Компоненты политической системы. Политическая система

Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключается в следующем: каждый элемент системы выполняет определенную функцию; невозможно произвольно изменить ни один из элементов системы; изменение одного элемента влечет изменение других.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, ценностей, идей, с помощью которых реализуется политическая власть. Понятие «политическая власть» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости. Эта категория начала использоваться политиками в 1950 – 1960 гг., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выявить внутренние закономерности развития политических структур. Один из первых категорию «политическая система» ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что политическая система объединяет не только организованные стороны политической жизни – государство, партии и другие политические организации, но и такие факторы, как сознание, мировоззрение, культурные нормы, идеи. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если изменяется государство или появляются новые политические партии, то соответственно меняется и политическая жизнь в целом.

Истон разработал кибернетическую модель политической системы в виде «черного ящика» с входами, на которые поступают импульсы от окружающей среды (требования, ожидания населения, колебания обществененного мнения и их поддержка системы) и выходами, то есть решениями, принимаемые системой в ответ на требования и поддержку. Модель Истона предполагает, что мы не интересуемся тем, что происходит внутри системы (как и почему принимаются определенные политические решения), но внимательно фиксируем все внешние проявления ее деятельности, то есть взаимосвязь со средой. Взаимосвязь внешней среды с политической системой может иметь положительный характер (в случае положительной обратной связи политической системы со средой) и отрицательный (в случае отсутствия обратной связи системы со средой. Внешне это может проявляться в отсутствии поддержки населением принятых политических решений – забастовках, акциях протеста, актах неповиновения. В таких случаях требуются новые решения и действия, чтобы система работала нормально). Таким образом, решения, принимаемые системой на выходе, в свою очередь становятся источником новых требований и поддержки, характер и содержание которых зависят от механизма обратной реакции.

Существуют и другие подходы, раскрывающие внутреннюю структуру политической системы, которая включает следующие компоненты: институциональный, идеологический, коммуникативный, нормативный и культурный подсистемы.

Институциональный компонент состоит из основных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения и т.д.). Главным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство, именно им принимаются властные решения, обязательные для всего общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Идеологический компонент объединяет теоретический уровень политической жизни – политические идеологии, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции и уровень обыденного сознания – политическую психологию, чувства, настроения, предрссудки, мнения, традиции. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные установки, эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на политическое поведение и на политическое развитие в целом. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Коммуникативный компонент представляет собой совокупность средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется коммуникация между нациями, классами, группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. В современном мире значение средств коммуникации в активизации политической жизни особенно возрастает. С распространением средств электронной связи и массовым освоением их населением формирование определенного политического климата, привлечение обывателя в политику приняло массовый характер.

Нормативный компонент объединяет политические нормы и нравственные принципы. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченнсть и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы получают официальное признание социальные интересы различных слоев общества.

Культурный компонент выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

Значимость политической системы проявляется в реализуемых ее функциях, среди которых наиболее важными являются:
- представительство интересов субъектов политической жизни на государтвенном уровне;
- определение политического курса, целей и задач общества;
- мобилизация и распределение ресурсов общества, имеющие целью устойчивое и эффективное развитие общества;
- политическая социализация, то есть включение индивида в политическую жизнь, имеющее целью обеспечение преемственности политических ценностей. Формирование политического сознания и политической культуры личности.

Однако в целом, политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от полижи и власти. j 2.. Совокупность политических институтов и орга-низаций, составляющих структуры системы: государ-во, все ступени правления от высших органов влас-ти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения пред-принимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, право-вые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регулятивы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы полити-ской деятельности. . , 5.. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, помощью которых реализуется политическая власть осуществляется управление общественной жизне - \ деятельностью людей. В составе системы - полити-ческие структуры и сообщество людей со свойствен-ным ему образом политической жизни; стилем поли-тической деятельности.

Некоторые зарубежные политологи считают «ос - новными элементами» политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и об - ществом. При таком подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.

Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности и взаимоотношения с государством и обществом.

Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепций современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами»13.

Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Леги-тимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой Основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.

Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегриро-ванности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям.

Без них не осуществима децентрализация власти и управления.

Институциональные взаимосвязи динамичны, реализуются и воспроизводятся в форме живых противоречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятельность институтов. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации. Правящие и оппозиционные институты, системные и внесистемные организации, политические, властные и общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они и в структурно-организационном и в функциональном планах выступают как взаимодействующие противоположности. И могут быть объективно осмыслены лишь в контексте анализа реальных противоречий политической системы. Рассматривая, скажем, .институты законодательной, исполнительной и судебной властей, надо иметь в виду их естественную, сущностную противоречивость. Политическая история стран мира свидетельствует о постоянном соперничестве субъектов законодательной и исполнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти, или обеспечение ее стабильного функционирования.

Политические отношения властвования выступают в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над другими в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.

Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в любой их модификации однозначны господству. Да, власть - это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотноше-ние, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором - прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.

Политическая система демократического типа характеризуется такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения сотрудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.

Первенство господства в политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения из общества особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов.

Доминирование отношений господства в политической жизни не является критерием качественного различия систем. Все дело в том, какой тип господства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе всеобъемлющих прав или на авторитете правителей, на признанных большинством общества ценностях или же ценностях, навязанных ему меньшинством - элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический опыт советской модели политических отношений продемонстрировал ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интересов большинства и взаимопомощи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политическая система

Политическая система общества или политическая организация общества -- организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Основные формы политических систем

· Демократия

· Теократия

· Тоталитаризм

· Авторитаризм

2 типа политических систем:

Открытые;

Закрытые.

Структура политической системы

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

· организационный (институциональный) компонент -- политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурный компонент -- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент -- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент -- информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент -- политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура -- важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы

политический власть

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования -- демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.).

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое не достижение).

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (т.е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

· Политическая социализация -- приобретение человеком полит знаний, ценностей, следование стандартам полит поведения в обществе и т д.

· Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

· Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

· Экстракционная функция -- черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

· Дистрибутивная функция -- согласование интересов различных групп внутри общества.

· Регулирующая функция -- управленческие действия

Элементы политической системы

Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы -- традиции, институты, политические ценности и т.д. -- в разных обществах различны. Отметим, что политика -- это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества -- экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

· организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты -- парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

· нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

· коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

· культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Взгляды на политическую систему

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

· Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

· В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

· В третьем -- политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Политическая система как совокупность политических взаимодействий ролей и функций, существующих в каждом сообществе. Классификация и разновидности современных политических систем, их структура и функциональные особенности. Теория политической системы.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2011

    Подходы к пониманию политической системы. Определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Общая характеристика функций политической системы, ее взаимосвязь с государственной политикой. Сущность функции артикулирования и агрегирования.

    реферат , добавлен 09.04.2015

    Сущность, структура и функции политической системы. Виды современных политических систем. Политический режим как характеристика политической системы. Типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политическая система общества.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Понятие политической системы, ее структура, функции и механизм функционирования. Типология политических систем по содержанию, формам управления, типу политической культуры, разделению политических ролей. Политическая система Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие политической системы как основополагающей формы организации политической сферы жизни современного общества, ее основные элементы и функции. Типология и закономерности политических систем, основные факторы, влияющие на процесс их формирования.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Понятие политической системы как совокупности взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов. Структура, функции, классификация политических систем. Соотношение понятий "политическая система" и "гражданское общество".

    контрольная работа , добавлен 27.01.2010

    Характеристика основных принципов политической социализации как процесса вхождения человека в политическую культуру. Рассмотрение сущности, элементов и функций политической культуры. Характеристика политических отношений в международном масштабе.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Понятие, структура, функции и типология политических систем. Государственные и общественные организации, объединения, политические нормы. Политическая организация как главный элемент политической системы. Политическая стабильность и политический риск.

    реферат , добавлен 04.04.2010

    Политическая система общества как совокупность политических институтов, ее структура, основные компоненты и функции. Англо-американская и европейская типология политических систем. Генезис, классификация и функции политических партий Украины и мира.

Выделяют основные компоненты, входящие в этот комплекс. Политическая система общества в первую очередь включает в себя институциональный компонент. Он представляет собой государство, общественные организации, партии, органы власти, прочие формирования. Без вышеперечисленных субъектов невозможна политическая система общества, так как именно они вступают во властные отношения.

Вторым элементом комплекса является субстанциональный компонент. Он отражает сущность всей политической системы. Субстанциональный элемент являет собой отношения, формирующиеся по поводу осуществления, удержания или захвата власти в государстве.

Политическая система общества включает в себя нормативный компонент. Этот элемент являет собой нормы, обычаи, традиции и прочие способствующие регулированию властных отношений в государстве. Он призван регламентировать протекающие в обществе. Как правило, регулирование осуществляется при помощи норм права. Вместе с этим, политическая система общества - это комплекс достаточно сложный. Поэтому столь часто большое значение имеют традиционные, устоявшиеся правила социального поведения.

Политическая система общества содержит субъективный элемент. Он является отражением отношения людей к власти в государстве. Субъективный элемент содержит политическое сознание, которое, в свою очередь, представлено психологическими и идеологическими компонентами. Политическое сознание являет собой целостный комплекс чувств, оценок, идей, взглядов, отношений, эмоций. Он отражает субъективное отношение групп, индивидов к имеющемуся (действующему) или предполагаемому (желаемому) руководству страны, поведению деятелей власти, прочим явлениям государственной действительности. Политическое сознание может оказаться под влиянием разных факторов, в том числе поведения лидеров, харизмы деятелей и прочего.

Еще одним элементом комплекса является объективный. Он включает в себя объективные национальные, социальные, экономические, исторические и прочие детерминанты, оказывающие влияние на ход политических процессов в государстве. Они не зависят от сознания или воли народа.

Все указанные компоненты, из которых состоит политическая система общества, считаются значимыми, обладают взаимопроникающим воздействием и, соответственно, являются неделимыми.

Функциями комплекса называют его основные направления влияния на народ. Они детерминированы национальными, социальными, экономическими и прочими условиями, при которых существует политическая система.

Существуют следующие основные функции:

1. Осуществление политического руководства обществом.

2. Определение ориентиров. В условиях политического регулирования, во время борьбы за власть правящий класс, партии и прочие субъекты (в соответствии с тем или другим в государстве) формируют дальнейший путь развития, цели, к которым следует стремиться. Таким образом, обеспечивается ориентирование народных масс к тому или другому варианту поведения.

3. Функция политизации представляет собой вовлечение максимального количества граждан и их групп в политические процессы, проходящие в стране.

4. Структура выполняет регулятивную функцию. Она представляет собой выработку и установку социальных норм в сфере власти.

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

Второй необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, главы администрации президента, губернатор и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения; крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.

Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

Политические структуры – это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики – политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры – это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом – это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г. Лассуэлл, отвечает на вопросы; кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.

На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет и все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д. Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

После фундаментальных методологических основ в книге рассматриваются проблемы сущности и структуры политических процессов

Структура книги базируется на основе системного метода который охватывает основные сферы политического процесса и связывает части политической.. в разделе раскрываются фундаментальные основания политологии.. важным фрагментом системного анализа является предположение что политика может рассматриваться как комбинация..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение политической науки
Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер ч

Политология как самостоятельная дисциплина
Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относи

Политология в СССР и СНГ
Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по

Понятие и сущность политики
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя п

Политика как наука и искусство
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспек

Предмет политологии
Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла

Структура политологии
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: 1) теория и метод

Закономерности и категории политологии
Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих в сфере политики. Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и отноше

Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляе

Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме

Методы политологии
В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод – это систе

Исследовательские подходы в политологии
Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральны

Бихевиоральный подход
Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Фра

Системный и структурно-функциональный подходы
И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Л

Системный подход
Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой

Марксизм как методология анализа политики
Марксизм, как и системный подход, является глобальным подходом к социальной действительности. Преобладание целого над частями образует сущность марксистского метода. В советской социальной

Основные этапы развития марксизма
На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксист

Критика марксизма К. Поппером
Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под ист

Психологический подход
Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к

Подходы к пониманию политической системы
В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс

Модель политической системы
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "в

Функции политической системы
Политическая система – это общественная система особого рода. Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и

Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу

Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис

Факторы дифференциации политических режимов
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: - характер и мера осуществления власти; - механизм формирования власти; - взаимоотношения общества и

Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демокра

Роль идеологии в обществе
Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти".

Положение средств массовой информации
Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое

Изменения в политической системе общества
Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в соб

Политическая культура
Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особым политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации,

Авторитарный режим
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Среди ученых до сих пор продолжа

Демократический режим
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт

Исторические формы и модели демократии
Поскольку понятие демократия шире, чем понятие демократический политический режим, следует более подробно остановиться на исторических формах и моделях демократии. Проблема классификации д

Основные характеристики власти
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населен