Печорин и грушницкий друзья. Новые художественные средства

«Герой нашего времени» - выдающееся произведение русского классика М. Ю. Лермонтова, которое состоит из отдельных повестей, не имеющих последовательного изложения сюжета. Однако все они рассказывают разные истории, связанные с героем Григорием Александрович Печориным, очень таинственным и загадочным человеком, который вызывает разные чувства: привязанность, сострадание, ненависть и любовь. Кстати, любовь и дружба в жизни Печорина в большинстве своем ничего для него не значили. Он не испытывал теплых и искренних чувств к другим, а может, прятал эти чувства глубоко внутри себя.

Дружба в жизни Печорина. Сочинение

В первой главе мы знакомимся с Печориным со слов штабс-капитана Максима Максимыча. Хоть им и пришлось пережить немало трагических событий, но это никак не сблизило их. Максим Максимыч за это время сильно привязался к Печорину, но в духовном плане был чужд ему, может, из-за а может, из-за

Нужно отметить, что в герое Максиме Максимовиче прослеживается образ простого русского человека, характерного для России того времени. Он никогда не сможет понять Печорина, однако симпатизирует ему и называет его «славным малым». Максим Максимыч говорит о нем, что есть «эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Неловкая встреча

Почему дружба в жизни Печорина не имела такой важности, как для других? Для эгоистичного Печорина Максим Максимыч и Бэла были лишь маленькими эпизодами в его жизни. Это доказывает момент, когда Максим Максимыч после долгой разлуки, узнав, что в их части остановился Печорин, выбежал чтобы обняться с другом, но Печорин при встрече с ним не показал никаких эмоций и вымолвил лишь: «Мне пора, Максим Максимыч…» Лермонтов не случайно показывает такую несхожесть двух сослуживцев, такая же разница всегда существовала между русским народом и светской аристократией.

Дневник Печорина

Дальше в вопросе о том, что значила дружба в жизни Печорина, лучше разобраться, а также ближе познакомиться с этой личностью помогает личный дневник, постепенно открывающий все причины поступков Печорина и его высокомерного отношения к людям. Дневник помогает понять, что двигало этим человеком, чем он жил. Печорин был человеком из высшего общества, которое, в свою очередь, не требовало от него ничего умного и полезного. От такого безысходного положения и своей никчемности Печорин забавлялся и в некотором роде издевался над людьми. Однако он также мог осуждать себя за свои поступки, а это говорит о том, что не такой уж он хладнокровный и Так, в нем проявляется незаурядная личность, способная на сострадание.

Маска равнодушия

Что значит дружба в жизни Печорина? Он очень сложно сходится с людьми, совсем не умеет дружить и любить по-настоящему. Все, кто попадался на его пути, Бэла, Максим Максимыч, Мери, Вера, Грушницкий, получили от встречи с ним только боль, страдание и разочарование. Он думал, что он умнее всех, и требовал большего. Получая желаемое, он быстро от него отказывался. Кто знает, может, его холодность - лишь маска, которую общество научило надевать на себя, чтобы не показывать свои истинные чувства. Таким образом можно было обезопасить себя от ненужного любопытства и насмешек, чего он так не любил.

Доктор

Но в романе действительно есть такой человек, с которым Печорин особенно дружен, это доктор Вернер. Печорину удается в нем разглядеть свои собственные черты, ему нравится в нем скептицизм, интеллект и то, что он любит поэзию. Печорину импонировало и то, что этот человек по профессии врач.

В теме «Дружба в жизни Печорина» цитаты звучат по-разному. Печорин сам однажды признался Вернеру, что он не способен дружить, что в дружбе «один раб другого». Печорин свободолюбивых нравов, подстраиваться и подчиняться не желает, не нуждается в чужих советах. В любви он тоже себя не видит, его добрая и умная Вера ему уже не принадлежит, она замужем, бороться ему за нее уже поздно.

Дуэль

Нелепая дуэль с Грушницким - это его роковая месть за розыгрыш. Печорин решает довести дело до конца и убивает бедного юнкера, хотя и знает, что Грушницкий в него никогда бы не выстрелил.

В главном герое живут два человека, один постоянно совершает поступки, а другой осуждает его за них. Он не угадал своего предназначения, презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.

Дружба в жизни Печорина. Таблица

Если составить краткую образную таблицу взамоотношений Печорина, то можно выделить интересные детали.

Максим Максимыч

Относится к Григорию Александровичу с искренностью, сочувствием, любовью и в то же время с непониманием. Печорин же к нему абсолютно равнодушен, если не сказать - безразличен, хоть и были они довольно долгое время сослуживцами.

Грушницкий

В нем играло соперничество и зависть, тщеславие и злоба по отношению к Печорину, который ответил безжалостностью, неумением прощать слабости своему сверстнику.

Офицер серб Вулич

Он храбр, фаталист, чуждый сомнениям, верит, что все предопределено в судьбе человека. Печорин же отрицает предопределение и верит в здравый рассудок.

Доктор Вернер

Ироничный философ, созерцатель, боится ответственности. Печорина все это привлекает, ему нравится интеллектуальное общение с ним.

Вот таким он был, Печорин. Читайте великое творение М. Ю. Лермонтова и делайте собственные выводы о том, что значила дружба в жизни Печорина. Сочинение, которое мы представили вашему вниманию, представляет собой лишь субъективное мнение.

Меню статьи:

Дуэли стали причиной многих бед и несчастий не одной семьи. Порой причинами для такого непритязательного решения конфликтов ставали самые банальные вещи.

Так как пагубное влияние дуэлей было очевидно, то такой способ разрешения конфликтов был вскоре запрещен, но это не мешало время от времени прибегать к подобному способу выяснения отношений.

Развитие отношений между Грушницким и Печориным вскоре зашло в тупик и, по мнению Грушницкого, единственным путем разрешения конфликта могла быть исключительно дуэль.

Знакомство Печорина и Грушницкого

Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».

Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести “Княжна Мэри”, которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.

Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.


После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Дуэль

Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину. Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте. Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование. Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.

Последствия дуэли

Так как дуэли были запрещены, то Печорин должен был понести наказание за участие в незаконном действии, если бы об этом инциденте стало бы известно общественности. Так как дуэль закончилась смертельным исходом для Грушницкого, то огласка была вполне ожидаемым действием. Так и случилось. После обнародования информации о дуэли Печорин, получает свое наказание – его переводят по службе в некую крепость N. Именно здесь Печорин знакомиться с Максимом Максимовичем и Беллой.

Для новых знакомых Печорина взаимоотношения с дуэлянтом стали губительны – он привнес в их жизнь кардинальные изменения, причем не самые положительные.

Таким образом, Печорин, хоть и выглядит откровенным негодяем в отношении многих вещей, все же имеет благородные черты характера. Так, например, он несколько раз призывает решить возникший конфликт мирным путем, делает он это не из-за страха или личной робости, а потому, что не видит веских причин устраивать трагедию. Кроме того, Печорин готов отвечать за свои поступки и слова – он человек слова, в то время как Грушницкий привык действовать исподтишка и боится признавать свою неправоту.

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: конфликт, причина дуэли

4.2 (84.44%) 9 votes

(по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

В 1839 году в третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть “Фаталист” и во второй книжке журнала за 1840 год – “Тамань”. В том же году уже известные читателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати как главы романа “Герой нашего времени”. Критика встретила новое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика. Наряду с бурными восторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”, увидевшего в нем “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”, “богатство содержания и оригинальность”, в печати звучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А.С. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа – “эстетическая и психологическая нелепость”, а в самом произведении “философии, религиозности русской народной и следов нет”. Но как бы мы не оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов выписал своего главного героя.

На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир своего героя – Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстает как человек загадочный, таинственный.

В главе “Максим Максимыч” завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. И таинственному герою “кавказской новеллы” придаются какие-то живые черты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический портрет. Он - человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: “...жизнь моя становится пустее день ото дня...”, то его слушатель принял эти слова без ужаса как вполне естественные: “Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду...” И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в том: и “разврат столичной жизни”, и “бури душевные”, и “некоторую скрытность”, и “нервическую слабость”. Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности. И все же загадка не исчезает, “странности” остаются. Повествователь отметит глаза Печорина “они не смеялись, когда он смеялся!” В них рассказчик попытается угадать “признак - или злого нрава, или глубокой посмеянной грусти”; и поразится и блеску: “то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”; и поежится от “проницательного тяжелого” взгляда... Лермонтов показывает Печорина как человека неординарного, умного, сильного волей, храброго. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной? Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению. Он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая на них внимания. Он эгоист.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе “Княжна Мери”. Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И тогда начинается очередной “эксперимент” Печорина. Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его – постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит в случае с Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он – посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он стремиться играть модную среди юношей роль байронического разочарованного героя, “существо, обреченное каким-то тайным страданиям”. Конечно же, читатель понимает, что это пародия на Печорина! Поэтому-то он так и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” – вот как разговаривает он в начале романа. Но события развиваются так, как этого хочет Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с совсем другой стороны. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом – бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент Печорина удался! Здесь с полной силой проявились “демонические” свойства его натуры: “сеять зло” с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий – кривое зеркало Печорина – оттеняет истинность и значительность страданий этого “страдающего эгоиста”, глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Юнкер Грушницкий - вторая контрастная фигура, поставленная Лермонтовым возле Печорина: как Максим Максимыч контрастирует с ним в «Бэле» и «Максиме Максимыче», так Грушницкий составляет контраст Печорину в «Княжне Мери». При этом писатель использует необычный прием: о Грушницком мы узнаем со слов Печорина, и, таким образом, оценка Грушницкого в повести «Княжна Мери» является принципиально субъективной и подчинена мировосприятию Печорина.

Что мы знаем о Грушницком? Мы знаем, что Грушницкий является юнкером, и это обстоятельство дает нам возможность представить жизнь этого молодого человека до того времени, как происходит его встреча с Печориным. Юнкерами назывались, с одной стороны, учащиеся некоторых военных училищ, а с другой - вольноопределяющиеся молодые люди дворянского происхождения, вступавшие на военную службу нижними чинами. Одевались они по-солдатски, й эту особенность экипировки позднее Грушницкий использует, пытаясь привлечь внимание княжны Мери: «Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Ведь толстая солдатская шинель позволяет девушке сделать предположение, что молодой человек - разжалованный и сосланный солдат.

Как видим, Грушницкий склонен к тому, чтобы окружить себя внешними эффектами с целью превознести себя в глазах окружающих. Это проявляется и в его речи: «он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». По выражению Белинского: «Грушницкий - идеальный молодой человек, который щеголяет своею идеальностью, как записные франты щеголяют своим модным платьем, а «львы» - ослиною глупостью... производить эффект - его страсть».

Грушницкий не умел спорить: он мог выслушать возражения собеседника, а затем вместо ответа произнести длинную тираду, которая в самом деле была продолжением его же собственной речи. Он умел писать довольно забавные эпиграммы, но они никогда не были меткими и злыми. Одним словом, Грушницкий не мог никого убить, потому что окружающие его не интересовали. Цель его жизни - сделаться героем романа. Он так часто убеждал других в том, «что он существо, не созданное для мира», что сам почти уверился в этом.

Выражая свою неприязнь к Грушницкому, а точнее, к его страсти производить эффект, Печорин говорит: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Возможно, это предчувствие и сыграло главную роль в отношении Печорина к Грушницкому. Возможно, смеясь открыто над бедным юнкером, он смеялся над фатумом, судьбой, которая избрала Грушницкого в качестве недружелюбного друга. С одной стороны, Печорин вполне благосклонен к младшему товарищу («В те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен»), но с другой, он не способен прощать окружающим недостатки, а потому постоянно нагнетает к Грушницкому недружелюбие, приближая момент роковой развязки. Вполне возможно, что отсутствие жизни в другом человеке возбуждает в нем невольное желание увериться в собственных глазах, что он не похож на Грушницкого, что в нем больше жизни. Печорин сам признается в своей страсти противоречить: «Целая жизнь моя была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Таким образом, привыкнув к своим внутренним противоречиям, он при встрече с Грушницким невольно настроился к нему противоречиво, антагонистически. Это доставляло ему своеобразное наслаждение.

Чувство противоречия заставляет Печорина наперекор Грушницкому начать ухаживать за Мери, отношения с которой были для него лишь приемом борьбы с Грушницким, не более того. Встретившись в эту же пору с Верой, Печорин отдается своей истинной любви, и тем яснее отдает себе отчет в действительной природе своих чувств к Мери. С Мери связана у Печорина не любовь, как с Верой, и не страстное увлечение, как с Бэлой, - с Мери связан у него один из тех опасных опытов освоения женского сердца, которых было в его жизни так много и которые, в конце концов, так ему прискучили.

Однако Грушницкий не знал этих качеств Печорина. Отношения с Мери он воспринимает на свой счет и, как самовлюбленный, но уязвленный человек, решается на подлость: вначале вступает в сговор с друзьями, а потом решается на дуэль с Печориным. Возможно, все предыдущие действия Печорина и можно подвергнуть критике, но то, что, зная о преступном заговоре, он не отказывается от мысли испытать судьбу, более того, пойти ей наперекор, вызывает восхищение. В то же время Грушницкий, уверенный в своем успехе, в самый последний момент демонстрирует свое благородство: он долго не решается на роковой выстрел. Но выстрел все же произведен, и теперь сам Грушницкий оказывается перед лицом опасности. Какие неведомые силы заставляют его предпочесть верную смерть спасению путем признания ошибки? Эти неведомые силы - бесхарактерность и завышенное самолюбие. Белинский подчеркивал, что самолюбие - это главная слабость в характере Грушницкого: «Самолюбие уверило его в небывалой любви к княжне и любви княжны к нему; самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина».

Мы знаем, что Грушницкий всего на пять лет младше Печорина, а следовательно, живет в кругу тех же интересов, в каких живет Печорин, ощущает себя человеком того же поколения и той же культурной среды, к которой принадлежит и Печорин. Но мы видим, что между этими героями существует огромная пропасть. В противопоставлении Печорина и Грушницкого заложена идея противоположности личности и личины, индивидуальности и подражательности, свободной мысли и следования трафаретам.

Перед вами сочинение-рассуждение на тему Печорин и Грушницкий. Это сочинение по нетленному роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Сочинение рассчитано на учеников 9 – 10 классов, но может быть использовано и учащимися других классов.

Другие сочинения по данному произведению вы можете найти

Печорин и Грушницкий

«Герой нашего времени’’ — первая попытка создания в русской литературе психологического реалистического романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, синтез различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник — исповедь. Роман Лермонтова – социально-психологический и нравственно- философский. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И с этого момента начинается очередной «эксперимент» Печорина. Можно сказать, что вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его — постижение истины, природы человека, попытка понять, насколько общепризнанные представления о добре, зле, дружбе, любви справедливы. Часто это жестокая игра своей и чужой жизнью. Именно так и происходит в случае в Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и «звездочках» на погонах. Он — посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль байронического разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиям». “Да это же пародия на Печорина!» — вдруг понимаем мы. Совершенно верно. Потому-то и бесит он главного героя романа. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру.

Сначала «экспериментатор» вызывает у Грушницкого даже некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значимым человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” — вот как разговаривает он в начале романа. Но события неумолимо развиваются в соответствии с замыслом Печорина. Мери влюбляется в него, забыв о Гpyшницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается для нас совсем по-новому. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом — бесчестным, просто подлым! Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Да, эксперимент Печорина удался блестяще. Здесь с полной силой проявились “демонические» свойства его натуры: «сеять зло” с величайшим искусством. И в очередной раз убеждается он, как легко человек поддается искушению. Но такое подтверждение его теории отнюдь не радует героя Ему надоело «играть роль топора в руках судьбы”. Oн признается, что, как орудие казни, упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к смерти. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация эта уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Так, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.