Образ петра гринева формирование его характера. Этапы формирования гринёва

краткое содержание других презентаций

«Роман Пушкина «Капитанская дочка»» - Подумай и ответь. Проверь себя. Сопоставь. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Сходство с женами декабристов. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Загадки романа – это загадки жизни.

«Книга «Капитанская дочка»» - Что дает такое сопоставление для понимания характера Пугачева? Как показана императрица в повести? Милосердны ли вы? Таким человеком был Емельян Пугачёв, за которым пошёл народ. Марья Ивановна - любимый женский образ А.С. Пушкина. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. : «Спасибо ваше благородие! Что такое милосердие? Формирование характера петра Гринёва. Почему автор в качестве эпиграфа к главе избрал слова из народной песни?

«Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» - Идейно-художественная позиция. Фигура мятежного Пугачева. Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Реализм. История Пугачева. Запись в тетрадь. «Капитанская дочка». Роман. Значение исторического труда А.С.Пушкина. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Как Пушкин своего Пугачева написал.

«Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» - Сказки. Мотив. Русская литература. Капитанская дочка. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Пословицы. Сказка о царе салтане. Береги платье снову, а честь смолоду. Литературоведение. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка». Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Навыки анализа эпизода художественного текста.

«Рассказ «Капитанская дочка»» - Петр. Деталь. Облачение в «ризу светлу» после Крещения. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Погребец. Штоф – графинчик вина. Армяк. События повести. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета.

«Историческая основа «Капитанской дочки»» - Работа над литературным произведением. Художник С.Герасимов. Художники – иллюстраторы. Маршрут поездки А.С. Пушкина. Имя страшного бунтовщика. Исследования «пушкинистов». Суд Пугачёва. Крестьянская война. Роман «Капитанская дочка». Историки о Емельяне Пугачеве. Пугачева и его соратников казнили. Пугачёв, закованный в цепи. Рисунки П.Соколова. Пугачев Е. И. Восстание. Эпоха царствования Екатерины II.

Цели: привить навык аналитического чтения произведения; раскрыть образ главного героя романа; последить за этапами формирования характера П.Гринева; формировать представление обучающихся о нравственных ценностях.

Оборудование: последний прижизненный портрет А.С.Пушкина; Словарь В.И. Даля; магнитная доск вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы изучаем первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло, роман о чуде, совершаемом любовью. Это произведение является символом совершенного искусства. Например, А.Т.Твардовский так говорил одному писателю: «У вас обширный опыт, но вам не хватает писательской культуры. Вы небось после детства «Капитанскую дочку» ни разу не перечитывали. Нет? А вам надо её перечитать – и задохнуться от восторга». И если Твардовский кого хотел укорить, то всегда говорил: «Да он «Капитанской дочки» не читал».

Поэтому, как вы поняли, настоящее, глубокое понимание романа скорее всего придет к вам позже, спустя годы, когда вам захочется вернуться к нему еще раз и перечитать. Но и сейчас никто из вас, я думаю, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему равнодушным.

2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса.

Итак, сегодня мы будем перелистывать страницы романа и наблюдать за одним из главных его героев - Петром Гриневым, за тем, как формируются характер и взгляды молодого человека. А эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова А.С.Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его…», которые как нельзя лучше подходят к образу главного героя.

При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть так называемые опорные слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты и тем самым раскрывает их многозначность и глубину. Как вы думаете, что это за слова. Назовите мне одно, как вам кажется, основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя? (это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа)

В. И. Даль, который, кстати, сопровождал А.С.Пушкина в поездке по пугачевским местам, в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; 2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое (на доске запись значений слова «честь»)

В каком же значении слово употребляется в повести, какое значение господствует и применимо к образу главного героя? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце сегодняшней беседы.

III. Анализ произведения.

1. Обсуждение первого этапа формирования характера Гринева.

Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)

Назовите окружение Петруши того времени. (отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)

Какое влияние они оказали на формирование характера героя.

Что главным в воспитании было для Савельича? (умыт, причесан, накормлен)

Как повлиял на воспитание мосье Бопре? (каждый занимался своим делом).

Что можете сказать о матери? (добрая, но слабохарактерная)

Что перенял Петруша от отца? (+ прямота, честность, - крепостнические замашки)

Сделаем вывод: каким же в результате такого окружения, воспитания вырос Петруша? (легкомыслие, неопытность, ветреность, беспечность)

Процитируйте, как сам герой оценивает свои познания.

Каковы были его нравственные понятия (цитата из произведения)

2. Анализ второго этапа формирования характера героя.

Когда же начинается следующий этап формирования характера Гринева?

(с момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь)

Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты иллюзий, но в результате обогащается его внутренний мир. Докажите правоту этих слов, проанализировав различные эпизоды из жизни героя.

(На магнитной доске вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя заранее заготовлены правильные ответы, к которым он должен привести учеников)

Первый эпизод – встреча с Зуриным. Чем она запомнилась Гриневу? (проигрыш)

Какая мечта героя здесь разрушилась? (надежда на веселую, беззаботную жизнь)

Какие чувства испытывал герой после этих событий? (стыд, раскаяние)

Обогатился ли внутренний мир героя в результате этих чувств?

Разлад мечты с реальностью продолжается и в Белогорской крепости. Проанализируем, каким образом. В каких эпизодах мы это видим?

Сделаем вывод, как все это обогатило внутренний мир героя?

Образец таблицы.

Самостоятельная жизнь.

Эпизод Путь утраты иллюзий Обогащение внутреннего мира
Мечта Реальность
Встреча с Зуриным Веселая, беззаботная жизнь Унизительный проигрыш Стыд, раскаяние
Белогор-

Ская крепость

Дуэль

1.Грозные бастионы

2. Строгий начальник

3. Смертоносное оружие

4. Военная служба, смотры, парады

5. Героический ореол

1. Деревушка, окруженная забором

2. Комендант в колпаке

3. Забитая мусором пушка.

4.Беседы с простыми людьми. Занятия литературой, любовь

5. «дурь», «тыканье железными вертелами»

Разочарование, формирование трезвого взгляда на жизнь.

Радость от общения с простыми людьми

Пересмотр понятия истинной чести дворянина

3. Анализ участия Гринева в военных действиях.

Пятая глава заканчивается такими словами: « Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

На каких же путях душа Гринева получила сильное и благое потрясение? Может быть, на путях защиты дворянской чести? Во время участия в военных действиях против Пугачева?

Вспомним эпизод защиты Белогорской крепости, может быть, наш герой совершает там героический поступок? (нет, его сбили с ног, он вошел вместе с толпой в город, его связали кушаками, все проще и менее эффектно)

Вспомним эпизод на площади перед Пугачевым. Может быть, там наш герой повторил ответ великодушных своих товарищей? (Нет. Вмешался Савельич, дело приняло другой оборот.)

Из Белогорской крепости герой отправляется в Оренбург, может быть, защита этого города позволила показать ему свою удаль? Вспомните эпизод встречи с урядником. (Гринев участвует в наездничестве, видит врага, решает его уничтожить, но узнает в нем хорошего знакомого)

Вывод. Видим ли мы то сильное и благое потрясение, которое могло произойти в душе Гринева во время участия в военных действиях, на путях защиты дворянской чести? (нет)

4. Анализ эпизодов, где встречаются Гринев и Пугачев.

С чем же связано то самое « сильное и благое потрясение», о котором говорит Гринев? (борьба за освобождение любимой девушки. Встреча с Пугачевым)

О чем идет между ними разговор?

Какая сторона характера раскрывается в этом эпизоде?

Можете ли вы отметить у Гринева какие – то недостатки во взглядах на происходящие события, на Пугачева (социальная узость, необъективность)

По мере анализа эпизодов учащиеся могут оформить таблицу следующего содержания:

эпизод Диалог между героями. Жизненная позиция Гринева. Сильное и благое потрясение.
Пирушка у Пугачева. Отказывается служить Пугачеву, не обещает служить против него. Сохраняет честь, достоинство: прямота, откровенность, мужество. Человеческая и дворянская честь ставятся выше жизни.
Гринев у Пугачева, чтобы освободить Машу. Надеется на помощь Пугачева, рассказывает правду о Маше, просит покаяться перед императрицей. Отсутствие дворянской спеси, юношеская незащищенность перед жизнью, сострадание, жалость.
5. Анализ любовного треугольника: Гринев – Маша – Швабрин (познаем характер в сравнении)

Мы рассмотрели, как формировался характер Гринева под влиянием встреч с Пугачевым, проанализируем, какое влияние на него оказала борьба за любимую девушку. Посмотрим, как ведут себя герои в этом любовном треугольнике.

(рисуем любовный треугольник и указываем на нем черты характера героев)

С чем связано первое столкновение между героями? (Швабрин – ложь, клевета. Гринев – благородство, защита чести девушки.)

Как ведет себя Гринев со Швабриным после дуэли?(великодушное прощение)

Какие еще недостойные поступки по отношению к Маше совершает Швабрин? (заточение, намерение жениться насильно)

Как ведет себя в этой ситуации Гринев? (освобождает сироту)

Спустя некоторое время наши герои сталкиваются еще раз. Когда? (в тюрьме)

Какое еще одно грязное дело принадлежит Швабрину? (донос правительству)

Как ведет себя Гринев перед судом? (отказывается от самозащиты, т.к. основывается на своей человеческой правоте. Выходит из сферы дворянских законов, боится втянуть Машу)

А есть ли хоть что-то, за что Гринев все-таки благодарен Швабрину?

6. Нахождение основного отличия характера Гринева (сравнение со Швабриным)

Каждый из вас уже пришел к определенному выводу о том, в чем же основное отличие двух героев. Но давайте посмотрим на художественную ткань повести (заполняем схему постепенно)

В ней (худ. ткани) выделяются два пласта: дворянский и крестьянский. Куда бы вы могли отнести Швабрина?(Швабрин без остатка умещается в игре социальных сил. «Пришелся» к обоим лагерям (он дворянин с дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к другому человеку, и он же становится слугой Пугачева)

А куда же мы могли бы отнести Гринева?

(Он не пришелся ни к одному лагерю. У правительства на подозрении как друг Пугачева, у пугачевцев – как дворянин и заступник за дочь врага)

В чем причина такого положения Гринева? (В нем гуманная человеческая организация, выходящая за пределы его времени. Он слишком человечен)

Образец заполнения схемы:

Художественная ткань произведения.

Дворянский пласт Крестьянский пласт
Швабрин Г Швабрин
Он (Гринев) слишком человечен

Где же правильный путь? Как нужно жить? Может быть, как Швабрин., своевременно перейти из одного лагеря в другой?

(Рисую на доске, между чем оказался герой, определяем его выбор)

Законность Человечность

Правосудие Милость

Что спасает наших героев? (Правильный путь в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человечность, достоинство, уважение к жизни другого человека)

IV Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?

V Заключительное слово учителя.

Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.

Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.

Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» - это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.

VI Домашнее задание. Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)»

Г. Б. Иванова, МБОУ "ОО Каплинская школа", Старооскольский район, с. Федосеевка, Белгородская область

На какие циклы можно разделить повесть? 1-5 главы рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям главы – картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика. 12 – 14 главы играют роль развернутого эпилога.


Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие к людям. Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы. Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. В каких условиях воспитывался Петруша? Что хорошего и что дурного вынес Петруша из детских и отроческих лет? «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Художник С. Герасимов


Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге «Капитанская дочка». Глава 1. «Сержант гвардии». «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин


Когда начинается второй этап формирования Петра Гринева? С момента отъезда из родного дома. Самостоятельный путь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, решая отправить сына в армию. Найдите эпизод и зачитайте. Две стороны характера раскрываются при встрече с Зуриным и бродягой вожатым.


Вспомните, где впервые повстречал Гринев будущего предводителя восстания? Какие черты характера проявляются в Петре Гриневе во время встречи с Зуриным и вожатым? « С неспокойной совестию и бесспорным раскаянием выехал я из Симбирска» (Зурин) Умение отблагодарить за доброе дело, справедливость. (вожатый)


Что жертвует Гринев вожатому за услугу? Как на это реагирует верный слуга Петра Савельич? Найдите в тексте его слова. « Он его пропьет, собака, в первом кабаке…» «Бога ты не боишься, разбойник…» «Ты видишь, что дитя не смыслит, а ты и рад его обобрать…» «И добро бы кому, а то пьянице оголелому…»


« Его благородие жалует мне шубу с барского плеча». Он кое-как умудрился и распорол тулуп по швам. «бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди Вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей» А как реагирует бродяга на «барский подарок?»


Почему Пушкин приводит своего героя не в Петербург, а в «богоспасаемую крепость»? Кратко перескажите главу «Крепость». Что нового вы узнали о Гриневе? Ожидания Петра Действитель ность Стены крепости Грозные неприступны е бастионы Деревенька, окруженная бревенчатым забором КомендантСтрогий, сердитый начальник Комендант, вышедший на учение в колпаке ВойскоХраброе войско Инвалиды ОружиеСмертоносное оружие Старенькая, забитая мусором пушка


«Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для не только сносною, но и приятною». «В доме коменданта я был принят как родной». « Марь Ивановна вскоре престала со мною дичиться» «Вскоре я был произведен в офицеры». «Я стал читать, и во мне пробудилась тяга к литературе»





Автор осуждает своего героя за дуэль, хотя его заступничество за честь любимой не может не вызывать уважение. Отказ от дуэли в то время считался проявлением слабости, неумением защитить свое достоинство. Таким предстает пред нами Гринев накануне грозных событий. Прежде чем ввести в повествование образ Пугачева, Пушкин «накоротке», «домашним образом» знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений.

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин затрагивает весьма важную для него и его соотечественников проблему дворянской чести. Показывая постепенное становление личности Петра Гринева, главного героя произведения, автор вырисовывает русский национальный характер, которому свойственны такие качества, как доброта, благородство, честность, верность данному слову и государю. Только пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы видим его в финале.

Жизнь в отчем доме

Текст повести представляет собой мемуары, написанные от лица главного героя, что придает описываемым событиям большую достоверность: никто не может рассказать о человеке лучше, чем он сам.

Петруша получил традиционное для дворянских детей воспитание. К нему был приставлен добрый дядька Савельич, сопровождавший юношу и после его отъезда на службу. Учил его француз-парикмахер Бопре, который не мог дать основательного образования. Мальчик жил недорослем, беззаботно и не задумываясь о будущем.

Еще до рождения отец записал сына в Но когда Петр Гринев достиг возраста шестнадцати лет, он решил отправить его не в Петербург, а в Оренбург, под надзор старого знакомого. Так была предрешена дальнейшая судьба молодого дворянина.

Вступление в самостоятельную жизнь

Главное напутствие, которое дал отец, провожая сына: «Береги … честь смолоду». Этому принципу Петр будет следовать всю жизнь. А пока он больше похож на избалованного барчонка. Впервые напивается и проигрывает малознакомому Зурину сто рублей, затем требует от Савельича непременно отдать долг. Настаивает на срочном отъезде в Белогорскую крепость, куда его определили в Оренбурге, и попадает в сильный буран. Но уже сейчас начинается становление личности Петра Гринева. Он мучается, осознавая свою вину перед верным дядькой, и просит у него прощения - способность признавать свои ошибки. Одаривает вожатого, который помог им выбраться из бурана, тулупчиком - благодарность за оказанную помощь.

Испытание любовью

В жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.

Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.

Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в способного взять на себя ответственность за другого человека.

Знакомство с Пугачевым

Во время захвата Белогорской крепости Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но молодой офицер отказался целовать руку самозванцу и присягать ему на верность. Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу. А еще способность всегда говорить правду, искренность во всем и ощущение полной внутренней свободы. Такой может быть характеристика Петра Гринева в главах, где описываются его встречи с самозванцем. Действительно, далеко не каждого последний приглашал за свой стол, отпускал на все четыре стороны после отказа перейти к нему на службу, давал благословение на брак с дочерью коменданта военной крепости.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»: выводы

Таким образом, в ходе описываемых событий характер главного героя претерпевает изменения. И немаловажными в этом процессе являются несколько моментов. Во-первых, разумное решение отца, отправившего сына не в Петербург, где его ожидали праздная жизнь и увеселения, а в глухую крепость, на самом деле ставшую местом, где он и лямку потянул, и пороху понюхал. Во-вторых, сама эпоха и важное историческое событие - восстание под руководством Пугачева. Только в сложных жизненных ситуациях, как правило, проявляются истинные человека. В данном случае беззаботный мальчишка превратился в настоящего мужчину.

Определяя идейный замысел А. Пушкина, можно отметить, что постепенное становление личности Петра Гринева должно было выявить в герое те черты, которыми должен обладать каждый русский дворянин. И главные из них - «два прекрасных качества»: доброта и благородство. Именно их Петр Гринев хотел бы видеть в своих потомках. Это пожелание автора мемуаров, завершавшее черновой вариант повести, было исключено при последней редакции «Капитанской дочки».