Николай Гнатюк: «До сих пор очень экономно живу, хотя могу себе многое позволить.

«БАРАБАНЩИК» НИКОЛАЙ ГНАТЮК

Услышав фамилию этого исполнителя, у большинства любителей музыки сразу возникнут в памяти знаменитые «Смерека», «Птица счастья» и «Малиновый звон». Хотя часть поклонников певца предпочитает такие шлягеры, как «Галина» и «Час рікою пливе». Некоторые с ностальгией вспомнят «Танец на барабане», «Девчонка из квартиры 45», «Если город танцует». Одним словом, каждому придется по душе какой-нибудь хит талантливого и харизматичного Николая Гнатюка . Придуманные прессой статусы вроде «звезды», «признанного мастера», «легенды сцены», «эстрадного классика» Николай не приветствует. У него свое объяснение всенародной любви и популярности: «Бог дал, вот и стал…».

14 километров к мечте

Этому простому сельскому парнишке посчастливилось повидать в жизни разные страны, собирать концертные залы, выступать на одной сцене с лучшими исполнителями страны, пройти испытание популярностью, сначала поддаться соблазнам, но потом все же найти в себе силы, чтобы не оказаться на обочине жизни и творчества.

Родился в маленьком селе Немировка на Хмельнитчине 1952 года. Мальчик с раннего детства демонстрировал свой вокальный талант, поэтому родители отправили его учиться в школу города Староконстантинов, что в семи километрах от его родного села. Николаю приходилось ежедневно преодолевать пешком по болотистой местности по 14 км ради возможности заниматься в школе с музыкальным классом. В 6:00 под звуки гимна по радио Коля вставал совсем не радостный, ведь ему предстоял нелегкий путь в школу. Часто автобус проезжал мимо детей, и им приходилось в любую погоду добираться в город пешком.

«Серьезная» подготовка

Желание стать певцом у Николая Гнатюка сформировалось и окрепло не сразу. Хоть пел он с того возраста, как себя помнит, но поначалу мечтал стать актером. Друг детства даже начал «готовить» его к этому, занимаясь с ним боксом, чтобы будущий артист не был хилым. Вместе ребята учили стихи Владимира Сосюры и Максима Рыльского. Николай с нетерпением ждал начала вступительной кампании в Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого. Приехав в столицу, Гнатюк получил в учебном заведении брошюрку с важной информацией об институте. Он взял ее, полистал, и что-то произошло в душе молодого абитуриента – то ли сомнения какие-то нахлынули, то ли интонация женщины из приемной комиссии не понравилась, но твердое намерение готовиться к поступлению у Николая пропало. Выйдя на улицу, он понял, что учиться в этом институте не будет.

Будущий исполнитель не растерялся, сел в поезд и поехал в Ровно. Там в музыкально-педагогическом институте у его отца был знакомый педагог, который еще несколько лет назад предлагал талантливому юноше поступать именно туда. Абитуриенты там оказались серьезно подготовленными, все приходили после музыкальных училищ, а не школ, как . Рядом с ними он чувствовал себя мальчишкой. Но ситуацию спас случай – один из членов комиссии спросил у Гнатюка, может ли он что-то спеть. Тут уж ему не было равных! Экзаменаторы сразу согласились принять такого голосистого парня. Хоть поступил он в институт как бы «авансом», но позже выровнялся по уровню знаний со своими более опытными однокурсниками.

Одесская распевка

На профессиональной сцене впервые оказался в Одессе. Там, услышав его чистый голос, сразу пригласили солистом в оркестр «Мы – одесситы». Не обошлось без казусов и во время первого выступления. Распеваясь в гримерке перед концертом, Николай услышал от одного из артистов хамскую «просьбу» заткнуться, но продолжил вокализ как ни в чем не бывало. Тогда коллега по сцене подошел и ударил его по лицу. Николаю Гнатюку пришлось выходить к зрителям побитым, но с подготовленными голосовыми связками.

С этим одесским коллективом певец объездил многие города страны, а потом решил пойти в армию. Служить его направили в ГДР и, как музыканта, закрепили за коллективом, который выступал на дискотеках для семей из СССР. Со временем Николай стал замечать, что люди начали приходить не просто потанцевать под его песни, а именно послушать их. Так в нем начала крепнуть уверенность в своих силах и вера в то, что он сможет стать настоящим артистом.

Ленинградская «дедовщина»

После армии в жизни Николая Гнатюка был Ленинградский мюзик-холл, работа во множестве музыкальных ансамблей, среди которых оказался и легендарный коллектив Александра Броневицкого – ВИА «Дружба». Там Николаю пришлось испытать на себе «дедовщину». В ансамбле работали мастера своего дела и к Гнатюку относились, мягко говоря, несерьезно. Однажды певец не выдержал нападок и, указывая на один из самых известных концертных залов страны, сказал, что у него тут скоро будут аншлаги, а зазнавшиеся коллеги даже не смогут достать билеты на его выступления. Со временем так и случилось.

Не менее пророческий случай произошел с Николаем Гнатюком в польском Сопоте, когда он приехал туда на экскурсию с коллегами из мюзик-холла. Во время визита в фестивальный зал он пошел на сцену и долго там чем-то занимался. Когда у него спросили, что же он там делает, Николай вполне серьезно заявил, что репетирует сольный номер на Сопотском фестивале. Присутствующие только посмеялись над певцом-чудаком, а через год получил на престижном музыкальном конкурсе первую премию.

Триумф Николая Гнатюка

Сопот казался Николаю недостижимой мечтой, куда более реалистичным представлялся шлягер-фестиваль в немецком Дрездене. На Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Ленинграде он стал лауреатом третьей премии и получил возможность пообщаться с представителем министерства культуры. Ситуация была такова, что на конкурсе в ГДР артистам из СССР никак не удавалось взять главную премию. Николай набрался смелости и сказал чиновнику из Минкульта, что знает, что нужно делать, чтобы привезти в СССР такую желанную победу. Тот посмотрел на певца скептично, но что-то его все-таки задело в словах молодого исполнителя. В итоге Гнатюка отправили на фестиваль в Германию.

Прилетев в Дрезден, он обнаружил, что ноты, отправленные по почте, не дошли. Уже заканчивались два репетиционных дня, а их все не было. Тогда Николай нашел Георгия Гараняна, который приехал на конкурс со своим ансамблем, и стал его упрашивать написать аранжировку. Знаменитый саксофонист ничего не пообещал, но наутро принес ноты. Организаторы фестиваля были в недоумении, когда Николай попытался отрепетировать песню с оркестром, исполняя что-то невнятное. Вечером перед публикой Гнатюк показал всю широту своего таланта, представив песню Давида Тухманова «Я с тобой танцую». Это была настоящая победа! Хотя сам певец к ней не был готов. Утром по всем радиоканалам звучали его песни, а в кармане лежала премия – 3000 марок.

Судьбоносный барабан

На банкете по случаю победы Советского Союза в конкурсе к Николаю Гнатюку подошел директор фестиваля в Сопоте и поинтересовался, не откажется ли тот приехать в Польшу в следующем году. Конечно же, певец не отказался, это же была его мечта! А чуть позже на центральное телевидение СССР пришло письмо от организаторов фестиваля с рекомендацией направить на конкурс именно Николая Гнатюка . Но ехать в Сопот певцу было не с чем – в репертуаре не было подходящей песни. Три дня он бродил по парку около телецентра в Москве, пока ему не пришел образ, в котором он хотел бы выступить. Он вспомнил, что в студенческие годы подрабатывал на свадьбах барабанщиком в оркестре, поэтому барабан решил сделать изюминкой своего будущего номера. А потом Николаю позвонила представитель композитора и предложила послушать несколько мелодий. Певец без труда нашел для себя идеальный вариант, хотя для этой композиции еще не было текста. Слова к песне попросили написать Андрея Вознесенского, и хоть он поначалу не понял замысла с барабаном, но просьбу выполнил.

Путь к себе

После победы на Сопотском фестивале стал всесоюзной знаменитостью со всеми вытекающими «последствиями» – гастроли, концерты, толпы поклонниц, периоды невероятных взлетов и творческих застоев, всевозможные соблазны, звездная болезнь и алкоголь. Все это было в жизни певца… Но однажды после концерта в Дрогобыче Николай познакомился со священником, который неожиданно сказал, что тому нужно поступить в духовную академию и благословил певца на это. Позже, будучи в Белгороде, Николай рассказал об этой встрече владыке Иоанну, и тот тоже дал ему свое благословение. Исполнитель поступил в Белгороде в семинарию и два года отучился заочно. Певец серьезно к этому относился, изучал духовную литературу, но у него не складывалось с письменными работами, и на третий год обучения он решил сделать паузу, которая затянулась уже на несколько лет. Он не жалеет об этом, ведь многое понял и исправил в своей жизни, на многое стал смотреть другими глазами. Теперь ему не хочется бешеной популярности, о которой мечтал в детстве, наоборот – Николаю нравится, когда на улице его не узнают. Певец решил, что больше ему не нужно мелькать на телеэкране, а поклонники всегда могут услышать его на концертах или купить запись музыки.

Подробностями личной жизни делится не слишком охотно. После фестиваля в Сопоте он женился на танцовщице Наталье. Она родила ему сына, а после аварии на Чернобыльской АЭС певец решил увезти ребенка на обследование в Германию. Прошло несколько месяцев, Николай приехал в Киев, но жена не захотела возвращаться на родину и осталась с ребенком за границей. Певец часто приезжал к сыну, у них прекрасные отношения, но второй раз он так и не женился. Николай говорит, что еще не встретил той женщины, в глазах которой бы увидел родственную душу.

ФАКТЫ

В классе к опозданиям Гнатюка все привыкли и знали, что если его еще нет, значит, где-то застрял в дороге. Но как же тогда было стыдно мальчику появляться в классе в одежде, испачканной грязью, когда другие дети сидели в наглаженных и накрахмаленных формах. Годами позже судьба словно компенсировала ему детские лишения, дав возможность выбирать себе любую одежду.

Самым строгим своим критиком называет украинскую публику, которую невозможно обмануть фальшивым исполнением и неискренностью. Сейчас певец считает своим долгом помочь людям отвлечься от серости будней, дать слушателям надежду и позитивные эмоции, силы не отчаиваться и веру в свои возможности.

Обновлено: Сентябрь 10, 2017 автором: Елена

Биография

Родился в семье председателя колхоза и сельской учительницы. Окончил Ровенский педагогический институт (музыкально-педагогический факультет). Творческую карьеру начал в ансамбле «Мы - одесситы». Учился в студии Ленинградского мюзик-холла и параллельно гастролировал с самым старым в СССР ВИА «Дружба».

Успех случайной записи с оркестром Ростислава Бабича и телегеничность довольно быстро сделала его желанным гостем в студиях - с экрана зазвучали «Девчонка из квартиры 45», «Крылья удачи», «У веселого клена», «Если город танцует».

В 1978 году он стал победителем второго конкурса артистов эстрады Украины в Запорожье . В 1979 году Гнатюк занимает третье место на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, это открывает ему дорогу за рубеж. Песня Давида Тухманова «Я с тобой танцую» приносит ему Гран-при конкурса эстрадной песни в Дрездене, а «Танец на барабане» Р. Паулса - первое место фестиваля Интервидения в Сопоте 1980 года. Через год у Гнатюка ещё один супер-хит - «Птица счастья».

В 1980 году он недолго пел с ВИА «Мальвы», затем со своим ансамблем «Бенефис», после чего с сильной джаз-роковой командой «Кроссворд», с которой была записана первая сольная пластинка с переводами французских шансонов. И снова смена коллективов: Государственный эстрадный оркестр под управлением А. Ануфриенко, ВИА «Мрия», свой ансамбль «Праздник».

Широко известны песни Гнатюка «Танец на барабане» (Р. Паулс - А. Вознесенский), «Птица счастья» (А. Пахмутова - Н. Добронравов). В телевизионном интервью Д. Гордону Николай Гнатюк рассказал историю, происшедшую с ним в Сопоте. Тогда примадонна советской эстрады возглавляла жюри конкурса, при этом проталкивала свою кандидатуру, а Гнатюка просто решила убрать. Метод был использован простой - она пригласила Николая на вечеринку в ресторане накануне конкурсного выступления. Но парень оказался не промах: вышел из зала через черный ход и прямиком в гостиницу, затем спустился из номера и сказал портье, что уходит прогуляться, а сам проскользнул обратно в номер и закрылся. Там он спокойно выспался, а в это время примадонна подняла всех на ноги в поисках Гнатюка. Но безрезультатно. На следующий день Гнатюк весьма успешно выступил, чем расстроил недоброжелателей.

Приход к вере

В возрасте 47 лет он поступает на миссионерское отделение в Белгородскую духовную семинарию. В его репертуаре появляются песни духовного содержания. Один из последних музыкальных альбомов певца называется «Господи, помилуй», а последняя версия вышла с дополнениями под названием «Господи, спаси, сохрани». В этот последний альбом вошли песни на стихи Вадима Крищенко: Вера (музыка Гнатюка), Почаев, Монахи, Малая Родина, Пора покаянная (иеромонаха Романа), Ксения блаженная (аранжировка Гнатюка), Малиновый звон, Аве мария (слова Гнатюка), и песня о Святом Николае (музыка и слова Гнатюка). Запись выпущена Свято-Успенской Почаевской лаврой.

С именем Николая Гнатюка, народного артиста Украины, связан первый и последний Гран-при, полученный советской эстрадой на престижном фестивале в Дрездене. Потом его отмечали наградами в Сопоте, на других международных конкурсах. Чем сегодня занимается популярный в бывшем Союзе певец, как складывается его творческая карьера? Об этом с Гнатюком беседует корреспондент "Труда".

Николай, песни в вашем исполнении звучали с экранов ТВ, по радио, в сольных концертах. Потом вы неожиданно исчезли, и я не исключаю, что новое поколение слушателей вас может и не знать. Поэтому расскажите немного о своей семье, своих родителях.
- Есть в Хмельницкой области такой городок - Староконстантинов. Когда-то дед Ленина лечил здесь зубы поэту Тарасу Шевченко. В этом городке, отшагав каждый день по 14 километров, я и учился в общеобразовательной и музыкальной школах. Для мамы - учительницы сельской школы и папы - агронома важно было дать сыну образование. А мне хотелось поспать и вволю наесться. Поэтому детские воспоминания тех лет: сонный, голодный бреду по сельскому бездорожью и - громко пою. В 12 лет родители отправили меня одного в Киев на детский конкурс. Я победил, получив свою первую грамоту и радиоприемник. Потом окончил в Ровно музыкально-педагогический институт, стал солистом ансамбля "Мы - одесситы".
Хорошее это время, хотя у меня не было своего угла и приходилось ютиться где придется. Тогда вся страна внимала фильму "Семнадцать мгновений весны", мне же негде было его смотреть. Порой пристраивался под каким-нибудь окном и слушал голоса любимых артистов. Служить призвали в Германию, в ансамбль песни и пляски. Армия мне многое дала: времени для образования было достаточно, к тому же у меня оказались хорошие педагоги-вокалисты. Поэтому, приехав в Ленинград, поработал немного в Ленинградском мюзик-холле, а затем перешел в ансамбль "Дружба", которым руководил Александр Броневицкий. Работа в таком коллективе рядом с Эдитой Станиславовной Пьехой меня многому научила...
- Первую серьезную победу вы одержали на Дрезденском фестивале эстрадной песни?
- По большому счету - да. Тем более что ни до, ни после меня ни один советский конкурсант не удостаивался Гран-при этого фестиваля. Но я всегда считал, что путевку на большую эстраду получил от Аркадия Исааковича Райкина, когда жюри под его председательством присудило мне третью премию на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
- Итак, после Дрезденского фестиваля вы проснулись знаменитым?
- Действительно, утром проснулся, а по Дрезденскому радио звучат мои песни. К сожалению, меня больше все-таки знали в Европе, нежели на Родине. У меня было много приглашений за рубеж. Популярность, как говорится, "ударила в голову". Как-то, приехав в один из залов, где репетировал перед концертом Карел Готт, передал через администратора, что если через 10 минут не выйду на сцену, то вообще не приму участия в шоу. И что вы думаете? Карел Готт, умный, интеллигентный, талантливый певец, молча ушел за кулисы. А вечером, уже перед концертом, Карел, улыбаясь, как только он может, сказал: "Ну, я думаю, сейчас-то ты мне дашь спеть?"
Много гордыни было во мне, к великому сожалению. Досадно, что позволял себе скандалы в ресторанах, гостиницах, выясняя, кто есть кто. Профессия артиста - вещь коварная: не каждому дано выдержать испытание "медными трубами". И я на эту удочку, конечно, попадался. Несколько лет назад, когда на одной из музыкальных программ мне предложили выбрать другое, более подходящее произведение, я ушел, хлопнув дверью. Как это, думалось мне, чтобы кто-то вмешивался в мой репертуар?! К тому же пообещал, что ноги моей не будет на столичной сцене.
К сожалению, в сердцах брошенные слова оказались пророческими. Но столь долгое отсутствие в России, безусловно, нельзя объяснить лишь взаимоотношениями, сложившимися с телевидением. Я занимался и занимаюсь воспитанием и образованием своего единственного сына Олеся, которого увез в Германию после взрыва на Чернобыльской АЭС. К тому же так называемая перестройка, послеперестроечные времена какой-то смутой отразились на моем мироощущении. В определенной степени я, впрочем, как и многие, почувствовал свою ненужность во вдруг "перевернувшемся" мире, не мог вписаться в его правила игры. Петь про длинные ноги красоток, плюшевые юбки, ты бросил меня, а я тебя и тому подобную пошлость - не мог.
- Но вспомните песню, с какой вас запомнили: тоже не бог весть какой шедевр.
- Согласен, хотя могу сказать, что "Танец на барабане" - простодушная, светлая ритмическая песенка. Не забывайте, страна у нас была другая, мы были другие. И в конце концов наличествовала эс-трада, а не шоу-бизнес.
- Но ведь вас с этим "Барабаном" принимали точно так же, как сегодня принимают "три кусочека колбаски" и тому подобную чушь.
- Возможно, и так, но именно сегодня, в смутные времена, искусство нуждается в более высоком качественном уровне, чем пять-десять лет назад. Людям нужны, помимо всего, уроки трудолюбия, порядочности, доброты, чуткости, любви друг к другу. Страна, которая хочет встать на ноги, должна понять: без образования умов, национального культурного достояния - не обойтись. И сейчас, когда мы на перепутье, песенки, несущиеся с экранов ТВ, на радиоволнах, с эстрадных площадок, никак не способствуют просветлению, возвышению человека, - скорее, наоборот, притупляют сознание.
Еще несколько слов в защиту песни "Танец на барабане". Написанная Раймондом Паулсом и Андреем Вознесенским, она заняла первое место на Сопотском фестивале в жесточайшей конкурентной борьбе с популярной финской певицей Марион, которая спонсировала конкурс. Провал вместо поддержки мне откровенно обещали и некоторые наши отечественные "звезды", приехавшие сюда: для них я был "выскочкой", которого надо поставить на место.
- Николай, судя по всему, ваши взаимоотношения с шоу-бизнесом, с нашими "звездами" складывались непросто?
- Если ты врываешься в этот мир, не спросив на то разрешения у "живых легенд", пощады не жди. А я, святая простота, вчерашний деревенский паренек, встал не на подмостки, а рядом с ними на сцене. Поэтому я бесконечно благодарен Иосифу Кобзону, Льву Лещенко, Вахтангу Кикабидзе, Юрию Антонову, другим нашим истинным "звездам" - за поддержку.
- Почему-то в этом ряду нет ни одной женщины. Неужели не было эстрадной примадонны, которая взялась бы вас опекать? Ведь так принято среди "звезд": за примерами далеко ходить не надо.
- Всегда полагал, что мужчина обязан заботиться, опекать, защищать женщину. В том числе и на эстраде.
- Тогда откуда слухи о вашей слабости к женскому полу, а еще - к алкоголю?
- У артистов есть такая шутка, что самое трудное в гастролях - это банкеты. Когда артист приезжает в тот или иной город, радушные хозяева заботятся "обо всем". Я был молод, оглушен свалившейся на меня славой, поэтому воспринимал долгие застолья, "рюмочки", приятное женское общение непременным продолжением гастролей. Банкетные фанфары погубили не одно актерское дарование, я тоже не мог устоять от соблазна - и пил. Не затем, чтобы напиться, а потому, что было неудобно не пить, когда вокруг все поднимают бокалы за тебя, за твои песни. Были и женщины, особенно после разрыва с женой, матерью моего Олеся.
На каком-то этапе сработали тормоза, и я не спился. А еще что спасло меня, так это мои крепкие корни: я был и остаюсь деревенским парнем, которому никак нельзя пропасть в этом сумасшедшем городе. Я стал зрелым человеком, у которого есть слава, известность, достаток, но этого уже мало. Произошла переоценка ценностей, и более всего - духовных, нравственных.
- И это привело к тому, что вы стали семинаристом одной из духовных семинарий?
- Мне посчастливилось встретиться в Киево-Печерской лавре со старцем Феофилом, беседы и дружба с которым многое изменили в моей жизни. Я понял, что настоящий мир другой: его я познаю, учась в духовной семинарии.
- Не означает ли это, что народный артист Украины Николай Гнатюк откажется от мирской жизни, изменит сферу деятельности?
- Я этого не исключаю, поскольку уже давно настороженно отношусь к аплодисментам зрительного зала, к славе. Более того, сегодня я порой сомневаюсь в нравственности актерской профессии.
- Тем не менее, как мне известно, вы ведете переговоры о сольных концертах в Москве?
- Моя концертная программа, если она будет принята, хорошо продумана: там случайных песен нет. Кстати, должен сказать, что за то время, что отсутствовал в Москве, я выпустил в Украине четыре компакт-диска, два телевизионных фильма, которые очень здесь популярны. Неизгладимое впечатление оставила недавняя встреча с великой русской певицей Людмилой Георгиевной Зыкиной: мы вместе выступили в концерте. Одной из лучших наград стали ее слова: "Коля, когда мне тяжело, я слушаю твои песни и у меня на душе становится легче". И ее предложения о совместных проектах мне очень важны и нужны.
- Как складываются ваши взаимоотношения с сыном, у которого представления о жизни наверняка другие?
- Олесю 18 лет. Я никогда не нравоучительствую. Мы вместе образовываемся, читая, познавая то, что сказано, написано великими умами. Изучили с ним Ветхий и Новый Завет, труды Иоанна Златоуста. В Олесе идет какая-то внутренняя борьба: видно, что он на распутье, и однажды даже сказал, что, живя в России, ушел бы в монастырь.
- Единственный сын уходит в монастырь... Неужели вы этого хотите?
- Он получит на это мое родительское благословение. Жизнь человека в космическом измерении - один день. Потом - вечность. И как проживем мы этот единственный день, такова будет у нас и вечность. Разве могу я ради вечности своего сына тревожиться о том, что он не познает сомнительных земных утех?
- Как вы думаете, какой будет ваша вечность?
- Я грешник...

Народный артист Украины (1988). Окончил Ровенский музыкальный педагогический институт. Начинал творческую карьеру в ансамбле «МЫ - ОДЕССИТЫ», был солистом ленинградского ансамбля «ДРУЖБА», работал в Киевском мюзик-холле.


Первую известность получил, победив на украинском конкурсе артистов эстрады в Запорожье в 1978. Затем последовало третье место на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1979, Гран-при на конкурсе эстрадной песни в Дрездене и фестивале Интервидения в Сопоте (1980). Пик популярности артиста пришелся на рубеж 1970-80-х гг. В этот период в Советском Союзе были широко известны такие его песни, как Девчонка из квартиры 45 (А. Мажуков - М. Пляцковский), Танец на барабане (Р. Паулс - А. Вознесенский), Птица счастья (Пахмутова А.- Добронравов Н.), Если город танцует (А.Журбин - И. Резник). Характерной чертой большинства песен Гнатюка были легкие запоминающиеся мелодии и слова. В первой половине 1980-х гг. артист работал с многими коллективами, в числе которых были ВИА «МАЛЬВЫ», ВИА «МРИЯ» и джаз-роковая группа «КРОССВОРД». С последним коллективом он записал свою первую сольную пластинку (миньон), в которую вошли переводы французских песен. Второй миньон, включающий песни Евгения Ширяева и записанный при участии ташкентской группы «ЛАБИРИНТ», вышел в 1985. Новый виток популярности Гнатюка связан с появлением в его репертуаре песен композитора Александра Морозова. В 1987 Гнатюк исполняет Малиновый звон (А. Морозов - А. Поперечный). Вскоре выходят два диска-гиганта: «Малиновый звон» и «Не покинь меня». На рубеже 1980-90-х гг. годов Гнатюк перебирается на жительство в Германию и на несколько лет прекращает широкую концертную деятельность. Возвращение на Украину происходит в 1993, когда широкую популярность обретает его новая песня Час рікою пливе. В 1996 одноименный альбом выходит на компакт-диске. В конце 1990-х гг. Гнатюк резко меняет направление своей творческой деятельности. В возрасте 47 лет он поступает на миссионерское отделение в Белгородскую духовную семинарию. Все свое творчество отныне он воспринимает как миссионерскую деятельность. Его репертуар наполняется песнями духовного содержания. В настоящее время Гнатюк редко появляется на телевидении, выступает в основном на радио и с концертами в разных городах Украины. Дискография: НИКОЛАЙ ГНАТЮК И ГРУППА «КРОССВОРД» (миньон, 1980) НИКОЛАЙ ГНАТЮК И АНСАМБЛЬ «ЛАБИРИНТ» (миньон, 1980) МАЛИНОВЫЙ ЗВОН (1988) НЕ ПОКИНЬ МЕНЯ (1989) ЧАС РІКОЮ ПЛИВЕ (1996)

Известный исполнитель Николай Гнатюк родился 14 сентября 1952 года в украинском селе Немировка. Мать была учительницей в начальных классах, а отец председательствовал в колхозе. После окончания школы юноша избрал для поступления педагогический институт, в котором выбрал именно музыкально-педагогический факультет. Уже в то время будущий певец точно знал, что хочет связать свою жизнь именно с музыкой. Мечту он хотел реализовать во что бы то ни стало. Жена Николая Гнатюка познакомилась с ним во время интервью.

Первые шаги на пути к успеху Николай сделал в составе ансамбля «Мы - одесситы». Даже в то время, когда служил в армии, парень не переставал делать первые шаги к успеху. Свой вокал он демонстрировал в ансамбле общевойсковой гвардейской армии.

После прохождения службы Гнатюк продолжил совершенствовать свое мастерство и начал брать уроки в студии Ленинградского мюзик-холла. Параллельно с этим у него появилась возможность гастролировать по городам Союза с ансамблем «Дружба».

Не смотря на значительный опыт и стаж в музыкальной деятельности, Николай приобрел настоящую популярность только в 1978 году. Именно тогда на конкурсе в Запорожье он одержал свою первую значительную победу. Затем последовали новые состязания и конкурсы, а также новые победы. Пик его популярности пришелся на начало восьмидесятых годов. По всему СССР из радиоприемников звучали песни в его исполнении. Легкие мелодии быстро запоминались слушателям.

Помимо сольной карьеры Николай на пике своего творчества еще и занимался сотрудничеством с различными ансамблями. В их число входили самые популярные ансамбли того времени, поработать с которыми мечтал любой исполнитель. Именно в этот период певец выпустил в свет свою первую пластинку.

Вскоре после выхода первой пластинки состоялось знакомство Николая с композитором Александром Морозовым, который сыграл в его творческой судьбе огромную роль. Именно ему принадлежит авторство хита «Малиновый звон». Именно эта композиция была признана одной из самых успешных песен Гнатюка. Старшее поколение до сих пор помнит его хиты. Однако вскоре после этого артист переезжает жить в Германию и на долгое время пропадает из поля зрения поклонников.

В 1993 году Николай вернулся на родину. Он выпустил новый хит, а спустя три года на кассете вышел его новый альбом. Наиболее популярной песней этого периода в его исполнении стала «Ой, смерека!». В Закарпатском крае она стала своеобразным гимном. Спустя некоторое время артист обратил внимание на свою духовность и поступил в духовную семинарию. Это не могло не отразиться на его творчестве.

Личная жизнь Николая Гнатюка носит неоднозначный характер. Артист был женат только один раз, однако развелся и больше в официальные отношения не вступал. Он постоянно привлекал внимание представительниц прекрасного пола, однако по настоящему любил только свою Наталью. Знакомство их произошло во время одного из интервью. Умная, очаровательная и пухленькая девушка произвела на него впечатление. Молодые люди начали встречаться, а спустя некоторое время узаконили свои отношения.

У Николая и Натальи родился сын Олесь, однако даже его появление не смогло спасти брак от распада. После аварии на Чернобыле мальчишка вместе с матерью переехал в Германию, а отец частенько его проведывал. Именно потому в архивах Гнатюка столько фотографий с немецкими достопримечательностями.