Почему апостола Фому называют неверующим? Сомнением веру утвердивый: Апостол Фома.

Воскресение

Неверие Фомы
(Иоанна 20:24-31)

Евангелист Иоанн отмечает, что при первом явлении Господа всем Своим ученикам, собранным вместе, отсутствовал апостол Фома, называемый Близнец , или Дидим (по-гречески). Как видно из Евангелия, характер этого апостола отличался косностью, переходящей в упорство, которое свойственно людям простого, но твердо сложившегося воззрения. Еще когда Господь шел в Иудею для воскрешения Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: "Пойдем и мы умрем с Ним" (Иоан. 11:16). Когда Господь в Своей прощальной беседе сказал ученикам: "Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете" , то Фома и тут стал противоречить: "Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?" (Иоан. 14:5)

Крестная смерть Учителя произвела поэтому на Фому особенно тяжкое, удручающее впечатление: он как бы закоснел в убеждении, что утрата Его невозвратна. Упадок духа его был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже незачем быть вместе, так как все кончено, все распалось и теперь каждый из учеников должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. И вот, встретив других учеников, он вдруг слышит от них: "Видели Господа" . В полном соответствии с своим характером, он резко и решительно отказывается верить их словам. Считая воскресение Своего Учителя невозможным, он заявляет, что поверил бы этому только тогда, если бы не только видел своими глазами, но и осязал своими руками язвы гвоздичные на руках и ногах Господа и прободенное копьем ребро Его. "Вложу руку мою в ребра Его" - из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

Спустя восемь дней после первого явления Господа десяти апостолам, Господь снова является, "когда двери были заперты" , по-видимому, в том же доме. На этот раз и Фома был с ними. Может быть, под влиянием обращения с другими учениками, упорное неверие начало оставлять его, и душа его мало-помалу становилась вновь способной к вере. Господь и явился для того, чтобы воспламенить в нем эту веру. Став, как и в первый раз, совершенно неожиданно среди Своих учеников и преподав им мир, Господь обратился к Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои".. . На сомнения Фомы Господь отвечает Его же собственными словами, которыми он обуславливал свою веру в Его воскресение. Понятно, что уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Господь к тому же прибавил: "И не будь неверующим, но верующим" , то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги - полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не сказано, осязал ли действительно Фома язвы Господа - можно думать, что осязал - но так или иначе, вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере , ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: "Блаженны не видевшие и уверовавшие…" И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом , доверием к учению Христову . Это - лучший путь веры .

Этим повествованием св. Иоанн заканчивает свое Евангелие. Следующая 21-я глава написана им позже, спустя некоторое время, как думают, по поводу слуха о том, что ему определено жить до второго пришествия Христова. Теперь же св. Иоанн заключает свое повествование свидетельством о том, что "много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей" - хотя св. Иоанн и поставил себе целью дополнить повествование первых трех Евангелистов, но и он записал далеко не все . Он, однако, считает, как видно, что и написанного вполне достаточно, "дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" - и того немногого, что записано, довольно для утверждения веры в Божество Христово и для спасения через эту веру.

Неделя следующая за «Светлой Седмицей», называется «Неделя о Фоме». Происходит её название из Евангельского события, которое всем нам хорошо знакомо. Даже в нашей обыденной речи мы часто к человеку не верящему на слово относим обращение «Фома неверующий». Не будем сейчас вдаваться в исследование вопроса о происхождении этого словосочетания и его «права на жизнь». Как не будем впрочем особо и рассматривать события изложенные в Евангелии, ведь его объяснению посвящен не один труд святых отцов, богословов и экзегетов. Зададимся другим вопросом: «В чем схожесть и разность современного православного христианина с личностью святого апостола Фомы?».

Вспоминая о неверии Фомы, многие из нас признаться вспоминают это событие с иронией. И даже где то внутри мы возможно чувствуем какую «детскость» и «наивность», проявляемые святым апостолом. Мы привыкли порой как бы невзначай, порой побеждаемые гордостью присваивать себя веру более глубокую и осознанную чем у предшествующих нам поколений христиан. Сейчас практически при каждом храме существуют детские и взрослые воскресные школы, а иногда и катехизаторские курсы. И люди стремятся туда, подчас после работы, уставшие, превозмогая себя.

Мне довелось не один год преподавать на подобных курсах «Ветхий Завет» и «Четвероевангелие». Сразу скажу, что достойны уважения как стремление так и труд людей посещающих данные курсы. Среди недели после напряженного рабочего дня они систематически посещают занятия. Также из воскресенья в воскресенье они после службы задерживаются в храме, для того чтобы приобщиться к знаниям во время посещения взрослой воскресной школы. И конечно если рассматривать это «явление» в цифрах и статистике отправляемой образовательными отделами в канцелярии епархии и патриархии, то вполне может показаться, что некоторый «костяк» на приходах составляют исключительно образованные люди. На деле к сожалению всё оказывается не так радужно.

Оказывается наш современный мир настолько взрастил в нашей голове лукавство и недоверие, что иной раз нам проще поверить заблуждению, распространяемому народной молвой. Труднее заставить себя понять ложность и абсурдность укорененного в нас неразумия. И вот когда человек начинает посещать образовательные курсы и чтения о которых я уже упомянул, то внутри него подчас начинается жесткая борьба. Душа, наполненная скорее более обрядоверием нежели верой, сталкивается вдруг с Истиной.

Начинается противостояние внутри человека, многие его убеждения оказываются либо ложными, либо надуманными. Разговоры стареньки бабушек о вере вдруг оказываются не «светочем», а скорее отблеском, к тому же очень искаженным и принявшим уродливые очертания «пародии на истину». Многие люди не хотят ввязываться в такие испытания и просто напросто отступают. И порой это приводит к странным последствиям, начиная от того, что их вера сводится лишь к поверхностному: «отстоял службу», «правильно поставил свечку» и т. д. Материальная составляющая тогда превалирует в духовной жизни человека. И его мироощущение внутри православия можно определить фразой: «поверю лишь тогда когда не просто увижу, но и смогу осязать». Да, здесь, на первый взгляд, есть нечто общее с евангельскими словами и воззрениями апостола Фомы, но в том только случае если мы допустим, что такой человек впоследствии когда либо скажем так «поднимется выше» только лишь «осязательного православия».

А иногда все имеет более неприятные последствия. Иерархическая оценка духовных идеалов у человека разрушается и переставая подчиняться каким либо уставам или канонам вырождается в «свое православие». И уже не просто появляется «неверие Фомино», которое можно выразить словами: «пока не увижу - не поверю!». Здесь уже царствует внутренняя убежденность человека в его правоте, сплетенная с необразованностью и гордостью. Словно толстая веревка, пороки человека становятся удобным оружием диавола, в его стремлении затащить и привязать к себе душу человека. И страшнее всего то, что для такого человека никакие свидетельства Церкви уже не являются авторитетом, он уже и на чудо будет смотреть сквозь свои «тусклые очки заблуждения».

Простите, что начал, может быть, в некоторой степени с утрированных примеров. В заключении хотелось бы поговорить о фактах более часто встречающихся, не столь ужасающих, но к сожалению имеющих гораздо большое распространение. Начну пожалуй с такого понятия, которое позвольте назвать «святой вандализм». Как часто «ревность не по разуму» начинает превалировать в нашем рассудке и стремление к осязанию и обладанию хотя бы частичкой объекта веры становиться просто навязчивой идеей. И нашими руками, очень быстро, эти идеи что называется «притворяются в жизнь». Вы не можете представить сколько православных и обще-христианских святынь пострадало от рук «ретивых паломников», от наших с вами рук. Сколько святынь было буквально растерзано и растащено «по домам» людей носящих имя «православного христианина».
В свое время имея благословение читать «Псалтырь по усопшим», приходя в дома и квартиру часто встречал среди прочих вопросы, которые можно объединить в один: «Куда девать непонятного происхождения земельку, частицы истлевшего дерева, какое-то маслице, или водичку и подобные им предметы хранящиеся у покойного рядом с иконостасом, либо книгами религиозного содержания?». В свое время видимо этому человеку это все досталось либо из своих «паломнических поездок», либо «удружили» заботящееся о нем православные «братья и сестры». Что же делать? С чем мы сталкиваемся? Может это такое же «неверие Фомы», вызвало к жизни подобное явление? Нет, скорее всего, въевшуюся в нас привычку возводить материальное на пьедестал, «во главу угла», мы перенесли и на духовную нашу жизнь.

Давайте, пребывая в пасхальной радости, остановимся на миг и станем не только в это время, но и всегда тщательнее вслушиваться в богослужение нашей Церкви. Будем разумны, образованы и последовательны в отношении той драгоценности, которую мы имеем. Станем беречь и грамотно охранять свою веру. Воскреснем от нашего невежества и глупости, которые мы принесли с собой в храм. И взглянем совсем по другому на Евангельские события, давшие название второй неделе следующей за празднованием великого праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения. Не будем отныне смотреть на апостола Фому с снисхождением. Тогда возможно яснее и отчетливее прозвучат для нас слова Спасителя: «Блаженны не видевшие и уверовавшие»(Ин.20, 29).

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Давайте поговорим о христианском Фоме неверующим и о его смысле и значение для Церкви.

Даже те, кто не прикасался к Библии или Евангелию, тем не менее, хорошо знакомы с именем Фомы, ставшим нарицательным. «Фома неверующий» часто говорим мы в адрес скептически настроенного недоверчивого собеседника.

И выходит некоторая странность: вроде бы церковное, библейское слово должно быть направлено на обращение человека к вере, доверию, послушанию, а на устах у всех имя Фомы, притом «неверующего». Но это кажущееся недоразумение, потому что, так или иначе, каждый верующий проходит путь от «Не поверю, пока не увижу» до «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Неделя о Фоме помогает каждому из нас проанализировать свой жизненный путь, вспомнить, как произошло наше обращение к Богу или размышлять о том, почему я ещё не верую и как же мне поверить?

Согласно православной традиции Фомина неделя или Антипасха воспоминается в первое послепасхальное воскресенье.

В 2014 году — 27 апреля. Антипасхой этот день называется, потому что Фома неверующий на сообщение апостолов: «Христос воскрес!» не смог ответить традиционным пасхальным приветствием: «Воистину воскрес!».

Жизнь и ученичество Фомы

Само имя Фома происходит от арамейского слова тэума – близнец. Однако Евангелие указывает, что это прозвище, к этой мысли склоняется и Александр Лопухин православный церковный писатель и богослов в своем толковании библейских текстов «Толковая Библия Лопухина». Он предлагает понимать прозвище «близнец», как «человек двоящейся природы».

Очевидно, такая склонность его натуры была явной для окружающих, которые дали ему это прозвище. В случае с сомнением в воскресении Христа проявились как его рациональность и логика, так и сердечность при последующем раскаянии.

Евангелие от Иоанна в 21 главе 1-2 стихах косвенно указывает на это, когда Иисус после Своего воскресения предстал перед учениками, во время лова рыбы, среди них упоминается и Фома.

Об избрании Фомы Христом сообщают все четыре Евангелиста, перечисляя его имя среди имен остальных апостолов. Только Евангелист Иоанн сообщает нам историю сомнений Фомы и его уверения в .

Фома касается раны Иисуса. Скульптура А.Вероккъо

История этого события такова: после своего воскресения Иисус являлся своим ученикам, общался с ними, творил перед ними чудеса.

Но когда Иисус явился ученикам впервые, Фомы не было среди них. Ученики сообщили ему, что видели Господа воскресшего, но он не поверил и произнёс знаменитое: «Пока я не увижу, не поверю».

Он настаивал, что сможет поверить только после того, как вложит свои пальцы в раны от гвоздей, и руку — в рану от копья на боку Иисуса.

И когда Христос явился ученикам в следующий раз, Он предложил Фоме возможность удостовериться и вложить персты свои в раны.

Из дальнейшего повествования, не вполне ясно сделал это Фома реально или, устыдившись своего неверия, раскаялся и исповедал: «Господь мой и Бог мой!» Ев. Иоанна 20 гл. 28 ст.

Уверование Фомы стало темой множества художественных полотен и скульптур.

Какое имеет ? В чём смысл этого рассказа, для чего после Пасхи Церковь обращает наш взгляд на Фому?

Таково обращение Церкви к каждому человеку, как бы говорящее: «Так это же для вас и о вас написано!».

История Фомы из Евангелия имеет не одно значение:

  • самое очевидное из его значений состоит в том, что вера коренным образом отлична от знания рационального, основанного на опыте и фактах.
  • с другой стороны, так ли однозначно плохо искать доводы и доказательства для своей веры? Заметьте, что в Евангелии Христос не осудил и не упрекнул Фому за их поиск.
  • в этом рассказе дан ответ на самый главный вопрос Фомы: «Так верить мне или нет?» Христос ответил: «Не будь неверующим, но верующим!» .

О вере

Всё христианство, без сомнения, основано на вере в телесное воскресение Иисуса Христа. Без этой веры христианство теряет самую свою сущность: «Если Христос не воскрес , — заявляет апостол Павел, — то вера ваша тщетна» 1Послание ап. Павла Коринфянам 15 гл. 17 ст.

Изначально, быть христианином означает верить в невероятную, но реально совершившуюся победу Христа над смертью.

Поиск аргументов для своей личной веры хорош уже тем, что мы их ищем, что мы размышляем о Боге и своём отношении к Нему. Однако на пути рациональных размышлений важно понимать, что эмпирическое (приходящее от опыта) знание – низший вид знания.

Духовное знание – высшая форма знания, из всех доступных человеку. Но как же поверить? Ведь мы не сможем, как современники Иисуса увидеть Его воскресшим, коснуться Его рук и пронзенного ребра, или хотя бы услышать свидетельства очевидцев.

Но у нас есть Церковь, церковное учение, богатое историческое и литературное наследие христианских святых. Таинства Церкви, воскресные школы, беседы и наставления священников. Решение принимать во внимание опыт других людей, с его сложностями и подробностями может очень помочь нам.

Вера – это дар Божий именно тем, кто ищет и просит Бога о ней. Итак, ищите, просите, стучите – и будет вам!

Есть люди, которые ищут удостоверения в истинности христианства, желая видеть чудеса, знамения, сверхъестественные проявления силы Божьей. О таких людях замечательно сказал Августин Блаженный еще в третьем веке: «Кто ищет чудес еще и теперь, чтобы веровать, сам представляет собой великое чудо, не веруя, когда верует уже целый мир».

И Сам Христос ободряет нас: «Счастливы те, кто не видели Меня (воскресшим), но поверили» Ев. Иоанна 20 гл. 29 ст.

Апостол Фома неверующий звучит, конечно, неординарно, но Библия никогда не замалчивает недостатки своих героев, напротив показывает нам, как силой Божьей, силой веры в воскресение Христово преображается человек, изменяется его жизнь.

И как много Бог может совершить через верующего человека для других людей, стран и даже целых народов. Именно об этом нам и говорит дальнейшая жизнь уже «верующего» Фомы.

Святилище в Индии

Имя апостола Фомы церковная традиция связывает с проповедью христианства, в далёкой от Палестины, Индии.

До сегодняшнего дня индийские христиане считают себя христианами апостола Фомы, основание своей Церкви они также приписывают ему.

В 1293 году Марко Поло в путевых записках, сделанных во время пребывания в Индии сообщает о том, что он посетил гробницу апостола Фомы в области Малабар.

О проповеди христианства в Индии апостолом Фомой пишут и Отцы Церкви, и ранние церковные историки, среди них Григорий Богослов, Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский, Павлин Ноланский.

«Фома неверующий», — иронично говорим мы про человека крайне недоверчивого, не желающего поверить без доказательств, скептического. Имя, упоминаемое во фразеологизме, стало нарицательным, а само выражение в лингвистике называют «связанным», ведь Фома обязательно неверующий, а неверующий во что бы то ни стало Фома. Задумываемся ли мы о том, откуда в современный русский язык пришло это выражение и чье собственное имя упоминается в нем?

Фома - ученик Иисуса Христа, один из двенадцати апостолов, его имя вспоминается в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Фоминым воскресеньем, а вся последующая неделя - Фоминою.
Фразеологизм сформировался на основе эпизода из Евангелия от Иоанна. В тексте Священного Писания говорится о том, что Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Спустя восемь дней Христос вновь является к ученикам и предлагает Фоме прикоснуться к ранам на Своем теле. Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27), - сказал ему при этом Спаситель. Фома уверовал и произнес: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20. 28). И тогда Христос сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, которые не видели и уверовали (Ин. 20, 29).
Когда мы испытываем сомнения в вере, нужно вспомнить святого апостола. Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Несмотря на нашу иронию по поводу «неверующего Фомы», в Евангелии апостол вовсе не отрицательный персонаж. Он был одним из самых преданных учеников Господа, готов был идти с ним даже в моменты опасности. Неверие Фомы было добрым - оно рождалось не из неприятия Христа, не из цинизма, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю.
В современном же русском языке фразеологизм «Фома неверующий» мы употребляем в широком смысле, называя так в шутку или с иронией всех недоверчивых людей. Несмотря на такие синонимы, как маловер, недоверчивый, скептик, предпочитаем образное выражение.
Фразеологизм прочно вошел в сокровищницу языка, закрепился, в том числе, и благодаря работам художников, которых не мог не волновать Евангельский сюжет с глубоким вероучительным смыслом. В истории изобразительного искусства данный эпизод называется «Неверие апостола Фомы» или «Уверение Фомы». Эта тема стала популярной, начиная с XIII века, когда появляется много изображений апостола Фомы и сцен из его жития. На тот же сюжет созданы полотна Рембрандта и Караваджо.

Ирина Рокицкая

19 октября Православная Церковь празднует память апостола Фомы — того самого апостола, имя которого с прозвищем "Неверующий" стало нарицательным. В его честь не только освящаются храмы — его имя носит известный православный журнал для сомневающихся. Фомой неверующим в народе называют собеседника, ставящего под сомнение даже в самые достоверные и другим собеседникам доподлинно известные вещи. Корректно ли такое словоупотребление? Во что на самом деле не верил и во что верил апостол Фома?

Караваджо "Уверение Фомы" (фрагмент)

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав проповедь Иисуса Христа, Фома оставил все и последовал за Ним, став одним из двенадцати учеников Спасителя.

После Своего воскресения Христос явился десяти апостолам — среди них недоставало предателя Иуды и Фомы. По свидетельству Священного Писания, Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении. "Если не увижу на Его руках ран от гвоздей и не прикоснусь к ним, не поверю", — говорил он. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал свои раны. "Господь мой и Бог мой!" — воскликнул святой апостол.

"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благости Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

И действительно, когда апостолы бросили жребий, кому в какую страну идти проповедовать, Фоме "не повезло" больше всех. Ему досталась Индия, далекая от Палестины и географически, и культурно. Апостол долго не решался идти туда с проповедью Воскресшего Христа, пока Спаситель не явился ему во сне, пообещав свою всесильную помощь.

По преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. В заморскую Индию он попал интересным способом. Индийский царь Гундафор захотел построить себе такой же дворец, какие были у римских императоров. Золота на это предприятие у него было предостаточно, а вот со строителями возникли проблемы: никто в Индии не рискнул взяться за такое сложное и ответственное дело. Гундафор послал своего купца Авана за море искать талантливого и опытного архитектора.

Таким архитектором представился апостол Фома. Аван нанял его, они сели на корабль и после многих захватывающих приключений достигли берегов Индии. Там царь показал Фоме место, на котором должен быть возведен дворец, дал ему много золота на строительство и отбыл по своим делам. Фома же раздал все царское золото нуждающимся и начал проповедовать Христа и крестить уверовавших.

Прошло время. Царь послал узнать, как продвигается строительство. Фома доложил, что почти все готово, осталась лишь крыша. Обрадованный Гундафор послал апостолу еще золота, которое тот не замедлил раздать нищим. Вскоре царю донесли, что Фома его обманывает. Он возвратился в свою столицу и потребовал у апостола объяснений. Тот отвечал, что выстроил царю роскошные палаты, но не на земле, а на небе. Возмущенный царь отказался верить этой нелепице и посадил Фому вместе с нанявшим его Аваном в темницу, намереваясь в ближайшее время казнить их. Однако Гундафора неожиданно отвлекло от этих проблем трагическое событие: умер его брат.