянство. В основу пьесы Мольер положил испанскую легенду о Дон Жуане - неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы божеские и человеческие.

Если Мольер внёс в «Тартюфа» и «Дон-Жуана» ряд трагических черт, проступающих сквозь ткань комедийного действия, то в «Мизантропе» (Le Misanthrope, 1666 ) эти черты настолько усилились, что почти совсем оттеснили комический элемент. Типичный образец «высокой» комедии с углублённым психологическим анализом чувств и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетическим и саркастическим тоном речей главного героя, «Мизантроп» стоит особняком в творчестве Мольера.

Чересчур глубокая и серьёзная комедия «Мизантроп» была холодно встречена зрителями, искавшими в театре прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс «Лекарь поневоле» (Le médécin malgré lui, 1666 ). В эти годы Мольером написаны такие шедевры развлекательной комедии-интриги, как «Господин де Пурсоньяк» и «Проделки Скапена» (Les fourberies de Scapin, 1671 ). Мольер вернулся здесь к первичному источнику своего вдохновения - к старинному фарсу.

Основная тема этого периода - осмеяние буржуа, стремящихся подражать аристократии и породниться с нею. Эта тема развита в «Жорже Дандене» (George Dandin, 1668 ) и в «Мещанине во дворянстве».

В знаменитой комедии «Скупой» (L’avare, 1668 ), написанной под влиянием «Кубышки» (Aulularia) Плавта, Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным), у которого страсть к накоплению приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства.

Проблему семьи и брака Мольер ставит также в своей предпоследней комедии «Учёные женщины» (Les femmes savantes, 1672 ), в которой он возвращается к теме «Жеманниц», но разрабатывает её гораздо шире и глубже. Объектом его сатиры являются здесь женщины-педантки, увлекающиеся науками и пренебрегающие семейными обязанностями.

Вопрос о распаде мещанской семьи поставлен также и в последней комедии Мольера «Мнимый больной» (Le malade imaginaire, 1673 ). На этот раз причина распада семьи - мания главы дома Аргана, воображающего себя больным и являющегося игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Презрение Мольера к врачам проходило сквозь всю его драматургию.

Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 года Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ Арле де Шанваллон запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

Произведения :

Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 .

Пьесы, сохранившиеся до наших дней:
Ревность Барбульё, фарс (1653 )
Летающий лекарь, фарс (1653 )
Шалый, или Всё невпопад, комедия в стихах (1655 )
Любовная досада, комедия (1656 )
Смешные жеманницы, комедия (1659 )
Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660 )
Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661 )
Школа мужей, комедия (1661 )
Докучные, комедия (1661 )
Школа жён, комедия (1662 )
Критика «Школы жён», комедия (1663 )
Версальский экспромт (1663 )
Брак поневоле, фарс (1664 )
Принцесса Элиды, галантная комедия (1664 )
Тартюф, или Обманщик, комедия (1664 )
Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665 )
Любовь-целительница, комедия (1665 )
Мизантроп, комедия (1666 )
Лекарь поневоле, комедия (1666 )
Мелисерта, пасторальная комедия (1666 , не окончена)
Комическая пастораль (1667 )
Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667 )
Амфитрион, комедия (1668 )
Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668 )
Скупой, комедия (1668 )
Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (166 9)
Блистательные любовники, комедия (1670 )
Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670 )
Психея, трагедия-балет (1671 , в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
Проделки Скапена, комедия-фарс (1671 )
Графиня д’Эскарбанья, комедия (1671 )
Учёные женщины, комедия (1672 )
Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673 )