На что обращать внимание в балетном спектакле.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить учащихся с основными чертами балета как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие : развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные : воспитать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися , основной вопрос которой: что вы знаете о балете?

Беседа выявляет знания учащихся о балете. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах;
б) в балетном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии.

Дается определение. (Слайды 1, 2)

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя

Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления (особенно в Италии и Франции XVI-XVII веков), в которых танцам было отведено почетное место. (Слайд 3)

Итальянское слово balletto , означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. Произошло это после того как в 1581 году итальянец музыкант Бальтазарини поставил в Париже при дворе Екатерины Медичи красивейшее театральное представление «Комедийный балет королевы». Это пышное театральное действие, включавшее в себя пение, диалоги без музыки и танцы, было попыткой автора возродить античную драму по образцу древнегреческой трагедии, в которой драматическая игра актеров сопровождалась выразительными танцевальными движениями, подчеркивающими значение слов, раскрывая чувства героев спектакля. Так в блестящую эпоху Возрождения (XVI век) стремление воскресить грандиозные зрелища древнегреческого театра привело к рождению нового жанра. Со временем постепенно танцы освободились от диалогов и пения. Появился новый вид самостоятельного театрального представления – балет. (Слайд 4)

Беседа с учащимися о тех, кто создает балет.

3. Объяснение учителя

Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. Поэтому у балетного спектакля четыре создателя: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник. (Слайд 5)

Композитор пишет музыку на основе либретто (краткое изложение содержания). Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу).Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.

Беседа с учащимися о роли костюма и декорации в балетном спектакле, об изменении сценического костюма, связанного с развитием техники танца.
Дается определение декорации. (слайды 6, 7, 8, 9)

4. Беседа о роли музыки , раскрывающей чувства и эмоции действующих лиц, помогающей передать атмосферу происходящего на сцене, о сочетании музыки и танцевальных движений.

Обобщение учителя. Движения балетного танца настолько выразительны, что способны раскрыть самые разнообразные человеческие чувства. «Танец – дитя музыки», – говорят классики хореографии. Музыка в балете не только сопровождает танец, а является источником его образного содержания. «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка», – так писал Жан Жорж Новерр – великий реформатор балета. (Слайд 10)
Балет состоит из танцевальных номеров и пантомимных сцен. Музыка танцев подчинена четким танцевальным ритмам. Наиболее широко в танцевальных номерах используются вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды и национальные танцы (итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка).
Учащимся предлагается прослушать Вальс соль минор из 1 акта балета «Золушка» С.Прокофьева (звезды несут Золушку на бал). За прослушиванием следует обсуждение характера музыки, образного содержания и музыкального языка номера. В процессе обсуждения обращается внимание учащихся на использование композитором лирического жанра вальса для передачи душевного состояния Золушки.
Применяются в балете и ритмы марша.

Прослушивание Марша из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Обсуждение характера музыки и выразительных средств, создающих легкость детских движений.
Беседа с учащимися о том, что такое пантомима, о ее роли в балетном спектакле.

Объяснение учителя.

В пантомиме (по греч. «все воспроизводящий подражанием») танцоры жестами и мимикой передают разговор действующих лиц. Музыка пантомимы более свободна по ритму и создает ощущение выразительных движений. Пантомима связывает один танец с другим, помогая непрерывности развития действия. (Слайды 11,12,13)
Балет открывает возможности для программно-изобразительной музыки, рисующей живописные картины.
Учащимся предлагается прослушать Сцену сражения из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. После прослушивания учащиеся рассказывают о характере музыки и средствах выразительности, позволяющих создать сцену сказочного сражения мышей и солдатиков. При разборе номера обращается внимание на использование в музыке приемов звукоподражания и звукоизобразительности.

5. Беседа о том, кто такие балерины, о трудности освоения танцевальной техники, о том, почему балет называют «танцем на пуантах», о балетных туфлях (пуантах), позволяющих танец балерины сделать легким и воздушным. (Слайды 14,15,16)

Объяснение учителя.

Танец – основа балетного спектакля. Танцы в балете принято делить на классические и характерные. Классический танец отличают позы и жесты взятые от античных танцев. Изображение этих красивых и изящных движений можно увидеть у древнегреческих статуй, на рисунках древнегреческих ваз, на барельефах. (Слайд 17, 18)
Существует два вида классического танца: адажио – медленный, плавный лирический танец и аллегро – быстрый, виртуозный танец. (Слайды 19, 20)
К характерным танцам относятся национальные и народные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. (Слайды 21, 22)
К характерным танцам относятся и яркие образные танцы.
Но в современном балете нет отчетливого разделения на классические и характерные танцы. В новой хореографии характерный танец испытывает влияние классического, а классический стремится быть образным, портретным. Так оба вида танца обогащают друг друга. (Слайд 23)
Танцы в балете бывают сольные (выходы, вариации), ансамблевые (танец двоих – pas de deux , танец троих – pas de trios, танец четырех – pas de quatre) и групповые – массовые (номера исполняет кордебалет). (Слайды 24-29)
Классический балет основан на чередовании танцев и пантомимных сцен. Но особое место в балетном спектакле занимает «действенный танец» (pas d’action), в котором балетный танец объединяется с драматической выразительностью пантомимы, выражая чувства героев и объясняя происходящие события в спектакле.

6. Беседа о строении спектакля (Слайд 30)

Обобщение и объяснение учителя.

Балет, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Открывает спектакль, как правило, увертюра, а музыкальный антракт является вступлением к какому-либо акту (действию) балета. Балетный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. (Слайд 31)
Балет обычно завершается торжественной массовой сценой – апофеозом.
Дается определение. (Слайд 32)
В построении балетов часто используются сплетения ряда танцев – сюиты, которые могут состоять из классических или характерных танцев и заканчиваться кодой. Такие сюиты называются дивертисментом, что по-французски означает «развлечение». Это последовательность развлекательных танцевальных номеров лишь внешне связанных с действием балета (изображение картины бала, маскарада, праздника).
К жанру балета обращались композиторы разных стран. Среди авторов есть имена выдающихся русских музыкантов Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Щедрина, Хачатуряна. Балеты этих композиторов стали замечательными образцами жанра.

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали о балете. Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание . Составить кроссворд о балете, используя новые термины.

Список литературы:

1. Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца: Книга для учащихся». – М.: Просвещение, 1985.
2. «Музыкальные жанры». Общая редакция Поповой Т.В. – Музыка, М. ,1968.
3. Худеков С.Н. «Искусство танца: История. Культура. Ритуал» – М.: Эксмо, 2010.
4. Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах», учебное пособие для детской музыкальной школы, 1-й год обучения – СПб.:«Валери СПД», 1998г.
5. Робин Вильямс. «Дизайн для недизайнеров». – М. : Символ, 2008.

Балет –один из самых сложных и красивых видов искусства. Он сложен как в создании, так и в понимании. Еще остались люди, которые относятся к балету с иронией. А все почему? Потому что из зрительного зала порой незаметен огромный труд, который стоит за исполнением легкого пике и смелого фуэте. Научиться понимать балет может каждый, хоть это будет и непросто.

Любой вид искусства требует вдумчивого наблюдения, терпения, самообразования. Эти составляющие делают доступным любое искусство, и оно открывает вам новые горизонты!

Сначала нужно открыть для себя мир балета. На самом деле, он не такой большой, как кажется. Для того, чтобы понять классические постановки, нужно иметь определенную подготовку. Но откуда ее взять человеку, который никогда не занимался танцами? Конечно, в Интернете: вы можете стать зрителем грандиозных спектаклей, увидеть всемирно известных артистов балета. Лучше начинать смотреть с коротких вариаций, например, вариации Жизели, Раймонды, Зигфрида. Это позволят увидеть работу исполнителя в определенный момент, оценить его мастерство. Мало что удалось понять? Никак не уловить смысла всего происходящего?

А давайте заглянем за кулисы! Часто обычные люди не имеют понятия о жизни артистов балета вне сцены. Обучение к училищах, академиях, затем - жизнь в репетиционном зале, часы изнурительного труда ради легкости исполнения на сцене. Жизнь артиста балета уже много лет находится под пристальным вниманием режиссеров, о ней снято множество документальных фильмов. Например, серия фильмов о Диане Вишневой в период обучения в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой; съемки репетиций Ульяны Лопаткиной, Майи Плисецкой, Светланы Захаровой… О процессе обучения в хореографическом коллежде - «Прекрасная трагедия» о 15-летней Оксане Скорик. Фильмы познакомят вас с закулисной жизнью артистов балета. Придет осознание того, что это сильные люди, которым на долю выпало служить искусству. А в этом деле нужно только совершенство.

Кроме этого, с артистами балета проведено множество творческих интервью в разные времена. Из этих бесед вы можете узнать удивительные факты о творческой стороне жизни, трудностях профессии и другие размышления артиста. В ходе интервью упоминаются детали, которые создадут в вашем сознании полную картину творческой жизни балерины или танцовщика.

После просмотра фильма о какой-либо личности оцените его работу в балете. Начать просмотр можно с коротких и известных вариаций из классического балетного наследия, как «Лебединое», «Спящая красавица», «Жизель». Сравните исполнение одной и той же вариации разными артистами. В чем разница? Почему одно «трогает», а другое – нет?

Вы собираетесь посетить балетный спектакль. Это большой праздник души! Но к нему нужна тщательная подготовка. Зачастую, зритель даже не читает программу спектакля, которую предлагают в театре. Но мы ведь хотим понять и проникнуться, поэтому подготовимся заранее.

Как известно, балет – это интерпретация какого-либо литературного произведения. Накануне спектакля тщательно изучите сюжет того, что вам предстоит увидеть. Желательно, в оригинале, будь то «Лебединое озеро», «Дон Кихот» или «Анна Каренина», или «Ромео и Джульетта». Вы будете видеть хореографию и костюмы, узнаете в артистах героев произведения. Ваша память восполнит отсутствие слова на сцене. Если вы будете знать тонкости взаимоотношений героев произведения, вы поймете и то, что изображают артисты балета. Им приходится гораздо сложнее: без слов передать переживание, счастье, драму… Во время балетного спектакля между артистом и зрителем устанавливается контакт. Это значит, что важна работа не только балерины, но и зрителя. Тогда и только тогда возможно взаимопонимание. Больше внимания, любознательности, и балет принесет вам огромное эстетическое наслаждение!

В честь открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запустило спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах рубрики - ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.

В составлении третьей инструкции о том, как смотреть балет, корреспонденту РИА «Воронеж» помог ведущий солист балета Воронежского государственного театра оперы и балета Максим Данилов.

Как подготовиться к походу на балет?

Главное, что необходимо сделать перед походом на балетный спектакль, – прочесть либретто. В балете, в отличие от оперы, нет текста, поэтому понять, что именно происходит на сцене, неподготовленному зрителю будет сложно.

Кроме того, стоит заранее узнать, сколько действий в балете. Многие знаменитые балетные спектакли – трех- и четырехактные, нужно быть готовым высидеть в зале такое количество времени.

Структура большинства балетов шаблонна. Сюжет развивается линейно, главная сюжетная линия, как правило, одна. Но действие может прерываться отдельными вставками. Например, в балете «Жизель» есть номер, в котором около 10-15 минут танцуют не исполнители главных ролей, а второстепенные персонажи – крестьяне. Максим Данилов раскрыл закулисный секрет: такие «вставные конструкции» служат для того, чтобы дать передохнуть исполнителям центральных партий и не дать заскучать публике.

Отдельное место среди таких вставок занимают так называемые «харáктерные танцы». Их исполняют совершенно не связанные с основной канвой спектакля персонажи. Примером характерных танцев можно считать испанский танец из балета «Лебединое озеро» или танцы народов мира на балу из балета «Щелкунчик».

Китайский танец «Чай» из балета «Щелкунчик»

На что обращать внимание в балетном спектакле?

Так как в балете нет текста, историю рассказывает все: и декорации, и костюмы, и движения танцовщиков в балетных постановках намеренно «говорящие». Именно поэтому у артистов балетной труппы всегда очень яркий грим – чтобы даже с последних рядов были видны их лица и эмоции. Придя в театр, стоит внимательно рассмотреть все мельчайшие детали сценографии – в балетных спектаклях они продуманы.

Но главное в балете, безусловно, хореография. Внимательный зритель заметит, как тонко все движения танцовщиков связаны с музыкой, исполняемой оркестром. Иногда мелодия буквально заменяет речь героев, их смех или плач, фонетически подражая человеческим звукам.

Максим Данилов отмечает, что традиция аплодировать после каждого удачно исполненного номера важна. Это не сбивает артистов, а наоборот, подбадривает их.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Как правильно называть артистов балета?

Всех танцовщиц, участвующих в балетной постановке, можно называть балеринами. Мужского варианта этого слова не существует, подчеркивает Максим Данилов. Мужчины, танцующие в балете, называются танцовщиками, артистами или солистами балета.

Максим Данилов отмечает, что, вопреки стереотипам, канонической фигуры для балерин и солистов балета не существует. Есть ограничения по весу, но без конкретных цифр – танцовщик или танцовщица просто должны быть «в форме». Балерина может быть как высокой, так и миниатюрной. Чаще всего в каждом театре балетмейстер подбирает из балерин и танцовщиков пары по параметрам, чтобы на сцене они выглядели гармонично. Как правило, в этих парах танцовщики работают помногу лет.

С чего начать?

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Знакомство с балетным репертуаром Воронежского театра оперы и балета Максим Данилов рекомендует с постановок модерн-балета: «Ангелы смерти», «Юнона и Авось», «7 историй из жизни, 7 смертных грехов». В этих спектаклях звучит современная музыка, они небольшие по длительности, а хореография представляет собой смесь классического балета и современных танцев. По мнению солиста, так зрителю будет проще адаптироваться к самому формату балетных спектаклей.

После этого можно перейти к классическому репертуару – небольшим «Кармен-сюите» и «Привалу кавалерии», а затем к более длинным и сложносочиненным «Щелкунчику», «Тысяча и одной ночи», «Жизели», «Лебединому озеру», «Ромео и Джульетте» и «Дон Кихоту».

Смотреть балетные спектакли на большом экране Максим Данилов не рекомендует. По словам танцовщика, так теряется больше половины ощущений, по сравнению с походом на балет в театр.

10 знаменитых балетных номеров

Вместе с Максимом Даниловым корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали 10 наиболее известных балетных номеров, после просмотра которых наверняка захочется сходить в театр и увидеть вживую спектакль.

«Вариации с кубками» из балета «Дон Кихот», танцует Михаил Барышников

«Умирающий лебедь» из балета «Лебединое озеро», танцует Майя Плисецкая

«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», танцует Нина Капцова

Па-де-де из балета «Спящая красавица», танцуют Диана Вишнева и Роберто Болле

Сцена смерти Жизель из балета «Жизель», танцует Галина Уланова

Сцена бала из балета «Золушка», танцуют Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг

Вариации из балета «Сильфида», танцует Орели Дюпон

«Хабанера» из балета «Кармен-сюита», танцует Диана Вишнева

«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», хореография Рудольфа Нуреева

Картина «В мире теней» из балета «Баядерка»

Контекст

Воронежский театр оперы и балета открыл 56-й сезон . В ближайших планах балетной труппы театра – , репетиции которой уже идут в Оперном. Кроме того, в 2016 году будет продолжен , в рамках которого на воронежской сцене в качестве приглашенных солистов будут выступать танцовщики мирового уровня родом из Воронежа.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Знает даже дату первой французской балетной постановки. 15 октября 1581 года королевское и придворные увидели постановку «Цирцея, или Комедийный балет королевы». Задумка представления принадлежит одному из придворных скрипачей - итальянцу Бальтазарини де Бельджозо.

На заре балета в его основе лежали танцы, принятые при королевском дворе. Примерно через сто лет зарождаются новые жанры: балет- , балет-опера и другие. Музыку для таких спектаклей начинают выделять в особый жанр, а постановку стремятся максимально драматизировать. Спустя еще век балет становится самостоятельным видом искусства. Немалую роль в этом сыграл французский балетмейстер Жан Жорж Новерр, который провел ряд реформ и сделал ставку на раскрытие постановки через выразительные образы.

В особую категорию всегда выделяли балет. Первый в России спектакль был поставлен 8 февраля 1673 года. В тот день царь Алексей Михайлович находился в подмосковном селе Преображенское и желал развлекаться. По преданию, балет ему настолько понравился, что он повелел развивать это направление искусства.

Русский балет как особая часть общего балетного искусства стал формироваться в начале XIX века. Французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло сделал более тесной связь танцевальных па и пантомимы, увеличил значение кордебалета. Именно он делал центром постановки танец. Русский балет не был бы известен во всем мире, если бы не композитор П.И. Чайковский. Именно ему принадлежит , ставшая основой классических «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и других. Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное , выразить драматическими средствами чувства и переживания героев. На сцене персонажи росли, развивались, боролись друг с другом и самими собой, влюблялись, убивали. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю.

Академический балет XIX века был закован в рамки правил, стереотипов и условностей. В начале XX века не только в России, но и других странах мира начались усиленные поиски новых форм. Появился модерн – альтернатива строгим формам, а затем и свободный танец. Считается, что свободный танец придумала Айседора Дункан. Она была убеждена, что танец естественен, является частью каждого человека и отражает язык души. Именно Дункан первая спустилась с балетных пуант, отказалась от неудобных пачек в пользу легких и летящих одеяний. Свободный танец стал мировым движением, которое послужило толчком к очередному эволюционному витку балета.

Когда я говорю, что на досуге занимаюсь балетом, многие недоумевают. Как же так, балет – и вместо привычного фитнесса? Возникает сразу несколько вопросов: а зачем тебе это нужно? а ты умеешь стоять на кончиках пальцев? а ты можешь сесть на шпагат?

На последние два ответить просто: могу. А вот на вопрос «зачем?» я сама себе не всегда могу ответить. Ведь балериной мне уже не стать и на сцену не то что Большого, но даже нашего Одесского оперного не выйти. Но ведь занимаются же люди теннисом, не выступая при этом на кортах Уимблдона! И балет – это далеко не то, что видно из партера: грим, пачки, ножки в пуантах.

Это в буквальном смысле пот, кровь и работа-работа-работа. Именно поэтому мне хочется поговорить о физической составляющей этого прекрасного искусства.

Классический балет по своей сути абсолютно не физиологичен. Им, наравне с профессиональным спортом, нужно начинать заниматься с раннего детства, иначе тело просто-напросто не удастся «поломать» и заставить работать в непривычном ему положении. Основополагающий фактор, без которого невозможно ни одно (!) классическое па – это выворотность, то есть способность ног развернуться от бедра так, чтобы была видна его внутренняя часть. Вот, например, первая позиция: пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

Выработать эту самую выворотность, не имея к этому предрасположенности, а тем более взрослому человеку (и здесь я имею в виду человека от 14 лет и старше) практически невозможно. Насильное «разворачивание» бедер может привести к серьезным травмам коленей и разболтанности суставов.

Вторая «необходимая необходимость» – это спина. Балерину и даже ученицу балетной школы легко выделить из толпы именно по осанке. Ровная прямая-прямая спина, без прогиба, развернутые плечи, острые «в разлет» ключицы – балерину ни с кем не перепутаешь. Я видела многих девочек из модерна, с прекрасной растяжкой и техникой, но вот классической «балетной» спины у них не было – особенно, это было заметно на больших прыжках, когда они приземлялись с жутким грохотом. Так называемый апломб – то есть умение сохранять баланс в любой позиции, вырабатываемый именно за счет крепкой спины и завязанных в узел лопаток – помогает балерине стоять на одной ножке на пуанте и не падать.

Остальные «балетные» факторы – стопа с высоким подъемом, большой шаг (то есть, банальная растяжка, умение поднять ногу предельно высоко), гибкость – до известных пределов наработать можно. Для этого маленькие детки буквально ломают себя, суют стопы под батарею, отвисают в «минусовый» шпагат с двух стульев и в большинстве случаев добиваются своего.

Балерин с идеальными данными (то есть, чтобы все вышеперечисленное собралось воедино в одном человеке) практически нет. Одна из них, прекрасная Светлана Захарова, знаменита именно своими невероятно длинными ногами, прекрасной стопой «с горкой», гибкой спиной, мягкими легкими руками, длинной шеей, высоченным шагом. Такие, как она, рождаются раз в сто лет. На нее, как на огонь и воду, можно смотреть бесконечно:


Так зачем же, скажете вы, ломать себя, нарабатывать эти мифические данные, если это все равно ни к чему не приведет? Ответить сложно и легко: искусство тревожит душу. И да, я говорю об искусстве именно в физиологическом контексте.

Я помню как летом, в душном зале, при выполнении пируэта, с меняя веером летели капли пота. Я помню, как пуанты после 15-минутного «стояния» на них пропитывались кровью. Я помню, как кричала, пытаясь растянуться на шпагат и прекрасно помню как у меня потемнело в глазах всего от 32-ух маленьких прыжочков «сотэ». А еще я помню эту невероятную легкость и одновременно наполненность после занятия. Это ощущение неведомо тем, кто занимается фитнесом и даже йогой вкупе с пилатесом. Оно стОит всех слез и разочарований в себе и ограниченных возможностях собственного тела. Оно дарит осознание того, что ты занимаешься любимым делом, независимо от того, пачка на тебе или обычный тренировочный купальник.

Говорить о балете и занятиях классической хореографией я могу долго-долго и остановить меня сложно. Поэтому это только вступительная статья.

Что дают занятия балетом во взрослом возрасте?

Чего можно добиться, занимаясь всего два раза в неделю?

Как сесть на шпагат, научиться стоять на пуантах и выработать «балетную» осанку?

Все это и многое другое вас ждет в дальнейших выпусках. Оставайтесь с нами!